Научная статья на тему 'Русская музыка в диалоге культур (к вопросу современного изучения)'

Русская музыка в диалоге культур (к вопросу современного изучения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
846
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Круглова М. Г.

В статье раскрываются исторические предпосылки написания русской музыки известными музыкантами России и зарубежных стран. Особое внимание уделяется тому, что русская музыка является неотъемлемой частью российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MUSIC IN DIALOGUE OF CULTURES (TO A QUESTION OF MODERN STUDYING)

This article is about importance of studying of Russian music from a position of cultural art dialogue.

Текст научной работы на тему «Русская музыка в диалоге культур (к вопросу современного изучения)»

РУССКАЯ МУЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР (К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ)

М.Г. КРУГЛОВА

Кафедра культурологии и методологии музыкального образования Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова 109004, Москва, ул. Верхнє-Реи)шцснская,

В статье раскрываются исторические предпосылки написания русской музыки ишест-ными музыкантами России и зарубежных стран. Особое внимание уделяется тому, что русская музыка является неотъемлемой частью российской культуры.

К числу важнейших тенденций современной культуры принадлежит формирование нового подхода к культурному наследии') прошлого. По замечанию М.М. Кахтина, что наследие есть познаваемый субъект, который «не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим»1.

Идея диалога, впервые «прозвучавшая» в трудах М.М. Бахтина («Проблемы творчества Достоевского», «К методологии гуманитарных паук» и др.), довольно быстро стала крайне популярной не только в литературоведении (где она впервые появилась), но и в масштабах всего гуманитарного знания, получив своё развитие в исследованиях Ю.М. Лотмана и B.C. Библера. Истоки диалога, по мнению этих учёных, в самой природе культуры. Так, по B.C. Библеру, «культура есть форма общения (диалога) культур .. .Культура - это грань культур, момент их взаимоначииания и взаимостановления как культуры...»2. При этом диалогическое познание возможно не за счёт некоего обобщения одинаковых признаков различных культур, а в контексте их реального общения, снимающего временную стрелу: прошлое ~ настоящее будущее, когда все культуры одновременно могут слышать друг друга и отвечать друг друїу.

Наиболее целостно концепция культуры как диалога обоснована в работах Ю.М. Лотмана, где показана специфика развития культуры в аспекте диалога эпох и культур, а также обозначены и раскрыты механизмы культуры как источника воспитания, Природа культуры, по мнению учёного, диалогична. Культура есть «встреча культур», в ходе которой совершается диалог эпох. Эту способность культуры к коммуникации исследователь считает одним из специфических и характерных её качеств. По Лотману, развитие культуры есть акт обмена и постоянно подразумевает включённость «другого» (партнёра) в осуществление этого акта. Потребность в постоянном самообновлении составляет один из важнейших механизмов культуры. По его мнению, народ, имеющий свою развитую культуру, не теряет своеобразия от пересечения с чужими культурами, а напротив, ещё более обогащает свою самобытность. Самобытность достигается не незнанием чужого, а богатством своего. Тогда чужое фактически перестаёт быть чужим3.

Исследуя условия диалога культур, Ю.М. Лотман приходит к следующему выводу: «История культуры любого народа может рассматриваться с двух точек зрения: во-первых, как имманентное развитие, во-вторых, как результат разнообразных внешних

влияний. Оба этих процесса тесно переплетены, и отделение их возможно только в порядке исследовательской абстракции... любое изолированное рассмотрение как имманентного движения, так и влияний, неизбежно ведёт к искажению картины»4.

С точки зрения данной концепции, историю формирования и развития русской национальной культуры (как и любой другой) следует рассматривать с позиции единства двух взаимодополняющих процессов: 1) осознания Россией себя как культурной единицы (самоопределение, самоутверждение) и 2) стремления к взаимодействию с другими культурами, лежащими за её пределами. Культурный диалог как способ существования, открытость русской культуры всему новому были важнейшими условиями её существоштия во все времена. По убеждению советского историка МН. Тихомирова, «...история славян и история России, трактуемая в отрыве от истории Востока, от истории 'Западной Европы, от истории Византийской империи и Средиземноморья, всегда буде! представляться несколько неясной и случайной» .

Само географическое положение России относительно Европы и Азии не могло не повлиять иа характер о течественного искусства. Размышления о мест России в диалоге тугих кулыур часто носили противоречивый характер, что нашло отражение н идейном споре различных философско-идеологических направлений, в частности в середине XIX в. - в противостоянии западничества и славянофильства, а в начале XX в. - наиболее ярко - в философии П.А. Бердяева. По его мнению, одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности является её глубокая подяризованностъ и противоречивость: «I Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории ■ Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала «восточное и западное»6.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытных основах российской истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского движения (Г1.А. Карсавина, Н.С. Трубецкого, Г.В. Норовского, П.П. Стучипского). Евразийство, как историко-культурная концепция русской эмигрантской интеллигенции (20-3 0-е it. XX в.), рассматривает Россию как Евразию - особый этнографический мир, занимающий серединное пространство Азии и Европы. Этому миру принадлежит и своя самобытная культура, отличная от европейских и азиатских.

