Научная статья на тему 'Русская идея для XXI века: всеединство, теургия, теократия'

Русская идея для XXI века: всеединство, теургия, теократия Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская философия / Русский мир / русская цивилизация / евразийство / православная культура / Russian philosophy / “Russian world” / Russian civilization / Eurasianism / Orthodox culture

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Олег Константинович Шевченко

В актуальной монографии С.О. Перехода рассматриваются предельные (метафизические, сакральные, мифопоэтические) основания Русского мира. В статье анализируются философские, религиоведческие и культурологические приемы автора, помогающие глубже понять судьбу русской идеи в ближайшем будущем. Делается вывод о крайней востребованности данной книги для сегодняшнего дня. Рецензент рекомендует ее к прочтению как специалистам, так и людям, неравнодушным к судьбам России и Русского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Idea for the 21st Century: Unity, Theurgy, Theocracy

The timely monograph by S.O. Perekhod explores the ultimate (metaphysical, sacred, mythopoetic) grounds of the “Russian world”. The article analyses the author’s philosophical, religious and cultural techniques that help to understand the fate of the Russian idea in the near future. A conclusion is made about the extreme relevance of this monograph today. The book will be of interest to both specialists and those caring about the fate of Russia and the “Russian world”.

Текст научной работы на тему «Русская идея для XXI века: всеединство, теургия, теократия»

Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2024. Т. 24, № 1. С. 136-140.

VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2024, vol. 24, no. 1, pp. 136-140.

Рецензия на книгу УДК 13(049.32)

DOI: 10.37482/2687-1505-V328

Русская идея для XXI века: всеединство, теургия, теократия

Рецензия на книгу: Переход С.О. Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации. Симферополь: Изд. дом КФУ, 2022. 202 с. ISBN: 978-5-6047624-6-2

Олег Константинович Шевченко

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, Ялта, Россия,

e-mail: skilur80@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1362-2875

Аннотация. В актуальной монографии С.О. Перехода рассматриваются предельные (метафизические, сакральные, мифопоэтические) основания Русского мира. В статье анализируются философские, религиоведческие и культурологические приемы автора, помогающие глубже понять судьбу русской идеи в ближайшем будущем. Делается вывод о крайней востребованности данной книги для сегодняшнего дня. Рецензент рекомендует ее к прочтению как специалистам, так и людям, неравнодушным к судьбам России и Русского мира.

Ключевые слова: русская философия, Русский мир, русская цивилизация, евразийство, православная культура.

Для цитирования: Шевченко, О. К. Русская идея для XXI века: всеединство, теургия, теократия / О. К. Шевченко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2024. - Т. 24, № 1. - С. 136-140. - DOI: 10.37482/2687-1505-V328.

Book review

The Russian Idea for the 21st Century: Unity, Theurgy, Theocracy

Review of the book: Perekhod S.O. Metaphysical Aspect of Cultural Identification of Russian Civilization. Simferopol, 2022. 202 p. (in Russ.). ISBN: 978-5-6047624-6-2

Oleg K. Shevchenko

Humanities and Teacher Training Academy (Branch) in Yalta, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Russian Federation,

e-mail: skilur80@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1362-2875

Abstract. The timely monograph by S.O. Perekhod explores the ultimate (metaphysical, sacred, mythopoetic) grounds of the "Russian world". The article analyses the author's philosophical, religious and cultural techniques that help to understand the fate of the Russian idea in the near future. A conclusion is made about the extreme relevance of this monograph today. The book will be of interest to both specialists and those caring about the fate of Russia and the "Russian world".

Keywords: Russian philosophy, "Russian world", Russian civilization, Eurasianism, Orthodox culture.

