Научная статья на тему 'Русская Православная Церковь и Гражданская война: общественно-политические и религиозные процессы в 1918 – 1919 гг.'

Русская Православная Церковь и Гражданская война: общественно-политические и религиозные процессы в 1918 – 1919 гг. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гражданская война / Русская Православная Церковь / Октябрьская революция / «белое» движение / «красное» движение / Красная армия / Белая армия / Епископ Аксайский Гермоген (Максимов) / архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский) / Civil War / Russian Orthodox Church / October Revolution / "white" movement / "red" movement / Red Army / White Army / Bishop of Aksai Hermogenes (Maximov) / Archbishop of the Caucasus and Stavropol Agafodor (Preobrazhensky)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вивчар Василий Михайлович

В разгар Гражданской войны в России отношения между Русской Православной Церковью и различными политическими группами того времени стали важнейшим аспектом социально-политической и религиозной динамики государства. В данной статье исследуются сложные взаимодействия между Церковью и политическими силами в 1918-1919 гг. Опираясь на исторические материалы, она проливает свет на то, как Церковь взаимодействовала с «Красным движением», а также регионально присоединилась к «Белому», особенно при таких лидерах, как генералы А.И. Деникин и П.Н. Врангель. В статье рассматриваются усилия церковных администраций по установлению контроля над религиозными делами и проблемы, с которыми они столкнулись, включая финансовые трудности и напряженность в отношениях с региональными правительствами, примером которых являются напряженные отношения на Кубани. Данная статья подчеркивает сложное взаимодействие между религией, политикой и социальными потрясениями в этот неспокойный период российской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Вивчар Василий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Orthodox Church and the Civil War: Socio-Political and religious processes in 1918-1919

At the height of the Russian Civil War, relations between the Russian Orthodox Church and various political groups of that time became an important aspect of the socio-political and religious dynamics of the state. This article examines the complex interactions between the Church and political forces in 1918-1919. Based on historical materials, it sheds light on how the Church interacted with the "Red Movement", as well as regionally joined the "White", especially under such leaders as Generals A.I. Denikin and P.N. Wrangel. The article examines the efforts of church administrations to establish control over religious affairs and the problems they faced, including financial difficulties and tensions with regional governments, an example of which is the tense relations in the Kuban. This article highlights the complex interaction between religion, politics, and social upheavals during this turbulent period of Russian history.

Текст научной работы на тему «Русская Православная Церковь и Гражданская война: общественно-политические и религиозные процессы в 1918 – 1919 гг.»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 75-84

УДК 271.2-9:930(47+57) "1918/1919"

Вивчар В. М. (протоиерей Василий Вивчар)

Русская Православная Церковь и Гражданская война: общественно-политические и религиозные процессы

в 1918 - 1919 гг.

Аннотация. В разгар Гражданской войны в России отношения между Русской Православной Церковью и различными политическими группами того времени стали важнейшим аспектом социально-политической и религиозной динамики государства. В данной статье исследуются сложные взаимодействия между Церковью и политическими силами в 1918-1919 гг. Опираясь на исторические материалы, она проливает свет на то, как Церковь взаимодействовала с «Красным движением», а также регионально присоединилась к «Белому», особенно при таких лидерах, как генералы А.И. Деникин и П.Н. Врангель. В статье рассматриваются усилия церковных администраций по установлению контроля над религиозными делами и проблемы, с которыми они столкнулись, включая финансовые трудности и напряженность в отношениях с региональными правительствами, примером которых являются напряженные отношения на Кубани. Данная статья подчеркивает сложное взаимодействие между религией, политикой и социальными потрясениями в этот неспокойный период российской истории.

Ключевые слова: Гражданская война, Русская Православная Церковь, Октябрьская революция, «белое» движение, «красное» движение, Красная армия, Белая армия, Епископ Аксайский Гермоген (Максимов), архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский)

Гражданская война 1917-1922 годов в России является мрачным периодом в истории русской нации, раздираемой на части противоречивыми идеологиями и амбициями. Это была эпоха, характеризовавшаяся кровопролитием, когда так называемые «белые» и «красные» столкнулись в жестокой борьбе за господство, и каждый был убежден в своей правоте. Большевики вышли победителями, положив начало эре СССР, но цена была огромной. Многочисленные факторы разжигали пламя конфликта: глобальные политические сдвиги, последовавшие за Февральской революцией, ослабили структуры власти Временного Правительства, иностранные вмешательства и сепаратистские движения стран Украины, Прибалтики, Беларуси и т.д., еще больше дестабилизировали ситуацию, равно как и социально-экономические противоречия и наследие предыдущих революций1.

