ББК Э372+91(И)9
РУССКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ДИАСПОРА В АВСТРАЛИИ
© 2005 В. В. Тимофеев
Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Статья посвящена исследованию религиозной и предпринимательской активности русской старообрядческой диаспоры в Австралии в ХХ-начале XXI век. Этот опыт может служить в качестве модели для современной России.
В условиях, когда российское общество трансформируется, приспосабливаясь к новым политико-экономическим реалиям, исторический опыт старообрядцев, способных на позитивную адаптацию к новым идеям и практическим навыкам, а также к интеграции в различные экономические структуры при сохранении стабильного уклада жизни, исторических и культурных корней, имеет научный интерес. Старообрядческая эмиграция сохранила все основные традиции старообрядческой деловой и предпринимательской активности. В теоретическом и практическом плане наибольшую ценность представляет та старообрядческая эмиграция, ко -торая покинула советскую территорию и возродила свою экономическую и общественную активность на территориях своего нового расселения, в частности в Австралии.
Значительная (несколько тысяч человек) старообрядческая община сложилась в этой стране к середине 60-х гг. ХХ в., хотя небольшие группы староверов переселялись в Австралию еще в конце XIX в. По данным австралийской переписи 1891 г., в стране проживал всего 2881 выходец из России, и среди них русские староверы составляли незначительное меньшинство. В начале 1890-х гг. австралийские староверы вели издательскую деятельность. Например, в 1892 г. старообрядческий инок Никола (Чернышов) печатал в Австралии газету «Древняя Русь» [1]. В 1920-30-е гг. в Австралию через Китай стали прибывать старообрядцы, эмигрировавшие из Сибири и Приморья. Затем в Австралию прибыли уральские и оренбургские казаки, многие из которых были староверами.
Известно, что в этот период 66 уральских казаков Ижевского полка под командованием генерала В. Толстовича прибыли из Манчжурии в г. Брисбен.
После Второй мировой войны Австралия подписала соглашение с Международной организацией по правам беженцев, что позволило русским эмигрантам, в значительной своей части - староверам, переселиться из Китая в Австралию. Дело в том, что после установления в Китае в 1949 г. новой власти, проведения земельной реформы и начала политических репрессий старообрядцы начали целыми общинами покидать территорию Китая. Они переезжали сначала в Гонконг, находившийся под британским контролем, а уже оттуда в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию.
Еще после революции 1917 г. кафедра Иркутско-Амурского (Дальневосточного) епископа Русской Православной Старообрядческой Церкви Иосифа (Антипина) была перенесена сначала в г. Владивосток, а из Владивостока кафедру перенесли в г. Харбин в Манчжурии (Северный Китай), где она и находилась до 1958 г. Затем она была перенесена в г. Сидней (Австралия), где находилась печать Иркутско-Амурской (Дальневосточной) епархии, документы епархиального управления, мирро, освященное еще епископом Иосифом (Антипиным), антиминсы, также им освященные, и другое церковное имущество Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Старообрядцы этой волны сохраняли традиции артельного производства и специализировались в первое время, главным об-
Гуманитарные науки
разом, в строительстве, на обшивке стен домов. В австралийском строительном бизнесе возник даже термин «позвать русских», означающий, что пора обшивать стены построенного здания [2].
Крупнейшие старообрядческие коло -нии в Австралии возникли в Сиднее, Мельбурне, Брисбене. Есть также небольшая старообрядческая колония на о. Тасмания. В Австралии сейчас существует четыре старообрядческих храма: один - в Мельбурне и три
- в Сиднее. В Австралии существовала также русская старообрядческая школа. Уже к концу 1960-х началу 70-х гг. старообрядцы в Австралии достигли высокого уровня жизни. В 1973 г. старообрядческий священник г. Сиднея о. Кирилл Иванов в письме к архиепископу Московскому и всея Руси Никодиму о повседневной жизни сиднейских старообрядцев сообщал следующее: «Жизнь здесь такая, что столы ломятся от изобилия пищи, нет только птичьего молока...Это я Вам пишу, владыко святый, как нашему «верховному», чтобы Вы знали, как здесь живут наши «лесные братья». Ни одно семейство не живет на частной квартире. Все имеют дома и две-три машины. И все удобства».
В Австралии уже в 1960-е годы возобновилась традиционная для староверия благотворительная деятельность. Так, в 19671968 гг. старообрядцы вошли в состав благо -творительной организации по постройке дома для престарелых в Сиднее и оказали значительную финансовую помощь при его строительстве. Однако из-за конфессиональной нетерпимости со стороны части новооб-рядцев прекратили свою помощь [3].
