ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016:355.541.1:808.5(470)
С. Н. АРХИПОВ, доцент кафедры огневой подготовки Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Тюмень)
S. N. ARKHIPOV, Associate Professor of the Fire Training Chair of Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russia (Tyumen)
ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
USAGE OF FIGURES OF SPEECH IN TRAINING LAW ENFORCEMENT PROFESSIONALS IN SHOOTING FROM HAND FIREARMS
Аннотация. В статье автор рассматривает особенности использования словесных приемов при обучении технике стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия. Автор обращает внимание на то, что в деятельности преподавателя по огневой подготовке, кроме профессионального объяснения, важно использовать словесно-образные средства обучения. Словесно-образная наглядность, основанная на конкретных представлениях, является качественной стороной учебного процесса и способствует лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Через образные выражения преподаватель обращается к уже имеющимся знаниям и опыту обучающихся, что способствует лучшему пониманию и выполнению двигательного действия.
Ключевые слова и словосочетания: методы, принципы обучения, образные выражения, сотрудник органов внутренних дел, огневая подготовка, боевое ручное стрелковое оружие, учебно-тренировочный процесс.
Annotation. In the article the author considers the peculiarities of the use of verbal techniques in teaching the technique of shooting from hand firearms. The author draws attention to the fact that it is important to use verbal and figurative means of training in addition to professional explanation in the activities of an instructor of the Fire Training. Verbal and figurative visualization, based on specific representations, is a qualitative aspect of the educational process and contributes to the better assimilation of knowledge, the formation of skills. Through figures of speech, the instructor refers to the already existing knowledge and experience of students, which contributes to a better understanding and performance of motor action.
Keywords and phrases: methods, principles of training, figures of speech, law enforcement professional, fire training, hand firearms, educational and training process.
Огневая подготовка является важнейшей составляющей профессиональной подготовки сотрудника полиции, а в образовательных организациях МВД России представляет отдельную профессионально-специализированную
дисциплину. Основными задачами огневой подготовки являются формирование у сотрудников профессиональных компетенций, направленных на вырабатывание устойчивых навыков в обращении с оружием и боеприпасами, и подготовка
к действиям в условиях, связанных с эффективным его применением. Искусство владения пистолетом, сверхскоростная стрельба, безопасное обращение с оружием выступают главными задачами для каждого сотрудника органов внутренних дел, а также курсантов и слушателей, обучающихся огневой подготовке в образовательных организациях МВД России. Обучение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел на занятиях по огневой подготовке осуществляется на основе общих принципов обучения и воспитания:
- систематичность и последовательность в обучении;
- наглядность в обучении;
- закрепление знаний, умений и навыков;
- доступность в обучении;
- обучение, необходимое для успешного выполнения служебно-боевых задач в любых условиях [1, с. 278].
А. А. Белецкий в своей работе, посвященной актуальным направлениям модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка», подчеркивает, что для профессиональной подготовленности сотрудника органов внутренних дел недостаточно выучить и освоить арсенал тактико-технических действий, которые могут обеспечить выполнение служебных обязанностей, и указывает на особую важность освоения практических навыков владения огнестрельным оружием [2, с. 121]. По мнению В. Н. Витольника и А. А. Попова, в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать общепедагогические принципы и методы, присущие процессу обучения технике стрельбы [3, с. 247]. По мнению специалистов, при обучении стрельбе для каждого конкретного обучающегося важно использовать приемы и способы специального образовательного воздействия, основанные на специфических средствах огневой подготовки [4, с. 240]. Оптимальный вариант обучения стрелка и совершенствования его
навыков предусматривает использование всего богатства содержания, форм, методов и средств, а также принципов, вытекающих из основных закономерностей эффективного процесса обучения [5, с. 143]. Обучение сотрудников правоохранительных органов будет результативным, если в процессе обучения стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия широко использовались методы общей педагогики, в частности, словесные (вербальные) методы и методы наглядности (сенсорные) в совокупности с практическими упражнениями и тренировками [6, с. 201].
А. С. Даньков и И. Б. Соловьева в работе, посвященной вопросу научно-методического обеспечения образовательного процесса, обращают внимание на то, что применение наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и повышает интерес к учению и делает его более доступным. Среди видов наглядности они выделяют словесно-образную, к которой относятся образные, сравнительные выражения и меткое описание факта.
