Научная статья на тему 'Русская национальная идея как условие и определяющий фактор преодоления системного кризиса государства'

Русская национальная идея как условие и определяющий фактор преодоления системного кризиса государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салохин Николай Павлович

В статье рассматривается вопрос о русской национальной идее как условии и определяющем факторе преодоления системного произвола государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NATIONAL IDEA AS CONDITION AND DETERMINING FACTOR OF OVERCOMING THE SYSTEM CRISIS OF THE STATE

The article considers the Russian national idea as the term and determining factor of overcoming the system crisis of the state.

Текст научной работы на тему «Русская национальная идея как условие и определяющий фактор преодоления системного кризиса государства»

Н.П. САЛОХИН

Омский государственный технический университет

русская национальная идея как условие и определяющий

удк 3231 Фактор преодоления

системного кризиса государства_

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ВОПРОС О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ КАК УСЛОВИИ И ОПРЕДЕЛЯЮЩЕМ ФАКТОРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПРОИЗВОЛА ГОСУДАРСТВА

Непростые времена переживает наша многострадальная Родина. Эпоха перманентных реформ существенно снизила витальный потенциал Российского государства. В условиях острого системного кризиса русского общества и государства особое значение приобретает объективная оценка тысячелетнего наследия русского народа и иных народов России и определение роли этого наследства в системе державообразующих факторов, способных стать ориентирами для выхода общества на путь устойчивого развития.

В последнее время много говорится и пишется об укреплении самобытности русского народа, о возрождении России. Но наделе соборы Кремля, древние иконы и рукописи все чаще и чаще выглядят на фоне реформ пирамидами и папирусами ушедшей цивилизации. Средства массовой информации еще больше укрепляют наше сомнение, объявляя русский народ несуществующей химерой или конгломератом наций, имеющих общее происхождение и единый язык.

В час величайшей духовной смуты, всеобщего хаоса и распада для народов России крайне важно найти под пепелищами исторического пожара и разорения фундамент собственной цивилизации и культуры, основы национальной государственности, национальную идею русского народа и его духовную основу.

Никогда Россия не займет достойного места на планете, если ее народы не восстановят оскудевший в смуте инстинкт сохранения нации и единого государства и ощущения своего предназначения и роли как в сфере мировой геополитики, так и в рамках цивилизации планеты Земля в целом.

В дискуссиях последних лет в связи с этим особое значение приобретает проблема русской национальной идеи как основы державного и национального возрождения России. Концепции обновления России, реинтеграции республик бывшего Советского Союза в состав единого государства все чаще и чаще обсуждаются на общем фоне развития русского вопроса.

Кто мы, русские люди, зачем живем и куда идем? Было ли наше многонациональное государство тюрьмой народов или Россия сделала все для сохранения жизненного потенциала и культуры малых народов, зачастую в ущерб себе? Великороссы мы- наследники славного тысячелетнего прошлого державной мудрости и ратной доблести знаменитых предков или россияне- родства не помнящие?

Российская империя и наследовавший ее Советский Союз были многонациональными государствами, объединившими державными усилиями русского народа в рамках единой политической структуры более сташестиде-сяти иных больших и малых народов. Русские люди-великороссы, малороссы и белороссы - составляли более 72% населения государства. Российская Федерация - государство моноэтническое и фактически и с точки зрения норм международного права: 83% населения республики образует народ великороссов - русский народ. Более чем в двух третях субъектов федерации - областях, краях и автономии - русское население составляет более 90%

жителей территории. Россия по-прежнему контролирует одну седьмую часть суши. Поэтому русский народ и его государство Россия по-прежнему остаются фактором мировой геополитики и дальнейший естественный прогресс мировой цивилизации немыслим без восстановления исторической и социальной справедливости по отношению к русскому народу.

Русское государство как выражение концентрированной воли и державных усилий великороссов возникло около полутора тысяч лет назад. С принятием православного благочестия Русь стала полноправным субъектом мировой политики христианского суперэтноса. Но наша общность и наше различие с Западом коренятся именно в единых христианских началах цивилизации. Православие диаметрально иначе, чем католицизм или протестантизм, относится к сути учения Иисуса Христа. Это отличие определило разное наполнение почти всех категорий, определяющих отношения между Богом и человеком, отношения между людьми в обществе, человека к человеку, к власти, к государственной идее. Православие иначе понимает содержание свободы личности, прав человека, собственности, создает иную мотивацию индивидуального и общественного труда, формирует иное отношение к индивидуальному и общественному богатству.

