Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Магадеев И.Э. Рурский кризис 1923 г. и трансформация международных отношений в Европе после окончания Первой мировой войны // Genesis: исторические исследования. 2024. № 3. DOI: 10.25136/2409-868X.2024.3.40374 EDN: AJJYZZ URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=40374
Рурский кризис 1923 г. и трансформация международных отношений в Европе после окончания Первой мировой войны
Магадеев Искандэр Эдуардович
СКСЮ: 0000-0002-6521-2202 кандидат исторических наук
доцент, кафедра Истории и политики стран Европы и Америки, факультет Международных отношений, Московский государственный инстшуг международных отношений (Университет) МИД
119454, Россия, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 76, оф. 2175
iskander2017@yandex.ru
Статья из рубрики "Памятная дата в истории"
DOI:
10.25136/2409-868Х.2024.3.40374
EDN:
AJJYZZ
Дата направления статьи в редакцию:
05-04-2023
Аннотация: Предметом статьи является Рурский кризис 1923 г. - один из «поворотных пунктов» в истории международных отношений в Европе после окончания Первой мировой войны, начало которого было положено вводом франко-бельгийских войск в Рур, а его фактическим завершением стало принятие нового репарационного плана («плана Дауэса») в 1924 г. Объектом исследования является значение и роль данного кризиса в трансформации той международно-политической конфигурации в Старом Свете (Версальского порядка), которая сложилась по итогам Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как взаимосвязь между Рурским кризисом и спецификой окончания Первой мировой войны, особенности последствий событий 1923 г. на Западе и Востоке Европы, роль англо-американского посредничества в урегулировании франко-германского конфликта на условиях,
отвечавших интересам Лондона и Вашингтона. Основный вывод проведенного исследования состоит в том, что Рурский кризис сыграл ключевую роль в консолидации Версальского порядка. В результате него были созданы условия для «международного поворота» 1924-1925 гг., в т.ч. формирования «европейского концерта» Великобритании, Франции и Германии как новой «несущей конструкции» Версальского порядка взамен распавшейся Антанты. Вкладом автора в исследование темы является демонстрация прямой взаимосвязи между событиями 1923 г. и последующей стабилизацией Европы по итогам Лондонской (1924) и Локарнской конференций (1925) -взаимосвязи, которая нередко оставалась «в тени» на страницах обобщающих исследований международных отношений в период после окончания Первой мировой войны. Новизна исследования заключается в предложенной автором гипотезе о ключевой роли Рурского кризиса в консолидации Версальского порядка, а также в привлечении ряда малоизвестных документов из британских и французских архивов.
Ключевые слова:
Рурский кризис, Европа, международные отношения, Первая мировая война, Антанта, европейский концерт, Пуанкаре, Болдуин, Лондонская конференция, Локарнская конференция
Введение
Рурский кризис 1923 г., инициированный вводом франко-бельгийских войск в Рур 11 января в качестве своеобразной санкции за срыв репарационных платежей со стороны немецких властей, стал одним из «поворотных пунктов» в развитии международных
отношений в Европе после окончания Первой мировой войны Ш. Если использовать для характеристики международной конфигурации, сложившейся в Старом Свете по итогам
мирных договоров 1919-1920 гг., термин «Версальский порядок» [2, с- 18-191, то можно сказать, что Рурский кризис запустил процесс его серьезной трансформации. Такое ощущение присутствовало уже у современников событий. Как отметил в записке от 27 декабря 1923 г., на финальной стадии кризиса, глава Департамента торговых отношений МИД Третьей Республики Ж. Сейду, Франция отныне более не могла обращаться с
Германией «как победитель с побежденным» [3, р 7071.
Цель статьи - выявить значение и роль Рурского кризиса в трансформации Версальского порядка в период с момента заключения Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г. до подписания Локарнских соглашений 1 декабря 1925 г. Если мирный договор в значительной своей части был построен на логике противопоставления Германии, как проигравшей державы, Антанте во главе с Лондоном и Парижем, то Локарнские соглашения предполагали реинтеграцию Веймарской Республики в «европейский концерт» в составе трех ведущих западноевропейских стран (Великобритания, Франция, Германия) [4-7].
В новейшей зарубежной историографии повышенное внимание уделяется международно-политическим трансформациям, связанным с результатами Лондонской (1924) и Локарнской конференций (1925). Так, согласно концепции американского историка П.О. Корса, указанные конференции принесли «первый подлинный мир» в Европу после окончания Первой мировой войны. Его основу, как полагает указанный автор, составил своеобразный англо-американский «менеджмент» или управление франко-германским конфликтом, происходившее как в финансово-экономической сфере, где повышенную
роль играл американский частный капитал, так и в политической сфере, где основное
влияние оказала официальная дипломатия Великобритании [8,—С точки зрения британского историка П. Джексона, сосредоточившего внимание на внешней политики другой важной державы - Франции, - основу «международного поворота» 1924-1925 гг. составила концептуальная трансформация и переориентация представлений о мировой политике, имевшихся у лидеров ведущих европейских стран. От политики «баланса сил» они все больше переходили к реализации многосторонних дипломатических стратегий с опорой на Лигу Наций, пытались выстроить межгосударственные отношения на базе политико-дипломатического и правового урегулирования споров с целью избежать
новых вооруженных конфликтов и войн [10, 11].
О роли «переориентации» французской политики безопасности в 1924-1926 гг. ранее писал немецкий историк К. Вюрм [121. Роль 1924 г., ознаменованного принятием репарационного «плана Дауэса», который основывался на англо-американских представлениях о стабилизации послевоенной Европы, подчеркивал также американский историк С. Шукер. Он видел в тогдашних событиях «конец французского доминирования
в Европе» Наконец, британская исследовательница З. Стейнер также отмечала, что французским властям не удалось получить серьезных финансово-экономических преимуществ в результате Рурского кризиса, и Париж в итоге был вынужден согласиться на то, чтобы «принять англо-американские условия» [14, р 245-246"1.
Вместе с тем прямая взаимосвязь между «международным поворотом» 1924-1925 гг. и эффектом Рурского кризиса прослеживается в историографии отнюдь не всегда. Нередко события 1923 г. остаются, скорее, на «заднем фоне» исследовательского анализа, сосредоточенного именно на перипетиях Лондонской и Локарнской конференций, а также дискуссий в рамках Лиги Наций. В этом смысле существует определенный концептуальный и тематический «разрыв» между разнообразными и масштабными исследованиями «международного поворота», с одной стороны, и анализом собственно Рурского кризиса, с другой.
При этом пласт литературы о событиях 1923 г. в Руре также достаточно обширен. В зарубежной историографии данная проблематика раскрыта в более полной степени, чем в отечественной. Имеются как обобщающие исследования по истории Рурского кризиса
(причем его датировка нередко дается как 1923-1924 гг.) -Ц-51, так и отдельных его аспектов. Среди последних можно назвать следующие: влияние кризиса на экономику
послевоенной Германии I161; его роль в развитии германского коммунистического и
рабочего движений -1171; место кризиса во внешнеполитических курсах и стратегиях Веймарской Республики [18-21], Франции [22-25], Великобритании [26-28], Италии [2931], Польши и Чехословакии [32-35]. Упоминается также значение событий 1923 г. в развитии послевоенных циклов насилия в Европе [36] и в истории военных оккупаций XX века в целом
Несмотря на отставание по количеству и вариативности работ, в новейшей российской историографии имеется определенная тенденция к повышению внимания исследователей к Рурскому кризису. Если в советский период события 1923 г. изучались отечественными историками преимущественно в разрезе истории коммунистического и рабочего движений в Германии и других странах [38-40], то на современном этапе доминирует их рассмотрение в контексте истории международных отношений и внешней политики отдельных стран. Анализируется как общее влияние кризиса на Версальский порядок
с. 316-3511- [41, с- 123-1271, так и ег0 значение в развитии внешнеполитических курсов
Германии [42-43], Франции t441, Великобритании СССР (особенно - в свете надежд советского руководства на революцию в Веймарской Республике - т.н. немецкий
Октябрь) [46-49], Чехословакии [50-51] и Польши [521.
