МУЗЫКАЛЬНО-КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАСТРОЛЕРОВ В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА1
© Радченко С.Е.*
Курский государственный университет, г. Курск
В статье на основе преимущественно архивных материалов и дореволюционной периодической печати рассматриваются особенности организации музыкально-концертной деятельности гастролеров в Воронеже, Курске, Орле и Тамбове в начале XX века.
Ключевые слова: музыкально-концертная жизнь, концерты гастролеров, солисты и творческие коллективы.
Исследование роли гастролирующих солистов и творческих коллективов в музыкальной жизни Воронежа, Курска, Орла и Тамбова начала XX столетия основывается на весьма субъективных фактах отражения их деятельности на страницах периодической печати как специальной (к примеру, «Артист и сцена», «Артистическое справочное бюро», «Баян», «Концертное бюро», «Музыка», «Музыка и жизнь», «Музыкальный труженик», «Оркестр», «Русская музыкальная газета» и др.), так и общеполитической и литературной провинциальной (Воронежские, Курские, Орловские и Тамбовские губернские ведомости, «Воронежская жизнь», «Воронежский день», «Воронежский край», «Воронежское слово», «Дон», «Живое слово», «Курская быль», «Курский листок», «Орловская жизнь», «Орловский вестник», «Орловский край», «Орловский справочник листок», «Тамбовская жизнь», «Тамбовский край», «Тамбовский листок», «Тамбовский листок объявлений», «Юго-Восток России» и др.)
Дают возможность проверить факты, расширить представление о гастрольных выступлениях, упоминаемых в периодической печати, материалы государственных архивов (Центральный государственный исторический архив, Отделы рукописей Российской государственной и Российской национальной библиотек, государственные архивы Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской областей, иные фонды).
Хоры и оркестры - коллективы, которые и в XXI столетии редко посещают провинциальные города, в начале ХХ века горячо приветствовались жителями Воронежа, Курска, Орла и Тамбова: капелла Д.А. Агренева-Сла-вянского (около 45 человек, смешанный состав) с оркестром народных инструментов, разделенная после смерти ее руководителя (в 1908 году) на два
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-14-46003 а (р).
* Доцент кафедры Методики преподавания музыки и изобразительного искусства, кандидат искусствоведения.
хора: Ю.Д. Агренева-Славянского и М.Д. Агреневой-Славянской; симфонический оркестр Полтавского отделения ИРМО под управлением Д.В. Ахша-румова, хор А.А. Архангельского, московский Синодальный хор Н.М. Данилина (75 человек), Художественная капелла В.Г. Завадского, хор Чудов-ского монастыря В.М. Златницкого - такова далеко не полная афиша концертов губернских городов Центрального Черноземья первых десятилетий ХХ века.
В репертуаре капелл помимо обработок народных песен, звучали сочинения русских композиторов: А.Т. Гречанинова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, П.Г. Чеснокова и других. Концерты духовной православной музыки знакомили горожан с сочинениями современных отечественных композиторов. Например, во время гастролей в Курске концертная программа московского Синодального хора Н.М. Данилина состояла из произведений С.В. Рахманинова (1 отделение) и А.Д. Кастальского (2-е отделение), а в репертуаре московского митрополичьего Чудовского хора В.М. Златницкого, наряду с музыкой Д.С. Бортнянского, П.М. Воротникова, П.И. Турчанинова, звучали сочинения А.Т. Гречанинова и А.Д. Кастальского, Н.А. Римского-Корсакова, П.Г. Чеснокова.
Особо по силе воздействия на музыкальную жизнь губернских городов Центрального Черноземья следует выделить гастроли полтавского оркестра Д.В. Ахшарумова. К примеру, в Курске эти концерты сыграли роль катализатора создания собственного оркестра, хотя и на летнее время. Организатором стал Общественный клуб, финансировавший как оплату работы музыкантов, так и реконструкцию специальной сцены: эстрады-раковины в Пушкинском саду. Под его эгидой была создана специальная комиссия из музыкальных и общественных деятелей, которые были членами Курского музыкального кружка, а также деятельными исполнителями, составившими основу летнего оркестра: барон В.А. Розен (коллежский секретарь, музыкант-любитель, виолончелист), В.Д. Ястремский (врач, председатель Курского музыкального кружка), Э.Э. Готша (распорядитель концертов), Н.А. Гнучев (титулярный советник, альтист), Н.А. Красильников (владелец музыкального магазина), А.Г. Цвингман (врач, меценат, виолончелист) и другие.
