Научная статья на тему 'РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ - СОЗДАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШЕДЕВРОВ XIX ВЕКА'

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ - СОЗДАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШЕДЕВРОВ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ - СОЗДАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШЕДЕВРОВ XIX ВЕКА»



АРМИЯ И КУЛЬТУРА

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ— СОЗДАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШЕДЕВРОВ XIX ВЕКА

Выдвижение на первый план исторической темы и ее интенсивная разработка на протяжении всего XIX столетия стали результатом тесной связи искусства России с наиболее значительными проблемами общественной жизни страны, с передовыми идеями эпохи.

Музыкальная культура испытала на себе сильное воздействие Отечественной войны 1812 года.

Композиторы и любители музыки стали чаще обращаться к героико-национальным сюжетам. Романтический историзм 1820—1830-х годов постепенно уступил место реалистическому принципу изображения прошлого, и на первое место вышли социальные, народно-

патриотические и личностные проблемы.

ВЫДАЮЩИЙСЯ композитор первой половины XIX века Александр Александрович Алябьев (1787—1851) — русский офицер, основоположник лирического романса и камерно-инструментальной музыки — оставил богатое музыкальное наследие1. В 1812 году А.А. Алябьев добровольцем вступил в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов. Был ранен и награжден орденом за доблесть. В архиве хранится интересный документ о получении им чина полковника за взятие в плен адъютанта маршала Бертье 25 января 1812 года2.

В 1814 году два раза Александру Александровичу пришлось сменить место службы: сначала лейб-гвардии Конно-егерский полк, затем Ах-тырский гусарский полк3. По окончании кампании он вышел в отставку и поселился в Петербурге, где сблизился со многими деятелями литературы и искусства — А.С. Грибоедовым, А.Н. Верстовским, А.А. Бестужевым, П.А. Муха-новым и др. С 1823 года он жил в Москве, сочинял музыку к спектаклям, выступал в любительских концертах. В 1825 году к открытию Большого театра совместно с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем написал музыку к прологу «Торжество муз»4. В творческом наследии А.А.

Алябьева, работавшего в различных музыкальных жанрах, есть произведения, слава которых вознесла композитора на вершину музыкального олимпа. Это романсы «Соловей», «Вечерний звон», «Я вас любил» (соответственно на слова А.А. Дельвига, И.И. Козлова, А.С. Пушкина). Кроме того, он являлся автором опер «Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалка», «Лунная ночь, или Домовые» и других, балета «Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты» (1827), музыки к 20 водевилям, симфонии (1830); увертюр и других произведений для симфонического и духового оркестров; тем с вариациями для скрипки с оркестром; фортепианного квинтета; трех квартетов; двух фортепианных трио, квартета для четырех флейт, более 150 песен, вокальных ансамблей, хоров без сопровождения, сборника украинских песен5.

Жизнь композитора неотделима от судеб его современников, офицеров, представителей творческой элиты России того времени. 1825 год: арест за близость к декабристам, трехгодичная ссылка в Сибирь, затем поселение в Тобольске. Как истинно талантливый человек, А.А. Алябьев организовал в этом городе симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил хоровыми и симфоническими концертами, выступал как дирижер и пианист. В 1843 году он получил разрешение на жительство в Москве и снова вошел в безмерно ценившуюся им творческую среду. Знакомство с А.С. Даргомыжским и работа со стихами Н.П. Огарева помогли композитору не замечать проблем, связанных с тяжелой болезнью6.

Большинство выдающихся представителей музыкальной культуры первой половины XIX века были воспитанниками военно-учебных заведений, и многие носили офицерский мундир практически всю жизнь. Так, выпускник 2-го кадетского корпуса офицер Новгородского кирасирского полка П.М. Воротников стал ближайшим сподвижником руководителя знаменитой Придворно-певческой капеллы штабс-капитана А.Ф. Львова. Мало кто знает, что А.Ф. Львов являлся автором российского гимна «Боже, царя храни». Автором первого учебника по истории музыки и первого музыкального словаря в России был полковник П.Д. Перепелицын (1818—1887).

