Научная статья на тему 'РУКОВОДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

РУКОВОДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАГЛЯДНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМАТИЧНОСТЬ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каркаев Руслан Марадович, Радиков Егор Алексеевич

Принцип наглядности диктуется тем, что «живое созерцание» - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания. При обучении средства наглядности используются очень широко, выполняя при этом различную роль. Так, при изучении нового материала средства наглядности играют роль источника ощущений и восприятий, а при повторении материала они помогают воспроизвести в памяти ранее изученное, расширить и углубить знания. В соблюдении систематичности, последовательности и комплексности обучения большую роль играет правильное планирование. Здесь следует учитывать, что между отдельными учебными дисциплинами существует органическая внутренняя связь (ее основой служат дисциплины выпускающей кафедры), в ходе которой совершенствуются, закрепляются, комплексируются все знания, навыки и умения, получаемые обучающимися при изучении различных дисциплин. Педагогическое руководство преподавателя учебной деятельностью обучающихся принесет желаемый эффект, если преподаватель хорошо знает суть этой деятельности, ее внутренние механизмы, умеет целенаправленно влиять на действия и поведение обучающихся. Овладение знаниями - познавательная деятельность обучающихся. В статье рассмотрены предложения по руководству познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каркаев Руслан Марадович, Радиков Егор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУКОВОДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 378

РУКОВОДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Р. М. Каркаев', Е. А. Радиков2

1'2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1кагкаеу.ги51ап@уа^ех.ги 2га^скоу.е.@уа^ех.ги

Аннотация. Принцип наглядности диктуется тем, что «живое созерцание» - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания. При обучении средства наглядности используются очень широко, выполняя при этом различную роль. Так, при изучении нового материала средства наглядности играют роль источника ощущений и восприятий, а при повторении материала они помогают воспроизвести в памяти ранее изученное, расширить и углубить знания. В соблюдении систематичности, последовательности и комплексности обучения большую роль играет правильное планирование. Здесь следует учитывать, что между отдельными учебными дисциплинами существует органическая внутренняя связь (ее основой служат дисциплины выпускающей кафедры), в ходе которой совершенствуются, закрепляются, комплексируются все знания, навыки и умения, получаемые обучающимися при изучении различных дисциплин. Педагогическое руководство преподавателя учебной деятельностью обучающихся принесет желаемый эффект, если преподаватель хорошо знает суть этой деятельности, ее внутренние механизмы, умеет целенаправленно влиять на действия и поведение обучающихся. Овладение знаниями - познавательная деятельность обучающихся. В статье рассмотрены предложения по руководству познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности.

Ключевые слова: познавательная деятельность, наглядность обучения, систематичность, последовательность, комплексность, радиотехническая направленность

Для цитирования: Каркаев Р. М., Радиков Е. А. Руководство познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 39-43.

Наглядность обучения

Принцип наглядности диктуется тем, что «живое созерцание» - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания.

При обучении средства наглядности используются очень широко, выполняя при этом различную роль. Так, при изучении нового материала средства наглядности играют роль источника ощущений и восприятий, а при повторении материала они помогают воспроизвести в памяти ранее изученное, расширить и углубить знания. В процессе обучения приемам действий, например с радиотехникой, средства наглядности способствуют выработке необходимых навыков и умений. Во всех случаях они облегчают усвоение знаний, возбуждают интерес к учению, делают его более доступным и прочным [1].

© Каркаев Р. М., Радиков Е. А., 2022

При обучении применяются различные виды наглядности. Основные из них:

а) натуральная, или естественная, наглядность - это учебная радиотехника, специализированные аудитории и т.д.;

б) изобразительная наглядность - средства имитации, объемные наглядные пособия (макеты, модели, электрифицированные схемы), графические наглядные пособия (плакаты, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.п.), экранные средства наглядности (видеозаписи и другое), звуковые средства наглядности (аудиозаписи и другое);

в) в некоторых случаях в качестве средств наглядности используются тренажеры и контрольно-проверочные приборы.

Натуральная, или естественная, наглядность - основной вид наглядности при обучении, так как дает возможность приблизить учебную обстановку к реальным условиям. При этом важно, чтобы обучающихся не просто наблюдали, но и активно действовали бы при этом. Например, обучающиеся должны не только увидеть, но и принять активное участие [2].

