УДК 94 (9)
С. А. Прудкогляд
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ АВСТРАЛИЙЦЕВ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЕ
Освещается деятельность русской диаспоры в Австралии, направленная на оказание помощи России в конце ХХ - начале XXI в. Рассматривается история зарождения данного направления благотворительности, формы и источники финансирования.
Ключевые слова: благотворительная деятельность, русская диаспора, русские австралийцы, благотворительная организация, соотечественники, историческая родина.
Charitable activity of the Russian Australians aimed at rendering aid to their historic homeland.
SVETLANA A. PRUDKOGLYAD (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
This article is concerned with the charitable activity of the Russian émigré community in Australia aimed to render aid to Russia in the late 20th and early 21st century. The start of the activities, their forms and sources of financing has been discussed in it.
Key words: charitable activity, Russian émigré community, Russian Australians, charitable organisation, fellow countryman, historic homeland.
Русское зарубежье не просто сохранило традиции благотворительности дореволюционной России, но и сформировало ее новое направление - помощь исторической родине, что можно проследить на примере деятельности русских австралийцев. В отечественной историографии к интересующей нас проблеме первым обратился в 1995 г. А.И. Савченко. Его статья посвящена созданию в 1912 г. в Брисбене русскими политэмигрантами, оказавшимися на пятом континенте после революции 1905-1907 гг., Австралийского общества помощи политзаключенным в России [24]. Общий обзор истории возникновения и деятельности благотворительных организаций русских иммигрантов в Австралии дан в монографии Г.И. Каневской, охватывающей период с конца XIX в. до 80-х годов XX в. [10].
Однако наибольшая активность русских австралийцев в стремлении оказать помощь родине проявилась только в 1990-е годы, когда были ликвидированы идеологические препоны, препятствующие связям с зарубежными соотечественниками, и продолжается до настоящего времени. Но этот период не нашел отражения в научной литературе. Цель нашего исследования - анализ филантропической деятельности русских австралийцев по отношению к исторической родине в конце XX - начале XXI вв.
Как уже было сказано выше, один из первых известных примеров - это деятельность созданного в Брисбене русскими политэмигрантами Австралийского
общества помощи политическим каторжанам и ссыльнопоселенцам в России, которое существовало с 1912 по 1917 гг. Членские взносы, пожертвования, а также средства от проведения всевозможных мероприятий (концертов, лекций, спектаклей и др.) являлись основным источником доходов, которые шли на оказание материальной и моральной помощи заключенным в России. В это же время подобные общества были созданы в Сиднее и Мельбурне [24].
После Октябрьской революции дипломатические отношения между нашими странами были прерваны, прекратились и контакты с исторической родиной русской диаспоры, представленной в основном белоэмигрантами. Но с началом Великой Отечественной войны чувство патриотизма перевесило ненависть к советской власти, и в Австралии был создан Русский комитет помощи родине, вошедший в качестве русской секции в австралийское общество «Медицинская помощь для России» (руководитель Дж. Стрит). Здесь активно велась работа по сбору денег, медикаментов, одежды. В ходе Второй мировой войны СССР и Австралийский Союз оказались союзниками в борьбе с фашизмом, и в 1942 г. между ними были заключены дипломатические отношения. На пятом континенте развернулось движение «Овчины для России!», которое нашло поддержку и у русских австралийцев. Были организованы дубильные мастерские для выделки овечьих шкур, а занятых этой работой людей правительство освободило от военной службы [26, с. 157, 175-176].
ПРУДКОГЛЯД Светлана Анатольевна, аспирантка кафедры регионоведения, ведущий редактор (Издательство Дальневосточного федерального университета, Владивосток). ©E-mail: [email protected] © Прудкогляд С.А., 2011
С началом «холодной войны» всякие гуманитарные контакты между русским зарубежьем и Советским Союзом были прерваны - вплоть до перестройки. Всплеск благотворительной помощи русских австралийцев России наблюдался в 1990-е годы, что объясняется резким ухудшением социального положения россиян в связи с происходившими в стране событиями и желанием русских эмигрантов помочь своим соотечественникам. Был разработан ряд программ, направленных на оказание помощи больным детям и пожилым людям.
