Научная статья на тему 'РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА'

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1229
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / CHURCH HISTORY / СМУТА / ПАТРИАРШЕСТВО / PATRIARCHATE / ГЕРМОГЕН / HERMOGENES / САМОЗВАНЧЕСТВО / ЛЖЕДМИТРИЙ / FALSE DMITRI (LZHEDMITRII) / TIME OF TROUBLES (SMUTA) / IMPOSTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрович Игорь Константинович, Блашков Юрий Андреевич

В статье ставится задача проанализировать роль патриарха Гермогена в событиях начала XVII в. в России. Будучи митрополитом, он развил плодотворную деятельность в Казани. Был участником избрания Бориса Годунова на царство. Отказался признать Марину Мнишек царицей. Поддерживал, в общем ключе, политику Василия Шуйского, противостоял попытке поляков возвести на русский престол царевича Владислава. На протяжении определённого времени Гермоген был единственным в Москве политиком, который призывал народ бороться против иноземных оккупантов. Фактически, он оказался той политической фигурой, которая вдохновила народ на патриотическую борьбу, положившую конец Смутному времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE "TIME OF TROUBLES": PATRIARCH HERMOGENES`S LIFE AND DEEDS

The aim of the article is to analyze the role of Patriarch Hermogenes in Russian history of the beginning of the 17th century. Being a metropolitan, he fruitfully worked in Kazan. He was one of Boris Godunov's election participants. Не refused to recognize Marina Mniszech as the queen. Hermogenes supported tsar Vasily's politics in general and staunchly opposed Poles plans to put Wladyslaw IV on the Russian throne. During a certain period he was the only politician in Moscow who called for resistance against the usurpers. In fact it was Hermogenes who inspired the well-known uprising that put an end to the Time of Troubles.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА»

УДК 94

И. К. Петрович, Ю. А. Блашков

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА

В статье ставится задача проанализировать роль патриарха Гермогена в событиях начала XVII в. в России. Будучи митрополитом, он развил плодотворную деятельность в Казани. Был участником избрания Бориса Годунова на царство. Отказался признать Марину Мнишек царицей. Поддерживал, в общем ключе, политику Василия Шуйского, противостоял попытке поляков возвести на русский престол царевича Владислава. На протяжении определённого времени Гермоген был единственным в Москве политиком, который призывал народ бороться против иноземных оккупантов. Фактически, он оказался той политической фигурой, которая вдохновила народ на патриотическую борьбу, положившую конец Смутному времени.

Ключевые слова: история Церкви, Смута, патриаршество, Гермоген, само-званчество, Лжедмитрий.

В истории России есть много переломных моментов, которые кардинально повлияли на ход событий в стране в будущем. Можно считать, что именно к таким и относится эпоха, получившая название «Смутное время». Немалую роль в истории тех событий сыграла Русская Православная Церковь и, в частности, тогдашний её глава — Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Будущий Патриарх Московский и всея Руси родился в Казани в 1530 г. Во святом крещении он был наречён Ермолаем (имя Гермоген было дано ему при постриге в монахи). Известно, что он окончил школу в Зилантьевом монастыре. «Своим учителем» архимандрита Гурия Гермоген (Ермолай) называл всегда [3, с. 123].

Вскоре отец Ермолай (будущий Патриарх Гермоген) был возведённым в сан протопопа. Он являлся настоятелем Никольской Гостинодворской церкви, которая находилась в торговой части столицы бывшего Казанского ханства. Примерно в это же время священник Ермолай овдовел и принял монашеский постриг с именем Гермоген в Московском Кремлёвском Чудовом монастыре - «месте своего будущего подвига» [3, с. 125]. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от уже упомянутого выше пожара. А в 1589 г. Гермоген стал митрополитом — сменил на Казанской кафедре умершего Иова.

Деятельность Гермогена на посту митрополита была очень плодотворной. Он возобновил почитание святых мучеников казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани, основал довольно много церквей и монастырей, открыл мощи святого благоверного князя Романа в Угличе. Вскоре в Российском государстве начались события, именуемые историками «Смутным временем».

