Научная статья на тему 'РУССКАЯ ХРАМОВАЯ МУЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РУССКАЯ ХРАМОВАЯ МУЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
храмовая музыка / русская духовная музыка / церковно-певческая традиция / педагогика музыкального образования / temple music / Russian sacred music / church singing tradition / pedagogy of music education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Л А. Рапацкая, Ю О. Наумова

Русская духовная музыка всегда занимала особое место в истории русской культуры, именно поэтому она получила большое аналитическое обоснование в отечественном историческом и теоретическом музыкознании. Авторами проводится анализ русской духовной музыки в отечественном историческом и теоретическом музыкознании от момента принятия христианства на Руси и до наших дней. Основное внимание в данной работе уделяется изучению ключевых этапов становления русской духовной музыки как части педагогики музыкального образования, раскрывается содержание понятий, составляющих русские церковно-певческие традиции. Опираясь на имеющиеся исследования процесса становления русской духовной музыки в музыковедческой литературе, авторы предлагают проследить, как менялись ее структура и содержание в разные периоды истории России в системе отечественного музыкального образования, и на основании музыковедческих работ показать, что русская духовная музыка – это искусство, непосредственно связанное с процессом воспитания и формирования духовно-нравственных основ личности. Подобный анализ позволяет органично перейти к изучению русской духовной музыки и определению ее большого значения для отечественной педагогики музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TEMPLE MUSIC IN RUSSIAN MUSICOLOGY AND PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION

Russian sacred music has always occupied a special place in the history of Russian culture, which is why it has received a great analytical justification in Russian historical and theoretical musicology. The authors analyze the Russian sacred music in Russian historical and theoretical musicology from the moment of the adoption of Christianity in Russia to the present day. Based on the available studies of the process of formation of Russian sacred music in musicological literature, the authors propose to trace how its structure and content changed in different periods of Russian history in the system of Russian musical education and on the basis of musicological works to show that Russian sacred music is an art directly related to the process of education and formation of spiritual and moral foundations of personality. Such analysis allows to organically move on to the study of Russian sacred music and determine its importance for the national pedagogy of music education.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ХРАМОВАЯ МУЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

проявляет и сохраняет собственные звуковые качества, встраивая свой голос в общее звучание, но не растворяясь в нем.

Таким образом, отмечаем, что изучение коммуникативной компетенции, формируемой у выпускников музыкально-педагогического вуза в русле компе-тентностного подхода к образованию, показало, что подготовка педагогов-музыкантов имеет широкие разнообразные возможности развития коммуникативных способностей. Это опирается на творческое общение, непременно сопрово-

Библиографический список

ждающее деятельность в пространстве музыкального искусства, и содействует формированию коммуникативной компетенции, являющейся одной из важнейших среди профессиональных компетенций специалиста. Показано, что процесс формирования коммуникативной компетенции в музыкально-педагогическом вузе может быть рассмотрен как основа создания необходимых педагогических условий для формирования указанной компетенции на базе вузов других специальностей.

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Москва: АПКиПРО, 2003.

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004; № 5: 3-12.

3. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. Москва: АРКТИ, 2007.

4. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Самара: Профи, 2001.

5. Махотин Д.А., Павлова А.М. Формирование универсальных компетенций студентов в условиях образовательной среды ВУЗа. Екатеринбург, 2000.

6. Зубарева Ю.Н., Киселева М.А., Ахметжанова ГВ. Анализ видов универсальных компетенций в отечественной и зарубежной педагогике. Научный лидер. 2021; Выпуск № 18 (20). Available at: https://scilead.ru/article/520-analiz-vidov-universalnikh-kompetentsij-v-otec

7. Кабкова Е.П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства. Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции. Москва: МГПУ 2011: 35-41.

8. Садовничий В.А. Университеты, общество и будущее человечества. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2019; № 2: 5-14.

9. Артемова Е.Г., Бодина Е.А., Телышева Н.Н. Разработка многоуровневой модели цифрового образования по предметам эстетического цикла. Педагогика искусства. 2019; № 1: 8-13. Available at: www.art-education.ru/electronicjournal

10. Цзян Ш. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва: МГПУ, 2018.