Сама война развивалась через различные фазы, от локальных стычек до общенациональной борьбы, при этом вмешательство иностранных держав

1 Имеется ввиду Первая Русская революция 1905-1907 гг. и Февральская революция 1917 г.

75

усложняло ситуацию. Белое движение, включавшее бывших царских генералов, представителей аристократии, богатых крестьян и духовенства, стремилось восстановить монархию, созвать Народное собрание; предоставить населению страны всеобщее избирательное право; решить аграрный вопрос и сохранить

Л

единую Россию . Напротив, «красные», возглавляемые большевиками,

-5

выступали за пролетарскую диктатуру и радикальные социальные реформы .

Помимо бинарного повествования о «красных» и «белых», конфликт охватывал множество действующих лиц, включая загадочных "зеленых" и лоялистов-монархистов. Это была сложная картина конкурирующих представлений о будущем России, где идеалы сталкивались среди хаоса войны4.

В конечном счете, Гражданская война в России оставила неизгладимый след в истории страны, определив ее траекторию на десятилетия вперед. Это было горнило насилия и потрясений, когда судьба нации висела на волоске, и отголоски которых звучат в истории по сей день5.

Необходимо упомянуть о том, что лидеры Белого движения, состоявшие из опытных военных деятелей, таких как А.И. Деникин, А.М. Каледин и П.Н. Врангель, были искусны в ведении войны, но по мере развития конфликта сталкивались с трудностями. Их первоначальная известность уступила место менее влиятельным фигурам в последние годы гражданской войны, что потенциально повлияло на судьбу движения6.

Напротив, Красное движение, возглавляемое известными фигурами, включая В.И. Ленина и Ф.Э. Дзержинского, набирало своих командиров в основном из опытных военных, которые доказали свою доблесть в

7

практическом руководстве .

На протяжении всей войны Русская Православная Церковь придерживалась позиции политического нейтралитета, воздерживаясь от принятия чьей-либо стороны, несмотря на раскол среди ее последователей. Этот нейтралитет, однако, не смог защитить духовенство от преследований со стороны большевиков, которые рассматривали любую попытку отстаивания их прав как контрреволюционную. Дилемма духовенства была глубокой; разрываясь между заботой о верующих с обеих сторон, было предпочтено воздержаться от прямого участия в политической борьбе. Даже когда на Православную Церковь оказывалось давление с целью поддержки белого движения, она оставалась непоколебимой в своем нейтралитете, подчеркивая

о

необходимость покаяния и прекращения кровопролития .

2 Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 43

3 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

4 Петров С. Н. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917-1918 гг. в современной историографии // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 31-43.

5 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 1996. С. 43

6 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

7 Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 51

8 Там же, С. 53

Отказ Патриарха Тихона благословить Белую армию, несмотря на просьбы таких выдающихся деятелей, как князь Н.С. Трубецкой, подчеркнул приверженность Церкви политической беспристрастности. Эта позиция была основана на вере в аполитичный характер роли духовенства, и это мнение разделяли другие влиятельные иерархи Православной Церкви. Однако большевики рассматривали нейтралитет Церкви как угрозу, видя в ней оплот традиционных ценностей и потенциальную точку сплочения оппозиции. Их атеистическая идеология привела к систематической кампании против духовенства, рассматривающего любую попытку защитить свои права как акт неповиновения9.

Несмотря на провозглашение свободы совести, советское правительство придерживалось двойного подхода, разрешая религиозные обряды и одновременно ведя войну против духовенства. Это противоречие проявилось в решениях VIII съезда РКП(б), где противоречивые взгляды на роль Церкви варьировались от осторожной терпимости до прямого подавления. В конечном счете, стремление большевиков подавить религиозное влияние возобладало, затмив любое подобие религиозной свободы, провозглашенной в теории. Церковь оказалась под перекрестным огнем идеологического конфликта, ее попытки сохранять нейтралитет рассматривались как препятствие для видения большевиками безбожного общества10.

