Научная статья на тему 'Донские казаки глазами современников наполеоновских войн (на примере западноевропейской живописи)'

Донские казаки глазами современников наполеоновских войн (на примере западноевропейской живописи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ДОНСКОЙ КРАЙ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинников Александр Вячеславович

Тема донского казачества в европейском изобразительном искусстве рубежа XVIII-XIX веков рассматривается как составляющая образа русской культуры, отраженного в работах европейских художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Донские казаки глазами современников наполеоновских войн (на примере западноевропейской живописи)»

из наших продуктов произведен из стопроцентно натуральных ингредиентов - мы совсем не используем искусственных добавок.

В этом году впервые Вы можете потереть страницы и ощутить запах десяти наших самых популярных ароматов. Я думаю, Вы согласитесь с тем, что наше предложение - более двухсот натуральных ароматов - никого не оставит равнодушным и будет достойно траты денег.

Какие чудесные и роскошные подарки Вы найдете в нашем каталоге! Наслаждайтесь - он создан специально для Вашего удовольствия!

Если Вам потребуется дополнительная информация, обращайтесь, пожалуйста, ко мне, я буду рад Вам помочь.

С нетерпением жду Вашего ответа.

Искренне Ваш, Джеймс Рейли, менеджер по продажам» (пер. наш. - И. К.) [4]. Эффективность этого текста не вызывает сомнений, поскольку он написан в соответствии классическим правилам составления деловых писем: четко, ясно, в вежливой форме. В тексте не используются длинные стереотипные слова и фразы, сложные предложения. Письмо легко читается, поскольку грамотно разделено на абзацы. Вряд ли его адресат устоит перед искушением купить что-нибудь из предлагаемого каталога. Кроме информативной и контактоустанавливающей интенции, в письме заложено намерение побудить к действию, реализованное через активизацию эмоций реципиента. Речевыми средствами воздействия в данном случае выступают положительная оценка адресата (было очень любезно с Вашей стороны), эмоционально окрашенная лексика (чудесные и роскошные подарки; специально для Вашего удовольствия), побудительные конс-

трукции (наслаждайтесь нашим каталогом; обращайтесь, пожалуйста, ко мне) и др.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что успех деловой коммуникации предопределяется:

- адекватностью установок;

- пониманием своей предметной и межличностной позиции;

- знанием закономерностей различных форм общения и правил поведения в тех или иных ситуациях;

- способностью разработать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков.

Иными словами, эффективность коммуникации зависит от развитости стратегической, тактической и технической составляющих коммуникативной компетентности. Бизнес-общение успешно, если его участники достигли взаимопонимания, в том числе посредством бизнес-текста - основной единицы языковой коммуникации.

При составлении бизнес-текста принципиально важно из многочисленных вариантов, образующих семантический потенциал языка, выбрать оптимальный для реализации определенного коммуникативного намерения.

Литература

1. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988.

2. Гурьева З. И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: лингвопрагматический аспект. Краснодар, 2003.

3. Там же. С. 108.

4. Jones L., Alexander R. New International Business English. Cambridge, 1996. P. 21.

I. S. KRIVORUCHKO. PROBLEMS OF EFFECTIVENESS DEFINING OF BUSINESS COMMUNICATION

The article deals with the problems of defining of the concept effectiveness in communication, using a business-text determines the significance of strategy and tactics for effective communication, analyses the main components of successful interaction.

Key words: effectiveness, business communication, communicative competence, communicative skills, business-text.

А. в. овчинников

ДОНСКИЕ КАЗАКИ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН

(На примере западноевропейской живописи)

Тема донского казачества в европейском изобразительном искусстве рубежа XVШ-XIX веков рассматривается как составляющая образа русской культуры, отраженного в работах европейских художников.

Ключевые слова: казачество, Донской край, европейское изобразительное искусство первой четверти XIX века.

Изучение проблемы культурных взаимодейс- еще в недавнем прошлом, по утверждению А. С.

твий должно вестись на стыке наук, с привле- Панарина, они носили преимущественно истори-

чением различных подходов и взглядов. Однако ческий характер [1]. Затем междисциплинарные

исследования в этом направлении стали заметно опережать конкретно-исторические. Надо сказать, еще А. С. Хомяков настаивал на том, что для объективного суждения о сути российской цивилизации и ее взаимоотношениях с европейской нужно принять во внимание культурные особенности каждого из народов. Наши современники говорят о грядущем превращении мира в «глобальную деревню». В поиске конструктивных контактов России и Западу нужно не только понять «чужого», но и помочь ему понять «своего» [2].

Обе стороны - Европа и Россия - наложили заметный отпечаток на межкультурные взаимоотношения народов. К примеру, донские казаки во времена заграничных военных походов конца ХУШ - начала XIX столетия увековечены в австрийских легендах, стали темой для изобразительного искусства, примером военной доблести и мужества в литературе [3]. Проживая за пределами своей страны, неся службу на фронтирах, они были первыми культурными представителями России, которых встречали на своем пути наполеоновские войска и мирные жители охваченных войной территорий.

