Научная статья на тему 'РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕМИРНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ'

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕМИРНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / СССР / церковь / религия / движение за мир / всемирное миротворческое движение / Russian Empire / USSR / church / reli-gion / peace movement / global peacekeeping

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болдин Сергей Алексеевич

Целью статьи является анализ становления всемирного миротворческого движения и участия в нём Русской Церкви в первой половине XX века. Автор отмечает, что развитие тенденций миротворческого движе-ния началось в первом десятилетии XX века. Инициаторами этого движения стали религи-озные организации протестантских церквей Западной Европы. В статье указано, что оформление миротворческого движения про-исходило в условиях нарастающей конфронта-ции между Антантой и Тройственным союзом. Автор выделяет тесную взаимосвязь между миротворческим движением и идеей объеди-нения церквей. В этом процессе одно из важ-ных мест заняла Церковь Англии. Русская Цер-ковь подключилась к процессу организации миротворческого движения после 1943 года. В это время Московский патриархат возобновил свою внешнеполитическую деятельность после нескольких десятков лет изоляции. Автор от-мечает, что миротворческая деятельность тесно связана с функционированием Всемир-ного совета церквей (ВСЦ). Сделано заключе-ние, что развитие всемирного миротворческого движения происходило одновременно с разви-тием экуменической деятельности. Активное участие Русской Церкви в этом процессе нача-лось после выхода РПЦ из изоляции в 1943 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Болдин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN CHURCH AND THE DEVELOPMENT OF GLOBAL PEACEKEEPING IN THE 20TH CENTURY

The purpose of the article is to analyze the development of global peacekeeping and the participation of the Russian Church in it in the first half of the 20th century. The author notes that the development of trends in peacekeeping started in the first decade of the 20th century. Protestant churches in Western Europe be-came the initiators of this movement. The article states that the development of peacekeeping took place in conditions of increasing confrontation be-tween the Entente and the Triple Alliance. The author highlights the close relationship between peacemak-ing and the idea of the unification of churches. In this process, one of the important places was taken by the Church of England. The Russian Church joined the process of organizing peacekeeping after 1943. At that time, the Moscow Patriarchate resumed its for-eign policy activities after several decades of isolation. The author notes that peacekeeping is closely linked to the functioning of the World Council of Churches (WCC). As a result, the author concludes that the devel-opment of global peacekeeping took place simultane-ously with the development of ecumenical activity and the Russian Church started taking an active part in this process after the Russian Orthodox Church came out of isolation in 1943.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕМИРНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ»

УДК 322

БОЛДИН Сергей Алексеевич, аспирант, Среднерусский институт управления - филиал РНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: sergei.b0ldin@yandex.ru, SPIN-код: 90339808, AuthorlD: 1209730

DOI:10.22394/2225-8272-2023-12-4-85-93

BOLDIN S. A., Postgraduate Student, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: sergei.b0ldin@yandex.ru

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕМИРНОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XX ВЕКЕ

THE RUSSIAN CHURCH AND THE DEVELOPMENT OF GLOBAL PEACEKEEPING

IN THE 20TH CENTURY

Аннотация. Целью статьи является анализ становления всемирного миротворческого движения и участия в нём Русской Церкви в первой половине XX века. Автор отмечает, что развитие тенденций миротворческого движения началось в первом десятилетии XX века. Инициаторами этого движения стали религиозные организации протестантских церквей Западной Европы. В статье указано, что оформление миротворческого движения происходило в условиях нарастающей конфронтации между Антантой и Тройственным союзом. Автор выделяет тесную взаимосвязь между миротворческим движением и идеей объединения церквей. В этом процессе одно из важных мест заняла Церковь Англии. Русская Церковь подключилась к процессу организации миротворческого движения после 1943 года. В это время Московский патриархат возобновил свою внешнеполитическую деятельность после нескольких десятков лет изоляции. Автор отмечает, что миротворческая деятельность тесно связана с функционированием Всемирного совета церквей (ВСЦ). Сделано заключение, что развитие всемирного миротворческого движения происходило одновременно с развитием экуменической деятельности. Активное участие Русской Церкви в этом процессе началось после выхода РПЦ из изоляции в 1943 г.

