УДК 8133
Воронежский государственный архитек- Voronezh State University of Architecture
турно-строительный университет and Civil Engineering
асп. кафедры теории и практики архи- The chair of theory and practice of architec-
тектурного проектирования tural design
Лесневска Р.В. Post-graduate student
Россия, г. Воронеж, Lesnevska R.V.
тел.: +7(950)774-76-35, Russia, Voronezh, tel.: +7(950)774-76-35
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Университет национального и мирового University of National and World Economy
хозяйства The chair of foreign languages and applied
доц., д-р кафедры иностранных языков linguistics,.
и прикладной лингвистики PhD, associated professor
Лесневска Д. С. Lesnevska D.S.
Болгария, г. София, тел. + 359 884 736 954 Bulgaria, Sofia, tel.: + 359 884 736 954
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Р.В. Лесневска, Д.С. Лесневска
РУССКИЕ ПАМЯТНИКИ - ЗНАЧИМОЕ КУЛЬТУРНОЕ И АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СОФИИ
Русские памятники в Софии имеют длинную и сложную трехвековую историю. Русские памятники увековечили подвиг русских воинов во время русско-турецкой освободительной войны 18771878 гг. Сегодня идентификация, защита и сохранение архитектурного наследия Софии, в особенности русских памятников, являются национальным приоритетом.
Ключевые слова: памятник, наследие, народная память, политика памяти, искусство, межкультурная коммуникация, лингвокультурологический подход, архитектурный дискурс.
R.V. Lesnevska, D.S. Lesnevska
RUSSIAN MONUMENTS AS IMPORTANT ARCHITECTURAL, HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF SOFIA
Sofia's Russian monuments have a long and complex history, including 3 centuries. Russian monuments immortalized the feat of the Russian warriors during the Russo-Turkish war of liberation (1977-1878). The identification, protection and preservation of Sofia's architectural heritage, in particular Russian monuments, is a national priority today.
Key words: monument, heritage, art, people's memory, politics of memory, cross-cultural communication, cultural linguistic approach, architectural discourse.
Новая дискурсивная теория межкультурной коммуникации, согласно которой язык и культура представляют собой единый интегративный объект, является исходной теоретико-методической основой современного преподавания иностранных языков, в частности, преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в болгарских школах и вузах. Сочетание лингвокультурологического и дискурсивно-стилистического подходов при обучении РКИ в инославянской (болгарской) среде является предпосылкой творческого развития методики преподавания русского языка как инославянского [5, с.11-14].
Целью настоящей работы является рассмотрение русских памятников в Софии в хронологическом порядке, начиная с Русского памятника (1882 г.) и кончая памятником генералу И.В. Гурко (2013 г.). В лингводидактическом аспекте считаем
© Лесневска Р.В., Лесневска Д.С., 2015
целесообразным обособить дискурс Русские памятники в Болгарии в качестве учебного материала при обучении РКИ в болгарских школах и вузах. В сущности, выделяемый нами учебный курс «Русские памятники в Болгарии» отвечает современной политике памяти болгарского общества. Учитывая сильное воздействие монументального искусства, данный курс в рамках занятий РКИ способствовал бы созданию полилингвальной славянской личности в настоящую эпоху глобализации [4]. В современном межкультурном обществе одной из самых мощных форм массовой коммуникации является архитектурный дискурс, поскольку воздействие визуальной культуры и визуального языка на подсознание сильнее вербального языка. Архитектура как вид медиа сейчас активно исследуется (в соотношении «медиа - архитектурное наследие - искусство») [2; с. 355-364].
В Болгарии есть свыше 450 русских памятников, установленных по окончании Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. в знак народной признательности за героизм и самопожертвование русских воинов-освободителей. Русские памятники как культурно-историческое наследие и как народная память являются фактором создания идентичности нашей столицы. В наши дни общая забота о культурном наследии, политика памяти регламентированы законодательством. Закон о культурном наследии (болг. Закон за културното наследство от 10.04.2009 г.) регулирует отношения в области сохранения культурных ценностей. Защита русских памятников в Болгарии, в частности в столице Софии, - актуальная задача и национальная ответственность всего болгарского общества.
Русские памятники в Болгарии имеют длинную и сложную историю: с конца XIX века до наших дней. В своей монографии «Българска монументална скулптура» Венета Иванова употребляет понятие «руски паметници», подчеркивая, что они представляют собой часть болгарской истории и культуры [3]. С течением времени и сменой эпох (капитализм, социализм, посткоммунизм) понятие «русские памятники» расширяет свое значение. Сегодня «русским» является каждый памятник, связанный с Россией и Советским Союзом.
