Научная статья на тему 'Русские книжники второй четверти XVI В. О сущности царской власти (на примере трудов Максима Грека и Ермолая-Еразма)'

Русские книжники второй четверти XVI В. О сущности царской власти (на примере трудов Максима Грека и Ермолая-Еразма) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
416
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ / БИБЛЕЙСКИЕ АРХЕТИПЫ / ПАРАФРАЗ / SOCIAL AND POLITICAL JOURNALISM / TSARIST POWER / BIBLICAL ARCHETYPES / PARAPHRASE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевченко М. Н.

Исследуются основные положения и реконструируются ключевые понятия учения Максима Грека и Ермолая-Еразма о пределах и прерогативах царской власти. Показано влияние православно-византийских традиций на формирование религиозно-политических взглядов русской средневековой публицистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian scribes of the second quarter of the XVI century on the essence of the tsarist power (by the examples of Maxim the Greek and Ermolai-Erasmus works)

The paper considers the main provisions and reconstructs the key concepts of Maxim the Greek and Ermolai-Erasmus theory of the limits and prerogatives of the tsarist power. The influence of the Orthodox-Byzantine traditions on the formation of religious and political views of medieval Russian journalism is shown.

Текст научной работы на тему «Русские книжники второй четверти XVI В. О сущности царской власти (на примере трудов Максима Грека и Ермолая-Еразма)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 13-17.

УДК 930

М. Н. Шевченко

РУССКИЕ КНИЖНИКИ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI В.

О СУЩНОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ МАКСИМА ГРЕКА И ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА)

Исследуются основные положения и реконструируются ключевые понятия учения Максима Грека и Ермолая-Еразма о пределах и прерогативах царской власти. Показано влияние православно-византийских традиций на формирование религиозно-политических взглядов русской средневековой публицистики.

Ключевые слова: публицистика; царская власть; библейские архетипы; парафраз.

M. N. Shevchenko

RUSSIAN SCRIBES OF THE SECOND QUARTER OF THE XVI CENTURY ON THE ESSENCE OF THE TSARIST POWER (BY THE EXAMPLES OF MAXIM THE GREEK AND ERMOLAI-ERASMUS WORKS)

The paper considers the main provisions and reconstructs the key concepts of Maxim the Greek and Ermolai-Erasmus theory of the limits and prerogatives of the tsarist power. The influence of the Orthodox-Byzantine traditions on the formation of religious and political views of medieval Russian journalism is shown.

Keywords: social and political journalism; tsarist power; biblical archetypes; paraphrase.

В конце XV - первой трети XVI вв. московским князьям предстояло решить ряд неотложных вопросов: достигнуть суверенного правления, создать единую систему суда и управления, утвердить новые принципы отношений власти и подчинения и т. д. Особую актуальность представлял вопрос восприятия общественным сознанием новых интерпретаций на тему сущности и характера государственной власти. В «обсуждении» пределов и прерогатив великокняжеской власти, идеала государственного устройства приняло активное участие большое количество книжников и политических деятелей указанной эпохи. Не могли обойти стороной эти темы Максим Грек и Ермолай-Еразм -выдающиеся церковные и общественные деятели своего времени.

На примере трудов двух активных участников общественно-политической жизни своего времени мы предпримем попытку сформулировать общие положения взглядов

© Шевченко М. Н., 2016

на сущность и характер царской власти, которые были присущи русской публицистике первой трети XVI в. и которые следует относить к неправительственной интерпретации учения о царской власти.

Для обоснования своих взглядов средневековые авторы часто пользовались выдержками из Св. Писания, Св. Предания, постановлений Вселенских Соборов, сборников законодательных актов византийских императоров, тем самым, во-первых, предоставляя читателю возможность лицезреть мудрость церковной традиции, а во-вторых, убеждая адресата в полном соответствии авторской позиции древним традициям. В то же время, цитируя или пересказывая древние тексты, авторы словно отправляли читателя к источнику, расширяя идейно-литературный контекст своего труда.

В сочинениях Максима Грека идеал общественного и государственного устройства формулируется понятием «царство», которое

