Научная статья на тему 'Миротворческая деятельность Русской православной церкви (1949 - 1991): историография проблемы'

Миротворческая деятельность Русской православной церкви (1949 - 1991): историография проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИРОТВОРЧЕСТВО / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Король В.Л.

Исследуется миротворческая деятельность Русской православной церкви во второй половине ХХ века. Анализируются труды историков различных научных направлений, стран и периодов по рассматриваемому вопросу. Богатый историографический материал позволяет объективно оценить важнейшие аспекты участия Церкви в борьбе за мир и разоружение, сопоставить точки зрения различных авторов по проблеме. Описываются основные направления в историографии проблемы, рассмотренные в важнейших работах зарубежных и отечественных исследователей, их взгляды и выводы, касающиеся темы исследования. Сделан вывод, что, несмотря на широкое освещение различных аспектов церковного миротворчества в трудах отечественных и зарубежных исследователей, данная тема ещё не исчерпана. Особенно актуально дальнейшее исследование миротворческой деятельности Русской православной церкви на территории Беларуси во второй половине ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEACEMAKING ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (1949 - 1991): HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

Peacemaking activity of Russian orthodox church in the second half of the ХХ th century is studied. The works of historians of different scientific schools, contries and periods on the considered issue are analyzed. Rich historiographic material allows to objectively estimate the most important aspects of participation of the Church in the struggle for peace and disarmament, to compare different authors' points of view on the given problem. Main directions in the historiography of the problem are described, which were considered in the most significant works of foreign and domestic researchers, their points of view and conclusions, touching upon the issue of the research, are presented. Conclusion is made, that despite wide coverage of different aspects of church peacemaking activity in the works of domestic and foreign scientists the given issue has not been settled.

Текст научной работы на тему «Миротворческая деятельность Русской православной церкви (1949 - 1991): историография проблемы»

УДК 271.2-633:930

МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1949 - 1991):

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

В.Л. КОРОЛЬ

(Гродненский государственный университет им. Янки Купалы)

Исследуется миротворческая деятельность Русской православной церкви во второй половине ХХ века. Анализируются труды историков различных научных направлений, стран и периодов по рассматриваемому вопросу. Богатый историографический материал позволяет объективно оценить важнейшие аспекты участия Церкви в борьбе за мир и разоружение, сопоставить точки зрения различных авторов по проблеме. Описываются основные направления в историографии проблемы, рассмотренные в важнейших работах зарубежных и отечественных исследователей, их взгляды и выводы, касающиеся темы исследования. Сделан вывод, что, несмотря на широкое освещение различных аспектов церковного миротворчества в трудах отечественных и зарубежных исследователей, данная тема ещё не исчерпана. Особенно актуально дальнейшее исследование миротворческой деятельности Русской православной церкви на территории Беларуси во второй половине ХХ века.

Введение. На протяжении второй половины ХХ века вопросы сохранения мира заняли одно из центральных мест в деятельности Русской православной церкви как внутри страны, так и за её пределами. Миротворческая деятельность Церкви проявлялась в сотрудничестве со светскими миротворческими организациями, активном участии в различных антивоенных мероприятиях, межрелигиозном и международном сотрудничестве с целью сохранения мира и недопущения новых военных конфликтов.

Различные аспекты миротворческой деятельности Русской православной церкви получили широкое освещение в отечественной и зарубежной историографии. Цель статьи заключается в характеристике основных историографических направлений, рассмотрении важнейших исторических трудов и дискуссионных вопросов по теме исследования.

Изучение вопросов отношения Православной церкви к вопросам войны и мира и участия представителей Церкви в борьбе за мир и разоружение началось на рубеже 1950 - 1960-х годов и продолжается до наших дней. За более чем 50-летнюю историю изучения миротворческой деятельности Русской православной церкви накопился значительный объем историографического материала.

Всю совокупность исследований по изучаемой теме можно разделить на несколько групп.

Первая группа исследований представлена советской историографией. Религиоведение в Советском Союзе рассматривалось в качестве важной части теории научного атеизма. Центром изучения религии являлся созданный в 1964 году Институт научного атеизма при ЦК КПСС, который занимался разработкой проблем научного атеизма, изучением религии и подготовкой научных кадров. Работы советского периода, как правило, носили отпечаток официального негативного отношения к религии и отражали острое идеологического противостояние между марксистско-ленинской идеологией и религиозным мировоззрением. Большинство авторов исходило из постулата о неуклонном падении авторитета религии и Церкви, носившего, по мнению советских ученых, объективный характер, так как в СССР были устранены факторы воспроизводства религии и созданы все условия для полного преодоления религиозных пережитков.

Несмотря на общую критику религиозного мировоззрения, большинство советских исследователей весьма сдержанно относились к критике миротворческой деятельности Русской православной церкви и её позиций по отношению к вопросам войны и мира. Советские историки, философы, религиоведы отмечали ту положительную роль, которую играли религиозные организации в решении проблем войны и мира и предотвращении войны. Большинство работ, касавшихся миротворческой деятельности РПЦ, основывалось на следующих положениях: единство верующих и неверующих в борьбе за мир и социальный прогресс; непримиримость марксистской и религиозной идеологий; подчинение борьбы с религией борьбе за коммунизм.

Научный интерес советской историографии к проблеме миротворческой деятельности РПЦ проявился с начала 1960-х годов. В этот период советские учёные отводили приоритетную роль изучению изменений в идеологии Русской православной церкви, особенностей её деятельности в условиях «холодной войны». По мнению большинства исследователей, в результате развития советского общества церковно-богословские круги постепенно меняли свои позиции в отношении современности, модернизировали свои доктринальные положения (в том числе и в вопросах войны и мира), так как не могли уже старыми методами отстаивать религиозное мировоззрение.

