Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 13-17.
УДК 930
М. Н. Шевченко
РУССКИЕ КНИЖНИКИ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI В.
О СУЩНОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ МАКСИМА ГРЕКА И ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА)
Исследуются основные положения и реконструируются ключевые понятия учения Максима Грека и Ермолая-Еразма о пределах и прерогативах царской власти. Показано влияние православно-византийских традиций на формирование религиозно-политических взглядов русской средневековой публицистики.
Ключевые слова: публицистика; царская власть; библейские архетипы; парафраз.
M. N. Shevchenko
RUSSIAN SCRIBES OF THE SECOND QUARTER OF THE XVI CENTURY ON THE ESSENCE OF THE TSARIST POWER (BY THE EXAMPLES OF MAXIM THE GREEK AND ERMOLAI-ERASMUS WORKS)
The paper considers the main provisions and reconstructs the key concepts of Maxim the Greek and Ermolai-Erasmus theory of the limits and prerogatives of the tsarist power. The influence of the Orthodox-Byzantine traditions on the formation of religious and political views of medieval Russian journalism is shown.
Keywords: social and political journalism; tsarist power; biblical archetypes; paraphrase.
В конце XV - первой трети XVI вв. московским князьям предстояло решить ряд неотложных вопросов: достигнуть суверенного правления, создать единую систему суда и управления, утвердить новые принципы отношений власти и подчинения и т. д. Особую актуальность представлял вопрос восприятия общественным сознанием новых интерпретаций на тему сущности и характера государственной власти. В «обсуждении» пределов и прерогатив великокняжеской власти, идеала государственного устройства приняло активное участие большое количество книжников и политических деятелей указанной эпохи. Не могли обойти стороной эти темы Максим Грек и Ермолай-Еразм -выдающиеся церковные и общественные деятели своего времени.
На примере трудов двух активных участников общественно-политической жизни своего времени мы предпримем попытку сформулировать общие положения взглядов
© Шевченко М. Н., 2016
на сущность и характер царской власти, которые были присущи русской публицистике первой трети XVI в. и которые следует относить к неправительственной интерпретации учения о царской власти.
Для обоснования своих взглядов средневековые авторы часто пользовались выдержками из Св. Писания, Св. Предания, постановлений Вселенских Соборов, сборников законодательных актов византийских императоров, тем самым, во-первых, предоставляя читателю возможность лицезреть мудрость церковной традиции, а во-вторых, убеждая адресата в полном соответствии авторской позиции древним традициям. В то же время, цитируя или пересказывая древние тексты, авторы словно отправляли читателя к источнику, расширяя идейно-литературный контекст своего труда.
В сочинениях Максима Грека идеал общественного и государственного устройства формулируется понятием «царство», которое
имеет два смысла. Первый трактуется им как «богохранимое государство» с царем и митрополитом во главе, где обе власти суть два дара свыше. Второй включает в себя царское служение. Царское служение есть благо. Но если государь уклоняется от тяжести возложенного на него бремени или не проявляет заботу о своих подданных, то правитель не справляется с возложенной на него обязанностью. Такой царь есть «мучитель» [1, с. 205]. Тем не менее Максим Грек отрицает право подданных смещать монарха или изменять порядок государственного устройства, поскольку «скипетр царь получает от Бога... Бог как поставляет царя, так и отставляет.» [2, с. 220]. Максим Грек выделяет критерии, которым должен соответствовать «истинный царь». Их можно разделить на критерии практического и нравственного характера. К первой категории относятся умение и способности государя управлять таким образом, «чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных.» Ко второй - «.бессловесные страсти и пожелания своей души - ярость и гнев и беззаконные плотские похоти всегда побеждать» [3, с. 100]. Высокая нравственность правителя позволит ему держать свой ум в «трезвении» и «бодрости», что дает возможность государю «. богоугодно править врученным ему царством» [3, с. 104]. Царь должен обладать совокупностью качеств: «любовь к правде, целомудрие, разум и мужество, кротость и милосердие, благость и человеколюбие» [3, с. 103], «долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам» [2, с. 219].
Государь, согласно Максиму Греку, должен являться образцом для подданных, царем необходимо быть не только по праву рождения, но и совершать достойные царского сана дела [1, с. 212]. Автор проводит различие между божественным характером царской власти и человеком.
