УДК 378
РУКОВОДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Р. М. Каркаев', Е. А. Радиков2
1'2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
1кагкаеу.ги51ап@уа^ех.ги 2га^скоу.е.@уа^ех.ги
Аннотация. Принцип наглядности диктуется тем, что «живое созерцание» - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания. При обучении средства наглядности используются очень широко, выполняя при этом различную роль. Так, при изучении нового материала средства наглядности играют роль источника ощущений и восприятий, а при повторении материала они помогают воспроизвести в памяти ранее изученное, расширить и углубить знания. В соблюдении систематичности, последовательности и комплексности обучения большую роль играет правильное планирование. Здесь следует учитывать, что между отдельными учебными дисциплинами существует органическая внутренняя связь (ее основой служат дисциплины выпускающей кафедры), в ходе которой совершенствуются, закрепляются, комплексируются все знания, навыки и умения, получаемые обучающимися при изучении различных дисциплин. Педагогическое руководство преподавателя учебной деятельностью обучающихся принесет желаемый эффект, если преподаватель хорошо знает суть этой деятельности, ее внутренние механизмы, умеет целенаправленно влиять на действия и поведение обучающихся. Овладение знаниями - познавательная деятельность обучающихся. В статье рассмотрены предложения по руководству познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности.
Ключевые слова: познавательная деятельность, наглядность обучения, систематичность, последовательность, комплексность, радиотехническая направленность
Для цитирования: Каркаев Р. М., Радиков Е. А. Руководство познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 39-43.
Наглядность обучения
Принцип наглядности диктуется тем, что «живое созерцание» - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания.
При обучении средства наглядности используются очень широко, выполняя при этом различную роль. Так, при изучении нового материала средства наглядности играют роль источника ощущений и восприятий, а при повторении материала они помогают воспроизвести в памяти ранее изученное, расширить и углубить знания. В процессе обучения приемам действий, например с радиотехникой, средства наглядности способствуют выработке необходимых навыков и умений. Во всех случаях они облегчают усвоение знаний, возбуждают интерес к учению, делают его более доступным и прочным [1].
© Каркаев Р. М., Радиков Е. А., 2022
При обучении применяются различные виды наглядности. Основные из них:
а) натуральная, или естественная, наглядность - это учебная радиотехника, специализированные аудитории и т.д.;
б) изобразительная наглядность - средства имитации, объемные наглядные пособия (макеты, модели, электрифицированные схемы), графические наглядные пособия (плакаты, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.п.), экранные средства наглядности (видеозаписи и другое), звуковые средства наглядности (аудиозаписи и другое);
в) в некоторых случаях в качестве средств наглядности используются тренажеры и контрольно-проверочные приборы.
Натуральная, или естественная, наглядность - основной вид наглядности при обучении, так как дает возможность приблизить учебную обстановку к реальным условиям. При этом важно, чтобы обучающихся не просто наблюдали, но и активно действовали бы при этом. Например, обучающиеся должны не только увидеть, но и принять активное участие [2].
Отмечая определяющую роль натуральной наглядности в ходе обучения, нельзя недооценивать и значение остальных видов наглядности. Чтобы в совершенстве изучить материал, радиотехнику и уметь их использовать, обучающийся должен хорошо понимать принципы взаимодействия между частями и механизмами. Здесь на помощь командиру приходят различные схемы, таблицы, макеты, действующие модели и другие пособия. Поэтому необходимо заботиться об оборудовании специализированных аудиторий, о создании различных макетов, схем и других наглядных пособий.
В современных условиях ведущее место среди средств изобразительной наглядности занимают экранные средства - видео и слайды. Использование экранных средств оказывает на обучающихся большое эмоциональное воздействие и тем усиливает обучение [3, 4].
Наглядные пособия - не самоцель, а средство успешного обучения, которым нужно пользоваться правильно. Если преподаватель забывает о них, то обучающиеся не получают достаточного количества восприятий, и это снижает действенность объяснения руководителя занятий, ведет к начетничеству и формальному усвоению учебного материала. Если преподаватель в ходе занятий привлекает слишком много наглядных пособий, то это рассеивает внимание обучающихся и тем самым снижает качество усвоения. Содержание каждой темы следует иллюстрировать таким количеством наглядных пособий, которое бы помогло обучающимся глубоко усвоить основную, главную идею занятия. Демонстрировать пособия надо не все сразу, а по мере того, как появляется необходимость привлечь внимание обучающихся к изучаемому предмету.
Использование наглядных пособий в учебном процессе - дело творческое, оно не терпит равнодушия и шаблона. Каждый преподаватель обязан постоянно совершенствовать методику применения наглядных пособий. При подготовке к занятиям важно заблаговременно продумывать, какие наглядные пособия, когда и как лучше использовать в ходе занятия.
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении
Повседневная жизнь показывает, что обучающийся успешно действует в той или иной ситуации лишь тогда, когда его знания, навыки и умения не просто систематизированы по изученным им соответствующим предметам, а взаимосвязаны, взаимообусловлены, представляют собой сложный и в то же время единый, целостный комплекс в строго логическом порядке. В соответствии с требованиями этого принципа разрабатываются учебные программы.
В соблюдении систематичности, последовательности и комплексности обучения большую роль играет правильное планирование. Здесь следует учитывать, что между отдельными учебными дисциплинами существует органическая внутренняя связь (ее основой служат дисциплины выпускающей кафедры), в ходе которой совершенствуются, закрепляются, комплексируются все знания, навыки и умения, получаемые обучающимися при изучении различных дисциплин [5].
