Научная статья на тему 'РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ (НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ)'

РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ (НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ СИБИРИ / РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ / СТРУКТУРА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / NATIONAL REGIONS OF SIBERIA / RUSSIAN INTELLIGENTSIA / NATIONAL INTELLIGENTSIA / WAYS OF DEVELOPMENT / STRUCTURE / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / ROLE OF INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осинский И.И., Добрынина М.И.

В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования и развития русской интеллигенции в национальных районах Сибири - Алтае, Бурятии, Туве, Хакасии, Якутии. В досоветский период здесь было небольшое число лиц, занятых интеллектуальным трудом. В годы советской власти, особенно с началом социалистической реконструкции народного хозяйства, развернулся процесс создания в этих районах многонациональных кадров интеллигенции с доминированием представителей русской интеллигенции. В статье анализируются источники и пути их формирования, в том числе направление специалистов в национальные районы, создание вузов и техникумов на месте и подготовка в них кадров, целевая подготовка за пределами своих регионов и др. В процессе формирования и развития интеллигенции в каждой из республик Сибири образовалась современная поселенческая, национальная, отраслевая, профессиональная, гендерная структуры интеллигенции. Подчеркивается, что русская интеллигенция сыграла важную роль в становлении и развитии национальной интеллигенции, ее современной структуры. Многие деятели русской культуры были учителями писателей, художников, музыкантов, актеров из среды народов Сибири. В то же время русские деятели культуры многому учились у представителей национальной интеллигенции, которые хорошо знали обычаи, традиции своих народов, фольклор, что находило отражение в их творчестве. Представители русской интеллигенции с начала освоения Сибири, ее национальных районов и на протяжении всех последующих лет принимали и принимают непосредственное участие в развитии всех сфер жизни и деятельности народов Сибири. Особенно велик их вклад в создание и развитие индустриально-производственных комплексов этих районов. Они занимали и занимают ведущие позиции в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи. Важное место принадлежит русским специалистам и в аграрном секторе республик Сибири, а также в сфере образования, науки и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN INTELLIGENTSIA IN THE REPUBLICS OF SIBERIA: SOME PROBLEMS OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT

The article deals with some problems of formation and development of the Russian intelligentsia in national regions of Siberia -Altai, Buryatia, Tuva, Khakassia, Yakutia. In the pre-Soviet period there were a small number of people engaged in intellectual work in these regions. During the years of Soviet power, particularly with the beginning of the socialist reconstruction of national economy, the process of development of multinational intelligentsia with the dominance of Russian specialists began in these regions. The article analyzes the sources and ways of its development, among them are referring of specialists to national regions, creation of universities, technical schools and training of personnel at the local level, targeted training outside the regions, etc. In the process of development of the intelligentsia in each of the republics of Siberia, a modern settlement, national, industrial, professional, and gender structure of the intelligentsia was formed. It is emphasized that the Russian intelligentsia played an important role in emergence and development of the national intelligentsia, its modern structure. Many figures of Russian culture were teachers of writers, artists, musicians, actors from among the peoples of Siberia. At the same time, Russian cultural figures learned a lot from representatives of the national intelligentsia, who knew the customs, traditions of their peoples, and folklore, which was reflected in their works. Since the beginning of seizure of Siberia, its national regions and throughout all subsequent years, the representatives of the Russian intelligentsia had been and are directly involved in the development of all spheres of life and activity of the peoples of Siberia. Their contribution to the creation and development of the industrial complexes in these regions is especially great. They occupied and occupy leading positions in industry, construction, transport and communications. We emphasize the important role of Russian specialists in the development of agrarian sector of the republics of Siberia, as well as in the sphere of education, science and culture.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ (НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ)»

РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

И. И. Осинский, М. И. Добрынина

РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ (Некоторые проблемы формирования и развития)

Постановка проблемы

Место и роль русской интеллигенции в жизни национальных районов Сибири — одна из значимых научных проблем. Русские люди, их специалисты, всегда интересовались Сибирью, осваивали ее просторы, строили здесь фабрики, заводы, рудники, создавали вузы, театры, возводили города. Вместе с представителями коренных народов они превратили национальные районы в современные высокоразвитые республики. Сегодня совместными усилиями осуществляются задачи по экономической, социальной, духовной модернизации регионов. Созидательная деятельность русской и национальной интеллигенции нашла свое отражение в значительном количестве трудов исследователей советского и постсоветского времени. Прошедшие три десятилетия показывают,

© Осинский И. И., Добрынина М. И., 2019

Осинский Иван Иосифович — доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). intellinge@rambler.ru

Osinsky Ivan Iosifovich — doctor of Philosophy, professor of the department of philosophy of the Buryat state university (Ulan-Ude).

Добрынина Марина Ивановна — доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). mid16@mail.ru

Dobrynina Marina Ivanovna — doctor of sociological sciences, professor of the department of political science and sociology of the Buryat state university (Ulan-Ude).

