Научная статья на тему 'Рунет как «Публичная сфера»: хабермасианский идеал и реальность'

Рунет как «Публичная сфера»: хабермасианский идеал и реальность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
210
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трахтенберг Анна Давидовна

The author's pessimistic estimation of a degree of freedom of distribution of the political information on the Internet is connected with the "closing" processes owing to educational and property qualifications dominating in the Network, and the Internet in a greater degree gets characteristics of usual electronic mass-media, broadcasting traditional western and ground discourses in Russian segment of the Network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Runet as a Public Sphere: Habermasian Ideal and Reality

The author's pessimistic estimation of a degree of freedom of distribution of the political information on the Internet is connected with the "closing" processes owing to educational and property qualifications dominating in the Network, and the Internet in a greater degree gets characteristics of usual electronic mass-media, broadcasting traditional western and ground discourses in Russian segment of the Network.

Текст научной работы на тему «Рунет как «Публичная сфера»: хабермасианский идеал и реальность»

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

А. Д. Трахтенберг

РУНЕТ КАК «ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА»: ХАБЕРМАСИАНСКИЙ ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

В классической хабермасианской интерпретации «публичная сфера» представляет собой пространство рациональной дискуссии, основанной на принципах открытости и равенства сторон и на совместно разработанных и общепринятых критериев и стандартов. Именно в публичной сфере, в процессе свободной от внешнего контроля дискуссии и обмена информацией вырабатывается то, что можно назвать общественным мнением. Оно представляет собой не среднее арифметическое мнений всех участников, а результат дискуссии, которая очищает его от искажений, вносимых частными интересами и ограниченностью отдельных точек зрения: исход дискуссии определяется исключительно силой аргументации, а не статусом участников. Именно такое общественное мнение (и, соответственно, публичная сфера) выступает в качестве главного ограничителя государственной власти и источника демократической легитимности. Моделируя публичную сферу, Ю. Хабермас исходил из неомарксистской интерпретации социальной философии Гегеля. Если для Гегеля исходным пунктом при анализе общества было государство, а для К. Маркса — рыночная экономика (которую ранний Маркс отождествлял с гражданским обществом), то Хабермас искал зону, автономную и от государства, и от рынка. Этой зоной для него и явилась публичная сфера, само существование которой стало прямым следствием конститурирования государства и становления рыночной экономики, что привело к появлению «гражданина», с одной стороны, и «частного индивида» — с другой.

Публичная сфера в глазах Хабермаса с самого начала была жестко связана с «просвещенной публикой», порожденной ранними буржуазными отношениями. Он подчеркивал, что, хотя в принципе публичная сфера считалась общедоступной, на деле для участия в рациональной дискуссии требовалась культурная компетентность, которую обеспечивал только высокий образовательный и имущественный ценз. Когда в результате «вторжения масс» в середине XIX в. «просвещенная публика» уступила роль выразителя общественного мнения политическим партиям и другим «большим организациям», это привело к вытеснению рационального критического дискурса разного рода манипулитивными технологиями, осуществляемыми для того, чтобы добиться формального согласия масс с решениями, принятыми на уровне государства и больших корпораций. Хабермас напрямую связывал успех проекта модерна с возрождением спо-

© А. Д. Трахтенберг, 2006

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

собности к рациональному дискурсу и публичной сферы и считал, что государство должно создавать институциональные структуры, способствующие критическим дискуссиям.

Его последователи, приложившие немало усилий для того, чтобы показать, насколько ограниченным и узким был круг «просвещенной публики», формулировавшей и отстаивавшей свои интересы как «интересы всех» в ходе публичной дискуссии, продолжают видеть в публичной сфере единственное лекарство от «демократического дефицита», характерного для современных государственных институтов, и проистекающей из этого дефицита апатии граждан, подрывающей самые основы представительной демократии.

