Научная статья на тему 'Руководящие органы общественных спортивных объединений: нормативно-правовые основы организации и деятельности'

Руководящие органы общественных спортивных объединений: нормативно-правовые основы организации и деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ПРАВО / LAW / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / ORGANIZATIONAL STRUCTURES / СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / SPORTS ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кислинская Анастасия Дмитриевна

Исследуются вопросы характеристики организационной структуры общественных спортивных объединений. Выявляются проблемы определения руководящих органов в контексте организационно-правовой формы спортивной организации. Предлагается авторская позиция, связанная с внесением изменений в спортивное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The governing bodies of public sports associations: the legal and regulatory framework for organization and operation

The scientific publication examines the characteristics of the organizational structure of public sports associations (CCA). The problems of determining both the organizational and legal form of the collegial body and the status of the sole executive of the CCA are revealed. The author's position is proposed, which is connected with the introduction of changes in sports legislation.

Текст научной работы на тему «Руководящие органы общественных спортивных объединений: нормативно-правовые основы организации и деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © А.Д. Кислинская, 2018

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анастасия Дмитриевна Кислинская, аспирант кафедры административного права и административного процесса ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36) E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуются вопросы характеристики организационной структуры общественных спортивных объединений. Выявляются проблемы определения руководящих органов в контексте организационно-правовой формы спортивной организации. Предлагается авторская позиция, связанная с внесением изменений в спортивное законодательство.

Ключевые слова: спорт, право, правовое регулирование, организационные структуры, спортивные объединения.

THE GOVERNING BODIES OF PUBLIC SPORTS ASSOCIATIONS: THE LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR ORGANIZATION AND OPERATION

Kislinskaya D. Anastasia, graduate student of department of administrative law and administrative process FGBOU VPO «Russian Economic University named after G.V. Plekhanov» (117997, Moscow, Stremyannyi per., d. 36) E-mail: [email protected]

Annotation. The scientific publication examines the characteristics of the organizational structure of public sports associations (CCA). The problems of determining both the organizational and legal form of the collegial body and the status of the sole executive of the CCA are revealed. The author's position is proposed, which is connected with the introduction of changes in sports legislation. Keywords: sport, law, legal regulation, organizational structures, sports associations.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кислинская А.Д. Руководящие органы общественных спортивных объединений: нормативно-правовые основы организации и деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):224-227.

Структура любых государственных органов, в том числе правоохранительных, и общественных спортивных объединений (организаций) обусловливается необходимостью распределения и координации задач и обязанностей для максимально эффективного достижения поставленных перед государственными органами и общественными организациями целей [1; 2; 3, с. 199—202].

Очевидно, что структура небольшого спортивного объединения (например, основанной на деятельности волонтеров), отличается от структуры спортивных объединений, действующих на национальном или международном уровне.

Тем не менее, общий порядок образования, регистрации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральными законами.

Подробная характеристика общественных спортивных объединений (далее — ОСО) в качестве субъектов административного права содержится в ФЗ: от 19 мая 1995 г. № 21 «Об общественных объединениях», от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ «О некоммер-

ческих организациях», подзаконных нормативных актах (Положение о Совете при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, утвержденное Указом Президента РФ от 26 сентября 2007 г. № 1308), а кроме того, в уставах спортивных федераций, союзов, ассоциаций и иных объединений граждан в сфере физической культуры (Приказ Госкомспорта РФ от 15 января 2004 г. № 22 «Об утверждении Всероссийского реестра видов спорта (ВРРС)»).

В соответствие с законодательством, общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, которые объединились на основании общности интересов для достижения общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии с указанным определением, ОСО является некоммерческой организацией и, следовательно, в своей деятельности, кроме приведенных нормативных актов, руководствуется еще и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Членство в ОСО является добровольным. Так, например, в п. 1 ст. 1 Устава Общероссийской общественной Спортивной организации «Федерация Кунг-фу России», определено, что членство в организации является добровольным.

ОСО — общественное объединение, которое действует на постоянной основе и имеет свою определенную организационную структуру.

Одним из основных признаков ОСО является самоуправляемость, проявляющаяся в существовании организационного единства и обособленного имущества ОСО [4, с. 123].

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях», ОСО свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Самостоятельность в управлении собственными делами — один из главных признаков его структурного формирования.

Однако, добровольность и самоуправление общественного объединения не абсолютные понятия и исключают вседозволенность.