Восхождение патриарха Тихона на патриарший престол совпало с бурным периодом в истории России, отмеченным непрекращающимися войнами, иностранными вторжениями и внутренними раздорами. В своем обращении к верующим он посетовал на духовное смятение, охватившее нацию, усугубленное безжалостной кампанией большевистского режима против религии. Большевистские лидеры, особенно В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий, питали глубоко укоренившуюся враждебность к религии, рассматривая ее как инструмент угнетения, который должен быть искоренен. Ленинский манифест "Социализм и религия" выступал за полное отделение Церкви от государства, отвергая религию как форму психического порабощения. Октябрьская революция ознаменовала систематическое наступление на религиозные институты11. Были изданы указы о национализации церковных земель, признании недействительными церковных браков и разрыве связей между Церковью и государством. Представители духовенства стали объектами преследований, многим грозили аресты, пытки и казни за свои убеждения. Патриарх Тихон в ответ на зверства большевиков осудил насилие и предал анафеме виновных. Однако его открытое неповиновение привело к его собственному заключению под домашний арест, что свидетельствует о глубине нетерпимости большевиков12.

9 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 1996. С. 51

10 Там же, С. 54

11 Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 67

12 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

Духовенство, оказавшееся под перекрестным огнем идеологической войны, столкнулось с невообразимой жестокостью со стороны своих преследователей. Казни проводились с леденящей душу жестокостью, часто сопровождавшейся пытками и нанесением увечий. Церкви были осквернены,

13

иконы уничтожены, а религиозное образование запрещено .

Несмотря на ошеломляющие потери, понесенные духовенством, их непоколебимая верность своей вере и отказ отказаться от своих принципов были примером мужества перед лицом тирании. Даже когда советский контроль расширился, члены духовенства продолжали сопротивляться, заплатив высшую цену за свое неповиновение. Безжалостные преследования духовенства, особенно на территориях, находящихся под советским контролем, высветили, на что готовы были пойти большевики, чтобы искоренить религиозное инакомыслие. Верующие терпели невообразимые страдания, а священники становились мишенями за их преданность белому движению и их

14

молитвы за его успех .

Наследие мученичества, оставленное духовенством, служит свидетельством их непоколебимой преданности своим убеждениям и готовности пожертвовать всем ради защиты своей веры. Хотя их голоса были заглушены, их мужество и убежденность продолжают вдохновлять поколения твердо стоять перед лицом угнетения15.

В 1919 году Патриарх Тихон обратился с двумя пронзительными посланиями к Православным верующим, призывая к миру среди политических потрясений, опустошающих страну. Он осудил варварство ведения войны, осудив использование невинных гражданских лиц в качестве пешек и оплакивая потерю бесчисленных жизней в результате бессмысленного насилия. Несмотря на разворачивающиеся зверства, он призвал христиан сопротивляться мести и воплощать учение Христа о прощении и сострадании16.

Поскольку революция и гражданская война нанесли ущерб экономике России, голод охватил Поволжье и другие регионы, оставив миллионы голодающих без средств к существованию. Реагируя на кризис, Патриарх Тихон возглавил усилия по оказанию помощи голодающим, заручившись поддержкой международных религиозных лидеров и создав комитеты помощи. Однако подозрительность большевистского правительства и последующее прекращение этих усилий подчеркнули растущую пропасть между Церковью и

17

государством .

Изъятие правительством Церковных ценностей под видом помощи голодающим ознаменовало зловещий поворот в его кампании против религии. Несмотря на протесты Церкви, был издан указ, предписывающий конфискацию богослужебных принадлежностей, что вызвало возмущение и сопротивление

13 Там же

14 Петров С. Н. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917-1918 гг. в современной историографии... С. 31-43.

15 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

16 Там же

17 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 1996. С. 73

78

среди верующих. Жестокие репрессии против инакомыслия, кульминацией которых стали казни представителей духовенства и тюремное заключение

бесчисленного множества других лиц, выявили глубину нетерпимости

18

правительства к религиозной оппозиции .

Тем временем националистический пыл подпитывал сепаратистские движения по всей стране, еще больше нарушая и без того неспокойный политический ландшафт. Одностороннее провозглашение Грузинской Церковью автокефалии без согласия Русской Церкви обострило отношения между двумя образованиями, подчеркнув сложности религиозной автономии в более широком контексте национальной идентичности19.

Призывы патриарха Тихона к единству и приверженности Церковному учению остались без внимания, поскольку геополитическая напряженность продолжала нарастать. Несмотря на его усилия преодолеть разногласия и поддержать святость Церковной власти, раскол между Русской и Грузинской Церквями продолжался десятилетиями, символизируя глубоко укоренившиеся разногласия, вызванные революцией и национализмом. Осенью 1917 года бурные события на Украине угрожали разрушить единство Русской Православной Церкви. Назначение Радой Николая (Миколы) Николаевича Бессонова, скандального бывшего епископа, ставшего министром, усугубило напряженность внутри Церкви. Несмотря на возражения архиепископа Евлогия, Рада продолжала поддерживать Бессонова, разжигая сепаратистские настроения и достигая кульминации в организации Всеукраинского Церковного

собора20.