Появление Интернета породило надежды, что благодаря технологическому прорыву публичная сфера, постепенно вытесняемая из социальной реальности, будет восстановлена в реальности виртуальной и Интернет вернет индивидам и сообществам ту власть, которой они лишились из-за наступления «больших корпораций» и выражающего их интересы государства. Тезис о том, что Интернет в силу своей «ризомной», т. е. нелинейной, неиерархической структуры, со скользящим переходом от одной темы к другой, с принципиальной гетегорогенностью автоматически становится носителем альтернативных дискурсивных практик и в силу этого позволяет пользователям успешно вести «позиционную войну» (в грамшианском смысле этого термина) с линейными, иерархическими доминантными дискурсами, уже успел превратиться в общее место. Сетевое сообщество превратилось в очередное воплощение европейской мечты о «великом сообществе», которое способно вытеснить «великое общество» и заменить холодные и бездушные отношения господства и подчинения общением равных в виртуальном пространстве.

Впрочем, следует особо подчеркнуть, что такого рода ожидания сопровождали внедрение всех новых средств коммуникации с середины XIX в., когда появился электрический телеграф, который Дж. Цитром не без оснований назвал «исторической синекдохой для всех последующих электронных медиа» (Czitrom, 1982, p. 189)1. Уже в 1838 г., пытаясь убедить Конгресс выделить средства на свою работу, С. Морзе сформулировал классическую метафору «электронного соседского сообщества», которую вслед за ним повторило множество пророков коммуникативной революции, включая Маклюэна, Тоф-флера и Кастельса: «Настанет пора, когда вся поверхность этой страны будет покрыта нервами, которые будут со скоростью мысли распространять известия о том, что случилось по всей стране; все жители на деле будут превращены в соседей» (цит. по: Czitrom, 1982, p. 12).

Данная риторика оказалась необычайно устойчивой, чем еще раз подчеркивается ее базовый современной культуры характер. Она с неизбежностью сопровождала всякое новое изобретение в сфере электронных средств коммуникации. Естественно, по

1 О мифопорождающей среде, в которой изначально функционировали СМИ, подробнее см.: Трахтен-берг, 2003.

ПОЛИТЭКС. 2006. Том 2. № 2

мере того, как эти средства усваивались повседневностью и «приручались», обнаруживалось, что надежды с их помощью превратить основанное на неравенстве общество в «сообщество равных» очередной раз не оправдались, и миф был вынужден искать себе новый объект1.

Процесс «приручения» Интернета идет достаточно быстрыми темпами, так что современные исследователи имеют все основания жаловаться на то, что в Сети доминируют процессы «закрытия» и она все больше приобретает черты, характерные для средств массовой информации. В нем преобладают коммерческие структуры, озабоченные исключительно производством и поставкой пользующейся спросом информации. Пользователи со своей стороны концентрируются на небольшом количестве наиболее популярных порталов и сайтов и игнорируют возможности для гражданского участия, предоставляемые Сетью. Уже высказываются опасения, что если эти тенденции возобладают, модель Интернета как публичной сферы, основанной на прямом участии граждан в рациональной дискуссии на основе открытого доступа и уважения принципов культурного многообразия, «станет заповедником для кучки твердолобых теоретиков, с одной стороны, и для самых бедных и недопредставленных сообществ — с другой» (Ргаи-МедБ, 2006, р. 108) и превратится в маргинальную, не представляющую ни коммерческого интереса для рынка, ни стратегической угрозы для государства.

В то время как европейские теоретики гражданского общества и публичной сферы пытаются найти способы формирования новых организационных структур, способных предотвратить коммерциализацию и идеологическое «закрытие» Интернета, и с неохотой признают, что «понятие «полного участия» является «демократическим воображаемым» или утопией» (Оаттаег1Б, ОагрепНег, 2006, р. 23), отечественные исследователи продолжают видеть в Интернете «естественную альтернативу» контролируемому государством публичному пространству. Признавая тот неоспоримый факт, что в настоящее время «виртуальные политические форумы представляют собой... крайне удаленную точку от политического истэблишмента» (Коваленко, Кудряшова, 2005, с. 76) и не оказывают реального влияния на принятие решений, они тем не менее убеждены, что политический сегмент Рунета представляет собой главную и едва ли не единственную площадку для свободной политической дискуссии и реальную альтернативу господствующему «не-общественному мнению», являющемуся следствием применения СМИ манипулятивных коммуникативных технологий.