Открытие первого симфонического сезона состоялось в 1908 году. Руководителем был приглашен виолончелист, первый директор Музыкальных классов Воронежского отделения ИРМО (с 1904) Константин Александрович Миньяр-Белоручев (наст. фамилия Желтобрюхов). Созданный им оркестр ко второму году работы в Курске (1909) насчитывал более сорока человек. Это - немного, если, к примеру, в Одессе, аналогичный летний симфонический оркестр 1909 года насчитывал 47-49 исполнителей, а в Киеве -60 человек [19]. Но надо учитывать, что и в Одессе, и в Киеве в то время уже активно работало и отделение ИРМО, и музыкальные классы. В Курске же музыкальное образование все еще оставалось в частных руках. Поэтому,
помимо дирижера приглашались и еще некоторые инструменталисты, костяк же составляли именно курские музыканты. Именно такая форма организации в периодике называлась «приглашением оркестра».
По многочисленным откликам в печати воссоздается весьма впечатляющая картина работы симфонического оркестра в Пушкинском саду: почти ежедневные концерты с середины мая по конец августа на открытой площадке (платным был вход в сад, концерты же включались в «прогулочную» программу); организация праздников и исполнение серьезнейших программ. Все это не могло не привлекать слушателей: «В нынешнем году Общественный клуб в стремлении дать публике (большой) иное, чем то, что было ранее, развлечение, пригласил в свой сад симфонический оркестр. Эта «новинка» для Курска сделала свое дело: публика, как говорится, валом повалила в клубный сад» [1]. «Пушкинский сад часто бывает переполнен публикой благодаря тому, что в нем концертирует симфонический оркестр под управлением свободного художника К.А. Миньяра» [9], - сообщалось в 1908 году.
Примером «празднества» может служить бенефис К.А. Миньяра 5 июля 1909 года, приглашение на который, отправленное Курскому губернатору, сохранилось в Государственном архиве Курской области. Оно представляет собой программку с портретом дирижера, списком исполняемых сочинений (в два отделения) и аннотацией. Судя по рецензии корреспондента «Курской были», этот вечер превратился для горожан в праздник: помимо Четвертой симфонии П.И. Чайковского (1-е отделение), звучали ария из оперы «Ма-нон» Ж. Массне и концерт для виолончели с оркестром А.Ф. Серве, причем солистом был сам К.А. Миньяр (2-е отделение); ярким завершением стал «роскошный фейерверк» [14].
Судя по упоминаниям в курских газетах, оркестр К.А. Миньяра, объединивший курян-выпускников консерваторий и училищ, исполнял «Шехера-заду» Н.А. Римского-Корсакова (симфоническая сюита), Четвертую симфонию и «Ромео и Джульетту» П.И. Чайковского, вариации на тему П.И. Чайковского А.С. Аренского, «^hanson triste» В.С. Калинникова, «Мelancolie» Э.Ф. Направника, «Весна» Э. Грига, увертюры к «Оберону» К. Вебера, «Вильгельму Теллю» Дж Россини и «Шакунтале» К. Гольдмарка. Наряду с академической музыкой звучали сочинения композиторов «второго ряда», о чем читаем: «Нельзя не упрекнуть г. Миньяра [...] в увлечении его композиторами вроде Зуппе, Эйленберга, Штерка и прочих» [2]. В адрес дирижера слышались упреки и за повторное звучание отдельных сочинений в программах вечеров, которые были ежедневными и потому кажутся малоосновательными.
Участие дирижера в музыкальной жизни Курской губернии получило высокую оценку и в «Русской музыкальной газете»: «Интерес же, растущий в курской публике к великим произведениям симфонической музыки, увеличение состава оркестра сравнительно с прошлым сезоном (с 35 на 43 человека), расширение репертуара, более законченное исполнение произведе-
ний, исполнявшихся ранее - все это, думается, заставляет считать Миньяра стоящим на правильном пути к достижению своей задачи - способствовать музыкальному развитию курской публики» [7].