Резюмируя свои размышления о качествах государя, Максим Грек формулирует три основных признака (добродетели), присущие только истинно православному царю, одушевленному образу самого «Небесного царя». Во-первых, это «правда, т. е. справедливость судьи, который не смотрит на лица судящихся и не берет подкупа»; во-вторых, это
«целомудрие, т. е. чистота жизни и обуздывание естественных движений богоугодным воздержанием»; в-третьих, это «кротость к подчиненным, растворенная царским страхом, для исправления их, а не для погубле-ния» [3, с. 117].
Согласно Максиму Греку, важное место в государственном строительстве занимают церковно-государственные отношения: «священство и царство суть два величайшие дарования Божии человеческому роду, данныя величайшим Его человеколюбием; из них священство служит к устроению дел божественных, а царство заведует делами человеческими, промышляя о них; причем и то, и другое, происходя от одного и того же начала, и украшают человеческую жизнь» [4, с. 187]. «.Великое благо составляют оба эти дара, когда они благочестно согласуются между собою и стараются быть благопокорными самому Вышнему. и согласно с ним, отечески, а вместе и властно устраивают положение подчиненных себе» [3, с. 103]. Следует отметить, что данные фрагменты текста являются парафразом шестой Новеллы кодекса императора Юстиниана I [5, с. 681-682].
Во взаимоотношениях между собой царская и духовная власть могут проникать в сферу ведения друг друга: «. царям следует исправлять священнические недостатки.», поскольку «. все имения и стяжания, назначенные на пропитание нищих и сирот, они (священники) обратили на свои излишества и на устроение своего житейского положения» [3, с. 111]. В свою очередь, за митрополитом Максим Грек признает право увещевать царя [1, с. 213].
Помимо союза между «священством» и «царством» силу государства, по мысли Максима Грека, составляют бояре и воеводы, слуги и советники царя [6, с. 215]. В своих сочинениях Максим Грек приводит критерий «доброго» советника [3, с. 102]. «Вельмож и прочих слуг», исполняющих свои обязанности добросовестно, монарх обязан «превосходно благодарить и награждать» [3, с. 106, 108]. Если для государя «царствовать» по «правде» означает «царствовать» «.законно и по заповедям от Вышнего владыки» [3, с. 101], то этими же принципами должны руководствоваться бояре и князья, которые
«должны быть справедливы в управлении и судить без мзды» [7, с. 214].
Ермолай-Еразм столь подробно не останавливался в своих трудах на пределах и прерогативах царской власти, характере церков-но-государственных отношений, сущности взаимоотношений между властью и подданными, вероятно, потому, что корпус сочинений Ермолая-Еразма является куда более скромным в сравнении с многочисленными трудами Максима Грека. К тому же и сам Ер-молай-Еразм был не сравним с Максимом Греком по своей значимости в общественной и церковно-религиозной жизни эпохи. Тем не менее в сочинениях Ермолая-Еразма мы можем найти довольно интересные и порой оригинальные взгляды на царскую власть и общественное устройство: одни мысли перекликаются с идеями Максима Грека, в других -отчетливо виден авторский почерк.
В первом же абзаце своего сочинения «Благохотящим царем правительница и землемерие» [8] Ермолай-Еразм задает одну из ключевых интенций своей работы - цари имеют огромную власть, но и несут большую ответственность, они ответственны перед Богом: «Премудрость Соломоня глаголеть: "Слышите убо, царие, и разумейте, и навыкните, судиа концем земли, внушите, держа-щии множества и гордящеся о народех языческих, яко дася от Господа держава вам и сила от Вышняго"». Приведенная автором цитата - это стихи № 1-3 из шестой главы «Книги премудрости Соломона». Третий стих приведен публицистом не полностью: «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения (курсив мой. - М. Ш.)» (Прем. 6:1-3).
Начало сочинения стихами из неканонической книги, вероятно, можно объяснить большой популярностью царя Соломона в религиозной литературе как некоего идеала правителя. Согласно Библии, царь Соломон воплотил в себе ряд необходимых государю качеств. Например, наряду с мудростью (3Цар. 4:29-34; 10:1-9, 24) авторитет Соломона основан на жреческой функции царя-священника: он сам приносил жертвы (3Цар.
3:3-5), построил Иерусалимский храм и играл центральную роль в его освящении (3Цар. 6; 8:22-64). Царь Соломон мог даже отстранить от служения первосвященника (3Цар. 2:26-27). В списках Хронографической Палеи находятся многочисленные апокрифические повести о Соломоне, которые пользовались большой популярностью у русских книжников [9, с. 158-159].