В католико- протестантском мироощущении, сформировавшемся на базе римского христианства, превозносится абстрактная личность, индивидуальность и добродетель, без указания нравственной значимости использования человеком свободной, дарованной Богом, воли. Мы- русские и православные- ценим прежде всего нравственный поиск человека. Из первого вытекает неизбежное и постепенное размывание критериев добра и зла, порока и добродетели, т.е. крайний индивидуализм, массовое отчуждение любых проявлений индивидуальности, если они только не мешают другим. Мы - русские люди стремимся жить не столько по Праву, сколько по Правде. На таком философском фундаменте выросла политическая организация, политическая культура и политические институты нашего народа.

Впервые этот вопрос был поднят Ф.М. Достоевским, поднявшим русскую национальную идею до уровня нор-мо- этического выражения устремлений народа великороссов и всей России в политике, экономике, культуре, социальной сфере и духовной жизни.

Европейская общественная мысль встретила манифест русского писателя в штыки, превратно и без достаточного анализа фактов объявив русскую идею опасной для человечества. Подобный догматизм в трактовках чаяний великороссов ощущается и поныне, но это не только рецидив мышления времен «холодной войны», а в большей степени нежелание признать самобытность цивилизации России и ее роль в становлении мировой культуры.

Русский народ, отличавшийся от сотворения мира высокой национальной и религиозной терпимостью, стал инициатором смягчения международной напряженности, нового политического мышления и творцом всечеловеч-ности на планете.

Многовековая история нашего народа дает миру немало примеров доброй воли и добропорядочности в межгосударственных и межнациональных отношениях. Обретение русским народом государственного пространства сопровождалось как актами добровольного вхождения народов и земель в состав России, так и актами завоевания, но последние не играли значительной роли.

Соперничество Москвы и Твери в XIV веке определило на многие века содержание и характер геополитики русского государства и его многонациональный характер. В результате победы Твери, ориентировавшейся на связи с Западной Европой, Россия могла бы стать типичным европейским мононациональным государством с границами на Каме, Оке и Припяти. Победа Москвы в многолетнем споре удельных княжеств за гегемонию на Руси определила великодержавный характер складывающегося национального государства.

Сын Дмитрия Донского Великий князь Московский и Всея Руси Василий I активной внешней и внутренней политикой раздробленную Русь превратил в Россию. Дети и внуки бойцов Куликова поля стали зачинателями многовековой работы по собиранию народов и земель под высокую руку Государей Московских.

Ни набеги воинственных чужеземцев, ни внутренние смуты не загасили свечу дела московского. Благодаря следованию заветам митрополита Алексия и Сергия Радонежского во внешней и внутренней политике Великое княжество Московское в начале XV века стало Россией.

Активная деятельность по укреплению государства была характерна для большинства правителей России. В XVI веке в состав русского государства добровольно вошли земли Удмуртии, Башкирии, Перми Великой, Кабар-ды, Осетии и Пятигорской Черкесии. По праву завоевания Россия овладела осколками Золотой Орды. Началось хозяйственное освоение Сибири.

В XVII веке навеки в русское подданство со всей шляхтою и украинским народом переходит гетман Богдан Хмельницкий. Русские землепроходцы, продолжая мирное освоение Сибири, выходят на Амур и к Тихому океану.

XVIII век в историю России вошел как время невиданных мятежей, дворцовых переворотов и бессмертных побед русского оружия на полях сражений. В это время к России добровольно присоединились Алтай, Хакасия и Чукотка. По праву завоевания русскими губерниями стали Эстляндия, Лифляндия, Южная Финляндия. По разделам Польши Россия вернула себе Западную Украину и Западную Белоруссию, получила Курляндию и Литву. В войнах с Турцией Россия приобрела Крым и Черноморское побережье от Днестра до Кубани, получившее название Новороссии. В 1782 г. добровольно в русское подданство перешла Восточная Грузия. Русскими подданными признали себя воинственные калмыки и казахи Малого и Среднего жуза. Россия начинает хозяйственное освоение Сахалина, Курил и Северной Америки. В 17581761 гг. русским владением была Восточная Пруссия, юнкеры и вюгеры которой добровольно присягнули на подданство императрице Елизавете Петровне.