Русские австралийцы с глубоким сочувствием отнеслись к трагическим событиям, произошедшим в Чернобыле. По инициативе некоторых членов Русского дома в Мельбурне в октябре 1990 г. был создан Национальный фонд помощи жертвам чернобыльской катастрофы) с отделениями в крупнейших городах Австралии (Сиднее, Нью-Касле, Брисбене, Аделаиде). Основные функции фонда - закупка продуктов питания, одежды, медицинского оборудования, игрушек, прием на отдых пострадавших в результате катастрофы детей. В 1992 г. в Россию был доставлен благотворительный груз на сумму 3 млн долл. Кроме того, фонд организовал прохождение стажировки в Австралии медицинских бригад, специализирующихся в области пересадки тканей костного мозга, сроком не менее 8 месяцев, расходы - полностью за счет фонда. По словам вице-президента фонда Н.Н. Григоровича, делалось «все это... исключительно бескорыстно, от всей души» [13, с. 2].
В 1991 г. в Сиднее начал действовать комитет «Помощь Австралии Чернобылю», ставящий своей задачей помогать детям и семьям, пострадавшим от радиоактивного поражения. Но помощь оказывалась не только жертвам чернобыльской катастрофы: к 1998 г. комитет отправил 2 контейнера в Санкт-Петербург, 2 - в Белоруссию, 2 - в Челябинск, 1 - жертвам землетрясения в Нефтегорске. Кроме того, «вызов больных детей в Австралию на оздоровление за счет средств комитета также стал одним из важных мероприятий» [28, с. 17].
В конце 1991 г. была создана Русско-Австралийская благотворительная организация, которую возглавила К.Н. Муценко-Якунина. По словам Ю.Г. Гурьева, русского австралийца, сопровождавшего груз с гуманитарной помощью для детей-сирот, инвалидов и престарелых в Россию в 1992 г., толчком послужил приезд известного русского путешественника Федора Конюхова, который рассказал о непростой жизни россиян. Членами организации в короткие сроки были собраны и отправлены контейнером на теплоходе «Пионер Приморья» медикаменты, продукты, одежда для передачи их в детские дома, дома для престарелых и больницы Владивостока и Находки [12, с. 2]. Русские австралийцы также помогли Федору Конюхову при покупке яхты для одиночного кругосветного путешествия [18. № 22]. В 1993 г. К.Н. Муценко-Якунина организовала во Владивостоке благотворительный бал «Сидней-Влади-восток», принесший огромную выручку и, как сказала
сама Клавдия Николаевна, показавший, что «усердной и жертвенной работой более благополучная часть горожан может оказывать огромную помощь больным, старым, сиротам...» [18. № 22, с. 24]. В 1994 г. ассоциация расширила сферу своей деятельности, в частности стала оказывать финансовую помощь в организации вызова учеников из России в Австралию на один год обучения в австралийских школах.
Содействие приморским больницам со стороны русских австралийцев продолжается и в настоящее время. К.Н. Муценко-Якунина стала инициатором проекта по оказанию помощи в ремонте и оснащении больничных помещений Краевой детской психиатрической больницы во Владивостоке. На ее призыв откликнулись как отдельные русские австралийцы, так и организации, и в 2009 г. ремонт здания больницы и оснащение его мебелью, сантехникой и всем необходимым были завершены. Основную часть денег для первого этапа ремонта пожертвовала З.Я. Филимонова. Второй этап включал оснащение больничных помещений, для чего было собрано 17 413 долл. с помощью организаций «Русские матери» (Канберра), «Православное дело» (Сидней), «Общественный центр Аделаиды», »Петро-павловский собор» (Сидней), а также отдельных людей. По словам главного врача больницы И.В. Гребенщиковой, «помощь русских австралийцев помогла хоть в какой-то степени облегчить нелегкую жизнь больных детей» [1, с. 6].
Как уже было сказано выше, инициатором и активным участником многих проектов по оказанию помощи России стала Клавдия Николаевна Муценко-Яку-нина (родилась в 1925 г. на Сахалине), приехавшая в Австралию в далеком 1957 г. из Харбина. Ее тяга к общественно-благотворительной работе проявилась еще в 1943 г. (у нее уже была своя дамская парикмахерская в харбинском Сунгарийском городке), когда она принимала активное участие в деятельности детского сада на дому, а затем Комитета детского сада «Ясли» [18. № 20]. В Австралии Клавдия Николаевна стала организатором всевозможных благотворительных балов, доход от которых всегда шел в пользу разных русских организаций, в том числе на нужды русского Благотворительного общества им. Св. Сергия Радонежского (она является его почетным членом). К.Н. Муцен-ко-Якунина занималась сбором средств на постройку часовни-памятника в честь всех русских людей, «нашедших место успокоения в странах русского рассеяния или на Родине, могилы которых были разрушены или поруганы в связи с трагическими событиями.» [18. № 21, с. 27]. В 1980 г. она стала организатором и председателем «Общества заботы о русском кладбище на Руквуде». В 1993 г., по распоряжению ее Величества Королевы Елизаветы II, К.Н. Муценко-Якунина была награждена медалью Ордена Австралии за общественную и благотворительную работу в русской общине, а в 1997 г. Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным ей был вручен орден Дружбы [20].