Старообрядцы добились в Австралии высокого материального благополучия: они занимают руководящие должности, имеют в частной собственности предприятия и фирмы, получая от их деятельности очень большую прибыль [4].
Во многих старообрядческих семьях Австралии старшее поколение чувствует тесную связь с Россией и оказывает значительную помощь старообрядцам на родине.
Многие старообрядцы в Австралии имеют строительные специальности и владеют средними по доходности (по австралий-
ским критериям) строительными фирмами, работают на уровне персонала среднего звена в компаниях и занимают должности на государственной службе. Хотя большинство старообрядцев Австралии живет и имеет бизнес в городах, однако многие владеют фермами и ведут фермерское хозяйство, причем некоторые фермы занимают площадь в несколько тысяч гектаров. Начало старообрядческому фермерству в Австралии положили уральские казаки Толстовича, которым в 1920-х годах правительство Австралии выделило участки для выращивания хлопка. Некоторые создали фермы по разведению страусов и крокодилов. Ныне специализация фермерских хозяйств разнообразна: староверы занимаются животноводством, выращиванием ягодных, плодовых и зерновых культур. Много старообрядческих ферм находятся севернее австралийского города Брисбена, в населении которого довольно много русских. Здесь расположены принадлежащие староверам плантации бананов, сахарного тростника, манго и папайи, причем староверы пользуются здесь славой очень трудолюбивых и успешных фермеров [5].
Для старообрядческого бизнеса в Австралии характерны многие черты, которые были присущи старообрядческому предпринимательству в России на протяжении XVIII-начала ХХ вв., но они развиты и приспособлены к современной рыночной модели. При исследовании конкретных предприятий, принадлежащих старообрядческим бизнесменам, можно отметить, что наряду со стремлением к прибыли им присущ дух социально ответственного предпринимательства. Постоянное совершенствование, обновление и стремление вперед - важная черта старообрядческого предпринимательства в Австралии. Ежедневная работа в этом направлении формирует специфический стиль ведения бизнеса. Отношение к богатству у австралийских староверов соответствует его традиционному старообрядческому пониманию, но отличается от протестантского взгляда, для которого характерно смешение понятий «богатство» и «избранничество».
Накопленный старообрядческими предпринимателями потенциал может быть с ус-
пехом использован в условиях нашей страны, тем более, что сами австралийские старообрядцы готовы принять участие в экономической жизни России. Однако старообрядцы отчетливо видят все трудности ведения бизнеса в России и предлагают свою помощь для развития экономики нашей страны.
Зарубежное старообрядчество с горечью осознает, что его способности и потенциал, которые могли бы послужить во благо возрождения России, игнорируются, несмотря на то что старообрядческая диаспора обладает ценнейшим опытом создания успешных хозяйственных механизмов, причем адаптированных к русской ментальности.
В целом предпринимательская деятельность старообрядцев показала высокую эффективность принципов и традиционных моделей предпринимательского поведения староверов. Важность представляет то обстоятельство, что массовая старообрядческая эмиграция смогла на десятилетия раньше, чем это произошло в России, освободиться от всеобъемлющего государственного давле-
ния, сохранила и развила традиционные для русского старообрядчества, а значит и для всей России, стиль и методы хозяйственной деятельности. Причем это наследие прошло испытание временем и разными условиями внешнего воздействия в тех странах, где поселились староверы.
Список литературы
1. Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви. - Барнаул, 1999. - С. 213.
2. Погодин Ф. От тюрьмы до сумы кенгуру: Русские в Австралии // Русский предприниматель. - 2003. - Июнь; электронная версия: http://www.ruspred.ru/arh/08/41.htm -04.06.2003.
3. Потемкин К. В. Разъединяющая сила.
- Сидней, 1968. - С. 10-11.
4. Кидава М. На пятом континенте // Старообрядец (Нижний Новгород). - 2000. -№ 16. - С. 5.
5. http://www.zelandia.net/Nesin/Central_ Лш 15.htm - 38К - 25.07.2001.
RUSSIAN OLD BELIEVER DIASPORA IN AUSTRALIA
© 2005 V. V. Timofeyev Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev, Cheboksary
The article is devoted to the analysis of religious and business activities of Russian Old Believer Diaspora in Australia in the XX - beginning of XXI centuries that could be a model for modern Russia.