Научная статья на тему 'РУКОПИСИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ДАТИРУЕМЫЕ БОЛДИНСКОЙ ОСЕНЬЮ 1830 ГОДА'

РУКОПИСИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ДАТИРУЕМЫЕ БОЛДИНСКОЙ ОСЕНЬЮ 1830 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУКОПИСИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ДАТИРУЕМЫЕ БОЛДИНСКОЙ ОСЕНЬЮ 1830 ГОДА»

РУКОПИСИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ДАТИРУЕМЫЕ БОЛДИНСКОЙ ОСЕНЬЮ 1830 ГОДА

ПД 1640

Лист 1 Записка к А. Х. Бенкендорфу о проекте издания журнала с политическими известиями

255, 279-283 (Деловые бумаги, № 7)). «10 л^тъ тому назадъ литературою занималось» до: «[Царствовашя Покойнаго Государя, я им'клъ на]». Лист 1 об. «[все сословiе литераторовъ гораздо бол^е влiянiя]» до: «[что было первый прим^ръ плутовст<ва>]»; далее весь текст написан карандашом: «Огражде-ше Л.<итературной> собственности и Цензурный Уставъ» до: «Изо вскхъ родовъ Литературы». Лист 2 «перюдичесюя издашя» до: «сл,кдств.<енно> голосъ ихъ въ его пользу былъ бы вовс<е> недкйствите-л<енъ>».

Лист 2 об. «Закономъ требовать отъ журналиста благосклонности или даже безпристраспя» до: «завис<4>ть отъ правительства и въ этомъ». Лист 3 «Издатели священной обязанности пологаютъ» до: «окупаетъ издержки издашя»; знак концовки (спиральный росчерк); поверх него продолжение: «Симъ разрешешемъ Г.<осударь> Имп.<ераторъ> дарует по 40 тысячь» до: «обезпечитъ состояше н^сколькихъ литераторовъ».

Лист 3 об. «Злонамеренность или недоброжелательство» до: «безразсудно какъ и неблагодарно»; знак концовки (черта).

Беловой автограф, переходящий в черновой, с позднейшей правкой чернилами.

<Конец ноября 1830 — январь (не позднее 18-го)

1831>.*

Листы 4—5 Чистые.

Лист 5 об. Запись московского адреса (Рукою П. 1935. С. 336; Рукою П. 1997. С. 289).

«Сдвиженка собсгв<енный> д.<омъ>»; карандашом, в левой нижней четверке, параллельно боковой линии обреза.

<Декабрь (после 5-го) 1830 — январь (не позднее 18-го) 1831>.**

227x358 мм (л. 1/5, 2/4; 2 фабрич. полных листа, вложенных один в другой; бумага № 39); 227x358 мм (л. 3; левый фабрич. полулист, вложенный в середину «тетрадки»; бумага № 43 или № 44). После заполнения рукопись была сложена вчетверо. Жанд. пометы: 10, 11, 27/12, 28, 29.

* Общепринятая датировка автографа: 19 июля — 10 августа 1830 г. (см.: XIV, 252). Ее хронологические рамки — короткий период пребывания Пушкина в Петербурге летом 1830 г., когда он интенсивно общался с Дельвигом по делам «Литературной газеты». С. В. Березкина предложила ограничить датировку 7 —10 августа на том основании, что в черновике записки есть скрытая отсылка ко «Второму письму из Карлова на Каменный остров» с оскорбительным булгаринским «анекдотом» о поэте из «Испанской Америки», который происходил от мулата или от мулатки и предком которого был «негритянский принц», купленный «за бутылку рома» (Северная пчела. 1830. № 94. 7 августа). Эта корректировка представляется неоправданно узкой. Как известно, мгновенной реакцией на оскорбительную выходку Булгарина стала редакционная заметка «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии», сразу же напечатанная в «Литературной газете» (1830. № 45. 9 августа). К тому же этот короткий промежуток времени перед отъездом в Москву был заполнен у Пушкина разными неотложными делами и встречами (см.: Летопись.

С. 224—225).