Данная статья призвана продемонстрировать взаимосвязь между Рурским кризисом и последовавшим «международным поворотом», сократив обозначенный выше историографический «разрыв» между изучением событий 1923 г., с одной стороны, и Лондонской и Локарнской конференций, с другой. Исследование, не претендуя на детальное раскрытие истории самого кризиса, прежде всего, нацелено на то, чтобы выявить его структурную и содержательную роль в последовавшей трансформации международных взаимодействий в Старом Свете. В этом состоит ее новизна, как и в привлечении ряда малоизвестных документов из британских и французских архивов. Обострение кризисных тенденций в современных международных отношениях обуславливают актуальность анализа той роли, которые кризисы играли в прошлом. Столетие событий 1923 г. служит дополнительным аргументом в пользу обращения к обозначенной проблематике.
В методологическом отношении автор стремится к сочетанию наработок из сферы истории и теории международных отношений. При изучении закономерностей развития системных моделей в XX в. Рурскому кризису, как одной из поворотных точек в развитии Версальского порядка или, согласно ряду авторов, - Версальской (Версальско-Вашингтонской) системной модели, уделялось значительно меньше внимания, чем Карибскому кризису 1962 г. применительно к биполярной системной модели времен «холодной войны». Вместе с тем сравнительный анализ влияния, которое два кризиса оказали на развитие соответствующих конфигураций международных отношений, представляется плодотворным с научной точки зрения. Если использовать периодизацию, которую предложил А.С. Маныкин, то Карибский кризис стал вехой в
консолидации биполярной системной модели [53, с- 62-641. Краткий ответ на вопрос: «Сыграл ли Рурский кризис схожую роль в развитии Версальского порядка?» - также входит в проблемное поле предложенной статьи.
Рурский кризис как «тень» Первой мировой войны
Образная характеристика Рурского кризиса как «тени Первой мировой войны», данная в свое время немецкими историками I541, представляется вполне уместной как начальный пункт для анализа его международного влияния. В событиях 1923 г. получили своеобразное отражение те стратегические дилеммы, которые в значительной степени вытекали из специфики хода и окончания «Великой войны». Согласно тезису британского историка Х. Строна, «многие из проблем, характерных для межвоенного периода, вытекали не столько из того, как делался мир в 1919 г., а из того, как велась
война в 1914-1918 гг.» [55' p 121.
Первая мировая война, фактически завершившаяся на западных границах Германии, притом, что немецкие войска еще долгое время продолжали оккупировать ряд
территорий на Востоке Европы во многом не сняла тех стратегических проблем, которые вытекали из ситуации немецкой «полу-гегемонии» в Старом Свете. Такая ситуация, по мнению ряда авторов, возникла уже после образования единого
Германского государства в 1871 г. [571. Согласно оценке канадского исследователя Р. Бойса, война 1914-1918 гг. «серьезнейшим образом ослабила Францию и усилила
Германию, в немалой степени - за счет того, что Россия выпала из европейской системы государств, а Франция должна была теперь полагаться на полоску слабых, политически
нестабильных и экономически уязвимых стран Восточной Европы»» [58, р 15].
На Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. и после нее руководство Третьей Республики неоднократно апеллировало к тому обстоятельству, что даже после поражения в Первой мировой войне Германия, если исходить из фундаментальных показателей мощи (экономика, демография), оставалась более могущественной державой, чем Франция. Официальный Париж стремился использовать подобную аргументацию с целью отсоединить от Германии левый берег Рейна - территорию, крайне
важную в стратегическом и экономическом отношении I59!. Суммируя aposteriori дискуссии периода подготовки Версальского мирного договора, эксперт МИД Великобритании по историческим вопросам Дж. Хедлем-Морли в записке от 10 августа
1922 г. подчеркнул, что «французская военно-политическая линия состояла в желании обеспечить отделение левого берега Рейна и постоянную оккупацию Рейна, в то время как британцы и американцы были против оккупации, предложив взамен условия по разоружению [Германии] и заключение гарантийных договоров [с Францией]». В Лондоне были уверены, что Париж не оставил прошлых замыслов и продолжал
прикладывать усилия к их реализации I60!.
Цель отделения (в том или иной форме) левого берега Рейна от Германии, наряду с обеспечением долгосрочных поставок немецкого угля по низким ценам для французской металлургии и/или получение доли в рурских угольных компаний (в счет репараций), действительно, оставалась крайне важной для французских властей в период Рурского кризиса. Вместе с тем председатель Совета министров и министр иностранных дел Третьей Республики Р. Пуанкаре был склонен колебаться, так и не расставив ясным
образом приоритеты Парижа в 1923 г. [61!. Все же ввод войск в Рур стал для Пуанкаре попыткой использовать временное военно-политическое превосходство Франции над Германией с целью изменить долгосрочный «баланс сил» между двумя странами и хотя
бы отчасти нивелировать французское отставание от «соседа по Рейну» [62, р 44]. Если смотреть на ситуацию с точки зрения Парижа, то в некотором смысле речь шла о стремлении окончательно «завершить» дело Первой мировой войны и получить то, чего не удалось добиться по результатам мирной конференции в 1919-1920 гг. Как подчеркивал немецкий историк Г.А. Винклер, «если бы Франции удалось поставить под свой контроль важнейшую промышленную область Германии с ее большими запасами угля, она могла надеяться достичь того, в чем ей было отказано англосаксами в 1919 г.: отделения Рейнской области от Германии» [63, с- 226].
Рурский кризис специфическим образом нес на себе «тень» войны 1914-1918 гг., а также ее последствий и в другом отношении. Продемонстрировав текущее превосходство Франции над Германией на Западе Европы, события 1923 г. в очередной раз выявили шаткость архитектуры безопасности на Востоке континента. Губительными для конструкции Версальского порядка могла оказаться как дальнейшая активизация военно-политических связей между официальными Москвой и Берлином, общим для которых было противостояние с Варшавой, так и «экспорт революции» на Запад в случае внутреннего коллапса Веймарской Республики.
Опасения Сейду, высказанные в записке для руководства МИД Франции от 16 февраля
1923 г., были неслучайны. С точки зрения дипломата, «существование Польши, в нынешнем виде, с трудом совместимо с ситуацией, когда Германия и Россия восстановят
свои силы и мощь» [64, p 2471. с началом Рурского кризиса в МИД Франции и в Военное министерство неоднократно поступала тревожная информация о предполагаемой концентрации советских войск на границе с Польшей и о возможности совместных действий Москвы и Берлина против Варшавы [64, p. 86, 109-110"|.
