УДК 76.03
РУССКАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА Е.О.Барбазанов1
Учреждение культуры «Музей военного костюма», 191036, г. Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, 8-Б.
Статья вводит в научный оборот обобщающий термин «русская патриотическая печатная графика первой четверти XIX века», под которым подразумеваются графические листы, выполненные в различных печатных техниках как профессиональными, так и народными художниками, имеющие общий патриотический настрой. Вышеупомянутый термин объединяет листы следующего содержания: русская политическая сатира и карикатура, батальная гравюра и лубок, портреты героев и участников Отечественной войны 1812 г., графические листы, связанные с победными и мемориальными торжествами, службой и военным бытом армии и флота, западноевропейская печатная графика первой четверти XIX столетия на русские темы и сюжеты. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: русская патриотическая печатная графика первой четверти XIX века; Отечественная война 1812 года; Бородинское сражение; император Александр I; Наполеон Бонапарт; русское искусство XIX века; карикатура 1812 года; батальная гравюра и лубок; западноевропейская печатная графика первой четверти XIX века на русские темы и сюжеты.
RUSSIAN PATRIOTIC PRINTED GRAPHICS OF THE FIRST QUARTER OF XIXth CENTURY E.O. Barbazanov
Cultural Institution "Museum of Military Costume", 8-B, 3rd Sovetskaya St., St. Petersburg, 191036.
The articleintroducesinto scientific use an integrating term "Russian patriotic printed graphics of the first quarter of the XIXth century", which meansgraphic sheets made in different printing techniques by both professional and people's ar t-ists with a commonpatriotic spirit. The above-mentioned term combines the sheets of the following content: Russian political satire and caricature,battle engravings and cheap popular print, portraits of heroes and participants of the Patriotic-War of 1812, graphic works related to the victorious and memorialcelebrations, military service and life of army and navy, the West Europeanprinted graphics of the first quarter of the XIXth century on Russian themes and subjects. 6 sources.
Key words: Russian patriotic printed graphics of the first quarterof XIX century; Patriotic War of 1812; the Battle of Borodino; the EmperorAlexander I; Napoleon Bonaparte; Russian art of the XIX century; caricature of 1812; battle engravings and cheap popular print; West Europeanprinted graphics of the first quarter of the XIXth century on Russian themes and subjects.
Предлагаемая статья посвящена русской патриотической печатной графике первой четверти XIX века. Под данным термином подразумеваются графические листы, выполненные в различных печатных техниках как профессиональными, так и народными художниками, созданные в вышеуказанный период, графические работы, тематически близкие по своему содержанию, созданные их авторами как живой отклик на современные им политические события русской истории, имеющие общий патриотический настрой. Это печатные листы следующего содержания:
1) русская политическая сатира и карикатура;
2) батальная гравюра и лубок;
3) портреты героев и участников Отечественной войны 1812 г.;
4) графические листы, связанные с победными и мемориальными торжествами, службой и военным бытом армии и флота;
5) западноевропейская печатная графика первой четверти XIX века на русские темы и сюжеты.
Настоящее исследование было осуществлено для дальнейшего изучения темы и обобщения имеющего-
ся материала. Его актуальность заключается в комплексном изучении русской патриотической печатной графики первой четверти XIX века как историко-художественного феномена и введении в современный научный оборот вышеупомянутого обобщающего термина, который позволит в дальнейшем при работе с существующими изобразительными источниками избежать фрагментарности и расширить круг исследуемых памятников. Интересен и механизм психологического воздействия изопропаганды на человека. Патриотическая печатная графика первой четверти XIX века и политическая изопропаганда XX века - два очень близких явления. Они одинаково взывают к гражданским и человеческим чувствам, используя совершенно определённую знаково-образную систему. Благодаря именно этой содержащейся в политической изопропаганде силе, русская печатная патриотическая графика трансформировалась с течением времени в политический агитплакат.
Начало научному изучению русской печатной графики, выполненной профессиональными художниками, и русской народной картинки было положено
1Барбазанов Егор Олегович, научный сотрудник, тел.: 89110072298.
Barbazanov Egor, Research worker, Postgraduate of St. Petersburg State University, 89110072298.
