Научная статья на тему 'РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ)'

РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дворянская усадьба / русская культура / А.С. Пушкин / мир русской усадьбы / гибель русской усадьбы / noble manor / Russian culture / A.S. Pushkin / the world of the Russian manor / the deсline of the Russian manor
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ)»

Кулешова О.В.

к.ф.н., в.н.с., зав. Отделом культурологии ИНИОН РАН

РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ)

Ключевые слова: дворянская усадьба, русская культура, А. С. Пушкин, мир русской усадьбы, гибель русской усадьбы.

Keywords: noble manor, Russian culture, A.S. Pushkin, the world of the Russian manor, the dedine of the Russian

manor.

Типичная русская усадьба ХУШ-Х1Х веков представляла собой комплекс жилых и хозяйственных построек, окруженных парком и садом. Как правило, она принадлежала одной семье и переходила из поколения в поколение, храня родовые тайны, память о радостных событиях и горестных моментах жизни ее обитателей.

История усадебной культуры и ее значение для духовного развития России до сих пор достаточно не изучены. Расцвет русской усадьбы продолжался около века, и после полувекового упадка ее история была прервана революцией 1917 года.

Жизнь в усадьбе, протекавшая вдали от мирской суеты, обращала человека к самому себе, будила творческое начало личности, открывала возможность духовного развития, созерцания, любовного отношения ко всему окружающему и, прежде всего, к своему дому и миру первозданной природы, вызывая в человеке лучшие чувства, позволяя ощущать себя частью мировой гармонии.

Большое количество дворянских усадеб появилось после 1762 года, когда Петр III подписал Манифест о вольности дворянства, освободивший дворянское сословие от обязанности служить и давший возможность обустраивать родовые гнезда. До этого времени дворяне не могли постоянно проживать в своих поместьях, поскольку по долгу службы они были полностью подчинены императору. Именно с конца XVIII века начинается освоение знатными дворянскими родами земель Тверской губернии. Представители известных дворянских родов стали владельцами новых усадеб. Имения были разного уровня и достатка. Наиболее обеспеченные владельцы могли позволить себе приглашать известных архитекторов, использовать для строительства дорогие материалы, разбивать огромные парки с прудами, фонтанами и беседками, высаживать различные аллеи. Некоторые даже разводили в саду экзотические растения, строили дворцы в античном стиле и храмы, поражающие своей красотой.

Но жить на широкую ногу могли позволить себе далеко не все. Многие усадьбы были построены достаточно скромно. Они почти не отличались от домов крестьян. Тем не менее, их атмосфера оставалась неизменной: любовь к жизни на природе в гармонии с окружающим миром, сохранение предметов быта, передаваемых из поколения в поколение как вещественное доказательство семейной традиции. Уважение к истории рода - непременная черта усадебной жизни.

Жизнь владельцев усадеб сложно назвать праздной. Многие посвящали ее государственной службе. Хозяйственная деятельность занимала значительную часть времени и сил у дворян, живущих в своих поместьях. Н.М. Карамзин уравнивал этот род занятий с исполнением патриотического долга, отмечая в статье «Патриот Отечества»1, что пользы от деятельности дворян в имениях будет больше, чем на государственной службе.

Особая атмосфера усадебной жизни, проникнутая гармонией и любовью к окружающей природе, помогала не только дать молодому поколению дворян хорошее образование, но и способствовала разностороннему становлению личности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Она сформировала и подготовила к служению Отечеству многих выдающихся деятелей российского государства, поэтов, художников, ученых, философов. Несомненно, усадебная жизнь и окружающая природа способствовали рождению многих художественных шедевров, таких, например, как описанное А.С. Пушкиным в Павловском2 волшебство «Зимнего утра».

Владельцы усадеб часто сами являлись авторами и заказчиками своих проектов, которые были действительно произведениями искусства в сфере архитектуры и ландшафта.

Облик усадеб оставался неизменным, невзирая на течение времени и подчиняясь устойчивым традициям. Однако современная наука выделяет этапы развития этого жанра искусства, которые тождественны основным стилям архитектуры от классицизма до модерна.

Приверженность традиции, любовь к старине и следование привычкам и пристрастиям предков были характерными приметами, царившей в усадьбе атмосферы. Неизменный семейный уклад, использование традиционных предметов быта, создание коллекций произведений искусства - все это неотъемлемые черты жизни дворянской усадьбы.