Однако, каковы бы ни были результаты споров и дискуссий о месте России и её культуры относительно Востока и Запада, всегда было очевидно то, что в ней есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. В душе русского народа всегда просматривалась некая необъятность, безграничность, открытость. Возможно, именно эта открытость, устремлённость к новым берегам, послужила причиной того нескончаемого диалога, «который вела русская художественная культура на протяжении тысячи лет с разными странами Европы - Византией и Болгарией, Польшей и Украиной, Францией и Германией... При этом Россия всегда сохраняла своё «лицо» и свою «особость», замешанную иа собственных, порой внутренне противоречивых установках»7. Так и путь, пройденный русской музыкой от древнейших времён, - это закономерный процесс неуклонного роста богатейшей музыкальной культуры великого народа, вплоть до её блестящего расцвета как музыкальной культуры мирового значения. «Подобно русской литературе, поэзии, живописи, театру, она ярко отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли, ~ пишет Е.М. Орлова. - В её многообразных жанрах и формах нашли своё воплощение история народа, его освободительная борьба, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта» .

В то же время ни одно более или менее значительное достижение русской музыки никогда не было национально ограниченным. На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались её традиции в тесном соприкосновении с музыкальной культурой других стран. Способность к восприятию иностранных влияний, стремление к самообогащению и обновлению при сохранении собственной неповторимос ти и уникальности -- ярчайшая черта отечест венной музыки.

Современная музыкальная наука отмечает общность основных тенденций куль-турно~художсственной эволюции России и стран Западной и Восточной Ьнропы при своеобразии их проявления в отдельных национальных культурах. В музыкальной сфере признаки этой общности заметны в значении русско-византийских и русско-общеславянских культурных связей; в зарождении гуманистических, ренессансных устремлений в искусстве Русского государства XV -XVI вв. Далее этот параллелизм прослеживается н связи с развитием ведущих жанров русской музыки конца XVIII столетия (например комической оперы), а затем в романт ических тенденциях русского музыкального театра начала XIX в.).

'Гак, на протяжении своего многовекового развития русская музыка, оставаясь самобытной и уникальной, «питалась» другими культурными традициями, была открыта для них, находя всё новые и новые импульсы для собственного творчества. Подтверждением тому можег служить феномен всеобъемлющего влияния Византии на культуру Древней Руси, которое стало символом «всемирной отзывчивости» (Ф.М. Достоевский) русской культуры. Это влияние определило и эстетический склад русской духовной музыки (например, идея «богоданности», «бошдухновешюети» искусства (Т.Ф. Владышевская), и жанровую природу, и сферу бытования. Оно также сформировало систему нотации и записи древнерусской музыки. С другой стороны, развитие русского церковно-певческого искусства происходило в непрерывном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой природой. Интонации древних обрядовых песен, колядок, былин проявлялись в новых христианских распевах. «Этот своеобразный сплав народной культуры с новой, пришедшей из Византии, породил такое величайшее явление русской музыки Средневековья, как знаменный распев -величественное творение древнерусских музыкантов, обладавшее поразительной внутренней мощью, эпической силой и строгостью»9.

Глубоким родством отмечены взаимоотношения русской музыки с музыкальным творчеством славянских народов (что обусловлено и существованием общеславянских корней). Об этом свидетельствует (особенно начиная с XVII в.) широкое привлечение мелодики украинского, белорусского фольклора, фольклора южных и западных славян в творчество русских композиторов. Невозможно представить развитие русской музыкальной культуры и вне её диалога с музыкальной культурой Закавказья. По убеждению Б.В. Асафьева, «В нашей великой стране «звучат музыки» далёких архаических ритмо-интонационных и мелодических культур. На Кавказе и в Закавказье интонационные пласты сплелись в сложный клубок»10.

Неоспоримо в то же время и значительное воздействие на русскую музыку западноевропейских композиторских школ Италии и Германии. Но более всего - творчества великих мастеров XVIII и начала XIX в. (Баха, Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена) на молодую русскую профессиональную музыку. Особенно заинтересованно деятели русской музыкальной культуры относились к творчеству европейских романтиков. Не случайны слова В.В.Стасова о том, что русская новая музыкальная школа, являясь «наследницей и продолжательницей Глинки», вместе с тем «.. »высоко ценила и трёх великих западно-европейских композиторов последнего времени: Шумана, Берлиоза и

Листа, потому что живо чувствовала не только громадность их таланта, но и независимость их мысли и смелость «дерзания» на новые пути»11.

Однако, признавая это влияние, необходимо также отметить творческий характер освоения отечественными музыкантами передового зарубежного опыта, который использовался па основе традиций национальной культуры и запросов русской жизни своего времени.