Особенно значимым для русского государства было правление императрицы Елизаветы Великой, почти вдвое увеличившей пределы державы. В ее царствование Россия вышла на свои естественные геополитические рубежы.

XIX век так же был временем войн и потрясений, из которых Россия вышла еще более могучей и великой. В состав государства вошли Польша, Финляндия, Западная Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан, Южный Казахстан, Средняя Азия, Приамурье и Приморье. Добровольно в состав России вошел киргизский народ.

В 1841 году Российская империя владела Калифорнией, а в 1867 г. американцам была уступлена Аляска.

«Надел, доставшийся русскому народу, составляет вполне естественную область, столь же естественную,

как, например, Франция, только в огромных размерах... Вся страна была или пустыней, или заселена полудикими племенами и кочевниками; следовательно, ничто не препятствовало свободному расселению русского народа, продолжавшемуся почти во все первое тысячелетие его истории, при полном отсутствии исторических наций, которые надлежало бы разрушать и попирать ногами, чтобы занять их место», - писал великий русский историк Н.Я. Данилевский в его книге «Россия и Европа». "Воздвигнутое им государственное здание не основано на костях попранных народов. Он или занимал пустыри, или соединял с собою путем исторической, нисколько не насильственной ассимиляции племена, не заключавшие в себе зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней; или, наконец, принимал под свой кров и свою защиту такие народы, которые будучи окружены врагами, уже потеряли свою национальную самостоятельность или не могли долее ее сохранять. Завоевание играло во всем этом ничтожную роль».(1)

Русский народ, многие века выстраивая здание национального государства, объединил под скипетром одной династии общим кровом более ста шестидесяти больших и малых народов, представители которых были едины в правах и обязанностях, являясь подданными Императора Всероссийского.

Многонациональное единое государство было политическим выражением торжества русской национальной идеи, сочетавшей в себе единство многообразия надежд и чаяний народов России, объединенных волей русского народа.

Русская идея многофункциональная и содержит в себе великое множество оттенков. Она имеет в основе мощный нравственно- духовный стержень, воплотившийся в феноменах национальной культуры.

Высокий морально- этический потенциал был уже заложен в первых произведениях русской литературы. Идеи, высказанные в XI веке Митрополитом Киевским и Всея Руси Илларионом в произведении «Слово о Законе и Благодати», нашли развитие у авторов «Слова о полку Игореве», в проповедях митрополита Алексия, в «За-донщине» и многочисленных агеографических произведениях.

Отличительной чертой русской национальной философии было стремление к обоснованию социальных и национальных отношений на базе нравственного закона, этических норм добровольности, справедливости и добра.

В поисках общественного идеала и его воплощения на земле русские писатели и философы, следуя традиции предков, воспитывали народ, прививая ему благородные моральные ценности. Ф. М. Достоевский назвал совесть «определяющей национальной доминантой России». Возвышенная воспитательная миссия русской культуры, ее свободомыслие, гуманизм и стремление к справедливости нашли выражение в творчестве А. С. Пушкина и его современников.

Непримиримую борьбу за нравственное и духовное здоровье русского народа вел Л. И. Толстой, выступавший против насилия, бюрократизма и деспотии самодержавия. Писатель много сделал для утверждения высоких принципов человеческой морали и чести в сознании русского народа. Образ русского земледельца всегда поступавшего по строгим законам чести и неколебимой преданности Родине стал эталоном для великого романиста. В творчестве Л. Н. Толстого заключается неисчерпаемый и по-настоящему не оцененный духовный заряд обновления и совершенствования социальных и межнациональных отношений, призыв к единству всех народов, к сохранению самобытности и уникальности России.

В работах философов того времени гуманистическое, национальное тесно переплеталось с религиозным, с идеями православия. Некоторые мыслители стремились

вознести основы православного канона в абсолют, как духовную основу русской идеи, народа и государства.

В. С. Соловьев, сравнивая национальные идеи разных народов, отмечал, что француз говорит о прекрасной Франции, англичанин- о доброй старой Англии, русский же, желая выразить свою любовь к Родине, называет свою страну Святой Русью.