Патриарх Тихон, встревоженный разворачивающимся кризисом, направил митрополита Киевского Владимира для подавления беспорядков. Несмотря на сопротивление сепаратистов, митрополит Владимир стойко защищал единство Церкви, заручившись поддержкой приходских собраний и инициировав подготовку к Всеукраинскому Церковному собору.

Однако работа Собора была омрачена политическими разногласиями, а нависшая угроза наступления Красной Армии усилила напряженность. Несмотря на попытки сепаратистов настаивать на автокефалии, большинство отклонило это предложение, и Собор закрылся, не приняв никаких резолюций. Трагедия произошла с приходом Красной Армии в Киев, когда вооруженные люди сорвали церковные службы и напали на духовенство, лояльное митрополиту Владимиру. В результате жестокого акта мученичества митрополит Владимир был подвергнут пыткам и убит, его непоколебимая приверженность Церковному единству увековечена патриархом Тихоном21.

В условиях меняющегося политического ландшафта митрополит Антоний проявил себя как стойкий защитник Церковного единства, преодолев политическое давление и организовав поворот в настроениях Собора. Несмотря

18 Там же, С. 91

19 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

20 Лавринов В.В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. С. 34

21 Там же, С. 43

на трудности, Собор в конечном счете отверг автокефалию и подтвердил автономию Украинской Церкви22.

Тем не менее, борьба за единство продолжалась среди хаоса Гражданской войны, когда аресты духовенства, тюремные заключения и эмиграция еще больше усложняли управление Церковью. Несмотря на эти трудности, Церковь оставалась стойкой, приспосабливаясь к местным условиям и стремясь выполнять свою духовную миссию в условиях суматохи войны и политических потрясений23.

В бурные годы гражданской войны Русская Православная Церковь столкнулась с беспрецедентными вызовами: епископы гибли, бежали или были высланы из России. Несмотря на хаос, предпринимались усилия по сохранению организационной структуры Церкви и духовной целостности. Патриарх Тихон вместе с горсткой близких советников руководил Церковью в эти неспокойные времена. Распад Центрального Церковного совета побудил принять меры по обеспечению самоуправления епархий в отсутствие центральной власти. Серьезная угроза святости Церкви возникла в связи с осквернением святых мощей революционными властями. Несмотря на попытки Патриарха защитить эти священные артефакты, имели место многочисленные случаи осквернения, вызывающие беспокойство среди верующих24.

Среди духовенства возникли обновленческие движения, выступавшие за радикальные изменения в Церковной практике и управлении. Эти движения, часто поддерживаемые ЧК, стремились подорвать традиционное Православие и посеять раздор внутри Церкви.

В ответ на эти вызовы Патриарх Тихон издал директивы о поддержании традиционной литургической практики Церкви, подтвердив важность сохранения ее богатого наследия и духовной сущности в условиях потрясений войны и революции. Несмотря на эти испытания, Русская Православная Церковь выстояла, руководствуясь своей непоколебимой приверженностью сохранению своих священных традиций и духовной самобытности перед лицом невзгод25.

После большевистской революции донское казачество проявило себя как стойкий защитник веры и родины. Епископ Аксайский Гермоген (Максимов) произнес страстные речи, сплачивая казачьи войска против большевиков, которых он считал врагами Православной Церкви и нации. Войсковой круг донских казаков снискал расположение Церкви, епископ Гермоген (Максимов) освятил каждый их шаг к независимости. Избрание атамана А.М. Каледина было встречено торжественным молебном, символизирующим приобщение казачества к христианским ценностям26. Знаковые события, такие, как принесение в Войско Донское почитаемой иконы святых Гурия, Варсонофия и

22 Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 106

23 Голос Церкви // Русская армия. - 1919. - № 105, 21 мая. - С. 2.

24 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

25 Петров С. Н. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917-1918 гг. в современной историографии. С. 31-43.

26 Донские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1917. № 19. С. 1-19

Германа, укрепили духовную связь между казачеством и Церковью. Донской епархиальный съезд выразил непоколебимую поддержку военному правительству, провозгласив Донскую армию маяком надежды на спасение

27

России .

Однако возникла напряженность из-за оккупации Теологической семинарии военным штабом, что привело к переговорам между Церковью и

военным руководством. Директивный подход атамана П.Н. Краснова к Церкви

28

контрастировал с более коллаборативной позицией А. М. Каледина .