имеет два смысла. Первый трактуется им как «богохранимое государство» с царем и митрополитом во главе, где обе власти суть два дара свыше. Второй включает в себя царское служение. Царское служение есть благо. Но если государь уклоняется от тяжести возложенного на него бремени или не проявляет заботу о своих подданных, то правитель не справляется с возложенной на него обязанностью. Такой царь есть «мучитель» [1, с. 205]. Тем не менее Максим Грек отрицает право подданных смещать монарха или изменять порядок государственного устройства, поскольку «скипетр царь получает от Бога... Бог как поставляет царя, так и отставляет.» [2, с. 220]. Максим Грек выделяет критерии, которым должен соответствовать «истинный царь». Их можно разделить на критерии практического и нравственного характера. К первой категории относятся умение и способности государя управлять таким образом, «чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных.» Ко второй - «.бессловесные страсти и пожелания своей души - ярость и гнев и беззаконные плотские похоти всегда побеждать» [3, с. 100]. Высокая нравственность правителя позволит ему держать свой ум в «трезвении» и «бодрости», что дает возможность государю «. богоугодно править врученным ему царством» [3, с. 104]. Царь должен обладать совокупностью качеств: «любовь к правде, целомудрие, разум и мужество, кротость и милосердие, благость и человеколюбие» [3, с. 103], «долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам» [2, с. 219].

Государь, согласно Максиму Греку, должен являться образцом для подданных, царем необходимо быть не только по праву рождения, но и совершать достойные царского сана дела [1, с. 212]. Автор проводит различие между божественным характером царской власти и человеком.

Резюмируя свои размышления о качествах государя, Максим Грек формулирует три основных признака (добродетели), присущие только истинно православному царю, одушевленному образу самого «Небесного царя». Во-первых, это «правда, т. е. справедливость судьи, который не смотрит на лица судящихся и не берет подкупа»; во-вторых, это

«целомудрие, т. е. чистота жизни и обуздывание естественных движений богоугодным воздержанием»; в-третьих, это «кротость к подчиненным, растворенная царским страхом, для исправления их, а не для погубле-ния» [3, с. 117].

Согласно Максиму Греку, важное место в государственном строительстве занимают церковно-государственные отношения: «священство и царство суть два величайшие дарования Божии человеческому роду, данныя величайшим Его человеколюбием; из них священство служит к устроению дел божественных, а царство заведует делами человеческими, промышляя о них; причем и то, и другое, происходя от одного и того же начала, и украшают человеческую жизнь» [4, с. 187]. «.Великое благо составляют оба эти дара, когда они благочестно согласуются между собою и стараются быть благопокорными самому Вышнему. и согласно с ним, отечески, а вместе и властно устраивают положение подчиненных себе» [3, с. 103]. Следует отметить, что данные фрагменты текста являются парафразом шестой Новеллы кодекса императора Юстиниана I [5, с. 681-682].

Во взаимоотношениях между собой царская и духовная власть могут проникать в сферу ведения друг друга: «. царям следует исправлять священнические недостатки.», поскольку «. все имения и стяжания, назначенные на пропитание нищих и сирот, они (священники) обратили на свои излишества и на устроение своего житейского положения» [3, с. 111]. В свою очередь, за митрополитом Максим Грек признает право увещевать царя [1, с. 213].

Помимо союза между «священством» и «царством» силу государства, по мысли Максима Грека, составляют бояре и воеводы, слуги и советники царя [6, с. 215]. В своих сочинениях Максим Грек приводит критерий «доброго» советника [3, с. 102]. «Вельмож и прочих слуг», исполняющих свои обязанности добросовестно, монарх обязан «превосходно благодарить и награждать» [3, с. 106, 108]. Если для государя «царствовать» по «правде» означает «царствовать» «.законно и по заповедям от Вышнего владыки» [3, с. 101], то этими же принципами должны руководствоваться бояре и князья, которые

«должны быть справедливы в управлении и судить без мзды» [7, с. 214].

Ермолай-Еразм столь подробно не останавливался в своих трудах на пределах и прерогативах царской власти, характере церков-но-государственных отношений, сущности взаимоотношений между властью и подданными, вероятно, потому, что корпус сочинений Ермолая-Еразма является куда более скромным в сравнении с многочисленными трудами Максима Грека. К тому же и сам Ер-молай-Еразм был не сравним с Максимом Греком по своей значимости в общественной и церковно-религиозной жизни эпохи. Тем не менее в сочинениях Ермолая-Еразма мы можем найти довольно интересные и порой оригинальные взгляды на царскую власть и общественное устройство: одни мысли перекликаются с идеями Максима Грека, в других -отчетливо виден авторский почерк.

В первом же абзаце своего сочинения «Благохотящим царем правительница и землемерие» [8] Ермолай-Еразм задает одну из ключевых интенций своей работы - цари имеют огромную власть, но и несут большую ответственность, они ответственны перед Богом: «Премудрость Соломоня глаголеть: "Слышите убо, царие, и разумейте, и навыкните, судиа концем земли, внушите, держа-щии множества и гордящеся о народех языческих, яко дася от Господа держава вам и сила от Вышняго"». Приведенная автором цитата - это стихи № 1-3 из шестой главы «Книги премудрости Соломона». Третий стих приведен публицистом не полностью: «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения (курсив мой. - М. Ш.)» (Прем. 6:1-3).