Французские опасения не были полностью беспочвенны. Как продемонстрировали, например, советско-германские военные переговоры в Москве, состоявшиеся в феврале 1923 г., стороны отнюдь не исключали скорой большой войны в Европе, «возможно, не позднее середины лета этого года». Немецкие военные при этом выражали заинтересованность в «совместном и одновременном выступлении» Германии и СССР и интересовались, «какие силы Россия может выставить вообще и по периодам войны в частности» [65, с 110, 1131. Не менее рискованным для судеб Версальского порядка был и вариант советского содействия не официальным властям Веймарской Республики, а потенциальной Германской революции, на которую осенью 1923 г. всерьез рассчитывали в Москве. В период дискуссий в Политбюро ЦК РКП(б) о налаживании коммуникаций с Германией через страны Балтии генеральный секретарь ЦК РКП(б) И.В. Сталин исходил из перспективы эвентуальной войны против Польши в недалеком будущем. В записке от
18 октября он подчеркивал: «Поляков надо изолировать, с ними придется биться» [66, с-2081.
Вновь продемонстрировав уязвимость восточноевропейских государств в случае образования советско-германской комбинации, Рурский кризис одновременно выявил относительную слабость связей между Францией и теми государствами к Востоку от Германии, которые рассматривались в качестве ее партнеров и «союзников» (прежде всего - Польша и Чехословакия). По важному для Парижа вопросу о недопущении угля из Польши и Чехословакии в Веймарскую Республику, испытывавшую угольный дефицит
в условиях оккупации Рура, наблюдались определенные успехи [64, p 106-1071. Однако с обеспечением полноценной политической поддержки в отношении французских действий в Руре имелось больше сложностей. Так, «признавая неоспоримые права Франции на германские репарации и рассматривая оккупацию Рура как крайнюю меру, Прага тем не менее дистанцировалась от франко-бельгийской акции, заняв позицию нейтралитета в
отношении Германии» [50, с- 202].
Таким образом, Рурский кризис нес на себя отпечаток Первой мировой войны сразу в нескольких отношениях. Французские власти надеялись за счет силовых действий против Веймарской Республики «завершить» дело 1914-1918 гг. и нивелировать (в той или иной степени) сохранявшиеся долговременные преимущества Германии. Напротив, в Москве и Берлине не исключали того, что события Рурского кризиса позволят определенным образом «переиграть» итоги Первой мировой войны, либо за счет резкого ослабления
Польши - «опоры всего Версальского договора», согласно В.И. Ленину[66, с 631 - либо за счет «экспорта революции» в Западную Европу, на который продолжали надеяться в Кремле.
Рурский кризис: региональное и глобальное измерения
Само содержание Рурского кризиса, связанного с оккупацией Рура преимущественно
французскими войсками (их численность в мае 1923 г. составила 165 тыс. человек) I67!, логичным образом вело к его восприятию современниками и потомками преимущественно как франко-германского конфликта. 3 января, накануне ввода франко-бельгийских солдат в Рур, Пуанкаре стремился убедить британскую дипломатию
в том, что Париж своими жесткими действиями стремится не допустить образования
«германской гегемонии в Европе, которую должна была разрушить война...» [64, р 18]. Напротив, немецкая дипломатия стремилась доказать, что ввод французских войск в Рур отражал гегемонистские претензии Франции и выходил за рамки, обозначенные Версальским мирным договором (таким, например, был посыл ноты поверенного в делах
Германии во Франции Л. фон Гёша от 2 мая 1923 г.)[68, р 7]. Восприятие истории кризиса через призму франко-германских взаимодействия (прежде всего - «пассивного сопротивления» населения Рура оккупации) присутствует и поныне. Например, оно получило отражение в специальной выставке к 100-летию указанных событий, которая была открыта в январе 2023 г. в Музее Рура в г. Эссен -[69].
Вместе с тем Рурский кризис отнюдь не сводился к франко-германскому противостоянию. Как демонстрировал рост турбулентности и напряженности в Центральной и Восточной Европе в 1923 г., ситуация в сфере безопасности на Западе и Востоке континента де-факто оставалась неделимой, и масштабные пертурбации в одной из частей Старого Света неизбежно сказались бы на другой. В Москве, строя смелые планы по оказанию помощи революции в Германии, не исключали, что в итоге подобное развитие событий может привести к войне против Франции. Таким был один из посылов председателя Исполкома Коминтерна Г.Е. Зиновьева в тезисах «Грядущая германская революция и
задачи РКП», утвержденных Политбюро ЦК РКП(б) 23 сентября 1923 г. [66' с- 196].
Однако масштаб событий 1923 г. не ограничивался даже всей континентальной Европой ввиду нараставшего влияния на ход и результаты Рурского кризиса со стороны Великобритании и США. Перед британскими и американскими властями, а также крупным частным бизнесом де-факто стояла проблема такого управления франко-германским конфликтом, которое позволило бы минимизировать его потенциальные риски и негативные последствия, и, напротив, максимизировать разного рода дивиденды от возможного урегулирования.
Риски, если смотреть на них из Лондона и отчасти - из Вашингтона, действительно, были велики. Полная реализация амбициозных целей Парижа грозила образованием ситуации, напоминавшей «французскую гегемонию» в континентальной Европе. Еще 22 июня 1921 г., выступая перед участниками Имперской конференции, собравшей представителей Великобритании и британских доминионов, министр иностранных дел Соединенного Королевства, лорд Дж.Н. Кёрзон говорил о том, что Франция, обладая Лотарингией, имея в распоряжении шахты Саара и оккупируя Рур, станет «повелительницей Европы в отношении угля, железа и стали, а вместе со странами под
ее военным командованием - [она станет] и военным монархом [континента]» [70, р 8]. В период самого Рурского кризиса, 6 августа, бывший премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж на страницах прессы высказывал точку зрения о том, что Франция Пуанкаре может действовать «по примеру Наполеона». Политик не исключал того, что
«Германия может обессилеть, она может даже временно развалиться» ———110]. Наконец, и британский писатель-фантаст Г. Уэллс в книге «Год предсказаний» (1924) писал о скором наступлении «французского тысячелетия», когда «ничего не останется на континенте кроме победоносной Франции, ее разбитых и сломленных противников и сервильных и ненадежных союзников - крестьянских государств» [72, р 725"1.
Если Лондон настораживала возможная французская гегемония в Европе, то в закрытых дискуссиях озвучивалась и противоположная точка зрения: если очевидным победителем из Рурского кризиса выйдет Германия, то это может обернуться крахом
Версальской политико-дипломатической конструкции. В донесении от 22 января 1923 г. британский представитель в Высокой союзной комиссии по рейнским делам (Рейнской комиссии), игравшей важную роль в управлении оккупированным (согласно мирному договору) левым берегом Рейна, лорд В. Килмарнок призывал МИД Великобритании не занимать выраженной антифранцузской позиции: «Самый важный фактор, с моей точки зрения, заключается в том, что нельзя позволить французам потерпеть поражение... Никакого другого реального средства давления не останется, и Германия сможет
фактически отказаться от дальнейшего выполнения договора» [73, р 52]. Как ни странно, в Вашингтоне присутствовали схожие настроения. В донесении от 26 февраля посол Великобритании в США О. Геддес сообщал о «безусловно, широко распространенном, хотя и редко высказываемом открыто убеждении в том, что, поскольку Германия понимает только силу, разрешение важного вопроса о выплате Францией долгов США
связано с тем, что французы окажутся успешными в Руре.» [73, р 126].