что данная тема не стала менее актуальной, особенно изучение положения и роли русской интеллигенции. Именно в эти годы часть русской интеллигенции мигрировала за пределы национальных республик, в ряде случаев обострились межнациональные отношения. В литературе (в некоторых работах) сместились оценки роли русской интеллигенции в жизни сибирских регионов. Всё это требует обращения к истории формирования интеллигенции в национальных республиках Сибири, которое активно осуществлялось в годы советской власти, и выяснения значения, которое имела в этом процессе русская интеллигенция, а также ее деятельности в последующие годы.

Цель нашего исследования, таким образом, заключается в выявлении места русской интеллигенции в социальной структуре национально-государственных образований Сибири, ее роли в развитии экономической, социально-политической и духовной сфер, а также в укреплении взаимосвязей между русской и титульными нациями.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод, системный подход и структурный анализ, а также общенаучные методы познания — анализ, синтез, сравнение, применялся также исторический метод. Использовались материалы всесоюзных переписей населения 1959, 1979, 1989 гг., статистические данные. Авторы опирались на монографию М. И. Добрыниной «Русская интеллигенция в республиках Сибири: социальный статус» (Улан-Удэ, 2011).

Пути формирования русской интеллигенции

в национальных районах Сибири

Интеллигенция как социальная группа занимает одно из центральных мест в структуре российского общества. В ее национальном составе доминирует русская интеллигенция как часть самой крупной в России нации. Русская интеллигенция в силу особенностей исторического развития страны, административного, национально-государственного устройства и других факторов территориально дифференцирована и присутствует во всех республиках, краях и областях страны. Вместе с представителями других народов интеллигенция является главной силой,

интеллектуально обеспечивающей происходящие в обществе, его регионах перемены. В числе таких регионов — национально-государственные образования Сибири: Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия. В этих республиках проживает 2,04 млн человек. В более широком географическом контексте в понятие «Сибирь» входят Республика Саха (Якутия), края и области Дальнего Востока. Население Якутии составляет 960 тыс. человек. Все республики Сибири многонациональные, с преобладанием русского населения, за исключением Республики Тува, где большинство жителей — тувинцы. Интеллигенция каждого из национальных регионов Сибири сформировалась и получила развитие как многонациональная социальная группа с доминированием русских. Численное преобладание русских в составе интеллигенции республик Сибири объясняется: во-первых, доминированием в структуре жителей национальных регионов русского населения, которое являлось одним из основных источников пополнения и развития интеллигенции; во-вторых, организованным перераспределением и стихийной миграцией части специалистов в национальные регионы Сибири. Перемещение специалистов, как и других групп трудящихся — объективный процесс. Он обусловлен потребностями развития регионов, вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов малообжитых мест с суровым климатом. Без привлечения квалифицированных кадров из других регионов было бы невозможно освоение этих территорий, осуществление электрификации, индустриализации, создание новых отраслей промышленности и в целом развитие экономики и культуры.

Потребности в специалистах особенно возросли в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. в связи с переходом к социалистической реконструкции народного хозяйства. Конечно, в этих регионах существовала небольшая часть старой интеллигенции, преимущественно гуманитарная, но она не могла решить вставшие новые задачи по перестройке экономики. Их решение было не под силу и выдвиженцам. В национальных регионах имелись свои особенности удовлетворения потребности в специалистах. Во-первых, их направляли соответствующими министерствами и ведомствами. Пополнение специалистов с высшим образованием вплоть до середины 30-х гг. происходило за счет прибытия их

из других городов страны, т. к. здесь не было не только вузов, профессорско-преподавательского состава, учебно-материальной базы, но и достаточного количества даже средних школ. В связи с началом строительства в Бурятии паровозо-вагонного завода к осени 1932 г. по линии НКПС в республику было направлено 410 инженеров и техников и 4418 рабочих. В 1930—1933 гг. в Якутию прибыло свыше 50 врачей, в Бурятию в 1940 г. — 140 врачей и 200 человек среднего медицинского персонала1. В эти и последующие годы в национальные регионы отправляли преимущественно русских специалистов. Они строили заводы, фабрики, рудники, возводили города, создавали театры, вузы, школы, поликлиники и т. п. Во-вторых, потребность в кадрах решалась путем создания, расширения сети вузов, ссузов для подготовки специалистов непосредственно в национально-государственных образованиях Сибири. В начале 30-х гг. в Бурятии и Якутии были открыты первые вузы. В 1940—1941 гг. в четырех вузах Бурятии обучалось 792 студента и в 13 средних специальных учебных заведениях — 2120 человек. В Якутии в педагогическом и учительском институтах учились, как и в Бурятии, около 800 студентов и в 19 средних специальных учебных заведениях — 3686 человек2. В 1940 г. в Абаканском пединституте (Хакасия) обучалось 500 студентов, в средних специальных учебных заведениях — 1 тыс. человек. В Горном Алтае — в средних специальных учебных заведениях насчитывалось 1,7 тыс. студентов. В-третьих, путем целевого (квотного) распределения представителей местной молодежи направляли в соответствующие учебные заведения европейской части страны и Сибири с последующим возвращением для работы в своих регионах. Данная форма широко использовалась автономиями Сибири. Сотни представителей молодежи преимущественно коренных сибирских национальностей при помощи русских профессоров проходили подготовку в вузах Москвы, Ленинграда и других городов. В последующем многие из этих подготовленных специалистов становились известными руководителями, профессионалами (например, актерами, музыкантами, учеными и др.) Так, из Якутии в 1925 г. в центральных учебных заведениях обучалось 168 человек, в 1928 г. — 356, в 1932 г. — 786 человек (из них