Между тем более надежной опорой для определения нижней границы датировки этой записки может служить то обстоятельство, что она написана на бумаге двух сортов, которые появились в распоряжении Пушкина только болдинской осенью 1830 г. Поэтому есть все основания полагать, что замысел официальной записки, подаваемой через Бенкендорфа на Высочайшее имя, возник у Пушкина именно в деревне. Тогда ему еще не было известно о раздражении, которое вызвала у Бенкендорфа статья «Новые выходки...», и он размышлял о будущем «Литературной газеты» Дельвига. Полемика с Булгариным и его грубыми пасквильными измышлениями стала одной из сквозных тем болдинского творчества 1830 г.: Пушкин отвечал ему и в острополемическом стихо-

творении «Моя родословная», и в заметках циклов «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений» и «<Опровержение на критики>», рассчитанных на публикацию после возвращения из карантина. Непосредственным поводом для составления официальной записки о «восстановлении равновесия в литер.<атуре>» и необходимости издания журнала, «коего средства могли бы равняться средств.<ам> Сев.<ерной> Пчелы», о защите «личной чести не только писателей, но и их матерей и отцов» (XIV, 254, 255), могло стать письмо А. Дельвига с известием о запрещении «Литературной газеты» за четыре стиха К. Делавиня, посвященные жертвам Июльской революции во Франции (оно было напечатано 28 октября). Кроме того, горькое признание Дельвигом того факта, что «Литературная газета» «выгоды не принесла» (XIV, 124), корреспондирует, как представляется, с одним из высказанных Пушкиным предположений, что разрешение царя на издание журнала с «политическими заграничными новостями» «дарует по 40 тысяч доходу двум семействам и обеспечит состояние нескольких литераторов» (XIV, 254). Пушкин получил письмо Дельвига перед самым отъездом из деревни (на нем штемпель петербургской почты от 17 ноября; в условиях холерных карантинов письма из Петербурга находились в пути до 10 дней). Начало записки о необходимости прекратить монополию «Северной пчелы» Пушкин мог перебелить с неизвестного нам черновика еще в Болдине (оно записано пером; здесь важно отметить, что среди болдинских рукописей нет полностью написанных карандашом). Возвращение к работе над текстом записки (уже карандашом, на оставшихся незаполненными страницах самодельной «тетрадки») могло произойти в Москве (возможно — и во время карантинного сидения в Пла-таве). Так, например, в Платаве был перебелен (также на полулисте одного из болдинских сортов бумаги № 43 а) черновик «Моей родословной» (ПД 925), датированный 2—3 декабря, а позднее (возможно, уже в Москве) на свободном пространстве этого листа появился небрежный карандашный набросок ст. 7—8 строфы ХЫХ последней главы «Евгения Онегина». Пушкин мог вернуться к незаконченному тексту записки и в самые первые дни пребывания в Москве. Во всяком случае, к 9 декабря он уже знал о запрещении «Литературной газеты» и писал Плетневу, что «всё же Дельвиг должен оправдаться перед государем» (XIV, 133), а 13 января 1831 г., накануне кончины Дельвига, спрашивал у того же Плетнева: «Что Газета наша? Надобно нам об ней подумать» (XIV, 143). Кроме того, Пушкин, по свидетельству Е. А. Баратынского, вел в Москве разговоры о необходимости издания своего журнала (см.: Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. 1800 — 1844 / Сост. А. М. Песков. М., 1998. С. 249).

Верхняя граница предложенной датировки определяется по упоминанию в тексте записки Дельвига («осмеливаюсь просить

о разрешении печатать политические заграничные новости в журнале, издаваемом б.<ароном> Д.<ельвигом> — или мною»; XIV, 254), о смерти которого Пушкин узнал 18 января 1831 г.

** Запись московского адреса, судя по автографу, сделана одновременно с карандашным черновиком записки, что позволяет датировать их временем от возвращения Пушкина в Москву и до получения известия о смерти Дельвига.

Н. Н. Пушкина — 1863 — А. А. Пушкин — 1880 — РМ (ЛБ № 2386 Б) — 1938 — ГМП — 1948 — ПД.

Другие автографы: ПД 732 (записка об издании журнала с «политическими и заграничными новостями», посланная при письме к А. Х. Бенкендорфу от 27 мая 1832 г.).

Литература: Александр Сергеевич Пушкин: Документы к биографии: 1830—1837 / Сост. С. В. Березкиной, В. П. Старка. СПб., 2010. С. 83—87.

Т. К.

ПД 246

Лист 1 «О нет, мне жизнь не надоела...» (III, 447, 1051 — 1052).

«О н'Ътъ мн'Ъ жизнь не надоела» до: «[Для чувствъ] < > всего».

Пометы (пробы пера?): «L» (ср. с пометой на автографе ПД 997, л. 1), «Luy <?>», «Louis» «Benij <?>» и др. Рисунок: лодка. Черновой автограф.

<Конец 1829 (?) — начало сентября (до 8-го?) 1830>.* Лист 1 об. Чистый.