В 1598 г. будущий Патриарх Московский и всея Руси появляется в столице России — Москве. Он является одним из участников избрания на царство Бориса Годунова, а также церемонии всенародного моления у Новодевичьего монастыря.

Как известно, в 1604-1605 гг. был предпринят военный поход Лжедмитрия I и его сторонников, итогом которого явился приход самозванца к власти. При новом

Серия «Социально-гуманитарные науки». 5/2017

царе Гермоген получает звание сенатора, а для участия в работе нового Сената его вызывают в Москву. Однако вскоре митрополит подвергся опале и был выслан в Казань [7]. Что послужило причиной для этого? Однозначный ответ, вероятно, дать будет сложно, однако наиболее вероятной является версия, что Гермогена выслали в Казань за то, что он не желал признавать Марину Мнишек московской царицей [3], так как она отказывалась принять Православие. В итоге новый царь принял решение сослать Гермогена в Казань, где священнослужитель находился вплоть до прихода к власти в мае 1606 г. Василия Ивановича Шуйского [7].

В отличие от своего предшественника, избранный государь мнение Русской Православной Церкви очень уважал, а также осуществлял новые шаги в церковном и духовном развитии России. Василий Иванович Шуйский обратил внимание на то, «чтобы патриарший престол не оставался более праздным» [2, с. 18]. Хоть первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был ещё жив, исполнять свои первосвяти-тельские обязанности он уже не мог, ибо находясь в заточении, практически полностью лишился зрения. Нужно было избирать нового главу Православной Церкви. Выбор пал на Казанского митрополита Гермогена. 3-го июля 1606-го года он был по-свящён в сан Патриарха Московского и всея Руси. А польский ставленник Игнатий (лжепатриарх) был низложен [8].

Деятельность Гермогена на патриаршем престоле была направлена на поддержку правительства Василия Ивановича Шуйского (несмотря на то, что между ним и первосвятителем нередко происходили разногласия). Когда в 1606-м году началось восстание под руководством И. И. Болотникова, Патриарх Московский и всея Руси стал на сторону царя. Гермоген занимал по отношению к повстанцам непримиримо враждебную позицию. Он проводил агитацию, направленную на развенчание лозунгов восставших. Патриарх всеми силами стремился убедить русский народ в том, что настоящий царевич Дмитрий Иванович мёртв, что участники вооружённого выступления отошли от православной веры и от Бога. Также Гермоген преподносил Василия Шуйского как законного и истинного российского православного Государя.

В октябре 1606 г. войска И. Болотникова подступили к русской столице. Во время осады Москвы Гермоген объявил шестидневный общенародный пост [3]. А когда 27 ноября 1606 г. войска мятежников были разбиты, Патриарх стал рассылать по городам России свои грамоты агитационно-патриотического содержания: «...А сю б еси, сыну, грамоту велел чести на соборе не поодинова, чтобы ведомо было всем православным крестьяном. И в свои монастырские села, по всем святым церквам. нашие грамоты списки посылал. с поучением наказывал от божественного писания, чтоб отпавших крестьянские веры разбойников и губителей крестьянских, злодеев, воров, не слушали никак не в чем. и помня б на чем крест целовали государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, стояли б против воров крепко, чтоб им тако ж не погинути и з женами и з детми в разорении не бытии.» [4, с. 140].

Одним из известных деяний Патриарха Московского и всея Руси Гермогена также являлось проведение в Успенском соборе всенародного церковного покаяния с целью прощения всех совершённых в годы Смуты клятвопреступлений (в частности с целью прощения Василию Шуйскому целования креста Лжедмитрию I).

Ни в коем случае нельзя однозначно утверждать, что Патриарх полностью поддерживал Василия Шуйского и покорялся ему. Гермоген далеко не всегда соглашал-

ся с политическими поступками царя. Ярким примером тому являются действия русского первосвятителя, совершённые после падения Тулы 10 октября 1607 г. Тогда царь Василий Иванович Шуйский прекратил военные действия, распустил войска так называемых «тульских сидельцев» и вернулся в Москву. Гермоген же резко осудил его за это преждевременное «успокоение» [1]. Однако вскоре мятеж, руководство которым осуществлял Иван Болотников, как известно, был подавлен.