При последующем руководстве, таком, как атаман А.П. Богаевский, были приняты законодательные меры для финансовой поддержки Православного духовенства и восстановления оскверненных храмов. Церковь с жаром праздновала освобождение Дона от большевистского контроля, провозглашая это новым рассветом свободы и веры. Добровольческая армия, особо почитаемая архиепископом Кавказским и Ставропольским Агафодором (Преображенским), рассматривалась как авангард порядка и страж религиозной свободы29. Церковь благословляла Белое движение, рассматривая его как силу для восстановления законности, порядка и духовного благополучия русского народа. В эти неспокойные времена Церковь стояла рядом с донскими казаками и Добровольческой армией, предлагая духовное руководство и моральную поддержку, когда они боролись за отстаивание Православных ценностей и защиту родины от разрушительных последствий революции. Когда во время гражданской войны преследования большевиков усилились, архиепископ Агафодор (Преображенский) посетовал на беспрецедентные зверства, совершенные против Церкви и ее духовенства. Жестокость правительства и пренебрежение к человеческому достоинству погрузили Россию во тьму, побудив Церковь искать утешения в рядах Белого движения. Знаменательное событие - прибытие генерала А.И. Деникина в Ставрополь - было отпраздновано с большой помпой, символизируя связь Церкви с Добровольческой армией. Архиепископ Агафодор (Преображенский) приветствовал А.И. Деникина как доблестного лидера, а Добровольческую

-30

армию - как светоч христианских ценностей30.

Среди хаоса войны в мае 1919 года был созван Церковный собор Юго-Восточной Руси, учредивший Временную Высшую Церковную администрацию для надзора за религиозными делами в регионах, находящихся под контролем добровольческих формирований. Этот шаг укрепил единство территорий, находившихся под властью А.И. Деникина, но обострил отношения с казачьими государственными образованиями, стремившимися к автономии. В Совете вспыхнула напряженность из-за расположения резиденции Верховного, подчеркнув сложную динамику отношений между Церковью и военным

27 Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. № 4 - Минск; Харвест. 2002. С. 67

28 Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 137

29 Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. № 4 - Минск; Харвест. 2002. С. 85

30 Донские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1917. № 20. С. 1-21

руководством. Несмотря на разногласия, непоколебимая поддержка Церкви

31

А.И. Деникиным укрепила его позиции надежного союзника .

Новаторский подход А.И. Деникина к государственно-церковным отношениям, признающий автономию Церкви при создании механизмов надзора, ознаменовал отход от предыдущих режимов. Однако споры о правовом статусе Церкви продолжались, подчеркивая трудности ориентации в меняющемся политическом ландшафте. Несмотря на первоначальное сотрудничество, между «Деникинским» департаментом конфессий и ВВЦУ возникли трения, отражающие сохраняющуюся напряженность по поводу роли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

Церкви в новом порядке32. Несмотря на эти вызовы, Церковь продолжала выстраивать свои сложные отношения с государственной властью, стремясь

33

сохранить свою автономию и целостность в условиях войны33.

Во время 7-й сессии Временного высшего Церковного управления в августе 1919 года были предприняты усилия по централизации Церковной политики путем разработки положений о едином управлении конфессиями по всей России. Между тем, во Втором Крымском региональном правительстве министр С.А. Никонов предложил единовременные пособия для нуждающегося духовенства, подчеркнув финансовые трудности внутри Церкви34.

Крымское правительство признало епархиальные советы государственными учреждениями, выделив средства и подтвердив их важность на основании директив Всероссийского поместного собора. Однако прекращение деятельности Второго Крымского правительства в 1919 году оставило епархиальные советы без финансовой поддержки, что вызвало обращения с просьбой о признании и финансировании. П.Н. Врангель сменил А.И. Деникина на посту главнокомандующего, что привело к организационным изменениям в Церковном управлении. Врангель упразднил Департамент конфессий, передав Церковные дела Центральной Церкви Юга России, а

35

неправославные - гражданскому департаменту внутренних дел35.

Напряженность в отношениях между кубанским региональным правительством и Кубанской епархией обострилась, поскольку военные реквизиции лишили епархию ее зданий и ресурсов. Несмотря на протесты епархиального совета, действия правительства были восприняты как неуважительные и несправедливые, отражающие более широкую борьбу за власть в условиях хаоса войны.