Начало сочинения стихами из неканонической книги, вероятно, можно объяснить большой популярностью царя Соломона в религиозной литературе как некоего идеала правителя. Согласно Библии, царь Соломон воплотил в себе ряд необходимых государю качеств. Например, наряду с мудростью (3Цар. 4:29-34; 10:1-9, 24) авторитет Соломона основан на жреческой функции царя-священника: он сам приносил жертвы (3Цар.

3:3-5), построил Иерусалимский храм и играл центральную роль в его освящении (3Цар. 6; 8:22-64). Царь Соломон мог даже отстранить от служения первосвященника (3Цар. 2:26-27). В списках Хронографической Палеи находятся многочисленные апокрифические повести о Соломоне, которые пользовались большой популярностью у русских книжников [9, с. 158-159].

Любопытно, что в оставшихся за рамками цитации 24 стихах шестой главы содержатся укор и предостережение нерадивым правителям: «Будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией» (Прем. 6:4). Таких государей ждет возмездие от Бога, ибо «строг суд над начальствующими» (Прем. 6:5) и «сильные сильно будут ис-тязаны» (Прем. 6:6). Но выход есть - необходимо, чтобы государи «научились премудрости» (Прем. 6:9), ибо «множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа» (Прем. 6:27).

Но что же такое премудрость? В главах 7-12 «Книги премудрости Соломона» поясняется, что источник премудрости - это сам Бог, премудрость зафиксирована в Святом Писании, изобилующем массой положительных примеров.

Таким образом, приводя цитату, Ермо-лай-Еразм отправляет читателя к тексту, содержание которого должно стать предостережением, вероятно, адресованным молодому царю Иоанну IV, от безответственного правления («Правительница» написана в 1547-1549 гг. [10, с. 121], т. е. после боярского правления 1538-1547 гг. и накануне грандиозных преобразований 1550-х гг.).

Другая идея, которая формулируется Ермолаем-Еразмом в «Правительнице», звучит так: «Аще же убо верных царь в нынешнее время испытоваем, во всЬх языцех кромЪ русийскаго языка не вЪмы правовЪрствующа царя». Тезис Ермолая-Еразма о том, что московский государь - единственный православный царь - это, по-сути, парафраз мысли, сформулированной в первой четверти XVI в. старцем Филофеем о богоизбранности и мессианстве Московского государства, государя и русской православной церкви в послании государеву дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину [11, с. 345-346].

Филофей сформулировал то понимание сущности власти московских государей, которое вызревало на страницах сочинений русских книжников на протяжении второй половины XV в. Сформулированная Фило-феем идейная конструкция к середине XVI в. становится общим местом в древнерусской литературе. Обращаясь к ней, Ермолай-Еразм тем самым утверждает, что если монарх «верою справедлив есть», то и справедлив должен быть в устроении общества. У Ермолая православный царь равно справедливый царь.

Автор «Правительницы» также полагает, что государь должен заботиться и о нравственном облике подданных. Свое мнение он обосновывает двумя аргументами: притчей «о благоразумном домоправителе» и выдержками из послания ап. Павла к Галатам.

В своем сочинении Ермолай-Еразм использует заключительную, наиболее эффектную часть притчи «о благоразумном домоправителе»: «Аще ли же сам царь восхощет, дабы ему за всю землю не отвещати, якоже коемуждо человеку за свой дом? Рече бо Господь: "Емуже дано боле, и взищет-ся боле от него, и емуже дано множайше, множайше и просят от него"» (Лука 12:48).

В Евангелии эта притча адресуется апостолам. Публицист же использует ее в контексте обращения к царю. В святоотеческой традиции «притчу о домоправителе» принято толковать следующим образом: «Выслушав эту притчу, Апостолы должны были понять, что Господин - это Христос, поручающий им как домоправителям раздавать. всем людям блага Его учения; они посвящены в это учение, им много дано, и потому с них много и взыщется, если они вздумают отступиться от точного исполнения воли Его и соблазниться житейскими благами» [12].

Для усиления своего тезиса Ермолай-Еразм обращается к авторитету ап. Павла: «Глаголет же и апостолъ к галатом, яко блудницы и прелюбодейцы и пьяницы цар-ствиа Божиа не наследят».

Данной фразы в послании ап. Павла к Галатам мы не найдем, поскольку это цен-тон, сконструированный из двух стихов пятой главы (Гал. 5:19, 21). Не наследуют «Царства Божьего» и те, кто находится под влиянием таких пороков, как «идолослуже-

ние, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси» (Гал. 5:20). Похожую фразу можно обнаружить и в первом послании ап. Павла к Коринфянам (1Кор. 6:9-10).