Смена курса австралийского правительства - иммиграционной политики на политику мультикуль-турализма, в 1970-1980-е годы широко способствовала созданию в Австралии русских этнических представительств. Первопроходцем в этом деле стал В.С. Егоров, выдающийся общественный деятель, приехавший в Австралию в 1951 г. семнадцатилетним юношей. В 1970-е годы он был председателем и учредителем Представительства по этническим делам в штате Новый Южный Уэльс (НЮУ) и Федерации представительств этнических общин в Австралии, а в 1970-1980-е годы - советником по мультикультурным делам премьер-министров Австралии. В 1998 г. Вадим Сергеевич был награжден орденом Австралии за вклад в развитие этнических общин в Австралии и административного управления в муниципалитетах, в 2005 г. за свои труды, способствующие сближению Австралии и России, отмечен почетной грамотой Генерального консульства России. В 1994 г. по инициативе В.С. Егорова было создано Русское этническое представительство в штате НЮУ. Сейчас в каждом штате есть Русские этнические общества, осуществляющие всевозможные программы и мероприятия по оказанию помощи России. Так, с 1993 по 2000 гг. работала программа приглашения школьников старших классов из России в Австралию, по которой 9 человек учились в школах Сиднея [6].
В 1998 г. Русское этническое представительство в штате НЮУ обратилось с просьбой ко всем своим жителям русского происхождения принять участие в программе Foster Care, предусматривающей помощь русским детям-сиротам (например, предоставление таким детям крова, ухода и домашней заботы). Как было сказано в обращении, «необходимость подобной помощи очень актуальна сейчас, так как Русское этническое общество столкнулось с ситуацией, когда русские дети попадают в австралийские семьи и тем самым теряют связь с русской средой и языком» [21, с. 47].
Широкую поддержку среди русских в Австралии получил проект «Надежда», начавшийся в Брисбене в 1993 г., когда семья русских австралийцев помогла девочке из России в лечении мышечной дистрофии. После этого случая возникла идея организовать приезд русских врачей в Австралию, чтобы ознакомить их с методами лечения подобных заболеваний, но усилий одной семьи оказалось недостаточно, что и послужило толчком для создания проекта «Надежда» [8, с. 8]. Регулярный обмен знаниями в области лечения детей с нервно-мышечными заболеваниями между русскими и австралийскими врачами осуществляется на средства, собираемые участниками проекта. В его задачи также входила отправка медицинского оборудования для проведения операций, реабилитация детей в постопераци-онный период [23]. За 14 лет существования проекта в Австралии было прооперировано 14 детей из России. По словам Киры Самойловой, приехавшей в Брисбен с диагнозом «спинальная миопатия» и прооперирован-
ной австралийскими врачами, такого теплого отношения со стороны русскоговорящих людей в Австралии она не ожидала. «Я получила столько внимания, подарков, заботы... Я всем очень благодарна... Мы попали в самую настоящую сказку», - говорила Кира, которая впервые почувствовала себя полноценным человеком, несмотря на инвалидность [15]. Инициатором и председателем проекта на протяжении многих лет является Вера Николаевна Деревцова. Особо хочется отметить, что немалую лепту в осуществление проекта вносят русские люди преклонного возраста, приехавшие в Австралию много лет назад, которые жертвуют свою пенсию на такое благое дело. Некоторые из них завещают свое состояние или его часть проекту. Так, например, в тот тяжелый период, по словам В.Н. Дерев-цовой, когда, казалось, что уже не было ни моральных сил, ни финансовой возможности продолжать проект и он находился на грани закрытия, его организаторам сообщили, что А.Е. Брикман, умирая, завещал часть состояния проекту и «своим завещанием поставил. перед долгом продолжать работу и вложить эти средства в выздоровление детей» [15].