Русская музыка, черпая /utя себя новые творческие стимулы из общения с культурой других стран, одновременно оказывала и oipoMiioe воздействие на их развитие. Признание за рубежом русская музыка завоевала ещё при жизни Глинки. Его поездки по городам Европы (Италия, Франция, Испания) не могли быть оставлены без внимания передовыми зарубежными музыкантами и критиками. Ещё заметное роль русской музыки для зарубежного искусства становится в послсглинкинский период, ознаменованный личными связями русских композиторов и музыкальных деятелей со многими зарубежными коллегами, Эго нашло отражение, и первую очередь, в растущей роли русских музыкальных сочинений в зарубежной концертной и театральной жизни, в откликах на творчество русских композиторов, в личных высказываниях о русской музыке европейских деятелей1". И 1878 г. па Всемирной выставке в Париже состоялся цикл русских концертов иод управлением М.Г. Рубинштейна. Позже подобного рода концерты проводились иод руководством ПА Римского-Корсакопа и А.К. Глазунова. В конце 80-х гг. в Парижской консерватории были введены специальные лекции но русской музыке. В 1 с>()7 г. там же (в Париже) были организованы пять русских концертов с участием крупнейших русских исполнителей (Ф.И. Шаляпин, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов и др.). А с 1908 г. начались «русские сезоны», пропагандировавшие русскую музыку. Особенная слава выпала на долю русского балета.

Богатейшее музыкальное творчество русских мастеров послужило стимулом для новаторских завоеваний и в области зарубежной композиторской практики. В период своего классического расцвета русская музыка воспринималась как свежий источник для новых творческих открытий и достижений. К. Дебюсси, М. Равель, Г. Берлиоз - это далеко не все великие музыканты, которые не только высоко ценили и восторженно отзывались о русской музыке, но и испытали её непосредственное влияние на своём творчестве.

Вместе с тем, начиная с последних десятилетий XIX в., русская музыка оказывала непосредственное воздействие на развитие различных национальных культур внутри Российской империи. Этому способствовало то обстоятельство, что многие украинские, белорусские музыканты, представители кавказский народностей и Прибалтики получили музыкальное образование в Петербургской и Московской консерваториях, прожив несколько лет в центрах русской музыкальной культуры. К моменту классического расцвета, по мнению Е.М. Орловой, «широта интернациональных связей стала яркой национальной чертой русской музыки, обеспечившей не только её мировое признание, но и ведущую роль во всемирном прогрессе музыкальной культуры». Почему именно к моменту классического расцвета? Потому что только зрелая и способная к развитию национальная куль'гура может являться основой для внешних заимствований и не потерять при этом своей собственной уникальности, своего «лица»13.

Таким образом, даже беглый взгляд на проблему развития русской музыки в контексте диалога культур позволяет сделать ряд важных выводов:

- одной из насущных потребностей современного изучения русской музыкальной культуры является выявление её «экстра-интровертного» характера: будучи «открытой» для внешнего диалога, культура России, благодаря внутренней памяти, верности традициям сохранила своё ядро, свою индивидуальность и самобытность;

- диалог выступает важнейшим качеством, определяющим культурное своеобразие России, её особый динамический характер. Равновеличие «своего» и «чужого», их взаимозависимость и взаимовлияние, широта интернациональных связей выступают как яркая национальная черта русского музыкального искусства;

- познание отечественной музыкальной культуры с позиции культурнохудожественного диалога, т.е. - сквозь «призму» иных, лежащих за сё пределами культур, позволяет более качественно оцепить те специфические ценности, которые характерны для неё как культуры национальной, её собственный потенциал, уникальность и значимості»;

- направленность русской музыкальной культуры на диалог, «общение» с другими региональными, локальными, эпохальными культурами никогда не носило ’эпизодический характер. На протяжении всей истории своего развития русская музыка испытывала насущную потребность в «сотворчестве» с различными культурами, расширяя при этом свои национальные возможности и порождая новые «смыслы».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бахтин М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. '.)стетики словесного творчества. - М., 1979.--С. 363.

2 Ь'иблер В. С. На гранях логики культуры. М., 1997. С. 234.

3 Лопшан ЮМ. История и типология русской культуры. - СПб, 2002.

4 Лотмап ЮМ. Семиосфера, • СПб, 2000. - С. 63.

5 Тихомиров М.Н. Русская культура X- VH1 веков. ~ М., 1968. ■ • С. 395 396.

6 Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья.-М., 1990.-С44.

7 Рапацкая Л.А. Художественная культура России: От Древней Руси к золотому веку: Учеб. пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000. ~ С.4

8 Орлова ЕМ. Лекции по истории русской музыки. - М., 1979. ~ С. 9.

9 Вагнер Т.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993. С. 182.

10 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. ~ Л., 1971. — Кн. 1 и 2. - С. 308.

11 Стасов В.В. Избр. соч. - М., 1952. - Т. 3. - С. 450.

12 Оссовский A.B. Мировое значение русской классической музыки. // Оссовский А. Воспоминания. Исследования. - Л., 1968.

13 Орлова ЕМ. Лекции по истории русской музыки. - С. 9.

RUSSIAN MUSIC IN DIALOGUE OF CULTURES (TO A QUESTION OF MODERN STUDYING)

M.G. KROUGLOVA

Departament of Cultural Science and Methodology of Music Education Sholokhov State Pedagogical Open University 16-18 Verkhnaya Radishevskaya Str., Moscow, 109004 Russia

This article is about importance of studying of Russian music from a position of cultural art dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.