Так или иначе, Ермолай-Еразм отсылает читателя к источнику и, судя по всему, делает это неслучайно. Так, например, в пятой главе послания ап. Павла к Галатам мы находим ряд любопытных моментов. В частности, по мнению ап. Павла, люди следуют всевозможным порокам по причине того, что живут «по плоти», а не «по духу». Сама возможность выбора возникла потому, что Христос искупил своим страданием человечество, избавив от греха и, одновременно, ветхозаветного закона (Гал. 5:1-6). Свобода - это возможность выбора жить, либо следуя плотским утехам, либо совершенствуясь духовно (Гал. 5:13, 16, 17). Средство, позволяющее не погрязнуть в грехах, - нравственное совершенствование, которое начинается с любви к ближнему, долготерпения, милосердия, кротости и т. д. (Гал. 5:22, 23). Судя по сочинениям авторов середины XVI в., пороки, перечисленные Ермолаем-Еразмом, были широко распространены в русском обществе того времени. Видимо, по мысли публициста, определять меру нравственной свободы, направлять своих подданных должен царь, ибо московский государь - это царь «правоверствующий».

Если государь будет соответствовать всем перечисленным автором критериям, то «Цареви же за се отдание согрешением и воздание будущих некочаемых благ от Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в веки веком, аминь».

Итак, можно говорить о том, что для русских авторов второй четверти XVI в. характерны следующие взгляды на пределы и прерогативы царской власти: царская власть не мыслится неограниченной; монарх должен управлять государством, заботясь о благе подданных; управление должно выстраиваться на основе законов («по правде») и справедливости (в соответствии с действующим законодательством, «невзирая на лица»); государь сам должен подавать пример, действуя в соответствии с законодательством; если государь не соблюдает законность и справедливость, то митрополит

(и никто другой) должен бесстрашно свидетельствовать о винах государя; действие церковной и светской властей направлено к совершенствованию православного общества. В целом тема нравственно-религиозного совершенствования и тема совершенствования организации государственно-политического управления взаимосвязаны и являются одной из центральных тем. Через личное совершенствование достигается преобразование общественного устройства. Совершенствование должно распространяться на всех членов общества.

Вместе с тем следует отметить, что авторы второй четверти XVI в. в своих сочинениях активно использовали библейские, святоотеческие и православно-византийские традиции. Древние тексты, в том или ином виде включенные в труды древнерусских публицистов, зачастую получали новую коннотацию, которая была обусловлена двумя факторами: 1) образованием автора, уровнем владения материалом, о котором он писал, 2) конкретным историко-литературным контекстом написания того или иного сочинения. Публицисты являлись людьми своей эпохи и поэтому не могли отказаться от характерных для современного им общества политических, церковно-религиозных, морально-нравственных принципов, правил, установок. Следует признать, что древнерусские авторы, используя фрагменты священных текстов, не слепо копировали их, а творчески переосмысляли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грек М. Слово XXVI. В котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и безчиние царей // Сочинения преподобного Максима Грека. - Ч. I. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.

2. Грек М. Слово XXVIII. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу // Там же.

3. Грек М. Слово VIII. Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующи-ми // Там же.

4. Грек М. Слово XXV. (По поводу перевода Толковой Псалтыри) Благовернейшему и высшему царю и Богохранимому Государю и Великому князю Василию Ивановичу всея Руси, ижо во иноцех наименьший Максим Святогор-ский метание, еже о Господе смиренне творю // Там же.

5. Подробнее см.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Дал-матинско-Истрийского. - СПб., 1911. - Т. 1.

6. Грек М. Слово XVII // Сочинения преподобного Максима Грека...

7. Грек М. Слово XXVII. Послание к православным правителям об управлении и о том, чтобы они судили богоугодно и вместе милостиво // Там же.

8. Сочинения Ермолая-Еразма // Библиотека литературы Древней Руси / РАН ; ИРЛИ ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб., 2000. -Т. IX : Конец XIV - первая половина XVI века.

9. Подробнее см.: Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // Летопись занятий Археографической комиссии (ЛЗАК). -Вып. 33. - Л., 1926.

10. Там же. - С. 159-160 ; Зимин А. А. И. С. Пере-светов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. - М., 1958 ; Дмитриева Р. П. Ермолай-Еразм // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). - Ч. 1 : А-К / АН СССР ; ИРЛИ ; отв. ред. Д. С. Лихачев. - Л., 1988.

11. Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. - М., 1998. - Прил. 1.

12. Подробнее см.: Гладков Б. И. Толкование Евангелия. - 4-е изд. - СПб., 1913. - Гл. 27 ; Азбука веры : православная электронная энциклопедия. - URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/ bibliya/ novyi_zavet/tolkovanie_evangelia_27-all.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.