ещё в первой половине девятнадцатого столетия. Патриотическая графика первой четверти XIX в., выполненная профессиональными авторами, рассматривалась дореволюционным отечественным искусствоведением в общем русле изучения русского академического искусства. Первый же опыт научного изучения русской народной картинки принято связывать с именем русского учёного этнографа и фольклориста Ивана Михайловича Снегирёва, который является автором таких книг, как «Русские пословицы и притчи», «Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах», «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», «Лубочные картинки русского народа в московском мире». В 1822 году молодой московский ученый И.М. Снегирев стал собирать и изучать народные картинки и предложил членам Общества российской словесности свой доклад «О простонародных изображениях». У И.М. Снегирева нашлись последователи, среди которых был Д.А. Ровинский, ставший крупнейшим собирателем лубков и оставивший затем свою коллекцию в дар Румянцевскому музею в Москве. Он широко известен не только как собиратель и исследователь русской народной картинки, но и как автор нескольких специализированных словарей по русскому изобразительному искусству. Д.А. Ровинский написал статьи и книги: «Русский гравер Чемесов» (СПб., 1878), «Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения» (СПб., 1884), «Подробный словарь русских гравированных портретов» (СПб., 1886-1889), «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков» (СПб.,1895), «Народные картины лубочные» (М.,1894), «Русские народные картинки» (СПб., 1881 и СПб., 1900). Объёмной работой по истории русского искусства в целом и профессиональной печатной графики в частности стала книга скульптора и историка искусства Н.А. Ра-мазанова (1817-1867) «Материалы по истории художеств в России». Большой заслугой автора явилось многолетнее собирание материалов по истории русского искусства. Первая книга была издана в 1863 году, но вторую Рамазанов издать не успел. Позже отдельные отрывки из второй книги были напечатаны в «Книге для чтения по истории русского искусства» Н.Г. Машковцева (М.: Искусство, 1949. Вып.3). В 1864-66 гг. историк П.Н. Петров издает «Сборник материалов для истории Императорской СПб. Академии художеств за 100 лет ее существования» в 3-х томах. А.Е. Юндо-ловым был написан и издан указатель к этому сборнику (1877). Затем исследователь А.И. Сомов издал в 1872 г. «Каталог оригинальных произведений русской живописи» на примере произведений Императорской Академии художеств. В 1893-1899 появляется «Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней» (т. 1-3), написанный Н.П. Собко. Этот труд так и остался незавершенным, а картотека Н.П. Собко хранится в Отделе рукописей РНБ. Владимир Васильевич Стасов издал книгу «Искусство XIX в». Игорь Эммануилович Грабарь в 1907 г. планировал издать 12-томную «Историю русского искусства» в издательстве Кнебеля, из которой в 1910-1912 гг. вышло лишь три тома. К столетнему юбилею Отече-
ственной войны в 1911-1912 гг. издательством И.Д. Сытина был выпущен семитомный труд «Отечественная война и русское общество (1812-1912)» под редакцией А.К. Дживелегова, С.П. Мельгунова, В.И. Пи-чета, в котором имеется статья К.С. Кузьминского о русской и западноевропейской политической карикатуре того времени. В советское время появилось много различных изданий по истории русского искусства
XIX века. Выпускают свои труды М.В. Алпатов, М.М. Аленов, Д.В. Сарабьянов, В.С. Турчин, В.Я. Адарюков, В.М. Глинка, Т.В. Алексеева, Т.В. Ильина, Г.А. Прин-цева, Э.Н Ацаркина, А.Г. Раскин, В.И. Пилявский, Г.Г. Гримм и др. Возвращаясь к дореволюционной историографии исследуемого нами вопроса, кроме И.М. Снегирёва и его книги «Лубочные картинки русского народа в московском мире», изданной в Санкт-Петербурге в 1844 г., следует упомянуть и исследователя В. Золотова, написавшего «Историю России в картинках» (СПб., 1865), И. Голышева, издавшего «Лубочные старинные народные картинки. Происхождение, гравирование и распространение» (Владимир, 1870), А.Е. Бурцева и его «Описание старых и редких русских газет, журналов, летучих листков и лубочных картин» (СПб., 1901), трёхтомник В.А. Верещагина «Русская карикатура» (СПб., 1912), иллюстрированный альбом «1812 год в карикатуре», изданный издательством журнала «Будильник» к столетию Отечественной войны 1812 г. (СПб., 1912), каталог 1-ой Выставки лубков, организованной Д.Н. Виноградовым 1924 февраля 1913 года в Москве (М.,1913). О русской народной картинке пишет Александр Бенуа в своей «Истории живописи в XIX веке» (СПб., 1897). Из авторов, писавших о народной картинке в советское и постсоветское время, следует упомянуть Е. Иванова и его книгу «Русский народный лубок» (М., 1937), С.А. Клепикова «О собирании лубочных картин» (М., 1941) и «От лубка к печатной картинке» (М., 1942), книгу А.Ф. Коростиной «Русская литография XIX века» (М.,1953), Ю.М. Овсянникова и его «Русский лубок» (м., 1962), Н. Кузьмина «Русский лубок» (М., 1971), О.Д. Балдину и её «Русские народные картинки» (М., 1972), Ю.Я. Герчука «Русское типографское искусство первой трети XIX века» (М., 1982), труд Г.А. Миролю-бовой «Русская литография 1810-1830 гг. и роль Общества поощрения художников в ее развитии» (автореферат, ЛГУ, Л.: ЛГУ, 1984), исследование Е.И. Итки-ной «Русский рисованный лубок конца XVIII - начала
