Научная статья на тему 'РУССКАЯ ИДЕЯ И ЕЁ ОСМЫСЛЕНИЕ В ТРУДАХ И.А. ИЛЬИНА'

РУССКАЯ ИДЕЯ И ЕЁ ОСМЫСЛЕНИЕ В ТРУДАХ И.А. ИЛЬИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская философия / культурные вызовы / миссия истории / новое мироустройство / Russian philosophy / cultural challenges / mission of history / new world order

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ванслонович Д. М., Шепелева В. Б.

Концепт русской идеи – одно из наиболее фундаментальных и разносторонних явлений интеллектуальной отечественной практики за долгие годы её истории. В данном исследовании предпринята попытка систематизации философских и исторических представлений о концепте русской идеи в работах И.А. Ильина -одного из ярких и противоречивых мыслителей XX века, который внёс большой вклад в развитие понятия русской идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN IDEA AND ITS INTERPRETATION IN WORKS OF I.A. ILYIN

The concept of the Russian idea is one of the most fundamental and versatile phenomena of intellectual domestic practice over the many years of its history. Russian Russian idea This study attempts to systematize philosophical and historical ideas about the concept of the Russian idea in the works of I.A. Ilyin, one of the brightest and most controversial thinkers of the 20th century, who made a great contribution to the development of the concept of the Russian idea.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ИДЕЯ И ЕЁ ОСМЫСЛЕНИЕ В ТРУДАХ И.А. ИЛЬИНА»

УДК 140.8, 130.2 Ванслонович Д.М., Шепелева В.Б.

Ванслонович Д.М.

магистрант 1-го года обучения Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

(г. Омск, Россия)

Научный руководитель: Шепелева В.Б.

д.и.н., проф. кафедры отечественной истории, социологии и политологии Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

(г. Омск, Россия)

РУССКАЯ ИДЕЯ И ЕЁ ОСМЫСЛЕНИЕ В ТРУДАХ И.А. ИЛЬИНА

Аннотация: концепт русской идеи - одно из наиболее фундаментальных и разносторонних явлений интеллектуальной отечественной практики за долгие годы её истории. В данном исследовании предпринята попытка систематизации философских и исторических представлений о концепте русской идеи в работах И.А. Ильина -одного из ярких и противоречивых мыслителей XX века, который внёс большой вклад в развитие понятия русской идеи.

Ключевые слова: русская философия, культурные вызовы, миссия истории, новое мироустройство.

Актуализацией проблемы самоидентификации России, неразрывно связанной со смыслами русской идеи, обусловлен ход работы. С одной стороны, толкование русской идеи разнилось и разнится в политическом, религиозном и философском аспектах. С другой - взгляды И.А. Ильина -важные маркеры развития русской философской мысли, в том числе - относительно содержательного наполнения русской идеи.

При этом Н.Я. Данилевский представляется нам как некий философ-политик, который переосмысляет культурно-исторические типы исходя из прагматичных представлений в знаковой работе «Россия и Европа» [1]. Н.А. Бердяев переосмысливает онтологические процессы, связанные с пониманием человека, "свободы",

«Богочеловеческого процесса», "царства Кесаря" и сути русской идеи. Что же нового в концепт русской идеи привносит Иван Александрович?

Начало XX века в русской истории, революционные потрясения связываются с глубокими переживаниями и экзистенциальными скитаниями не только мыслителей или политических деятелей, но и обычных людей. Вольно и невольно человек находится в поиске себя в новой идей ной, ценностной и политической парадигме. И можно заметить пребывание человека в культуре России с некой позиции фольклоризма. Смыслы сказок, преданий, начинают наполняться новыми идеями, до сих пор неизвестными. А.А. Блок в произведении "О, весна без конца и без краю" [2, с. 149] переосмысляет устройство своей Родины именно с помощью фольклора. Иван Александрович сумел уловить эту тенденцию, он пытался выстроить этими же образами свой концепт русской идеи для большего понимания России.

"Духовная культура народа не есть его почетное кладбище, не есть только музей его лучших свершений, или все множество его вещественных и сверхвещественных созданий , нет, - она живет и творится и в нас, его сынах, связанных со своею родиной любовью, молитвою и творчеством, она живет незримо в каждом из нас, и каждый из нас то бережет и творит ее в себе, то пренебрегает ею и запускает ее... Россия не только

«там», где-то в бескрайних просторах и непроглядных лесах, и не только «там», в душах ныне порабощенного, но в грядущем свободного русского народа, но еще и «здесь», в нас самих, с нами всегда, в живом и таинственном единении. Россия всюду, где хоть одна человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость. И потому возрождение и перерождение ее совершается в нас, в наших душах, в их горении, творческом напряжении и

очищении. Очистившиеся души най дут новые молитвы, созревшие души породят новые дела. Новыми молитвами и новыми делами обновится Россия и ее культура" [3, с. 1-3].

В данном отрывке И.А. Ильин предстаёт как серьёзный продолжатель линии «народничества» в рядах русской интеллигенции, в русской культуре. Собственно, большинство интеллигенции и действовали таким способом, рассуждая о том, насколько важен аспект народности и обновления культуры. Заметим, и автор далеко не консерватор, он за обновление, за возрождение через преобразование: за «новые молитвы и новые дела», за грядущий свободный русский народ (с переосмыслением антропологии, к сожалению, в наименьшую степень). Так писал об этом культурологическом преображении Иван Александрович в работе "О России" [3].

