Научная статья на тему 'РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ'

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
484
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / МОРАЛЬ / ТРАДИЦИИ / КОМПОЗИТОР / ПЕСНОПЕНИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВНЫЙ ХОР / ВЕРА / ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ползикова К.Н., Первухина О.Р., Химич М.Д.

Статья посвящена одному из главных, на наш взгляд, вопросов формирования истинного восприятия духовных обычаев посредством духовной музыки. В статье рассматривается необходимость возрождения в современном обществе образцов музыкального фольклора и музыкальных традиций хоровой музыки в современном мире. Самым эффективным средством в этом случае является духовная музыка, которая продолжает играть немаловажную роль как в современном историческом пространстве, так и в творчестве композиторов, спустя несколько десятилетий, и оставляет глубокий след в душе подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SPIRITUAL CHORAL MUSIC IN THE WORKS OF COMPOSERS

The article is devoted to one of the main issues in our opinion of the formation of a true perception of spiritual customs through sacred music. The article discusses the need for the revival in modern society of samples of musical folklore and musical traditions of choral music in the modern world. The most effective means in this case is spiritual music, which continues to play an important role both in the modern historical space and in the work of composers several decades later and leaves a deep mark on the soul of the younger generation.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ДУХОВНАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ»

Научные статьи и исследования

11. Миссиология. Учебное пособие / Издание 2-е исправл. и дополн. Отв. ред. свящ. А. Гинкель. - М.: Миссионерский отдел РПЦ, 2010. - 410 с.

12. Островская А. Заметки о воспитании детей в семье и в воскресной школе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eroshka.ru/news.php?item.1278.8 (дата обращения: 18.05.2022).

13. Островский К., прот. Организация приходской жизни: учебное пособие по предмету «Правовые основы деятельности прихода» для 5-го курса Коломенской Православной Духовной семинарии. - Красногорск: Изд-во Коломенской ПДС, 2013. - 198 с.

14. Попов Д., диак. Молодежь и Православие [Электронный ресурс]. - URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3920/ (дата обращения: 19.07.2018).

15. Стариков Ю. Православная культура и современная молодежь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusobschina.ru/2010-11-06-17-48-35/531-2010-11-10-19-51-15 (дата обращения: 18.05.2022).

16. Сурова Л.В. Православная педагогика как общественное и духовное явление [Электронный ресурс]. - URL: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/pedagog/ surova/stat/pr-ped.htm (дата обращения: 18.05.2022).

17. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: в 2 кн. Т. 2. - Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - 359 с.

18. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: в 2 кн. Т. 3. - Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - 420 с.

19. Тихон Задонский (Соколов), свт. Краткие нравоучительные слова / Собрание творений: в 5 т. - М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2010. - Т. 5. - 988 с.

20. Тихон Задонский (Соколов), свт. Наставление о христианской обязанности родителей к детям и детей к родителям / Собрание творений: в 5 т. - М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003. - Т. 1. - 800 с.

21. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. - М.: Правило веры, 2008. - 606 с.

22. Шестун Е., прот. Современные проблемы православного образования [Электронный ресурс]. - URL: https://uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/ sovremennyie-problemyi-pravoslavnogo-43203.html (дата обращения: 18.05.2022).

Научные статьи и исследования

УДК 783

К.Н. Ползикова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kseniazemlyanaya@mail.ru Т.Ю. Афанасьева Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tessaf@mail.ru научный руководитель - М.Д. Химич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования e-mail : elgrygorenko@mail.ru

Русская духовная хоровая музыка в творчестве композиторов

Аннотация: Статья посвящена одному из главных, на наш взгляд, вопросов формирования истинного восприятия духовных обычаев посредством духовной музыки. В статье рассматривается необходимость возрождения в современном обществе образцов музыкального фольклора и музыкальных традиций хоровой музыки в современном мире. Самым эффективным средством в этом случае является духовная музыка, которая продолжает играть немаловажную роль как в современном историческом пространстве, так и в творчестве композиторов, спустя несколько десятилетий, и оставляет глубокий след в душе подрастающего поколения.