XX веков» (автореферат, М.: МГУ, 1985), а также работу Р.Г. Григорьева «Батальная печатная графика в России (конец XVIII - первая четверть XIX вв.)» (автореферат, СПб.: СПБГУ, 1996), Б.М. Соколова «Художественный язык русского лубка» (М., 1999), книгу Г. Островского «Русские примитивы: Из истории народной художественной культуры русского народа XVIII -начала XX вв.» (Тель-Авив) и П.Л. Дюшартр «Русские народные картинки и гравированные книжицы 16291885 гг.» (М., 2006).
Первая четверть XIX в. - знаковый период для всей русской культуры в целом, а для изобразительного искусства в особенности. К рассматриваемому периоду в России уже существовала серьёзная школа
академического рисунка, имевшая достаточное число талантливых представителей. Русское академическое искусство к этому времени вновь становится самоценным, изживая черты подражательства и копирования европейских образцов, что зачастую случалось в течение всего XVIII в. Это эпоха, когда вместе со становлением русского гражданского общества происходила переоценка приоритетов в национальной культуре и искусстве. На протяжении всего XVIII в. в просвещённой части русского общества устойчиво бытовало мнение, что многовековые традиции русской национальной культуры есть что-то низкое, примитивное, недостойное внимания образованного человека. Существовала непреодолимая грань и жёсткое деление между искусством для дворянства и искусством низов, к которым относилось всё недворянское население империи. С начала девятнадцатого века благодаря произошедшим политическим событиям наступает пора переосмысления национального прошлого. В кругах русской интеллигенции возникает широкий интерес к отечественной культуре в целом и народному искусству в частности. Именно по этой причине русская политическая карикатура, возникшая в первые годы XIX в. и исполненная признанными мастерами рисунка, такими как, например, И.И. Теребенев, А.Г. Венецианов или И.А. Иванов, так близка по своему исполнению к лубку - русской народной картинке. Вот что пишет об этом исследователь Н.И. Александрова в своей статье «Русская гравюра XVIII - начала ХХ века»: «Развитие изобразительного искусства первой трети XIX века отличается усиливающимся интересом к жизни народа. Литография с самого своего рождения была теснейшим образом связана со стремлением к демократизации искусства и развивалась как искусство неофициальное»2. Необходимо упомянуть о национальном романтизме в русском искусстве первой четверти девятнадцатого столетия, проявление которого было наиболее плодотворным в живописи и графике. Романтические черты художественного образа часто сочетаются с его классицистической основой, во многих проявлениях русский романтизм был близок сентиментализму. Главной чертой русского романтизма как общественного явления стал интерес к человеческой личности, значимой в силу своей индивидуальности и собственных, а не сословных достоинств. Т.В. Ильина в главе «Русское искусство первой половины XIX века» своей книги «История искусств. Русское и советское искусство» пишет о романтизме в России следующее: «Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г., когда в среде образованных русских людей зрело чувство протеста против существующего порядка вещей. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого Пушкина. Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия» и далее немного ниже она
2 Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII - начала ХХ века. Очерки по истории и технике гравюры: сборник статей. М., 1987. С.549-569._
пишет: «По справедливому замечанию Д.В. Сарабья-нова, русский романтизм никогда не был столь мощным художественным движением, как во Франции или Германии. В нем нет ни крайнего возбуждения, ни трагической безысходности»3. События Отечественной войны 1812 года стали глубоким потрясением для всего русского общества первой четверти XIX века не только как неприятельское нашествие и всенародное бедствие. Они всколыхнули его на всю глубину. Со времени смуты начала XVII века до Отечественной войны 1812 года широкие слои русского населения практически не соприкасались с иностранцами. Общеевропейские идеи просвещения, социальной справедливости и прав человека являлись в то время уделом просвещенного русского дворянства, практически не достигая даже купеческо-мещанской среды, уж не говоря о русском крестьянстве. Вторжение Наполеона, Бородинская битва, пожар Москвы, изгнание неприятеля и впечатления от заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. давали обширную пищу к размышлениям миллионам русских из всех социальных слоёв и групп.