Реализация требований этого принципа в практике предполагает целеустремленное и систематическое руководство самостоятельной работой обучающихся, постоянный контроль за ходом и качеством усвоения ими знаний, навыков и умений. Методически правильный контроль и помощь обучающимся повышают у них чувство ответственности за учение, побуждают учиться полным напряжением сил, способствуют выработке умения и привычки самостоятельно изучать дополнительно материал, повышать свое мастерство.
Руководство познавательной деятельностью в обучении
Педагогическое руководство преподавателя учебной деятельностью обучающихся принесет желаемый эффект, если преподаватель хорошо знает суть этой деятельности, ее внутренние механизмы, умеет целенаправленно влиять на действия и поведение обучающихся.
Овладение знаниями - познавательная деятельность обучающихся.
Процесс овладения знаниями начинается с осознания познавательной задачи. Поэтому очень важно помочь обучающимся понять суть предстоящей учебной задачи, осознать ее важность и необходимость.
Восприятие - это активный целенаправленный и избирательный процесс.
Воспринимая тот или иной материал, обучающиеся иногда понимают его по-своему, вкладывают в него тот смысл, который у них сложился под влиянием прежнего жизненного опыта. Неслучайно поэтому в практике обучения порой встречаются факты, когда на вопрос преподавателя, обращенный к обучающимся, поняли ли они изложенное, обучающиеся отвечают, что поняли. Преподаватель начинает проверять, и оказывается, что некоторые из них поняли материал неверно. Они вложили в то, о чем говорил преподаватель, свой смысл. Отсюда следует важный педагогический вывод: в процессе изложения и демонстрации учебного материала необходимо систематически проверять правильность восприятия и понимания обучающихся того, что излагается.
Направляя познавательную деятельность обучающихся, преподаватель побуждает их осмысливать учебный материал. Осмысливание - более активная, более целеустремленная деятельность по сравнению с восприятием. Осмысливая материал, обучающиеся усваивают понятия, законы. При этом важно иметь в виду, что уяснение смысла понятий, законов - процесс сложный. Ему обязательно должно предшествовать накопление в сознании обучающихся фактов для сравнения, сопоставления, только после этого можно переходить к формулированию понятия. В противном случае определение того или иного понятия будет заучено, а сущность, которую выражает данное понятие, так и останется непонятой [6].
В процессе обучения многие сведения обучающиеся запоминают непроизвольно. Именно так запоминаются факты, о которых преподаватель рассказывает ярко, интересно, увлекательно. Непроизвольно запоминаются обычно части и образцы радиотехники, которые демонстрируются. Быстро запечатлевается в памяти материал, который иллюстрируется наглядными пособиями. В ходе занятий следует шире использовать все средства, способствующие непроизвольному запоминанию. Это повысит работоспособность обучающихся и продуктивность их труда.
Вместе с тем необходимо развивать у обучающихся способность к произвольному запоминанию: обдумывать прочитанное, внимательно рассматривать схемы, диаграммы, конкретные образцы радиотехники и т.п. Организуя и направляя эту работу, руководителю занятий следует иметь в виду, что запоминание осуществляется двояко: механически и логически, осмысленно.
Следует обратить внимание на то, что запоминание без понимания смысла изучаемого материала осуществляется путем многократного повторения. Для этого требуется много времени, которое не окупается результатом: знания получаются формальные и быстро «выветриваются». Заучивание, следовательно, нужно лишь тогда, когда смысл изучаемого материала как бы отступает на второй план.
На основе усвоенных знаний у обучающихся в процессе специальных упражнений развиваются необходимые навыки и умения.
Овладев каким-то новым навыком, обучающиеся стремятся найти его и в других действиях. Поэтому преподавателю необходимо своевременно помогать обучающимся анализировать ход обучения, положительные и отрицательные моменты в работе, намечать пути совершенствования мастерства.
Применение знаний, навыков и умений на практике есть не что иное, как решение различных по своему содержанию учебных (должностных) задач. Для многих обучающихся это представляет определенную трудность. Восприняв задачу, обучающийся должен самостоятельно вникнуть в ее суть, вспомнить и проанализировать знания, необходимые для ее решения, соотнести их с условиями задачи и конкретной обстановкой, применить знания, т.е. решить задачу, проверить правильность своих действий [7].
Таковы общие психолого-педагогические закономерности познавательной деятельности обучающихся радиотехническим специальностям. Однако психическая деятельность каждого человека специфична. В связи с этим результаты процесса приобретения знаний, навыков и умений зависят от индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Без знания и учета этого преподаватель не сможет успешно направлять учебную деятельность обучающихся.
Таким образом, в статье рассмотрены предложения по руководству познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности.
Список литературы
1. Колесникова А. П. Современные образовательные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в российских ВУЗах // Образование и право. 2020. № 4. С.274-279.
2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Григорян К. М. Исследование содержания профессионального образования и производственного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 72-74.
3. Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Методические основы современного образования // Вестник ОГУ. 2019. № 5. С. 40-45.
4. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / под ред. А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко. 2-е изд., перераб. М., 1981. 366 с.
5. Мусина-Мазнова Г. Х., Сколота З. Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 6. С. 46.
6. Артюхович Ю. В., Соловьев А. А. Дифференциация и интеграция смыслов инженерного образования // Logos et Praxis. 2013. № 2. С. 151-154.
7. Санькова Г. В. Реализация взаимосвязи теоретического и практического обучения студентов технического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 70-73.
Информация об авторах
Каркаев Руслан Марадович, старший преподаватель кафедры «Общевоенная подготовка», Пензенский государственный университет
Радиков Егор Алексеевич, студент, Пензенский государственный университет Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.