около 70 % составляли якуты и эвенки). Из Бурятии в 1928 г. было направлено на учебу в вузы и техникумы страны 436 человек, в 1932 г. — свыше 1 тыс. человек3.

Подобные формы пополнения кадров специалистов применялись практически во всех республиках Сибири. Они позволили за относительно короткое время подготовить значительные по численности группы интеллигенции. Уже к концу 1950-х гг. по удельному весу работников умственного труда среди занятого населения национальные районы Сибири достигли, за исключением Тувы, среднесоюзных показателей. Так, если в 1959 г. доля интеллигенции и служащих в занятом населении в целом по СССР составляла 18,5 % (в РСФСР — 20,5 %), то в Хакасской АО — 18,9 %, Горно-Алтайской АО — 19,1 %, Бурятской АССР — 20,4 %, Якутской АССР — 25,9 %. Только в Туве этот показатель был ниже — 18 % (она стала частью СССР в 1944 г.)4. В 1960—70-е гг. во всех отмеченных автономиях заметно увеличился удельный вес интеллигенции и служащих. В 1979 г. он составил в Хакасии 26,1 %, в Горном Алтае — 26,5 %, в Туве — 27,2 %, в Бурятии — 29 %, в Якутии — 33,2 %. В целом по стране — 28,9 % (по РСФСР — 30,7 %)5. По мере роста численности интеллигенции менялась ее национальная структура, увеличивалась степень участия трудящихся наций и народностей Сибири в интеллектуальном профессиональном творчестве. Наличие собственных квалифицированных специалистов во всех сферах общественной деятельности — один из важнейших показателей социальной зрелости нации и непременное условие дальнейшего прогресса в различных областях.

Как показывают статистические данные, во всех сибирских автономиях образовались и выросли крупные многонациональные группы интеллигенции, базирующиеся преимущественно на двунациональной основе — интеллигенции титульной нации и русской, являющейся доминирующей (табл.1).

При опережающих темпах роста численности специалистов титульных наций преобладали (за исключением Тувы в 2002 г.) русские специалисты. Что касается Тувы, то в этой республике в начале 1990-х гг. значительная часть специалистов русской национальности в связи с обострившимися национальными отношениями выехала за ее пределы.

Таблица 1

Национальный состав лиц с высшим и средним специальным образованием в Бурятии, Туве, Якутии в 1966, 1980, 2002 гг.6

Национальности 1966 1980 2002 1966—2002

Абс. число % Абс. число % Абс. число % Прирост, раз

Бурятия 37554 100 94936 100 345664 100 9,2

буряты 8847 23,6 26233 27,6 104934 30,3 11,9

русские 26594 70,8 64512 68,0 224846 65,1 8,4

другие 2113 5,6 4191 4,4 15884 4,6 7,5

Тува 9161 100 24079 100 85200 100 9,3

тувинцы 2911 29,2 8811 36,6 57300 67,3 19,7

русские 6442 64,7 13994 58,1 24900 29,2 3,9

другие 608 6,1 1274 5,3 300 3,5 4,9

Якутия 45717 100 118700 100 338200 100 7,4

якуты 13806 30,2 32800 27,6 137500 40,7 10,0

русские 27396 59,9 68100 57,4 153100 45,3 5,6

другие 4542 9,9 17800 15,00 47500 14,0 10,4

В 2002 г. в Республике Алтай доля лиц русской национальности с высшим и средним специальным образованием составляла 61,5 %, в Хакасии — 83,0 %, доля специалистов титульной нации в Алтае — 12,3 %, Хакасии — 9,3 %. Сравнение доли национальной интеллигенции в составе интеллигенции с удельным весом национального населения, занимаемого в общей совокупности жителей той или иной республики, показывает, что эти цифры являются достаточно близкими, за исключением Республики Алтай, где доля алтайцев в населении республики (в возрасте 15 лет и больше) составляла в 2002 г. 29,1 %, а доля специалистов-алтайцев в общей совокупности специалистов Алтая 12,3 %, в остальных же республиках эти показатели были следующими: Тува — 75,0 % и 67,3 %; Якутия — 43,2 % и 40,7 %; Хакасия — 11,2 % и 9,3 %. В Бурятии доля специалистов бурятской национальности (30,3 %) была больше доли бурят в населении республики (26,8 %). Аналогичные показатели русской части интеллигенции сибирских республик характеризовались

следующим образом: русские в населении Республики Алтай составляли 59,4 %, среди специалистов — 62,1 %; в Бурятии соответственно — 68,5 % и 65,0 %; в Хакасии — 80,5 % и 83,1 %; в Туве — 29,1 % и 29,2 %; в Якутии — 42,7 % и 45,3 %7.