Ключевые слова: Российская империя, СССР, церковь, религия, движение за мир, всемирное миротворческое движение.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the development of global peacekeeping and the participation of the Russian Church in it in the first half of the 20th century.

The author notes that the development of trends in peacekeeping started in the first decade of the 20th century. Protestant churches in Western Europe became the initiators of this movement. The article states that the development of peacekeeping took place in conditions of increasing confrontation between the Entente and the Triple Alliance. The author highlights the close relationship between peacemaking and the idea of the unification of churches. In this process, one of the important places was taken by the Church of England. The Russian Church joined the process of organizing peacekeeping after 1943. At that time, the Moscow Patriarchate resumed its foreign policy activities after several decades of isolation. The author notes that peacekeeping is closely linked to the functioning of the World Council of Churches (WCC).

As a result, the author concludes that the development of global peacekeeping took place simultaneously with the development of ecumenical activity and the Russian Church started taking an active part in this process after the Russian Orthodox Church came out of isolation in 1943.

Keywords: Russian Empire, USSR, church, religion, peace movement, global peacekeeping.

=r

©Болдин С.А., 2023г.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение тематики по Русской Церкви и формированию всемирного миротворческого движения представляет существенную актуальность и интерес для историков, религиоведов, социологов и других исследователей.

Русская Церковь, как и другие религиозные институты, играет важную роль в формировании мировоззрения и ценностей общества. Изучение истории и деятельности Русской Церкви позволяет понять степень её влияния на политическую, культурную и социальную сферы не только в России, но и в других странах, где присутствует русская православная община.

Формирование всемирного миротворческого движения также является важным аспектом, который заслуживает внимания и рассмотрения. Данное движение стремится к созданию гармоничного и мирного мира посредством миротворческой и медиативной деятельности, развития диалога и сотрудничества между различными нациями и культурами.

Всемирное миротворческое движение -это международная инициатива, направленная на построение гармоничного и мирного мира. Основной задачей движения является содействие урегулированию конфликтов, предотвращению насилия и нарушений прав человека, а также поощрение диалога, сотрудничества и взаимопонимания между различными группами и нациями.

В основе всемирного миротворческого движения лежат принципы ненасилия, устранения вражды и поиска мирных решений. Оно объединяет активистов, организации и граждан, стремящихся к миротворческой деятельности и сотрудничеству в различных областях, включая политику, образование, социальную работу, искусство и культуру.

Всемирное миротворческое движение проводит различные мероприятия и акции,

направленные на привлечение внимания к проблемам насилия и конфликтов, а также на пропаганду мира и межкультурного взаимопонимания. Оно поддерживает и разрабатывает миротворческие программы, образовательные проекты и исследования, способствующие снижению напряженности и созданию условий для мирного сосуществования.

Важным аспектом всемирного миротворческого движения является сотрудничество с другими международными организациями и институтами, такими как Организация Объединенных Наций, Европейский союз, ЮНЕСКО и другие. Это позволяет объединять усилия и ресурсы для достижения общих целей по установлению мира и справедливости в мировом сообществе.

Всемирное миротворческое движение неразрывно связано с идеями толерантности, уважения к различиям, справедливости и сolidarnosti. Целью движения является создание мирной и стабильной общественной среды, где каждый человек может жить в гармонии и безопасности.

Исследование роли Русской Церкви в формировании и поддержке всемирного миротворческого движения позволяет разобраться в её этических и мировоззренческих основаниях, понять, как Церковь мобилизует свои ресурсы и использует свой авторитет для построения мира и урегулирования конфликтов.

Более того, изучение данной тематики дает возможность выявить и проанализировать влияние религии и религиозных институтов на глобальную политику, культуру и международные отношения. Роль Русской Церкви в промоуции мира и справедливости может быть особенно значимой в периоды конфликтов и напряженности на международной арене.

Начало участия Русской Церкви в миротворческом движении относится к периоду последних лет 1940-х гг. Этот послевоенный

период стал началом нового противостояния просоветской и проамериканской систем, которые в итоге привели к началу холодной войны. Антисоветские тенденции нашли свое отражение в политике сдерживания - доктрине Трумэна и «плане Маршалла». СССР, по сути, в результате предпринятых шагов со стороны США и западных стран вынужден был действовать в противовес новым событиям того времени. В результате накала противостояния СССР и западного мира была создана организация стран Варшавского договора.