Хорошая посещаемость, а отсюда и окупаемость симфонических концертов, сделали возможным поддержание зародившейся традиции: на летние сезоны 1910 и 1911 годов для работы в Пушкинском саду Общественный клуб пригласил нового дирижера, Эдуарда Павловича Валека, директора Житомирских музыкальных классов ИРМО. К концу летнего сезона 1910 года в «Русской музыкальной газете» было подытожено: «В течение лета было дано 105 концертов; особенно приятное впечатление оставили симфонические концерты (11), а равно вечера русских, польских, французских композиторов, вечера Чайковского, Грига и других» [3]. То есть, и в этот сезон, концерты были ежедневными, причем выделяет рецензент, как наиболее запомнившиеся, монографические и тематические. Эта заметка показывает, что под руководством Э.П. Валека давались специальные концерты (не менее 16 за три с половиной месяца, то есть еженедельно) и ежедневно звучала «садовая музыка» для развлечения отдыхающих. Однако в число упоминаемых в РМГ концертов не входят «вечера солистов», также проходившие под началом Э.П. Валека, на которых звучала музыка в исполнении камерных ансамблей. К примеру, в программу одного из таких вечеров входили «Bagatelly» А. Дворжака для двух скрипок, виолончели и фисгармонии в исполнении гастролеров: первая скрипка - «музыкант Императорских театров» С.В. Дворников, пражский скрипач-виртуоз Я. Симон, киевский виолончелист Г.М. Хорошанский и сам Э.П. Валек.
Новыми для курян начала ХХ века стали Шестая симфония Й. Гайдна, Пятая Л. Бетховена (ранее звучала в Луизино, в 1820-е годы), Шестая П.И. Чайковского, «Танец мертвецов» К. Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А. Рим-ского-Корсакова и др.
Судя по отклику А.М. Абазы о работе Э.П. Валека, он был незаурядным дирижером и музыкантом, что и вызвало ходатайство Курского музыкального кружка о назначении его одним из директоров Курского отделения ИРМО в 1911 году [17]: «Управляет прекрасно: обладая талантом, музыкальной эрудицией, при горячем, отзывчивом темпераменте, он увлекается и душевно переживает внутреннее содержание музыкальных произведений, исполняемых оркестром, и иногда дирижирует на память (6-я симфония Гайдна)» [4].
Учреждение Отделения ИРМО в Курске, а впоследствии и начало Первой мировой войны привели к тому, что Общественный клуб отказался от финансирования в 1912-1914 годах летнего симфонического оркестра, проявляя свою деятельность как организатора музыкальной жизни губернского центра лишь в приглашении солистов. Однако, видя определенную бездеятельность в этом плане Дирекции отделения, сосредоточившейся исключительно на концертах собственными силами, вынужден к 1915 году восста-
навливать этот ракурс своей работы: «Нынешний сезон, - писалось в 1914 году на страницах «Курской были», - очень беден концертами. [...] Единственное место, где находит для себя приют музыкальная жизнь, сохранилось теперь почти исключительно за Общественным клубом, который время от времени устраивает или же благотворительные концерты, посвященные нуждам войны, или же так называемые общедоступные, для которых приглашаются более или менее известные силы из музыкальных центров» [4].
Уже в декабре 1914 года Общественный клуб подписывает контракт с Г.М. Хорошанским, дирижером киевской оперы, выступавшем в Курске в 1910 году с Э.П. Валеком как солист-виолончелист, и с середины мая 1915 года начинается летний сезон, о котором читаем: «Оркестр Г.М. Хорошанского играет ежедневно, доставляя большое эстетическое наслаждение истинным знатокам и любителям музыки и с каждым днем вызывая все больший и больший интерес к себе со стороны публики, что, впрочем, вполне понятно, если принять во внимание, что г. Хорошанский собрал такой оркестр, где каждый играющий действительно артист, не говоря уже о солистах, составу которых мог бы позавидовать каждый дирижер даже большого симфонического оркестра» [15]. Это лето принесло курянам знакомство с оркестровыми сочинениями М.И. Глинки, М.М. Иполитова-Иванова, М.П. Мусоргского, К. Сен-Санса и других композиторов.
Несмотря на признание заслуг Г.М. Хорошанского как дирижера, симфоническими концертами в саду Общественного клуба в летний сезон 1916 года руководил Наум Борисович Скоморовский, скрипач, педагог, дирижер, впоследствии профессор Киевской консерватории, который работал по уже отработанной его предшественниками схеме, приглашая столичных солистов для украшения программы и насыщая жизнь курян ежедневным слышанием симфонического оркестра.
