Научная статья на тему 'Крымские разыскания истоков и путей русской цивилизации: кто мы, откуда и куда идем. Рецензия на монографию С. О. Перехода'

Крымские разыскания истоков и путей русской цивилизации: кто мы, откуда и куда идем. Рецензия на монографию С. О. Перехода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крымские разыскания истоков и путей русской цивилизации: кто мы, откуда и куда идем. Рецензия на монографию С. О. Перехода»

234

УДК 130.2

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-4(5)-234-247

КРЫМСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ ИСТОКОВ И ПУТЕЙ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КТО МЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕМ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. О. ПЕРЕХОДА

Андрей Некига,

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, Россия).

Andrey Nekita,

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia).

ORCID: 0000-0002-9254-2901 e-mail: beresten@maiiru

Сергей Маленко,

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, Россия).

Sergey Malenko,

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia).

ORCID: 0000-0003-4828-0171 e-mail: olenia@mail.ru

Для цитирования рецензии:

Некита, А. Г., & Маленко, С. А. (2023). Крымские разыскания истоков и путей русской цивилизации: кто мы, откуда и куда идем. Рецензия на монографию С. О. Перехода. Индустрии впечатлений. Технологии

социокультурных исследований (EISCRT), 4(5), 234-247.

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-4(5)-234-247

Актуальность профессиональной философско-

культурологической рефлексии по поводу истоков сложного, многовекового и крайне противоречивого пути, а также ближайших и отдаленных перспектив развития русской цивилизации, особенно в нынешнее переломное время, не вызывает никаких сомнений. Ведь это поистине впечатляющая и судьбоносная тема в истории как нашей страны, так и всего человечества! Тем более нам интересен взгляд профессионала-специалиста из Крыма -исторического перекрестка культурно-цивилизационных путей, который совсем недавно триумфально вернулся лоно русской цивилизации!

Само время, бурные и парадоксальные события, происходящие сейчас по всему миру, неуклонно нарастающая (а местами даже обвально-катастрофическая) скорость изменений в политической, экономической, идеологической и культурной сфере человеческой жизни выбрали эту тему исследования и подтвердили ее актуальность. Человечество сейчас болезненно проходит переломный период своего развития, на что указывают следующие факторы: переход от однополярного к многополярному миру, политическое противостояние Коллективного Запада и России. Происходит слом политических, общественных, экономических, социальных, культурных систем. Запад старается навязать всему

236

миру свои условия и свои «ценности». Обостряются противоречия на мировой арене. Русская цивилизация сейчас находится в той точке своего исторического развития, когда нашей стране приходится защищать свои национальные, идеологические и геополитические интересы. Наша страна обладает мощным экономическим потенциалом, но источник силы России - не только в экономико-финансовой составляющей, но также в ее базисной части - культурном коде, что находит подтверждение в монографии. А «защита и трепетное созидание Русского Мира является сегодня подлинным призванием настоящего патриота» [Некита & Маленко 2023: 175].

Выбор темы исследования был также определен

необходимостью понять, кто мы такие, что питает наш дух, откуда такая сила воли и непоколебимость в нашей правоте и вере, что составляет наш культурный код. Актуальность работы

подтверждается незыблемым и неоспоримым тезисом: чтобы творить настоящее и планировать будущее, необходимо знать прошлое. Особенно остро стоит этот вопрос именно сейчас, когда история России и мировая история умышленно искажаются. Это делается с одной целью: размыть и нивелировать вечные ценности, лишить общество нравственных ориентиров, подавить суверенитет государства. Поэтому так важно знать и сохранять историческую правду.

В недавно вышедшей монографии кандидата философских наук С. О. Перехода под названием «Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации» (2022 г.)

237

последовательно и органично представлена систематизация взглядов русских религиозных философов (в основе которых лежит тезис всеединства) на генезис и развитие русской цивилизации, центром которой является духовная культура. «Создается впечатление, -пишет С. О. Переход, - что идеи русской философии принадлежат будущему, а сама русская философская мысль представляет систему пролегоменов к будущей философии, определяющей идейную основу русской культуры и русской цивилизации» [Переход 2022: 44-45].

С точки зрения метафизики в монографии последовательно освещается ряд актуальных вопросов современного общества: аксиологическая основа цивилизации, идентичность русского народа, русский культурный код, русская идея, русский мир, крымский социокультурный феномен (в рамках русского мира) и роль России в построении нового справедливого миропорядка на земле.