Казаки производили сильное впечатление своей необычностью; именно с этого зачастую и начинал складываться образ русской культуры у иноземца. Старинная русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Донские казаки как раз и являлись своего рода «одежкой» матушки-России во времена, когда им пришлось за границей служить охраной основного состава русской армии: зорко беречь его от вылазок наступавшего врага, а чуть позже - провожать «двунадесять языков» от ворот Москвы до Парижа. Вот почему казаков по справедливости можно назвать аванпостом - «передовым отрядом» образа русской культуры, какой она предстала глазам Запада.

Известно, какое место отвел казачеству в системе межцивилизационных взаимоотношений английский культуролог и социолог А. Дж. Тойнби: казаки были «пограничниками русского православия, противостоящими евразийским кочевникам», орудием русского ответа на вызов Великой степи [4]. Справедливо отмечено, что Тойнби не исследовал историю казачества в качестве специальной темы, а выделил только внешнеполитическую сторону - многовековую борьбу с иноземной агрессией [5].

Период наполеоновских войн справедливо считать одним из наиболее богатых для изучения, показательных по количеству изображений донских казаков, сделанных кистью различных представителей европейской живописи. Тогда донские казаки побывали в Италии, Австро-Венгрии, Польше, Пруссии, перейдя с Суворовым через Альпы (1799), приняли участие в войне с французами (1805-1807), воевали с финнами (18081809), с турками (1806-1812). Организованное ими «поголовное ополчение» на Дону позволило достичь быстрого перелома в войне, преследовало армию Наполеона до ворот Парижа [6].

К началу XIX века относятся несколько раскрашенных гравюр Х-Г. Гейслера, выставленных в Санкт-Петербургском государственном военноисторическом музее им. Суворова («Донской казак 1780-х - начала 1790-х годов» и «Офицер Донского казачьего войска 1780-х - начала 1790-х годов»).

В названный период излюбленными темами были храбрость русского казака, его готовность сражаться за Отечество, умение побеждать при любых обстоятельствах. Множество изданных в 1813 году карикатур на бегство Наполеона из России изображали казаков, которые с удальством пленяли и разбивали противника [7].

По наблюдениям В. Адарюкова, изложенным в третьем номере журнала «Русский библиофил» за 1911 год, немало появилось карикатур за границей и в послевоенный период. Казаки на них даже размерами превосходили французов, практически всегда противостояли в одиночку множеству врагов: популярность образа героев, сыгравших в Отечественной войне столь славную роль, быстро росла.

Автор «Истории русской армии» (1992) А. А. Керсновский отмечает, что казаки изображались и на многочисленных батальных гравюрах. Среди них наиболее известные «Сражение при Дрездене 15 марта 1813 года» (по оригиналу Мартине), «Сражение при Лейпциге 16, 18, 19 октября 1813 года» (гравюра К. Раля по оригиналу И. Клейна), «Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 года» (работа неизвестного художника). После дня Лейпцигской битвы (18 окт. 1813 г.) -первой победы союзников над Наполеоном - появилось множество аналогичных изображений, главным образом в Англии, где особенно льстили казакам.

Особое место среди них занимает рисованный с натуры художником А. Фрески портрет донского казака Александра Землянухина, посланного Платовым в Лондон с известием о взятии Гамбурга [8]. К тому же периоду относятся изображения наиболее известных казачьих атаманов: раскрашенная гравюра Д. Доу (портрет В. Орлова-Денисова) [9] и гравюра-портрет Г. Кука по оригиналу Гомбауера, изображающая М. Платова.

Блестящий представитель донского казачества, единственный в России старообрядец, достигший графского титула, Платов пользовался громадной популярностью именно в Англии, где его, едва умеющего писать, Оксфордский университет возвел в степень доктора. Его рисовали такие художники, как Ромбауер, Сент-Обен, Филипс, Альтинг. Знатные англичанки приглашали его крестить детей, женщины носили его портрет, в честь него был спущен в Англии корабль «Граф Платов».

Среди 85 сохранившихся гравированных портретов Платова особый интерес ученых вызывает редкая гравюра под названием «Hetmann Platov mit seinen Kosacken» («Гетман Платов со своими казаками»), переизданная с подписью на французском и итальянском языках. Сделанная Югелем по оригиналу Шэдоу, она изображает Платова на коне, во главе отряда казаков.