For citation: Shevchenko O.K. The Russian Idea for the 21st Century: Unity, Theurgy, Theocracy. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2024, vol. 24, no. 1, pp. 136-140. DOI: 10.37482/2687-1505-V328

Проблема мозаичности восприятия реальности, трудности идентификации цельности в социальном измерении, т. е. всего того, что связывают с новым человеком, и виртуализации некогда незыблемых традиций, которые можно и нужно защищать [1, с. 198], как никогда актуальна в наше время. Усиливают проблематику стремительное развитие так называемых этических калькуляторов, создание больших научных центров, где этические теории, постулаты и нормы выводятся на уровень алгоритмической информатики [2, с. 26]. Эта «этическая информатика», внедряемая в бизнес, юриспруденцию, церковную жизнь и за рубежом, и в России, неизбежно вновь и вновь делает актуальным вопрос о предельных основаниях русской этики и эстетики, русского права и искусства, русской политики и экономики. Подобные вопросы немыслимо решать без сведения их в поле социального измерения Русского мира, учета исторического времени и социального пространства нашей страны, которое значительно отличается от хронотопов Запада или социальных континуумов Центральной Азии. Следовательно, проблема русской социальной онтологии, предельных оснований социальности России, соприкасающаяся с православной метафизикой и выводящая проблематику за границы возможностей количественных единиц измерения, актуализируется в тотальном смысле.

Одним из вариантов замены мозаично-виртуальной стратегии созидания нового социума (как важнейшая задача создания «тела» нового мирового порядка), алгоритмизирования добра

и красоты как ключевых понятий социальной жизни в диапазоне от судебных процессов до наслаждения эстетическим может служить идея метафизического источника социальности, софийности и всеединства как способа осуществления социальных процессов. Таков исследовательский пафос и сокровенная идея рецензируемой нами книги крымского ученого.

Но есть и гражданский пафос. Ибо обращение Станислава Олеговича Перехода именно сейчас к метафизике русской идеи обусловлено не только сугубо академическими предпосылками, указанными выше. Автор является свидетелем жесточайшего цивилизационного столкновения, пожалуй, крупнейшего после XVII века, когда русская элита, очарованная польской эстетикой, сочла возможным изменить и православию, и русской идентичности, пригласив на престол польского королевича (имеются в виду события 1612 года). Тогда Россия и русский мир выстояли. Второй кризис - это печальные события 90-х годов ХХ века, когда, вновь очаровавшись эстетикой Запада, мы добровольно надели на себя ярмо «людей второго сорта», с обожанием смотрящих на «белых сахибов» из Лондона или Вашингтона. В настоящий момент мы пытаемся преодолеть этот кризис. Столкновение, борьба, яростные схватки идут не только на полях огненной украинской дуги от Харькова до Херсона, но и в наших сердцах, умах, застольных беседах и на академических мероприятиях. И главный вопрос, который там поднимается: а что такое, собственно, Россия? Что такое Русский мир и как это - быть русским?

С этнической или формально-юридической точки зрения тут проблем нет. Есть определенные гаплогруппы и этническое самосознание -ты русский. Есть паспорт гражданина Российской Федерации - ты россиянин. Но как быть с идеей? Как быть с той нематериальной, но оказывающей решающее влияние на политическую или социальную реальность силой, которая заставляет нас любить по-русски, жить по-русски, страдать по-русски, мечтать по-русски, даже если мы говорим по-украински, любим петь песни по-татарски и мечтаем пройти путем Будды? Для этого надо достигнуть предельных оснований проблемы, выйти на фронтир вневременья и сверхпространства. Одним словом, иметь мужество помыслить онтологию Руси-России. Это является второй, можно сказать гражданской, подоплекой появления рецензируемой монографии.

В Новейшее время данным вопросом занимались разные авторы. Одни попробовали реанимировать проект «Православная цивилизация = = Русское государство = Русская культура» [3], другие рискнули определить особый Логос Русского мира в его евразийской всеобщности [4], третьи решили найти ответ в истории русской философии [5]. С.О. Переход, книгу которого мы сейчас рецензируем, пошел по пути высшего синтеза, попытавшись гармонично объединить архивную историю, русскую философскую идею, православную интуицию, личный взгляд, более близкий художнику и поэту, нежели строгому академическому ученому. Это не первая попытка автора проникнуть за пределы сферы Русского мира в его очевидной материальной структуре. Ранее Станислав Олегович попробовал вскрыть герметику метафизической пленки русской реальности, сделав ставку на идею всеединства как константу рус-скости в его разнообразных формах [6], и вот перед нами новый результат штурма онтологических твердынь.