Ключевые слова: Духовная музыка, мораль, традиции, композитор, песнопения, православие, церковный хор, вера, древнерусское пение.

Научные статьи и исследования

K.N. Polzikova Belgorod State institute of art and culture e-mail: kseniazemlyanaya@mail.ru O.R. Pervukhina Belgorod State institute of art and culture e-mail: sloika.sir@list.ru Scientific supervisor - cps. associate professor of the Department of musical education M.D. Himich e-mail: elgrygorenko@mail.ru

Russian spiritual choral music in the works of composers

Abstract: The article is devoted to one of the main issues in our opinion of the formation of a true perception of spiritual customs through sacred music. The article discusses the need for the revival in modern society of samples of musical folklore and musical traditions of choral music in the modern world. The most effective means in this case is spiritual music, which continues to play an important role both in the modern historical space and in the work of composers several decades later and leaves a deep mark on the soul of the younger generation.

Key words: Spiritual music, morality, traditions, composer, chants, Orthodoxy, church choir, faith, Old Russian singing.

Духовная музыка является одной из важных составляющих православной культуры.

В настоящее время духовная музыка претерпевает ряд существенных обновлений, происходит переосмысление духовных ценностей, обычаев и обрядов культуры прошлого столетия, поэтому особая важность состоит в познании обычаев и традиций русской Православной Церкви, истории возникновения православного музыкального наследия.

Как утверждал А.С. Пушкин, «древнерусское церковное пение есть, несомненно, одно из глубочайших произведений нашего народного творчества».

Произведения русских композиторов ценились лишь в узких кругах, единственным достоянием сословий того времени являлась церковная православная музыка-хорал без инструментального сопровождения.

Духовная музыка - это музыка, призывающая к вере и утверждающая религию. Становление духовной музыки связано с духовным наследием великих русских композиторов. Отсюда появление сочинений разных жанров, связанных с использованием различных музыкально - выразительных средств.

Но какая же роль отводилась этой музыке в творчестве русских композиторов? Занимала ли она главенствующую позицию? Какой след она оставила в сердцах людей? Получила ли отклик людей, понимающих такой жанр? Ответить на эти вопросы может только сама музыка разнообразием нот.

В биографиях композиторов - представителей духовной музыки - прослеживается вопрос ценности их духовной составляющей, ведь многие композиторы никогда не писали сочинения с духовной музыкой, не росли в стране или городе, где духовная культура была на высоком уровне, их не приучали к православным обрядам и обычаям с самого детства.

Многие композиторы находили ответы на интересующие вопросы о смысле бытия в именно в православии. Вот почему многие композиторы, которые считались гражданскими, писали о православных праздниках, о житие святых, однако и в гражданских музыкальных произведениях присутствовала тема православия, это доказательство того, что персонажи, как и сами композиторы, родились и воспитывались в духе православных традиций, веры.

Начало XX века подарило выдающегося композитора Г.В. Свиридова, творческий путь которого ознаменован созданием обработок для хора старинных обрядовых песен. Исконно национальное, колоритное творчество наполнено глубоким осмыслением действительности, ярким и многообразным выражением главной темы- темы Родины. Самобытный композитор наделенной природой всеми присущими качествами. Духовная тематика, на наш взгляд заняла весьма важную позицию в творчестве Г.В. Свиридова, наполненном глубоким пониманием реальности через призму православных обрядов, знаний, потому как композитор всю свою жизнь был предан православию. Именно в православии он находил те глубокие корни культурного наследия России, к которому сам устремлялся.

Он считал, что тот, кто прикоснется к книгам Священного Писания, остается с этим миром навсегда. Он отчетливо различал и праздное, и страшное, и по его словам боязнь Бога помогает в духовном возвышении. В биографический источниках Г.В. Свиридова можно найти сведения, описывающие его эмоции при прослушивании церковного хора, колокольного звона, призывающего к обще- русская духовная хоровая музыка в творчестве

композиторов

нию с Богом. Главной составляющей духовной музыки, как полагал Г.В. Свиридов, считалось единение Музыки и Слова. Из слова Господнего родилась целая Вселенная.