1 Глушков С. Былой России острова. - Тверь: Альба, 2001. - С. 5.

2 Имение П.И. Вульфа в Старицком уезде Тверской губернии.

Именно здесь создавались ценнейшие библиотеки, картинные галереи, естественнонаучные и природные коллекции, собрания исторических артефактов. Свой вклад в историю русской культуры внесли Голицыны в Архангельском, Шереметевы в Кускове, Вяземские в Остафьево, Брюс в Глинках. Яркой страницей истории русской усадьбы стал крепостной театр. Русское театральное искусство развивалось в Гребневе, Люблине, Кускове, Останкине.

В России были десятки, сотни великолепных усадеб с садами, парками, особняками, построенными выдающимися архитекторами, но мы сосредоточим свое внимание на дворянских усадьбах Псковской и Тверской губерний, в той или иной мере связанных с именем А.С. Пушкина.

Для творчества Пушкина характерно отсутствие описаний архитектуры загородных усадеб. Не их внешний вид вдохновлял поэта. Его поэтическое вдохновение питалось неповторимым духом русской усадьбы, основанном на любви к уединению, созерцании русской природы, размышлениях о вечных вопросах, обращенности в прошлое, к «преданьям милой старины».

Имя поэта самым тесным образом связано с псковской землей, с его родовым имением Михайловское. Покоренный красотой и безмолвием этих мест, он почувствовал здесь себя поэтом и осознал свое поэтическое предназначение. Многие выдающиеся произведения Пушкина родились в этих местах. Михайловское - типичный образец барской усадьбы ХУШ-Х1Х веков. Судьба этих земель не была простой. Деревянные постройки ветхи: они погибают в огне пожаров и достаточно быстро стареют и разрушаются. Такая участь постигла и Михайловское. Усадьба горела, восстанавливалась и перестраивалась много раз.

К. Паустовский после посещения Пушкиногорья в 1937 году заметил: «Михайловские рощи, холмы и парки -весь комплекс здешней мягкой и по-северному немного печальной природы - полны громадной лирической силы и в этом, в значительной мере, лежит разгадка прелести пушкинских стихов, написанных здесь. Сейчас здесь от Пушкина осталось самое ценное - не ограды мосты и беседки - а природа, только природа, и величайшая заслуга работников заповедника заключается в том, что они поняли это и прежде всего охраняют и воссоздают природу, любимую Пуш-киным»1.

Первый раз Пушкин посетил родное имение матери летом 1817 года, окончив Лицей. «Вышед из Лицея, я почти тотчас отправился в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.», - писал поэт2. Через два года он снова посетил эти места, зафиксировав свои впечатления от увиденного в двух стихотворениях «Домовому» и «Деревня» 1819 г.

Поэт ощущает красоту и дыхание вечности, пронизывающие окружающую природу. Он воспринимает Михай-ловское как «обитель» поэзии, гармонии и красоты.

Страсти и противоречия человека контрастируют с Божественной природой. Источник боли и тревоги - сознание поэта. Через пять лет поэту суждено будет оказаться в михайловской ссылке, ставшей для него причиной страданий и вдохновения, итогом станет программное стихотворение «Пророк», в котором изложены мысли Пушкина о предназначении поэта и поэзии.

В Михайловском созданы такие важнейшие для творчества поэта произведения, как трагедия «Борис Годунов», роман в стихах «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», цикл стихов «Подражание Корану» и многие другие произведения. На всю жизнь Михайловское осталось для него «Обителью».

Однако собственником-владельцем Михайловского Пушкин никогда не был. «Родовая усадьба в 1782 году после смерти Абрама Петровича Ганнибала (1781) переходит по наследству к его сыну Иосифу (Осипу) - деду А. С. Пушкина. Когда Осип Абрамович приступил к строительству усадьбы, закладке парка, он был довольно состоятельным помещиком - владельцем 12 деревень и 400 крепостных. После его смерти (1806) Михайловское перешло ко вдове Осипа Абрамовича Марие Алексеевне, а позже к их единственной дочери - Надежде Осиповне. За нею числилось 80 крепостных «мужеска пола», живших в шести окрестных деревнях. В эту пору и входит Михайловское в судьбу поэта»3.