Данная книга состоит из 6 разделов: «Очерк истории Восточнохристианской цивилизации» (с. 15-34); «Выведение формулы закона всеединства» (с. 35-47); «Русская Теургия как

вселенское явление» (с. 48-60); «Теократия как русский ответ на англо-саксонский социальный прагматизм» (с. 61-124). А вот пятая часть, к которой мы вернемся позднее, названа необычно и провокационно: «Крым в русском цивилиза-ционном поле» (с. 125-148). И завершает книгу ее наиболее мифопоэтическая часть «Русская идея: история и современность» (с. 149-157).

Разделы книги наполнены развернутыми историко-философскими этюдами, в которых прослеживаются, согласно строгому принципу единства исторического и логического, все те выводы, которые Станислав Олегович расположил в 6-й части. Нередко автор ступает на зыбкую почву культурологических откровений и крайне смелых религиозно-мифологических обобщений. В качестве примера можно привести тезис о Крыме как сакральном центре русской идентичности, источнике православия (с. 140, 163). Данный тезис историк-позитивист оспорит достаточно легко, но автор монографии стремится не написать историко-образный труд, а свести воедино смутные ощущения, идеологемы, логические цепочки рассуждений, восприятия того, что есть Русский мир. В безбрежном море разнообразных течений, где религиозная откровенность соседствует с археологически доказуемой эмпирикой, данная точка зрения имеет право на существование. Ведь С.О. Переход описывает не «как было все на самом деле», а как миллионы людей это «на самом деле» воспринимают, живут с этим восприятием и жертвуют своей жизнью ради него.

Много времени автор уделяет русским философам, которые жили и творили в Крыму (с. 86-88, 125-148). На наш взгляд, большая влюбленность Станислава Олеговича в Крым, в родной для него Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского подталкивает его к некоторым преувеличениям, в частности к утверждению о том, что Крымская школа философии ведет начало с 1918 года. Но, с другой стороны, собранные им факты, строгое и последовательное изложение заставляют как минимум задуматься о корректности авторского вывода, а не отбросить его в сторону как безделицу. А это значит, что автор нащупал

важную, актуальную и перспективную тему, которая нуждается в дополнительном исследовании.

Важным является вывод автора о том, что «Русская цивилизация - это соединение наций, этноса, социальных групп и индивидов, объединенных аксиологическим каркасом» (с. 162). Все в этом определении необычно. В нем наряду со многими нациями соседствует один единственный этнос, наряду с социальными группами выделяются отдельные индивиды, а центром, ядром, «закваской» всего служит особый ценностный каркас, который Станислав Олегович с тщанием и прилежанием вырисовывает на всех страницах своей книги.

Есть и недостатки, которые мы не можем обойти молчанием. Так, например, автор книги допустил серьезную погрешность методологического характера. Выстраивая архитектуру доказательств и аргументации, он не счел возможным обратиться к проблеме мифа, например в формате мифологии русской идеи [7], что позволило бы ему значительно расширить гносеологический потенциал работы и найти новую эмпирику для разворачивания социальных кон-нотат именно Русского мира. Также отметим, что автор с восторгом обращается к русской го-

сударственности и праву (с. 162-166), но упускает социальность как таковую. Было бы уместно ввести параграф или как минимум посвятить несколько страниц развернутой аргументации жизнеустойчивой русской социальности в агрессивных условиях современности. Нескольких тезисов в монографии для этого слишком мало. А современная социальная философия в данном отношении уже накопила немалый опыт [8], который можно было бы легко инкорпорировать в смысловые структуры текста.

Но в любом случае, перед нами очень непростой, крайне многослойный и небанальный текст о Руси-России, русских, Русском мире, русской культуре и русской цивилизации. Это попытка выйти за грань все еще длящегося долгого XX века, это рывок в XXI век, который, вероятно, войдет в историю как русский век. С этим можно соглашаться или спорить, выступать апологетом или яростно критиковать, однако не получится после прочтения книги остаться равнодушным. В этом, пожалуй, состоит важнейшая заслуга С.О. Перехода, это главный аргумент в пользу того, чтобы все-таки прочитать данный текст и сделать для себя соответствующие выводы.