В октябре 1996 г. в программе «Время», которая транслировалась на Австралию, русские австралийцы увидели сюжет об «уходящем ребенке», т.е. умирающем из-за нехватки медикаментов [30, с. 4]. В 1997 г. была оказана благотворительная помощь больным детям государственной областной детской клинической больницы г. Омска.
Часто при осуществлении благотворительных программ их организаторы сталкивались с разного рода бюрократическими препонами и несовершенством российского законодательства в этой сфере. Так, при пересылке первой же партии лекарств в Омск в 1997 г. добровольцам пришлось столкнуться с рядом трудностей, связанных с отсутствием договора между РФ и Австралией на поставку медикаментов, а также с сертификацией лекарств и другими бюрократическими реалиями. По признанию Н.Н. Шрейдер (председатель проекта), «бывали моменты, когда руки опускались. Но мысль, что ты можешь помочь хотя бы одному ребенку... заставляла отстаивать интересы детей» [30, с. 4].
С непреодолимыми трудностями столкнулись русские австралийцы и австралийские медики и при реализации проекта «Надежда». В ходе его осуществления в конце 1990-х годов был подписан договор о сотрудничестве между Минздравом Московской области с одной стороны и Матер-госпиталем и правительством штата Квинсленд - с другой, согласно которому принимающая сторона, т.е. РФ, была обязана обеспечить австралийскую делегацию транспортом, проживанием, питанием, переводчиками. По словам Елены Трушиной (переводчик и секретарь проекта «Надежда»), эти условия не были выполнены, впрочем, как и другие. «.Главным пунктом. договора было то, что австралийцы должны обучать российских врачей методикам, которые приводили к такому
прекрасному результату» - излечению мышечной дистрофии [2] . Но для проведения операций не были предоставлены надлежащего уровня операционные. Груз же с медицинским спецоборудованием, переданный австралийскими медиками в Россию, бесследно исчез. Как сказала Е. Трушина, самое большое разочарование заключается в том, что за все годы существования проекта методике проведения операций был обучен всего один специалист, хотя австралийской стороной, в том числе русскими иммигрантами, были предприняты серьезные усилия для осуществления программы «Надежда» [2]. Таким образом, стремление оказать бескорыстную помощь больным детям не нашло ощутимой поддержки в России.
Благотворительному движению содействие оказывает Австрало-Новозеландская епархия Русской православной церкви за границей. Под покровительством церкви осуществляется помощь не только нуждающимся в Австралии, но и за ее пределами, в том числе в России.
В 1989 г. в Австралии был организован Комитет по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя в Москве (на них приобретена утварь для храма). Деятельность комитета была отмечена благодарственной грамотой, подписанной патриархом московским и всея Руси Алексием [9, с. 9].
Русская организация «Православное дело» (Сидней), помогающая больным детям и сиротам в России [3. № 44], Благотворительный фонд Святителя Николая [29], группа волонтеров при Благотворительном обществе Святого Праведного Иоанна Кронштадтского [19, с. 8] регулярно устраивают благотворительные концерты, средства от которых передаются в Россию.
Крупные благотворительные акции неизменно финансируются прихожанами православных приходов в Австралии. В 1997 г. при осуществлении проекта «Надежда» его комитет в связи с предстоящей поездкой австралийских медиков в Москву, ограниченных сжатыми сроками проведения операций, вынужден был обратиться за помощью ко всем православным приходам в Австралии [27, с. 15]. Проекту покровительствует первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Илларион.
Хочется отметить благотворительные мероприятия, организованные в 2000 г. во время Олимпиады в Сиднее, например, благотворительный банкет, устроенный русскими иммигрантами в Сиднее, доход от которого был пожертвован русским и австралийским паролим-пийцам [16], при подготовке к встрече с которыми в Австралии был создан комитет «Русские австралийцы - паролимпийцам». В проведении благотворительных акций участвовали многие русские организации в Австралии. Фонд комитета пополнялся также и за счет индивидуальных взносов [17].
В Мельбурне членами Русского дома постоянно организуются «Встречи друзей», нередко с благотворительной целью [14. № 31]. Не остались равнодушными русские австралийцы, участники одной из таких встреч,
к трагическим событиям 1 сентября 2004 г. в г. Беслане (захват школы террористами). Запланированный заранее на 4 сентября развлекательный вечер в Русском доме в Мельбурне было решено сделать благотворительным. Весь доход с вечера (2000 тыс. дол.) был пожертвован в пользу пострадавших [14. № 42].