Популярность гетмана была столь велика, что известный английский мастер Годби гравировал пунктиром и раскрасил красками портрет его дочери в русском костюме (по рисунку Свиньина), сопроводив ее подписью: «Daughter ofthe Hetmann Platoff, The Lady with 50.000 Crowns to her Fortune, offerend as a reward for bringing in Bonaparte, dead or alive» («Дочь гетмана Платова, невеста с приданым в 50 тыс. крон, обещана в награду за голову Бонапарта, мертвого или живого»). Реакцией на эту гравюру, по сообщению В. Адарюкова, стали два карикатурных портрета: на одном девица изображена со знаменем в руке, на другом - догоняющей Наполеона.

Париж был взят 18 марта 1814 года, и первым в сопровождении одного казака в город въехал граф Нессельроде. Бульвары были покрыты разряженной толпой, писал он в своих воспоминаниях, казалось, народ собрался, чтобы погулять на празднике, а не для того, чтобы присутствовать при вступлении неприятельских войск. Среди вступивших в Париж союзных войск наибольшую сенсацию производили казаки. Их бивуак в Елисейских полях был наполнен любопытными; через несколько дней поблизости выросла целая масса кафе и балаганов, где казаки были желанными и почетными гостями. Когда они ходили по улицам, их сопровождали парижанки и парижане, выказывая немало предупредительности и любезности.

До нашего времени сохранились две весьма редкие гравюры, изображающие бивуак казаков в Париже. Автор первой, Зауервейд, изобразил бивуачную жизнь: палатки, лошадей на коновязи, группы конных и пеших казаков, а также гуляющих парижан и парижанок. Около одной палатки сидят две нарядные дамы, окруженные офицерами и штатскими людьми. Другая гравюра (работы Опица) имеет подпись: «Lager der Kosacken in den Elyseischen Feldern zu Paris im April 1814» («Лагерь казаков в елисейских полях под Парижем в апреле 1814»). В левом углу - группа казаков занимается приготовлением обеда, далее - полог палатки, в ней сидит казачий генерал с длинной трубкой в руке; около палатки офицер отдает приказание конным и пешим казакам. Среди этих повседневных военных занятий - оживленное гулянье, множество нарядно одетых жителей.

Автор этой картинки, лейпцигский профессор живописи Георг Эмануил Опиц попал в столицу Франции в 1814 году в качестве художника при герцогине Курляндской. Он наблюдал за вступлением союзных войск. Его перу принадлежат 10 оригинальных рисунков акварелью, иллюстрирующих жизнь казаков в Париже. На них изображены конные и пешие воины, окруженные завсегдатаями парижских улиц. Картинки нарисованы правдиво, без преувеличения, чрезвычайно старательно, вполне законченно - отличаются правильностью рисунка, свойственной этому талантливому художнику.

Не известен мастер, изготовивший серию из восьми курьезных гравюр на тему пребывания казаков в Париже. Напечатанные на крас-

ной бумаге в кружочках, они, как предположил Адарюков, предназначались для наклейки на коробки. Сюжеты таковы. Офицер держит за руку даму (подпись «N craignez rien madame»); дама играет на гитаре, сзади стоит казак («Будьте веселы в Париже»); барыня музицирует на лире, казак подносит ей цветы; (рисунок без подписи); две дамы в грустном настроении, казак держит одну за руки («Не бойтесь, милые»); женщина стоит на коленях, офицер держит ее за руку («Не мстители, а избавители ваши»); казак держит за руку даму («Не опасайся, милая»); преследование французов русскими казаками (подпись под изображением отсутствует); батальная сцена («Сражение при Париже 18 марта 1814 года»).

Множество карикатур на современные события вышло в то время в Лондоне. Часть из них выполнена английскими граверами Томасом Роулендсоном и Джоржем Крукшэнком (последний нередко копировал с карикатур М. И. Теребенева). На этих картинках нередко фигурируют казаки. В 1820 году в Лондоне y Р. Экермана вышло достаточно любопытное издание: «Characteristic Portraits of the various Tribes of Cossacks attached to the Allied Armies in the Campaign of 1812» («Изображения, характеризующие различные типы казаков в составе союзнических войск в кампании 1815 года») [10].

Немало карикатурных и костюмных изображений казаков выпускалось в Париже отдельными листами и целыми «сюитами», как, например, «Les alliees a Paris en 1815», издания Genty и Martinet («Armces des Souvcrains allies»), гравированная Finart серия из 13 листов, гравюры Godefroy («Officers et soldats de 1’Armie Russe») и др. В этих картинках нет ничего обидного. Французские юмористы того времени относились к своим недавним врагам с полным добродушием, что вызывает отдельный интерес и примечательно как деталь культурного взаимодействия.

Наиболее красивыми сериями казачьих костюмов принято считать гравюру Жазе (оригинал - работы А. И. Зауервейда) и 11 превосходных крашеных гравюр Луи-Филибера Дебюкура (по рисункам Берне). Исследователями отмечено, что тема казачества в войне 1812 года оставалась весьма популярной вплоть до 50-х годов XIX столетия [11].