Вспомним еще одно имя. Это Иван Николаевич Лопухин, прекрасный музыкант, автор многочисленных романсов. В 1839 году он был гвардейским поручиком. Особую известность ему принесли романсы на стихи А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом...» и «В дымке-невидимке». Романсы были очень популярны в XIX столетии, поэтому многие композиторы пробовали себя в этом жанре, считая его одним из самых сложных7.

Эстафету яркой выразительности и искренности уже в более крупных музыкальных формах принял представитель творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» Александр Порфирьевич Бородин (1833—

АРМИЯ И КУЛЬТУРА

1887), композитор, ученый-химик, общественный деятель и педагог. В 1856 году он окончил военно-учебное заведение — Медико-хирургическую академию. С 1858 года — доктор медицины, в 1860-е годы в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью, входил в содружество «Могучая кучка», созданное М.А. Балакиревым в конце 1850 — начале 1860-х годов и называвшееся тогда Балакиревский кружок. Напомним, что из пяти членов кружка только руководитель не носил погоны, остальные — русские офицеры (Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). С 1864 года А.П. Бородин — профессор химии Военно-медицинской академии8. Он был одним из организаторов и педагогов высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов (1872— 1887). Формулярный список, хранящийся в архиве, содержит информацию о том, что Александр Порфирьевич в свои первые трудовые годы был военным хирургом9.

Выдающийся музыкант в нем сочетался с талантливым химиком. В отчете Военно-медицинской академии за 1895 год был опубликован полный список работ профессора А.П. Бородина10.

Музыкой он начал заниматься с восьми лет, играл на флейте, фортепиано, виолончели. К сочинительству приступил в девятилетнем воз-расте11. А.П. Бородин самостоятельно изучал композицию, о его таланте музыканта писали петербургские газеты, говоря о шестнадцатилетнем юноше как о значительном явлении в музыкальной жизни страны12. Наследие его невелико, если не считать написанное в юные годы. Это две симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии» (1880), несколько романсов, два струнных квартета, камерная сюита для фортепиано13. Стиль А.П. Бородина определяется понятием «музыкальный эпос».

С оперой «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, он вошел в историю русской классической музыки как создатель выдающегося монументального эпического произведения. Правда, завершена опера была уже после смерти Александра Порфирь-евича его ближайшими друзьями Н.А. Рим-ским-Корсаковым и А.К. Глазуновым14. В ее основе — памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», в конце 1860-х годов предложенный В.В. Стасовым в качестве сю-жета15. Поставлена опера была в 1890 году16 в Петербурге, в Мариинском театре.

А.П. Бородин также является одним из создателей русской классической симфонии и квартета. Вершиной отечественного и мирового эпического симфонизма стала его 2-я (Богатырская) симфония (названа «Богатырской» В.В. Стасовым). В ней ярко выражены безграничная любовь к Родине, идея величия русского народа17. Кроме того, Александр Порфирь-евич — автор комической оперы «Богатыри» (1867); 4-го акта коллективной оперы «Млада» (1872); двух симфоний (1867 и 1876); секстета (1860); фортепианного квинтета (1862); двух

квартетов (1879 и 1881); «Маленькой сюиты» для фортепиано (1885); 16 романсов, в том числе «Для берегов отчизны дальной», «Море», «Песнь темного леса», «Спящая княжна», «Спесь»; статей о музыке.

С 1862 года по возвращении из-за границы А.П. Бородин посещал своего коллегу М.А. Боткина. В его доме по субботам проходили дружеские беседы. В одну из зимних суббот 1863 года Александр Порфирьевич встретил в этом обществе М.А. Балакирева. Он и М.П. Мусоргский играли в четыре руки фрагменты симфонии гардемарина Н.А. Римского-Корсакова.