Однако говорить о действительной солидарности Великобритании и США с Францией в 1923 г. отнюдь не приходилось. Скорее, речь шла о негласной попытке британских и американских элит (как в правительстве, так и в частном бизнесе) за счет косвенного управления франко-германским конфликтом достичь комплекса взаимосвязанных целей: не допустить французской гегемонии; ослабить Германию и принудить ее к согласию с новым репарационным планом, не допустив при этом коллапса страны. При этом необходимо было избежать и большой войны или революционных потрясений в Европе.
Последний сценарий грозил не только непредсказуемыми последствиями сам по себе, но и почти неизбежно ударил бы по интересам США и Великобритании. Соединенные Штаты могли окончательно потерять перспективу вернуть себе займы, выданные европейским странам в годы Первой мировой, а от Великобритании потребовалось бы вмешательство в эвентуальную войну на континенте, что было связана с неизбежными людскими и финансово-экономическими потерями. Размышляя в феврале 1925 г. о способах урегулирования франко-германских отношений, министр финансов Великобритании У. Черчилль продолжал подчеркивать один из императивов британских действий: «Мы хотим спасти себя от вовлечения в новый Армагеддон, ущерб при победе в котором будет почти таким же, как при поражении» -[741.
В определенной степени Франция, преследуя собственные интересы, выступила «тараном» в деле навязывания руководству Германии понимания того, что ему придется смириться с выполнением ряда репарационных условий Версальского договора, поскольку альтернативой этому, как продемонстрировал Рурский кризис, могли стать финансово-экономический коллапс и политический развал Веймарской Республики. Неслучайно, что американский банкир и государственный деятель Ч. Дауэс, по фамилии которого был назван новый репарационный план, принятый по итогам кризиса, в одном из разговоров с французским послом в США Ж. Жюссераном в декабре 1923 г. даже вербально одобрил французские действия в Руре: «Немцы не хотели понимать других доводов, было необходимо прибегнуть к этому»» [75, р 86].
В значительной степени указанная логика сработала. Как подчеркивают исследователи, поражение в Руре было расценено немецким общественным мнением «как вторая
проигранная война» [76, с 84], а сам факт поражения проложил дорогу последующему «плану Дауэса», окончательно утвержденному на Лондонской конференции 1924 г. Согласно немецкому историку М. Бергу, «без крушения иллюзий в ходе Рурского кризиса ни немцы, ни французы, по всей видимости, не приняли бы соглашения, столь сильно
продиктованное американскими интересами» [77, р 91].
Таким образом, Рурский кризис - проявление острого франко-германского конфликта -фактически стал необходимой предпосылкой для американского и британского посредничества, которое, в свою очередь, и запустило механизм урегулирования репарационного вопроса на Лондонской конференции и механизм частичного решения проблем безопасности в Западной Европе на Локарнской конференции. По-своему примечательной для характеристики роли кризиса стала столь различавшаяся судьба двух, по сути схожих предложений Вашингтона о посредничестве. В них шла речь о созыве комитета экспертов для урегулирования репарационного вопроса. Если первое подобное предложение, озвученное госсекретарем США Ч. Хьюзом 29 декабря 1922 г.,
осталось, согласно Ллойд Джорджу, «незамеченным политиками» [71———63], то аналогичная инициатива президента США Дж.К. Кулиджа, сформулированная в речи от 9 о ктя бря 1923 г ., име л а на мно г о б о ле е с е рье з но е з на ч е ние и с та ла про ло г о м последующего «плана Дауэса».
Кёрзон, предпринимавший собственные, неудачные попытки посредничества на более
ранних этапах Рурского кризиса [78, 79], ухватился за это предложение Вашингтона, увидев в нем шанс выхода из сложившейся ситуации. В переписке с британским поверенным в делах в Вашингтоне Г. Чилтоном Кёрзон указывал на то, что Лондон не желал создавать у Парижа ощущения совместного англо-американского прессинга, однако считал «сотрудничество с правительством Соединенных Штатов одним из ключевых условий любого прогресса в сторону урегулирования [ситуации в Европе]»
{^Ш. Аналогичная позиция, суть которой сводилась к призыву, обращенному к британским властям активно взаимодействовать с Вашингтоном в урегулировании
Рурского кризиса, озвучивалась и на Имперской конференции 8 октября 1923 г. -ШЦ.
Хотя степень солидарности Великобритании и США, разделенных многочисленными
противоречиями (в т.ч. по военно-морским вопросам) не стоит абсолютизировать,
все же представители политического руководства и финансового мира двух стран разделяли ряд базовых, обозначенных выше целей по стабилизации Европы по собственным правилам. Примечательно, что если динамика Рурского кризиса усугубила франко-германское противостояние и отдалила от Франции Великобританию и некоторые другие государства (например, Италию и Бельгию), то англо-американская солидарность, напротив, нарастала.
Вехой на этом пути стало подписание 18 июня 1923 г. двустороннего соглашения, регулировавшего выплату военных долгов Великобритании Соединенным Штатам (947 млн. ф.ст. в течение 62 лет). Его базовые условия были согласованы во время визита британского министра финансов С. Болдуина (будущего премьер-министра) в Вашингтон,
который состоялся в январе того же года [83, р 79-80]. От внимания американского посла во Франции М. Херрика не укрылось то обстоятельство, что за финансовой дипломатией Лондона стояла, в том числе, политическая логика. 28 февраля Херрик сообщил Хьюзу, что Великобритания, ощущавшая себя изолированной в начале Рурского кризиса, «надеялась рано или поздно вмешаться в дела на континенте, но при полной поддержке Соединенных Штатов и при наличии общей программы, сопротивляться которой европейские государства сочтут сложным либо невозможным. Урегулирование вопроса о долгах в каком-то смысле отделило Великобританию от ее континентальных союзников» Г84. р. 99!
Таким образом, Рурский кризис, «сердцевиной» которого стал франко-германский конфликт, имел не только субрегиональное или региональное значение, но и повлиял на трансатлантические международные отношения. Лондон и Вашингтон, осуществляя негласное управление конфронтацией между Парижем и Берлином и удерживая ее в тех рамках, которые отвечали британским и американским интересам, сумели использовать возникшую по итогам кризиса ситуацию для реализации выгодного им варианта финансово-экономической и военно-политической стабилизации Европы в 1924-1925 гг.
Рурский кризис и трансформация механизмов функционирования Версальского
порядка
Если исходить из того, что одной из базовых «несущих конструкций» Версальского порядка после 1919 г. выступала англо-французская Антанта [2, с 317], то Рурский кризис рассматривается целым рядом исследователей как событие, приведшее к ее
концу ■[85]. Антанта (Сердечное согласие) образца после окончания Первой мировой войны являлась форматом двустороннего (прежде всего - англо-французского) и многостороннего взаимодействия (в рамках заседаний Верховного совета Антанты с участием Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Японии), который уже не был тождественен военному союзу. Современники фиксировали эту разницу, отмечая при этом некоторую «размытость» характера обязательств в рамках послевоенной Антанты. 2 июня 1921 г. заместитель британского высокого комиссара в Рейнской комиссии А. Робертсон, сообщая в Лондон о недавней беседе с военным министром Франции Л. Барту, посетившим Рейнскую область, писал, что Барту «и его коллеги крайне заинтересованы в том, чтобы Сердечное согласие было преобразовано в союз. Антанта -неопределенная вещь, значение которой остается неясным ни для тех, кто входит в нее,
ни для тех, кто ей противостоит» [58, р 108]. На практике Антанта функционировала в начале 1920-х гг. как определенный политический и дипломатический механизм разработки общей политики стран-победителей, объединенных задачей реализации (а фактически навязывания) мирных договоров. Она была своеобразным «мотором», который должен был запустить существование Версальского порядка.
