Научная статья на тему 'Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в Великую победу'

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в Великую победу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
512
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православный пастырь / митрополит Сергий (Страгородский) / митрополит Алексий (Симанский) / митрополит Сергий (Воскресенский) / митрополит Николай (Ярушевич) / война / Отечество / оккупация / сопротивление / единение / победа над фашизмом / Orthodox shepherd / Metropolitan Sergius (Stragorodsky) / Metropolitan Alexiy (Simansky) / Metropolitan Sergius (Resurrection) / Metropolitan Nikolay (Yarushevich) / war / Fatherland / an occupation / resistance / unity / victory over fascism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полетаева Татьяна Александровна

В статье делается обзор изменений церковно-государственных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., кратко рассказывается о патриотической деятельности православных иерархов и пастырей в тылу и на оккупированных территориях, о международной миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Показывается, как в годы войны Церковь, несмотря на свое униженное состояние, встала на защиту чести и независимости Отечества и внесла большой вклад в Великую Победу, способствовав разгрому германского фашизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War and its contribution to the Great Victory

It is given a review of changes in church-state relations during the Great Patriotic War of 1941-1945; patriotic activities of Orthodox hierarchs and pastors is briefly described in the rear and in occupied territories, as well as international peacemaking activities of the Russian Orthodox Church during the war. It is shown that, during the war years, the Church, despite its humiliated status, defended the honor and independence of the Fatherland and made a great contribution to the Great Victory, having promoted the defeat of German fascism.

Текст научной работы на тему «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в Великую победу»

УДК 27-75

Полетаева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород, bpds_umo@mail.ru

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и ее вклад в Великую победу 1

Аннотация. В статье делается обзор изменений церковно-государственных отношений в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг., кратко рассказывается о патриотической деятельности православных иерархов и пастырей в тылу и на оккупированных территориях, о международной миротворческой деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Показывается, как в годы войны Церковь, несмотря на свое униженное состояние, встала на защиту чести и независимости Отечества и внесла большой вклад в Великую Победу, способствовав разгрому германского фашизма.

Ключевые слова: православный пастырь; митрополит Сергий (Страгородский); митрополит Алексий (Симанский); митрополит Сергий (Воскресенский); митрополит Николай (Ярушевич); война; Отечество; оккупация; сопротивление; единение; победа над фашизмом.

Прим. Текст представлен как презентация материалов 3-го издания авторского учебного пособия. Полетаева Т.А. Православная культура: история и традиции: учебное пособие / 3-е изд., доп. и перераб. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. Книга 1. -292 с.; Книга 2. - 360 с. ; ил. - Книга 2. - С.200-206.

Poletaeva Tatiana A., PhD,

head of educational and methodical department, assistant professor of the department of social and

humanitarian disciplines of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod, bpds_umo@mail.ru

The Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War and its contribution to the Great Victory

Abstract. It is given a review of changes in church-state relations during the Great Patriotic War of 1941-1945; patriotic activities of Orthodox hierarchs and pastors is briefly described in the rear and in occupied territories, as well as international peacemaking activities of the Russian Orthodox Church during the war. It is shown that, during the war years, the Church, despite its humiliated status, defended the honor and independence of the Fatherland and made a great contribution to the Great Victory, having promoted the defeat of German fascism.

Key words: Orthodox shepherd; Metropolitan Sergius (Stragorodsky); Metropolitan Alexiy (Simansky); Metropolitan Sergius (Resurrection); Metropolitan Nikolay (Yarushevich); war; Fatherland; an occupation; resistance; unity; victory over fascism.

В многочисленных трудах по истории Великой Отечественной войны, изданных до 90-х гг. XX в., вклад Церкви в победу целенаправленно замалчивался, а между тем Русская Православная Церковь, начиная с первого дня войны, несмотря на свое униженное состояние, и словом, и делом оказывала поддержку всем усилиям советского правительства по отражению агрессора, потому что борьба шла не за коммунизм, а за Отечество.

Изменение церковно-государственных отношений в годы войны.

Великая Отечественная война принесла серьезные изменения в отношения Церкви с государством. Когда 22 июня 1941 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз, предстоятель Русской Православной Церкви патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) опубликовал послание ко всем православным христианам страны, в котором призвал к исполнению священного долга перед Родиной: "Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь

Христову: "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Церковь Христова благословляет православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу" [5]. Это послание было собственноручно отпечатано митрополитом Сергием на печатной машинке. Уже вечером 22 июня 1941 года его читали в уцелевших приходах.

В июле 1941 г. на своей даче в Кунцево И. Сталин принял митрополита Сергия и выразил одобрение его деятельности. Прекратилась антирелигиозная пропаганда. Впрочем, первые два года войны репрессии против духовенства и верующих продолжались: на 1941-1942 гг. приходится 2800 казней. Первый после Октябрьской революции знак официального государственного благоволения к гонимой Церкви был явлен на Пасху 1942 г. На рассвете 5 апреля по радио передали распоряжение коменданта Москвы: разрешается беспрепятственное движение по городу на всю Пасхальную ночь "согласно традиции". Это произвело огромное впечатление на москвичей: к заутрене пошли даже те, кто не хотел [7, с. 403].