189x189 мм (клочок бумаги; оборван по левому краю с повреждением текста); бумага № 226 или № 227. После заполнения лист был сложен вдвое (по вертикали). Жанд. помета: 73. На л. 1 помета А. Ф. Онегина: «Puchkiniana / А© Онегина / Paris. / М.<одзалевскш> № 43» (имеется в виду номер по описанию Б. Л. Модзалевского).

* Датируется по сорту бумаги, установленному предположительно. Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский не ввели этот автограф в описание бумаги — как написанный «на неопределенном клочке» (Рукоп. П. 1937. С. 338). При этом среди определенных ими

сортов писчей бумаги без водяных знаков с обыкновенным обрезом бумага автографа ПД 246 более всего соответствует сортам № 226 и № 227, которые использовались Пушкиным в конце 1829—1831 гг., в том числе и в первые дни пребывания в Болдине в 1830 г. (см.: ПД 125 — ПД 127, ПД 997). Кроме того, отмеченное еще П. О. Морозовым «сходство основной мысли» чернового наброска «О нет, мне жизнь не надоела...» с элегией «Безумных лет угасшее веселье...», а также ряд прямых лексических совпадений в их текстах позволяют рассматривать неоконченный элегический набросок «О нет, мне жизнь не надоела...» как первоначальную разработку темы и мотивов «Элегии», завершенной в Болдине 8 сентября.

В. А. Жуковский — 1852 — Е. А. Жуковская, урожд. Рейтерн — 1856 — П. В. Жуковский — 1883 — А. Ф. Онегин — 1928 — ПД.

Литература: Пушкин А. С. Соч. / Имп. Академия наук. Пг., 1916. Т. 4. С. 338—339 (примеч. П. О. Морозова); Неизданный Пушкин: Собрание А. Ф. Онегина. Пб., 1922. С. 80—82 (коммент. Б. М. Эн-гельгардта); Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826— 1830). М., 1967. С. 486; Фридлендер Г. М. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!..» // Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. Л., 1974. С. 56; Шумихин С. В. Практика пушкинизма (1887 — 1999) // Новое литературное обозрение. 2000. № 41. С. 136—137, 191 —192; Бодрова А. С. «О нет, мне жизнь не надоела...» // Пушкинская энциклопедия: Произведения. СПб., 2017. Вып. 3: Л—О. С. 435 — 436.

Т. К.

ПД 134

Лист 1 «Домик в Коломне». Набросок вступления (V, 371).

«Пока меня безъ милости бранятъ» до: «На бой или на бегство Персiянъ»; ниже: «[А Руссгая Камиллы, Анн<ибалы> / впередъ идутъ]»; на левом поле параллельно линии обрыва проба пера (?): «акае <?>» или «а11ас <?>»; у жандармской пометы написано похожее слово. Рисунок: парусное судно. Черновой автограф. Лист 1 об. Рисунки (карандашом): автопортрет, напротив — мужской профиль (предположительно Т. Тассо), выше — мужская голова (рисунок оборван сверху). <Сентябрь — начало октября (не позднее 5-го)>.*

180x237 мм (правая верхняя 4° фабрич. листа); № 43 а. Жанд. помета: 79. Следы двух поперечных сгибов.

* Автограф имеет несколько датировок: 1829 (замысел и первые наброски; предположение Б. М. Эйхенбаума, см.: V, 513); 18 августа — 20-е числа сентября 1829 г. (по содержанию и биографическим реалиям; предложена С. А. Фомичевым); октябрь (после 10-го) 1830 г. (Летопись. С. 247); после 22 марта — до 10 октября (?) 1830 г. (нижняя граница — по времени выхода статьи Ф. В. Булгарина с резкой критикой седьмой главы «Евгения Онегина», в которой, помимо прочего, Пушкин был обвинен в том, что «не передал потомству великие подвиги русских современных героев» и не воспел «великие события на Востоке, удивившие мир» (Северная пчела. 1830. № 35, 22 марта), верхняя — по датам в болдинских автографах «Домика в Коломне» ПД 915 и ПД 133 (см.: А. С. Пушкин: Болдинские рукописи 1830 года. СПб., 2013. Т. 1. С. 183)).