Согласно заявленному в аннотации издания авторскому замыслу, монография ориентирована на попытку «систематизации и обобщения взглядов русских религиозных философов (в основе которых лежит идея всеединства) на генезис и развитие русской цивилизации, центром которой является духовная культура. Освещается ряд актуальных вопросов современной жизни: аксиологическая основа восточно-христианской цивилизации, идентичность русского народа, русская идея, миссия России и крымский социокультурный феномен в рамках русского мира». Стоит согласиться с С. О. Переходом и в том, что фундаментальной

и неизменной основой русской цивилизации исторически выступает наша уникальная «духовная культура, вера, крепкие семейные традиции и понятия о вечных ценностях, способна оградить Россию от негативного разлагающего западного влияния» [Переход 2022: 5].

Заслуживает внимания и несомненного одобрения стремление автора именно в это переломное время, которое сегодня переживает Россия, внести свой интеллектуальный вклад в определение сущности архетипа русской цивилизации, в выявление истоков, исторической динамики и сценариев воплощения ее идентичности, а также в обнаружении и исследовании уникальной специфики неповторимого культурного кода. Кроме того, важнейшей составляющей, проделанной С. О. Переходом кропотливой научной работы следует, безусловно, признать поиск философских и культурных оснований исторической миссии России и русского мира в определении и практическом созидании уникального топоса Крыма в русском цивилизационном поле.

Кроме этого, в монографии безусловно удалось реализовать и следующий немаловажный замысел, связанный с исследованием и систематизацией уникального комплекса историософских проблем, которые столь пронзительно отразились в целой россыпи русских мыслителей «серебряного века». Поэтому нам представляется обоснованной исследовательская стратегия С. О. Перехода по выявлению и систематизации комплекса историософских проблем, так или иначе представленных в их

крайне оригинальном творческом наследии. Однако автор закономерно решил не останавливаться и на этом, нацелившись на формулирование собственной гипотезы отечественной истории сквозь призму русской историософии.

Замахнувшись ни много, ни мало на попытку определения генезиса идеи всеединства, а также характеров и масштаба ее влияния на развитие отечественной духовной культуры С. О. Переход совершенно логично запланировал философскокультурологическое рассмотрение действия закона всеединства в основных сферах жизни общества и культуры, полагая его в качестве универсальной формулы гармоничного развития русской цивилизации. Для реализации указанной исследовательской задачи автор раскрывает генезис и суть теократии как онтологичного способа достижения всеединства в социальной сфере.

Также С. О. Переход обращается и к необходимости демонстрации роли великой русской литературы, которая изначально и всегда была пронизана «глубоким философским содержанием» [Переход 2022: 58], а весь исторический путь которой был фактически связан с последовательными поисками некой универсальной формулы русской культурной идентичности. Для этого автор последовательно анализирует феномен православия, институты церкви и исихазм как ведущие экклезиологические измерения русской идентичности, а также выявляет необходимые, по его мнению, условия для гармоничного развития восточно-христианской цивилизации, обращаясь к

анализу исторических причин, в той или иной мере тормозящих ее развитие (особенно с точки зрения метафизики всеединства).

Завершается это, безусловно интересное, крайне своевременное и актуальное исследование последовательной демонстрацией сценариев экспликации русской культурной идентичности на крымский субэтнос. Автор предлагает заинтересованному читателю оригинальный концепт культурной идентификации России на основе крымского культурноисторического ландшафта с целью выделения сущностных особенностей идентичности русского народа, стремящегося к созиданию и продвижению в мировое культурное и цивилизационное пространство фундаментальной и мессианской в своей основе идеи Русского Мира.

Подробно рассматривая пространство Крыма в русском цивилизационном поле начиная с эпохи князя Владимира Крестителя, С. О. Переход совершенно закономерно уделяет особое внимание анализу его этнокультурной идентичности. По его справедливому мнению, главная уникальность крымского социокультурного феномена в рамках русского мира состоит в том, что к «особенностям крымской ментальности можно отнести целостность восприятия универсума, теоцентричность, синтез различных культурных традиций. В рамках этого синтеза русская культура как материальное воплощение Русской идеи является стержнем крымского социума» [Переход 2022: 133].

Да и в дальнейшем крымские просторы, уникальная природа и особая духовная аура способствовали тому, что «влияние на

формирование крымской субидеи оказали такие видные представители русской философии, как Н. А. Вернадский, С. Н. Булгаков, Г. Г. Шпет. Именно они стояли у истоков формирования высшего образования в Крыму. Н. А. Вернадский (один из основоположников теории ноосферы) стал ректором Таврического университета, образованного в 1918 году. С. Н. Булгаков и Г. Г. Шпет являлись основателями крымской школы отечественной философской мысли» [Переход 2022: 134].