Русские памятники - неотъемлемая часть болгарского национального архитектурного наследия (1882 - 1914) и современной болгарской архитектуры (1915 -2015).
Никифор Ганев, распорядитель в бибилиотеке Столичной общины (1932 - 1941), составил первую книгу о болгарских памятниках (в том числе «русских памятниках»). Труд охватывает период с 1882 (Русский памятник) до 1939 г. (памятник патриарху Евтимию). Проанализированы 30 памятников, из которых 5 русских: Русский памятник, Докторский памятник, Гвардейский памятник (рис.1), памятник Царю Освободителю, храм-памятник им. Александра Невского (рис.2). Являясь акцентами градостроительства, первые русские памятники имеют четкие формы неоклассицизма [1].
Русский памятник в Софии (1882) - первый памятник, построенный в столице освободившегося от турецкого владычества Княжества Болгарии у дороги, по которой Осман Нури паша покидает Софию по направлению в Перник. Предполагается, что памятник установлен по проекту русского академика В. Иосифовича Шервурда или архитектора Вокара из Стамбула.
Докторский памятник (1883) - памятник погибшим в Русско-турецкой войне 529 русским медицинским чинам. Памятник установлен в 1883 г. по проекту чешского архитектора А. Т. Томишко. Памятник представляет собой четырехгранную пирамиду из белых каменных блоков, на которых высечены имена погибших медицинских чинов.
Гвардейский памятник (1885) посвящен погибшим гвардейцам Третьей гвардейской пехотной дивизии во главе с генералам В. Каталеем и Д. Философовым, убитыми за два дня до освобождения Софии. Памятник был разрушен во время бомбардировок в 1944 г., а в 2008 году полностью восстановлен.
После 1900 г. в Болгарии начинает развиваться капитализм. София быстрыми темпами принимает интернациональные черты модерных европейских городов. Стремление к «европеизации» затрагивает и искусство.
В начале ХХ в. в столице установлены следующие русские памятники: памятник Царю-Освободителю (1907), храм-памятник «Св. Александр Невский» (1912) и Русская церковь «Св. Николай Чудотворец» (1914) (рис. 2).
Рис. 1 Слева направо: Русский памятник, Докторский памятник, Гвардейский памятник
Памятник Царю-Освободителю - архитектурно-скульптурный монумент большой художественной ценности. Это первая попытка создать ансамбль городского масштаба с оформлением архитектурной среды площади. Этот памятник - самое крупное проявление българского монументального искусства. Инициатором создания памятника является комитет «Царь-Освободитель Александр II» (председатель комитета - Стоян Заимов). Памятник - проект флорентинского скульптора А. Дзоки. Высота памятника - 12 метров.
Храм-памятник «Св. Александр Невский» построен по решению Учредительного Народного собрания (1879) в честь освобождения Болгарии по проекту русского архитектора, проф. А. Померанцева. Храм расположен в центре Софии; он посвящен Александру Невскому (1220-1263) - великому князю Владимирско-Суздальского княжества.
Русская церковь Святого Николая расположена в центре Софии. Она воздвигнута по проекту русского архитектора М. Преображенского по инициативе посольства России.
Рис. 2 Слева направо: Памятник Царю-Освободителю, Храм-памятник «Св. Александр Невский»,
Русская церковь Святого Николая В ХХ в. в Софии установлены барельефы генерала Е. И. Тотлебена, генерала М. Д Скобелева, генерала И. В. Гурко, а также барельеф хирурга Н. И. Пирогова (рис.3).
После 1944 г. в характере болгарской архитектуры наступают изменения. Непосредственно после 9 сентября 1944 г. в болгарском искусстве развивается монументальная пропаганда - понятие советского искусствоведения, означающее систему мероприятий для построения памятников с целью пропагандировать революционные идеи. Образцами социалистической архитектуры в Болгарии являются памятники советской армии. В Софии воздвигнуты памятник Советской армии (1954) и мемориал «Костница», посвященный советским воинам (1952 - 1954).
Памятник Советской армии в Софии (рис. 3) - крупная архитектурно-скульптурная композиция, включающая 10 каменных блоков, увенчанных бронзовыми венками славы, символизирующими победное наступление советских воинов на Берлин в 1945 г. Памятник построен в 1951-1953 гг. коллективом архитекторов (Д. Митов, И. Васильов, Л. Нейков), скульпторов (М. Георгиева, В. Емануилова, Л. Далчев, В. Зидаров, П. Дойчинов, И. Лазаров, И. Фунев), художников (Б. Ангелушев).
Мемориал «Костница» (рис. 3) находится в центре столицы. Это памятник советским воинам-освободителям. Авторы памятника - архитектВ. Беязов и скульптор Л. Димитров.