Пробуждение русского гражданского и общественного сознания в первой четверти XIX века нашло своё отражение прежде всего в печатной графике - наиболее мобильном и доступном, в силу возможности тиражирования, широкой зрительской аудитории виде изобразительного искусства. Графика на патриотические сюжеты в России впервые появилась в петровское время. Она находилась под пристальным вниманием императора и его ближайшего окружения. В основном это были гравюры батального жанра, изображавшие сражения Северной войны, а также виды разнообразных торжеств и церемоний по поводу одержанных в этой войне побед, героизированные портреты императора и его сподвижников. Новая изобразительная тематика была необходима государству в пропагандистских целях, так как русское общество очень по-разному относилось как к личности самого императора, так и к его реформаторской деятельности. Петербургский исследователь Р.Г. Григорьев в своей работе, посвящённой батальной гравюре XVIII -первой четверти XIX вв., предложил схему организа-
4
ции художественного пространства печатного листа . Развивая предложенную им модель, мы считаем, что в гравюрах того времени наблюдается общая характерная черта - стремление выразить содержание произведения при помощи нескольких художественных языков (одно и то же событие в одном и том же произведении может быть изображено в виде рисунка, аллегории, описано словом и символами, при этом главное действующее лицо или лица могут быть изображены на одном листе не единожды, а несколько раз, как в разные моменты повествования, так и в виде символических предметов или фигур). Это многообра-
3 Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высшая школа,1989. С. 163, 180-181.
4 Григорьев Р.Г. Батальная печатная графика в России (ко-
нец XVШ-первая четверть XIX вв.): автореферат. СПб.: СПБГУ, 1996. С. 5-7._
зие языков связано с тем, что гравюра предназначалась не для рассматривания, как живопись или скульптура, а для прочтения, как книга, - умного прочтения, где не всё возможно выразить словом или рисунком, но где аллегорическими образами и символами расставляются необходимые акценты. Неочевидные для современного зрителя, гравюры были абсолютно понятны современникам.
Изобразительное пространство в гравюре, как правило, делится на зоны: 1) Передний план с главной сюжетной группой. 2) Задний план (перспективный вид события). 3) Зона аллегорических символов и фигур, пояснительных надписей, а также декоративного оформления. Интеграл организации художественного пространства листа имеет, как нам кажется, два исторических источника, таких как западноевропейская гравюра и древнерусская житийная иконопись. Нам хотелось бы повторить высказанную ранее мысль о том, что с начала девятнадцатого века благодаря произошедшим политическим событиям наступает пора переосмысления национального прошлого, в кругах русской интеллигенции возникает широкий интерес к отечественной культуре в целом и народному искусству в частности. Патриотические настроения, сменившие во второй половине 1800-х гг. французоманию, в русском обществе стали особенно сильны на протяжении всей Отечественной войны 1812 г. и последующего десятилетия. Идеи гражданственности, служения народу и Отечеству в то время были популярны в русской художественной среде. Во время Отечественной войны 1812 г. созданию военных картинок посвятили себя президент Академии художеств А.Н. Оленин, исторический живописец А.Е. Егоров, скульпторы Ф.П. Толстой и И.И. Теребенев, гравёр и иллюстратор И.А. Иванов5. Отличительной чертой первой четверти XIX века является наличие в России не только высокопрофессиональных графиков академической школы и талантливых народных гравёров-самоучек. В рисовании, гравировании и литографии упражнялось ещё и достаточное количество одарённых художников-любителей. Это время расцвета русских домашних альбомов. Всякий русский дворянин обязательно обучался черчению и рисованию, необходимым как в военной, так и в статской службе и полезным в светской жизни. Достаточно назвать несколько таких имён, как скульптор, медальер и гравёр, президент Императорской Академии художеств Ф.П. Толстой, адъютант М.И. Кутузова, поручик Сумского гусарского полка, участник Отечественной войны, график А.И. Дмитриев-Мамонов и основоположник русского критического реализма офицер-живописец П.А. Федотов, которые не были профессионалами, т.к. художественная деятельность не являлась для них основным ремеслом и источником средств к существованию. Мы надеемся, что наша статья поможет преодолеть инерционные процессы, существующие и по сей день в отечественном искусствознании, когда
5 История русского искусства / под ред. М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991. Т.1. С. 217.