Усугубило тенденции нарастающей конфронтации появление ядерного оружия, а также начало новых военных конфликтов - война в Корее, а затем во Вьетнаме. В мировом сообществе в ту эпоху стали формироваться движения за мир.

Однако новыми эти тенденции не были. В целом зарождение движения за мир, как и появление разного рода организаций из этого направления, относится к началу XX века. Важно отметить, что на тот период в этих движениях активное участие принимали представители христианских церквей.

Инициатива по развитию миротворческих тенденций исходила изначально от Церкви Англии. Это объяснимо, так как именно англикане занимались еще в XIX веке активной миссионерской деятельностью. Для них подобный опыт работы был знаком. Стремление англикан также были объяснимы с точки зрения того, что Великобритании нужно было вести пропаганду за мир в начале XX века, так как было необходимо отстаивать свои интересы, а также пытаться обуздать интересы активно усиливающейся Германии.

Русская Церковь включилась во всемирное миротворческое движение не без участия государственных органов Советского Союза. Можно даже отметить, что под контролем государства.

В условиях Советского Союза многие цер-

ковные организации и власти искали возможности сотрудничества для достижения мира и сопротивления насилию. При этом архиереи Русской Православной Церкви и представители государственных органов стали участниками миротворческих программ как внутри страны, так и в международных рамках. Были случаи, когда Русская Церковь и государство совместно проводили мирные акции, на которых призывалось к прекращению конфликтов и построению гармоничного общества. Такие акции направлялись на пропаганду мира, распространение идеи толерантности и формирование осознания значимости сохранения мира и религиозных ценностей. Однако следует отметить, что роль Церкви и ее отношение к государству и миротворчеству неоднозначны и могут зависеть от времени, конфликтов и политического контекста. В советское время Церковь оказывалась в сложных условиях и была ограничена в своей деятельности, поэтому ее возможности в миротворческой сфере могли быть ограничены. В настоящее время Русская Церковь продолжает участвовать в различных миротворческих и межконфессиональных инициативах, таких как форумы диалога и сотрудничества, конференции по миротворчеству, а также межрелигиозные молитвы и церемонии, направленные на содействие миру и взаимопониманию между людьми разных культур и вероисповеданий. Важно отметить, что Русская Церковь, как и другие религиозные организации, играет свою роль в миротворческих усилиях, но окончательное решение принимает каждое суверенное государство в соответствии со своими политическими и безопасностными интересами.

Для советского правительства было важно оказывать влияние на работу организаций, пропагандирующих идею мирного сосуществования. По этой причине в пору начала холодной войны, используя опыт прошлого, советское правительство активно стало координировать подключение, а затем участие Русской Церкви в работе организаций, выступающих за мир. Про-

изошло это в период последних лет 1940-х гг. ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

К началу XX века произошло обострение отношений между объединенной в 1871 года Германией и Великобританией. Этот процесс шел на фоне усиления Германии и в первую очередь на военно-морском пространстве. Немцы приняли сразу два флотских закона. Первый датируется 1898 года, а второй -1900 года [9, С. 78]. Оба закона были нацелены на создание мощного немецкого флота. Немцам это было необходимо для выстраивания политики доминирования на мировой арене. Англичане также стали наращивать мощь своего военно-морского флота. Для этого англичане создали новые и более совершенные корабли линейного типа «Дредноут» и «Инвинсибл» [9, С. 78].

Однако все принимаемые англичанами меры не могли остановить активную политику милитаризации Германии. По этой причине Лондон начал искать варианты для выстраивания дипломатического диалога с Германией. Так, была предпринята одна из первых попыток договориться на конференции в Гааге в 1907 года.

Тогда на конференции в Гааге, которая была проведена по инициативе русской стороны, был подписан меморандум. Он касался вопросов мирного урегулирования вооруженных столкновений. Сила меморандума обосновывалась на необходимости совместной работы по предотвращению военных конфликтов. Затем в Великобритании при поддержке архиепископа Кентерберийского, а потом и в США были созданы общества в поддержку мира. В 1909 года был учрежден Церковный Совет для поощрения дружеских отношений между Великобританией и Германией [7, С.59].

Усиление Германии стало предпосылкой для формирования Антанты (Россия, Франция, Великобритания) в период 1904-1907 гг. Антан-

та была создана в противовес Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Формирование этих союзов происходило в предвоенные годы - перед Первой мировой войной.