А вот как он познакомился с М.П. Мусоргским: «Модест Петрович был офицером Преображенского полка, только что вылупившимся из яйца (ему было только 17). Первая наша встреча была в госпитале, в дежурной комнате. Я был дежурным врачом, он — дежурным офицером. Комната была общая, скучно было на дежурстве обоим; экспансивны мы были оба, понятно, что мы разговорились и очень скоро сошлись»18. А затем началась их совместная работа в «Могучей кучке».

Одним из товарищей А.П. Бородина был прекрасный музыкант и педагог инженер-генерал Цезарь Антонович Кюи (1835—1918)19. В 1857 году он окончил Николаевскую инженерную академию и «за отличные успехи в науках» получил чин поручика. Служба началась с Главного инженерного училища, где он был оставлен репетитором по топографии. Чин полковника Ц.А. Кюи получил почти через двадцать лет службы, в 1875 году. Публикуя свои многочисленные статьи в «Инженерном журнале», он со временем стал ведущим специалистом по вопросам фортификации. Получив в дальнейшем чин инженер-генерала (соответствует современному званию генерал-полковник), Цезарь Антонович стал личным педагогом по фортификации наследника престола цесаревича Алексея и великих князей и преподавал эту дисциплину во всех военно-учебных заведениях Петербурга.

Ц.А. Кюи начал заниматься музыкой с 10 лет, но серьезно не воспринимал свое увлечение. В 1856 году он познакомился с М.А. Балакиревым, позднее с М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым и Н.А. Римским-Корсаковым20.

Как композитор Цезарь Антонович дебютировал в 1859 году в концерте под управлением А.Г. Рубинштейна, где исполнялось его «Скерцо» для оркестра. Художественная манера Ц.А. Кюи была связана с западным романтизмом и сформировалась под влиянием Р. Шумана, Ф. Шопена и французской оперной школы. С 1864 года в различных журналах стали появляться его музыкально-критические статьи, благодаря которым возобновилась постановка оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Композитор написал 10 опер («Кавказский пленник» (1857), «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876) и других; детские оперы «Снежный бога-

I

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 1 2007

I

67

9

МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

t _

• АРМИЯ И КУЛЬТУРА • ' ^^^

тырь» (1906), «Красная шапочка», «Кот в сапогах» (1912), «Иванушка-дурачок» (1913) и другие; четыре сюиты для оркестра; пьесы для фортепиано; около 250 романсов и песен, среди них циклы «25 стихотворений Пушкина» (1899), «21 стихотворение Некрасова», цикл романсов на стихи А.Н. Майкова, хоры, шесть песен западных славян (1916). Лучшими романсами Ц.А. Кюи считаются «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «О чем в тиши ночей», «Истомленная горем». Также он писал романсы и на слова французских поэтов Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе21.

Мировую известность приобрело творчество другого офицера российской армии — Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881), выдающегося композитора, пианиста. С шестилетнего возраста он занимался игрой на фортепиано под руководством матери. К этому времени относятся и первые музыкальные опыты мальчика, навеянные сказками няни — крепостной крестьянки. По семейной традиции Мусоргские посвящали себя военной службе: его прадед и дед были гвардейцами. Поэтому с 1852 по 1856 год М.П. Мусоргский учился в привилегированном военном училище — Школе гвардейских подпрапорщиков22. Одновременно он интенсивно занимался музыкой, брал уроки у одного из лучших педагогов Петербурга — А.А. Герке23.

В Школе гвардейских подпрапорщиков М.П. Мусоргский слыл не только отменным пианистом, но и прекрасным вокалистом, обладавшим приятным баритоном. Он пел в церковном хоре школы. По ее окончании М.П. Мусоргский был произведен в офицеры и определен в гвардейский Преображенский полк24. Прослужив два года, в мае 1858-го «по домашним обстоятельствам» он вышел в отставку25.

Незадолго до этого один из товарищей-пре-ображенцев познакомил М.П. Мусоргского с А.С. Даргомыжским, который был покорен игрой музыканта на фортепиано и умением блестяще импровизировать. А.С. Даргомыжский, оценив талант молодого композитора, предста-

вил его М.А. Балакиреву и Ц.А. Кюи, которые единодушно приняли его в «Могучую кучку»26.

Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» поразила современников как новизной и смелостью содержания, так и необычностью жанрового профиля. С одной стороны — острая психологическая драма незаурядной личности, с другой — драма социальная, раскрывающая бесправную и горькую судьбу простого народа. Впервые написанию музыкального произведения предшествовал начальный этап активной работы по изучению исторических материалов, архивных документов и трудов историков.

Тема манипуляции народом со стороны властей для достижения своих корыстных целей, его трагической судьбы более отчетливо и глубоко раскрывается во второй исторической опере М.П. Мусоргского — «Хованщина», которая охватывает период начала правления Петра I в конце XVII века.

Необычность этого музыкального произведения заключается не только в том, что композитор являлся автором либретто (это само по себе — новаторство), но и в сочетании жанровых признаков трагедии, лирико-психологи-ческой драмы и эпической оперы. Резкая смена эпизодов, их внезапная стыковка позволяют говорить о применении в опере такого приема, как монтаж, столь характерного для современного кинематографа27.

Одновременно с «Хованщиной» М.П. Мусоргский написал жизнелюбивую оперу «Со-рочинская ярмарка» по Н.В. Гоголю. В планах композитора значилось и еще одно монументальное сочинение, которое замышлялось как завершающее действо национально-исторической эпопеи (трилогии) «Пугачевщина». Но этому проекту не дано было увидеть свет.

Вот лишь самые известные произведения Модеста Петровича: оперы «Саламбо» (1863), «Женитьба» (1868), «Борис Годунов» (1869), «Хованщина» (1886), «Сорочинская ярмарка» (1886); произведение для хора с оркестром «Иисус На-вин» (1866); «Поражение Сеннахериба» скерцо (1858); музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе» (1867); интермеццо (1867)

_

• АРМИЯ И КУЛЬТУРА • '

I

£

V

н

М.А. Балакирев

М.П. Мусоргский

А.П. Бородин

Н.А. Римский-Корсаков

и другие произведения для оркестра, в том числе сюита «Картинки с выставки» (1874); 67 романсов и песен; вокальные циклы «Детская» (1868—1878); «Без солнца» (1974); «Песни и пляски смерти» (1877); баллада «Забытый», песни «Блоха», «Семинарист», «Козел», «Гопак», «Светик Савишна» и другие28.

Самым молодым участником «Могучей кучки» был Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908), композитор, педагог, дирижер29.

Предки Н.А. Римского-Корсакова занимали видные посты на русском флоте, начиная с прапрадеда контр-адмирала, служившего при императрице Елизавете Петровне, прадеда вице-адмирала, заканчивая дядей вице-адмиралом и старшим братом, флотским офицером30. Карьера юного Николая была предрешена.

На клипере «Алмаз», вышедшем из Кронштадта в октябре 1862 года, был гардемарин Н.А. Римский-Корсаков31. Плавание длилось около трех лет, и география его была внушительна — Европа, Северная и Южная Америка. В кругосветном путешествии Николай Андреевич продолжил сочинять музыку. За время плавания он написал анданте для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенную М.А. Балаки-ревым32. Это произведение впоследствии послужило основой Первой симфонии, исполненной в октябре 1865 года на сцене Бесплатной музыкальной школы. Через два года увидела свет музыкальная картина Н.А. Римско-го-Корсакова «Садко».

Творческая деятельность композитора тесно переплеталась с педагогической и общественно-просветительской. В 1871 году он был приглашен в Петербургскую консерваторию на должность профессора, в которой состоял до конца своей жизни. Многие годы Николай Андреевич являлся бессменным директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881)33.