Пушкин, служивший государственным чиновником, был выслан в Михайловское неожиданно. В официальном письме министру иностранных дел графу Нессельроде Воронцов объяснял свое желание выслать поэта в «другую губернию» стремлением удалить его от «лести и соприкосновения с заблуждениями и опасными идеями». Но была и еще одна причина - у Пушкина не сложились взаимоотношения с М. С. Воронцовым, жена которого, Елизавета Кса-верьевна, напротив, была им увлечена.

Отец поэта, Сергей Львович, стал его надзирателем, что спровоцировало серьезную ссору в семье. В результате родители, брат и сестра уезжают в Петербург. Оставшись один, поэт постигает смысл одиночества, тонко ощущая духовную атмосферу Михайловского, задаваясь вопросами о смысле жизни и о своем предназначении как человека и поэта.

Общение Пушкина в Михайловском было ограничено разговорами с няней Ариной Родионовной Яковлевой, крепостной Ганнибалов. Прекрасное знание народных сказок, пословиц и песен делало ее для поэта необычайно интересным собеседником. Пушкин позаимствовал у нее сюжеты некоторых сказок.

Предположительно 9 декабря 1824 года А.С. Пушкин пишет Д.М. Шварцу в Одессу: «Уединение мое совершенно - праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством, и то вижу его до-

1 Будылин И.Т. Деревенский Пушкин. Пушкинские места Псковского края. - М.: Профиздат, 2006. - С. 26.

2 Там же, с. 29.

3 Там же, с. 31.

вольно редко - целый день верхом - вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга - и с нею только мне не скушно»1.

Арине Родионовне посвящены стихотворения «Зимний вечер», «Подруга дней моих суровых». В Михайловском поэта навещали друзья: 11 января 1825 года в имении побывал И.И. Пущин и в апреле того же года А. Дельвиг гостил целых десять дней. Для поэта это время стало необычайно приятным.

Но все-таки Пушкин в Михайловском вел затворническую жизнь. Он необычайно много и с интересом читал. Его библиотека и круг чтения были достаточно обширны. Поэт читал сочинения Шекспира, Байрона, Скотта, Шлеге-ля, Державина, Баратынского, Жуковского, Гнедича, Рылеева, а также разнообразную периодику.

Пушкин увлекался западноевропейской литературой, любовь к которой привили ему в детстве. Но в Михайловском центр увлечений Пушкина смещается, и любовь к европейской культуре замещается интересом к истории России.

Знакомство поэта с «Историей государства российского» Н.М. Карамзина вдохновляет его на создание «Бориса Годунова».

«Трагедия моя идет... вследствие чего читаю только Карамзина да летописи. Что за чудо эти два последнии тома Карамзина! Какая жизнь! (Это злободневно как свежая газета)2.

Оказавшись вне круга привычного общения, поэт переписывается с П. Вяземским, П. Плетневым, А. Бестужевым, К. Рылеевым.

В письме Н. Раевскому-младшему в июле 1825 года поэт рассказывает о создании «Бориса Годунова»: «Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену - такой способ работы для меня совершенно нов. Чувствую, что духовные

3

силы мои достигли полного развития, я могу творить» .

После двухлетней ссылки, по указанию Николая I, Пушкин прибыл в Псков, а затем 4 сентября 1826 года в Москву. Находясь в Пскове, Поэт написал письмо П.А. Осиповой в Тригорское: «Полагаю, сударыня, что мой внезапный отъезд с фельдъегерем удивил вас столько же, сколько и меня. Дело в том, что без фельдъегеря у нас грешных ничего

4

не делается» .

Впоследствии поэт неоднократно бывал в Михайловском. 11 апреля 1836 года он приезжал в имение последний раз на похороны матери.

«После гибели поэта Михайловское перешло в управление Опеки. Впоследствии оно было выкуплено у совладельцев (брата и сестры А.С. Пушкина) в пользу семьи поэта. В 1866 году в родовом имении поселился младший сын А.С. Пушкина Григорий Александрович. В 1899 году он продал Михайловское по просьбе комитета по празднованию 100-летия А.С. Пушкина в расчете на устройство в усадьбе «какого-либо благотворительного учреждения». «Колония для престарелых литераторов и учителей» была открыта в 1911 году и просуществовала до 1918 года. Уже в начале XX века была заложена основа Пушкинского музея, в основных чертах существующего и сегодня. Дом и музей в Михайловском не раз погибали в огне в 1907, 1911, 1918, 1944 годах. Современный дом-музей открыт в 1949 г. в 150 годовщину со дня рождения А. С. Пушкина. Дом и усадьба восстановлены благодаря единственному документу, который донес до нас облик «сельца Михайловского». Это рисунок 1837 г. псковского художника и землемера И.С. Иванова»5.