Колокольный звон, принятый композитором так близко к сердцу и считавшийся не просто звоном, а символом с сильным глубоким духовным, описывался им с разных сторон: это и гимн, написанный для колокола, как в песне « Край ты мой заброшенный», и скорбный звон, «Небо, как колокол», и традиционный пасхальный звон «На пасхе».

Г. В. Свиридов использовал духовную музыку не только в хоровых произведениях, но и в вокальных, например, «Петербургские песни».

Таким образом, церковное пение от одноголосья к многоголосью в настоящее время возвращает нас к своим истокам, но уже с переосмыслением многовековых традиций, духовной силы древних распевов и насыщения и оформления их в музыкальном плане.

Неоценим вклад в отечественную духовно-музыкальную культуру и в творчестве Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825) - русского композитора и дирижера украинского происхождения. Воспитанник, а затем управляющий Придворной капеллой в городе Санкт-Петербург. Д.С. Бортнянский внес свой вклад в духовную музыку, в первую очередь, созданием авторских переложений древнейших церковных песнопений. Его композиторская деятельность в этой области особенно ярко выразилась в концертах, которых им написано и издано 50, из них 20 - двухорных. Историк русского церковного пения и критик русской духовно-музыкальной литературы В. Металлов отмечал, что «Д.С. Бортнянский не подражал своим предшественникам, но обладал уникальным природным дарованием и исконно-русским характером, что нашло веское отражение в его произведениях, ставших национальным достоянием, а музыкально-художественный контекст его творений отразился в соединении священного текста с духовной музыкой, что явилось исключительным вектором церковной музыки в России» [2, с 40]. В современный репертуар молодежных студенческих хоровых коллективов вошли такие произведения Д.С. Бортнянского как «Херувимская», «Отче наш», «Достойно есть» и другие произведения композитора, обладающие большой музыкально-художественной ценностью.

Заявленная тема в творчестве композитора Д.С. Бортнянского отражается в молитвах, переработанных из Молитвослова и связанных с богослужебной деятельностью.

Наиболее ярко хвалебная тематика представлена в произведении Д.С. Бортнян-ского «Хвалите Господа с небес». За основу текста песнопения композитором были взяты первые строчки псалма 148: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». История возникновения псалма 148 связана с возвращением иудеев из Вавилонского плена. Данный молитвенный текст выражает всеобщее ликование и благодарность иудейского народа за силу, данную Творцом для возведения Второго храма и восстановления государства. Царь Давид взывает всех воздать честь и хвалу имени Господню: князей и царей, людей всех сословий и возрастов, светил и морей, животных, рыб и небесных ангелов. Хвалительный псалом входит в утреннее богослужение, которое совершается сразу после вечернего, то есть вечером. Также любой христианин может совершать данный молебен в любое время суток, в рамках домашнего чтения. Псалом 148 обладает особым смыслом: христиане прославляют имя Господне за все сущее на земле, надеясь на будущее Его покровительство.

В данном трехголосном двухчастном песнопении Д.С. Бортнянский претворяет многие музыкальные приемы, характеризующие хвалебную тематику. Свобода и самобытность его творческих решений, в первую очередь, связана с поиском особого ладового колорита и экспериментами в области звуковой высотности. Музыкально-художественная композиторская интерпретация во многом сближает данное произведение со стилистическими особенностями партесного стиля. В средствах музыкальной выразительности преобладает современная интонационность. Композитор органично сочетает замысловатые гармонические обороты и простые мелодические конструкции. В припевной части можно проследить развитие темы, выраженной в антифонных перекличках кварто-квинтовых созвучий женских голосов. Также музыкальной канве произведения присущи различные динамические и тембральные контрасты, плотное аккордовое изложение со словесно-звуковой силлабической зависимостью, единство установившихся и характерных для настоящего времени музыкальных составляющих, раскрывающих смысл произведения. Все вышеперечисленные характеристики и есть элементы музыкальной направленности, харктерной для композиторской деятельности Д.С. Бортнянского, но и, в определенном смысле, дает представление о музыкальной направленности хвалебной тематики в целом. Таким образом, все средства музыкальной выразительности, представленные композитором в произведении «Хвалите Господа с небес», создают один характерный персонаж, зависящий от единого музыкального образа, с вектором на гимнистический стиль Созидателя.

