Научная статья на тему 'Русская литературная классика: поле притяжения'

Русская литературная классика: поле притяжения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цветова Наталья Сергеевна

Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция: коллективная монография / сост., отв. ред. А. А. Дырдин. М. : ООО ИПЦ «Маска», 2017. 432 с. (Серия «Русская классическая литература в мировом контексте»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Цветова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская литературная классика: поле притяжения»

СООБЩЕНИЕ

Русская литературная классика: поле притяжения

Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX — первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция: коллективная монография / сост., отв. ред. А. А. Дырдин. — М. : ООО ИПЦ «Маска», 2017. — 432 с. (Серия «Русская классическая литература в мировом контексте»).

Коллективная монография, вышедшая под редакцией известного специалиста по русской прозе ХХ века, профессора А. А. Дырдина в Москве, находится в русле наиболее актуальных и масштабных современных филологических изысканий, отвечающих настоятельной потребности в создании новой, оригинальной концепции национального литературного развития. В подготовке этой книги приняли участие не только российские учёные (И. И. Плеханова, А. Ю. Большакова, Н. П. Хрящева, А. Б. Удодов и многие другие), но и маститые исследователи художественного текста из Литвы (Е. А. Костин), Латвии (П. С. Глушаков), Сербии (Б. Р. Косано-вич). Несмотря на разнообразие литературного материала, огромный исторический диапазон исследования (от Пушкина до Распутина), авторам статей, включённых в это собрание, удалось удержаться в русле общей исследовательской стратегии, которая была обусловлена единством сверхзадачи, зафиксированной в предисловии редактором-составителем: «выявление онтологических основ русской классики» (с.7).

О чём бы ни шла речь в этой книге, о непрерывной эволюции русской литературы, обеспеченной духовной устремлённостью нации, запе-чатлённой в глубинных концептах, архетипах (А. Ю. Большакова), о месте и роли русского языка и литературы в формировании национального мышления (Е. А. Костин), об эстетике Грибоедова (М. Г. Альтшуллер), о мифопоэтических мотивах пушкинских творений (В.Т. Фаритов), о границе между реальностью и вымышленным бытием в культовом романе А. Белого (Н. А. Ба-лаклеец и В. Т. Фаритов), о «миражах истории и метафизическом образе мышления» раннего Л. Леонова (В. С. Воронин), о феномене платоновского «человека онтологического» (Н. П. Хрящева), о шолоховском понимании природной и социальной реальности, единстве у автора «Тихого Дона» красоты родной земли и трагического историзма в воссоздании народного бытия (А. А. Дырдин),об «идеях русской религиозно-нравственной философии в публицистике В. Распутина» (И. И. Плеханова), о «рецепции

русской классической литературы в рассказе В. Шукшина "Забуксовал"» (П. С. Глушаков), исследователи демонстрируют глубокое понимание литературного текста, ситуации, процесса. Такой уровень литературно-философской рефлексии, как совсем недавно написал И. А. Есаулов, не имеет никакого отношения к внешнему «изучению», ибо может быть основан только на полном созвучии аксиологических установок интерпретатора художественного текста и смысловой структуры анализируемых произведений, фактов, событий.

Ещё одна особенность рецензируемой книги, которую можно причислить к бесспорным достижениям авторского коллектива - обновлённая форма актуализации проблемы эстетической памяти русской цивилизации. В этом отношении исследовательски перспективными можно считать идею В. Т. Фаритова о «философских импликациях» в пушкинской концепции времени; размышления В. С. Воронина о соотнесённости леоновского видения истории с гипотезами Л. Гумилёва, о возможности или невозможности преодоления сегодняшнего ощущения исчерпанности перспектив диалектики и метафизики, мистики и атеизма; установку А. Б. Удодова на выявление в художественной картине мира, воплощённой в текстах писателей классического склада, не традиционного со- и противопоставления Востока и Запада, а приоритета духовно-ценностного над миром «продуктивно-инструментальным»; попытку Б. Р. Косановича под новым углом зрения рассмотреть увлечение А.С. Пушкина славянской темой, в результате которого появились «Песни западных славян», отразившие эстетически значимую «балканскую модель мира», воспринятую русским поэтом.

Интересного и значительного в томе, изданном при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, много. Исследователям удалось преодолеть даже кажущуюся малозначительность традиционно периферийных историко-литературных явлений. Приведу только один пример, который касается романа «Странствия и приключения Никодима

Старшего» забытого сегодня писателя А. Д. Скалдина (1889-1943), замеченного когда-то А. А. Блоком. Включённое А. И. Ванюковым в новый контекст литературное произведение прочитывается как описание «русской жизни с её видимыми, осязаемыми приметами времени и внутренними, скрытыми, чувствуемыми, интуитивно постигаемыми "ликами", основами». И прочтение это обеспечивается не только мастерством интерпретатора, но и введёнными в научный оборот читательскими откликами, рецензиями, новыми фактами творческой биографии писателя.

Книга побуждает читателей к размышлениям, к совместному с авторами статей поиску ответа на многие вопросы, но, в первую очередь, на поиск ценностно-смыслового единства русской классики. Это направленность принципиально важна, потому что в современном публичном коммуникативном пространстве любая проблематика, включающая ценностные смыслы, имеющая аксиологический пафос чрезвычайно востребована. Но авторам включённых в сборник статей не просто удалось вписаться в «новый тренд», не просто удивить оригинальностью предлагаемой точки зрения, найденных параллели и совпадений, как, например, в небольшой статье, посвящённой П. П. Ершову. Они продемонстрировали глубокую убеждённость в том, что результативный поиск в поле притяжения русской классики возможен только при условии интеграции философских, духовно-религиозных, исторических знаний о Руси-России.

Важность рецензируемого труда трудно переоценить. Он интересен не столько выбором имён и произведений (выбор этот порой кажется неожиданным), сколько продуманной концепцией книги, раскрывающей существенные аспекты национального литературного процесса. Мысль о необходимости изучения национального семи-озиса - главная идея,относительно которой формируется в качестве идейно-эстетического единства почти двухсотлетний период отечественной литературной классики с его проекцией в будущее. Глубина охвата материала, которой отмечены отдельные статьи, является одним из весомых достоинств книги.

Составленная из разных по объёму и литературоведческому уровню работ книга читается на одном дыхании: как единое повествование о развитии нашей словесности, эстетико-художест-венном отражении в ней реальных событий, культурных контекстов, диалектической связи прошлого и настоящего с будущим России.

Н. С. Цветова

Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры медиалингви-стики Санкт-Петербургского государственного университета.

Поступила 23.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.