Необходимо отметить и его вклад в военно-оркестровую службу. Будучи инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства (сегодня эта должность называется начальник Военно-оркестровой службы ВМФ России), он

принципиально изменил саму природу и деятельность военных оркестров, сделав эту службу одной из ведущих. В 1880-х годах Н.А. Рим-ский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, с 1886 по 1900 год руководил организованными меценатом М.П. Беляевым «Русскими симфоническими концертами», в 1899 году выступал с концертами русской музыки в Париже. Выдающийся педагог, он воспитал свыше 200 музыкантов, среди них А.С. Аренский, М.А. Баланчивадзе, А.К. Глазунов, М.Ф. Гне-син, А.Т. Гречанинов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.К. Лядов, Н.В. Лысенко, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, О. Респиги, А.А. Спен-диаров, И.Ф. Стравинский и другие34.

Основную часть наследия Н.А. Римского-Корсакова составляют оперы. Первая — «Псковитянка» (1868 г., последняя редакция 1894 г.) — написана по пьесе Л.А. Мея, настойчиво рекомендованной Николаю Андреевичу М.П. Мусоргским и М.А. Балакиревым. Четыре года композитор работал над ней. Во время премьеры оперы (январь 1873 г.) публика

35

очень тепло приняла ее35.

Работая над своей первой фантастической (сказочной) оперой по Н.В. Гоголю «Майская ночь» (1878), композитор при составлении либретто стремился сохранить план повести автора. За месяц Николай Андреевич создал целый акт оперы! Закончив ее, он не захотел расставаться с миром сказок. Испросив разрешение на использование сюжета «Снегурочки» (1880—1881) у А.Н. Островского, он приступил к работе немедленно. В 1882 году опера «Снегурочка» увидела свет рампы36.

Шедевр музыкального творения Н.А. Рим-ского-Корсакова — опера «Царская невеста» (1898). Написана она по драме Л.А. Мея37. Действие оперы происходит во время правления Ивана Грозного. По жанру ее можно охарактеризовать как лирико-психологическую музыкальную драму.

Вскоре он написал оперы-сказки «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кощей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904) и «Золотой петушок» (1907).

АРМИЯ И КУЛЬТУРА

В наследии Н.А. Римского-Корсакова — опера-балет «Млада» (1892); быль-колядка «Ночь перед Рождеством»; драматические сцены «Моцарт и Сальери»; «Сервилия» (1902); «Пан воевода» (1904); кантата «Свитезянка» (1867); прелюдия-кантата «Из Гомера» (1901); «Песнь о вещем Олеге» (1899); «Дубинушка» (1906); три симфонии; увертюра на русские темы (1866); фантазия на сербские темы (1867); «Сказка» (1880); «Испанское каприччио» (1887); «Светлый праздник» (1888); произведения для оркестра; концерты и концертные фантазии; сочинения для камерно-инструментальных ансамблей; пьесы для фортепиано; хоры без сопровождения; 79 романсов, в числе которых «Звонче жаворонка пенье», «На холмах Грузии», «О чем в тиши ночей», «Анчар», «Пророк», «Редеет облаков летучая гряда» и другие; два сборника обработок народных песен; книги «Практический учебник гармонии» (1886); «Основы оркестровки» (1913); «Летопись моей музыкальной жизни» (1909); статьи38.

Творчество композитора завершило период становления русского оперного искусства, умножило разнообразие его жанров. Первоклассное мастерство в области инструментовки, синтез сказочной народной фантастики и реальных образов жизни и природы сделали произведения Н.А. Римского-Корсакова более зрелищными, яркими, современными, доступными для понимания.

Необходимо вспомнить еще одного воспитанника 2-го Московского кадетского корпуса, учившегося в нем с 1882 по 1889 год, — Александра Николаевича Скрябина (1872—1915), выдающегося композитора и пианиста39. С ранних лет он поражал окружающих необыкновенными музыкальностью и памятью. Еще в корпусе А.Н. Скрябин решил в дальнейшем поступить в консерваторию. Постигая военные науки, он брал частные уроки у известных пианистов и композиторов Н. Зверева и С.И. Танеева40.