Стоит заметить, что это не столько культурная рефлексия, сколько философско-онтологическое переосмысление всего культурного процесса. Русская идея Ильина начинается с фольклоризма и понимания русской культуры в целом. Фольклоризм у него выступает началом национального переосмысления. Во многих своих работах он упоминает народные песни и сказки в качестве примера национального обновления, которое должно най ти своё применение в культуре России. Помимо этого, философ рассматривает и феномен веры в контексте воспитания, политики и истории. Вера делает «идею сердца» Ильина актуальной в плане богословской традиции. В православном понимании Бог -есть любовь, и эта высокая любовь у Ильина связывается с верой сердца.

«Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою» [4, с. 403]

Можно сказать, что в концепте русской идеи Ильина просматривается, помимо всего, некая проективность для духовного становления русской интеллигенции и народа. Данный процесс - один из важнейших, так как с

православной самоидентичностью происходит определение свободы и несвободы, ценности -призвания человека в этой культуре, смысла бытия.

"Оно (духовное становление) должно созидать на основе сердечного созерцания свое особое православное богословие, свободное от рассудочного, формального, мертвенного, скептически слепого резонерства западных богословов, оно не должно перенимать моральную казуистику и моральный педантизм у Запада, оно должно исходить из живой и творческой христианской совести" (заметим: это общее для представителей «духовного ренессанса России» начала ХХ в.). [4, с. 408]

Помимо религиозного аспекта феномена русской идеи Ильин ссылается и на европоцентричную систему науки, которая должна быть переосмыслена. Безусловно, мы можем заметить здесь ещё один важный аспект понимания русской идеи - обособленность русской философско-научной мысли от европейской, словно тенденция на самоопределение в контексте науки. С другой стороны, у Н. А. Бердяева философия не выступает в таком прагматическом понимании. Философия Бердяева - философия Духа, она рассматривается им совершенно в другом направлении и понимании, скорее, в онтологическом.

Кроме вышеперечисленных тенденций, у И.А. Ильина можно встретить упоминание русской идеи как средства - опоры культурного процесса преобразования, он рассматривает это как пересмотр антропологических и философских ценностей. Культурное преобразование России посредством русской идеи видится Ивану Александровичу как важный этап в ходе отечественной истории. Человек предстаёт перед выбором самоопределения в культуре своей страны: либо антропологическо-христианское осмысление в ключе народности, либо же сугубо прагматичная отмена европоцентризма (исключая собственно европоцентристский выбор). Далее каждый человек лишь развивается по ходу выбранной линии. Даже учитывая становление советской государственности, Ильин указывает на то, что возрождение бытия русской идеи неотвратимо. Этот процесс возвращения -осмысления русской идеи выступает неким фактором развития России, благодаря которому возможно

самоидентичное существование. Здесь философ не упоминает соборности, скорее всего потому, что избирает именно прагматичный путь переосмысления культуры России.

Безусловно, понимание феномена русской идеи у И.А. Ильина и совпадает и отличается от упомянутых мыслителей. Преобладание «фольклоризма» как национального начала характерно для этого концепта, что, безусловно, сыграло немаловажную роль. Фольклоризм выступает начальным этапом должного переосмысления индивида в культуре и процессе развития.

Также важнейший аспект - религиозная идентичность. Важно понимать свободу и творчество в контексте религии, человек должен осознать себя в православной традиции. С таким подходом мы встречаемся у Н.А. Бердяева, Отца Сергия Булгакова и у других религиозных мыслителей. Однако И.А. Ильин лишь отчасти придерживается этой установки.

Вместе с тем стоит сказать о том, что Иван Александрович привносит в концепт русской идеи поэтический характер. Мы можем заметить, как его определения, формулы ярко и легко применяются на практике в философском дискурсе. Данный культурный контекст можно охарактеризовать так: русская идея помогает определять спад, подъём и стагнацию развития исторического процесса России.

Русская идея в идеалистическом представлении выступает как народные, соборные интуиция и осмысление христианской принадлежности, религиозной антропологии и ценности бытия. У Ивана Александровича мы можем встретить множество отличий от этого понимания: он трактует религиозную идентичность вне философско-религиозной концепции видения человека, убирая эти важнейшие установки на задний план. Безусловно, данный мыслитель привнёс некоторые новые тенденции в осмысление русской идеи: правовое основание, поэтичность. Но некое нечувствие к диалектическому универсализму православия - в итоге русской идеи оказалось чревато склонностью к национализму (случай но ли отсутствие идиосинкразии на фашизм). Это важнейшие отличия, которые стоит подчеркнуть, хотя, соблюдая объективность,

отметим: автор по-своему обращался к установкам соборности, ценности человека и народности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» / Н. Я. Данилевский , [Сост., послесл., коммент. С. А. Вайгачева]. - М.: Книга, 1991. - 573 с;

2. Блок А.А. "О, весна без конца и без краю..." / Александр Блок , [сост. А. Дмитриев]. - М.: ACT : Астрель, 2010. -351 с;

3. Ильин И.А. «О России» / И. А. Ильин. -[2-е изд.]. - М.: Студия "ТРИТЭ" (Михалков). Рос. арх., 1995. - 31 с;

4. Ильин, И. А. «О русской идее» / И. А. Ильин // Русская идея : Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев. -М. : Айрис-Пресс, 2002. -402-414 с

Vanslonovich D.M., Shepeleva V.B.

Vanslonovich D.M.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia)

Scientific advisor: Shepeleva V.B.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia)

RUSSIAN IDEA AND ITS INTERPRETATION IN WORKS OF I.A. ILYIN

Abstract: the concept of the Russian idea is one of the most fundamental and versatile phenomena of intellectual domestic practice over the many years of its history. Russian Russian idea This study attempts to systematize philosophical and historical ideas about the concept of the Russian idea in the works ofI.A. Ilyin, one of the brightest and most controversial thinkers of the 20th century, who made a great contribution to the development of the concept of the Russian idea.

Keywords: Russian philosophy, cultural challenges, mission of history, new world order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.