References

1. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyjpodhod vobrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentan], Uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: APKiPRO, 2003.

2. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Shkol'nye tehnologii. 2004; № 5: 3-12.

3. Sergeev I.S., Blinov V.I. Kakrealizovat' kompetentnostnyj podhod na uroke i vo vneurochnoj deyatel'nosti. Moskva: ARKTI, 2007.

4. Kogan E.Ya. Kompetentnostnyj podhod i novoe kachestvo obrazovaniya. Sovremennye podhody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniyu. Samara: Profi, 2001.

5. Mahotin D.A., Pavlova A.M. Formirovanie universal'nyh kompetencij studentov v usloviyah obrazovatel'noj sredy VUZa. Ekaterinburg, 2000.

6. Zubareva Yu.N., Kiseleva M.A., Ahmetzhanova G.V. Analiz vidov universal'nyh kompetencij v otechestvennoj i zarubezhnoj pedagogike. Nauchnyjlider. 2021; Vypusk № 18 (20). Available at: https://scilead.ru/article/520-analiz-vidov-universalnikh-kompetentsij-v-otec

7. Kabkova E.P. Pedagogicheskaya samoprezentaciya kak neobhodimaya sostavlyayuschaya kompetencii pedagoga iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i pedagogika na sovremennom 'etaperazvitiya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGPU, 2011: 35-41.

8. Sadovnichij V.A. Universitety, obschestvo i buduschee chelovechestva. Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2019; № 2: 5-14.

9. Artemova E.G., Bodina E.A., Telysheva N.N. Razrabotka mnogourovnevoj modeli cifrovogo obrazovaniya po predmetam 'esteticheskogo cikla. Pedagogika iskusstva. 2019; № 1: 8-13. Available at: www.art-education.ru/electronic journal

10. Czyan Sh. Pedagogicheskij potencial vzaimodejstviya sistem vokal'nogo vospitaniya studentov v muzykal'no-pedagogicheskih vuzah Rossii i Kitaya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MGPU, 2018.

Статья поступила в редакцию 02.10.22

УДК 372.878+37.026.9

Rapatskaya L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Art History, Professor, Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education

n.a. E.B. Abdullin, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Naumova Yu.O., music teacher, MBOU Gymnasium № 5 (Krasnogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

RUSSIAN TEMPLE MUSIC IN RUSSIAN MUSICOLOGY AND PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION. Russian sacred music has always occupied a special place in the history of Russian culture, which is why it has received a great analytical justification in Russian historical and theoretical musicology. The authors analyze the Russian sacred music in Russian historical and theoretical musicology from the moment of the adoption of Christianity in Russia to the present day. Based on the available studies of the process of formation of Russian sacred music in musicological literature, the authors propose to trace how its structure and content changed in different periods of Russian history in the system of Russian musical education and on the basis of musicological works to show that Russian sacred music is an art directly related to the process of education and formation of spiritual and moral foundations of personality. Such analysis allows to organically move on to the study of Russian sacred music and determine its importance for the national pedagogy of music education.

Key words: temple music, Russian sacred music, church singing tradition, pedagogy of music education.

Л.А. Рапацкая, д-р пед. наук, канд. искусствоведения, проф., Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Ю.О. Наумова, аспирант, Московский педагогический государственный университет, учитель музыки МБОУ Гимназии № 5, г. Красногорск,

E-mail: [email protected]

РУССКАЯ ХРАМОВАЯ МУЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ И ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Русская духовная музыка всегда занимала особое место в истории русской культуры, именно поэтому она получила большое аналитическое обоснование в отечественном историческом и теоретическом музыкознании. Авторами проводится анализ русской духовной музыки в отечественном историческом и теоретическом музыкознании от момента принятия христианства на Руси и до наших дней. Основное внимание в данной работе уделяется изучению ключевых этапов становления русской духовной музыки как части педагогики музыкального образования, раскрывается содержание понятий, составляющих русские церковно-певческие традиции. Опираясь на имеющиеся исследования процесса становления русской духовной музыки в музыковедческой литературе, авторы предлагают проследить, как менялись ее структура и содержание в разные периоды истории России в системе отечественного музыкального образования, и на основании музыковедческих работ показать, что русская духовная музыка - это искусство, непосредственно связанное с процессом воспитания и формирования духовно-нравственных основ личности. Подобный анализ позволяет органично перейти к изучению русской духовной музыки и определению ее большого значения для отечественной педагогики музыкального образования.