Усиление конфронтации на международной арене происходило на фоне развития движения за объединение церквей. Инициатива в этом деле исходила от Церкви Англии. Англи-кане еще в XIX веке стали активно заниматься миссионерской деятельностью. В рамках этой работы создавались специальные организации. Руководством к подобного рода действиям стала английская «теория ветвей». Кстати, согласно «теории ветвей», которая была выстроена по английскому парламентскому принципу, все христианские церкви одинаковы. Правда, по мнению англикан, каждая из них отличается своими особенностями. Руководствуясь этой теорией и опираясь на активную миссионерскую деятельность, англикане начали выстраивать отношения с отдельными христианскими церквами. Не стала исключением и Русская Церковь.

Отправным событием в развитии движения за объединение церквей считается Эдинбургская конференция 1910 года. В этой конференции приняло участие достаточно большое количество представителей от разных протестантских церквей [3]. Однако и до конференции в Эдинбурге существовали организации, которые занимались активной работой по развитию отношений с различными христианскими церквами. Здесь, в частности, можно привести пример деятельности англиканских интерконфессиональных организаций. Например, Ассоциация восточных церквей. Это организация, кстати, возникла еще в середине XIX века. Её главной целью было выстраивание взаимодействия с православными церквами Востока, в том числе и с Русской Церковью. Ассоциация восточных церквей была создана англиканами.

В предвоенные годы миротворческое движение приобрело масштабный характер.

Уже после начала Первой мировой войны, 3 августа 1914 года, для усиления международного сближения был основан Всемирный союз (альянс) дружбы народов через посредничество церкви (The World Alliance for promoting International Friendenship through the Churches) [7, С. 59].

Ещё одна конференция, посвященная организации работы по защите мира, в преддверии Первой мировой войны в 1914 года была проведена в Лейк. Здесь шла речь об образовании новой организации, которая также занималась бы вопросами мироустройства. Эта организация получила наименование «Всемирный союз дружбы народов через посредничество церкви» [7, С. 59]. Уже в следующем, 1915 года в ряде стран были открыты филиалы этой организации. Во главе этого движения стали представители Церкви Англии.

Одновременно с этим шел процесс образования организаций, которые должны были заниматься вопросами политического регулирования мирового устройства. Речь идет об образовании Лиги Наций, которая в будущем стала прообразом ООН.

В начале 30-х гг. XX века в результате работы ряда религиозных международных организаций начался процесс институализации экуменического движения, в котором на этом этапе сформировалось несколько направлений. В частности, речь идет о богословском, практическом (социальном) и миссионерском направлениях. В эту пору у лидеров ряда организаций стала возникать мысль создать единую организацию [9, С. 46].

В 1933 года в Йорке в Великобритании собралась конференция, в работе которой принимали участие ряд религиозных общественных организаций и представители разных стран и различных христианских церквей. Цель конференции заключалась в попытке выработать общую стратегию единой работы представителей всех организаций [9, С. 46]. Практического результата достичь не удалось, однако шаг к со-

зданию такой организации был намечен [3]. Затем подобная встреча прошла в Париже на следующий год.

На конференции в 1935 года будущий архиепископ Кентерберийский, а также активный деятель за сближение церквей У. Темпл выдвинули идею о создании межконфессионального международного совета, который представлял бы все международные организации и все церкви. Члены этого совета, как отметил У. Темпл, могли бы в будущем дальше заниматься своими проектами, но уже в рамках одной организации [4, P. 701]. В результате работы этой конференции был создан специальный комитет. Этому комитету по итогам конференции было поручено подготовить предложения для создания единой экуменической организации. В октябре 1936 года комитет в количестве 35 человек начал свою работу. По числу своих членов комитет в дальнейшем получил наименование «Комитет 35» [9, С. 46].

Вся эта долгая подготовка в конечном итоге привела к тому, что в 1937 года в Лондоне были сделаны реальные шаги к созданию Всемирного совета церквей. Однако оформление Всемирного совета церквей произойдет только спустя 11 лет. Долгим отодвигающим барьером в этом деле станут события Второй мировой войны.

