Научная статья на тему 'Русская комическая опера и итальянская опера-буфф'

Русская комическая опера и итальянская опера-буфф Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
347
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская комическая опера и итальянская опера-буфф»

Немировская И.Д.

(Самара)

РУССКАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА И ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА-БУФФ

ИСКУССТВО XVIII столетия в наше время привлекает все большее внимание и как достояние истории, и как искусство живое, не утратившее силы воздействия. В потоке новых стилей, систем, взглядов продолжает существовать прошлое, открываемое нами как бы заново.

Искусство - посредник между человеком и обществом, стереоскопическое зеркало, отражающее противоречивый мир конца XVIII века особенности протекающего художественного процесса. И, чтобы получить общую, сфокусированную картину, полезно взглянуть на него с нескольких сторон. Наша задача заключается в том, чтобы наметить пути пересечения самых существенных тенденций в русской литературе, музыке и театре конца XVIII века, т.е. дать характеристику новому для России жанру - комической опере, органично соединившей в себе актуальность, полемичность журналистики, зрелищность, условность театра, богатство и разнообразие языка.

Факт приобщения России ко всей культуре Запада до сих пор толкуется по-разному: и как прогрессивный, единственно возможный в условиях XVIII века, и как пагубный для дальнейшего пути России. Но на наш взгляд, самым убедительным ответом на этот вопрос является дальнейшее поступательное движение России по пути интеграции Культур, позитивное значение которой дает о себе знать в середине следующего - XIX века.

Русская комическая опера, при всех формирующихся элементах национальной школы, в огромной мере представляет собой определенную ступень в ходе развития Европейского театра, и в первую очередь это касается итальянской и французской оперы-буфф. Подобные параллели неудивительны, т.к. большинство русских драматургов, соприкасающихся с музыкальным театром последней трети XVIII века, сначала были переводчиками иностранных опер, а лишь потом заявили о себе в качестве российских либреттистов.

Феномен русской комической оперы в том, что инициатива ее создания принадлежит не музыкантам, а литераторам, что неоднократно подчеркивалось во многих исследованиях, и поначалу содружество "драматург-музыкант" было неравноправным. Группа литераторов была явно сильнее. Это В.И.Майков, Н.П. Николев, А.О.Облесимов, М.А. Матинский, Я.Б.Княжнин, М.М.Херасков, В.А. Левшин, И А.Крылов, М.И.Попов.

Последняя треть XVIII века - время правления Екатерины II Великой (1762-1795), когда сферы культуры и власти смыкаются и представляют собой сложный противоречивый микст. Екатерина II начинает активно вмешиваться в область культуры, стремясь через искусство проводить свою примиренческую политику в духе "улыбательной" сатиры.

Анализ драматургии первых образцов итальянской оперы-буфф, в частности, интермедии Дж.Б.Перголези и комической оперы В.А. Левшина (с музыкой И.Ф. Керцелли) "Молодые поскорее старых могут обмануть'', позволяют провести некоторые параллели, касающиеся использования сюжета о том, как молодой человек прячется в доме своей возлюбленной под видом прислуги. Интересно и то, что подобный сюжет является основой "Домика в Коломне" А.С. Пушкина, по мотивам которой почти столетие спустя Игорем Стравинским будет написана комическая опера "Мавра".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.