Ключевые слова: храмовая музыка, русская духовная музыка, церковно-певческая традиция, педагогика музыкального образования.

Актуальность настоящего исследования определяется потребностью сегодняшней российской педагогики в изучении истории русской духовной музыки, которая в определенной степени стала ориентиром развития отечественного музыкального образования. При этом круг рассматриваемых историко-педагоги-ческих проблем все время расширялся. Если раньше (до середины 90-х годов XX в.) музыкальное образование рассматривалось без ориентации на конкретную музыку (светскую, религиозно-духовную или народную), то в настоящее время стало весьма актуальным рассмотрение конкретной музыки, например, религиозной ориентации, что еще более актуализировало рассматриваемую нами проблему русской храмовой музыки в отечественном музыкознании и педагогике музыкального образования.

Цель исследования - изучение и анализ процесса становления русской духовной музыки в музыковедческой литературе, изменений в структуре и содержании в разные периоды истории России в системе педагогики музыкального образования.

Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Разработать теоретико-методологические основы исследования истории отечественного музыкального образования с позиции православной церкви, когда возникло новое музыкальное направление - русская духовная музыка, которая стала одним из ориентиров дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

2. Опираясь на имеющиеся исследования процесса становления русской духовной музыки в музыковедческой литературе, проследить, как менялась ее структура и содержание в разные периоды истории России в системе педагогики музыкального образования.

3. На основании музыковедческих работ показать, что русская духовная музыка была искусством, непосредственно связанным с процессом воспитания и формирования духовно-нравственных основ личности. Это положение позволяет перейти к анализу русской духовной музыки в отечественной педагогике музыкального образования.

4. Проанализировать основные этапы становления и развития русской духовной музыки в музыкознании и педагогике музыкального образования и сделать основные выводы по результатам наших исследований.

С принятием христианства, ставшим основой нашего государства, Россия приняла новые традиции. Слияние новой религии с традиционным верованием привело к формированию уникальной русской православной культуры - «народной по духу и канонической по форме» [1, с. 97]. Православную религию и культуру отличала ее самобытность. Но не одно столетие прошло, пока сформировался облик православного христианства, нашедший свое отражение в храмах, иконописи, богослужении и других видах церковного искусства. Именно в лоне православной церкви возникло новое музыкальное направление - русская духовная музыка, которая стала одним из ориентиров дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Русская духовная музыка всегда занимала особое место в истории русской культуры, именно поэтому она получила большое аналитическое обоснование в отечественном историческом и теоретическом музыкознании. Аксиологическую значимость церковной музыки в своих трудах отмечали такие учёные, как И.А. Ильин, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, В.Ф. Одоевский, В.Н. Лосский, М.В. Бражников, Н.Д. Успенский и др. Важную роль играют исследования, посвящённые историко-теоретическим анализам христианской храмовой музыки, Ю.В. Келдыша, Н.А. Герасимовой-Персидской, А.Д. Кастальского, В.В. Медушевского, В.И. Мартынова, Л.А. Рапацкой, М.Г Рыцеревой, О.Е. Левашовой. Взаимосвязь религиозной православной традиции и русской духовной музыки со становлением педагогики музыкального образования раскрыта в трудах Н.Е. Косовцева, В.В. Медушевского, В.И. Мартынова, Е. В. Николаевой, Л.А. Рапацкой др.

Не имея организованной системы, христианизация Руси осуществлялась сравнительно медленно. Однако положение дел в этой области стало меняться связи с ростом экономических городов-центров и развитием культурной жизни Руси. В Киеве, являвшемся в то время крупным политическим и экономическим центром Руси, приступают к строительству церквей и храмов [2, с. 11]. Значимым событием стало воздвижение в центре Киева Десятинной церкви. Это был величественный храм с великолепной архитектурой, который имел в будущем два певчих хора, что предполагало и наличие обученных певцов. А созванный в 1274 году метрополитом Киевским и всея Руси Кириллом III Владимирский Церковный собор вызвал необходимость подготовки профессиональных кадров - педагогов музыкального образования и исполнителей церковных песнопений, а также развития книжного производства, создания рукописных нотных изданий для обучения по ним пению [3, с. 106].