При этом вполне сознается, что существует и образовательный, и имущественный ценз, ограничивающий доступ к Интернету. В российских условиях он дополняется возрастным цензом. В результате типичный пользователь Рунета по своим социально-демографическим характеристикам является не менее типичным представителем

1 При этом он каждый раз определенным образом видоизменялся. Дж. Скоунс, проанализировав развитие этого мифа с момента изобретения телеграфа, показал, что каждое новое средство коммуникации порождало свою версию этого мифа. Телеграф, радио и телевидение имели собственных электронных признаков и несли свои угрозы, однако общая «метаполитика речи» об этих средствах коммуникации оказывается весьма схожей.

ПОЛИИТЭКС 2006. Том 2. № 2 «среднего класса», из которого традиционно рекрутировалась «публичная сфера». То, что «просвещенная публика» в российских условиях называется «политической тусовкой», не отменяет самого факта существования «околополитического класса», активно дискутирующего по самым острым общественным проблемам. Неоднократно фиксировавшееся расхождение проблем, обсуждаемых на политических сайтах, форумах и бло-гах, и тех проблем, которые, по данным опросов общественного мнения, больше всего волнуют население, также как будто свидетельствует о том, что в пространстве Рунета сформировалась сфера рационального критического дискурса, имеющая мало общего как с созданным посредством манипулятивных технологий массовым «необщественным мнением» (еще один термин Ю. Хабермаса).

Однако сведение политического сегмента Рунета почти исключительно к дискуссиям, идущим на блогах «Livejournal», сильно искажает реальную картину. Традиционная журналистика не просто присутствует в Рунете в виде Интернет-версий традиционных СМИ и новостных лент информационных агентств. Именно она задает те стандарты, на которые ориентируются авторы «маленьких незарегистрированных персональных средств массовой информации в формате личной веб-страницы, имеющей структуру дневника» (Костинский, http://www.svoboda.org/programs/sc/2004/sc.051704.asp). И даже когда имеет место радикально нарочитое искажение словарной базы современного русского языка и нарушение самых либеральных норм микрогруппового речевого поведения (феномен «падонков»), перед нами оказывается не просто альтернативный дискурс, но дискурс, выполняющий вполне определенные властные функции: «Этот тип высказывания позволяет поддерживать классовую дистанцию между носителями языка, владеющими языковой нормой и до известной степени даже способными развивать эти навыки благодаря эрративам, и тем рядовым, как назвал его создатель сайта udaff.com, "офисным планктоном", который приветствует в данном речевом потоке его голый контр-культурный пафос»1.

Чрезвычайно важно, что дискурсивные практики, используемые пользователями Интернета, поражают не только «эрратизмом» (Г. Ч. Гусейнов), но и традиционализмом. Используя новейшее средство коммуникации, участники дискуссий транслируют традиционные отечественные западный и почвеннический дискурсы. Так, в «почвеннических» блогах «Живого Журнала» в полной мере присутствует весь набор характеристик народнического, причем не только в плане содержания, но и в плане выражения контрдискурса (из-за бездеятельности или вредительской деятельности властей в России царит «разруха», «голодуха», «страна вымирает» и т. п. и одновременно стоит на грани революции). Причем это отнюдь не исключает использования эрративов: Г. Ч. Гусейнов в цитированном выше докладе упоминает о цикле сочинений «Руссюя строки», к котором «эрративы Юдика Шермана составляют часть грандиозного сквернословного поля, образующего изнанку памфлетов К. Крылова, создаваемых на языке, близком по стилю

1 Доклад прочитан 17 марта 2005 г. на конференции в Париже (см.: Гусейнов, http://www.speakrus.ru/ gg/microprosa_erratica-1.htm).

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

толстожурнальной патриотической периодике 1980-х годов».