Обращенное к внутреннему миру человека духовное композиторское творчество Д.С. Бортнянского способствует формированию эстетических и нравственных качеств обучающихся, гармоничному восприятию жизненных явлений.

Его сочинения становятся шедевром всемирно известного хорового творчества. Его цикл «Не отвержи мене во время старости» признан миллионами известных композиторов.

Однако не все дошло до наших дней, сохранились лишь некоторые рукописи, благодаря которым в основном и прославился С. Бортнянский.

Огромная роль принадлежит выдающемуся композитору, продолжателю духовной тематики А.Т. Гречанинову, ученику П.И. Чайковского и А.С. Аренского в Москве и Римского - Корсакова в Петербурге, написавшего большое количество сочинений для хоров при церкви.

Немаловажное значение в его композиторском творчестве сыграли разного рода песнопения - переложения традиционных духовных распевов для Русской Церкви, но много церковных произведений и собственного сочинения.

Как в обработках, так и в собственных духовных произведениях А.Т. Гречанинова использованы клише народного музыкального фольклора, но иногда он не боится подражать П.И. Чайковскому, который до глубины души был предан вере, любви к Богу за его идеальность, испытывая жалость к нему из- за перенесенных страданий, он уподоблял Богу с ныне живущими людьми, по мнению П.И. Чайковского, Бог жил с нами, он страдал так же, как мы. Композитор отстаивал точку зрения сохранения духовного наследия, сохранив традиционную сущность богослужебного пения, чтобы возвратить церкви ее традиции.

Русские композиторы-классики в своем творчестве очень часто обращались к знаменному распеву, характерная черта которого была видна в произведениях А.П. Бородина «Мужайся, княгиня», Римского-Корсакова в опере «Князь Игорь».

Широкое распространение получила церковная музыка в работах С.В. Рахманинова, включавшего в себя разнообразные жанры музыки, исключением не являлись и духовные произведения.

С.В. Рахманинов был не только композитором, он был наделен талантом дирижера и пианиста. Учился в Московской, затем в питерской консерватории, где проявлял свои профессиональные способности в музыке, замеченные гениальными представителями двадцатого столетия П. Чайковским, С. Танеевым, Ф.И. Шаляпиным.

С.В. Рахманинов начал свой творческий путь к духовной музыке с 1910 года, когда им создавалась литургия к опере «Иоанн Златоуст», на что огромное влияние оказала культура Древней Руси, элементы которой были распростанены в Московской Синодальной школе.

В его сочинениях не было отсыла на знаменный или прочие литургические распевы. В некоторых его работах мы отчетливо можем прочувствовать теплоту, лиричность, например, «Иже Херувимы», но при этом прослеживаются нотки богослужебных традиций.

Большей строгостью в соблюдении церковных ритуалов отличались такие творения С.В. Рахманинова, как «Литургия Святого Иоанна Златоуста», и «Всенощное бдение».

Всю свою жизнь С.В. Рахманинов питал любовь к церковному пению. Его сочинения были давней его мечтой. «Литургия Святого Иоанна Златоуста» содержит фольклор, колокольный звон, написана в стиле знаменного распева, что доказывает ее истинную принадлежность к нации.

Рахманинова укоряли в несоблюдении церковных традиций в «Литургии», не приветствовались также эмоции, которые композитор чувствовал в его сочинениях.

В некоторых произведениях С.В. Рахманинова прослеживается характер исполнения на клиросе для благозвучия хора. Примером может служить кульминационный момент фрагмента «Единородный сыне».

По прошествии пяти лет С.В. Рахманинов завершает колоссальную работу над грандиозным сочинением в стиле знаменного распева «всенощное бдение», содержащую мотивы древних библейских сюжетов.

Дар композитора помог С.В. Рахманинову раскрыть в древних напевность проникновенность содержания, смысл духовности, изобилие оперных характеров и силу драматизма.

