Научная статья на тему 'Русская красавица в изобразительном искусстве'

Русская красавица в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1169
1303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСКУССТВО / РУССКАЯ КРАСАВИЦА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / BEAUTY / ETERNAL VALUES / ART / RUSSIAN BEAUTY / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимченко Мария Станиславовна

В данной статье рассматривается феномен красоты как вечной ценности человечества, которая наглядным образом проявляется в изобразительном искусстве. В статье анализируются картины русских художников, на которых изображены русские красавицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская красавица в изобразительном искусстве»

8. Мырзалы, С. Философия. [Мэтш] / С. Мырзалы. - Алматы : «Бастау», 2008. - 644 б.

9. Радлов, В. В. Опыт словаря тюркских наречий. [Текст]. В. 2 т. Т. 1. Ч. 2. / В. В. Радлов. - СПб. : Российской Императорской Академии Наук, 1893. - 542 с.

10. Уэлиханов, Ш. АлтышаhарFа сапар [Мэтш] / Ш. Уэлиханов. - Алматы : Атам^ра, 2006. -304 б.

11. Философия: ЖоFары оку орындары студенттерше арна^ан окулык [Мэтш] / K¥растырFан т. Габитов. - Алматы : Раритет, 2004. - 392 б

12. Философиялык сездш [Мэтш] / бас ред Р. Н. Н^алиев. - Алматы : Казак Энциклопедиясы, 1996.-525 б.

13. Ыскаков, А. Казак тшнш кыскаша этимологиялык сездігi [Мэтін] / А. Ыскаков, Р. Сыздыкова, Ш. Сарыбаев - Алматы : Гылым, 1966. - 234 б.

Тимченко Мария Станиславовна

Преподаватель английского и немецкого языков Языковой школы «Language School», Иркутск, Россия

Магистрант факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 81-119 ББК 81.2.

РУССКАЯ КРАСАВИЦА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В данной статье рассматривается феномен красоты как вечной ценности человечества, которая наглядным образом проявляется в изобразительном искусстве. В статье анализируются картины русских художников, на которых изображены русские красавицы.

Ключевые слова: красота; вечные ценности; искусство; русская красавица; национальная идентичность.

THE PHENOMENON OF BEAUTY IN ART

The article deals with the phenomenon of beauty as eternal value of humanity which is strongly depicted in Art. The article analyzes the pictures of the Russian artists who painted Russian beauties.

Key words: beauty; eternal values; Art; Russian Beauty; national identity.

Красота есть абсолютная ценность, т. е. ценность, имеющая положительное значение для всех личностей, способных воспринимать ее.

Н.О. Лосский

Человечество обладает ценностями, которые оно определяет как вечные. Вне зависимости от расы или национальности, возраста или пола, религии и взгля-

дов на жизнь, каждый человек верит, что существуют вечные ценности и старается следовать им. По мнению заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института Д.М. Гзгзяна, «вечность и абсолют - категории, вероятно, тождественные, иначе трудно себе представить, что мы почитаем что-то как вечное, если это вечное завтра перестанет быть ценностью» [Гзгзян, 2006]. К вечным ценностям относятся такие, как добро, любовь, справедливость, свобода и красота. Понимание и стремление к вечным ценностям закладывается в детстве через воспитание и влияет на дальнейшее становление мировоззрения человека и его поведение в обществе. Таким образом, «правдивость, доброта, красота, любовь, чувство святого волнения и впечатления, характерные только для человека», способствуют дальнейшему обогащению души на протяжении всей жизни [Ота, 2003].

Говоря о красоте, большинство людей, прежде всего, подумает о внешней красоте человека. Однако красота присуща всему окружающему нас миру, а также его явлениям и формам существования (природа: красота заката на морском побережье, красота бескрайних лесов и полей; животные: красота оперения птиц, например, павлиньего хвоста, красота милых мордашек животных и т.д.). По словам Д.С. Лихачёва, «заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек» [Лихачев, 1989].

Красота присуща также человеческой деятельности и её результатам, ибо человек есть часть мира: красота живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра. Самые совершенные плоды человеческого духа относятся к категории вечной красоты, обладающие вечной ценностью. Д.С. Лихачёв так пишет об этом: «Нам нужны вечные ценности. Классическое же искусство - это то, что существует в нашей художественной культуре вечно. Истинная красота вечна. Ценности красоты в зодчестве, музыке, в поэзии, скульптуре вечны. Никто из людей истинной культуры не объявит отменённой красоту Парфенона, Венеры Милосской, Мадонны Альба, Рафаэля, «Троицы» Андрея Рублёва, поэзии Пушкина, драм Шекспира, музыкальных произведений Моцарта и Мусоргского» [Лихачев, 1990].