Отмечая определяющую роль натуральной наглядности в ходе обучения, нельзя недооценивать и значение остальных видов наглядности. Чтобы в совершенстве изучить материал, радиотехнику и уметь их использовать, обучающийся должен хорошо понимать принципы взаимодействия между частями и механизмами. Здесь на помощь командиру приходят различные схемы, таблицы, макеты, действующие модели и другие пособия. Поэтому необходимо заботиться об оборудовании специализированных аудиторий, о создании различных макетов, схем и других наглядных пособий.

В современных условиях ведущее место среди средств изобразительной наглядности занимают экранные средства - видео и слайды. Использование экранных средств оказывает на обучающихся большое эмоциональное воздействие и тем усиливает обучение [3, 4].

Наглядные пособия - не самоцель, а средство успешного обучения, которым нужно пользоваться правильно. Если преподаватель забывает о них, то обучающиеся не получают достаточного количества восприятий, и это снижает действенность объяснения руководителя занятий, ведет к начетничеству и формальному усвоению учебного материала. Если преподаватель в ходе занятий привлекает слишком много наглядных пособий, то это рассеивает внимание обучающихся и тем самым снижает качество усвоения. Содержание каждой темы следует иллюстрировать таким количеством наглядных пособий, которое бы помогло обучающимся глубоко усвоить основную, главную идею занятия. Демонстрировать пособия надо не все сразу, а по мере того, как появляется необходимость привлечь внимание обучающихся к изучаемому предмету.

Использование наглядных пособий в учебном процессе - дело творческое, оно не терпит равнодушия и шаблона. Каждый преподаватель обязан постоянно совершенствовать методику применения наглядных пособий. При подготовке к занятиям важно заблаговременно продумывать, какие наглядные пособия, когда и как лучше использовать в ходе занятия.

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении

Повседневная жизнь показывает, что обучающийся успешно действует в той или иной ситуации лишь тогда, когда его знания, навыки и умения не просто систематизированы по изученным им соответствующим предметам, а взаимосвязаны, взаимообусловлены, представляют собой сложный и в то же время единый, целостный комплекс в строго логическом порядке. В соответствии с требованиями этого принципа разрабатываются учебные программы.

В соблюдении систематичности, последовательности и комплексности обучения большую роль играет правильное планирование. Здесь следует учитывать, что между отдельными учебными дисциплинами существует органическая внутренняя связь (ее основой служат дисциплины выпускающей кафедры), в ходе которой совершенствуются, закрепляются, комплексируются все знания, навыки и умения, получаемые обучающимися при изучении различных дисциплин [5].

Реализация требований этого принципа в практике предполагает целеустремленное и систематическое руководство самостоятельной работой обучающихся, постоянный контроль за ходом и качеством усвоения ими знаний, навыков и умений. Методически правильный контроль и помощь обучающимся повышают у них чувство ответственности за учение, побуждают учиться полным напряжением сил, способствуют выработке умения и привычки самостоятельно изучать дополнительно материал, повышать свое мастерство.

Руководство познавательной деятельностью в обучении

Педагогическое руководство преподавателя учебной деятельностью обучающихся принесет желаемый эффект, если преподаватель хорошо знает суть этой деятельности, ее внутренние механизмы, умеет целенаправленно влиять на действия и поведение обучающихся.

Овладение знаниями - познавательная деятельность обучающихся.

Процесс овладения знаниями начинается с осознания познавательной задачи. Поэтому очень важно помочь обучающимся понять суть предстоящей учебной задачи, осознать ее важность и необходимость.

Восприятие - это активный целенаправленный и избирательный процесс.

Воспринимая тот или иной материал, обучающиеся иногда понимают его по-своему, вкладывают в него тот смысл, который у них сложился под влиянием прежнего жизненного опыта. Неслучайно поэтому в практике обучения порой встречаются факты, когда на вопрос преподавателя, обращенный к обучающимся, поняли ли они изложенное, обучающиеся отвечают, что поняли. Преподаватель начинает проверять, и оказывается, что некоторые из них поняли материал неверно. Они вложили в то, о чем говорил преподаватель, свой смысл. Отсюда следует важный педагогический вывод: в процессе изложения и демонстрации учебного материала необходимо систематически проверять правильность восприятия и понимания обучающихся того, что излагается.