делаются попытки поделить изобразительные источники на искусство академическое, профессиональное и искусство народное - не профессиональное, художественная ценность которого якобы достаточно сомнительна. Настоящее исследование рассматривает графические листы, выполненные профессиональными художниками, и народный лубок как единый исто-рико-художественный феномен, так как практически невозможно провести между ними разделительную черту. С одной стороны, гравюры и литографии профессиональных авторов становились лубком, подвергаясь кустарному копированию, с другой стороны, некоторые листы, выполненные известными художниками, исполнены ими зачастую достаточно небрежно (иногда намеренно, из-за подражания народной картинке, а иной раз просто из-за отсутствия времени, т.к. вся ценность этих картинок для русского общества была именно в моментальной реакции на происходящее, а авторы не считали свои произведения искусством). В батальном и мемориальном лубке, несмотря на многообразие художественных форм, для большинства картинок всё же характерна общая схема построения: акцент делался на само изображение, которое производило главное впечатление на зрителей и призвано было играть основную роль для первоначального привлечения потребителей, а в дальнейшем для разглядывания картинки. Батальным лубочным картинкам Отечественной войны 1812 года свойственно изображение динамики боя, поэтому все планы, кроме первого, могут быть размыты, что зачастую влечет за собой нарушение перспективы, авторы стремятся изобразить необъятное, что приводит к перегруженности композиции.
Для изображений в лубке характерны открытые поля: за границами изображения бой не заканчивается, и мы имеем возможность наблюдать уходящие за рамки картинки части орудий, коней, людей. Надпись часто мелкая, краткая, без пословиц и поговорок, как это принято в карикатуре, комментирующая сюжет6. Для мемориальных лубочных картинок, изображавших победные торжества, смотры, парады и т.д., также свойственны размытость композиции и четкий передний план. Но, в отличие от сцен боев, здесь нет динамики, люди на площадях застыли и благоговейно смотрят на войска - подобным «молчанием» создается ощущение величественности русской армии, ее значительности. Подобные картинки, несомненно, служили средством поднятия патриотического настроя в народе, напоминали ему о славе русской армии. Они имели большое агитационное значение.
Большими тиражами в первой четверти XIX в. печатались портреты полководцев и героев Отечественной войны 1812 года. Вот что пишет по этому поводу Д.А. Ровинский: «В продолжение всего этого времени (1812-1815) издавались во множестве лубочные портреты императора Александра, Кутузова, Платова, Витгенштейна, Багратиона, Тормасова, Милорадови-
6Бородино 1812. Иллюстрированный альбом к 175-летию Бородинского сражения / под ред. П.А. Жилина. М.: Мысль, 1987. С. 330.
ча, гр. Орлова-Денисова и других героев. В 1839 году портреты эти были соединены в одну коллекцию, в числе 10-ти, с прибавлением нерусских портретов: императора Франца, кн. Шварценберга и кн. Блюхера - и изданы в металлографии Сергейсоном. Особенною популярностью пользовались портреты Кутузова, Платова и партизана Дениса Давыдова»7. Они украшали стены крестьянских и мещанских домов и имели огромное агитационное значение, напоминая русскому человеку о великой цене победы над французами.