Среди работ белорусских исследователей данного периода следует отметить работы В.А. Молокова [1], Р.П. Платонова [2], Г.М. Лившица [3], Г.К. Мерзловой [4]. Среди наиболее интересных работ советских авторов необходимо назвать исследования Е.М. Брисова [5], М.П. Новикова [6], Д.И. Сидорова [7], П.К. Курочкина [8] и других. Несмотря на идеологизированность большинства работ, в них рассматривались изменения в идеологии РПЦ по вопросам войны и мира, описывались различные антивоенные мероприятия и выступления представителей религиозных организаций СССР по проблемам разоружения и предотвращения военных конфликтов.

В 1970 - 1980-х годах изучение темы миротворческой деятельности Русской православной церкви получило дальнейшее развитие. Авторы более пристальное внимание уделяли философскому осмыслению процессов эволюции и модернизации идеологии Православной церкви, причинам, которые привели к этим изменениям, практическому участию религиозных организаций СССР в решении проблем войны и мира. Среди работ белорусских авторов данного периода необходимо назвать труды В.М. Лисичкина [9]. Что касается советской историографии, то к числу наиболее интересных работ можно отнести исследования Э.И. Лисавцева [10], Н.С. Гордиенко [11], М.П. Мчедлова [12], Н.П. Красникова [13], А.А. Николаева [14] и В.В. Яшина [15].

Среди исследований данного периода особо следует отметить изданную в 1984 году книгу «Религия и церковь в Советском обществе», написанную председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедовым [16]. Особый интерес для исследования представляет глава книги, посвящённая участию Церквей СССР в борьбе за мир. В ней автор раскрывает государственную позицию по проблемам религиозного миротворчества, описывает основные этапы участия религиозных организаций Советского Союза в борьбе за мир, оценивает их деятельность с точки зрения партийно-государственных позиций.

В годы перестройки в СССР позиции учёных в отношении религии и Церкви постепенно стали менее политизированными. В частности, можно привести пример коллективной работы «Вопросы войны и мира в русском православном богословии» [17]. В данном исследовании освещается отношение религии к вопросам войны и мира, практическое участие РПЦ в различных миротворческих мероприятиях в СССР и за рубежом, анализируется феномен религиозного пацифизма и т.п. Примером также может служить изданная в 1989 году книга «Русское православие: вехи истории» [18].

После 1991 года начинается постсоветский этап в историографии проблемы миротворческой деятельности Русской православной церкви. В это время в связи с процессами демократизации и расширения источниковой базы тема участия Русской православной церкви в борьбе за мир и разоружение получила дальнейшее развитие в трудах белорусских и российских историков.

К сожалению, в современной белорусской историографии миротворческая деятельность РПЦ практически не нашла своего отражения. Однако отдельные аспекты изучаемой темы получили освещение в трудах белорусских историков. Одними из первых работ, затрагивавших историю государственно-конфессиональных отношений исследуемого периода на территории БССР, стали коллективные труды «Канфесй на Беларуа (канец XVIII - XX ст.)» [19] и «Псторыя канфесш на Беларуа у другой палове ХХ стагоддзя» [20]. В данных работах освещается история религиозных конфессий в Беларуси, а также рассматриваются государственно-конфессиональные отношения на различных исторических этапах.

Отдельные вопросы взаимоотношений государства и религиозных организаций в БССР нашли своё отражение в более поздних обобщающих работах; «Хрысщянсшя канфесй на Беларус ад старажыт-насщ да нашага часу» [21]; «Государственно-конфесиональные отношения в Республике Беларусь» [22]; «Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь: этнический и исторический аспекты» [23]; «Псторыя канфесш у Беларуси Мнулае i сучаснасць» [24]; «Канфесй на Беларуси псторыя, сучаснасць» [25]; «Беларусь: государство, религия, общество» [26]; «Хрысщянства у пстарычным лёсе беларускага народа» [27].

Среди работ белорусских исследователей необходимо выделить ряд работ Г.А. Кругловой, посвя-щённых философскому анализу глобальных проблем современности в идеологии христианских Церквей, в том числе и Русской православной церкви. В исследованиях автора одно из центральных мест занимает анализ отношений крупнейших религиозных конфессий к проблемам войны и мира. В ряде статей Г.А. Круглова анализирует миротворческие позиции Русской православной церкви, рассматривает феномен «православной мирологии», или «богословия мира». Данные исследования были обобщены в учебном пособии «Христианская глобалистика: генезис и основные концепции» и монографии «Христианская глобалистика» [28]. В последние годы интерес белорусских историков к различным аспектам деятельности Русской православной церкви в Беларуси остаётся достаточно высоким. Среди последних работ необходимо отметить исследования М.С. Корзуна [29] и В.М. Лисичкина [30].

Богатейший материал представлен современной российской историографией. Российские историки внесли огромный вклад в изучение проблемы, выявили и ввели в научный оборот огро м-ное количество ранее неизвестных исторических источников, сформулировали ряд концепций развития государственно-конфессиональных отношений в СССР послевоенного периода.

Одними из первых попыток анализа государственно-конфессиональных отношений советского периода в российской историографии стали работы М.И. Одинцова [31] и В.А. Алексеева [32].

В конце 1990-х - начале 2000-х годов в связи с расширением источниковой базы и появлением новой плеяды учёных тема взаимоотношения государства и религиозных организаций на международной арене и борьбы за мир христианских Церквей получила дальнейшее развитие. Среди российских исследований, посвящённых различным аспектам миротворческой деятельности христианских Церквей, необходимо отметить работы О. Бевз [33], Р.М. Илюхиной [34], Е.Б. Павловой [35], О.О. Хохлышевой [36] и других авторов.