В п. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» говорится о возможности вмешательства органов государственной власти в некоторые сферы деятельности общественных объединений в случаях, предусмотренных законом. Статья 16 указанного закона запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Стоит отметить, что невмешательство органов государственной власти в организацию деятельности ОСО, является одним из основополагающих принципов осуществления их деятельности. В данном случае возникает много дискуссий по поводу способов и мер, принимаемых государством в отношении ОСО. Данный момент можно рассматривать в двух аспектах: как в положительном, так и в отрицательным. С одной стороны, ОСО свободны в вопросе волеизъявления своих членов, с другой, — все их организационные и функциональные установки регламентированы законодательством.

Хотелось бы отметить, что закон не предусматривает обязательную регистрацию ОСО; таким образом, граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законодательством, и при-

обретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

ОСО создаются в соответствии с определенной договоренностью заинтересованных лиц в совместном решении поставленных задач в соответствии с нормами устава и оформляются соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Учитывая то, что закон, как было сказано, не имеет обязательной установки на регистрацию общественных объединений, нам представляется возможным при создании ОСО выделить два этапа в его создании и обозначить их как «обязательный» и «дополнительный».

Обязательный этап должно пройти любое ОСО. Сюда можно отнести следующие действия:

♦ принятие решения о создании ОСО и его документальное заверение;

♦ утверждение устава ОСО в соответствии с предполагаемой осуществляемой деятельностью;

♦ формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов на съезде (конференции) или общем собрании путем выборов или голосования.

С этого момента ОСО считается созданным и осуществляет деятельность в соответствии с принятым Уставом.

На данном этапе учредителем могут выступать физические лица — не менее трех человек, и юридические лица — общественные объединения. Хотелось бы отметить, что закон запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, что, по нашему мнению, реализует право ОСО на их самостоятельность и относительную независимость.

«Дополнительный» этап создания ОСО включает в себя все действия, связанные с государственной регистрацией и получением, как следствие, статуса юридического лица.

Организационная структура ОСО проявляется во взаимной подчиненности органов управления и членов, входящих в его состав. Отношения между членами ОСО регламентированы. Именно благодаря этим установкам возможно преобразовывать интересы членов ОСО в единую волю ОСО в целом и непротиворечиво выражать эту волю вовне [5, с. 54].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организационное единство ОСО закреплено его учредительными документами.

Как было сказано ранее, ОСО — это некоммерческая организация, следовательно, структура руководящих органов ОСО аналогична структуре любой некоммерческой организации и проявляется в следующих признаках.

1. Высшими органами управления являются:

♦ коллегиальный высший орган управления;

♦ общее собрание членов объединения, ассоциации (союза).

Основная функция высшего органа управления — обеспечение соблюдения ей целей, в интересах которых было создано ОСО.

В компетенцию высшего органа управления входит:

♦ определение основных направлений деятельности организации, принципов создания и взаимодействия;

♦ внесение и изменение устава;

♦ определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) организации и исключения из состава ее учредителей;

♦ организация деятельности внутреннего управления организации;

♦ утверждение годового отчета и бухгалтерской отчетности организации;

♦ принятие решений о создании организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

♦ принятие решений о реорганизации и ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии, об утверждении ликвидационного баланса.

Все решения, принимаемые высшим органом управления, проходят процедуру голосования на собрании, либо процедуру заочного голосования.

2. Руководство текущей деятельностью организации осуществляется исполнительным органом, который может быть как единоличным, так и коллегиальным. Исполнительный орган полностью подотчетен высшему органу управления.

Рассмотрим более подробно руководящие органы ОСО посредством изучения уставов спортивных федераций, представляющих собой общественные организации.

В соответствии со ст. 2 Закона о спорте, спортивная федерация имеет следующие уставные цели:

♦ развитие одного или нескольких видов спорта;

♦ пропаганда спорта и активного образа жизни;

♦ организация спортивных мероприятий;

♦ вытекающая деятельность по подготовке и проведению спортивных мероприятий;

♦ подготовка спортсменов по соответствующим видам спорта.

В соответствии с п. 7.1 Устава Федерации баскетбола России, высшим руководящим органом Федерации является Конференция; постоянно действующим руководящим органом Федерации является Исполнительный комитет, возглавляемый Президентом Федерации (п. 7.12). Для оперативного решения текущих вопросов Исполнительный комитет Федерации образует Бюро исполнительного комитета Федерации, в состав которого входит Президент Федерации (п. 7.26).

Устав Общероссийской общественной организации «Федерация бобслея России» определяет своим высшим руководящим органом Конференцию федерации.