В конце декабря 1940 года была организована комиссия. Инициаторами создания данной комиссии стали 100 представителей христианских церквей из разных стран. Членам этой комиссии предстояло заняться вопросами изучения основ для формирования справедливого и безопасного мира.

После пройденных трех лет в 1943 года, в самый разгар Второй мировой войны, была подписана декларация о мире во всём мире и о принципах послевоенных взаимоотношений. Эту декларацию подписали 146 представителей от церквей католицизма и иудаизма [11, С. 66].

Здесь же нужно упомянуть, что в 1943 года из изоляции вышла Русская Церковь. В сентяб-

ре 1943 года в Москву прибыла делегация Англиканской Церкви [12, С. 118]. Спустя более чем 20 лет Русская Православная Церковь (РПЦ) восстановила свою международную деятельность. И произошло это именно с Англиканской Церковью, с которой у РПЦ были выстроены отношения еще с XIX века, а первые контакты произошли намного раньше [12, С.118].

Уже после завершения Второй мировой войны и с началом холодной войны международная деятельность РПЦ стала расцениваться как возможность развития диалога с другими странами за счет межцерковных диалогов.

В то время как усиливались антагонистические настроения между Москвой, Лондоном и Вашингтоном после Фултонской речи У. Черчилля, на международной арене, в том числе при непосредственном участии Русской Церкви, стала прослеживаться тенденция зарождения международных религиозных организаций, ставивших своей целью борьбу за мир. Эти организации выросли в результате появления движений борьбы за мир, которые были образованы еще в начале XX века.

В Советском Союзе в специализированный орган - идеологический отдел при Центральном комитете партии - на постоянной основе поступали информационные сообщения из органов безопасности. Эти сообщения касались вопросов функционирования международных религиозных организаций [8, С. 47].

В период 1946 года РПЦ не спешила развивать активную деятельность в миротворческих организациях, которые уже были созданы на Западе. У политического руководства страны и высших церковных иерархов была идея внести свою лепту в работу этих организаций, а значит, отстоять необходимые Советскому Союзу политические принципы на международной арене.

В начале января 1946 года патриарх Алексий I в обращении к Г. Карпову, председателю Совета по делам РПЦ, писал, что, если Русская Церковь станет принимать участие в экумени-

ческом движении, ее главная цель - созвать «Всемирную Ассамблею Мира» (так мы её назовём)» [7, С. 60]. Всемирная Ассамблея Мира (World Peace Assembly) - это международное собрание, объединяющее представителей различных стран и общественных организаций, которые стремятся к достижению мира в мире и созданию стабильных и гармоничных отношений международного сообщества. Всемирная Ассамблея Мира проводила свои заседания и конференции с целью обсуждения вопросов, связанных с миротворчеством, международными отношениями, конфликтами, причинами конфликтов, нераспространением оружия массового уничтожения и другими вопросами, влияющими на безопасность и стабильность в мире. Она оказывала содействие установлению международного мира, здоровых отношений и сотрудничества между государствами, а также привлечению внимания международного сообщества к проблемам вооруженных конфликтов, терроризма, насилия, нарушения прав человека и других факторов, препятствующих достижению устойчивого развития и мира. Всемирная Ассамблея Мира могла заниматься и иными вопросами, связанными с глобальными вызовами, такими как экологические проблемы, бедность, социальная несправедливость и т. д., поскольку все эти факторы могут оказывать влияние на общественную безопасность и мир в целом.

В 1948 году был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ). При ВСЦ была создана Комиссия церквей по международным делам. Кстати, эта комиссия внесла свой соответствующий вклад в подготовку и разработку Всеобщей декларации прав человека.

В 1949 года был образован Советский комитет защиты мира. Эта организация контролировала движение советских сторонников мира [6, С. 169]. У этой организации был руководящий орган - Президиум. Его председателем был Т. С. Тихонов - советский писатель, публицист и общественный деятель. В будущем он

станет членом Всемирного совета мира.

Ближе к завершению 1940-х гг. представители Русской Церкви стали принимать участие в работе целого ряда специальных организаций, которые занимались вопросами миротворчества. Русские православные иерархи были участниками работы сессий, которые организовывались Всемирным советом мира. Представители Русской Церкви участвовали в заседаниях Всемирной Ассамблеи Мира.