Н. Гартман, анализируя великие произведения изобразительного искусства утверждает, что они содержат в себе несколько слоёв: «Первый (единственно реальный) представляет собой пятна красок на холсте, двумерное пространство полотна, реальный свет и реальное пространство; второй - это изображённое трёхмерное пространство, ирреальный свет, часть фигуры с окружением; в третьем слое «высвечивается» живая телесность, движение (здесь это жест); следующий - даёт возможность увидеть человека с его внутренним миром, характером, обстоятельствами жизни и т. п.; за ним появляется слой, в котором воплощена индивидуальная идея личности в её единичности и неповторимости; и, наконец, самый глубинный слой содержит нечто общечеловеческое, то, что касается каждого, и именно отсюда проистекает величие и вечное значение произведений искусства» [цит. по: Сунягин, 1977, с. 44]. Таким образом, в сво-

ём корне произведения искусства являются вечно красивыми и значимыми для всего человечества.

Искусство прекрасно всегда, даже если оно изображает что-либо безобразное. Благодаря мастерству художника, безобразное преображается в прекрасное, принимает единую красивую художественную форму и содержание, а также приобретает основные свойства красоты: целостность, ритм, пропорциональность, симметрию [Энциклопедия Кругосвет].

Особенно наглядной представляется ценность красоты в изобразительном искусстве. По женским портретам и картинам художников различных наций и разных эпох можно отследить, как менялись идеалы красоты на протяжении веков. Однако истинная красота остаётся вечной ценностью для любых веков и народов. Дмитрий Сергеевич Лихачев объединяет ценность красоты и добра: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины - в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов» [Лихачев, 1989].

Благодаря красоте изобразительного искусства, обогащается концептосфера любого национального языка или «национальная концептосфера», как называет её Д.С. Лихачёв. Ибо язык есть «концентрат культуры», который вбирает в себя многовековой человеческий культурный опыт, и, несомненно, соотносится со всеми областями культуры, в том числе и искусством [Лихачёв, 1997, с. 153]. Как и язык, изобразительное искусство отражает богатство культурных традиций и особенности национальной идентичности у людей.

Так, известными являются картины русских красавиц К.Е. Маковского, где героинями его картин становятся не только красивые, но и заведомо добрые, набожные девушки с кротким взглядом. «В творчестве Маковского родился даже особый жанровый подвид - головки боярышень. Волоокие, чернобровые, с длинными опущенными ресницами, меланхоличные или задорные, в кокошниках разной формы, с бантами, серьгами, ожерельями, они составили целую галерею русских красавиц» [Нестерова, 2003, с. 82]. Одна из замечательных картин так и называется «Русская красавица» (Рисунок 1) (в некоторых источниках «Девушка в венке»), и изображает не просто красивую девушку, а отражает собирательный образ русской женщины, которому поклоняются иностранные мужчины во всём мире.

Рис. 1. К.Е. Маковский “Русская красавица», 1880

В данной картине можно легко распознать женственность русских девушек, женское начало как «дионисийское начало материи, пассивности, подчинения, природы, рода, чувства, милосердия» [Рябов, 2001, с. 19]. Маковский не только рисовал русских красавиц на холсте, он также передавал в их изображении русский быт, национально-специфические, культурные и исторические особенности той эпохи. Великий художник ориентируется на представления, которые уже сложились в отношении исторической картины на сюжет из средневекового прошлого Руси. По словам Е.В. Нестеровой, его индивидуальной особенностью является «излишне назойливая пестрота колорита, любовь к сочетанию холодных голубых и теплых коричневых оттенков» [Нестерова, 2003, с. 71]. Включение в его портреты разного рода реквизитов, украшений и обстановки отражают национальную идентичность и историческое прошлое русского народа. «Украшения в сочетании с роскошными мехами одежд затмевает человеческие лица, а скученность, нагроможденность композиции превращает саму картину в нечто декоративное, дробное, ювелирное, подобное фирменным драгоценностям мастерской Фаберже» [Нестерова, 2003, с. 80]. Критик П.П. Чистяков так отзывался о картинах К.Е. Маковского: «Костюм, мишура, куколка» [Там же, с.73]. Е.В. Нестерова следующим образом описывает порт-

реты К.Е. Маковского: «Алые, пухлые, влажные приоткрытые губы, сквозь которые просвечивается полоска зубов, блеск глаз, белизна и нежность кожи, подчеркнутая то жемчугом ожерелья, то золотом браслета, - обязательный набор, характерный для отвлеченных идеальных образов К.Е. Маковского» [Нестерова, 2003, с. 47]. Таким образом, салонные портреты К.Е. Маковского представляют собой талантливые образцы искусства, посвященные изображению русских красавиц, отождествляющих русскую национальную идентичность.