Из выступлений больших коллективов следует выделить гастроли 1912 и 1913 годов одного из лучших в России оркестров народных инструментов, о чем сообщалось так: «6 ноября в зале Дворянского собрания состоялся редкий по своему музыкальному интересу концерт великорусского оркестра В.В. Андреева. В своем турне по России оркестр участвует не в полном, петербургском, составе, а в количестве 20 с лишним человек. Оркестр состоит из балалаек и домр различных размеров, соответствующих скрипке, альту, виолончели и контрабасу. Оркестр усилен гуслями, воспроизведенными по старинным образцам. При исполнении некоторых русских песен для стильности передачи изредка употребляется свирель, а также легкие ударные инструменты. В программе концерта стояло по несколько номеров русских народных песен различного характера и серьезных произведений современных композиторов - Чайковского, Грига, Рубинштейна, Пуччини и др.» [6]. Отмечая особый «энтузиазм, которым было встречено исполнение оркестра» подчеркивалось, что «оркестр обладает необыкновенною техническою
гибкостью и разнообразием средств музыкального выражения» и «способен к поразительному pianissimo и бурному fortissimo, что сказалось, например, в исполнении бурлацкой песни «Эй ухнем». Построенное на церковных мотивах произведение Чайковского «В церкви» было исполнено с необыкновенной торжественностью и величественностью. Исполнение отрывков из опер Масканьи, Массне и Пуччини и изящных и прозрачных произведений Грига доказывает способность оркестра к воспроизведению серьезной симфонической музыки» [6].
Каждый год воронежская, курская, орловская и тамбовская публика слушали лучшие камерные коллективы: трио Любошиц - Леи (скрипка), Анны (виолончель) и Петра (фортепиано); петербургский мужской вокальный квартет - М.М. Чупрынников (1-й тенор), Н.М. Сафонов (2-й тенор), Н.Н. Кедров (баритон), К.Н. Кедров (бас); мекленбургский квартет - К.К. Григорович (1-я скрипка), Н.И. Кранц (2-я скрипка), В.Р. Бакалейников (альт) и С.Э. Бут-кевич (виолончель); московское трио Д.С. Шора (рояль), Д.С. Крейна (скрипка) и Р.И. Эрлиха (виолончель). В исполнении этих музыкантов звучала прекрасная музыка: квинтет А.С. Аренского (партию фортепиано исполнил П. Сирота), второй квартет А.П. Бородина, «Espagnole» А.К. Глазунова, «Meditation» А.Т. Гречанинова и «Cantabile» Ц.А. Кюи; Старая песня» В. Моцарта, «Лотос» и «Привет весне» Р. Шумана, «Беги со мной» Ф. Мендельсона, «Ночь» Ф. Шуберта, «Серенада 4 кавалеров одной даме» А.П. Бородина, «Лягушка и вол» А.Т. Гречанинова, «Полдень» Ц.А. Кюи, «На водах покой глубокий» Э.Ф. Направника, «Гномы» А.Г. Рубинштейна.
Одним из весьма существенных слагаемых концертной афиши начала ХХ века были концерты столичных солистов. Из инструменталистов выделялись выступления пианистов О.С. Габриловича, Г. Гальстона, И. Гофмана, Л. Сироты и С.В. Рахманинова; скрипачей Л.С. Ауэра, Б. Губермана, Я. Кубелик, П. Сарасате, М.Г. Эрденко (курянина, ставшего всемирно известным исполнителем), органистов И. Гандшина, Каппо, М. Петерса. Единичные приезды арфистки Е. Чито, балалаечников Б.С. Трояновского и А.Д. Доброхотова; исполнителей на мандолине А. Гуревич и цитре - В. Иодко также дополняли и разнообразили музыкальную жизнь Воронежа, Курска, Орла и Тамбова.
И это далеко не полный список всех выступающих музыкантов. Отражают события концертной жизни архивные материалы - отчеты обществ (к примеру, ИРМО). Кроме того, в государственном архиве Тамбовской области в фонде 1001 (Музыкально училище ТО ИРМО), единица хранения «Письма артистов на имя директора ТО ИРМО об участии в концертах» (17 июня 1911 г. - 19 февраля 1913 г.) сохранилась переписка директора музыкального училища Тамбовского отделения ИРМО С. М. Старикова с артистами или их представителями о предстоящих концертах. Переписка с содержит 48 листов. В деле упоминаются такие солисты как А.П. Боначич, Е.И. Збруева, А.И. Зилоти, А.Н. Скрябин, Ф.И. Шаляпин, В. Ландовска, а также коллекти-
вы: чешский квартет О. Шевчика, Брюссельский квартет. Как следует из материалов дела, перепиской занимались чаще всего не сами артисты, а их представители, концертные бюро [18].