Возникает естественная необходимость в поиске опытных педагогов церковного пения. Уже в XI веке появились при церквях певчие и педагоги, которые обучали начинающих исполнителей. В педагоги приглашали греческих духовных певцов (деместиков), которые принимали участие в обучение певчих Киева, Москвы, Владимира, Ростова. Деместики обучали не только пению в хоре, но и исполнению солирующих партий, а также управлению самим певческим процессом во время богослужения [4, с. 26]. Приглашённые учителя пения сформировали собственную базу мастеров духовной музыки, которые также в скором времени

преподавали начинающим певцам основы религиозной музыки. Начинает развиваться церковно-певческая традиция, ставшая частью православной богослужебной культуры.

Церковно-певческая традиция - это широкое определение, которое включает в себя синтез певческих стилей, направлений, церковных богослужений, певческих школ, которые сложились в разные эпохи церковного становления в отечественной и зарубежной практике. Важной особенностью данного определения будет церковное песнопение, которое уже в XVIII в. заменилось на словосочетание «церковная музыка», в XIX в. стало именоваться «духовная музыка», а в конце ХХ в. - «православная музыка». Это произошло по инициативе московского диакона Иоанникия Коренева, который в середине XVII в. в своем труде «О пении божественном» описал идею единения пения, стилей и музыки в целом [5].

Такая точка зрения получила свое отражение в исследованиях и трудах известных ученых-медиевистов М.В. Бражникова, Н.Д. Успенского и др. Все они изучали церковное песнопение как особый вид музыкального искусства [6]. Русское православное богослужебное пение - важная составляющая русской духовной культуры, но также это и целая наука, которая опирается на учения нескольких поколений музыкантов и ученых в этой области.

В статье, входящей в труд «История русской музыки», Ю.В. Келдыш отмечает, что расцвет русской духовной музыки в России пришел на период XV-XVI века, когда практически был завершен процесс сложения единого государства, экономическим и политическим центром которого уже стала Москва. Особым предметом заботы государства становится и собственно церковное пение. Так, начиная с конца XVI века, стало понятным, что его необходимо включать и в процесс обучения детей [7].

Проводимые по приказу Ивана IV (Грозного) обсуждения в 1551 году в Стоглавом Соборе выявили необходимость в разработке проекта книжных училищ на домашнем обучении у священников, где будет преподаваться письмо, чтение и церковное пение. В данном проекте основой служили идеи формирования не только грамотности, но и духовного становления подрастающего поколения. Старейшие священники и диаконы должны были обучать детей, заботиться о тех, кого передали им на обучение. Так, учащихся таких домашних школ учили «страху Божию, благочинию, письму, грамоте, почитанию церковного чина, песнопению» [там же].

Русская духовная музыка становится опорой и традицией музыкального исполнения, формирования в людях божественного начала, нравственного становления. Так, вновь сформированный духовный мир людей позволил отразить свои переживания и благодать в духовной музыке. Как отмечал Патриарх Московский Алексей (Симанский), только чистый душой человек мог познать таинство церковного песнопения, его божественной сути, передать мелодику, с богословием исполнять хоровые партии [8].

На основании музыковедческих работ мы хотим подчеркнуть, что русская духовная музыка была искусством, непосредственно связанным с процессом воспитания и формирования духовно-нравственных основ личности. Это положение позволяет перейти к анализу русской духовной музыки в отечественной педагогике музыкального образования.

Развитие музыкального образования православной ориентации на протяжении всех этапов было обусловлено особенностями эволюции русской богослужебной музыки. Опираясь на имеющиеся исследования процесса становления русской духовной музыки в музыковедческой литературе, предпримем попытку проследить, как менялась ее структура и содержание в разные периоды истории России в системе педагогики музыкального образования.

Е.В. Николаева в своем исследовании истории музыкального образования Древней Руси с конца X и до середины XVII столетия выделяет три основных периода: первый период - с конца X до начала XV века; второй период охватывает XV-XVI столетия; третий период - первая половина XVII столетия. В рамках нашего исследования мы выделили еще два периода, характеризующих процесс становления русской духовной музыки как педагогического феномена. Это период со второй половины XVII века до конца XIX века; последний период с конца XIX века и по настоящее время. Таким образом, мы сможем проследить основные этапы развития русской духовной музыки в педагогике музыкального образования [9].