Автор рецензируемой монографии справедливо утверждает, что духовной основой русской христианской цивилизации выступает эпохальное событие, связанное с крещением Руси, тогда как ее духовно-нравственным идеалом является Святая Русь. Русская цивилизация (Русский мир), как центр восточнохристианской цивилизации, предстает уникальным пространством соединения наций, этносов, социальных групп и индивидов разного вероисповедания, которые приняли базисные аксиологические ценности русского государства, отраженные в его культурном коде.

Крайне важной и актуальной в этой связи выступает также тема крымского социокультурного феномена в рамках Русского Мира. Начиная с крещения Руси в 988 году, существует и развивается генетическая связь между Россией и Крымским полуостровом. Именно Крым стал одним из центров, где была сформирована, а затем и ретранслирована русская идея как матрица развития православного государства - Киевской Руси. Вот почему, мы разделяем идею автора о том, что как раз крымская

субидея представляет собой неотъемлемую составляющую российского цивилизационного архетипа.

Кроме этого, в исследовании подробно рассмотрена и такая актуальная тема, как проблема определения смысла культурной идентификации русской цивилизации. Ее фундаментальная особенность заключается в том, что национальная культура и национальная идея обрели свое бытование не только в реальном мире, но и в метафизическом всеединстве пространства и времени. Русская культурная идентификация имеет аксиологическую основу, то есть она реализуется в нашем бытии как потенция Бога. Институциональной кодификацией современной русской идентичности стали поправки к Конституции России 1 июля 2020 года, где сформулированы базисные принципы (поддержка традиционных ценностей, принятие исторической

преемственности России как основы существования русского народа и др.).

Одно из актуальных направлений проведенного

С. О. Переходом исследования связано с определением

своеобразности менталитета людей, проживающих в России. В связи с этим автором весьма оригинально рассмотрен концепт души в рамках русского православного дискурса. По

справедливому мнению, нашего крымского коллеги и соратника, в настоящее время перед нами стоит вопрос выбора правильной и активной жизненной позиции. Как раз поэтому, проблемы патриотизма, семьи, родины, языка, правосознания, поднятые в рецензируемой работе, являются крайне важными, поскольку они

определяют уровень аксиологической верификации, на которой происходит осознание духовной и культурной идентичности человека, в результате чего нация постигает свой аксиологический, сакральный смысл.

Да и как можно не согласиться со следующей очень важной мыслью автора о том, что трагическая неспособность народа и власти удержаться в рамках истинной веры исторически выступала одной из главных причин деформации и деградации российской государственности. В итоге можно констатировать, что именно православие и стало тем фундаментальным духовноинституциональным стержнем, вокруг которого фактически и сформировалась отечественная политическая и культурная жизнь России.

Как показал исторический опыт, основным направлением общественной мысли XIX века был русский консерватизм, главные черты которого обуславливаются глубинным религиозным сознанием русского народа. В рассуждениях о современной идеологии России не раз, крайне своевременно и справедливо затрагивался вопрос о здравом и, несомненно, стабилизирующем культурно-цивилизационном значении разумного здорового консерватизма, который опирается на проверенные веками традиции. Вот потому и не случайно, что в основе русского консерватизма лежит фундаментальный охранительный принцип коллективной стратегии спасения народа и страны, что, безусловно, чрезвычайно актуально и в настоящее переломное время.

Следует отметить, что сегодня как никогда высока актуальность проведенного С. О. Переходом исследования, в связи с насущными задачами воспитания молодого поколения России, представители которого, опираясь на положения и выводы подобных междисциплинарных исследований, бережно сохраняя память своих героических предков, оказались бы способными действенно и эффективно противостоять тотальной «культуре отмены» и неоколониальной «этике» западного мира, в которой изначально не предусмотрен внутренний цензор в виде стыда, где размыты и искажены представления о нравственных нормах и вечных ценностях.

Таким образом, следует сказать, что главный тренд научной новизны результатов, полученных нашим крымским коллегой, состоит в раскрытии метафизического концепта основ русской цивилизации, фундаментальным законом развития которой, с точки зрения автора, является метафизика всеединства. Тщательная разработка С. О. Переходом этой многоаспектной темы позволила ему сформулировать несколько новых достаточно оригинальных положений. Так он абсолютно справедливо считает, что процесс развития всех сфер жизни социума (государства) в рамках цивилизации починен единому закону бытия и мироздания, который дан человечеству Богом в виде идеи (всеединства)., в то время как Бытие представляет собой проявление Богом своего содержания.