Одно из ведущих мест в российской историографии по истории Русской православной церкви послевоенного периода занимают работы российского историка, доктора исторических наук М.В. Шкаров-ского. Наиболее фундаментальным исследованием автора является монография «Русская православная Церковь в ХХ веке» [37], а также его более ранний труд «Русская православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 годах» [38]. Значительная часть данных работ посвящена внешним связям Московской патриархии, в том числе вопросам участия Церкви в международном антивоенном движении. Проанализировав огромное количество архивных материалов, автор пришёл к выводу, что участие Церкви в миротворческом движении было необходимо руководству СССР для своих внешнеполитических целей. В то же время, по словам автора, миротворческая деятельность «позволяла Патриархии укреплять свой международный авторитет, оказывать влияние на собственных мирян и священников, выражая их желание предотвратить новую войну» [37, с. 297].

Схожие позиции занимает российский исследователь В.А. Ливцов. В ряде своих статей, а также в монографии «Русская Православная Церковь и экуменическое движение в XX веке» автор придерживается мнения о том, что экуменическая деятельность выступала как пропаганда богословия мира и советской «политики мира» [39]. В своих работах автор подчёркивает зависимость Церкви от политики СССР на международной арене, а также высказывает мнение о том, что деятельность РПЦ направлялась международным отделом ЦК КПСС и соответствующими государственными структурами, а советская дипломатия использовала Церковь в качестве инструмента на международной арене [40, с. 225].

Подобную точку зрения поддерживает российский историк А.И. Горшкова. В статье «Государство и Русская Православная Церковь в 1940 - 1990-х годах (по материалам "Журнала Московской Патриархии")» автор приходит к выводу, что в качестве компенсации за притеснения внутри страны Церковь активизировала свою деятельность на международной арене, пропагандируя идеи мира и поддерживая внешнюю политику СССР, что, по её мнению, соответствовало «хрущевской политике мирного сосуществования, расширения и укрепления внешних связей СССР» [41, с. 39].

Огромный интерес для исследования представляют работы Т.В. Чумаченко, в которых скрупулёзному анализу подвергаются государственно-церковные отношения 1940 - 1960-х годов [42]. Особенный интерес вызывает статья автора, посвящённая участию РПЦ в борьбе за мир на рубеже 1940 - 1950-х годов [43]. Ряд аспектов внешнеполитической деятельности Русской православной церкви в 1940 - 1950-е годы освещает работа И.В. Левченко. Автор описывает деятельность Московской патриархии на международной арене, которая проявилась в поддержке Церковью международных инициатив СССР и осуждении политики его противников [44].

Взаимоотношениям государства и Русской православной церкви в вопросах международной политики посвящена статья Т.В. Волокитиной «Советское руководство, Русская православная церковь и экуменическое движение» [45]. В данной работе автор приходит к выводу, что внешнеполитические цели советского руководства стали причиной участия Церкви в экуменической деятельности. Кроме того, по мнению автора, усиление конфронтации между СССР и США привело к необходимости объединения Церквей, выступавших за мир, а экуменическая и миротворческая деятельность Православной церкви были тесно связаны с самого начала.

Взаимоотношениям Русской православной церкви и Римско -католической Церкви посвящена книга О.Ю. Васильевой «Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор» [46]. В данном исследовании историк описывает контакты Русской православной церкви с Ватиканом, раскрывает международные аспекты деятельности Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, описывает взаимоотношения советского руководства и Церкви, специфику государственно-церковных отношений в СССР.

Богатейший фактический материал представлен в монографиях И.И. Масловой, отражающих взаимоотношения РПЦ и советского государства на протяжении второй половины ХХ века. Большое внимание в своем исследовании автор уделила изменениям государственной политики в отношении Церкви и периодизации государственно-конфессиональных отношений. Особый интерес представляют главы, касающиеся международной деятельности РПЦ [47]. Основные направления внешних связей Русской православной церкви во второй половине ХХ века рассматриваются в монографии «Советское государство и Русская православная церковь: проблема взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы» [48].

Среди исследований, вышедших в последнее время, необходимо отметить коллективную работу «Москва и Восточная Европа: Власть и Церковь в период общественных трансформаций 40 - 50-х годов XX века», написанная сотрудниками Института славяноведения РАН [49]. В данной книге исследуются проблемы государственно-конфессиональных отношений в странах Восточной Европы в послевоенный период. Особый интерес для исследования представляет второй параграф третьей главы «Движение сторонников мира и участие в нем Русской православной церкви», в котором рассматривается миротворческая деятельность Церкви на рубеже 1940 - 1950-х годов.

За последнее десятилетие в Российской Федерации был написан ряд диссертационных исследований, в той или иной мере затрагивавших тему нашего исследования. Прежде всего следует отметить диссертации Л.В. Тюриной [50], В.И. Филонова [51], Д.Х. Шина [52].

Заметный вклад в изучение темы миротворческой деятельности Церкви внесла зарубежная историография. В своих работах зарубежные авторы затрагивали различные аспекты деятельности Русской православной церкви во второй половине ХХ века, в том числе и вопросы участия Церкви в борьбе за мир и разоружение. В то же время большинство работ зарубежных авторов обладает рядом существенных недостатков: ограниченная источниковая база, на основе которой написаны исследования; политизированность и предвзятое отношение большинства авторов к политике Советского Союза и т.д. Большинство западных историков в первую очередь уделяли внимание взаимоотношениям советского государства и Русской православной церкви, антицерковным гонениям советских властей, а также отмечали подчинённый характер Церкви в государственно -конфессиональных отношениях.