«Всенощное бдение» глубоким содержанием воссоединения народа друг с другом, соблюдения таинств покаяния - в этом и личное понимание С.В. Рахманиновым религии, возвеличивание Творца , непрестанные молитвы.

Такое произведение может быть написано только русским композитором.

У любого даже самого одаренного композитора едва найдется похожее произведение с выраженной стилистикой русского духа, пейзажами родных мест, сильным нравственным характером.

Природная характеристика Родины, из 15 песен которой с характерными распевами - знаменный, греческий, киевский, следующие 5 песен, по мнению

С.В. Рахманинова, являются обиходными за исключение «Приидите и поклонимся», где преобладает призыв к действию и звучит эпиграфом.

Еще одно творение С.В. Рахманинова «Ныне отпущающе», подобно колыбельной, своего рода завершение цикла «Богородице Дева, радуйся», завершение «Вечерни».

Мягкие благозвучные напевы, схожие с молитвой сменяются колоритностью напева, мощными кульминационными моментами «Утрени», где кроются живые картины из мозаики и славянских былин.

Еще одна работа С.В. Рахманинова «Хвалите имя Господне», отличающееся убедительным звучанием музыкально - хоровой палитры, вещающая радость души человека, начинающего новый день.

Однако «Всенощное» все же было написано С.В. Рахманиновым для храмового исполнения и этот храм - вся Русь с голубыми куполами, с необъятными русскими полями, с изображением Святых на иконах, Русь, где объединены прошлое, настоящее и будущее.

Премьера «Всенощного» состоялась 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания. Сочинение исполнялось четыре раза.

Знаменитые композиторы, дирижеры - представители духовного искусства Борисовского края, воспевающие русскую культуру, С.А. Дегтярев и Г.Я. Ломакин. И на их творческом пути творчестве духовная музыка была на первом плане.

Изучая биографию этих двух композиторов, их взлеты и падения в таком многообразном музыкальном искусстве, только восхищаешься их творчеством.

С.А. Дегтярев, и Г.Я. Ломакин кроме композиторской, общественной деятельности были еще и профессиональными педагогами.

Их жизненный путь связан с созданием капеллы Шереметева. Вклад С.А. Дегтярева в развитие духовного вокального искусства продолжил его единомышленник Г.Я. Ломакин. Благодаря ему, в капелле сложился один из выдающихся коллективов в России.

Нужно подчеркнуть, что Шереметев считался человеком, глубоко ценившим искусство, но чтобы не снизить престиж капеллы, приглашались знаменитые вокалисты, художники, музыканты.

Большое значение в развитии профессионального мастерства Г.Я. Ломакина и С.А. Дегтярева имело приглашение итальянского вокального искусства, которые уделяли большое внимание анализу жанровых композиций, схеме интонации и стилю исполнения. Итальянский композитор Франческо Арайя был приглашен в 1735 г. руководить Придворной капеллой. Впоследствии должность придворного

капельмейстера занимали Галуппи, Сартии др. Каждый из указанных деятелей хорового искусства смогли модернизировать хоровое пение в России, а также обогатить оперную музыку.

Стоит отметить, что их задача состояла не в разработке церковных песнопений, а в сочинении музыки к священным песнопениям. На концертах как основных формах воспроизведения трудов данных композиторов закладывались основы отечественного оперного искусства [3, с.132].

По данным белгородского исследователя Ю. Горяйнова, много лет занимавшегося анализом жизнеописания и деятельности С.А. Дегтярева и Г. Я. Ломакина, итальянцы сделали весомый вклад в русскую духовную музыку. Они внедрили сложные по звучанию духовные произведения и показали высокую культурную планку эмоционального вектора вышеупомянутых произведений.

Важным фактом является то, что даже на Родине С.А. Дегтярева активно следили за новизной вокально - хорового искусства, уровень исполнительского мастерства был там на высоком уровне. С.А. Дегтярев, как отмечали его современники, получил высококвалифицированное образование, учился в Москве, знал несколько языков и даже ездил заграницу, что было доступно только студентам, обладающим мастерством вокалиста.