Западноевропейскую печатную графику первой четверти XIX века на русские темы и сюжеты можно условно разделить на три группы:
1) листы, созданные художниками неприятельской армии (А.Адам, Д.Бажетти, Х.Фабер дю Фор);
2) работы иностранных художников, живших и работавших в России (Д.Скотти, Г.Доу, Т.Райт, И.И.Жерен, Л.де Сент-Обен, Ф.Вендрамини, Сейгер-сон);
3) графика западноевропейских художников, в творчестве которых встречаются работы на русские темы и сюжеты (Д.Гирлей, Т.Роулендсон, Д.Крушанк).
Необходимо упомянуть и о педагогической деятельности иностранных художников, живших и работавших в России. Это такие иностранные мастера, как гравёр Игнатий Себастьянович Клаубер, долгие годы преподававший в гравёрном классе Академии художеств и воспитавший целую плеяду выдающихся русских гравёров, или преподаватели класса батальной живописи Александр Иванович Зауервейд и Август Осипович Дезарно, взрастившие многих талантливых русских художников-баталистов, десятилетиями передававшие свой талант, высокую культуру труда и мастерство русским ученикам. Сравнивая результаты их художественной и педагогической деятельности, сложно оценить, какой вклад более важен в сокровищницу русского искусства XIX века - созданные ими произведения искусства или их выдающиеся ученики. Хотелось бы перечислить зарубежных художников, гравёров и издателей, чьи произведения в той или иной мере были связаны с русскими темами, пер-
7 Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881. С. 277.
сонажами или сюжетами. Работавших в России: Бег-грова Карла Иоахима, Беггрова Ивана, Вендрамини Франца, Гейтмана Егора, Дау Генриха, Дезарно Августа Осиповича, Жерена Ивана Ивановича, Зауервейда Александра Ивановича, Карделли Сальватора, Киля Льва Ивановича, Клаубера Игнатия Себастьяновича, Орловского Александра Осиповича, Райта Томаса, Саундерса Жоржа, де Сент-Обена Луи, Д. Скотти, В. Доле и П. Пети. Участников похода в Россию в составе Великой армии Наполеона: А. Адама, Д. Бажетти, Х. Фабер дю Фора. Английских карикатуристов: Д. Гилрея, Т. Роулендсона и Д. Крукшанка и издателя Сергейсона. Французских литографов: Мотта, Лакруа, Марен-Лавиня, Куше-сына и Ревилля. Немецких карикатуристов: Шадова, Д. Ходовецкого и И. Фольца.
В заключение исследования можно сделать следующие общие выводы:
1) Патриотическая печатная графика рассматриваемого периода - это продукт своеобразного синтеза древнерусской народной художественной традиции, классицистической школы русского академического рисунка конца восемнадцатого столетия, западноевропейских романтических тенденций рубежа веков и национально-демократических настроений в среде русской творческой интеллигенции. Хотя в ней и сочетаются органично новые черты с архаичными, но как всякий синтетический объект, она внутренне очень неоднородна качественно, композиционно, сюжетно, стилистически и т.д. Русская патриотическая печатная графика первой четверти XIX в. - значимое явление, оказавшее серьёзное влияние на развитие всего русского искусства в целом, во многом предопределившее впоследствии направления развития таких отраслей русской и советской художественной культуры конца XIX - первой половины XX века, как плакатная графика, книжная иллюстрация, промышленный дизайн и торговая реклама, а также декоративно-прикладное искусство.
2) Западноевропейская печатная графика первой четверти XIX в. на русские темы и сюжеты является весомым дополнением русской патриотической печатной графики этого времени. Эта группа памятников имеет не только большое художественное значение, но и огромную общеисторическую ценность.
Библиографический список
1. Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII - начала ХХ века. Очерки по истории и технике гравюры. Сборник статей. М., 1987.
2. Бородино 1812. Иллюстрированный альбом к 175-летию Бородинского сражения / под ред. П.А. Жилина. М.: Мысль, 1987.
3.Григорьев Р.Г. Батальная печатная графика в России (конец XVIII - первая четверть XIX вв.): автореферат. СПб.:
СПБГУ, 1996.
4. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высшая школа,1989.
5. История русского искусства / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991. Т.1.
6. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб., 1881.