Другим замечательным художником, изображавшим русских красавиц, был А.П. Рябушкин, который передавал характерные для XVII века особенности красоты русских девушек (Рисунок 2).

Рисунок 2. А.П. Рябушкин «Московская девушка XVII века», 1903

Н.В. Масалина в своей книге, посвященной А.П. Рябушкину дает следующее описание картины: «По старой московской улице в пасмурный зимний день идет молодая девушка, гордо подняв голову и опустив веки. Её стройная фигурка в светло-малиновой шубке и высокой шапке хорошо рисуется на фоне недавно выпавшего снега. И точно вторит ей в своих красках и легкости ритмов красивая розовая церковка с заиндевевшими стенами. Сколько изящества в быстро идущей девичьей фигурке, в каждой детали её наряда!» [Масалина, 1966, с. 91-92].

На картине изображена чопорная девушка в дорогом наряде, идущая по старинной московской улице на фоне церкви. Своеобразие её гордого профиля и

летящей походки напоминает образ жар-птицы, павлина или лебедя, излюбленного для народной росписи кухонной утвари.

На Руси испокон веков девушки заплетали длинные косы, вплетая в них яркие ленты или бересту. В древнерусской культуре косы ассоциировались со светлыми силами, символизирующими богатство, изобилие и счастье в семье человека, а также природную силу и энергию, которая связывает человека с энергией природы. Чем длиннее и гуще была коса, тем более красивой считалась девушка. Косы были не только традиционной русской прической, но и показывали социальный статус девушек. Таким образом, две косы носили замужние женщины, одну - незамужние девушки. Если в косу была вплетена лента, это означало, что девушка готова выйти замуж.

«Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить женщину» [Нестерова, 2003]. Расплетенная коса считалась символом траура или бесчестия. До сих пор косы остаются модной прической, которая поражает разнообразием вариаций - от колоска до дредов, и подчеркивает индивидуальность и неповторимость людей.

Ещё одной особенностью русских женщин является любовь к каблукам. На Руси каблуки стали носить примерно в XIV-XV вв., и уже на картине А.П. Ря-бушкина «Московская девушка XVII века» мы можем наблюдать, как русская красавица 18 века гордо вышагивает по заснеженной улице на небольших каблучках. В настоящее время все русские женщины имеют в своем гардеробе обувь с разнообразной длиной каблука: многие предпочитают туфли на шпильке и надевают их не только на «выход в свет», но и в повседневной будничной жизни, что служит привлечением взглядов мужчин и повышением самооценки русской женщины.

Говоря об изображении красоты в искусстве, следует отметить, что красота не является основной целью и предметом в искусстве. Тема, идея и содержание делают произведение искусства прекрасным. «Основная задача искусства -конкретное постижение мирового смысла» [Лосский 1998, с. 338]. «Искусство необходимо человеку, потому что: 1) дает возможность без всякого почти напряжения созерцать красоту; 2) создает новые образы, обогащающие мир; 3) ставит перед нашим умственным взором смысл мира в конкретном, чувственно воплощенном выражении его» [Там же, с. 296]. «Акты творчества будут возобновляться постоянно, потому что идеал красоты потенциально бесконечен во всей полноте бытия. Субстанциальный деятель, будучи по сути сверхвремен-ным сверхпространственным существом, осуществляет в творчестве бесконечное в конечном» [Пузанский, 2000] .

«Восприятие красоты в мире есть всегда творчество - в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире. Во всяком художественном делании уже

творится мир иной, космос, мир просветленно-свободный» [Бердяев]. Таким образом, истинная красота вечна и является одной из главных вечных ценностей человечества.