Итак, образ донских казаков, сложившийся у европейских народов в период наполеоновских войн, влиял на западное представление о России достаточно длительный период. В казаке видели не только воина-освободителя, но и варвара-раз-рушителя, что создало довольно сложный, противоречивый эффект. Наблюдая казаков - их воинские подвиги и неприхотливый быт, иностранцы ощущали в этом культуру, которая была непонятна и притягательна. На основе этих впечатлений и достаточно тесных контактов с казаками европейский человек рисовал «русскую жизнь».

В изобразительном искусстве отражается самое незабываемое, необыкновенное, удивившее яркими впечатлениями. Экзотика одновременно ощущается как то, что чуждо, и как то, чего нет в запад-

ной культуре, чего ей не хватает. Изучение этого аспекта в изображении казаков может стать полезным дополнением к трудам, раскрывающим историю и культуру Донского края, а также внести ясность в вопросы межцивилизационного диалога.

Казаки вступали в межкультурное взаимодействие не только с противником, но и с местным населением. Однако, несмотря на имеющиеся исследования, вопрос о культурной миссии казака в Европе не выяснен целиком. К примеру, не изучено отображение религиозной принадлежности казаков в изобразительном искусстве периода наполеоновских войн.

Если казаки олицетворяли собой православное воинство, то почему атрибуты православной веры представлены в малой части (в основном - лишь хоругви на батальных картинах)? Предпринятая нами попытка осветить образ донского казачества в гравюрах и рисунках периода наполеоновских войн может послужить ступенью к более сложным культурологическим, антропологическим, политологическим изысканиям в области взаимоотношений России и Запада.

литература

1. Панарин А. С. Философия истории. М., 1999. С. 255-258.

2. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. М., 1902. С. 531.

3. Краснов П. Н. История Войска Донского. Картины былого Тихого Дона. М., 2007. С. 204, 207.

4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 140-141.

5. Маркедонов С. М. Донское казачество. Феномен межцивилизационного диалога // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 186-190.

6. Головин Н. Не числом, а уменьем. Военная система А. В. Суворова // Российский военный сборник. 2001. № 18. С. 216.

7. Сироткин В. Отечественная война 1812 года. М., 1988. С. 179, 182.

8. Казаки России. 1997. № 1. С. 51.

9. Сироткин В. Отечественная война 1812 года ... С. 215.

10. Ackermann R. Original wraps. London, 1820.

11. Сироткин В. Отечественная война 1812 года ... С. 180.

A. v. ovcHINNIKov. THE IMAGE oF THE DoN cossAcKsDuRING THE pERIoD oF NApoLEoNIc wARs

(On example of European аrts)

The theme of the Don Cossacks in European arts in XVIII-XIX centuries is considered to be a component of the image of Russian culture reflected in European artists' works.

Key words: Cossacks, Don region, European arts in the first quarter of the XIX century.

А. с. МИШАЕВА

камерно-вокальный цикл в творчестве Композиторов КАБАРДино-БАЛКАРии

Показана преемственность развития песенного жанра: переход к романсному типу и последующему формированию к середине XX века вокального цикла в современной кабардино-балкарской музыке.

Ключевые слова: композиторы Кабардино-Балкарии, песня, романс, вокальный цикл.

Вокальные опусы кабардинских и балкарских композиторов как естественный результат исторического развития национальной музыкальной культуры явились значительным достижением камерно-вокального искусства. Путь к этому начался с конца 40-х годов прошлого столетия, от такого рубежа, как формирование в республике творческого отделения Союза композиторов.

Первыми авторами профессиональных музыкальных произведений стали М. Балов и Х. Карданов. Они были слушателями кабардинской оперной студии при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, специально организованной по решению Комитета при СНК СССР в целях подготовки специалистов в области музыкального искусства. Обучаясь по специальности «Композиция», Балов и Карданов создавали патриотические песни и другие произведения, наполненные гражданским пафосом, делали обработки

народных песен. Глубоко проникновенные мелодии, отличавшиеся индивидуальным авторским стилем, наметили лирическое направление в самом демократическом по своей сути песенном жанре.

М. Балов, как свидетельствует занимавшийся с ним в одной студии «Музыкальная режиссура» Х. Хавпачев [1], в 1947 году написал несколько песен на стихи А. Кешокова. Одна из них, «Жей, си щ1алэ» («Спи, мой мальчик»), примечательна следующим. Несмотря на внешние признаки (название песни, словесные и ритмоинтонационные формулы), типичные для колыбельной песни, общее настроение и стиль музыки выходят за рамки данного жанра.

Уже в первой фразе постепенное поступательно-возвратное волнообразное разворачивание мелодии от третьей ступени ля минора, где ярко выделено малосекундовое звукоинтонационное сопряжение, сменяется восходящим движением,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.