Русская идея получила развитие в трудах B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.В. Розанова и других философов, посвятивших жизнь развитию национального самосознания русских людей. Но русская национальная идея всегда пропагандировалась в единстве общечеловеческих ценностей. В своей знаменитой речи о Пушкине Ф.М. Достоевский подчеркивает:

«Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только - стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Идеолог славянофильства А. С. Хомяков, выдвинувший идею всемирного братства народов, говорил о нерушимом единстве народов России. В. В. Розанов, развивая идею безгосударственного братства народов, призывал уважительно относиться к другим нациям и изучать обычаи, нравы и культуру иных народов.

Философия русской идеи стала удачным сочетанием национально-самобытного и державно-интернационального, воплотившись в феноменах культуры великороссов и других народов России.

Российская империя и наследовавший ей Советский Союз не были тюрьмой народов. Общий дом - Россия -принял под свою надежную крышу многие десятки народов, сохранив их самобытность и жизненные силы. Во многом сегодняшний национальный ренессанс малых народов состоялся благодаря доброй воле великого русского народа.

Многонациональное государство обречено на развитие межэтнических противоречий. Но мощь единой державы не давала перерасти им в столкновения и конфликты.

Социальные преобразования, к сожалению, часто чреваты крайностями. Смена общественного строя в 1917-м и 1991 годах не прошла без потрясений и необдуманных социальных экспериментов. В стране были допущены серьезные ошибки в оценке роли русского народа, русской гуманистической культуры, традиций русской духовности православной религии.

В годы становления тоталитарного режима И.А. Ильин, H.A. Бердяев, П.А. Сорокин, E.H. Трубецкой и другие великие русские философы и мыслители были высланы за пределы Отечества. Философы П.А. Флоренский, Л.А. Карсавин и многое другие погибли в застенках ГУЛАГа.

Подозрение в приверженности человека идеям русского патриотизма было основанием для ареста.

Репрессиям подверглись иерархи Православной церкви и многие верующие. Церковные общины были объявлены «контрреволюционными организациями». Функционеры тоталитарного режима в борьбе за «общество без религии» уничтожали памятники культуры русского народа, имевшие религиозное значение и носившие православную символику. Такая ненависть ко всему православному и русскому легко может быть объяснена высказыванием английского писателя-утописта, отметившего в романе «1984», что «тот, кто контролирует прошлое, контролирует и будущее». Православие со времени митрополита Иллариона образовывало духовно-нравственный стержень русской национальной идеи.

Национальная идея народа великороссов, ошельмованная деятелями от «Библии для верующих и неверующих», перешла от бытия на уровне научного обобщения в обыденное сознание простых граждан.

В грозные годы Великой Отечественной войны, когда решалась не только судьба социалистического отечества, но прежде всего русского народа и славянского супер-

этноса в целом, руководству СССР не оставалось ничего иного делать, как попытаться в борьбе с нацистами опереться на идеи русского патриотизма и православной нравственности. В выступлениях И.В. Сталина и других руководителей страны постоянно присутствовали примеры немеркнущей доблести великих героев русского народа Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого. A.B. Суворова, М. И. Кутузова и других. Именно русский патриотизм и ратный подвиг русского народа стали фундаментом общей победы над нацистской Германией и ее союзниками.

Мы живем во время перемен. Не выдержав борьбы против врагов внешних и внутренних, пал тоталитарный Советский Союз- разрушился наш общий дом. Случилось, как и предсказывал великий русский философ и патриот И. А. Ильин: «... Мировая пропаганда после падения большевиков бросит во всероссийский хаос лозунг: «Народы бывшей России - расчленяйтесь!»(2) Эту идею подхватили верхушечные слои советской партаристократии. Но, как ни странно, эта идея показалась функциональной и многим, кто по паспорту считает себя русским.

Уже активно обсуждается идея расчленения вслед за Советским Союзом и Российской Федерации, русский народ объявляется несуществующим нонсенсом, подвергается сомнению самобытность и мировая значимость русской национальной культуры.

Несмотря на глубоко аргументированные умозаключения и рекомендации Российская Федерация- ущемленный анклав Великой России- не распалась, русский народ един, развивается национальная культура, пробуждается национальное самосознание великороссов. Возрождается русская философия. Совершенствуется концепция национальной идеи. Народ упорно ищет выход из кризиса.