Организовывались в это время также конференции по проблемам мира. Их участниками также были представители Московского патриархата. На ряде таких конференций с речью выступали патриархи Московской патриархии.

Проводились соответствующие конференции по проблемам мира на территории Советского Союза, где также принимали участие русские православные иерархи.

Представители Русской Церкви принимали участие во Всемирном конгрессе сторонников мира. Он проходил в столице Франции с 20 по 25 апреля 1949 года [14, С. 381]. В заседаниях конгресса принимал участие митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Он, кстати, потом войдет в Постоянный комитет Всемирного конгресса.

В мае 1949 года в «Журнале Московской Патриархии» появилась рубрика «В защиту мира». В ней публиковались новостные сводки, касающиеся встреч, участия русских иерархов во всех разнообразных мероприятиях, связанных с миротворческим движением [13].

В последних числах августа 1949 года в Москве прошла Всесоюзная конференция сторонников и защитников мира. На конференции был избран Советский комитет защиты мира. В его состав вошли 79 человек [6, С. 169].

В ноябре 1950 года в Варшаве на Втором Всемирном конгрессе сторонников мира был образован Всемирный совет мира. Эта организация стала главным противником военных действий. Организация должна была контроли-

ровать работу сторонников мира из разных стран. Она выступала за всеобщее разоружение и была против империалистических настроений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование всемирного миротворческого движения происходило на протяжении первой половины XX века. Первые несколько десятков лет прошлого столетия были наполнены целым рядом важных событий, которые повлияли на ход исторического развития. В то же время в конце XIX - начале XX века произошло усиление противоречий между объединённой в 1871 году Германией и Великобританией. Немцы претендовали на мировое господство, пытались утвердить свою гегемонию на морских пространствах, где в то время первые места занимали англичане. Политическое противоборство в конечном итоге привело к образованию в начале XX века двух союзов: Антанты и Тройственного союза. На этапе образования этих союзов произошло зарождение основ для будущей миротворческой деятельности. Инициаторами развития миротворчества выступили христианские церкви. В частности, нужно в первую очередь упомянуть Церковь Англии. Для англикан было знакомым развитие активной миссионерской деятельности, которой они занимались еще в XIX веке. Поэтому по их инициативе изначально получило свое распространение движение за объединение церквей. Из этих начальных тенденций в будущем будет сформировано экуменическое движение.

Не осталась в стороне от этих тенденций и Русская Церковь. Как известно, еще в дореволюционной России русские православные иерархи при участии государственных органов тесно взаимодействовали с отдельными протестантскими церквами. Для Русской Церкви были знакомы начальные этапы становления движения за объединение церквей. В период после революции 1917 года Русская Церковь не могла

по объективным причинам принимать участие в становлении миротворческого движения. Однако весьма высокой была роль Русской Церкви в организации всемирного миротворческого движения во второй половине 40-х гг. XX века. В 1943 году Русская Церковь возобновила межцерковное сотрудничество. Советское правительство, в свою очередь, в условиях развития конфронтации с США пыталось найти варианты своего влияния на мировые процессы. Международные связи Русской Церкви стали основанием для реализации внешнеполитических задач советского правительства. В конце 1940-х гг. Русская Церковь включилась в активную деятельность всемирного миротворческого движения.

Библиография / References:

1. Brown W. A. Toward a United Church. New York, 1946. Vol.264. - P.134-137.

2. Catholic Encyclopedia (2 ed.). Washington, 2002. - Vol. 14. - P. 840.

3. Ecumenical Movement // The Oxford Dictionary of the Christian Church / ed. F. L. Cross. -New York: Oxford University Press. 1997.

4. Visser't Hooft W. The Genesis of the World Council of Churches // A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948 / Rouse R. and Neil C., ed. - Geneva, 2004. - V. 1. - P.701.

5. Visser't Hooft W. A., Cooke L. E., Early T. World Council of Churches // New Catholic Encyclopedia. - Washington D.C.: Gale, 2002. Vol.14. -P.528.

6. Викторов А.Г. Влияние Советского комитета защиты мира (СКЗМ) на развитие общественно-политической ситуации в 1965-1985 гг. // Бюллетень науки и практики. - 2016. -№ 9 (10). - С.168-170.

7. Ливцов В.А. Генезис экуменического движения в XX веке // Провинциальные научные записки. - 2017. - № 1 (5). - С. 58-61.