В 1888 году в возрасте 16 лет Александра приняли в консерваторию, которую он окончил в 1892 году по классу фортепиано. В этот период им были написаны более 50 пьес для фортепиано. С февраля 1894 года он начал свою сольную карьеру пианиста в Петербурге. В этот период важную роль сыграло знакомство с видным музыкальным деятелем М.П. Беляевым. Через него А.Н. Скрябин познакомился с Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым. Летом 1895 года состоялось первое заграничное турне Александра Николаевича. С 1898 по 1903 год он — профессор Московской консерватории, руководил классом фортепиано. В дальнейшем жил в Швейцарии, Франции, Италии, гастролировал по Европе, Америке. В 1910 году А.Н. Скрябин вернулся на Родину и поселился в Москве, выезжая с авторскими концертами за рубеж.

Музыковеды рассматривают три периода в творчестве композитора: до 1900 года, когда отмечались ясность форм, изящество фактуры

и связь с классическими традициями (особенно с П.И. Чайковским, Ф. Шопеном, Ф. Листом, Р. Вагнером); для периода с 1900 по 1907 год характерны эксперименты в области гармонии с одновременным усилением лирического начала; с 1907 по 1914 год композитор находился под влиянием идеалистической философии, что сказалось на его сочинениях, в которых усилились индивидуалистическое начало и отход от реальной действительности.

А.Н. Скрябин — это явление в художественной культуре России. В его творческом наследии — 222 произведения, в том числе три симфонии, поэма «Мечты» (1898); «Поэма экстаза» (1907); «Поэма огня» (1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); многочисленные сочинения для фортепиано, в числе которых 10 сонат, 90 прелюдий, 26 этюдов, 21 мазурка, 19 поэм, вальсы и другие41.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / Под ред. В.Ф. Кулакова. М., 1999. С. 226.

2 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 103. Оп. 1/208а. Д. 89. Л. 88.

3 Там же. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2280. Л. 29 об.

4 Щукин А.Н. Знаменитые россияне: Биографич. словарь-справочник. М., 1996. С. 14.

5 Музыка: Энциклопедия. М., 2002. С. 14, 15.

6 Щукин А.Н. Указ. соч. С. 14.

7 Дворянские роды Российской империи. СПб., 1995. Т. 2. С. 182—184.

8 Биографический энциклопедический словарь. М., 2001. С. 89.

9 РГВИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 7314. Л. 17—23.

10 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Т. 28. Д. 54578. Л. 3.

11 100 великих композиторов / Автор-сост. Д.К. Самин. М., 1999. С. 285.

12 Там же.

13 Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.С. 411.

14 Музыка: Энциклопедия. С. 46.

15 100 великих композиторов. С. 288.

16 Щукин А.Н. Указ. соч. С. 36.

17 Музыка: Энциклопедия. С. 46.

18 Цит. по: Абызов Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1985. С. 21.

19 Биографический энциклопедический словарь. С. 324.

20 Музыка: Энциклопедия. С. 138.

21 Там же.

22 100 великих композиторов. С. 310.

23 Музыка: Энциклопедия. С. 166.

24 РГВИА. Ф. 395. Оп. 50. Д. 798. Л. 2.

25 Там же. Л. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 100 великих композиторов. С. 311.

27 Рапацкая Л.А. Указ. соч. С. 418.

28 Музыка: Энциклопедия. С. 166.

29 Биографический энциклопедический словарь. С. 509.

30 Памятники Отечества: Альманах. 1996. № 35. Вып. 1—2. С.150.

31 Там же. С. 149—151.

32 100 великих композиторов. С. 344.

33 Щукин А.Н. Указ. соч. С. 211.

34 Музыка: Энциклопедия. С. 202, 203.

35 100 великих композиторов. С. 345.

36 Там же. С. 346.

37 Щукин А.Н. Указ. соч. С. 210.

38 Музыка: Энциклопедия. С. 203.

39 Щукин А.Н. Указ. соч. С. 227.

40 100 великих композиторов. С. 434.

41 Музыка: Энциклопедия. С. 225.

Майор О.А. ГРАЧЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.