Библиографический список

1. Бердяев, Н. Творчество и красота. Искусство и теургия [Электронный ресурс] / Н. Бердяев // Смысл творчества. - URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/berdjaev_smisl/09.aspx (дата обращения:

02.09.2012)

2. Гзгзян, Д. М. Вечные ценности в христианском Откровении // Человек без границ [Электронный ресурс] : сетевой журн. / Д. М. Гзгзян. - 2006. - URL : http://www.manwb.ru/articles/ philosophy/ filosofy_perrenis/round_table_part1/ (дата обращения: 27.08.2012).

3. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Электронный ресурс] / сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. - М. : Дет. литература, 1989. - 238 с. -URL : http://fictionbook.ru/author/ lihachev_dmitriyi_sergeevich/ pisma_o_dobrom _i_prekrasnom/read_online.html?page=1 (дата обращения: 29.08.2012).

4. Лихачёв, Д. С. Вечная красота и вечные ценности. Классика [Электрон-

ный ресурс] / Д. С. Лихачёв. - 1990. - URL : http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/Dmitry_Likhachov/#likhachov-izbrannoe (дата обращения:

14.08.2012).

5. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под. ред. В. П. Нерознака. - М. : Academia, 1997. - С. 280-287.

6. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты [Текст] / Н. О. Лосский // Основы эстетики. - М., 1998.

7. Масалина, Н. В. Андрей Петрович Рябушкин [Текст] / Н. В. Масалина. -М. : Искусство, 1966. - 120 с.

8. Нестерова, Е. В. Константин Егорович Маковский [Текст] / Е. В. Нестерова // Золотой век. Художник России. - СПб., 2003. - 288 с.

9. Ота, Акио. Вечные ценности [Электронный ресурс] // Развитие личности №3. - 2003. - С. 240-243 // Акио Ота; перевод с японского Марико Кобаяси). -URL : http://rl-online.ru/articles/3-03/170.html (дата обращения: 27.08.2012).

10. Публичная библиотека Новоуральского городского округа [Электронный ресурс] - URL : http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/goods-kosa.htm (дата обращения: 05.11.2012).

11. Пузанский, И. А. Эстетика Н. О. Лосского как учение об осуществлении

красоты // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии [Электронный ресурс] : сетевой журн. / И. А. Пузанский. - 2000. - № 1. -URL : http://virlib.eunnet.net/sofia/01-2000/text/0112.html (дата обращения:

02.09.2012).

12. Рябов, О. В. «Матушка-Русь»: опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии [Текст] / О. В. Рябов. - М. : Ладомир, 2001. - 202 с.

13. Сунягин, Г. Ф. Лекции по истории эстетики [Текст]. В 3 т. Т. 3. Ч. 3. Лекции по истории эстетики / Г. Ф. Сунягин. - Л. : Издательство Ленинградского Университета, 1977. - С. 44.

14. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - URL : http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_ obrazovanie/ izobrazitelnoe_iskusstvo/ KRASOTA.html?page=0,3 (дата обращения: 11.08.2012).

ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Даниленко Валерий Петрович

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

Обращая внимание на связь языка с другими продуктами культуры - наукой, искусством, нравственностью и политикой - М.В. Ломоносов излагает свои лингвокультурологические воззрения. Мы находим у него начало, по крайней мере, четырёх лингвокультурологических дисциплин - лингвистического науковедения, лингвостилистики, лингвоэтики и лингвистической политологии.

Ключевые слова: М.В. Ломоносов; внешняя лингвистика; лингвокультуро-логия; лингвистическое науковедение; лингвостилистика; лингвоэтика; лингвистическая политология.

M.V. LOMONOSOV’S LINGUO-CULTURAL VIEWS

The article deals with linguo-cultural views of M.V. Lomonosov based on language relationship to the other culture products - science, art, morality and politics. The purpose is to find the beginning of at least four linguo-cultural disciplines: linguistic science of science, linguo-stylistics, linguo-ethics and linguistic political science in his views.

Key words: M.V. Lomonosov; external linguistics; linguoculturology; linguistic science of science; linguo-stylistics; linguo-ethics; linguistic political science.

Сколь трудно полагать основания!

М.В. Ломоносов

Задолго до Фердинанда де Соссюра (1857-1913 гг.) Михаил Васильевич Ломоносов (1811-1865 гг.) стал рассматривать язык («слово») в сравнении с другими знаковыми системами. Он писал: «Правда, что, кроме слова нашего, можно бы мысли изображать было чрез разные движения очей, лица, рук и прочих частей тела, как то пантомимы на театрах представляют, однако таким образом без света было бы говорить невозможно, и другие упражнения человеческие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.