Как указывал И.А. Ильин, после падения тоталитарного режима перед народами России откроются две возможности:

...Или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки «бразды правления», погасит гибельный лозунг «Расчленяйтесь!» и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране;

или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия».(3)

Это генеральное предвидение осуществлено более пятидесяти пет назад, когда режим Сталина был силен как никогда и претендовал на мировое господство. Но Советский Союз пал и практика показывает, что возобладала вторая концепция. В этих условиях русская национальная идея приобретает особую роль.

Пробуждение национального самосознания русского народа еще более укрепляет роль русской идеи как дер-жавосозидающего фактора современности, как инструмента сохранения и дальнейшего расцвета национальной культуры и государственности.

Вызывает надежды изменение взаимоотношений государства и православной церкви. Тысячелетие со дня принятия христианства на Руси отмечалось как государственный праздник, знаменующий важное событие истории народа. Этот праздник способствовал укреплению патриотического сознания, став отправной точкой пробуждения у многих людей гордости за свой народ, за свою великую Родину.

Русская идея как выражение ассоциированной воли народа великороссов несет в себе заряд высокой нравственности и государственного гуманизма. Эти качества были идейной основой складывания великого многонационального государства. Сейчас русская идея демонстрирует всему миру добрую волю нашего народа. Она по-прежнему является объединяющим и стабилизирую-

щим фактором общества России.

Произошедшая после 1991 года деидеологизация социальных и державно-политических отношений пост- тоталитарной России привела к исчезновению социального интереса как на уровне научного осмысления бытия, так и на уровне обыденного сознания каждого отдельного гражданина. Но в глубине души каждый из нас по- прежнему сохраняет ностальгию по былому величию России- общего дома русского народа и иных народов, вовлеченных в орбиту русской государственности.

После краха идеологии революционного марксизма вопрос идеологической организации масс населения стоит крайне остро. Это более сложный вопрос, чем организация системы власти. Система власти может быть создана за 5-10 лет. Система национальной идеологии складывается десятилетиями. С идеологическим хаосом, царящим в Российской Федерации, надо считаться как с реальным фактом. Для его преодоления потребуется идеологическая организация населения. Но такая организация, ядро которой представляла КПСС, уже невозможна, ибо она рассчитана на малокультурные массы. Но перенесение с Запада суммы политических, экономических и социальных идей на почву России еще более укрепит хаос.

Нам нужна своя государственная идеология. И она может быть создана на основе существующей русской духовной, идейной, научной и культурной традиций. Механизм создания идеологии государственного типа может возникнуть в системе развития духовной сферы общества России.

Три сферы образуют современное общество. Первая сфера - это государственность как деятельность по защите национальных интересов и приоритетов внутри страны и на международной арене. Вторая- это сфера экономики. Деловая сфера, базирующаяся на сложных многоукладных экономических отношениях, сочетающих планомерность и свободную инициативу. И третья сфера духовности - сфера бытия государственной идеологии или национальной идеи.

Государственная идеология крайне необходима. По инициативе правящих кругов страны сейчас активно обсуждается содержание российской национальной идеи. Но идея как и всякое иное явление нуждается в субъекте- носителе, без которого она мертва и не представляет ничего более, чем набор случайных постулатов. Рассуждая о российской национальной идее, мы должны признать, что в обществе сформировался некий субъект-творец и субъект-носитель этой идеи, видимо, россияне имеют место быть. Признать величие россиян в качестве этноса-носителя идеи, нам представляется, еще более глубоким заблуждением, чем провозглашение двадцать пять лет назад складывания советского народа как новой исторической общности людей. Заявление о возникновении советского народа не прошло подтверждения практикой. Опасным самообманом мы видим перевод категории «россияне» из этико-моральной сферы в сферу социально-политическую. Волюнтаризм в науке не менее опасен, чем волюнтаризм в политике и экономике.

В соответствии с тем, что русский народ составляет подавляющее большинство населения Российской Федерации, государственная идеология, как мы полагаем, должна формироваться на основе постулатов русской национальной идеи.