В целом же русские специалисты, русская интеллигенция с начала освоения Сибири, ее национальных районов и на протяжении всех последующих лет принимали и принимают непосредственное участие в развитии всех сфер жизни и деятельности их народов, став неотъемлемой частью населения этих территорий.

Русская интеллигенция в сфере материального

производства

Особенно значимое место занимала и занимает русская интеллигенция в сфере материального производства, представляющей собой основу жизни общества.

Развернувшаяся в стране индустриализация, появление новых отраслей хозяйства (машиностроение, электроэнергетика, алмазодобыча, нефтехимия и др.), образование крупных научных и культурных центров требовали всё большего количества специалистов. Особенностью нового этапа (1959—1989) в индустриальном развитии Сибири, ее национальных районов являлось то, что он был связан с комплексным освоением этих территорий, в частности, с разработкой уникальных месторождений алмазов в Западной Якутии и каменного угля в Южной Якутии, со строительством БАМа и Гусиноозерской ГРЭС в Бурятии, Черногорского камвольносуконного комбината в Хакасии, с сооружением и эксплуатацией комбинатов Тувакобальт, Туваасбест, Саяно-Шушенской ГЭС, с возведением, модернизацией и работой сотен других объектов. Прибывшие в республики Сибири инженеры, техники, геологи, проектировщики, другие специалисты были преимущественно русской национальности. Например, из числа ИТР, приехавших в 70-е гг. на строительство бурятского участка БАМа, около 80 % составляли русские специалисты. Согласно Всесоюзной переписи населения 1979 г., в Якутии в общей численности 32 578 инженерно-технических работников русских насчитывалось 31 134 человека или 95,5 %. В Бурятии доля русских среди ИТР равнялась 78,3 %, в Туве — 88,4 %.

Это свидетельствует о том, что русские специалисты вносили наибольший вклад в создание и развитие индустриально-производственных комплексов национальных районов Сибири. Они занимали ведущие позиции в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, возглавляли заводы, фабрики, стройки, другие государственные объекты. Так, в 1979 г. в Бурятии из 2044 руководителей предприятий 1494 (73,1 %) являлись русскими, в Якутии 1936 (60,4 %) предприятий из 3204 возглавляли рус-ские8. Многие ИТР активно участвовали в техническом творчестве, являлись рационализаторами, изобретателями. Экономический эффект от внедрения предложений рационализаторов в производство республик Сибири в 1965 г. составил 24,8 млн руб.9

Видное место принадлежало русским специалистам и в сельскохозяйственном секторе. Экономика Сибири имела ярко выраженный аграрный характер. Вплоть до 70-х гг. более половины ее населения являлись сельскими жителями и работали в животноводстве и земледелии.

Естественно эти сферы нуждались в ветеринарах, агрономах, других сельскохозяйственных специалистах. Значительное участие в удовлетворении этой потребности, в преобразовании отрасли принимали направленные из других краев и областей страны специалисты и организаторы. На начальном этапе, как пишут авторы «Истории Тувы», именно они возглавляли совхозы, МТС и многие колхозы10. Например, в Бурятии в 1970 г. было 115 колхозов, из них 78 возглавляли русские, 32 — буряты, 5 — украинцы11. В последующие годы руководителями колхозов и совхозов в большинстве своем становились представители титульных наций. Что касается специалистов, то представители русской национальности по-прежнему играли важную роль в организации сельскохозяйственного производства в республиках Сибири. В 1979 г. агрономы, ветврачи, зоотехники, лесничие русской национальности составляли в Бурятии 45,7 %, в Якутии — 18,2 %, в Туве — около половины12. Тенденция численного роста специалистов русской национальности продолжалась и в последующие годы. Вместе с тем в этот период была существенно расширена подготовка производственной интеллигенции в автономиях Сибири и за их пределами из числа местной, национальной молодежи, что обусловило возрастание доли специалистов

титульных наций. Тем не менее, в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи по-прежнему доминирующее положение занимали русские специалисты.