Известны случаи, когда на проблемы нуждающихся людей в России первыми откликались представители русской диаспоры из Австралии, и только потом - из других стран, в том числе и жители России. Так, например, случилось в 2005 г., когда в г. Курске скоропостижно умер молодой священник Владимир Васильев, а его жена, ожидающая второго ребенка, и двухлетняя дочь остались без жилья и средств к существованию. Об этом друг покойного священника сообщил архиепископу Сиднейскому и Австралийско-Новозеландскому Иллариону, который впоследствии поручил благотворительной организации «Православное Дело - Сидней» оказать возможную помощь. «Русские “австралийцы” первыми протянули руку помощи одинокой матери с младенцами. Тот факт, что первая помощь пришла из далекой Австралии от людей, которые ее совсем не знают, произвел большое впечатление и окрылил ее», - сообщает Л. Гартунг [7, с. 7].
Одной из наиболее популярных форм является организация благотворительных концертов. Регулярно проходили концерты, устраиваемые организацией «Австралийская помощь жертвам Чернобыля» [4. № 35]. Хорошо известный в Австралии женский ансамбль «Русская песня» из Сиднея большую часть сборов от концертов всегда отдавал на благотворительные цели [4. № 33].
Своим небезразличием к судьбам русских детей наши соотечественники из Австралии подают пример приезжающим на гастроли артистам из России. Нередко часть выручки от спектаклей и концертов идет на благотворительные цели. В 1998 г., например, часть средств, полученных от спектакля «Коварство, деньги и любовь», привезенного актерами Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова, была передана в пользу благотворительной организации «Австралийская помощь детям Чернобыля» [5, с. 5].
Информацию о бедственном положении соотечественников в России русские австралийцы часто получают из телевизионных программ. Так, узнав «о трудном, безрадостном существовании инвалидов.» из дома-интерната в Новочеркасске, группа русских женщин из Брисбена уже в течение нескольких лет оказывает им посильную помощь в виде денежных переводов и посылок, используя при этом еще одну форму филантропической деятельности - организацию благотворительных обедов для сбора средств нуждающимся [22].
Среди представителей русской диаспоры немало частных жертвователей, оказывающих благотворительную помощь русским на своей исторической родине. Чаще всего это русские иммигранты, имеющие бизнес как в России, так и в Австралии. Например, председатель общины старообрядцев в Сиднее, владелец
строительной фирмы «Келсо» М.М. Овчинников в ответ на информацию, прошедшую на региональной конференции соотечественников, проживающих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (11-15 июня 2009 г.), выразил желание участвовать в возведении в Приморском крае объектов инфраструктуры для поселка переселенцев - первых русских староверов из Южной Америки [25]. Русские австралийцы, имеющие свой бизнес в России и неравнодушные к судьбе детей, страдающих мышечной дистрофией (проект «Надежда), также предлагали свою помощь в ремонте операционной в больнице деревни села Ховрино в Подмосковье (в которой предполагалось проводить сложные операции) [2].
С 1972 г. существует русское бюро путешествий “Gateway Travel”, которое много лет направляло в Россию грузы гуманитарной помощи с медикаментами, витаминами, одеждой, книгами и деньги приютам и нуждающимся прихожанам РПЦЗ в Пскове, Санкт-Петербурге и др. [11].
Итак, филантропическая активность русских австралийцев, желающих помочь россиянам, проявилась во второй половине 80-х - начале 90-х годов ХХ в., чему способствовали перемены во внешней политике России и тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в эти годы в нашей стране. Сформировалась общественная и церковная благотворительность, все больше становится частных жертвователей. Основной источник информации о нуждающихся в России - средства массовой информации (телевидение, транслируемое из России, российские газеты, интернет, различные международные конференции с участием соотечественников за рубежом. На протяжении многих лет существуют проекты, основное направление которых - оказание медицинской помощи, материальная поддержка детских учреждений и домов престарелых, отдельных нуждающихся семей.
Благотворительность русских австралийцев в отношении своих соотечественников в России приобретает все более массовый характер, что свидетельствует о сохранении ими православных традиций, следование которым заслуженно считается признаком русскости и подтверждает стремление русской диаспоры установить более тесные контакты со своей исторической родиной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Благотворительная помощь больным детям // Единение. Сидней. 2010. 19 февр.