В конце 1942 года в газете "Правда" была опубликована новогодняя телеграмма митрополита Сергия (Страгородского) И.Сталину, в которой митрополит объявлял вождю о начале сбора пожертвований верующих на постройку колоны танков имени Дмитрия Донского, а также просил открыть в Госбанке специальный счет. "Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый!" - были последние слова телеграммы. Ответ вождя был напечатан в том же номере "Правды": "Ульяновск. Патриаршему Местоблюстителю Сергию, Митрополиту Московскому. Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано. Сталин". Из собранных Церковью средств 8 млн. рублей было потрачено на танковую колонну имени Дмитрия Донского из 40 танков Т-34. В целом за годы войны в приходах на нужды фронта было собрано более 300 млн. рублей [7, с. 404].

Митрополит Сергий (Страгородский) написал свыше двадцати воззваний за первые два года войны. В них он обращался с посланиями к верующим, оказавшимся на оккупированных территориях, напоминая им, что они являются русскими людьми, и призывал их помогать партизанам.

4 сентября 1943 г. произошла знаменательная встреча И. Сталина с тремя оставшимися на свободе митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). На этой

встрече Сталин дал согласие на созыв Поместного собора и избрание патриарха, на открытие новых церквей и духовных учебных заведений.

Буквально через несколько дней, 8 сентября 1943 г., состоялся собор из 19 архиереев, причем часть из них были доставлены прямо из лагерей. На соборе был избран патриарх Сергий (Страгородский) и утвержден Священный Синод Русской Православной Церкви. В сентябре 1943 г. возобновилось издание "Журнала Московской Патриархии".

Впрочем, как пишет историк О.Ю. Васильева, Сталин создал видимость благополучия в государственно-церковных отношениях: решение всех ключевых проблем государственной политики по отношению к Церкви он оставил за собой. Церковь была поставлена под жесткий контроль образованного 8 октября 1943 г. Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством полковника госбезопасности Г.Г. Карпова [2].

В мае 1944 г. согласно завещанию почившего патриарха Сергия (Старгородского) Ленинградский и Новгородский митрополит Алексий (Симанский) стал патриаршим местоблюстителем, а с 4 февраля 1945 года -Патриархом Московским и всея Руси, возглавлявшим Русскую Православную Церковь вплоть до 1970 г. До вступления на патриарший престол Митрополит Алексий оставался в осажденном городе и разделял тяжелую участь со своей паствой, испытав все бедствия, выпавшие на долю ленинградцев. Он проявлял героическую бодрость духа и огромное самообладание: постоянно совершал литургии и молебны; проповедовал, утешал верующих, обращался к ним с патриотическими посланиями.

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь внесла значительный вклад в победу над врагом. Начав с посланий пастырям и верующим, с проповедей, призывавших всех к защите Отечества и победам на трудовом фронте, с осуждением тех служителей культа, кто осознанно перешел на сторону врага, Церковь установила ежедневные моления, особые молитвы и молебны о даровании победы, проводила общецерковный сбор пожертвований, оказывала помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших, участвовала в организации госпиталей и их финансировании. Духовенство и верующие участвовали в боевых операциях действующей армии и партизанских отрядов, помогали партизанам. Церковный клир проводил разъяснительную и воспитательную работу среди верующих, утешал людей, стремился добиться единства, воспитать мужество и патриотизм.

Патриотическая деятельность православных пастырей на оккупированных территориях. В Великую Отечественную войну 19411945 гг. Третий рейх, провозгласивший расизм своей официальной идеологией, стремился к истреблению и порабощению народов. Политика нацистов в отношении религии и Церкви была двойственна и противоречива. С одной стороны, на оккупированных территориях провозглашалась религиозная свобода, открывались храмы, а, с другой

стороны, поощрялся церковный раскол во избежание возможной консолидации населения вокруг Церкви. Немецкими властями выполнялся указ Гитлера: "Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту... Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении одной и каждой формы разъединения и раскола"[1]. Подобное было сказано в приказе гитлеровского командования "Отношение к церковному вопросу в занятых областях Советского Союза" от 16 августа 1941 г.: "О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особо следует следить за тем, чтобы не состоялось, прежде всего, никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно. Равным образом не нужно препятствовать развитию сектантства на советско-русском пространстве" [8].

Таким образом, нацисты преследовали одну стратегическую цель: не дать объединиться населению оккупированных областей, при этом тактика по отношению к церковным организациям на захваченных территориях была разная. Так, в Белоруссии нацисты настаивали на создании автокефальной церкви, но потерпели неудачу. На Украине немцы, боясь усиления националистов Галиции, допустили создание двух параллельных церковных иерархий: автокефальной и автономной.

Однако расчеты немецкого командования не оправдались, православные храмы на оккупированных фашистами территориях становились центрами сопротивления, способствовали возрождению русского национального самосознания, поддерживая деятельность Московской Патриархии в противостоянии врагу. За три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных средств на занятой германскими войсками территории СССР открылось около 9400 храмов (40% от числа дореволюционных храмов), было воссоздано почти 60 монастырей - 45 на Украине, 6 в Белоруссии и 6-7 в РСФСР [8].