Митрополит Илларион впервые обосновал русскую национальную идею как учение, имеющее характер универсально-объединительного свойства. Создатель концепции «Москва - третий Рим» псковский монах Фило-фей, наблюдая складывание под эгидой русского народа многонационального государства, определяя русских как державный народ, подчеркивал необходимость осуществления братского единства всех малых «недержав-

ных» народов в составе России». ...Москва сумела возглавить обновленную Россию и вывести ее из состояния вассала Орды на широкий путь самоутверждения, чему весьма способствовала широкая терпимость к аборигенам и твердая позиция неприятия иноплеменных воздействий.»(4)

Русский народ сумел сложить свое государство как политическое единство различных народов. Представители всех народов Русской державы, вошедших по праву добровольного подданства или завоевания в ее состав, обладали равными гражданскими и политическими правами, различаясь между собой не числом привилегий, а числом повинностей. Русский народ- великороссы, малороссы и белороссы- титульный народ государства был первым среди равных, зачастую принимавшим на себя основные тяготы по защите Отечества и охране геополитических интересов государства.

Национальная идея Российской империи причудливо сочетала в себе единство национальных интересов русского народа и выражения его само- организации с формами бытия общегосударственных, державных и имперских интересов, бывших функциональными по отношению ко всем народам страны.

Россия шла своим путем, формируя на основе православия национально- самобытную цивилизацию. Единство в многообразии этно- политических и этно-соци-альных отношений русского общества было краеугольным камнем этой самобытности.

Внешние и внутренние враги русской державы небезосновательно полагали, что могущество российское может быть сломлено лишь в результате подмены идеи державной соборности метастазами национализма. Дважды в течении XX века лукавые друзья народов России навязывали сообществу идею национального размежевания. Распад единого многонационального государства в начале века удалось преодолеть. После 1985 г. самостийные тенденции, возобладав вновь, вторично привели к распаду державы на множество противостоящих эт-нократических образований. Кроме воинствующего национализма в пост- советских новообразованиях не возникло никаких новых идей, в том числе и новых стимулов к труду. Это привело общество к вхождению в глубокий социально-экономический и политический кризис. Агрессивный этнократизм для предотвращения социального кризиса развязал внешние внутренние войны.

Ориентация на ценности «атлантической цивилизации» привела к нарушению равновесия разнонаправленных этно-социальных и этно-политических сил. Но субъективным действиям по разрушению государственного единства народов бывшего СССР препятствуют объективные тенденции центростремительного характера, указывающие на то, что игры с суверенитетом- явление временное. Многонациональное, некогда единое государство вошло в полосу переходного периода, на который история традиционно отводит 15-20 лет.

В кратчайший срок, отмеренный нам историей, необходимо завершить разработку не только долгосрочной социально-экономической, региональной, национальной политики и политики национальной безопасности общества России в XXI веке, но и завершить создание структурных основ возрождения государственного единства народов бывшего СССР .Иначе наша цивилизация погибнет.

Возрождение единой державы может произойти на базе воссоединения трех ветвей великого русского народа: великороссов, украинцев-малороссов и белорусов-белороссов. Идеологией объединения может стать обновленная доктрина имперской России, которая выражала интересы более ста шестидесяти народов нашей огромной страны.

Решение проблемы поиска живого равновесия центра и регионов может быть осуществлено через создание механизма управления, сочетающего самоорганизацию и государственное регулирование, частную инициативу и социальную защиту, свободу самовыражения и ответственность за исполнение законов и иных актов государства.

Национально- территориальная структура общества возрождаемой державы должна формироваться на основе признания полного равноправия всех народов федерации и отказа от регионального политического суверенитета. Территории, сохраняя статус субъекта федерации, должны отказаться от права рецессии- возможности провозглашения в одностороннем порядке независимости и права нуллификации одностороннего прекращения действия федеральных законов на территории субъекта федерации. Именно из-за несоблюдения этих трех фундаментальных основ бытия федерации, как мы полагаем, сложились основы распада Советского Союза.

Экономической основой возрождения многонационального федеративного государства станет вариант пост- индустриального общества, учитывающий специфические условия и особенности России. Это должен быть особый экономический уклад, гармонично сочетающий функциональные стороны общества, социально ориентированной рыночной экономики и социализма. Сочетание личной инициативы и государственного регулирования станет препятствием как возрождения тоталитарного строя, так и прозябания общества в рамках пещерного капитализма банановой республики. Модель развития общества как единого хозяйственного механизма была успешно реализована в Германии, Швеции, Франции и ряде иных социально развитых странах. Эта модель наиболее гуманна и прогрессивна, ибо отвечает коренным потребностям развития личности и общества.