В целом, автором последовательно и развернуто представлена мировоззренческо-аксиологическая основа русской цивилизации, основанная на законе всеединства и

определены метафизические причины исторических событий, тормозящих ход развития цивилизации (на примере русской революции 1917 года).

С нашей точки зрения, С. О. Переход абсолютно верно усматривает корреляцию развития российского государства и русской идеи, исходя из генезиса отечественной религиознофилософской и политической мысли, начиная с XIX века, а потому он специально подчеркивает, что особые черты русской идеи: богоизбранность, мессианизм, соборность, политическая симфоничность, универсализм, в основе которых лежит метафизика всеединства, являются матрицей существования индивида, общества, государства.

Особую ценности изданию придает тот факт, что С. О. Переход демонстрирует уникальную роль Крыма как культурообразующего ядра цивилизационного процесса в России, для чего выделяет целый комплекс этнополитических, экономических, географических, поликультурных, религиозных, рекреационно-климатических факторов, способствующих формированию особой крымской идентичности.

Нельзя не отметить, что книга С. О. Перехода отличается оригинальностью как в постановке научных проблем, так и в тех вариантах их решения, которые предлагаются автором. Несомненно, что после падения коммунистического режима в России возник вопрос о путях выхода из глубочайшего экономического, идеологического кризиса, который наблюдался в результате смены общественно-политического строя. Одним из

гуманитарных ответов на этот вызов и стала реанимация философских концепций русской идеи прошлых эпох.

Вот почему, на наш взгляд, подлинная оригинальность исследования нашего крымского коллеги заключается в попытке соединить теоретическое наследие русских философов «серебряного века» с новыми реалиями современной России. Подтверждается справедливость мысли о том, что Россия в 2022 году вступила в новую эпоху - в эпоху Идеи. В работе Станислава Олеговича Перехода как раз и подчеркнута непреходящая актуальность русской идеи как носителя благой силы, выразителя своеобразия и исторического призвания, раскрывающую нам историческую задачу и указывающую духовный путь.

Литература

Некита, А. Г., & Маленко, С. А. (2023). «Времена не выбирают. В них живут и умирают». Рецензия на книгу памяти Дарьи Дугиной. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 3(4), 172-192. https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-3(4)-172-92 Переход, С. О. (2022). Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации. Симферополь: Издательство КФУ.

Информация об авторах

Некита Андрей Григорьевич - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и социологии. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Россия, 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41), ORCID: 0000-0002-92542901, beresten@mail.ru

Маленко Сергей Анатольевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, культурологии и социологии. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Россия, 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41), ORCID: 0000-0003-4828-0171, olenia@mail.ru

CRIMEAN SEARCHES FOR THE ORIGINS AND PATHS OF RUSSIAN CIVILIZATION: WHO WE ARE, WHERE WE ARE COMING FROM AND WHERE WE ARE GOING. REVIEW OF THE MONOGRAPH BY S. O. PEREKHOD

Andrey Nekita, Sergey Malenko

References

Nekita, A. G., & Malenko, S. A. (2023). «Times are not chosen. In them live and die». Review of the book in memory of Daria Dugina. Experience industries. Socio-Cuiturai Research Technologies (EISCRT), 3(4), 172-192. (In Russ). https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-3(4)-172-192 Perekhod, S. O. (2022). Metafizicheskii aspekt kui'turnoi identifikatsii russkoi tsiviiizatsii [Metaphysical aspect of cultural identification of Russian civilization]. Simferopol: KFU Publishing House. (In Russ.).

Author's information

Nekita Andrey Grigorievich - Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (41 B. St. Petersburg str., Veliky Novgorod, 173003, Russia), ORCID: 0000-0002-9254-1901, beresten@mail.ru

Malenko Sergey Anatolyevich - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University (41 B. St. Petersburg str., Veliky Novgorod, 173003, Russia), ORCID: 0000-0003-4828-0171, olenia@mail.ru

For citation:

Nekita, A. G., & Malenko, S. A. (2023). Crimean searches for the origins and paths of Russian civilization: who we are, where we are coming from and where we are going. Review of the monograph by S. O. Perekhod. Experience industries. Socio-Cuiturai Research Technologies (EISCRT), 4(5), 234-247. (In Russ). https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-4(5)-234-247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.