Вместе с тем 1990-е и последующие годы внесли существенные изменения в статусные позиции русской интеллигенции автономий Сибири, ее количественные и качественные характеристики, в том числе ее производственно-технической части. В связи с ликвидацией общественной собственности на средства производства, разрушением народно-хозяйственного комплекса, закрытием или банкротством многих предприятий произошло резкое сокращение промышленно-производственного персонала. Так, в Бурятии с 1991 по 1997 г. количество инженерно-технических работников и служащих в промышленности Улан-Удэ сократилось почти в два раза. В силу резкого ухудшения социальной ситуации в этих автономиях значительная часть инженеров, техников, экономистов, других специалистов русской национальности мигрировала в другие регионы. По данным Госкомстата Саха (Якутии), за 1990—1997 гг. выехало из республики 267 тыс. инженеров, техников, других специалистов и рабочих активного возраста13, что негативно сказалось на ряде важных отраслей материального производства. Значительная часть ИТР русской национальности покинула Бурятию в связи с завершением строительства Байкальского участка БАМа, закрытием ряда промышленных предприятий, строительных организаций, ухудшением социально-экономической ситуации в республике. Массовый отъезд ИТР из Тувы в 1991 г. парализовал работу промышленных предприятий республики. Обострились межнациональные отношения, основная причина — недостаточная сбалансированность кадровой, социальной и национальной политики.

Переход к рыночной экономике, новой системе хозяйствования обнаружил слабую востребованность некоторых традиционных инженерных профессий, причем подготовка их в вузах Сибири продолжалась, что обостряло проблему безработицы среди ИТР. С другой стороны, в республиках Сибири ощущался острый дефицит 1Т-специалистов. Будущее Сибири, ее национальных районов, с их огромными территориями, суровым климатом и труднодоступными минерально-сырьевыми ресурсами, малочисленным населением невозможно без развитых систем и сетей

информации. В последние годы данное обстоятельство начинает учитываться вузами Сибири. Всё больше ощущается потребность в грамотных специалистах по обеспечению квалифицированного руководства развитием отраслей северного хозяйства. Нужны меры, направленные на обогащение фауны и флоры, создание для них условий жизни и расширенного воспроизводства (акклиматизация, расселение, дичеразведение, рыболовство, биотехнические мероприятия и т. д.).

Русские специалисты в гуманитарной сфере

Важное место занимали и занимают русские среди медицинских работников. Собственно с русских врачей и начиналась в этих краях медицина в европейском понимании этого слова. Здоровье населения было удручающим, особенно на начальных этапах существования автономий. За годы советской власти в национальных регионах Сибири удалось создать современную систему охраны здоровья и сформировать квалифицированные кадры. По количеству врачей на 10 тыс. населения они приблизились к среднегосударственному показателю. В 1981 г. он составил в Бурятии 31,2; в Туве — 32,3; в Якутии — 37,1; в целом в стране — 38,5 врачей14. При этом следует отметить, что все медики высшей квалификации национальных регионов Сибири были подготовлены в крупных вузовских центрах европейской части страны и Сибири. Исключением является Якутия, в столичном университете которой с 1957 г. функционирует медицинский факультет, в значительной мере восполнивший дефицит врачей в республике. Позже такой факультет был открыт в Бурятии. В связи с опережающими темпами подготовки национальных медицинских кадров их доля всё больше увеличивается, доля же врачей русской национальности хотя и уменьшается, но по-прежнему является достаточно высокой, а в ряде случаев преобладающей в автономиях Сибири. Так, в Бурятии в 1959 г. она составляла 80,3 %, в 1970 г. — 74,4 %, в 1979 г. — 67,4 %15.

В постсоветский период в связи с ухудшением социально-экономической ситуации значительная часть русских врачей выехала за пределы автономий Сибири, снизилась обеспеченность этих регионов медицинскими специалистами. В 2011 г. в регионах СФО было 84,4 тыс. врачей, в 2014 г. стало 77,5 тыс. Особенно

остро стоит проблема медицинского обслуживания сельского населения и жителей малых городов. В Бурятии дефицит сельских врачей (на 01.07.2017 г.) составлял 520 человек. Причинами выезда из регионов Сибири являются: отсутствие мотивации, заинтересованности, необходимых условий для профессиональной деятельности и для удовлетворяющей специалиста жизни.