С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. Учебными книгами служили азбука, псалтырь и часослов. Детей учили чтению, письму, церковному пению [10].

Древняя Русь, основываясь на православной религии Восточной церкви, заимствует и педагогическую систему, и традиции богослужебного пения. Первые страницы истории русского церковного пения указывают на зависимость его как от пения славянской (болгарской) Церкви, так и от пения Церкви греческой. Согласно свидетельствам летописцев, весь первоначальный круг церковного пения получен Русью из Византии через южных славян, уже имевших славянский перевод Священного писания и богослужебных книг [11, с. 105].

Византийская образовательная практика основана на концепции христианской веры, идей Востока, духа тех годов, которая заключалась в соблюдении главных нравственных ценностей, таких как любовь к ближнему, справедливость, верность. Однако в то же время духовное и интеллектуальное воспитание счита-

лось неотделимым друг от друга. Для них путь к совершенству - это, прежде всего, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Они считали, что самое божественное в человеке - свобода воли и нравственность. Ознакомление с практикой образования и педагогической мыслью Византии, традицией уважительного отношения к знаниям оказало огромное воздействие на воспитание и обучение в средневековой Руси [там же].

Становление музыкального образования «народно-православной» ориентации происходило на основе взаимосвязи магических языческих и православных воззрений, образующих некое единство. Однако освоение богослужебного пения, являющегося частью русской православной службы, осуществлялось в соответствии с православными установками. Поэтому со временем значение богослужебной музыки в жизни человека постепенно преобразовалось. Обращение к языческим богам замещалось славлением христианского Бога, а ряд языческих ритуалов был приведен в соответствие с народным православным календарем [11, с. 158]. Таким образом, язычество со временем утратило свою значимость, а музыкальные и музыкально-педагогические воззрения в этой области получили иную направленность.

Как мы уже отмечали ранее, распространение христианства на Руси шло сравнительно медленно, то освоение традиций церковного пения и развития образования в целом не имело массового характера, следовательно, и организованной системы. Однако с образованием и укреплением единого Российского государства православие окончательно приобретает черты государственной идеологии, соответственно, начинает меняться отношение и к образованию в целом. Вышеуказанные события вызвали появление новых учебных заведений, одни из которых были при монастырях, а также школы высшего типа для детей знати. В отдельных княжествах стали открываться специализированные школы: школы древнерусской живописи, архитектуры, школы церковного пения.

Ещё одним витком развития певческой православной школы было преобразование в музыкальном обучении, где появляются братские школы Луцкой, Киевской, Львовской и др. В содержание образования братских школ входило освоение учащимися православных традиций богослужебного пения. Интересным и важным фактом для нашего исследования является то, что именно в братских школах впервые упоминается и о музыке. В этих школах произошла переориентация содержания, методов и форм музыкального образования на освоение учащимися многоголосного пения партесного типа и обучение пению по линейной нотации. Именного с этого времени музыка в некоторых школах стала входить в содержание музыкального образования наряду с богослужебным пением. Это привело к кардинальным изменениям во всей системе музыкального образования в середине XVII века [12, с. 144].

В 1-й половине XVIII века формируется множество преобразований, связанных с правлением Петра I. Основа образования также строится на церковном пении, обучении религии в уже созданных приходских училищах, а также открываются архиерейские учебные заведения. Уже к концу XVIII века происходит расцвет духовной музыки. Отсутствие в России специальных педагогических учебных заведений дало почву для организации при Придворной певческой капелле специальных регентских классов, активное участие в организации которых принял директор А.Ф. Львов.

Следующим значимым событием в области образования духовной музыки становится открытие в 1868 году Синодального училища церковного пения в Москве, в основу формирования которого легло сочетание богослужебной и музыкально-педагогической практик. Поэтому именно с точки зрения интеграции духовного и профессионального музыкального воспитания ценной для нашего исследования является работа А.С. Стрельцовой, которая рассматривает Синодальное училище прежде всего в контексте истории российской педагогики, а не как «явление истории музыки и музыкальной культуры» [13, с. 126].