Вскоре в России появился новый претендент на царский престол — Лжедмитрий II. Гермоген в это время проводит активную агитацию, направленную против самозванца и на поддержку царя Василия Шуйского. Он посылает в лагерь «Тушинского вора» различные грамоты, названные «увещевательными» [5].

Патриарх оставался верным своему Государю вплоть до его низложения. Во время первой попытки свержения Василия Шуйского Гермоген всеми силами старался отстаивать его права на царскую власть в России. Он видел, что новый самозванец ничего хорошего стране не принесёт, а только ещё больше усугубит внутри- и внешнеполитическую ситуацию [8]. Гермоген категорически отказывался признавать постриг царя в монахи.

Во время «семибоярщины» Патриарх Московский и всея Руси Гермоген фактически оказался в политической изоляции. Когда решался вопрос об избрании царя, он выступал за русских по крови претендентов на престол (таковыми являлись В. В. Голицын и М. Ф. Романов). Однако правительство вопреки воле первосвятителя утвердило кандидатуру польского королевича Владислава, сына Сигизмунда (Жигимонта) III Вазы. Гермоген выступил с требованием, чтобы перед венчанием на царство Московское Владислав принял православное крещение. Кроме того, русский Патриарх добился заключения договорного обещания охраны Православия, с текстом которого было направлено к польскому королю российское посольство. Также он отправлял сопроводительные грамоты королевичу Владиславу и его отцу, в которых писал о «вероисповедальном ограничении». А после того, как в ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в русскую столицу польские войска, Гермоген открыто выступил против решения «семибоярщины». Также он являлся непримиримым противником принесения присяги королю Речи Посполитой Сигизмунду (Жигимонту) III [5].

А к концу ноября 1610 г. действия Гермогена стали ещё более решительными. Московский боярин М. Г. Салтыков в то время осмеливался угрожать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он, а также Ф. И. Мстиславский, пытались убедить первосвятителя в необходимости целовать крест польскому королю. Однако Гермоген категорически отказался подписывать новый текст договорной грамоты, которая направлялась русскому посольству, находящемуся на тот момент под Смоленском [6]. Таким образом, Патриарх вступил в открытую борьбу против польского короля Сигизмунда (Жигимонта) III.

На протяжении определённого времени Гермоген был единственным в Москве политиком, который призывал народ бороться против иноземных оккупантов. Начало его патриотической деятельности ознаменовалось созывом москвичей в Успенский собор Московского Кремля. Патриарх запретил им присягать Сигизмунду (Жи-гимонту) III. А после смерти «Тушинского вора» (Лжедмитрия II), произошедшей 11 декабря 1610 г., Гермоген выступил с призывом к открытому восстанию против интервентов, а также с агитационными национально-патриотическими «грамотами»

Серия «Социально-гуманитарные науки». 5/2017

[2]. Первые из них, к сожалению, не сохранились, однако известно, что появились они примерно 25 декабря 1610 г. Следующие были написаны уже в 1611 г. (датированы 8 и 9 января). Эти воззвания адресовались уже не населению столицы Российского государства, а людям, жившим в то время в Нижнем Новгороде и в Суздале (по некоторым мнениям, во Владимире) [2].

Можно считать, что таким образом Патриарх Московский и всея Руси был поставлен во главу патриотического движения в эпоху Смутного времени. Сам он отрицал то, что является инициатором вооружённого сопротивления интервентам, но ведь многие люди (в частности Прокопий Ляпунов, другие русские ополченцы), боровшиеся против захватчиков, действовали по благословению Гермогена.

Вскоре первосвятитель стал огромной опасностью для польско-литовских интервентов. Его высказывания и речи поднимали у народа национально-патриотический дух — русские люди могли стать Гермогену настоящей поддержкой и опорой. В связи с этим 16 января 1611 г. на разграбленном патриаршем дворе поляки «дерзнули... приставить воинскую стражу к непреклонному иерарху; не пускали к нему ни мирян, ни духовенства; обходились с ним то жестоко и бесчинно, то с уважением, опасаясь народа» [8, 493]. А когда Первое земское ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова 11 февраля 1611 г. успешно разбило один из многочисленных польских отрядов, боярин М. Г. Салтыков решил потребовать Патриарха своим авторитетным словом остановить продвижение к Москве народных войск освободителей, на что получил категорический отказ.