Направляя познавательную деятельность обучающихся, преподаватель побуждает их осмысливать учебный материал. Осмысливание - более активная, более целеустремленная деятельность по сравнению с восприятием. Осмысливая материал, обучающиеся усваивают понятия, законы. При этом важно иметь в виду, что уяснение смысла понятий, законов - процесс сложный. Ему обязательно должно предшествовать накопление в сознании обучающихся фактов для сравнения, сопоставления, только после этого можно переходить к формулированию понятия. В противном случае определение того или иного понятия будет заучено, а сущность, которую выражает данное понятие, так и останется непонятой [6].

В процессе обучения многие сведения обучающиеся запоминают непроизвольно. Именно так запоминаются факты, о которых преподаватель рассказывает ярко, интересно, увлекательно. Непроизвольно запоминаются обычно части и образцы радиотехники, которые демонстрируются. Быстро запечатлевается в памяти материал, который иллюстрируется наглядными пособиями. В ходе занятий следует шире использовать все средства, способствующие непроизвольному запоминанию. Это повысит работоспособность обучающихся и продуктивность их труда.

Вместе с тем необходимо развивать у обучающихся способность к произвольному запоминанию: обдумывать прочитанное, внимательно рассматривать схемы, диаграммы, конкретные образцы радиотехники и т.п. Организуя и направляя эту работу, руководителю занятий следует иметь в виду, что запоминание осуществляется двояко: механически и логически, осмысленно.

Следует обратить внимание на то, что запоминание без понимания смысла изучаемого материала осуществляется путем многократного повторения. Для этого требуется много времени, которое не окупается результатом: знания получаются формальные и быстро «выветриваются». Заучивание, следовательно, нужно лишь тогда, когда смысл изучаемого материала как бы отступает на второй план.

На основе усвоенных знаний у обучающихся в процессе специальных упражнений развиваются необходимые навыки и умения.

Овладев каким-то новым навыком, обучающиеся стремятся найти его и в других действиях. Поэтому преподавателю необходимо своевременно помогать обучающимся анализировать ход обучения, положительные и отрицательные моменты в работе, намечать пути совершенствования мастерства.

Применение знаний, навыков и умений на практике есть не что иное, как решение различных по своему содержанию учебных (должностных) задач. Для многих обучающихся это представляет определенную трудность. Восприняв задачу, обучающийся должен самостоятельно вникнуть в ее суть, вспомнить и проанализировать знания, необходимые для ее решения, соотнести их с условиями задачи и конкретной обстановкой, применить знания, т.е. решить задачу, проверить правильность своих действий [7].

Таковы общие психолого-педагогические закономерности познавательной деятельности обучающихся радиотехническим специальностям. Однако психическая деятельность каждого человека специфична. В связи с этим результаты процесса приобретения знаний, навыков и умений зависят от индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Без знания и учета этого преподаватель не сможет успешно направлять учебную деятельность обучающихся.

Таким образом, в статье рассмотрены предложения по руководству познавательной деятельностью при подготовке специалистов радиотехнической направленности.

Список литературы

1. Колесникова А. П. Современные образовательные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в российских ВУЗах // Образование и право. 2020. № 4. С.274-279.

2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Григорян К. М. Исследование содержания профессионального образования и производственного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 72-74.

3. Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Методические основы современного образования // Вестник ОГУ. 2019. № 5. С. 40-45.

4. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / под ред. А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко. 2-е изд., перераб. М., 1981. 366 с.

5. Мусина-Мазнова Г. Х., Сколота З. Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 6. С. 46.

6. Артюхович Ю. В., Соловьев А. А. Дифференциация и интеграция смыслов инженерного образования // Logos et Praxis. 2013. № 2. С. 151-154.

7. Санькова Г. В. Реализация взаимосвязи теоретического и практического обучения студентов технического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 70-73.

Информация об авторах

Каркаев Руслан Марадович, старший преподаватель кафедры «Общевоенная подготовка», Пензенский государственный университет

Радиков Егор Алексеевич, студент, Пензенский государственный университет Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.