8. Маслова И.И. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ //

Религия и право: информационно-аналитический журнал. - 2005. - № 2.

9. Письменюк И.Н. Создание Всемирного совета церквей (ВСЦ) и его первая ассамблея в Амстердаме // Церковный историк. - 2019. -№ 1 (1). - С. 46-56. EDN: SKQQSZ.

10. Синегубов С.Н. Проблема германо-английского флотского соглашения на этапе начала февраля - конца марта 1909 г. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. -2009. - № 15 (70). - С. 77-81. EDN: MUQVLJ.

11. Тихон, игумен, Никитин В.А. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. -1983. - № 12. - С. 66.

12. Федотов С.П., Новиков В.Ф., Меркулов А.В. Политические факторы и последствия московской встречи православных и англикан в 1943 году // Среднерусский вестник общественных наук. - 2018. - Т.13. - № 4. - С.118-133. EDN: YBRZJR.

13. Шкаровский М.В. Последняя атака на Русскую православную церковь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - свободный. - URL: http://you1917-91.narod.ru/shkarovskiy. html (дата обращения: 20.07.2023).

14. Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время. В 2- х кн. М., 1995. Т. 1. - С. 381.

1. Viktorov A.G. (2016) Vliianie Sovetskogo komiteta zashchity mira (skzm) na razvitie ob-shchestvenno-politicheskoi situatsii v 1965-1985 g.g [Influence of the Soviet Committee for the Defence of Peace (skzm) on the development of the socio-political situation in 1965-1985] // Biulleten' nauki i praktiki - № 9 (10). - S. 168-170. (In Russ.).

2. Livtsov V.A. Genezis ekumenicheskogo dvizheniia v XX veke [Genesis of the ecumenical movement in the XX century] // Provintsial'nye nauchnye zapiski. - № 1 (5). - S.58-61. (In Russ.).

3. Maslova I. I. (205) «Vatikanskoe naprav-lenie»: iz istorii sekretnykh operatsii KGB [«Vatican direction»: from the history of secret operations of the KGB] // Religiia i pravo: informatsionno-analiticheskii zhurnal. № 2. (In Russ.).

4. Pis'meniuk I. Sozdanie Vsemirnogo soveta tserkvei (VSTs) i ego pervaia assambleia v Amster-dame [Creation of the World Council of Churches (WCC) and its first assembly in Amsterdam] // Tserkovnyi istorik. - 2019. - №1(1). - S. 46-56. EDN: SKQQSZ (In Russ.).

5. Sinegubov S.N. (2009) Problema germano-angliiskogo flotskogo soglasheniia na etape nacha-la fevralia - kontsa marta 1909 g. [The problem of the German-English fleet agreement at the stage of early February - late March 1909] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia - №15(70). -S.77-81. EDN: MUQVLJ (In Russ.).

6. Tikhon, igumen, Nikitin V.A. (1983) Eku-menicheskoe dvizhenie i Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' do ee vstupleniia vo Vsemirnyi Sovet Tserkvei [Ecumenical movement and the Russian Orthodox Church before its accession to the World Council of Churches] // Zhurnal Moskovskoi Patri-arkhi - № 12. - S.66. (In Russ.).

7. Fedotov S.P., Novikov V.F., Merkulov A.V. (2018) Politicheskie faktory i posledstviia mos-kovskoi vstrechi pravoslavnykh i anglikan v 1943 godu [Political factors and consequences of the Moscow meeting of Orthodox and Anglicans in 1943] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk - T. 13. - № 4. - S.118-133. EDN: YBRZJR (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shkarovskii M.V. Posledniaia ataka na Russ-kuiu pravoslavnuiu tserkov'. [The last attack on the Russian Orthodox Church] [Elektronnyi resurs]. -Rezhim dostupa svobodnyi. - URL: http://you1917-91.narod.ru/shkarovskiy.html (data obrashcheniia: 20.07.2023). (In Russ.).

9. Shtrikker G. (1995) Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v sovetskoe vremia [Russian Orthodox Church in the Soviet era]. V 2- kh kn. - M., 1995. T.1. - S. 381. (In Russ.).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest. Поступила в редакцию (Received) 10.08.2023 Поступила после рецензирования (Revised) 23.10.2023.

Дата выхода в свет 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.