После подхода к столице Российского государства отрядов Первого народного ополчения (3 марта 1611 г.), а также следом за вспыхнувшим 19 марта 1611 г. восстанием москвичей интервенты низложили Патриарха Московского и всея Руси Гер-могена — и заключили его в темницу Чудова монастыря. Главный священнослужитель России был ограничен в пище и питье. Пускали к нему только людей, всячески пытавшихся склонить первосвятителя на польскую сторону [3]. Однако даже в таком тяжёлом положении потомственный казак смог собрать все свои последние силы, чтобы написать последнее воззвание к нижегородцам 30 августа 1611 г. [1]. Умер Патриарх, вероятно, от голода, находясь в тюремном заточении.

Первоначально похоронили Гермогена в Чудовом монастыре, а в 1652 г. состоялось перезахоронение тела Патриарха в Успенском соборе Московского Кремля. 12 мая 1913 г. великий русский святитель был прославлен Русской Православной Церковью как священномученик [3].

В завершение стоит отметить, что деятельность Гермогена была довольно многогранной: он был и активным церковным деятелем, и блестящим писателем, а также издателем. Как казанский и астраханский митрополит и Патриарх Московский и всея Руси Гермоген, кроме строительства церквей, монастырей, проведения миссионерской деятельности, вел активную борьбу против влияния римско-католической церкви на Православие, способствовал восстановлению древних церковных служб. В составленных русским первосвятителем грамотах ярко и чётко изображено богатство русского языка, его красота и величие. И ни в коем случае не стоит забывать о его патриотической деятельности. Патриарх относился к тем людям, которые искусно сражались против врагов непобедимым оружием — словом. Несомненно, его роль в истории Смутного времени является, на наш взгляд, одной из самых важных и главных.

Литература

1. Дробленкова Н. Ф. Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1993.

2. Едлинский М. Подвижники, борцы и страдальцы за Веру Православную и Землю Свято-Русскую. Киев, 2008.

3. Жития русских святых: 1000 лет русской святости. Сост. мон. Таисия (Карцева Т. Ю.). М., 2010.

4. Из грамот патриарха Гермогена // Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина М., 2008. С. 140-141.

5. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990.

6. Скрынников Р. Г. Смутное время. Крушение царства. М., 2007.

7. Тальберг Н. Д. История Русской Церкви. М., 2008.

8. Толстой М. В. История Русской Церкви. Сортавала, 1991.

Об авторах

Петрович Игорь Константинович — ассистент кафедры истории России, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь. E-mail: igor-petrovich-1995@mail.ru

Блашков Юрий Андреевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь. E-mail: hist@bsu.by

I. Petrovich, Y Blashkov

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE «TIME OF TROUBLES»: PATRIARCH HERMOGENESS LIFE AND DEEDS

The aim of the article is to analyze the role of Patriarch Hermogenes in Russian history of the beginning of the 17th century. Being a metropolitan, he fruitfully worked in Kazan. He was one of Boris Godunov's election participants. Не refused to recognize Marina Mniszech as the queen. Hermogenes supported tsar Vasily's politics in general and staunchly opposed Poles plans to put Wladyslaw IV on the Russian throne. During a certain period he was the only politician in Moscow who called for resistance against the usurpers. In fact it was Hermogenes who inspired the well-known uprising that put an end to the Time of Troubles.

Key words: Church History, Time of Troubles (Smuta), Patriarchate, Hermogenes, impostors, False Dmitri (Lzhedmitrii).

About the authors

Igor Petrovich — assistant lecturer at Russian History Chair, Belorussian State University, Republic of Belarus.

E-mail: igor-petrovich-1995@mail.ru

Yury Blashkov — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at Russian History Chair, Belorussian State University, Republic of Belarus. E-mail: hist@bsu.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.