Изучение послевоенной истории Русской православной церкви западными исследователями началось на рубеже 1950 - 1960-х годов. Первыми изучением истории РПЦ послевоенного периода занялись историки-эмигранты. Одной из первых работ стала книга историка Г. Рара «Плененная церковь. Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР» [53]. К схожим работам можно отнести научные труды других историков-эмигрантов: А.А. Боголепова [54] и протоиерея Д. Константинова [55].

С начала 1960-х годов всё больший интерес к истории РПЦ в Советском Союзе проявляли западные исследователи. Одной из первых серьёзных работ по данной теме стало исследование американского историка У. Коларза (W. Kolarz) «Религия в Советском Союзе», в котором автор изучил положение Церкви в СССР и рассмотрел её деятельность на международной арене [56]. При этом он считал, что участие Московской патриархии в движении за мир было вызвано политическими целями и отвечало интересам советского руководства. Среди работ данного периода можно также назвать работы М. Спинки (M. Spinka) [57], К. Грюнвальда (С. Grünwald) [58], Дж. Куртиса (J. Curtiss) [59] и У. Строена (W. Stroyen) [60].

Заметный вклад в изучение истории Русской православной церкви внёс американский историк У. Флетчер (W. Fletcher). Среди основных вопросов, которые интересовали американского историка, были: влияние политики СССР на международную деятельность РПЦ, взаимоотношения Московской патриархии и православных Церквей Восточной Европы, участие Церкви в международном движении в защиту мира, которое автор называл «советским творением с самого начала» [61].

В 1970 - 1980-е годы изучение истории Русской православной церкви получило дальнейшее развитие в зарубежной историографии. Главное внимание исследователей было обращено к положению Церкви в условиях советского режима и специфике государственно-конфессиональных отношений в СССР. Одним из наиболее авторитетных исследователей истории Русской православной церкви являлся канадский историк Д. Поспеловский (D. Pospielovsky). В своих работах автор рассматривал положение Церкви в СССР, описывал взаимоотношения Церкви и государства внутри страны и на международной арене, анализировал причины гонений на Церковь [62]. Среди других работ западных историков данного периода необходимо отметить книги К. Лэйн (C. Lane) [63], Дж. Элисс (J. Ellis) [64]. Особо следует отметить исследование Г. Басса (G. Buss), посвящённое истории РПЦ в 1917 - 1986 годах. В нём автор называет международное движение за мир, в котором принимали участие представители Церкви, «оборонительным оружием в советских руках» [65, p. 42]. Среди работ историков-эмигрантов данного периода вызывают интерес прежде всего труды епископа Вашингтонского и Флоридского Григория (Граббе) [66] и священника В. Русака [67].

В 1990-е годы появились новые работы, посвящённые истории РПЦ в Советском Союзе. Наиболее фундаментальными из них стали работы Дж. Андерсона (J. Anderson) [68], Н. Дэвиса (N. Davis) [69], Дж. Элисс (J. Ellis) [70], а также Ф. Корли (F. Corley) [71]. При этом некоторые книги зарубежных авторов были переведены на русский язык. В 1995 году на русском языке была издана книга канадского историка Д.В. Поспеловского «Русская православная Церковь в XX веке», ставшая одной из лучших научных работ середины 1990-х годов, в которой было показано комплексное и целостное развитие государственно-церковных отношений в XX веке [72]. Несмотря на то, что в исследовании автора центральное место принадлежит анализу взаимоотношений между государством и Церковью внутри страны, Д.В. Поспеловский также раскрывает роль руководителей Церкви в развитии внешних связей Московского патриархата и освещает отношение РПЦ к важнейшим внешнеполитическим проблемам. К числу переве-

дённых работ относится также книга английского историка В. Мосса «Православная Церковь на перепутье». В ней автор делает акцент на зависимом положении РПЦ и её использовании в качестве орудия советской внешней политики. При этом историк использует крайне резкие оценки, называя патриарха Алексия представителем Кремля, а РПЦ «государственной церковью большевистского режима» [73, с. 222 - 223].

Особое значение для изучения темы миротворческой деятельности Русской православной церкви представляет церковная историография. Исследования церковных историков позволяют взглянуть на проблему церковного миротворчества с точки зрения церковной исторической науки, взгляды которой значительно отличаются от светской науки.

Значительный вклад в изучение истории Русской православной церкви в Беларуси внесли преподаватели и студенты Минской духовной академии. В Академии был защищён ряд кандидатских работ, среди которых необходимо отметить исследования М. Понуждаева [74], П. Бубнова [75], Н. Аникеева [76], В. Лозовского [77]. Кроме того, вызывают интерес дипломные работы учащихся Минской Духовной Семинарии, посвящённые различным проблемам церковной истории [78].

Ярким примером интерпретации истории Белорусской православной церкви с точки зрения церковной исторической науки является работа священника Ф. Кривоноса «Белорусская православная церковь в XX столетии» [79]. При написании данной работы автор, наряду с архивными материалами, использовал многочисленные источники личного происхождения: воспоминания, мемуары, дневники и т.д. Всё это позволило Ф. Кривоносу ярко описать церковную жизнь в ХХ столетии, раскрыть многие малоизвестные страницы из истории Белорусской православной церкви.

В российской историографии 1990-х годов религиозный взгляд на проблему взаимоотношений государства и Русской православной церкви отражён в исследованиях священника С. Гордуна [80], про-тоирея В. Цыпина [81], Г. Штриккера [82], митрополита Иоанна (Снычева) [83], а также в коллективной монографии церковных историков «История Русской православной церкви» под общей редакцией М.Б. Данилушкина [84]. Данные исследования написаны на основании изучения широкого круга архивных материалов, различных документов личного происхождения и представляют собой яркие образцы исследований церковной исторической науки. В 2000-е годы появился ряд новых исследований, посвя-щённых истории Русской православной церкви в СССР. Среди них необходимо назвать исследования протодиакона А. Киреева [85], протоирея А. Марченко [86], митрополита Мануила (Лемешевского) [87], протоирея Г.Н. Митрофанова [88].