Согласно обычаям того времени в частности итальянскому языку С.А. Дегтярев обучался у певца - итальянца Барбарини, дирижера И. Фациуса.

Г.Я. Ломакин напротив не имел таких привилегий. После получения начального вокального образования в хоре Николаевской церкви поселка Борисовка он попадает в капеллу графа Шереметева в Петербурге. Его заметил и поощрял его талант итальянский композитор Сапиенца, передавший ему профессиональное образование в области вокального искусства и дирижирования.

Капелла давала все возможности для улучшения знаний обучающихся. Впоследствии Г.Я. Ломакин входит в число величайших композиторов XIX века.

Таким образом, целенаправленно воспитываясь с детских лет вокально-хоровому искусству, и Дегтярев и Ломакин разными путями, но в равной степени получили разностороннее музыкальное образование, включающее в себя вокально-хоровые умения, музыкально-теоретические, инструментальные, композиторские, дирижерские и организационно-педагогические. При этом целью музыкального воспитания была исполнительская деятельность.

Дегтярев стал знаменитым, не только являясь первым переводчиком на русский язык и критиком работ итальянского композитора Винченцо Манфредини,

ведущим артистом оперы, тетра, но и создателем «Исторической хрестоматии церковного пения», однако его кредо было служение хоровому искусству, которое принесло ему славу и самые высокие результаты. Дегтярев написал много прекрасных произведений, преимущественно для церковных хоров.

Добившись таких вершин, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего несвободного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 г. - через 2 года после смерти самого Дегтярева.

Дегтярев начал сочинять духовные концерты в конце 80-х гг. XVIII в. и писал их до самой смерти, несмотря на указ императора Павла I от 10 мая 1797 г. о запрете на исполнение запричастных концертов в церквах. Стиль произведений Дегтярева в целом типичен для рубежа XVIII и XIX вв.: в них преобладают 3-х и 4-х частные композиции, аккордово-гармонический склад чередуется с имитациями и фугированными формами.

С легкой руки А.И. Тургенева, историка, известного мемуариста, Степана Ани-киевича Дегтярева (1766-1813), крепостного композитора Шереметевых, прозвали «русским Гайдном» за любовь к монументальным хоровым композициям.

Вопреки обстоятельствам жизни, но в соответствии с господствовавшей этикой музыки конца XVIII в., в сочинениях композитора преобладает мажорный гимнический тон (хотя весьма впечатляют моменты скорбной лирики его отдельных песнопений). Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицизму, который автор перенял у мастеров итальянского музыкального письма. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени. При всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, легкая сентиментальность звучания.

Рассматривая духовные концерты Дегтярева, следует отметить, что композитор при сравнении с его современниками выделяется большим вниманием к тексту песнопений. В качестве основы для своих концертов он избирал стихиры, ирмосы, тропари канонов, в то время как большинство композиторов той эпохи предпочитало тексты, самостоятельно составленные из стихов Псалтири.

В настоящее время известны более 150 произведений Дегтярева, из них 76 духовных концертов на церковно-славянские тексты для хора без сопровождения, несколько Литургий, цикл всенощного бдения, несколько циклов ирмосов и мно-

жество одночастных песнопений для различных видов православных богослужений. Долгое время сочинения композитора не издавались. Тем не менее, они продолжали звучать в стенах православных храмов и распространялись в рукописном виде. Песнопения Дегтярева пользовались популярностью в Москве и ее провинциях в течение всего XIX в., а отдельные концерты исполняются в храмах и в концертных программах по сей день.

Все концертные песнопения Дегтярева требуют большого, хорошо обученного певческого коллектива. Они отличаются мастерством исполнения и эффектностью звучания.

Гавриил Якимович Ломакин возглавлял одну из лучших в России певческую капеллу графа Шереметева с 1830 по 1885 год. Но его имя, его дела, заслуги в музыкальной культуре России всё ещё мало известны, даже в среде профессиональных музыкантов. Большинство сочинений Г.Я. Ломакина как композитора связаны с церковной хоровой культурой. В большой мере и его хормейстерская деятельность находилась под влиянием церкви.