Подлинных вещей Пушкина в доме осталось очень немного, но главный памятник поэту - первозданная природа Михайловского. «Я объездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское», - писал К. Паустовский6.

Соседним Тригорским владел шлиссельбургский комендант М.Д. Вындомский. Поместье вместе с тремя тысячами крестьян было подарено хозяину Екатериной II в 1762 году. Сын Вындомского, Александр Максимович, управлял имением после его смерти. С 1813 г. владелицей стала его дочь Прасковья Александровна Вындомская, в первом браке Вульф, во втором - Осипова7. В 1817 г. произошла первая встреча поэта с Прасковьей Антоновной, и эта встреча в дальнейшем переросла в долгую дружбу.

Тригорское расположено на высоком берегу реки Сороти. Барский дом был построен дедом Осиповой. В 1820-е годы его решили отремонтировать. На это время семья Осиповых переселилась в пустующее здание бывшей полотняной фабрики. Но дом сгорел во время ремонта, и Осиповы так и остались жить в переделанном под жилье фабричном корпусе, к которому пристроили два крыльца с деревянными колоннами. Несмотря на внешнюю неприглядность, дом был просторный и уютный. У П.А. Осиповой было шестеро детей. Оказавшись в полном одиночестве в псковской деревне, поэт нашел в Тригорском близких себе людей. Здесь поэт встретил А. П. Керн - племянницу хозяйки поместья. Дочери П.А. Осиповой - Анна и Евпраксия, ее падчерица Алина, приезжавшая в Тригорское племянница Анна Ивановна Вульф (Нетти), да и сама хозяйка Тригорского питали к Пушкину не только дружеские чувства - все они были влюблены в поэта. Особенно преданно и искренне любила его Анна Николаевна Вульф.

1 Будылин И.Т. Деревенский Пушкин. Пушкинские места Псковского края. - М.: Профиздат, 2006. - С. 42-43.

2 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 9 т. - М.: Правда, 1954. - Т. 8. - С. 103.

3 Там же, с. 97.

4 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 т. - Л.: Наука, 1977-1979. - Т. 10. - С. 164.

5 Будылин И.Т. Деревенский Пушкин. Пушкинские места Псковского края. - М.: Профиздат, 2006. - С. 53.

6 Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. - М.: Вега, 2003. - С. 222.

7 Там же, с. 223.

Дочери Прасковьи Александровны (как и она сама), получили домашнее образование и воспитание, они знали иностранные языки, увлекались литературой. Искреннее участие в судьбе поэта, которое проявила хозяйка имения, во многом определило отношение А.С. Пушкина к Тригорскому. Здесь ему всегда были рады, принимали с любовью. Он имел доступ в богатую библиотеку, собранную еще отцом Прасковьи Александровны.

К книгам в Тригорском всегда относились бережно и с почтением. Новыми изданиями обменивались и обсуждали их в переписке. Общение в Тригорском, дружеская атмосфера тепла, любви и понимания сохранились надолго в памяти поэта, и, мысленно обращаясь к приятным воспоминаниям, на протяжении многих лет Пушкин в своей душе воскрешал лучшие впечатления юности, которые оживляли и поддерживали его, избавляя от невзгод. «Назло судьбе мы в конце концов все же соберемся под рябинами Сороти», - писал он Прасковье Александровне1. Обитателям Три-горского Пушкин посвятил стихотворения: «Простые мирные дубравы», «Цветы последние милей...», «Если жизнь тебя обманет.», «Признание».

Память о поэте многими поколениями сохранялась на псковской земле. Владелицы Тригорского создали первый музей Пушкина в России. Сохраненные ими письма поэта были собраны и находились в Пушкинской комнате.

Тригорская усадьба была сожжена в 1918 г. В 1922 г. власти объявили, что восстановление Тригорского дома -дело ближайшего времени, и через 40 лет, в 1962 г., деревянный дом действительно был восстановлен.