31 Михайлова Т.Г. К вопросу о природе и масштабах большевистских гонений против Русской православной церкви в годы Гражданской войны // Гражданская война в России: события, мнения, оценки. - М.: Раритет, 2002. С. 91

32 Звягин С.П. Русская православная церковь и режим А.В. Колчака: к постановке вопроса / С.П. Звягин // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. - Сыктывкар, 1994.

33 Михайлова Т.Г. К вопросу о природе и масштабах большевистских гонений против Русской православной церкви в годы Гражданской войны. С. 134

34 Олихов Д.В. Создание и деятельность Временного Высшего Церковного Управления Сибири (1918-1920 гг.) // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. С. 41

35 Михайлова Т.Г. К вопросу о природе и масштабах большевистских гонений против Русской православной церкви в годы Гражданской войны. С. 164

Литература

1. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1993. - №8. С. 40-54

2. Голос Церкви // Русская армия. - 1919. - № 105, 21 мая. - С. 2.

3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. № 4 - Минск; Харвест. 2002. 280 с.

4. Донские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1917. № 1-24

5. Звягин С.П. Русская православная церковь и режим А.В. Колчака: к постановке вопроса / С.П. Звягин // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. - Сыктывкар, 1994.

6. Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. 440 с.

7. Лавринов В.В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. 308 с.

8. Михайлова Т.Г. К вопросу о природе и масштабах большевистских гонений против Русской православной церкви в годы Гражданской войны // Гражданская война в России: события, мнения, оценки. - М.: Раритет, 2002. 480 с.

9. Олихов Д.В. Создание и деятельность Временного Высшего Церковного Управления Сибири (1918-1920 гг.) // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. 229 с.

10. Петров С. Н. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917-1918 гг. в современной историографии // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 31-43.

11. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 1996. 250 с.

Vivchar V. M. (protopriest Vasily Vivchar)

The Russian Orthodox Church and the Civil War: SocioPolitical and religious processes in 1918-1919

Abstract. At the height of the Russian Civil War, relations between the Russian Orthodox Church and various political groups of that time became an important aspect of the socio-political and religious dynamics of the state. This article examines the complex interactions between the Church and political forces in 1918-1919. Based on historical materials, it sheds light on how the Church interacted with the "Red Movement", as well as regionally joined the "White", especially under such leaders as Generals A.I. Denikin and P.N. Wrangel. The article examines the efforts of church administrations to establish control over religious affairs and the problems they faced, including financial difficulties and tensions with regional governments, an example of which is the tense relations in the Kuban. This article highlights the complex interaction between religion, politics, and social upheavals during this turbulent period of Russian history.

Keywords: Civil War, Russian Orthodox Church, October Revolution, "white" movement, "red" movement, Red Army, White Army, Bishop of Aksai Hermogenes (Maximov), Archbishop of the Caucasus and Stavropol Agafodor (Preobrazhensky)

References

• Vasilyeva O.Y. The Russian Orthodox Church and the Soviet government in 1917-1927 / O.Y. Vasilyeva // Questions of history. - 1993. - No.8. pp. 40-54

• The Voice of the Church // The Russian Army. - 1919. - No. 105, May 21. - S. 2.

• Denikin A.I. Essays of the Russian troubles. Vol. No. 4 - Minsk; Harvest. 2002. 280 p.

• The Don Diocesan Gazette. The department is official. 1917. № 1-24

• Zvyagin S.P. The Russian Orthodox Church and the regime of A.V. Kolchak: to pose a question / S.P. Zvyagin // Spiritual culture: problems and development trends. Syktyvkar, 1994.

• Kashevarov A.N. The Orthodox Russian Church and the Soviet state (1917-1922). Moscow, 2005. 440 p.

• Lavrinov V.V. Essays on the history of the Renovationist split in the Urals (1922-1945). M., 2007. 308 p.

• Mikhailova T.G. On the nature and scale of the Bolshevik persecution against the Russian Orthodox Church during the Civil War // Civil War in Russia: events, opinions, assessments. -M.: Rarity, 2002. 480 p.

• Olikhov D.V. Creation and activity of the Provisional Supreme Church Administration of Siberia (1918-1920) // Diss. for the degree of Candidate of Historical Sciences. 229 p .

• Petrov S. N. The attitude of the Orthodox Russian Church to the Bolsheviks in 1917-1918 in modern historiography // Bulletin of the Moscow State University II: History. The History of the Russian Orthodox Church. 2015. Issue 3 (64). pp. 31-43.

• Regelson L. The Tragedy of the Russian Church. 1917-1945. M., 1996. 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.