А.С. Стрельцова отмечает, что ведущую роль в учебном процессе училища играла именно педагогическая практика, а «становление регентских (хормейстерских) и певческих умений и навыков основывалось на непосредственной богослужебной и концертно-исполнительской деятельности хора в церковно-пев-ческой атмосфере Успенского собора» [там же].

Знаменный распев стал основным в исполнительской практике певчих, где формировалось культурное и нравственное начало учащихся, их духовность. Пение на церковном богослужении сопровождалось требованиями, которые опирались на клиросных певцов. Данная исполнительская техника позволяла настроить всех певцов на один лад, духовно сблизить их, клиросное пение было основой церковных песнопений. Также, занимаясь богослужением, певчие должны были вести и праведный, высоконравственный образ жизни [14].

Особое место в системе школьного образования занимает сельская школа в Татево, открытая С.А. Рачинским и ставшая продолжательницей первых церковно-приходских школ. Ведущее место в круге преподаваемых дисциплин отдавалось изучению Закона Божьего, церковно-славянского языка и церковного пения [3, с. 30].

Педагогом С.В. Смоленским в 1907 г. в г. Петербурге было создано Регентское училище, которое давно планировалось и обсуждалось как необходимое. Это произошло на основании закрытия регентских классов для широкой массы населения, их могли посещать только певчие Придворной капеллы. Образовательная программа данного училища, как пишет Смоленский, включала синтез профессионального развития Синодального училища и мастерства Придворной

капеллы, которой заведовал сам Смоленский с конца 1890 по 1903 годы [3]. Важной сферой развития Регентского училища стал пункт о принятии на обучение представителей женского пола.

С.Ю. Дивногорцева отмечает в своем исследовании, что на рубеже XIX-XX вв. начинаются первые нецерковные настроения. Связаны они были с противоречивостью истин веры и науки. Еще до октябрьской революции возникают идеи отделения Церкви от государства и школы и запрета преподавания Закона Божия. А уже в 1918 году, после Великой Октябрьской революции Церковь официально была отделена от государства, что было в дальнейшем закреплено конституцией. С этого момента начинается антирелигиозное воспитание подрастающего поколения, ставшее основной воспитательной целью [8].

Особое место в этом направлении занимала школа. Революция привела к изменениям в системе образования. Была проведена корректировка учебных планов по всем учебным дисциплинам. В первую очередь был отменен закон Божий. Новые образовательные программы были ориентированы на изучение предметов и явлений окружающей среды, трудовой деятельности людей. Предполагался даже учет национальных особенностей детей. Антирелигиозная пропаганда велась таким образом, «чтобы она совершенно не вызывала у юных пионеров мысли о нападках на их религию».

В статье Ю.Г Саловой дается характеристика активной борьбы советской педагогики с приобщением детей к духовно-религиозным ценностям. Важной задачей стало воспитание детей в духе коллективизма и интернационализма. Одним из видов антирелигиозного воспитания была организация альтернативных праздников. В 20-30-е годы прошлого века это дало свои результаты, потому что именно молодежь стала вступать в ряды существующей в то время организации «Союза воинствующих безбожников» [15, с. 209].

Тем не менее в то же время в русской эмиграции за рубежом продолжались и развивались традиции православной педагогической культуры. Эмигрантами была создана целая образовательно-воспитательная среда. Православные духовные школы продолжали свое существование. Были организованы институты и семинарии.

Таким образом, уместно подчеркнуть, что в дореволюционной России прослеживалось безусловное преобладающее влияние Русской православной церкви на историю развития педагогики образования.

Конец XX столетия стал переломным в истории духовной жизни России. Русская Православная Церковь снова вовлекается в жизнь государства и школы. Однако процесс религиозного возрождения носил, скорее, внешний характер. Восстанавливались разрушенные церкви и монастыри, строились новые. Но более глубокое осмысление идеалов православного христианства было все еще вне этого процесса.

И только в настоящее время стал происходить реальный подъем духовного просвещения. В последние десятилетия в системе российского образования прослеживается положительная тенденция возрождения духовных и культурных традиций нашей страны. Об этом свидетельствует включение в основную программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». В программах по музыке и изобразительному искусству глубже изучаются темы, связанные с духовной культурой нашего народа и традициями православия.