Помимо Тригорского, П. А. Осипова владела усадьбой Малинники в Старицком уезде Тверской губернии. Это поместье досталось ей после смерти первого мужа Николая Ивановича Вульфа (1771-1813). Ее второй супруг - статский советник Иван Сафонович Осипов - принял решение поселиться вместе с семьей в Тригорском. В 1824 г. Прасковья Александровна снова стала вдовой и была вынуждена взвалить на себя бремя управления хозяйством в усадьбах Псковской и Тверской губерний, заботы о воспитании семерых детей от двух браков и падчерицы Александры (Алины Осиповой).

Прасковья Александровна часто бывала в Малинниках одна и с семьей. В сентябре 1828 г. она пригласила сюда Пушкина. Впоследствии поэт приезжал в старицкие края пять раз. Почти сто дней жизни он провел в этих местах. Здесь, в усадьбах Вульфов, Панафидиных, Вельяшевых, Пушкин плодотворно работал. Результатом этой работы стало создание почти двадцати произведений: незавершенного «Романа в письмах», посвящения к поэме «Полтава», отдельных строф VII главы «Евгения Онегина». Им были написаны «Зима! Что делать нам в деревне?», «Анчар», «Зимнее утро», сделан набросок отрывка, который позднее будет использован в качестве вступления к «Истории села Го-рюхина» и «Повестям Белкина». Кроме того, поэт работал над поэмой «Тазит», драмой «Русалка» и другими.

Малинники очень понравились поэту. Многое в усадьбе вызывало в памяти черты Михайловского: и дом, и березовые рощи, и тригорские обитательницы, радушно принимавшие поэта и проявлявшие неподдельный интерес к поэзии, и река Тьма, и холмы, и лес. Это уединенное место стало любимейшим для поэта и способствовало реализации его творческих планов, пробуждению его поэтической энергии. Когда не стало Арины Родионовны, утверждает биограф и исследователь творчества Пушкина Т.Г. Цявловская, поэт перенес свои пенаты из Михайловского в Малинники. Дом, в котором жил поэт, просуществовал еще долгие годы, пережив революцию и сохранившись до 1923 г. В наше время Малинники стали туристическим местом, полюбившимся посетителям за его живописность и удаленность от городской суеты.

В рукописях поэта часто упоминаются названия городов, сел и деревень Тверской губернии. Среди этих названий село Берново. Оно во времена Пушкина славилось ярмарками и мастеровыми людьми. В центре Бернова на берегу реки Тьмы возвышается белокаменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, архитектурный памятник XVII века. А на горе, в старом тенистом парке, стоит барский двухэтажный дом с мезонином, построенный в стиле классицизма на рубеже XVIII-XIX веков. Сооружался он на широкую ногу и имел около тридцати комнат. Хозяином дома был Иван Петрович Вульф.

А.П. Керн, внучка И.П. Вульфа, проведшая в этом доме детские годы, через много лет опишет его так: «Это был настоящий помещичий замок - необыкновенно толстые стены, анфилады просторных залов, высокие светлые окна второго этажа, под домом вместительные подвалы»2. В Берновском доме появились на свет восемь детей Ивана Петровича и Анны Федоровны: сыновья - Петр, Николай (владелец Малинников, муж П. А. Осиповой - Вульф, отец Алексея, Анны и Евпраксии - Зизи Вульфов), Федор, Павел (владелец Павловского) и Иван (владелец Бернова) и дочери - Анна (в замужестве Полторацкая, мать А.П. Керн) и Наталья (в замужестве Вельяшева, мать Катеньки Велья-шевой). Современники Пушкина, они принимали его в Малинниках, Павловском, Курово-Покровском, Бернове.

Во времена Пушкина Берново принадлежало Ивану Ивановичу Вульфу (1776-1860), бывшему гвардейскому офицеру, участнику Отечественной войны, ценителю музыки и литературы. Сделав прекрасную партию, он женился на семнадцатилетней богатой девушке Надежде Гавриловне Борзовой. В 1815 г., выйдя в отставку, поселился в Бер-нове. В это время у супругов Вульф было уже шестеро детей. Племянник хозяина, Алексей Вульф, вспоминая о своем дяде, писал, что он «оставил жену и завел из крепостных своих девок гарем, в котором и прижил с дюжину детей, оставив попечение о законных своей жене»3. С дочерями И. И. Вульфа - Екатериной, в шутку прозванной им Минервой, и Анной (Netty) - Пушкин был знаком еще раньше. В берновском доме поэту отводили комнату на втором этаже с окнами, обращенными в сад, и балконом.