Заключение. Миротворческая деятельность Русской православной церкви во второй половине ХХ века получила широкое освещение в трудах историков различных научных направлений, стран и периодов. Богатейший историографический материал позволяет объективно рассмотреть важнейшие аспекты участия Церкви в борьбе за мир и разоружение, сопоставить точки зрения различных авторов по проблеме. При этом следует отметить, что, несмотря на широкое освещение различных аспектов церковного миротворчества в трудах отечественных и зарубежных исследователей, данная тема до сих пор ещё не исчерпана. Особенно актуально дальнейшее исследование миротворческой деятельности Русской православной церкви на территории Беларуси во второй половине ХХ века. До настоящего времени в отечественной исторической науке нет специального исследования, посвящённого данной проблеме. Слабо изученными представляются вопросы практического участия духовенства и мирян Беларуси в антивоенном движении, особенностей церковного миротворчества в Белорусской ССР и т.д. Изучение данных вопросов в будущем позволит восполнить пробел в истории одной из важнейших сторон деятельности Православной церкви в Беларуси во второй половине ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Молоков, В.А. Современное православие / В.А. Молоков, Р.П. Платонов. - Минск: Беларусь, 1966. -103 е.; Молоков, В.А. Философия современного православия: критический очерк / В.А. Молоков. -Минск: Высш. шк., 1968. - 238 с.

2. Платонов, Р.П. Церковь приспосабливается / Р. Платонов. - Минск: Беларусь, 1964. - 97 с.

3. Лившиц, Г.М. Религия и церковь в прошлом и настоящем / Г.М. Лившиц. - Минск: Изд-во М-ва высш., сред. спец. и проф. образования БССР, 1961. - 231 с.

4. Мерзлова, Г.К. Православие в Белоруссии на современном этапе и его сущность (1945 - 1965 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Г.К. Мерзлова; Акад. наук БССР. - Минск, 1966. - 24 с.

5. Брисов, Е.М. Борьба за мир и религия / Е.М. Брисов // О некоторых особенностях современной религиозной идеологии: сб. ст. / Моск. гос. ун-т; под ред. И.Д. Панцхава. - М.: Изд -во Моск. ун-та, 1964. -С. 105 - 121.; Брисов, Е.М. Христианство и борьба за мир: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 10.02.01. / Е.М. Брисов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1964. - 18 с.

6. Новиков, М.П. Православие и современность / М.П. Новиков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 253 с.; Новиков, М.П. Новые тенденции в идеологии и деятельности православия / М.П. Новиков. - М.: Знание,

1971. - 32 с.; Новиков, М.П. Современный религиозный модернизм / М.П. Новиков. - М.: Знание, 1973. - 63 с.

7. Сидоров, Д.И. Война и религия / Д.И. Сидоров. - М.: Воениздат, 1961. - 170 c.

8. Курочкин, П.К. Критика современного русского православия / П.К. Курочкин. - М.: Знание, 1963. - 48 с.; Курочкин, П.К. Социальная позиция русского православия / П.К. Курочкин. - М.: Знание, 1969. - 31 с.; Курочкин, П.К. Эволюция современного русского православия / П.К. Курочкин. - М.: Мысль, 1971. - 270 с.

9. Лисичкин, В.М. Идеология и политика современного русского православия / В.М. Лисичкин. - Минск: Беларусь, 1984. - 77 с.

10. Лисавцев, Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР / Э.И. Лисавцев. -М.: Мысль, 1975. - 316 с.; Лисавцев, Э.И. Эволюция политической ориентации русской православной церкви: критика буржуазно-клерикальной фальсификации: дис. ... д-ра филос. наук: 10.02.01. / Э.И. Лисавцев; АОН при ЦК КПСС. - М., 1977. - 418 с.; Лисавцев, Э.И. Современная идеологическая борьба и религия / Э.И. Лисавцев. - М.: Знание, 1982. - 64 с.

11. Гордиенко, Н.С. Современная идеологическая борьба и религия / Н.С. Гордиенко, М.П. Новиков. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1980. - 40 с.; Гордиенко, Н.С. Эволюция русского православия (20 - 80-е годы XX ст.) / Н.С. Гордиенко. - М.: Знание, 1984. - 64 с.; Гордиенко, Н.С. Современное русское православие / Н.С. Гордиенко. - Л.: Лениздат, 1987. - 302 с.

12. Мчедлов, М.П. Религия и современность / М.П. Мчедлов. - М.: Политиздат, 1982. - 272 с.; Мчед-лов, М.П. Современные социальные движения и религия / М.П. Мчедлов. - М.: Знание, 1985. - 64 с.; Мчедлов, М.П. Политика и религия / М.П. Мчедлов. - М.: Сов. Россия, 1987. - 251 с.

13. Красников, Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее / Н.П. Красников. - М.: Политиздат, 1981. - 96 с.; Красников, Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке / Н.П. Красников. - Киев: Выща школа, 1988. - 177 с.

14. Николаев, А.А. Политическая и идеологическая позиция Русской православной церкви в вопросах войны и мира: дис. ... канд. филос. наук: 10.02.01. / А.А. Николаев; Ин-т религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М., 1970. - 143 с.

15. Яшин, В.В. Русская православная церковь и проблемы войны и мира: дис. ... канд. философ. наук: 10.02.01. / В.В. Яшин; Моск. гос. ун-т. - М., 1984. - 172 с.

16. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе / В.А. Куроедов. - М.: Политиздат, 1984. - 256 с.

17. Куфакова, Н.Д. Вопросы войны и мира в русском православном богословии: спецкурс / Н.Д. Куфакова, Л.З. Немировская. - М.: Изд-во МГУ 1989. - 88 с.

18. Русское православие: вехи истории / ред.: А.И. Клибанов [и др.]. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

19. Канфесй на Беларуа (канец XVIII - XX ст.) / В.В. Грыгор'ева [i шш.]; пад рэд. У.1. Навщкага. -Мшск: Экаперспектыва, 1998. - 337 с.

20. Верашчапна, А.У. Псторыя канфесш на Беларуа у другой палове ХХ стагоддзя / А.У. Верашчапна, А.В. Гурко. - Мшск: 1СПД, 1999. - 136 с.

21. Аток, Т.В. Хрысщянсшя канфесй на Беларуа ад старажытнасщ да нашага часу: вучэб. дапам. / Т.В. Ашок. - Магшёу: Выдавецтва МДУ, 2000. - 69 с.

22. Жилинская, И.В. Государственно-конфесиональные отношения в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / И.В. Жилинская, Н.Н. Коликова. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. -169 с.

23. Гурко, А.В. Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь: этнический и исторический аспекты / А.В. Гурко; Ин-т соц.-полит. исслед. при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск: ИСПИ, 2001. - 102 с.

24. Верашчапна, А. Псторыя канфесш у Беларуа: М^лае i сучаснасць: дапам. для настаушкау / А. Верашчапна, А. Гурко. - Мшск: Тэхналопя, 2000. - 157 с.

25. Канфесй на Беларуа: псторыя, сучаснасць: зб. матэрыялау мiжнар. навук.-практ. канф., Брэст, 7 - 8 кастр. 2004 г. / Брэсцш дзярж. ун-т; рэдкал.: У.П. Люкевiч [i шш.]. - Брэст: БрДУ, 2005. - 325 с.

26. Беларусь: государство, религия, общество: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Минск, Жиро-вичи, 7 июня 2007 г. / редкол.: протоиерей В. Антоник [и др.]. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 396 с.

27. Хрысщянства у пстарычным лёсе беларускага народа: зб. навук. арт. / рэдкал. С.В. Марозава [i шш.]. -Гродна: ГрДУ, 2008. - 503 с.

28. Круглова, Г.А. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности и их место в христианстве / Г.А. Круглова. - Минск: БГУ, 2003. - 133 с.; Круглова, Г.А. Христианская глобалистика: генезис и основные концепции: учеб. пособие / Г.А. Круглова. - Минск: ГИУСТ, 2007. - 125 с.; Круглова, Г.А. Проблемы войны и мира в трактовке христианских церквей / Г.А. Круглова // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, сер. Философия. - СПб., 2008. - № 1(10). - С. 151 - 158.

29. Корзун, М.С. История Русской православной церкви: X век - 2000 год: учеб.-метод. компл.: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С. Корзун. - Минск: БГУ, 2009. - 258 с.; Корзун, М.С.

Участие Русской и Белорусской (Экзархата Московской Патриархии) православных церквей в движении сторонников мира в 1970-х годах - начале XXI века / М.С. Корзун // Российские и славянские исследования: сб. науч. ст. - 2011. - Вып. 6. - С. 37 - 47.

30. Лисичкин, В.М. Православная теология на рубеже тысячелетий: пособие / В.М. Лисичкин. - Могилев: МГУ, 2009. - 69 с.

31. Одинцов, М.И. Хождение по мукам 1954 - 1960 гг. / М.И. Одинцов // Наука и религия. - 1991. - № 7. -С. 2 - 3; Одинцов, М.И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» Десять лет жизни патриарха Алексия. 1955 - 1964 / М.И. Одинцов // Отечественные архивы. - 1994. - № 5. - С. 25 - 83; Одинцов, М. И. Государство и церковь в России: XX век / М.И. Одинцов. - М.: Луч, 1994. - 171 с.

32. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы / В.А. Алексеев. - М.: Политиздат. - 1991. - 400 с.; Алексеев, В.А. «Штурм небес» отменяется?: крит. очерки по истории борьбы с религией в СССР / В.А. Алексеев. -М.: Изд. центр «Россия молодая», 1992. - 299 с.

33. Бевз, О. Миротворчество и христианское разрешение конфликтов / О. Бевз. - СПб.: Библия для всех, 2007. - 250 с.

34. Илюхина, Р.М. Российский пацифизм вчера и сегодня / Р.М. Илюхина. - М.: ИВИ, 1992. - 100 с.

35. Павлова, Е.Б. Миротворчество в современном мире: теория и практика: учеб. -метод. пособие / Е.Б. Павлова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 156 с.

36. Хохлышева, О.О. Миропонимание, миротворчество, миросохранение: опыт XX столетия: моногр. / О.О. Хохлышева. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2002. - 548 с.

37. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М.В. Шкаровский. - М.: Вече, 2010. -478 с.

38. Шкаровский, М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве: государственно -церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 гг. / М.В. Шкаровский. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церков. истории, 2000. - 399 с.

39. Ливцов, В.А. Русская Православная Церковь и экуменическое движение в XX веке: моногр. / В.А. Ливцов. - М.: Социум, 2000. - 205 с.; Ливцов В.А. «Срывать всякие попытки реакционных сил...» Из истории вступления Русской православной церкви во Всемирный совет церквей. 1961 г. / В.А. Ливцов // Исторический архив. - 2002. - № 6. - С. 69 - 99.

40. Ливцов, В.А. Использование экуменизма в качестве инструмента советской внешней политики в начале 1960-х годов / В.А. Ливцов // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 66. - С. 223 - 229.