Рис. 3 Слева направо: барельефы ген. Е. И. Тотлебена, ген. М. Д Скобелева, ген. И. В. Гурко, хирурга
Н. И. Пирогова, Памятник Советской армии, Мемориал «Костница»
В XXI в. до наших дней (эпоха посткоммунизма и постмодернизма) в Софии были установлены новые «русские памятники»: памятник А.С. Пушкину (2001), памятник победителям (2008), памятник генералу Гурко (2013).
Создание этих памятников дружбы между Болгарией и Россией - заслуга Софийского общества друзей России имени Александра Невского, Фонда «Герои Болгарии», Фонда «Устойчивое развитие Болгарии»; Национального движения «Русофилы»; Болгарской федерации дружбы с народами России и СНГ.
Новые памятники, связанные с Россией и русским народом, не только сохраняют основную тему «русских памятников»: беспредельную и вечную признательность болгарского народа, вечную память; но и воплощают новые темы: тему русской культуры, общей славянской ментальности, общей славянской азбуки - кириллицы.
Бюст-памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину (рис.4) построен в центре Софии, между Домом Москвы и Русской церквью. Памятник открыт 6.06.2001 г. - в день рождения поэта. 6 июня - Международный день русского языка. Авторы памятника - русский скульптор Вячеслав Клыков и болгарский архитектор Светослав Константинов. Каждый год, 6 июня, в Софии отмечают День русского языка и день рождения гениального русского поэта.
Памятник победителям (памятник графу Н.П. Игнатьеву) (рис. 4) открыт в честь 130-годовщины Освобождения Болгарии во время визита Владимира Путина в Болгарию в январе 2008 года. Памятник находится в Докторском саду и представляет
собой черный гранитный куб с барельефами, изображающими ополченцев и подписание Сан-Стефанского мирного договора графом Игнатьевым. Автор барельефов - скульптор Иван Тодоров. Монумент является символом болгаро-российской дипломатии.
Бюст-памятник легендарному русскому генералу Иосифу Владимировичу Гурко (рис.4) был установлен у Городской художественной галереи в рамках празднования 135-летия Освобождения Болгарии от турецкого владычества (по проекту архитектора Венцислава Йочколовского). 4 января 1878 года Йосиф Владимирович Гурко вошел с частью своих войск в Софию и освободил будущую болгарскую столицу. Автор монумента - русский скульптор Григорий Потоцкий, который вместе с делегацией Московской мэрии был на его открытии.
Рис. 4 Слева направо: Бюст-памятник А.С. Пушкину, Памятник победителям, Бюст-памятник генералу
И. В. Гурко
Считаем, что учебный курс «Русские памятники в Софии» может стать основой будущей учебной программы в рамках национального форума «Культура Болгарии» в связи с интегрированием Софии в Европейское культурно-историческое наследие. Учебный курс «Русские памятники в Болгарии» должен найти свое достойное место на занятиях РКИ в болгарских школах и вузах. Курс отвечает необходимости в формировании умений творчески мыслить, ценить и беречь народную память, культурные ценности.
Библиографический список
1. Ганев Н. Паметниците на Столица София. София: Св. Иван Рилски, 1939, B0 с.
2. Диамандиева М. Съвременната архитектура като масова комуникация: «отвъд», архитектурата или разтегната медийна реалност // Изкуствоведски четения. София: БАН: Институт за изследване на изкуствата, 2013.
3. Иванова В. Българска монументална скулптура. София: Български художник, 197B, 3B2 с.
4. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009, 226 с.
5. Станкович Б. Актуальные вопросы изучения и преподавания русского языка как инославянского // МАПРЯЛ 2010. Десятый международный симпозиум. Доклады и сообщения. Велико-Тырново, 2010.
References
1. Ganev N. The monuments of Capital Sofia. Sofia: St. Ivan Rilski, 1939, B0 p.
2. Diamandiyeva M. Contemporary architecture as mass-communication: "beyond", architecture or extended media reality // Izkustvovedski cheteniya. Sofia: BAN: Institute for research of arts, 2013.
3. Ivanova V. Bulgarian monumental sculpture. Sofia: Bulgarski hudojnik, 197B, 3B2 p.
4. Prokhorov J.E. National sociocultural stereotypes of speech communication and their role in training in Russian for foreigners. Moscow: LIBrOKOM, 2009, 226 p.
5. Stankovich B. Topical issues of studying and teaching Russian as "inoslavyansky" (foreign Slavonic language) // MAPRYAL 2010. Tenth international symposium. Reports and messages. Veliko Tyrnovo, 2010.