Не остались жители региона и в стороне от общероссийской традиции Исторических концертов, основоположником которых когда-то был А.Г. Рубинштейн (1885-1886). В губернских городах Центрального Черноземья, судя по материалам периодической печати, состоялись такие концерты с участием русского скрипача О.Ф. Тидебеля (Исторический сонатный вечер), композитора В.Н. Гартевельда и ансамбля оперных певцов («Песни 1812 года»), польской клавесинистки В. Ландовска, русского виолончелиста И. Пресса («Вечер стариной классической музыки»).
Неповторимым казался каждый концерт. Впрочем, многие таковыми и были на самом деле: «Ландовска проявила поразительную, головокружительную технику, увлекательную чистоту игры, тонкую живопись настроений, мягкую, женственную поэзию лиризма, выработанный, точный ритм» [5]. В ее исполнении, на специально привезенном клавесине, звучали «Тамбурин» Ф. Куперена и «Кукушка» Л. Дакена, соната Д. Скарлатти, Итальянский концерт И.С. Баха. Программа была дополнена фортепианными сочинениями в аранжировке В. Ландовска: соната D-dur В. Моцарта, «Цепь вальсов» Ф. Шуберта, ноктюрн, экспромт и вальс Ф. Шопена. При этом В. Ландовска показывала стилистическую точность, тонкую музыкальную интуицию в интерпретации стариной музыки, что, впрочем, и было всегда свойственно для этой чуткой исследовательницы музыки XVII-XVIII веков.
Сохранилась одна из программ концертов О.Ф. Тидебель в Курске, в которой говорится об исполнении сонат И.С. Баха (h-moll), А. Верачини (d-moll), А. Вивальди (g-moll), Г.Ф. Генделя (A-dur), А. Корелли (e-moll) и Г. Персел-ла (g-moll), причем с лекторским словом о значения каждого композитора в истории развития сонатной музыки.
Особо анонсировался в 1902 году исторический русский концерт-лекция, посвященный отечественному романсу: «Первый раз в России!». Перед орловской публикой должны были выступить А.С. Гляссер, А.В. Риенцы, а в качестве лектора - Н.Ф. Финдейзен. Он же в этом концерте участвовал и как аккомпаниатор. Предполагалось исполнение 35 романсов русских композиторов «старинных и новейших в исторической последовательности» [16].
Лекции-концерты пианиста Д.С. Шора были посвящены творчеству И.С. Баха, Л. Бетховена, М.И. Глинки, Ф. Шуберта и П.И. Чайковского. В Воронеже, корреспондент газеты «Воронежский день» был уверен, что именно его лекции-концерты создали популярность местному музыкальному училищу отделения ИРМО [8].
И все же инструментальные программы пользовались меньшей популярностью, чем вокальные, тем более что последние проходили с участием поистине выдающихся вокалистов: М.И. Долина, В.Н. Петрова-Званцева,
Д.А. Смирнов, Л.В. Собинов, болгарский певец П. Райчев, Н.А. Шевелев и другие. Оперные солисты даже при повышенных ценах собирали в концертных залах аншлаги. Из-за множественности и калейдоскопичности собственно концертной афиши несколько уходит традиция концертных отделений театральных трупп.
В начала ХХ века начинает выходить на большую концертную эстраду народная песня, достигая наибольшей активности во втором десятилетии XX века, когда в Воронеже, Курске, Орле и Тамбове выступал гармонист-виртуоз, песенник и куплетист П.Е. Невский, исполнительницы русских песен и романсов М.П. Комарова и Е.И. Башарина, сказительница, собирательница былин и народных песен Н.С. Котельникова, исполнительница бытовых и патриотических песен К. Маслова.
С 1910 года проходят регулярные гастроли знаменитой русской певицы, уроженки Курской губернии Н.В. Плевицкой. Каждый ее концерт, как писали корреспонденты курских газет «имел колоссальный материальный и художественный успех» [12]. Ее популярность объяснялась просто: «В чем же тут дело? Разгадка одна: в г-же Плевицкой теплится священная искра, - та самая, которая из вятской деревни вывела Федора Шаляпина и из патриархального старо-купеческого дома - Константина Станиславского, - искра Божия, которая сильнее всех консерваторий и филармоний и распоряжаться которой не дано человеку» [11].