1 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 9 т. - М.: Правда, 1954. - Т. 8. - С. 145.

2 Зимина О.Г., Казарская Л.А., Ефимов М.А. Приют трудов и вдохновенья. Пушкинское кольцо Верхневолжья. - Тверь: Научный мир, 2008. - С. 23-24.

3 Там же, с. 26.

В доме Вульфа размещен музей А. С. Пушкина, и комнату, которую занимал поэт, называют пушкинской гостиной. До сих пор сохранился и живописный берновский парк с прудом, в зеркале которого отражается особняк Вульфов, сохранена и горка Парнас, где любил отдыхать поэт.

В 1976 г. дом Вульфов был отреставрирован. У входа на фасаде помещена мемориальная доска: «В этом доме в 1828-1829 годах останавливался А.С. Пушкин». Перед домом поставлен бюст поэта работы скульптора И.М. Рукавишникова.

Пушкин восхищался природой этих мест, но желания задерживаться здесь долго у него не было. Скромные усадьбы в Малинниках и Павловском, хозяев которых он любил и считал духовно близкими себе людьми, нравились ему больше, чем богатство Бернова.

На расстоянии около 200 километров от Бернова находится уединенная и живописная деревня Павловское, которую А.С. Пушкин посещал неоднократно. Первый раз он побывал там осенью 1828 года в компании Алексея Вуль-фа, заглянув туда из Малинников. Деревня очень понравилась поэту: особенно уютный господский дом и его хозяин Павел Иванович Вульф, гостеприимно и радушно встречавший гостей. Образованный и начитанный человек, интересовавшийся искусством, он мог вести интересные беседы на различные волновавшие поэта темы. Вульф был участником войны 1812 года. Поэт относился к нему с большим уважением и любил его скромный дом гораздо сильнее, чем богатые берновские хоромы. Павел Иванович проявлял внимание к своему гостю, окружал его заботой и был искренне рад общению. Природу тверской земли, быт русской деревни Пушкин описал в «Евгении Онегине».

Осенью 1829 г., возвращаясь из поездки в Арзрум, Пушкин вновь заехал погостить в Павловское и пробыл там три недели. Герой неоконченного «Романа в письмах» Пушкина передает мысли самого поэта: «...я живу в деревне и не вижу, как время летит. Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру - Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет»1.

Осенью 1829 г. дом П.И. Вульфа, гостеприимно встретивший поэта, подарил ему душевное спокойствие и вдохновение, он идеально подходил для уединения и работы. Здесь поэтом были созданы «Зимнее утро» и «Зима. Что делать нам в деревне?», в которых Пушкин описал окружающую природу и воссоздал картины деревенской жизни. В этом месте он работал над «Путешествием Онегина», поэмой «Тазит», рукописью «Русалка».

В последний раз Пушкин побывал в Павловском в августе 1833 года. Барский дом в Павловском не сохранился, он был разобран еще в конце 1880-х годов. От усадьбы остался только старинный парк с прудом.

Еще одно место, связанное с именем Пушкина, - село Курово-Покровское. Оно находится более чем в пятистах километрах от Бернова и расположено на берегу небольшой реки Нашиги, притока Тьмы. Особая достопримечательность этого села - прекрасные сиреневые сады. Оно замечательно своей историей: запечатлено в русской поэзии и живописи. Пушкин описал его в «Евгении Онегине», и именно в этом месте И. Левитан создал свою картину «У омута».

Пушкин приезжал в Курово-Покровское в 1829 году. Каменный двухэтажный усадебный дом с колоннами принадлежал Павлу Ивановичу Панафидину, где он жил со своей семьей. Его жена - Анна Ивановна (урожденная Вульф). Хозяин усадьбы в прошлом был боевым морским офицером. Семейная офицерская династия вела свой отсчет со времен Петра I. Тринадцать членов семьи служили в военно-морском флоте и участвовали в военных кампаниях и битвах. В этой усадьбе Пушкин написал седьмую главу «Евгения Онегина», повествующую о жизни Татьяны в деревне. Семья Панафидиных сохранила память о поэте в своих преданиях, переходивших от отцов к детям. По их рассказам, Пушкин останавливался в комнате, окна которой выходили в сад.