Русские специалисты также широко представлены в сфере педагогической, научной и научно-педагогической деятельности. Учителя были по существу первой массовой группой интеллигенции, образовавшейся в этих регионах. Небольшую ее часть составляла старая учительская интеллигенция. На первых порах преобладающая масса учителей как русской, так и титульных наций не имела специального образования. Поэтому подготовка педагогических кадров была в качестве первоочередных государственных задач. Уже в 1939 г. в Якутии насчитывалось 3908 учителей начальных и всех средних учебных заведений и курсов, из них русских было 1110 человек, якутов 2340 человек16. В 1959 г. из 5366 учителей русские составляли 2482 человека, якуты — 2884 человека17. Как видим, за двадцатилетний период количество русских преподавателей увеличилось в 2,2 раза, якутских — в 1,2 раза. Рост численности педагогической интеллигенции, в том числе русской национальности, происходил и в последующие годы. В 1990/91 учебном году в Якутии в общеобразовательных учреждениях насчитывалось 18,8 тыс. учителей, в 2002/03 учебном году — 19,2 тыс.18 Подобные изменения происходили и в других национально-государственных образованиях Сибири. Так, в Бурятии число преподавателей начальных, восьмилетних и всех средних учебных заведений и курсов русской интеллигенции в 1970 г. составляло 7184 человека, в 1989 г. — 8531 человек, бурятской национальности соответственно 3938 и 6669 человек19. В Туве в 1979 г. в числе 4332 преподавателей школ, средних учебных заведений и курсов русских было 1591 человек, тувинцев — 2604 человека, представителей других национальностей — 137 человек20. Русские учителя в содружестве с учителями титульных, других национальностей играли и продолжают играть огромную роль в образовании населения республик Сибири, в передаче знаний, опыта, ценностей, традиций нынешним и будущим поколениям.

Сегодня учительство, как и общество в целом, находится в ситуации реформирования системы образования. К сожалению, обнадеживающих результатов пока не видно. Наоборот, всё больше обнаруживается недостатков. В литературе отмечается, что с переходом на новые образовательные стандарты и введением ЕГЭ качество образования снижается: учащиеся получают отрывочные знания. Само образование чаще ориентируется на мар-кетизацию. Оплата учительского труда недостаточна, сокращается количество школ, особенно в сельской местности, и др. Интернациональное воспитание учащихся уходит из школы.

С педагогической деятельностью тесно связана научно-педагогическая и научная деятельность, т. е. труд, направленный на создание материальных и духовных ценностей. Представителями русской науки проводились исследования территорий регионов Сибири, ее недр, флоры и фауны. С их помощью здесь созданы крупные научные центры, подготовлены тысячи высококвалифицированных ученых, осуществляющих исследования в различных отраслях науки. Сегодня национальные научные центры опираются на материальную, финансовую, методическую и другую помощь российских научных учреждений, их специалистов. С благодарностью интеллигенция национальных регионов Сибири произносит имена В. А. Обручева, Г. Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова, И. Г. Гмелина, П. С. Палласа, Г. Р. Верещагина, Ф. А. Кудрявцева, А. П. Окладникова, А. А. Трофимука, Д. К. Беляева, А. Б. Жукова, М. А. Лаврентьева, Н. Л. Добрецова, Э. Л. Климашевского, Т. И. Заславской, В. В. Радлова, Г. Н. Потанина, С. А. Толстоухова, А. В. Андреманова, В. В. Бунака и многих других ученых, организаторов науки, внесших большой вклад в развитие научного потенциала регионов Сибири.

Сегодня в Якутии центром академической науки является Академия наук Республики Саха (Якутия), в Бурятии — Бурятский научный центр СО РАН, в Туве — Тувинский институт гуманитарных исследований, в Хакасии — Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (Хак-НИИЯЛИ), в Республике Алтай — Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы (с 2012 г. НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова), функционируют другие научные учреждения. Важную роль в развитии науки,

в подготовке высококвалифицированных специалистов играют местные университеты, другие вузы. В научных учреждениях и вузах наряду с представителями титульных наций трудятся ученые, преподаватели русской национальности.

Их совместными усилиями достигнуты заметные результаты в повышении качества образования населения автономий, в подготовке специалистов, осуществлении научных открытий. Согласно переписи 2010 г., на 1000 человек в возрасте 15 лет и более высшее образование (включая послевузовское) в республике Алтай имеют 193 человека, Бурятии — 218 человек, Туве — 159 человек, Хакасии — 185 человек, Саха (Якутии) — 221 человек. В целом по Сибири данный показатель составляет 203 человека21. Это свидетельствует о том, что автономии Сибири вплотную приблизились к среднесибирскому показателю, а некоторые его достигли. Наблюдается сходство данных о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования (табл. 2).

Таблица 2

Распределение населения по ступеням высшего профессионального образования и наличию ученой степени по автономиям Сибири22

Республики и СФО Население с высшим образованием, тыс. чел. Ступень, на 1000 чел. населения с образованием Население старше 20 лет с высшим образованием, тыс. чел. Учен. степ., на 1000 чел. старше 20 лет

бакалавр специалист магистр кандидат наук доктор наук

Алтай 21,1 39 944 17 29,6 13 1

Бурятия 161,5 43 936 21 163,1 18 2

Тува 33,1 64 914 22 33,6 11 1

Хакасия 78,9 42 935 23 79,2 8 1

Саха

(Якутия) 154,8 63 897 40 155,3 16 3

СФО 3098,9 38 942 20 3059,0 17 3

Обращают на себя внимание более высокие показатели, характеризующие специалистов в Саха (Якутии) и Бурятии. Эти

республики относятся к экономически развитым и имеющим богатый опыт подготовки специалистов по сравнению с другими. Здесь более многочисленная как русская, так и национальная интеллигенция. Нельзя не учитывать и роли учительской интеллигенции, где, кстати, русская составляющая была очень высокой.