В Прибалтике успешно противостоял тактике разъединения церковно-административных единиц, которую преследовали гитлеровцы, митрополит Сергий (Воскресенский), экзарх Прибалтики в 1941-1944 гг. Он не только удержал в целостности весь Экзархат, не позволив его разделить на несколько мнимо независимых церквей-епархий, но и смог противостоять местным националистическим тенденциям, которые могли привести к внутрицерковному расколу. Ему удалось отстоять церковное единство не только в пределах территории Экзархата, но единство с Московской Патриархией. Человек сильной воли, необычайно гибкого и смелого ума и мужества, митрополит Сергий героически и жертвенно исполнял свой долг пастыря и главы Экзархата, взяв на себя также попечение об оккупированной части Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, где благодаря ему было открыто свыше 200 храмов. Почти три года митрополиту Сергию

удавалось отстаивать интересы своей паствы перед оккупационными властями. В Москве он был заочно предан суду, "как перешедший на сторону фашизма". Но в реальности митрополит Сергий служил Церкви и Отечеству. В храмах возглавляемого митрополитом Сергием Экзархата, во все время оккупации возносились молитвы о родной Церкви, молились о спасении Отечества и трудились для его спасения. 9 апреля 1944 г. на пустынном участке шоссе Вильнюс - Рига машина Патриаршего Экзарха Прибалтики митрополита Сергия была расстреляна немецкими автоматчиками. В истории Отечественной Войны имя митрополита Сергия (Воскресенского) стоит рядом с героями, отдавшими свою жизнь за Родину, за ее Победу [3].

Избрание Патриарха и расширение юрисдикции Руусской Православной Церкви в годы войны активизировало международную деятельность Церкви. Не только сам предстоятель Русской Православной Церкви митрополит Сергий (Страгородский), но и другие ее архипастыри -(митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич), митрополит Ленинградский, впоследствии патриарх Алексий (Симанский) - выступали во время войны с пламенными проповедями и обращениями к своему народу, к народам оккупированных нацистами стран, направляя за рубеж послания, в которых проповедовали идеи объединения народов в борьбе за независимость против фашистских агрессоров.

Так, в ноябре 1942 года митрополиты Сергий (Страгородский) и Николай (Ярушевич) обратились к солдатам румынской армии с призывом не проливать братскую кровь единоверного русского народа. В декабре того же года они выпустили обращение к служителям Румынской Церкви и пастве со словом убеждения в необходимости отречься от подневольного союза с Гитлером. К празднику Пасхи 1943 г. митрополит Сергий Страгородский) издал обращение ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, "к православным народам, пребывающим в плену фашистских захватчиков", убеждая их "всеми силами и средствами уклоняться от немецкой работы" или "поставить свою работу так, чтобы немцу было больше вреда, чем пользы" [6] .

9 мая 1943 г. на всеславянском митинге, проходившем в Москве, митрополит Николай (Ярушевич) призвал к единению славян для борьбы с общим врагом.

22 июня 1943 г., в день двухлетия войны, митрополит Сергий (Страгородский) призывал благословение Русской Православной Церкви на славянские народы в особом обращении к братьям-славянам: "Пусть не будет ни одного среди нас, кто бы не содействовал всеми своими силами и возможностями победному разгрому нашего общего ненавистного врага: и на полях брани, и в тылу, и мощными ударами народных мстителей -партизан" [там же].

Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. занял особое место в истории Отечества и его Вооруженных Сил, в истории Русской

Православной Церкви. В эти годы Церковь встала на защиту чести и независимости нашего Отечества, способствовала разгрому германского фашизма и освобождению народов многих стран от фашистского порабощения.

Хорошо известно, что День Победы 9 мая 1945 года пришелся на перенесенный (из-за Пасхи) день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Интерпретируя духовный смысл главного мирового события, состоявшегося в этот день, академик РАЕН и профессор, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов), писал: "От фашистской Германии Акт о безоговорочной капитуляции подписал адмирал Денниц и это тоже знаменательно: святой Георгий победил Денницу" [4].

Библиография

1. Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение - № 16.

- 1981 г. (IV).

2. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.: Дис. на соиск. ученой степени док. ист. наук: 07.00.02. - М., 1998.

3. Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955): Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг. - М., 1999.

4. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Вклад Русской Православной церкви в Победу в Великой Отечественной войне https://valaam.ru/publishing/26905/(дата обращения: 20.09.2017) (дата обращения: 20.09.2019).

5. Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Послание патриаршего местолюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к пастырям и верующим 22 июня 1941 г. https://pravoslavie.ru/35145.html (дата обращения: 20.09.2017).

6. Тихонов В. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны http://www.ihtus.ru/51.shtml (дата обращения: 2.12.2017).

7. Филиппов Б.А. Очерки по истории России ХХ века.

- М., 2009.

8. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935 - 1945 годов. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.