Надо заметить, что в Курово-Покровском часто бывала Лика Мизинова, родственница Панафидиных, близкая знакомая А.П. Чехова. По ее приглашению в 1891 г. Старицкий уезд посетил И. Левитан и поселился в местечке Затишье, в нескольких верстах от Бернова. В поисках новых сюжетов Левитан, гуляя по берегу реки в окрестностях Бернова, увидел глубокий черный омут, бревна плотины, лесную тропинку. Художник сделал набросок с натуры. Кто-то из Вульфов, увидев эскиз, рассказал Левитану легенду о дочери мельника, утопившейся в этом омуте. Есть мнение, что эта легенда была положена в основу пушкинской драмы «Русалка».

Хозяева Курово-Покровского, узнав, что Левитан пишет большую картину «У омута», пригласили его в усадьбу и предоставили для работы светлую комнату с четырьмя окнами. Ныне эту картину, вошедшую в сокровищницу русской пейзажной живописи, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Берновский омут и связанная с ним легенда об утопленнице нашли отражение не только в творчестве Пушкина, но и в левитановском полотне и в музыке А.С. Даргомыжского «Русалка».

Еще одним излюбленным местом А.С. Пушкина, расширяющим представление о духовной жизни русской усадьбы, стало село Болдино Нижегородской губернии. В Болдино поэт приехал осенью 1830 года, поскольку получил часть имения от отца Сергея Львовича. Холера в Поволжье задержала Пушкина в Болдине на три месяца. Картина, открывшаяся поэту, была безрадостной. Господский дом на пригорке, двор обнесен мелким дубовым частоколом. Кругом пустырь, ни сада, ни цветников. Из окон невеселый вид: крестьянские избы, крытые соломой, топятся по-черному. Казалось бы, бедность и тоска. Но, напротив, поэт испытал необыкновенный духовный подъем. В период первого пребывания в Болдине в сентябре-ноябре 1830 г. А.С. Пушкин написал свои выдающиеся произведения: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Бесы», «домик в Коломне», «Элегия». Именно здесь поэт завершил «Евгения Онегина», которому он отдал семь лет жизни. Этот необычайно плодотворный период в жизни Пушкина в 1830 г. история русской литературы знает как «Болдинскую осень». Второй раз Пушкин побывал в Болдине в 1833 г. В это

1 Зимина О.Г., Казарская Л.А., Ефимов М.А. Приют трудов и вдохновенья. Пушкинское кольцо Верхневолжья. - Тверь: Научный мир, 2008. - С. 29.

время были написаны «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Пиковая дама», «История Пугачева».

В последний приезд в Болдино в 1834 году поэт создает «Сказку о золотом петушке».

Очевиден вывод: уединенная деревенская жизнь в русских усадьбах, протекавшая «вдали от шума городского», способствовала расцвету русской культуры и была плодотворна для творчества многих русских писателей и художников: А. С. Пушкина, Л. Толстого, И. Тургенева, Н. Некрасова, И. Бунина, А. Чехова и многих других. Уединение, общение с русской природой, высвобождало духовные силы, рождало вдохновение и давало возможность творить и создавать выдающиеся произведения искусства.

Владельцы усадеб часто были «служилыми» людьми. Понятие чести ценилось у дворян необычайно высоко. Службу Отечеству и государю они считали своим долгом. Несмотря на небольшое жалование, от государственной службы не отказывались.

Реформа 1861 года сократила доходность дворянских имений и уменьшила число дворян, владеющих землей. Крупные усадьбы стали повсеместно исчезать. Отмена крепостного права лишила дворян возможности использовать принудительный труд для поддержания порядка в своих усадьбах. Государственная служба стала основным источником дохода для представителей этого сословия. Многие усадьбы были проданы, пришли в упадок или просто исчезли. В связи с этим утрачивалась и усадебная культура. Социально-экономические реформы в России негативно сказались на судьбе феномена русской усадьбы.

«Однако этот закат, длившийся более полувека, был в некотором смысле еще более блистательным, чем расцвет, поскольку на многоцветье накопленной за столетие культуры пал волнующий осенний флер медленного умирания, тлетворным, но прекрасным духом которого вдохновлялись Чайковский и Левитан, Чехов и Борисов-Мусатов, Бунин и Блок. Да и едва ли не вся поэзия серебряного века так или иначе несла на себе отблеск уходящей дворянской культуры. Ее обаяние было столь велико, что представители иных сословий, в руки которых все чаще переходили бывшие дворянские усадьбы, старались сохранить их дух, следуя укоренившимся усадебным традициям»1.