В репертуаре певицы особое место отводилось курским напевам. С одной стороны, Н.В. Плевицкая прививала интерес к оригинальной народной песне, с другой, старалась сохранить певческие традиции родного села Винникова, поскольку как отмечалось в прессе, пела она «с соблюдением говора и своеобразных динамических эффектов, применяемых крестьянами» [13].
Ежегодно в Воронеже, Курске, Орле и Тамбове проходили гастроли А.Д. Вяльцевой: с 1908 года и вплоть до ее смерти в 1913 году. Публика прощала любимой артистке даже неудачные выступления последних лет: «У публики знаменитая певица имела огромный успех, по-прежнему целая буря рукоплесканий и требования петь, петь без конца. Но даже самые восторженные поклонники Вяльцевой и ее жанра сознавались, что Вяльцева уже не та, что этот раз она была по меньшей мере «не в ударе» [10].
Частыми были гастроли мастеров цыганской песни и романса. Выступали: М.А. Каринская, Н. Полякова, Р.М. Раисова, Н.Г. Северский, М.А. Эм-ская. Выступала в Курске и известная цыганка Вера Панина.
Множественность событий гастрольной музыкально-концертной жизни начала XX столетия, насыщая жизнь региона музыкой всех стилей и эпох, в сочетании с непосредственным деятельным участием музыкантов, жителей Воронежа, Курска, Орла и Тамбова рождало звуковую атмосферу небывалой уплотненности и создавало звуковой багаж той эпохи. Причем с каждым годом он становился все более насыщенным и интенсивным.
Список литературы:
1. Bon ami. Местная хроника. Театр и музыка // Курские губернские ведомости. - 1908. - 8 июля. - № 113. - С. 2.
2. Z. Музыкальная заметка // Курская быль. - 1908. - 20 июля. - № 159. -С. 3.
3. Z. Хроника. Музыка в провинции: Курск // Русская музыкальная газета. - 1910. - № 42. - Стб. 916.
4. Абаза А.М. В оркестре Общественного клуба // Справочная газета. -1910. - 15 июня. - № 183. - С. 3.
5. До-диез. Концерт Ванды Ландовска // Курская быль. - 1913. - 12 февраля. - № 35. - С. 4.
6. До-диез. Концерт оркестра Андреева // Курская быль. - 1912. - 8 ноября. - № 251. - С. 4.
7. Донецкий В. Хроника. Музыка в провинции: Курск (корреспонденция) // Русская музыкальная газета. - 1909. - № 39. - Стб. 830.
8. К концерту / Театр и музыка // Воронежский день. - 1915. - 1 ноября. -№ 183. - С. 4.
9. Кадет, но не ка-дет. Музыкальная заметка. Несколько слов о симфоническом оркестре, ежедневно играющем в клубном саду // Курская быль. -1908. - 9 июля. - № 149. - С. 4.
10. Концерт А.Д. Вяльцевой // Курская быль. - 1910. - 3 декабря. -№ 269. - С. 3.
11. Концерт Н.В. Плевицкой // Курская быль. - 1911. - 16 апреля. -№ 83. - С. 3.
12. Концерт Н.В. Плевицкой // Курская быль. - 1910. - 30 октября. -№ 241. - С. 3.
13. Концерт Н.В. Плевицкой // Курская быль. - 1916. - 5 февраля. -№ 33. - С. 3.
14. Местная хроника. Бенефис Миньяра // Курская быль. - 1909. - 7 июля. - № 148. - С. 3.
15. Музыка и пение. Бенефис Г.М. Хорошанского // Курская быль. -1915. - 29 июня. - № 170. - С. 4.
16. Объявление // Орловский вестник. - 1902. - 28 февраля. - № 56. - С. 1.
17. Отчет распорядительного комитета Курского музыкального кружка за 20 лет // ЦГИА. - Ф. 408. - Оп. 1. - Ед. хр. 671. - Л. 18-19.
18. Письма артистов на имя директора ТО ИРМО об участи в концертах (17 июня 1911 - 19 февраля 1913 г.) // ГАТО. - Ф. 1001. - Оп. 1. - Ед. хр. 25. -48 л.
19. Хроника. Музыка в провинции. Корреспонденция из Киева // Русская музыкальная газета. - 1909. - № 24-25. - Стб. 504.