При всех англо-французских противоречиях, существовавших в начале 1920-х гг., прагматически мыслившие политики и дипломаты как в Лондоне, так и в Париже понимали, что полный разрыв между их странами приведет к образованию в Версальской Европе такого «вакуума сил», который вполне могут заполнить Германия и
Советская Россия [9-р—41]. Однако такой сценарий рассматривался как
катастрофический. В августе 1920 г., в условиях наступления Красной армии на Варшаву, выявившего целый ряд противоречий между Великобританией и Францией, Кёрзон все же призывал Париж к солидарности. Он предупреждал руководство Третьей Республики, что в противном случае может возникнуть «такое положение дел, которое представляется французам ужасным даже в большей степени, чем нам, а именно - к комбинации России и Германии, образование которое будет фатальным для надежд на мир и на выполнение Версальского договора» -[86].
В условиях Рурского кризиса, вновь актуализировавшего вопрос о советско-германской комбинации в той или иной форме, ситуация отчасти повторилась. Пуанкаре, вставший осенью 1923 г., перед сложным выбором - более активно поддерживать рейнское сепаратистское движение в Германии с надеждой на отделение левого берега Рейна, что грозило разрывом с Великобританией, или сохранить взаимодействие с Лондоном -после ряда колебаний выбрал второе. Свою роль сыграли слабость рейнских сепаратистов, а также собственные просчеты французских властей при работе с
автономистским и сепаратистским движениями. 22 декабря 1923 г. председатель Рейнской комиссии француз П. Тирар вызвал одного из лидеров сепаратистов Х. Дортена в Кобленц и заявил ему об обязательстве Франции по отношению к Великобритании положить конец рейнскому сепаратизму (если необходимо - с помощью
силы) [87, р 67]. Аналогичный аргумент - необходимость не порывать с Великобританией - тогда выдвигал и сам Пуанкаре в ответ на присутствовавшие во французском руководстве планы заключить двусторонний договор с Германией, не дожидаясь
межсоюзнического решения по репарациям [14, р 234-235].
Все же, несмотря на интенции Пуанкаре, Рурский кризис де-факто разрушил Антанту как механизм предварительного и привилегированного согласования решений между Лондоном и Парижем. Уже на начальных стадиях кризиса руководство Великобритании заняло позицию «благожелательного нейтралитета». Хотя подобный «нейтралитет» был благожелателен в отношении Франции, что проявилось, например, в пропуске французских войск через Кельнскую оккупационную зону на Рейне, занятую британской
армией такая позиция свидетельствовала об определенном дистанцировании от Парижа и об отказе от логики функционирования Антанты. В британских дипломатических кругах обсуждался даже вариант вывода британских войск с левого берега Рейна, однако от него в итоге было решено отказаться, в т.ч. как от шага, имевшего очевидную антифранцузскую направленность и сокращавшего к тому же инструменты британского влияния на разрешение кризиса
Так же как жесткое столкновение Франции и Германии в условиях Рурского кризиса открыло определенные возможности для англо-американского посредничества, так и распад Антанты в 1923 г. стал прологом для образования новой конфигурации стран-лидеров Версальского порядка. Представители официальной британской дипломатии в лице министра иностранных дел О. Чемберлена и американского финансового капитала в лице управляющего Федеральным резервным банком Нью-Йорка Б. Стронга выступили важными медиаторами на пути перехода от Антанты к системе «европейского концерта», зафиксированной на Локарнской конференции. Суммируя логику британского посредничества в записке от 19 марта 1925 г., Чемберлен отметил: «Я верю, что в данный момент в силах Великобритании принести мир в Европу. Для достижения этой цели необходимы две вещи: 1. Мы должны устранить или смягчить французские страхи; 2. Мы должны вернуть Германию обратно в европейский концерт. Обе вещи важны в одинаковой степени. Ни одна из них сама по себе недостаточна, и первая необходима для того, чтобы осуществить вторую» —р—45]. В иной плоскости, но в схожем направлении действовал Стронг, предпринявший важный визит в Берлин в середине июля 1925 г. В беседах с главой Рейхсбанка Я. Шахтом он подчеркивал, что финансовая помощь Германии со стороны американских банков не последует до того, как в политическая ситуация в Европе стабилизируется на базе готовившихся Локарнских
соглашений [90- Р- 498].
Рурский кризис и закономерности консолидации системных моделей международных отношений в XX веке
Таким образом, Рурский кризис стал прологом и по-своему - необходимым условием для «международного поворота» 1924-1925 гг., после которого развитие Версальского порядка перешло в стадию консолидации. Аналогичную роль применительно к биполярной системной модели сыграл Карибский кризис 1962 г., фактически наложившийся на Второй Берлинский кризис, начавшийся в 1958 г. Можно ли
проследить какие-то сходства между указанными кризисами и той ролью, которую они сыграли в развитии двух системных моделей XX века?
При всех конкретно-исторических различиях, если мы говорим о функциональном значении и структурной роли двух кризисных взаимодействий (Рурский, с одной стороны, Второй Берлинский + Карибский кризис, с другой), то между ними есть определенные параллели. Оба комплекса кризисов были связаны со спецификой окончания прошлой «большой войны», несли на себе ее своеобразный отпечаток и «тень». В случае событий 1923 г. речь шла об относительном характере поражения Германии в Первой мировой войне и о сохранявшихся французских амбициях на долгосрочное ослабление «соседа по Рейну», в случае кризисов 1958-1962 гг. - о ситуации в Берлине, непосредственно вытекавшей из специфики окончания Второй мировой войны и комплекса достигнутых тогда договоренностей между союзниками (протокол от 12 сентября 1944 г., соглашение
от 26 июля 1945 г.) Х^И. Подобные исторические примеры позволяют отметить наличие долгого «эха» крупных войн, производящих серьезные изменения в международных
отношениях -[92]]. Их урегулирование, как правило, не ограничивается лишь условной «мирной конференцией» непосредственно по итогам войны, а фактически растягивается на более долгий период. Имеется вероятность и своего рода «афтершоков» - повторных «толчков», связанных с последствиями прошедшей «большой войны», но отделенных от нее хронологическим интервалом.
В случаях обоих рассматриваемых кризисных взаимодействий был высок риск начала новых вооруженных столкновений, а завершение кризисов, напротив, открыло путь к снижению военно-политической напряженности: к «международному повороту» 19241925 гг. и к процессам разрядки 1960-1970-х гг. соответственно. События 1923 г., с одной стороны, и 1958-1962 гг., с другой, сыграли к тому же важную роль в трансформации лидирующей группировки (группировок) системной модели, в эволюции ее «ядра» («ядер»). Если говорить о последствиях Рурского кризиса, то Антанта во главе с Великобританией и Францией трансформировалась в «европейский концерт» с участием Германии, если говорить о результатах Берлинского и Карибского кризисов, то они усилили процессы частичного размывания американского и советского лидерства в рамках своих блоков. Так, например, некоторые исследователи видят взаимосвязь между выявленным в 1958-1962 гг., определенным расхождением интересов Франции и ФРГ, с одной стороны, и США, с другой, и последовавшим «кризисом доверия» в НАТО
[93] и попытками укрепить европейский «полюс силы» ———3]. Отчасти схожие процессы наблюдались и в «социалистическом блоке»: события Карибского кризиса усугубили уже имевшиеся советско-китайские противоречия (Пекин считал, что Москва пошла в ходе кризиса на чрезмерные уступки, и пытался укрепить китайско-кубинские
связи) -[95].