2. Варсегов Н. Российские врачи - пьяницы, рвачи! // Сайт «Австралия - Россия». 2009. 28 дек. URL: http://www. gday.ru/forum/%CE%E1 %F9%E8%E9-% F4% EE% F0%F3%EC/171033-%, C0% E2% F1%F2%F0%E0%EB% E8%FF-%D0%EE%F 1 %F1%E8%FF.html (дата обращения: 25.02.2011).
3. Венгеров В. Сиднейская хроника // Австралиада. Сидней. 2005. Июль, № 44. С. 49-50.
4. Венгеров В. Хроника культурной жизни Сиднея // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 2002. Окт., № 33. С. 51; апр. № 35. С. 47-48.
5. Впервые в Австралии!!! // Единение. 1998. 10 апр.
6. Гартунг Л. Вадим Сергеевич Егоров - Выдающийся Общественный Деятель (1934-2006) // Вестн.: бюллетень Русского этнического Представительства штата НЮУ. 2006. Июль, № 35. С. 5.
7. Гартунг Т. Помощь ближнему - поистине православное дело! // Единение. 2008. 22 февр.
8. Дорогою добра // Единение. Сидней. 1998. 8 янв.
9. Ильин А. О воссоздании Храма Христа Спасителя // Единение. 1997. 25 апр.
10. Каневская Г.И. «Мы еще мечтаем о России...». История русской диаспоры в Австралии (конец XIX в. - вторая половина 80-х гг. XX в.): моногр. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. 372 с.
11. Кисляков Д. Русское бюро путешествий «Gateway Travel» // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 1997. № 14. С. 45.
12. Коробочкин Н. Подсказал Федор Конюхов // Голос Родины. Москва. 1992. № 6.
13. Коробочкин Н. У нас в Австралии есть все, кроме России // Голос Родины. Москва. 1992. № 7.
14. Кучина Г. Мельбурнская хроника // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 2002. Янв., № 31. С. 50-51; 2005. Янв., № 42. С. 48.
15. Ларкина Л. Не теряйте НАДЕЖДУ. Проект милосердия «НАДЕЖДА» в Брисбене // Сайт «Творчество Людмилы Ларкиной». URL: http://larkina.priestt.com/article/etico/ etico_1939.html (дата обращения: 25.02.2011).
16. Мельникова Н.А. Город чудес - аделаидская хроника // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 2001. Янв., № 26. С. 52.
17. Мельникова Н., Ястребова Л. Привет от русских австралийцев // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 2001. Янв., № 26. С. 6-8.
18. Мельникова Н. Три медали. О жизни Клавдии Муцен-ко-Якуниной // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 1999. Июль, № 20. С. 14-16; окт., № 21. С. 27; 2000. Янв., № 22. С. 23-25.
19. Н.Н. Сообщение о благотворительном концерте в пользу больных детей г. Омска (Сибирь) // Единение. 1998. 8 мая.
20. Особый лист почета // Сайт Русского этнического представительства в НЮУ. URL: http://www.russian-sinaustralia.org.au/Roll_of_Honour.htm (дата обращения: 14.02.2011).
21. Программа Foster Care // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 1998. № 18.
22. Русская жизнь в Брисбене // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 2000. Июль, № 24. С. 48.
23. Русская жизнь в Брисбене. Проэкт «Надежда» // Авс-тралиада. Русская летопись. Сидней. 2001. Июль, № 28. С. 51-52.
24. Савченко А.И. Пресса русских эмигрантов об Австралийском обществе помощи политзаключенным в России // Россия и страны Южных морей: историко-культурные связи: тез. докл. XXI науч. конф. по изучению Австралии и Океании. М.: ИВрАн, 1995. С. 37-40.
25. Сибилев В. О российской общине в Австралии // Меж-дунар. жизнь. 2009. № 12. С. 52.
26. Стрит Дж. В поисках правды. М.: Прогресс, 1967. 222 c.
27. Христос Воскресе! // Единение. 1997. 30 мая.
28. Шаповалова Алла. «Когда заболевает ребенок - в дом приходит горе.» (Из письма матери.) // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 1998. № 16. С. 17-21.
29. Шрейдер Н.Н. Благотворительность // Австралиада. Русская летопись. Сидней. 2006. Янв., № 46. С. 16.
30. Шрейдер Н.Н. Не остуди свое сердце // Единение. 1998. 10 апр.