Разрушение дворянской культуры, напоминавшее нашествие варваров, выросло в самой среде русской усадьбы, среди гармонии природы и красоты усадебной архитектуры. Наличие элитарной культуры, ее отсутствие у низших слоев общества, привели к варварскому разрушению созданных дворянством культурных ценностей. Во время революции 1905-1907 годов повсеместными стали случаи поджогов и разграбления дворянских усадеб.

Барон Николай Николаевич Врангель (1882-1915) - один из выдающихся исследователей усадебной культуры -одной из главных причин ее исчезновения считал низкий культурный уровень населения, его пренебрежительное отношение к культурным ценностям. В свое работе «Помещичья Россия», опубликованной в журнале «Старые годы» в 1910 г., он отмечал: «Русские люди делали все возможное, чтобы исковеркать, уничтожить и затереть следы старой культуры. С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и усердным вандализмом несколько поколений свело на нет все, что создали их прадеды.

Ведь культурным было русское дворянство от Екатерины Великой и до освобождения крестьян, берегло и любило красоту жизни. А потомки надругались над тем немногим, о чем могли говорить с гордостью, и Бог весть, придет ли день, когда снова об этом вспомнят?

Всюду в России . можно наблюдать тот же развал старого . развал культурный, невнимание и нелюбовь к тому, что должно украшать жизнь. Тогда как в Европе из рода в род много столетий переходят и хранятся имения и сокровища предков, в России наперечет несколько поместий, находящихся двести лет в одной семье . Еще стоит подумать, прежде чем рушить дома, прежде чем продавать скупщикам картины и предметы убранства. В России еще есть старое искусство, пока целы Дубровицы, Кузьминки, Архангельское, Останкино, Кусково ...»2.

После февраля 1917 года возможно было проведение земельной реформы в интересах крестьянского сословия. Но ей не суждено было осуществиться, поскольку Учредительное собрание было разогнано, и власть перешла к большевикам. Дворянские усадьбы гибли в огне революции, уничтожаясь жестоко и бессмысленно. Толпа разоряла и уничтожала барскую собственность, воодушевленная провозглашенным большевиками лозунгом «грабь награбленное».

Вместе с дворянской собственностью уничтожалось культурное богатство России: книги, предметы искусства, картины, мебель, коллекции. Население, не понимавшее культурной ценности этих предметов и вещей, предавало все огню и разорению, на месте грабежа часто устраивались поджоги, чтобы скрыть следы преступления. Даже в тех случаях, когда дворянское имущество изымалось организованно, бесполезные предметы, значение которых организаторы и исполнители экспроприации не понимали, не учитывались и использовались не по назначению.

«Волос становится дыбом, как послушаешь, что в дорогих фортепьянах лошадей кормили, с дорогими вазами садились под корову доить, картины великих мастеров на клочки резали, редкую мебель по частям делили, чтобы каждому досталось, редкие книги, которым цены нет, на папиросы рвали, а ценные архивы (бумаги), по которым история пишется, на подтопку печей пошли», - пишет С. Д. Яхонтов3.

По всей России огромное количество усадеб было разорено и уничтожено. Некоторые из них передавали советским учреждениям: коммунам, совхозам, школам, больницам. Но новые хозяева эксплуатировали их варварски, не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Глушков С. Былой России острова. - Тверь: Альба, 2001. - С. 7.

2 Поэзия старой усадьбы (Из книги барона Николая Врангеля «Помещичья Россия») // Пушкинские чтения. с. Берново. Вып. 7. - Старица: Старицкая типография, 2019. - С. 184-185.

3 Глушков С. Былой России острова. - Тверь, Альта, 2001. - С. 9.

заботясь об их сохранении и восстановлении. Было много перестроено, брошено, сгорело из-за безответственности и неправильной эксплуатации.

Огромный мир русской культуры был уничтожен вместе с дворянскими усадьбами. Лишь немногое уцелело и дошло до наших дней. Но и это немногое до сих пор не всегда сохраняется должным образом и безвозвратно исчезает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.