Важную роль при совершенствовании навыков при проведении занятия по данной дисциплине играет степень профессиональных способностей педагога, который передает накопленный общетеоретический, положительный и последовательный опыт обучающимся курсантам и слушателям [7, с. 73]. На практических занятиях при обучении и совершенствовании навыков стрельбы важно, чтобы объяснения преподавателя были для обучающихся ясными и понятными. Необходимо учитывать, что некоторые сотрудники органов внутренних дел на первых занятиях испытывают затруднения при выполнении упражнений, и им необходимо дополнительное объяснение и неоднократное повторение действий.
В учебном и тренировочном процессе преподавателями и специалиста-
ми по огневой подготовке, тренерами различных видов спорта применяется специальная терминология. Как показывает практика, объяснения, содержащие исключительно специальные термины и выражения, не обеспечивают полного и ясного понимания техники и структуры выполняемого упражнения, что является проблемой, снижающей качество усвоения изучаемых вопросов. Если приступить к стрельбе после короткого объяснения материала, как часто бывает при большой группе обучаемых и дефиците времени, то эффект будет минимальным, а затраты на обучение не будут оправданы. Таким образом, для того чтобы слушатели проявляли активность в обучении, а усвоение материала в рамках учебного занятия происходило быстрее и эффективнее, преподавателю необходимо при объяснении действий, элементов упражнений использовать образные выражения и яркие примеры.
Целью данного исследования является поиск доступных выражений, которые дополнят материал, излагаемый преподавателем, обеспечат относительно правильное восприятие внешней формы движения и исключат совершение ошибок обучающимися. Для достижения цели был обобщен опыт преподавателей и специалистов по огневой подготовке, использующих образные выражения при обучении сотрудников органов внутренних дел стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия. Восприятие и память человека имеют особенность лучше воспринимать и запоминать информацию и действия, проиллюстрированные в виде какого-либо яркого образа, чем при сухом рациональном изложении. В связи с этим полезно использовать в учебном процессе образные выражения, которые находятся за пределами основной терминологии и позволяют более ясно доносить до аудитории содержание учебного материала.
Понимание и запоминание какого-либо движения или элемента техники
стрельбы более продуктивно в том случае, если изучаемое действие кодируется словами и образами, связанными с уже известными действиями: спортивными; техническими и трудовыми; бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Яркие образы при этом могут выступать «подсказкой» для правильного выполнения какого-либо действия или исправления какой-то ошибки или побуждением к действию.
Анализ литературы позволил прийти к выводу о том, что образные выражения имеют весьма широкое распространение среди специалистов в области спорта. Заслуженный мастер спорта И. К. Иванов (г. Москва), обучая боксеров прямому удару, требовал убирать руку так же быстро, как если бы она случайно попала в огонь. Заслуженный мастер спорта И. Ф. Емчук (г. Киев) при обучении гребле на академических судах для увеличения амплитуды движения туловищем предлагает гребцу представить себе, что он спиной открывает дверь, когда руки заняты. Мастер спорта СССР, доцент В. М. Типаков (г. Львов), объясняя технику бега, предлагает бежать гордо, стремясь стать как можно выше ростом, порхать над землей [8, с. 67].
Наблюдение и беседы с преподавателями и специалистами по огневой подготовке, а также личный опыт преподавания позволили пополнить арсенал методических приемов с использованием образных выражений. Некоторые из них, на первый взгляд, кажутся слишком оригинальными и даже странными, однако целесообразность их применения в процессе обучения для определенной категории сотрудников доказывается практикой. Иногда некоторые преподаватели сами не замечают, что используют образные выражения. Рассмотрим несколько образных выражений, используемых на занятиях по огневой подготовке, для понимания выполнения действий или исправления ошибок.