Любопытно, что в оставшихся за рамками цитации 24 стихах шестой главы содержатся укор и предостережение нерадивым правителям: «Будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией» (Прем. 6:4). Таких государей ждет возмездие от Бога, ибо «строг суд над начальствующими» (Прем. 6:5) и «сильные сильно будут ис-тязаны» (Прем. 6:6). Но выход есть - необходимо, чтобы государи «научились премудрости» (Прем. 6:9), ибо «множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа» (Прем. 6:27).
Но что же такое премудрость? В главах 7-12 «Книги премудрости Соломона» поясняется, что источник премудрости - это сам Бог, премудрость зафиксирована в Святом Писании, изобилующем массой положительных примеров.
Таким образом, приводя цитату, Ермо-лай-Еразм отправляет читателя к тексту, содержание которого должно стать предостережением, вероятно, адресованным молодому царю Иоанну IV, от безответственного правления («Правительница» написана в 1547-1549 гг. [10, с. 121], т. е. после боярского правления 1538-1547 гг. и накануне грандиозных преобразований 1550-х гг.).
Другая идея, которая формулируется Ермолаем-Еразмом в «Правительнице», звучит так: «Аще же убо верных царь в нынешнее время испытоваем, во всЬх языцех кромЪ русийскаго языка не вЪмы правовЪрствующа царя». Тезис Ермолая-Еразма о том, что московский государь - единственный православный царь - это, по-сути, парафраз мысли, сформулированной в первой четверти XVI в. старцем Филофеем о богоизбранности и мессианстве Московского государства, государя и русской православной церкви в послании государеву дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину [11, с. 345-346].
Филофей сформулировал то понимание сущности власти московских государей, которое вызревало на страницах сочинений русских книжников на протяжении второй половины XV в. Сформулированная Фило-феем идейная конструкция к середине XVI в. становится общим местом в древнерусской литературе. Обращаясь к ней, Ермолай-Еразм тем самым утверждает, что если монарх «верою справедлив есть», то и справедлив должен быть в устроении общества. У Ермолая православный царь равно справедливый царь.
Автор «Правительницы» также полагает, что государь должен заботиться и о нравственном облике подданных. Свое мнение он обосновывает двумя аргументами: притчей «о благоразумном домоправителе» и выдержками из послания ап. Павла к Галатам.
В своем сочинении Ермолай-Еразм использует заключительную, наиболее эффектную часть притчи «о благоразумном домоправителе»: «Аще ли же сам царь восхощет, дабы ему за всю землю не отвещати, якоже коемуждо человеку за свой дом? Рече бо Господь: "Емуже дано боле, и взищет-ся боле от него, и емуже дано множайше, множайше и просят от него"» (Лука 12:48).
В Евангелии эта притча адресуется апостолам. Публицист же использует ее в контексте обращения к царю. В святоотеческой традиции «притчу о домоправителе» принято толковать следующим образом: «Выслушав эту притчу, Апостолы должны были понять, что Господин - это Христос, поручающий им как домоправителям раздавать. всем людям блага Его учения; они посвящены в это учение, им много дано, и потому с них много и взыщется, если они вздумают отступиться от точного исполнения воли Его и соблазниться житейскими благами» [12].
Для усиления своего тезиса Ермолай-Еразм обращается к авторитету ап. Павла: «Глаголет же и апостолъ к галатом, яко блудницы и прелюбодейцы и пьяницы цар-ствиа Божиа не наследят».
Данной фразы в послании ап. Павла к Галатам мы не найдем, поскольку это цен-тон, сконструированный из двух стихов пятой главы (Гал. 5:19, 21). Не наследуют «Царства Божьего» и те, кто находится под влиянием таких пороков, как «идолослуже-
ние, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси» (Гал. 5:20). Похожую фразу можно обнаружить и в первом послании ап. Павла к Коринфянам (1Кор. 6:9-10).