Даже когда пользователи сознательно ориентируются на создание альтернативы господствующим средствам массовой информации, они порождают все тот же традиционный дискурс. Так, попытка создать независимую альтернативную версию «пожара во Владивостоке»1 и рассказать «правду, о которой не говорят» (девиз сайта http:// vifire.ruwow.ru/, на котором размещалась альтернативная информация) привела к воспроизводству традиционной отечественной оппозиции «мы — простой народ» — «они — начальство», так что «собранными на сайте оказались в основном фольклорные пересказы о том, что "пожарные спасали начальство", а не простых людей» (Протасов, http://www.russ.ru/columns/net/108552674?user_session=025cfac6a8ebe15a10741922f19ea125).

Иными словами, альтернативный дискурс Интернета альтернативен не потому, что он существует в виртуальном пространстве, а потому, что он воспроизводит типичную для русской интеллигенции традицию противостояния русскому государству как системному явлению, которая может существовать как в форме западнической оппозиционности, так и в форме почвеннической оппозиционности западнической оппозиционности (см.: Успенский, 2002).

Таким образом, в отечественных условиях политический сегмент Рунета приобретает вполне традиционные черты, связанные с отсутствием в российской традиции жесткого деления на частную и публичную сферы (см.: Oswald, Voronkov, 2004). Это касается и дискурсивных практик, и самого поведения участников дискуссии в «частно-публичном» пространстве Рунета, которое далеко не случайно регулярно сравнивается со склоками в коммунальной квартире.

Тем самым становится очевидным, что Рунет имеет выраженную социокультурную специфику, неизбежно возникающую, когда институт, созданный в одной культурной среде, переносят в совсем другую среду. Точнее, можно говорить о специфической роли и месте Рунета в условиях российской догоняющей модернизации, однако при этом не следует забывать, что догоняющая модернизация не означает простого копирования процессов, уже пройденных более передовыми странами, а предполагает оригинальные решения собственных социальных и политических проблем.

Литература

Гусейнов Г. Ч. Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику // http://www.speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm

Коваленко П. И., Кудряшова Ю. А. Политические Интернет-форумы как форма альтернативной публичной сферы в современной России // Труды VIII Всеросссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество», 8-11 ноября 2005 г., Санкт-Петербург. СПб., 2005.

Костинский А. «Живой журнал» Интернета // Радио «Свобода». 2004. 17 мая // http://www.svoboda.org/

1 16 января 2006 г. во Владивостоке загорелись три верхних этажа здания «Промстрой НИИпроект», принадлежавшие Отделению Сберегательного Банка 8635 Дальневосточного банка Сбербанка России. Из-за грубого нарушения правил техники безопасности возник пожар, погибли люди. По официальной версии, погибло 9 человек, по версии сайта «Пожар во Владивостоке» — не менее 70.

167

ПОЛИТЭКС 2006. Том 2. № 2

programs/sc/2004/sc.051704.asp

Протасов П. П@утина. Вып. 55 // Русский журнал. 2006. 23 янв. // http://www.russ.ru/columns/ net/ 108552674?user_session=025cfac6a8ebe15a10741922f19ea125

Трахтенберг А. Д. СМИ как мифопорождающая система: «Миф о величии электричества» в американской культурной традиции // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Вып. 4. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2003.

Успенский Б. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Этюды о русской истории. М., 2002.

Cammaerts B., Carpentier N. The Unbearable Lightness of Full Participation in the Global Context: WSIS ans Civil Cociety Participation // Servaes J., Carpentier N., eds. Towards a Sustainable Information Society. Bristol, 2006.

Czitrom D. J. Media & the American mind: from Morse to McLuhan. Chapel Hill, 1982. Frau-Megs D. Civil Society's Involvement in the WSIS Process: Drafting the Alter-Agenda // Servaes J., Carpentier N., eds. Towards a Sustainable Information Society. Bristol, 2006.

Oswald L., Voronkov V. The "public-private" sphere in Soviet and post-Soviet Society // European Societies. 2004. Vol. 6. March. N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.