К тому же сама ситуация острых кризисов, отвлекавших внимание ведущих держав, создавала определенные возможности для активизации внешнеполитических действий со стороны иных стран, менее вовлеченных в кризис. Так, например, погруженность Лондона и Парижа в Рурский кризис способствовала росту напористости в Средиземноморье со стороны Рима, что привело в итоге к Корфусскому кризису 1923 г. в
отношениях с Грецией [96]; Пекин же в условиях Карибского кризиса попытался реализовать свои давние требования в отношении границы с Индией, что вылилось в серьезный пограничный конфликт (безусловно, речь при этом не идет при этом о каком-либо прямом сопоставлении итальянских и китайских внешнеполитических шагов) [97]].
Заключение
Подытоживая статью, можно констатировать, что Рурский кризис, став выражением острого и в определенном смысле неразрешенного Первой мировой войной франко-германского конфликта, запустил целый ряд международных процессов, выходивших далеко за пределы отношений между Парижем и Берлином. События 1923 г., зафиксировав французскую попытку переломить долгосрочный «баланс сил» в отношениях с «соседом по Рейну» и использовать текущее военно-политическое превосходство Третьей Республики, привели к росту к напряженности на Востоке Европе и продемонстрировали географическую асимметрию Версальского порядка: к Востоку от Германии он был менее прочен, чем на Западе. Кризис, который потребовал от Франции и Германии вовлечения масштабных политических и финансовых ресурсов, открыл возможности для англо-американского посредничества в его разрешении на условиях, в целом отвечавших интересам Лондона и Вашингтона. Сумев навязать Берлину согласие с рядом репарационных постановлений, французское руководство вместе с тем не смогло полноценно воспользоваться плодами своей, казалось бы, состоявшейся «победы» в Руре.
Кризис 1923 г., сопряженный с высокими рисками новой войны в Европе и революционных потрясений, тем не менее сыграл основную роль в консолидации Версальского порядка. В результате него были созданы условия для «международного поворота» 1924-1925 гг., в т.ч. формирования «европейского концерта» Великобритании, Франции и Германии как новой «несущей конструкции» Версальского порядка взамен распавшейся Антанты. По ряду компонентов и особенностям сыгранной им структурной роли, влияние Рурского кризиса на Версальский порядок можно сопоставить с влиянием Берлинского и Карибского кризисов на биполярную системную модель, однако данная гипотеза требует дополнительной проработки в дальнейших исследованиях.
Библиография
1. Die Ruhrkrise 1923: Wendepunkt der internationalen Beziehungen nach dem Ersten Weltkrieg / Hrsg. v. K. Schwabe. - Paderborn, 1985. - 111 s.
2. Магадеев И.Э. В тени Первой мировой войны: дилеммы европейской безопасности в 1920-е годы. - М., 2021. - 864 с.
3. Trachtenberg M. Poincaré's Deaf Ear: The Otto Wolf Affair and French Ruhr Policy, August-September 1923 // The Historical Journal. - 1981. - Vol. 24. № 3. - P. 699707.
4. McKercher B.J.C. Austen Chamberlain and the Continental Balance of Power: Strategy, Stability, and the League of Nations, 1924-29 // Diplomacy & Statecraft. - 2003. - Vol. 14. № 2. - P. 207-236.
5. Soutou G.-H. L'ordre européen de Versailles à Locarno // 1918-1925: Comment faire la paix? / Sous la dir. de Cl. Carlier, G.-H. Soutou. - Paris, 2001. - P. 301-331.
6. Locarno Revisited: European Diplomacy 1920-1929 / Ed. by G. Johnson. - London, 2004. - 256 p.
7. Grayson R.S. Austen Chamberlain and the Commitment to Europe: British Foreign Policy, 1924-29. 2nd ed. - London, 2013. - 336 p.
8. Cohrs P.O. The First 'Real' Peace Settlements after the First World War: Britain, the United States and the Accords of London and Locarno, 1923-1925 // Contemporary European History. - 2003. - Vol. 12. № 1. - P. 1-31.
9- Cohrs P.O. The Unfinished Peace after World War I: America, Britain and the Stabilisation of Europe, 1919-1932. - Cambridge, 2006. - 693 p.
10. Jackson P. France and the Problems of Security and International Disarmament after the First World War // Journal of Strategic Studies. - 2006. - Vol. 29. № 2. - P. 247280.
11. Jackson P. Beyond the Balance of Power: France and the Politics of National Security in the Era of the First World War. - Cambridge, 2013. - 577 p.
12. Wurm C.A. Die französische Sicherheitspolitik in der Phase der Umorientierung 19241926. - Frankfurt a/M., 1979. - 746 s.
13. Schuker S.A. The End of French Predominance in Europe: the Financial Crisis of 1924 and the Adoption of the Dawes Plan. - Chapel Hill, 1976. - 444 p.
14. Steiner Z. The Lights that Failed: European International History 1919-1933. - Oxford, 2005. - 956 p.
15. Fischer C. The Ruhr Crisis, 1923-1924. - Oxford, 2003. - 328 p.
16. Feldman G.D. The Great Disorder: Politics, Economics, and Society in the German Inflation 1914-1924. - Oxford, 1993. - 1011 p.
17. Schröder J. Les communistes allemands et français dans la résistance contre l'occupation de la Ruhr en 1923 // Cahiers du CEHD. - 2006. - № 26. - P. 69-78.
18. Rupieper H.J. The Cuno Government and Reparations 1922-1923: Politics and Economics. - The Hague, 1979. - 289 p.
19. Krüger P. Die Außenpolitik der Republik von Weimar. - Darmstadt, 1985. - 605 s.
20. Mayer K.J. Die Weimarer Republik und das Problem der Sicherheit in den deutschfranzösischen Beziehungen, 1918-1925. - Fr. a/M., 1990. - 276 s.
21. Niedhart G. Die Außenpolitik der Weimarer Republik. 2. Aufl. - München, 2006. - 164 s.
22. Bariéty J. Les relations franco-allemandes après la première guerre mondiale. - Paris, 1977. - 797 p.
23. McDougall W.A. France's Rhineland Diplomacy, 1914-1924: The Last Bid for a Balance of Power in Europe. - Princeton, 1978. - 440 p.
24. Trachtenberg M. Reparations in World Politics: France and European Diplomacy, 19161923. - N.Y., 1980. - 435 p.
25. Jeannesson S. Poincaré, la France et la Ruhr (1922-1924). Histoire d'une occupation. -Strasbourg, 1998. - 432 p.
26. Williamson D.G. Great Britain and the Ruhr Crisis, 1923-1924 // British Journal of International Studies. - 1977. - Vol. 3. № 1. - P. 70-91.
27. Sharp A. Lord Curzon and British Policy towards the Franco-Belgian Occupation of the Ruhr in 1923 // Diplomacy & Statecraft. - 1997. Vol. 8. № 2. - P. 83-96.