41. Горшкова, А.И. Государство и Русская Православная Церковь в 1940 - 1990-х годах (по материалам «Журнала Московской Патриархии») / А.И. Горшкова // Док. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. - Вып. 1. - Екатеринбург, 2001. - С. 32 - 51.

42. Чумаченко, Т.А. Государство, православная церковь, верующие 1941 - 1961 годов / Т.А. Чумаченко. -М.: АИРО-ХХ, 1999. - 246 с.

43. Чумаченко, Т.А. Московская патриархия в движении сторонников мира: 1949 -1953 гг. / Т.А. Чумаченко // Изв. Челябинс. науч. центра. - 2007. - Вып. 1 (35). - С. 152 - 156.

44. Левченко И.В. Русская Православная Церковь и государство: учеб. пособие для студ. вузов / И.В. Левченко. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - 187 с.

45. Волокитина, Т.В. Советское руководство, Русская православная церковь и экуменическое движение (40 - 50-е годы XX в.) / Т.В. Волокитина // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы, 1939 - 1958: дискуссионные аспекты: сб. ст. / редкол.: Г.П. Мурашко [и др.]. - М.: ИС РАН, 2003. -С. 241 - 249.

46. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор: факты, события, документы / О.Ю. Васильева. - М.: Лепта, 2004. - 380 с.

47. Маслова, И.И. Советское государство и Русская Православная Церковь: политика сдерживания (1964 - 1984 гг.) / И.И. Маслова. - М.: МНЭПУ, 2005. - 263 с.; Маслова И.И. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985 - 1991) / И.И. Маслова. - М.: МНЭПУ, 2005. - 251 с.

48. Шкуратова, И.В. Советское государство и Русская православная церковь: проблема взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы / И.В. Шкуратова, С.А. Шкуратов. -М.: Компания Спутник+, 2005. - 34 с.

49. Москва и Восточная Европа: власть и церковь в период общественных трансформаций 40 - 50-х годов XX века / под ред. Т.В. Волокитиной [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2008. - 806 с.

50. Тюрина, Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Л.В. Тюрина; Курский гос. ун-т. - Курск, 2000. - 150 с.

51. Филонов, В.И. Проблема экуменизма в контексте взаимоотношений Русской Православной и Римско-католической Церквей в конце 1950 - начале 2000-х гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / В.И. Филонов; Орловский гос. ун-т. - Орел, 2006. - 183 с.

52. Шин, Д.Х. Деятельность совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР в первое десятилетие его существования. 1943 - 1953 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. / Д.Х. Шин; Ин-т истории РАН. - М., 2002. - 241 с.

53. Рар, Г.А. Плененная церковь: Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР / Г. Рар. - Frankfurt - Москва: Посев, 1954. - 113 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Боголепов, А.А. Церковь под властью коммунизма / А.А. Боголепов. - Мюнхен, 1958. - 202 с.

55. Константинов, Д.В. Гонимая церковь: (Русская православная церковь в СССР) / Д.В. Константинов. -Нью-Йорк: Всеславян. изд-во, 1967. - 383 с.; Константинов, Д.В. Зарницы духовного возрождения: русская православная церковь в СССР в конце шестидесятых и в начале семидесятых годов / Д.В. Константинов. - London, Ontario: Заря, 1973. - 140 с.; Konstantinow, D. Stations of the cross: the Russian Orthodox church, 1970 - 1980 / D. Konstantinow; transl. by S.I. Lee. - London, Ontario: Zaria publ., 1984. - 250 p.

56. Kolarz W. Religion in the Soviet Union / W. Kolarz. - London: St. Martin's Press, 1962. - 518 p.

57. Spinka, M. The church in Soviet Russia / M. Spinka. - New York, London: Oxford University Press, 1956. - 179 p.

58. Grunwald, C. The churches and the Soviet Union / C. Grunwald. - New York: Macmillan, 1962. - 255 p.

59. Curtiss, J. The Russian church and the Soviet state 1917 - 1950 / J. Curtiss. - New York: Smith, 1965. - 387 p.

60. Stroyen, W.Communist Russia and the Russian Orthodox Church, 1943 - 1962 / W. Stroyen. - Washington: Catholic University of America Press, 1967. - 161 p.

61. Fletcher, W. Religion and the search for new ideals in the USSR / W. Fletcher, A.Strover. - New York: Praeger, 1967. - 135 p.; Fletcher, W. Nikolai: portrait of a dilemma / W. Fletcher. - New York: Macmillan, 1968. - 230 p.; Fletcher, W. Religion and the Soviet State: a dilemma of power / W. Fletcher, M. Hayward. -New York: Praeger, 1969. - 200 p.; Fletcher, W. Religion and Soviet Foreign Policy, 1945 - 1970 / W. Fletcher. - London: Oxford University Press, 1973. - 179 p.

62. Pospielovsky, D. The Russian church under the Soviet regime, 1917 - 1982 / D. Pospielovsky. - Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1984. - 2 v.; Pospielovsky, D. A history of Marxist-Leninist atheism and Soviet antireligious policies / D. Pospielovsky. - New York: St Martin's Press, 1987. - 189 p.; Pospielovsky, D. Soviet antireligious campaigns and persecutions / D. Pospielovsky. - New York: St. Martin's Press, 1988. - 275 p.

63. Lane, C. Christian religion in the Soviet Union: a sociological study / C. Lane. - Albany: State University of New York Press, 1978. - 256 p.

64. Ellis, J. The Russian Orthodox Church: a contemporary history / J. Ellis. - Bloomington: Indiana University Press, 1986. - 531 p.