Русские интеллигенты широко представлены в других сферах духовного производства национальных регионов Сибири. Они вместе с представителями титульных народов непосредственно участвуют в создании, сохранении и распространении ценностей и форм духовной культуры. Особенно большое значение имеет творчество писателей, деятелей искусства, культурно-просветительских работников, являющихся выразителями духа нации, ее менталитета.

Согласно всесоюзным переписям населения 1959, 1979 и 1989 гг., указанные группы интеллигенции, например в Бурятии, характеризовались следующим образом.

Таблица 3

Доля художественной и культурно-просветительской интеллигенции в Бурятии в 1959, 1979, 1989 гг., %23

Интеллиген- 1959 1979 1989

буря- буря- буря-

русские другие рус- другие рус- дру

ция

ты ты ские ты ские гие

художест-

венная 41,1 51,7 7,2 44,6 50,9 4,5 41,2 52,4 6,4

культ.-

просвет. 27,9 60,1 6,0 35,1 61,1 3,8 34,0 57,8 7,4

доля нац.

в составе

населения 20,2 74,6 5,2 23,0 72,0 5,0 24,0 69,9 6,1

Из таблицы 3 видно, что доля бурят в составе художественной и культурно-просветительской интеллигенции Бурятии в рассматриваемый 30-летний период была значительно больше удельного веса, занимаемого бурятами в составе населения республики, что вполне естественно, т. к. именно эти группы национальной интеллигенции формируют у представителей своего этноса национальное самосознание, способствуют духовной консолидации нации. Доля русской интеллигенции меньше

удельного веса, занимаемого в населении страны, но она является преобладающей в составе обеих групп интеллигенции. При этом надо иметь в виду, что они были не только значительной по численности социальной группой, но и оказывали большое влияние на становление и развитие национальной гуманитарной интеллигенции республик Сибири, на массовый, динамичный рост духовной культуры коренных жителей этих регионов.

Будущие национальные писатели, артисты, композиторы, журналисты, представители других массовых профессий проходили подготовку в ведущих вузах страны, в театрах, студиях, мастерских, учились у известных мастеров русской культуры. Последние, кроме того, сами приезжали в автономии Сибири, помогали на месте создавать театры, художественные мастерские, музеи, библиотеки, обучали талантливых представителей национальной молодежи многим неизвестным здесь видам современного искусства. Имидж русской интеллигенции был очень высоким среди формирующейся интеллигенции и населения в целом.

Солист Бурятского академического театра оперы и балета народный артист РСФСР Д. Дашиев в газете «Правда Бурятии» писал: «Я артист. Мне близки шедевры мировой музыкальной культуры. Но русское искусство — особенное. В нем, прежде всего, поражает его величайший гуманизм, его бережное отношение к культурному наследию других народов, больших и малых. И думаю — какое это великое счастье приобщиться к этому искусству, быть к нему причастным.

Наш театр называют одним из лучших на востоке страны, ему присвоено высокое звание академического. И во всем этом неоценима роль, которую сыграли выдающиеся мастера искусства нашей страны, представители всех ее народов, прежде всего русского. Если провести опрос среди артистов нашего театра, попросить назвать своих учителей, то получится, что будут названы самые разные фамилии, все культурные центры страны. Но начну я с одной Уральской консерватории, которую окончили и многие мои коллеги. Ее первый ректор — Маркиан Фролов был автором первой национальной оперы "Энхэ — Булат батор". Уральскую консерваторию окончили наши композиторы: народный артист СССР Бау Ямпилов (позже — Герой социалистического труда), заслуженный деятель искусств РСФСР Жигмит Батуев, Дандар

Аюшеев. Большинство музыкантов оркестра нашего театра — воспитанники Уральской консерватории. До сих пор благодарен моему педагогу З. Шелоковой. Она учила и нашу замечательную певицу, народную артистку РСФСР Чимиту Шанюшкину.

Целую плеяду талантливых артистов выпустила прославленная Ленинградская консерватория. Это — народные артисты СССР Лхасаран Линховоин, Ким Базарсадаев, народные артисты РСФСР Н. Петрова, П. Абашеев, заслуженные артисты РСФСР В. Лыгденова, Д. Кыштымова, В. Манкетов, О. Короткова и многие другие. В Ленинграде получила образование наша талантливая молодежь, ныне уже завоевавшая любовь и признательность зрителей: Галина Шойдагбаева, Ольга Аюрова... Если бы стал перечислять, получился бы большой список»24. Подобные оценки роли русской интеллигенции в развитии культуры народов Сибири содержатся в выступлениях представителей Тувинской, Якутской, Хакасской, Алтайской культур.