Так или иначе, Ермолай-Еразм отсылает читателя к источнику и, судя по всему, делает это неслучайно. Так, например, в пятой главе послания ап. Павла к Галатам мы находим ряд любопытных моментов. В частности, по мнению ап. Павла, люди следуют всевозможным порокам по причине того, что живут «по плоти», а не «по духу». Сама возможность выбора возникла потому, что Христос искупил своим страданием человечество, избавив от греха и, одновременно, ветхозаветного закона (Гал. 5:1-6). Свобода - это возможность выбора жить, либо следуя плотским утехам, либо совершенствуясь духовно (Гал. 5:13, 16, 17). Средство, позволяющее не погрязнуть в грехах, - нравственное совершенствование, которое начинается с любви к ближнему, долготерпения, милосердия, кротости и т. д. (Гал. 5:22, 23). Судя по сочинениям авторов середины XVI в., пороки, перечисленные Ермолаем-Еразмом, были широко распространены в русском обществе того времени. Видимо, по мысли публициста, определять меру нравственной свободы, направлять своих подданных должен царь, ибо московский государь - это царь «правоверствующий».
Если государь будет соответствовать всем перечисленным автором критериям, то «Цареви же за се отдание согрешением и воздание будущих некочаемых благ от Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в веки веком, аминь».
Итак, можно говорить о том, что для русских авторов второй четверти XVI в. характерны следующие взгляды на пределы и прерогативы царской власти: царская власть не мыслится неограниченной; монарх должен управлять государством, заботясь о благе подданных; управление должно выстраиваться на основе законов («по правде») и справедливости (в соответствии с действующим законодательством, «невзирая на лица»); государь сам должен подавать пример, действуя в соответствии с законодательством; если государь не соблюдает законность и справедливость, то митрополит
(и никто другой) должен бесстрашно свидетельствовать о винах государя; действие церковной и светской властей направлено к совершенствованию православного общества. В целом тема нравственно-религиозного совершенствования и тема совершенствования организации государственно-политического управления взаимосвязаны и являются одной из центральных тем. Через личное совершенствование достигается преобразование общественного устройства. Совершенствование должно распространяться на всех членов общества.
Вместе с тем следует отметить, что авторы второй четверти XVI в. в своих сочинениях активно использовали библейские, святоотеческие и православно-византийские традиции. Древние тексты, в том или ином виде включенные в труды древнерусских публицистов, зачастую получали новую коннотацию, которая была обусловлена двумя факторами: 1) образованием автора, уровнем владения материалом, о котором он писал, 2) конкретным историко-литературным контекстом написания того или иного сочинения. Публицисты являлись людьми своей эпохи и поэтому не могли отказаться от характерных для современного им общества политических, церковно-религиозных, морально-нравственных принципов, правил, установок. Следует признать, что древнерусские авторы, используя фрагменты священных текстов, не слепо копировали их, а творчески переосмысляли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грек М. Слово XXVI. В котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и безчиние царей // Сочинения преподобного Максима Грека. - Ч. I. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.
2. Грек М. Слово XXVIII. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу // Там же.
3. Грек М. Слово VIII. Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующи-ми // Там же.
4. Грек М. Слово XXV. (По поводу перевода Толковой Псалтыри) Благовернейшему и высшему царю и Богохранимому Государю и Великому князю Василию Ивановичу всея Руси, ижо во иноцех наименьший Максим Святогор-ский метание, еже о Господе смиренне творю // Там же.
5. Подробнее см.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Дал-матинско-Истрийского. - СПб., 1911. - Т. 1.
6. Грек М. Слово XVII // Сочинения преподобного Максима Грека...
7. Грек М. Слово XXVII. Послание к православным правителям об управлении и о том, чтобы они судили богоугодно и вместе милостиво // Там же.
8. Сочинения Ермолая-Еразма // Библиотека литературы Древней Руси / РАН ; ИРЛИ ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб., 2000. -Т. IX : Конец XIV - первая половина XVI века.
9. Подробнее см.: Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // Летопись занятий Археографической комиссии (ЛЗАК). -Вып. 33. - Л., 1926.
10. Там же. - С. 159-160 ; Зимин А. А. И. С. Пере-светов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. - М., 1958 ; Дмитриева Р. П. Ермолай-Еразм // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). - Ч. 1 : А-К / АН СССР ; ИРЛИ ; отв. ред. Д. С. Лихачев. - Л., 1988.
11. Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. - М., 1998. - Прил. 1.
12. Подробнее см.: Гладков Б. И. Толкование Евангелия. - 4-е изд. - СПб., 1913. - Гл. 27 ; Азбука веры : православная электронная энциклопедия. - URL: http://azbyka.ru/hristianstvo/ bibliya/ novyi_zavet/tolkovanie_evangelia_27-all.shtml.