Отход от либерально- демократической путаницы в экономике, политике и социальных отношениях станет основой создания новых отношений в обществе.

Мировая практика показывает, что наиболее эффективны национальные экономики, гибко сочетающие элементы рынка и социального управления. Противопоставление рыночных отношений плановой экономике- заблуждение, восходящее корнями к эпохе «холодной войны». Конвергенция была основой выхода из кризиса США и Западной Европы в 30-е годы, стала основой возрождения Германии и Японии в 50-е, и по-прежнему остается эффективным средством обновления национальной экономики.

Все вышесказанное приводит нас к определению содержания русской национальной идеи рубежа XXI века и раскрытию ее роли в числе факторов возрождения России.

Основой русской национальной идеи выступает признание самобытности цивилизации, созданной за многие века русским народом в сотрудничестве с иными народами России. Это дает нам возможность выделить следующие основные компоненты национально-государственной доктрины.

Фундаментом русской национальной идеи является соборность, выражающая синтез православия, общинного самоуправления и многонациональной державности. /Эта характеристика русской национальной идеи позволяет нам противостоять втягиванию в гражданскую войну, призывам к расправе над инакомыслящими, отрицанию всего национально чуждого. Таинство рассматриваемой категории генетически проистекает от единства православной веры и практики, избравших основой всеединство./

Не менее важно понимание народности как выражения самобытности русской нации, проистекающее из ее глубинной сущности многообразия сокровищ биологичес-

кого, физического, духовно-нравственного и психологического свойства, отражающих особенности национального характера.

Особую роль в системе факторов, составляющих русскую национальную идею, выполняет власть. Она выражает интегрирующую сущность национальной идеи, основанную на социально-этнических и этно- политических особенностях русского национального характера: свободолюбии, глубоком демократизме, открытости, солидарности, взаимопомощи, внутренней дисциплине и преданности Отечеству.

Русский философский космизм, олицетворяющий единство прошлого, настоящего и будущего, наряду с православием образует духовную компоненту национальной идеи. Его характерной чертой является обоснование неразрывности связи Вселенной, всей Русской земли с народом, обществом, государством. Космизм русского народа заключается в неразрывности его судьбы с судьбой человечества в целом, с судьбой соседних народов. Русский народ спас просвещенную Европу, а с ней и все человечество от нашествия монголов, от гегемонии Наполеона и от гитлеровского национал-социализма.

Неотъемлемой частью русской национальной идеи является постоянный поиск общественного идеала. Настойчивое стремление найти и реализовать на земле замысел «Царства Божия» выступает центральным компонентом русской национальной идеи, характеризующим духовно- нравственные начала нашего народа.

Сердцевиной русской национальной идеи выступает любовь к ближнему, уважение к человеку независимо от расы, национальности и вероисповедания.

Русская идея- это подтвержденный многовековой практикой образец высокой нравственности и гуманизма. Но как и всякая иная национальная идея она не лишена негативных и консервативных качеств. Однако даже наличие таковых не является основанием для того, чтобы объявлять русскую идею опасной для мирового сообщества в целом, усомниться в самоценности национальной культуры и самобытности русского народа.

Модель возрождения единого многонационального государства может быть построена на базе русской национальной идеи, ибо она отражает интересы всех народов издревле населяющих территорию России. Конвергенция русских национальных принципов с традициями обществ социально ориентированной рыночной экономики, предусматривающая строгую государственность, порядок, экономическую и политическую дисциплину в сочетании со свободной инициативой человека, станет основой выхода русского общества из затянувшегося кризиса. Усилению цементирующей основы государства в условиях России нет альтернативы. От того как скоро русское общество преодолеет кризис зависит направление развития мировой цивилизации в XXI веке. События в нашей стране- следствие перелома истории нашего государства и народа, которые тесно связаны с переломом истории всего человека в эпоху перехода к постиндустриализму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991 - С.24-25

2. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России.-М.:Рарог, 1992.-С.261.

3. Ильин И.А. Указ.соч., С.261.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: Мысль, 1992.-С.464.

САЛОХИН Николай Павлович - доцент каф. социологии Омского государственного технического университета. кандидат философских наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.