Список литературы

1. Подлесная М.А. Религиозная православная традиция и российская модернизация: эволюционное развитие или радикальные перемены? // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 5. С. 198-213. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.17

2. Макулин А.В. Этический калькулятор: от философской «вычислительной морали» к машинной этике искусственных моральных агентов (ИМА) // Общество: философия, история, культура. 2020. № 11(79). С. 18-27.

3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. 541 с.

4. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос: [в 3 т.]. М.: Акад. проект, 2019.

5. Муза Д.Е. «С кем посоветоваться о первоценностях?»: историко-философские и культурологические исследования. Донецк: ДОНПРИНТ, 2021. 220 с.

6. Переход С.О. Идея всеединства в русской философии и духовной культуре. Симферополь: Изд-во ТНУ, 2005. 167 с.

7. Демин И.В. Социальная мифология русской идеи // Филос. дескрипты. 2022. № 26. С. 2.

8. Ненашева М.В., Макулин А.В. Социальная резилиентность как ответ на глобальные вызовы современности // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10(102). С. 29-33. https://doi.Org/10.24158/fik.2022.10.3

References

1. Podlesnaya M.A. Religioznaya pravoslavnaya traditsiya i rossiyskaya modernizatsiya: evolyutsionnoe razvitie ili radikal'nye peremeny? [Religious Orthodox Tradition and Russian Modernization: An Evolutionary Development or Radical Changes?] Gumanitariy Yuga Rossii, 2019, vol. 8, no. 5, pp. 198-213. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.5.17

2. Makulin A.V. Eticheskiy kal'kulyator: ot filosofskoy "vychislitel'noy morali" k mashinnoy etike iskusstvennykh moral'nykh agentov (IMA) [Ethical Calculator: From Philosophical "Computational Morality" to Machine Ethics of Artificial Moral Agents (AMA)]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2020, no. 11, pp. 18-27.

3. Panarin A.S. Pravoslavnaya tsivilizatsiya vglobal'nom mire [Orthodox Civilization in a Global World]. Moscow, 2003. 541 p.

4. Dugin A.G. Noomakhiya: voyny uma. Russkiy Logos [Noomakhia: Wars of the Mind. Russian Logos]. Moscow, 2019.

5. Muza D.E. "Skemposovetovat'sya opervotsennostyakh?": istoriko-filosofskie i kul'turologicheskie issledovaniya ["Who to Consult with About Primary Values?": Historical, Philosophical and Cultural Studies]. Donetsk, 2021. 220 p.

6. Perekhod S.O. Ideya vseedinstva v russkoy filosofii i dukhovnoy kul 'ture [The Idea of Unity in Russian Philosophy and Spiritual Culture]. Simferopol, 2005. 167 p.

7. Demin I.V. Sotsial'naya mifologiya russkoy idei [Social Mythology of the Russian Idea]. Filosofskie deskripty, 2022, no. 26, p. 2.

8. Nenasheva M.V., Makulin A.V. Social Resilience as a Response to the Global Challenges of Our Time. Soc. Philos. Hist. Cult., 2022, no. 10, pp. 29-33 (in Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2022.103

Информация об авторе

О.К. Шевченко - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте (адрес: 298650, Республика Крым, г. Ялта, пгт Массандра, ул. Стахановская, д. 11).

Поступила в редакцию 28.10.2023 Одобрена после рецензирования 31.01.2024 Принята к публикации 01.02.2024

Information about the author

OlegK. Shevchenko, Dr. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Prof. at the Department of History and Philosophy, Humanities and Teacher Training Academy (Branch) in Yalta, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (address: ul. Stakhanovskaya 11, pgt Massandra, 298650, Yalta, Respublika Krym, Russian Federation).

Submitted 28 October 2023 Approved after reviewing 31 January 2024 Accepted for publication 1 February 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.