Синтез церковной и народной культуры с педагогикой способствует созданию методов воспитания учащихся, которые должны сформировать положительное и гармоничное отношение к жизни, создавать культурный облик народа, привносить в жизнь общества духовное развитие. Стоит сделать акцент на важности духовного образования в воспитании подрастающего поколения, познания истории и культуры Руси.

Однако В.И. Мартынов в своем исследовании «Пение, игра и молитва в истории русской богослужебной певческой системы» четко разделяет богослужебное пение и музыку. Это различие определено автором как различие между богослужебным пением как «аскетической дисциплиной» и музыки как «видом искусства» [10]. Автор считает, что богослужебное пение не может быть вне храма, а существующая ныне храмовая музыка является результатом распада ее на отдельные области знаний и видов деятельности. Исполнение же богослужебных песнопений вне храмовой службы превращает его в музыкальное произведение для концертного исполнения. Автор связывает такое разделение с упадком монашеских аскетических традиций, обосновывая это тем, что «для понимания музыки как вида искусства необходимы навыки аскетического оценивания, но именно этих-то навыков и не может быть в наши дни из-за почти полной утраты аскетических традиций» [там же]. Однако он же отмечает, что изучение богослужебного пения «не является бесперспективным и бесполезным для нас». Данное утверждение также, в свою очередь, послужило основанием для наших научных изысканий [10, с. 193].

Проанализировав основные этапы становления и развития русской духовной музыки в музыкознании и педагогике музыкального образования, мы пришли к следующим выводам: русская духовная музыка всегда являлась неотъемлемой частью образовательного процесса, обладая мощным педагогическим и воспитательным потенциалом; церковная музыка обращается к внутреннему миру личности ребенка, воспитывая его; формирует знания об окружающей действительности; становится важным элементом художественного и культурного развития, образовывает и облагораживает.

В ходе решения задач цель исследования была достигнута и получены следующие результаты, определившие его научную новизну и теоретическую значимость:

- в системе отечественного музыкального образования, опирающегося на православное христианство, большое значение для учителя музыки имеет сравнительный историко-педагогический анализ особенностей становления и развития музыкального образования православной ориентации;

- в то же время музыкальное образование православной ориентации в настоящем «порождено» своим временем и отражает его специфику Однако ее следует рассматривать не как конечный результат, а промежуточный, с его непрерывным развитием. Поэтому данные исследования должны продолжаться и выявлять не только «конечный результат», но и тенденции развития музыкального образования православной ориентации;

- на основании анализа музыковедческих работ мы приходим к заключению, что русская духовная музыка была искусством, непосредственно связанным с процессом воспитания и формирования духовно-нравственных основ личности. Именно это положение позволило нам перейти к целенаправленному анализу русской духовной музыки в отечественной педагогике музыкального образования. Церковная музыка обращается к внутреннему миру личности ребенка, воспитывая его; формирует знания об окружающей действительности; становится важным элементом художественного и культурного развития;

Библиографический список

- в последние десятилетия в системе российского образования прослеживается тенденция возрождения духовных и культурных традиций нашей страны. Об этом свидетельствует включение в основную программу общеобразовательных школ предметов «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». В программах по музыке и изобразительному искусству глубже изучаются темы, связанные с духовной культурой нашего народа и традициями православия;

- синтез церковной и народной культуры с педагогикой способствовал созданию методов воспитания учащихся, которые должны были формировать положительное и гармоничное отношение к жизни, создавать культурный облик народа, привносить в жизнь общества духовное развитие. При этом мы сделали акцент на важности духовного образования в воспитании подрастающего поколения, познания истории и культуры Руси.

Практическая значимость исследования видится в том, что основные положения работы могут представить методологический ориентир для педагогов-музыкантов, занимающихся исследованием истории музыкального образования и образования православной ориентации. Надеемся, что результаты и выводы исследования могут быть использованы при прогнозировании перспективных направлений в изучении истории музыкального образования, а материалы по истории музыкального образования православной ориентации в учебном процессе - в профессиональном музыкальном образовании по специальности музыкальных факультетов педагогических вузов, а также представят интерес для учебных заведений русской православной церкви.