Постоянно действующим органом является Президиум федерации, возглавляемый Президентом.

Также Устав выделяет специализированный руководящий орган федерации — Главный Тренерский Совет федерации, осуществляющий исключительную функцию — методическое руководство деятельностью федерации.

Хозяйственная функция в федерации возложена на контрольно-ревизионную комиссию, избираемую Конференцией сроком на четыре года.

Как показывает анализ Уставов спортивных федераций, данные организации имеют некоторые различия в формах создания руководящих органов, что не противоречит законодательству РФ. Цели федераций имеют схожую природу, отличаясь только в соответствии с тем или иным видом спорта.

Главная цель создания спортивной федерации — развитие и поддержание определенного вида спорта, а также реализация и защита гражданских прав и свобод субъектов спортивной деятельности (спортсменов, тренеров, агентов, медработников и др.).

Анализ уставов, основных статусных актов, регламентов, регулирующих вопросы организации и деятельности ОСО, позволяет выявить эти цели.

Закон определяет обязанность федерации проходить процедуру аккредитации. Кроме того, законом определены следующие условия для получения федерацией аккредитации, а именно:

1) официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным зако-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нодательством Российской Федерации об общественных объединениях;

2) наименовании организации должно содержать указание на организационно-правовую форму, территориальную сферу, а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана такая организация;

3) в числе членов организации должны быть региональные спортивные федерации, созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) в постоянно действующих руководящих органах организации не должны быть представлены иностранные граждане и лица без гражданства.

Пункт 4 из указанного перечня содержит единственное, предусмотренное законодательством, ограничение в отношении руководящего состава спортивного объединения.

В остальных случаях, для понимания состава руководящих органов ОСО, следует обращаться к ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях».

Хотелось бы отметить, что государственная аккредитация предусмотрена только для Общероссийских и региональных федераций. Местные федерации не нуждаются в прохождении этой процедуры. В остальных положениях, местные федерации обладают схожими правами и обязанностями, что и другие.

Статья 20 ФЗ «Об общественных объединениях» дает прямое указание на то, что Устав объединения должен содержать информацию о структуре общественного объединения, его руководящих и контрольно-ревизионных органов, а также порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

Основываясь на проведенном нами анализе уставов Российских физкультурно-спортивных объединений по различным видам спорта можем сделать вывод, что ОСО не наделяется государством какими-либо особенными или специфическими управленческими функциями, но, в то же время, не может быть отнесено к государственно-общественным [6, с. 55].

Данное мнение сформировалось в итоге рассмотрения системы внутриорганизационных отношений в ОСО, большая часть которых регулируются корпоративными (уставными) нормами этих организаций.

Кроме того, закон предоставляет широкие возможности определения структуры ОСО, устанавливая только обязательные положения Устава организации. Таким образом, можем констатировать, что обязательный полномочный субъект административного права в отношении ОСО отсутствует.

Литература

1. ОсокинР.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России: Лекция. Тамбов, 2006.

2. Братоновский С.Н., Майстровой В.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности общественных спортивных объединений в России: Моногр. М.: РИОР, 2011.

3. Осокин Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы) // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9.

4. Братановский С.Н. Административно-правовое регулирование отношений с участием общественных объединений. Саратов: Научная книга, 2009.

5. Вулах М.Г., БратановскаяМ.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России / Под ред. С.Н. Братановского. Саратов, 2007.

6. Маргулис М.А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

References

1. Osokin R.B. Pravoohranitel'nye organy v sisteme bezopasnosti Rossii: Lekciya. Tambov, 2006.

2. Bratonovskij S.N., Majstrovoj V.V. Administra-tivno-pravovoe regulirovanie organizacii i deyatel'nosti ob-shchestvennyh sportivnyh ob"edinenij v Rossii: Monogr. M.: RIOR, 2011.

3. Osokin R.B. K voprosu ob organizacii deyatel'nosti organov prokuratury v Rossijskoj Federacii (osnovnye funkcii, principy) // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 9.

4. Bratanovskij S.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie otnoshenij s uchastiem obshchestvennyh ob"edi-nenij. Saratov: Nauchnaya kniga, 2009.

5. Vulah M.G., Bratanovskaya M.S. Sistema munici-pal'nogo upravleniya fizicheskoj kul'turoj i sportom v Rossii / Pod red. S.N. Bratanovskogo. Saratov, 2007.

6. Margulis M.A. Normotvorchestvo korporativnyh ob"edinenij v oblasti sporta: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.