28. O'Riordan E. Britain and the Ruhr Crisis. - Basingstoke, 2001. - 237 p.
29. Cassels A. Mussolini's Early Diplomacy. - Princeton, 1970. - 425 p.
30. Marks S. Mussolini and the Ruhr Crisis // The International History Review. - 1986. -Vol. 8. № 1. - P. 56-69.
31. Burgwyn H.J. Italian Foreign Policy in the Interwar Period, 1918-1940. - Westport, 1997. - 246 p.
32. Wandycz P.S. France and her Eastern Allies, 1919-1925: French-Czechoslovak-Polish Relations from the Paris Peace Conference to Locarno. - Minneapolis, 1962. - 468 p.
33. Riekhoff H. von. German-Polish Relations, 1918-1933. - Baltimore, 1971. - 435 p.
34- Cienciala A.M., Komarnicki T. From Versailles to Locarno: Keys to Polish Foreign Policy,
1919-25. - Lawrence, 1984. - 384 p.
35. Davion I. Mon voisin, cet ennemi: la politique de sécurité française face aux relations
polono-tchécoslovaques entre 1919 et 1939. - Bruxelles, 2009. - 472 p.
36. Война во время мира: Военизированные конфликты после Первой мировой войны.
1917-1923 / Под ред. Р. Герварта, Д. Хорна. - М., 2014. - 400 с.
37. Liberman P. Does Conquest Pay? The Exploitation of Occupied Industrial Societies. -Princeton, 1998. - 264 p.
38. Фарбман Н.В. Борьба рурского пролетариата против французской оккупации и национальной измены магнатов Рура в 1923 году // Вопросы истории. - 1955. - № 6. - С. 26-41.
39. Трухнов Г.М., Павалихина Т.И. Борьба СССР в защиту национальных интересов немецкого народа во время Рурского кризиса 1923 года // Пролетарский интернационализм и его противники. - Мн., 1983. - С. 140-149.
40. Давидович Д.С. «Рурская война» 1923 г. и обострение классовых боев в Германии // Ежегодник германской истории: 1984. - М., 1986. - С. 95-111.
41. Сидоров А.Ю., Клейменова Н.Е. История международных отношений. 1918-1939 гг.
- М., 2008. - 640 с.
42. Космач В.А. От Компьена до Рапалло и оккупации Рура. Внешняя политика Веймарской Германии после Первой мировой войны (1918-1923 гг.). - Псков, 2017.
- 551 с.
43. Нурисламов Р.Р. Рурский кризис 1923 г. и основание бюро экономической информации Гамбург-Бремен // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2023. - № 1 - С. 83-95.
44. Магадеев И.Э. Ревизионизм «в обе стороны»: Версальский мирный договор и внешняя политика Франции в 1920-1923 гг. // Первая мировая война, Версальская система и современность: Вып. 4. Сб. статей. / Отв. ред. И.Н. Новикова и др. -СПб., 2017. - С. 277-296.
45. Сорокин Н.Д. Великобритания в решении «ключевых германских вопросов» в 19181923 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. - Иваново, 2012. - 253 с.
46. Макаренко П.В. «Немецкий Октябрь» 1923 г. и советская внешняя политика // Вопросы истории. - 2012. - № 3. - С. 36-55.
47. Мельтюхов М.И. Красная Армия и несостоявшаяся революция в Германии (1923 г.).
- М., 2013. - 213 с.
48. Котельников К.Д. Германо-советские тайные военные переговоры в связи с Рурским конфликтом (1923) // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. Вып. 14. - СПб., 2015. - С. 147-155.
49. Кантор Ю.З. Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии 20-30-х годов. - М., 2014. - 383 с.
50. Станков Н.Н. Франко-бельгийская оккупация Рурской области и политика Чехословакии (январь-февраль 1923 г.)// Восточная Европа после Версаля / Отв. ред. И.И. Костюшко. - СПб., 2007. - С. 187-202.
51. Станков Н.Н. Дипломатические отношения Веймарской Республики и Чехословакии,
1918-1924. - Волгоград, 2007. - 472 с.
52. Кантор Ю.З., Волос М. Треугольник Москва-Варшава-Берлин. Очерки истории советско-польско-германских отношений в 1918-1939 гг. - СПб., 2011. - 218 с.
53. Маныкин А.С. Системность в международных отношениях: содержание, причины
формирования и этапы развития // Основы общей теории международных отношений / Под ред. А.С. Маныкина. - М., 2009. - С. 39-77.
54. Der Schatten des Weltkriegs: Die Ruhrbesetzung 1923 / Hrsg. v. G. Krumeich, J. Schröder. - Essen, 2004. - 363 s.
55. Strachan H. The First World War as a Global War // First World War Studies. - 2010. -Vol. 1. № 1. - P. 3-14.
56. Ланник Л.В. После Российский империи: германская оккупация 1918 г. - СПб., 2020. - 528 с.
57. Müller K.-J. Les deux tentations de la politique extérieure allemande, de Bismarck à nos jours // Vingtième Siècle. 1990. - Vol. 27. № 1. - P. 15-26.
58. Boyce R. The Great Interwar Crisis and the Collapse of Globalization. - London, 2009. - 611 p.
59. McCrum R. French Rhineland Policy at the Paris Peace Conference, 1919 // The Historical Journal. - 1978. - Vol. 21. № 3. - P. 623-648.
60. C 11429/336/18, Minute from Headlam Morley, 10 August 1922 // The National Archives of Great Britain (TNA). Foreign Office 371/7521/30.
61. Marks S. Poincaré-la-Peur: France and the Ruhr Crisis of 1923 // Crisis and Renewal in France, 1918-1962 / Ed. by K. Mouré, M.S. Alexander. - N.Y., 2002. - P. 28-45.
62. Keeton E.D. Briand's Locarno Policy. French Economics, Politics and Diplomacy, 19251929. - N.Y., 1987. - 403 p.
63. Винклер Г.А. Веймар 1918-1933: история первой немецкой демократии. - М., 2013.
- 878 с.
64. Documents diplomatiques français. 1923. T. 1. - Paris, 2010. - 756 p.
65. Москва - Берлин: политика и дипломатия Кремля, 1920-1941. Сб. док. в 3 т. Т. 1. -М., 2011. - 1031 с.
66. Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП (б) и Коминтерн: 1919-1943 гг. Документы. - М., 2004. -960 с.
67. Foch à Laurent, 25 mai 1923 // Service historique de la Défense / Département de l'armée de terre. 4N 94.
68. Ministère des affaires étrangères. Documents relatifs aux notes allemandes des 2 mai et 5 juin sur les réparations (2 mai - 3 aout 1923). - Paris, 1923. - 91 p.
69. Hands off the Ruhr Area! The Ruhr Occupation 1923-1925 [Электронный ресурс] / Ruhr Museum. URL: https://ruhrmuseum.de/ausstellungen/aktuell/hands-off-the-ruhr-area-the-ruhr-occupation-1923-1925 (дата обращения - 05.04.2023).
70. Goldstein E. The Evolution of British Diplomatic Strategy for the Washington Conference // Diplomacy & Statecraft. - 1993. - Vol. 4. № 3. - P. 4-34.
71. Ллойд Джордж Д. Мир ли это? Европейский кризис 1922-1923 годов. 2-е изд. - М., 2009. - 248 с.
72. Cairns J.C. A Nation of Shopkeepers in Search of a Suitable France: 1919-40 // The American Historical Review. - 1974. - Vol. 79. № 3. - P. 710-743.
73. Documents on British Foreign Policy, 1919-1939. First Series. Vol. 21. - London, 1978.
- 1142 p.
74. C[ommittee of]I[mperial]D[efence] 590-B, Memo by Churchill, 24 Februrary 1925 (in C[abinet]P[aper] 118 (25)) // TNA. Cabinet Office (CAB) 24/172. F. 115.