Ломакин написал 65 отдельных духовно-музыкальных сочинений, Литургию простого напева и Всенощное бдение знаменного распева (все опубликованы частным образом незадолго до его смерти), а также ряд светских хоров и обработок народных песен. Во многих его духовных сочинениях чувствуется влияние западноевропейской полифонии, которой он посвятил много внимания как исполнитель.

По поручению Львова Ломакин выполнил 4-голосные гармонизации одноголосных церковных распевов для изданий Придворной капеллы, впервые напечатанные в 1849-1852 гг. («Октоих» знаменного распева, «Воскресные утренние антифоны», «Утреня» (по содержанию - всенощное бдение), «Ирмосы воскресные, господским, богородичным и иным нарочитым праздникам» и «Продолжение ирмосов» греч. распева, «Ирмосы всея Великия Четыредесятницы и Страстной седмицы» сокращенного греч. распева). Корректировать готовые обработки ему помогал инспектор капеллы П.Е. Беликов, выполнявший также для Ломакина транскрипции песнопений из знаменных рукописей. Стиль гармонизаций Ломакина сложнее, чем в обработках П.И. Турчанинова или в «Обиходе», подготовленном П.М. Воротниковым в 1848 г., следуют традициям западноевропейской классики (особенно в каденциях). Этот стиль присущ и авторским произведениям Ломакина. Подготовка изданий капеллы стимулировала поиск особых гармонических средств, отражавших национальное своеобразие древнерусских распевов; в этой области деятельность Ломакина отвечает общим тенденциям

Научные статьи и исследования

времени, выраженным в музыке и теоретических работах Глинки, Одоевского, В.В. Стасова, Н.М. Потулова, чьими советами пользовался Ломакин. К началу 60-х гг. XIX в. относятся его новые гармонизации песнопений Литургии Пре-ждеосвященных Даров и др. служб Великого поста, получившие одобрение, но не принятые Львовым и графом Шереметевым.

Духовная музыка составляет лучшее средство к устранению плохих мыслей и желаний. Она приводит душу в гармонию и настраивает её к высоким побуждениям, располагает к взаимной любви и единомыслию. Возрождение русской духовной музыки необходимо, так как есть потребность в обретении духовной гармонии и опоры, которая позволяет человеку выстоять в условиях возрастающего драматизма современной жизни.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что роль духовной музыки для отечественных композиторов очень велика и веским примером этому являются произведения, сохранившиеся до наших дней, а также возможность наслаждаться ими и в наше время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3 - х ч. Ч. 1. История, теория / сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. - 151 с.

2. Гарднер, И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2 - х т. / И. Гарднер. Т.2. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. с. 127-140

3. История богослужебного пения : [Учеб. пособие] / В.И. Мартынов. - М. : Ред.-изд. отд. федерал. архивов; Русские огни, 1994. - 240 с.

4. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999. - 320с.

5. Иларион (Керченский) епископ. Проповедь. Тайная Вечеря // Московская Патриархия. 2002. № 4. - С. 65-67.

6. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.- пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И.В. Кошмина. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. -Кн.1 .История. Стили. Жанры. - 224 с.

7. Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная Энциклопедия: В 25-ти тт./ Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Том «Русская Православная Церковь». - М., 2000, с. 599-610.

Научные статьи и исследования

8. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г - 272 с.

9. Металлов. В. Очерк истории православного церковного пения России. М., 1900. - С. 46.

10. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г - 272 с.

11. Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I - X вв. / А. Никольский // О церковном пении: сборник [сост. О.В. Лада]. - М.: Лодья, 2001. - с.61.

12. Пигров К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. - С. 116.

13. Перепелицын П.Д. Богослужебное пение Православной Церкви. Сказание летописей о начале церковного пения в России. (17Хрестоматия).

14. Христианство и хоровая музыка: сборник научных статей / ред.-сост. Т.В. Тарасова. - Барнаул: АГИИК, 2002. - 125 с.

15. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М.,1961 - С. 39.

16. Целковников Б. М. Мировоззрение педагога - музыканта: в поисках смысла. М., 1999. - С. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.