65. Buss, G. The bear's hug: Christian belief and the Soviet State, 1917 - 86 / G. Buss. - Grand Rapids, Mich.: W.B. Eerdmans Pub. Co., 1987. - 223 p.

66. Григорий (Граббе Г.П.) Правда о русской церкви на родине и за рубежом: (По поводу книги С.В. Троицкого «О неправде Карловацкого раскола») / Григорий (Г.П. Граббе). - Джорданвилль: Свято-Троиц. монастырь, 1989. - 216 с.; Григорий (Граббе, Г.П.) Русская церковь перед лицом господствующего зла / Григорий (Г.П. Граббе). - Джорданвилль: Свято-Троиц. монастырь, 1991. - 175 с.

67. Русак, В.С. Свидетельство обвинения. Witness of the prosecution: церковь и государство в Советском Союзе / В. Русак. - Valley Cottage, N.Y.: Multiling. typesetting, cop., 1987. - Ч. 1. - 1987. - 350 с.; Ч. 3. - 1988. - 275 с.

68. Anderson, J. Religion, state, and politics in the Soviet Union and successor states / J. Anderson. - Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1994. - 236 p.

69. Davis, N. A long walk to church: a contemporary history of Russian orthodoxy / N. Davis. - Boulder, Colo: Westview Press, 1995. - 381 p.

70. Ellis, J. The Russian Orthodox Church: triumphalism and defensiveness / J. Ellis. - New York: St. Martin's Press in association with St. Antony's College, Oxford, 1996. - 240 p.

71. Religion in the Soviet Union: an archival reader / ed. by F. Corley. - New York: New York University Press, 1996. - 402 p.

72. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский. - М.: Республика, 1995. - 509 с.

73. Мосс, В. Православная Церковь на перепутье (1917 - 1999) / В. Мосс; пер. с англ.: Т.А. Сенина. -СПб.: Алетейя, 2001. - 405 с.

74. Понуждаев, М., диакон. РПЦ и экуменическое движение последней четверти ХХ века. Богословско-исторический анализ новейших фактов и первоисточников: дис. ... канд. богословия / М. Понуждаев; Минская Духовная Академия. - Жировичи, 2000. - 119 с.

75. Бубнов, П. Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей 1948 г. в Москве. Историко-богословский анализ: дис. ... канд. богословия / П. Бубнов; Минская Духовная Академия. -Жировичи, 2003. - 134 с.

76. Аникеев, Н., иерей. Митрополит Антоний (Мельников) (1924 - 1986). Жизнь, церковная деятельность, письменное наследие: дис. ... канд. богословия / Н. Аникеев; Минская Духовная Академия. -Жировичи, 2004. - 269 с.

77. Лозовский, В., протоиерей. История Русской Церкви XX в. в трудах представителей русского зарубежья: дис. ... канд. богословия / В. Лозовский; Минская Духовная Академия. - Жировичи, 2008. - 112 с.

78. Равинский, В. Православная Церковь в Белоруссии в период 1958 - 1964 гг.: дип. работа / В. Равинский; Минская Духовная Семинария. - Жировичи, 2001. - 193 с.; Свидерский, Е., иерей. Православная Церковь в Белоруссии в период с 1978 по 2006 г.: дип. работа / Е. Свидерский; Минская Духовная Семинария. - Жировичи, 2008. - 130 с.; Гапанович, И. Белорусская Православная Церковь в послевоенный период (1945 - 1958): дип. работа. / И. Гапанович; Минская Духовная Семинария. - Жировичи, 2010. - 113 с.

79. Кривонос, Ф. Белорусская православная церковь в XX столетии: спецкурс лекций для Минской духовной семинарии / Ф. Кривонос. - Минск: Врата, 2008. - 255 с.

80. Гордун, С. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год / С. Гордун // Журнал Московской Патриархии. - 1993. - № 1 - 2. - С. 11 - 24.

81. Цыпин, В.А. История Русской Православной Церкви, 1917 - 1990: учебник для православных духовных семинарий / протоиер. В.А. Цыпин. - М.: Издат. дом «Хроника», 1994. - 256 с.

82. Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991) / сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995. - Кн. 2. - 462 с.

83. Иоанн (Снычев И.М.), митроп. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Иоанн. - СПб.: Яковлева, 1994. - 349 с.

84. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней / под ред. М.Б. Данилушкина. - СПб.: Воскресение, 1997. - Т. 1: 1917 - 1970. - 1020 с.

85. Киреев, А., протод. Епархии и Архиереи Русской Православной Церкви в 1943 - 2002 годах / А. Ки-реев. - М., 2002. - 479 с.

86. Мануил (Лемешевский), митроп. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 год / Мануил (Лемешевский). - М., 2006. - Т. 1 - 6.

87. Марченко, А. протоирей Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР / А. Марченко. - М.: Изд-во Крутицкого подворья, О-во любителей церковной истории, 2010. - 328 с.

88. Митрофанов, Г.Н., протоирей Русская православная церковь на историческом перепутье XX века / Г.Н. Митрофанов. - М.: Лепта, 2011. - 271 с.

Поступила 07.06.2013

PEACEMAKING ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (1949 - 1991): HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM

V. KOROL

Peacemaking activity of Russian orthodox church in the second half of the ХХth century is studied. The works of historians of different scientific schools, contries and periods on the considered issue are analyzed. Rich historiographic material allows to objectively estimate the most important aspects ofparticipation of the Church in the struggle for peace and disarmament, to compare different authors' points of view on the given problem. Main directions in the historiography of the problem are described, which were considered in the most significant works of foreign and domestic researchers, their points of view and conclusions, touching upon the issue of the research, are presented. Conclusion is made, that despite wide coverage of different aspects of church peacemaking activity in the works of domestic and foreign scientists the given issue has not been settled.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.