Ошибки при стрельбе Образное выражение
Неустойчивое положение для стрельбы. Перестановка ног после выноса оружия и начала прицеливания Действуем, как при строительстве дома: - в начале закладываем фундамент - это положение ног; - затем возводим стены - это положение туловища, плеч, рук; - далее делаем перекрытия и отделочные работы - фиксируем принятую изготовку, задерживаем дыхание, производим прицеливание и спуск курка
Дыхание в процессе прицеливания и ведения огня Дыхательную паузу лучше всего делать на полувдохе или небольшом вдохе, при этом нужно дышать неглубоко (неглубокое дыхание можно сравнить с проветриванием помещения через форточку)
Неправильное расположение пистолета в руке, т. е. ствол оружия и предплечье руки, удерживающее его, находятся в разных плоскостях Ствол пистолета является продолжением руки» также как ствол автомата и его приклад находятся в одной плоскости (на одной линии)
Положение руки с оружием после выстрела После выстрела рука (руки), как пружина, занимает исходное (первоначальное) положение. После выстрела рука (руки), принимает по инерции исходное (первоначальное) положение, как распахнутая дверь возвращается под действием пружины (выполняющей роль доводчика)
Резкое нажатие на спусковой крючок, что приводит к смещению оси канала ствола от первоначального положения, приданного в процессе прицеливания Нажатие на спусковой крючок схоже с тем, как водитель отпускает педаль сцепления для движения автомобиля. Нажатие на спусковой крючок схоже с тем, как водитель нажимает на педаль тормоза для остановки автомобиля. Как Вы продеваете нитку в ушко иголки, аккуратно медленно и сосредоточенно
Ожидание «отдачи» или движение вперед на встречу «отдаче» при выстреле Представьте, что на расстоянии 1 см от руки, поддерживающей пистолет, находится острая игла (преподаватель ставит свою руку), надо выполнить выстрел и не среагировать на отдачу, чтобы не уколоть руку
Как показывает практика, наиболее эффективными, обеспечивающими доступность и понимание выполнения действий или исправление ошибок, являются образные выражения, связанные с ранее полученным человеком жизненным опытом и известными движениями, такими как управление транспортным средством и занятие каким-либо видом спорта. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы об использовании образных выражений в обучении сотрудников органов внутренних дел стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия:
1. Образные выражения используются в процессе основного объяснения учебного материала и в дальнейшем при закреплении действия или совершенствовании техники стрельбы.
2. Словесно-образные выражения обеспечивают доступность и ясность объяснений учебного материала.
3. Образные выражения помогают обучающимся понять выполняемое действие, а также исправить ошибки при их выполнении, допускаемые в процессе стрельбы.
4. Образные выражения позволяют минимизировать затраты времени на объяснение.
5. Сравнительные и образные выражения являются универсальными и могут применяться на любом этапе обучения для разных категорий обучающихся.
Преподаватель при проведении занятий по огневой подготовке имеет возможность с учетом своего профессионализма, условий и особенностей обучения, категории обучающихся выбирать из перечня рекомендуемых методов обучения те, которые помогут наиболее эффективно осуществлять подготовку личного состава к выполнению оперативно-служебных задач.
Арсенал образных выражений будет полезен преподавателям и специалистам по огневой подготовке в практической деятельности. Преподаватель, отдавая предпочтение тем или иным методам и приемам обучения, должен помнить, что универсального метода обучения не существует. Одним из условий успешного обучения стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия является сочетание разнообразных форм, приемов и методов преподавания, которые дополняются образными выражениями.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Попов А. В. Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел // Молодой ученый. 2019. № 13. С. 277-279.
2. Белецкий А. А. Актуальные направления модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2. С. 119-123.
3. Витольник В. Н., Попов А. А. Совершенствование стрелковых тренировок по огневой подготовке // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XVI Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. В. Анохина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2018. С. 247-249.
4. Андрианов А. С., Семёнов В. В., Медведев И. В. Особенности огневой подготовки в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел по специальности «Следователь» // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XVI Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. В. Анохина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2018. С. 239-242.
5. Кисличко Ю. В. Обучение владению оружием на этапе первоначального обучения с использованием современных технических средств // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 4 (78). С. 142-146.
6. Архипов С. Н. Методы и принципы обучения стрельбе из пистолета сотрудников органов внутренних дел, направляющихся в Северо-Кавказский регион Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2 (40). С. 200-205.
7. Чебаев А. А. Проблемы организации огневой подголовки в учебных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации // Современный ученый. 2017. № 4. С.72-74.
8. Пыжов В. В., Калиниченко А. Н. Использование метода сопоставления адекватных ощущений и образов в наглядном обучении технике стрельбы из лука: сборник статей и очерков по пулевой, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. М.: ФиС, 1985.С. 67-69.
© Архипов С. Н.
УДК 377.03:351.74.08(470)
Т. С. КУПАВЦЕВ, профессор кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва)
T. S. KUPAVTSEV, professor of the Department of organization of shooting and physical training Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent (Moscow)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ
CONCEPTUAL BASES OF PEDAGOGICAL HELP SELF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению концептуальных оснований реализации института педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника МВД России в непрерывном образовании, а также вопросов развития кадрового потенциала органов внутренних дел Российской Федерации посредством смещения центра педагогического влияния в системе образования от «информационного наполнения» обучающихся к активизации личностных установок и соответствующей мотивации на профессиональное и личностное развитие сотрудника в системе образования и в профессиональной деятельности. Предлагаются подходы к организации педагогического влияния на личность обучающегося (сотрудника) в процессе межличностного взаимодействия субъектов образования, воспитания и развития, а также к формированию личностно ориентированной образовательной и профессиональной среды деятельности сотрудника МВД России.