75. McFadyean A. Reparation Reviewed. - London, 1930. - 220 p.
76. Павлов Н.В. История внешней политики Германии от Бисмарка до Меркель. - М., 2012. - 800 с.
77. Berg M. Germany and the United States: The Concept of World Economic Interdependence // Genoa, Rapallo, and European Reconstruction in 1922 / Ed. by C. Fink, A. Frohn, J. Heideking. - Cambridge, 2002. - P. 77-93.
78. Аршинцева О.А. Репарации в европейской политике Великобритании в период рурского кризиса 1923 г. // Известия Алтайского государственного университета. -2006. - № 2. - С. 47-50.
79. Сергеев Е.Ю. Джордж Натаниэль Кёрзон - последний рыцарь Британской империи. - М., 2015. - 314 с.
80. Curzon to Chilton, 12 October 1923; 16 October 1923 (in CP 82 (24)) // TNA. CAB 24/164. F. 710-711.
81. CP 408(23), Note by Salisbury, 10 October 1923 // TNA. CAB 24/162. F. 72.
82. Бекзатова Б.Б. Международные конференции по военно-морским вопросам и англоамериканские отношения (1921-1930). Дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2007. - 287 с.
83. Baldwin Papers: a Conservative Prime Minister, 1908-1947 / Ed. by P. Williamson and E. Baldwin. - Cambridge, 2004. - 526 p.
84. Artaud D. Reparations and War Debts: the Restoration of French Financial Power, 1919-1929 // French Foreign and Defence Policy, 1918-1940: the Decline and Fall of a Great Power / Ed. by R. Boyce. - London, 1998. - P. 88-105.
85. Магадеев И.Э. Как союзники становятся соперниками? Обзор отечественной и зарубежной историографии о причинах осложнения англо-французских отношений и эволюции Антанты в 1920-е годы // Актуальные проблемы исторической науки / Под ред. О.В. Ягова. Вып. 9. - Пенза, 2012. - С. 122-133.
86. Curzon to Derby, 13 August 1920 (in CP 1775) // TNA. CAB 24/110. F. 388.
87. Duroselle J.-B. Histoire des relations internationales. T. 1. 12eme ed. - Paris, 2001. -469 p.
88. C[abinet]C[conclusions] 10 (23), 15 February 1923 // TNA. CAB 23/45. F. 76.
89. Сорокин Н.Д. Позиция Великобритании на начальном этапе рурского кризиса 1923 г.: проблема вывода британских войск из рейнской оккупационной зоны // Веймарская республика: история, историография, источниковедение: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.Л. Черноперов. Вып. 5. - Иваново, 2011. - С. 60-77.
90. Costigliola F. The United States and the Reconstruction of Germany in the 1920s // Business History Review. - 1976. Vol. 50. № 4. - P. 477-502.
91. Высоцкий В.Н. Западный Берлин и его место в системе современных международных отношений. - М., 1971. - 483 с.
92. Les sorties de guerre: Reconstructions nationales et recompositions territoriales / Sous la dir. de. C. Flateau // Les Cahiers Sirice. No. 17. - Paris, 2016. - 82 p.
93. Пилько А.В. «Кризис доверия» в НАТО: альянс на пороге перемен (1956-1966). -М., 2007. - 237 с.
94. Sayle T.A. Enduring Alliance: A History of NATO and the Postwar Global Order. -Ithaca, 2019. - 346 p.
95. Fardella E.M. Mao Zedong and the 1962 Cuban Missile Crisis // Cold War History. -2015. - Vol. 15. № 1. - P. 73-88.
96. Barros J. The Corfu Incident of 1923: Mussolini and The League of Nations. -Princeton, 1965. - 339 p.
97. Lintner B. China's India War: Collision Course on the Roof of the World. - New Delhi, 2018. - 320 p.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования, представленного в данной статье является выявление значения и роли Рурского кризиса в трансформации Версальского порядка в период с момента заключения Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г. до подписания Локарнских соглашений 1 декабря 1925 г.
Автор подчеркивает, что рурский кризис 1923 г., инициированный вводом франко-бельгийских войск в Рур 11 января в качестве своеобразной санкции за срыв репарационных платежей со стороны немецких властей, стал одним из «поворотных пунктов» в развитии международных отношений в Европе после окончания Первой мировой войны. Если использовать для характеристики международной конфигурации, сложившейся в Старом Свете по итогам мирных договоров 1919-1920 гг., термин «Версальский порядок», то можно сказать, что Рурский кризис запустил процесс его серьезной трансформации.
В методологическом отношении автор стремится к сочетанию наработок из сферы истории и теории международных отношений. В статье использованы историко-системный, историко-генетический методы и историографический анализ. Актуальность работы обусловлена недостаточной научной изученность поставленной проблемы, наличием разных точек зрения к ее трактовке. Обострение кризисных тенденций в современных международных отношениях обуславливают актуальность анализа той роли, которые кризисы играли в прошлом. Столетие событий 1923 г. служит дополнительным аргументом в пользу обращения к обозначенной проблематике Работа имеет ярко выраженную научную новизну. Впервые продемонстрирована взаимосвязь между Рурским кризисом и последовавшим «международным поворотом», сократив обозначенный выше историографический «разрыв» между изучением событий 1923 г., с одной стороны, и Лондонской и Локарнской конференций, с другой. Данная статья призвана продемонстрировать взаимосвязь между Рурским кризисом и последовавшим «международным поворотом», сократив обозначенный выше историографический «разрыв» между изучением событий 1923 г., с одной стороны, и Лондонской и Локарнской конференций, с другой. В работе выявлена структурная и содержательная роль кризиса в последовавшей трансформации международных взаимодействий в Старом Свете. Кроме того, работа вводит в научный оборот целый ряд малоизвестных документов из британских и французских архивов.
Стиль работы соответствует высоким требованиям научного подхода к изложению результатов исследования. Его характеризуют логичность, строгая последовательность изложения, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность. Структура изложения не вызывает нареканий и характеризуется взаимосвязанностью частей, логичностью переходов от одного раздела к другому.
По содержанию данная статья является логически завершенным исследованием актуальной проблемы, осуществленным посредством применения комплекса научных методов. В статье содержится отсылка к предшествующим работам и дается квалифицированная оценка полученных ранее результатов. Полемизируя с оппонентами, автор(ы) корректно выявляют дефициты предшествующих исследований и, обращаясь к многочисленным достоверным источникам, обосновываю свою позицию. Полученные выводы свидетельствуют о глубокой проработанности темы. В частности, подчеркивается, что кризис 1923 г., сопряженный с высокими рисками новой войны в
Европе и революционных потрясений, тем не менее сыграл основную роль в консолидации Версальского порядка. В результате него были созданы условия для «международного поворота» 1924-1925 гг., в т.ч. формирования «европейского концерта» Великобритании, Франции и Германии как новой «несущей конструкции» Версальского порядка взамен распавшейся Антанты. По ряду компонентов и особенностям сыгранной им структурной роли, влияние Рурского кризиса на Версальский порядок можно сопоставить с влиянием Берлинского и Карибского кризисов на биполярную системную модель, однако данная гипотеза требует дополнительной проработки в дальнейших исследованиях.
Библиография, включающая 97 отечественных и зарубежных источников, убедительно
подтверждающих достоверность полученных выводов.
Статья, несомненно, вызовет интерес у широкого круга читателей.