1. Колпачев В.В. Педагогическое образование в России: становление и развитие: монография. Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008.

2. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: в 2 т. Москва: ВЛАДОС, 2001; Т. 1.

3. Рапацкая Л.А. Воплощение православных ценностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал. Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. Москва, 2016; № 1 (13): 27-41.

4. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 2003.

5. Блинов В.И., Хевронина А.Н. Аксиологические основания духовного воспитания в отечественной педагогике конца XIX- первой трети XXв.: монография. Москва: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2005.

6. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2 т. Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004; Т. 1.

7. Келдыш Ю.В. История русской музыки: в 10 т. Древняя Русь IX-XVII в. Москва: Музыка, 1983; Т. 1.

8. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012.

9. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X- середина XVII столетия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2003.

10. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. Москва: Филология, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». Москва: Владос, 2013.

12. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Москва: Сфера, 2001.

13. Стрельцова А.С. Педагогическая школа Синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

14. Трубин Н.Г Духовная музыка. Смоленск: Смядынь, 2004.

15. Салова Ю.Г Музеи наглядных пособий и их роль в развитии земской школы. Ростов: Издательство Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль», 2009: 207-213.

References

1. Kolpachev V.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: stanovlenie i razvitie: monografiya. Stavropol': Izdatel'stvo SGPI, 2008.

2. Koshmina I.V. Russkaya duhovnaya muzyka: v 2 t. Moskva: VLADOS, 2001; T. 1.

3. Rapackaya L.A. Voploschenie pravoslavnyh cennostej v russkom klassicheskom muzykal'nom nasledii i ih vospitatel'nyj potencial. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. Vestnik kafedry YuNESKO. Moskva, 2016; № 1 (13): 27-41.

4. Nikol'skaya-Beregovskaya K.F. Russkaya vokal'no-horovaya shkola otdrevnostidoXXI veka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2003.

5. Blinov V.I., Hevronina A.N. Aksiologicheskie osnovaniya duhovnogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogike konca XIX- pervoj treti XX v.: monografiya. Moskva: GNO Izdatel'stvo «Prometej» MPGU, 2005.

6. Gardner I.A. Bogosluzhebnoe penie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: v 2 t. Moskva: Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij Bogoslovskij institut, 2004; T. 1.

7. Keldysh Yu.V. Istoriya russkoj muzyki: v 10 t. Drevnyaya Rus' IX-XVII v. Moskva: Muzyka, 1983; T. 1.

8. Divnogorceva S.Yu. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v teoriiiopytepravoslavnojpedagogicheskojkultury. Moskva: Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij gumanitarnyj universitet, 2012.

9. Nikolaeva E.V. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: Drevnyaya Rus': Konec X- seredina XVII stoletiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij Centr VLADOS, 2003.

10. Martynov V.I. Penie, igra i molitva v russkoj bogosluzhebno-pevcheskoj sisteme. Moskva: Filologiya, 1997.

11. Rapackaya L.A. Istoriya russkoj muzyki ot Drevnej Rusi do «Serebryanogo veka». Moskva: Vlados, 2013.

12. Piskunov A.I. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Sfera, 2001.

13. Strel'cova A.S. Pedagogicheskaya shkola Sinodal'nogo uchilischa: uchebno-obrazovatel'nyei vospitatel'nyeaspekty. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

14. Trubin N.G. Duhovnaya muzyka. Smolensk: Smyadyn', 2004.

15. Salova Yu.G. Muzei naglyadnyh posobij i ih rol' v razvitii zemskoj shkoly. Rostov: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo muzeya-zapovednika "Rostovskij Kreml'", 2009: 207-213.

Статья поступила в редакцию 28.09.22

yflK 396.3

Ammosova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Severyanova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

CORRECTION OF MOTOR DISORDERS IN CHILDREN WITH SPASTIC CEREBRAL PALSY BY MEANS OF ADAPTIVE AND THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE. The article presents the result of experimental work aimed at the physical rehabilitation of children with spastic cerebral palsy according to a comprehensive rehabilitation program, which includes means of adaptive and therapeutic physical culture, Bobat therapy, Chinese joint gymnastics. During the study, a map

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.