Многие деятели русской культуры были учителями писателей, художников, музыкантов, актеров из среды народов Сибири. Благодаря творческому взаимодействию представителей русской художественной интеллигенции и молодых национальных талантов в республиках Сибири появились и получили развитие классическая и национальная опера и балет, музыкальная драма, симфоническое и камерное искусство, станковая и монументальная живопись, скульптура, разнообразнейшие виды графики, национальные романы, повести, рассказы, драматургия и т. д., обогатившие не только национальную, но и всю российскую культуру.

В то же время русские деятели культуры многому учились у представителей национальной интеллигенции, которые хорошо знали обычаи, традиции своего народа, фольклор, что находило отражение в их творчестве. Произведения авторов, выходцев из среды овцеводов, охотников, рыбаков публиковались в центральных издательствах и за рубежом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем в постсоветский период наряду с позитивными процессами, отражающими в известной мере продолжение традиционного влияния и взаимовлияния в области духовной жизни, к сожалению, появились и некоторые негативные явления, как в развитии русской, так и национальной интеллигенции республик Сибири.

Оказалась существенно разрушенной материальная база культуры, где сосредоточена доминирующая сфера деятельности интеллигенции, особенно на периферии (театры, дома культуры, клубы, библиотеки и др.), произошло падение жизненного уровня основной массы гуманитарной интеллигенции. Она, как и вся российская интеллигенция, стала социально, политически, ценностно расколотой.

Несмотря на трудности, гуманитарная интеллигенция продолжала и продолжает выполнение своих функций. В республиках Сибири работают школы, вузы, библиотеки, многие другие организации, с которыми связана гуманитарная интеллигенция.

В заключение следует отметить, что русская интеллигенция сыграла и играет важную роль в жизни народов Сибири. Она оказала большую помощь в формировании национальной интеллигенции, развитии современной развитой культуры во всем ее многообразии. Огромное положительное воздействие русской интеллигенции продолжается и сегодня. В свою очередь, интеллигенция народов Сибири оказывает существенное прогрессивное влияние на общероссийские культурные процессы.

Примечания

1 Халзанов К. Х. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири. М., 1965. С. 36, 30.

2 Там же.

3 Отчет правительства Бурят-Монгольской АССР за 1928—1930 гг. М., 1931. С. 79.

4 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. М., 1973. Т. 5. С. 26, 27, 34—39.

5 Там же. Т. 7. С. 44, 45, 48—51.

6 Добрынина М. И. Русская интеллигенция в республиках Сибири : социальный статус. Улан-Удэ, 2011. С. 95, 145.

7 Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года : в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 2. С. 1500, 1502, 1516.

8 Всесоюзная перепись населения 1979 г. Распределение населения отдельных национальностей по занятиям : Бурятская АССР. Тувинская АССР. Якутская АССР. М., 1980. Табл. 316, 326, 336.

9 Осинский И. И. Возрастание роли интеллигенции в совершенствовании социализма. М., 1986. С. 64.

10 История Тувы : в 3 т. Новосибирск, 2016. Т. 3. С. 57.

11 Всесоюзная перепись населения 1970 г. Занятия населения по основным национальностям. М., 1970.

12 Всесоюзная перепись населения 1979 г. Распределение населения отдельных национальностей по занятиям. Табл. 316, 326, 336.

13 Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2000. С. 13.

14 Народное хозяйство СССР, 1922—1982 : юбил. стат. ежегодник. М., 1982. С. 542.

15 История Тувы. Т. 3. С. 57.

16 Якутия: ХХ век в зеркале статистики : офиц. изд. Якутск, 2001. С. 62.

17 Всесоюзная перепись населения 1959 г. Занятия населения по основным национальностям. М., 1961. Табл. 1.

18 Якутия: ХХ век в зеркале статистики. С. 80.

19 Республика Бурятия. 75 лет : стат. сб. : офиц. изд. Улан-Удэ, 1998. С. 125 ; Буряты в зеркале статистики : стат. сб. Улан-Удэ, 1996. С. 25.

20 Всесоюзная перепись населения 1979 г. Распределение населения отдельных национальностей по занятиям : Тувинская АССР. Табл. 32.

21 Социально-демографический портрет России : по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. М., 2012. С. 112—113.

22 Там же.

23 Всесоюзная перепись населения 1989 г. Распределение населения по отдельным национальностям. М., 1990. Бурятская АССР. Табл. 366. Л. 3.

24 Правда Бурятии. 1984. 7 июля.

References

1. Dobrynina M. I. Russkaya intelligentsiya v respublikakh Sibiri: Sotsial-nyy status. Ulan-Ude, 2011.

2. Khalzanov K. Kh. Formirovanie kadrov natsionalnoy intelligentsii v av-tonomnykh respublikakh Sibiri. M., 1965.

3. Osinskiy 1.1. Vozrastanie roli intelligentsii v sovershenstvovanii sotsial-izma. M., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.