Существенным аргументом для возможного ограничения датировки болдинским периодом 1830 г. может служить сорт бумаги, на которой написан первоначальный набросок «Домика в Коломне». В Рукоп. П. 1937 он определен как № 46 (к этому сорту отнесен еще один автограф — ПД 198, с черновыми набросками стихотворения «Он между нами жил...», относящимися к началу августа 1834 г.). Оба автографа написаны на правой верхней 4° фабричного листа (с едва различимым фрагментом геральдической лилии на линии сгиба и «верхушками» букв «Н» и «П» в водяном знаке («НсП»)). Полным фабричным листом бумаги, описанной в Рукоп. П. 1937 под № 46, мы не располагаем. Однако две сохранившиеся «четверки» по своим основным характеристикам (плотная грубая фактура, выраженный зеленовато-серый оттенок, размеры листа, фрагменты водяного знака) полностью совпадают с «болдинской» бумагой № 43 а (см. предисловие к наст. описанию, с. 18), что позволяет с высокой степенью уверенности идентифицировать эти два сорта как один и на этом основании включить автограф ПД 134 в число написанных в Болдине (до появления перебеленной рукописи «Домика в Коломне» с первой датирующей пометой «5 октября»). Этому выводу не противоречит более позднее происхождение автографа ПД 198, для которого, вероятно, от не дошедшей до нас рукописи, написанной на бумаге № 43 а, была оторвана оставшаяся незаполненной часть листа, что обычно для пушкинской практики экономии бумаги (см. также об автографе ПД 1751 в предисловии к наст. описанию, с. 20). Не отменяют версию о «болдинском» происхождении бумаги № 43 а еще два вновь выявленных автографа на ней более позднего времени: ПД 1090, л. 1/10 (обложка статьи «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов»; датируется второй половиной июля 1831 г.) и ПД 953 (первые две строфы первона-

чальной редакции «<Езерского>» на правом полулисте с водяным знаком, как в № 43 и 43 а (по фактуре это, скорее, № 43 а); автограф отнесен О. С. Соловьевой ко второй половине марта — второй половине апреля 1832 г.). Эти случаи тоже возможно рассматривать как использование Пушкиным единичных листов «бол-динской бумаги», оставшихся в свое время не заполненными.

Н. Н. Пушкина — 1851 — П. В. Анненков — 1887 — Г. А. Анненкова — 1894 — Л. Н. Майков — 1900 — А. А. Майкова — 1904 — БАН — 1931 — ПД — 1938 — ГМП — 1948 — ПД.

Другие автографы: 1) ПД 915 (беловой автограф с разновременной правкой); 2) ПД 133, л. 1 об. (черновой набросок ст. 7—8 строфы XXV, первоначально — XXXIII); 3) ПД 916 (строфы XXI — XXV; авторизованная копия: рукой Н. Н. Пушкиной, с заглавием, правкой и подписью Пушкина).

Литература: Мейлах Б. С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М.; Л., 1962. С. 156—157; Фомичев С. А. 1) Из реального комментария к поэме «Домик в Коломне» // Временник Пушкинской комиссии. 1980. Л., 1983. С. 122—124; 2) Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986. С. 202—204; 3) Графика Пушкина. СПб., 1993. С. 11 —12; 4) Ранние редакции поэмы «Домик в Коломне». СПб., 2000. С. 12—14, 41 (Сер. «Неизданный Пушкин»: Из подготовительных материалов к новому академическому Полному собранию сочинений А. С. Пушкина. Вып. 3); Б. В. Томашевский в журнале «Гермес» (1923): Публикация пушкинских черновиков из «Майковского собрания» / Публ. Г. Левинтона, Н. Охотина // Пушкинские чтения в Тарту. 5: Пушкинская эпоха и русский литературный канон: К 85-летию Ларисы Ильиничны Вольперт: В 2 ч. Тарту, 2011. Ч. 2. С. 536, 547 — 548; Воробьев В. А., Перцов Н. В. Семинар по рукописной текстологии в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН: Ноябрь 2018 — декабрь 2019 г. // Временник Пушкинской комиссии. СПб., 2020. Вып. 34. С. 231—232.

Т. К.

ПД 143

Лист 1 На правом поле, вдоль линии обреза (вверху

развернутого по вертикали полулиста, до его сложения вдвое):

а) Записка В. Д. Карнильева к Пушкину (XIV, 108).

«Карнильевъ пр^зжалъ разделить / горесть о потер^ лучшаго изъ людей».

ПД 143, л. 1

<Около (не ранее) 20 августа 1830>* или

<около (не ранее) 18 января 1831>.**

б) «В начале жизни школу помню я...»

(ст. 22-51). Начало (III, 863-865). «[Тамъ] нкжила меня ткней прохлада» до: «[Меня] влекли своей красой».

Рисунки: лезвие топора; иллюстрация (?) к стихотворению. Листы 1 об.—2 Чистые.

Лист 2 об. В перевернутом положении листа:

«В начале жизни школу помню я...». Продолжение.

«Одинъ, Дельфшскш Идолъ — ликъ младой» до: «На душу мнк свою бросали ткнь»; знак разделения терцин. Черновой автограф.

<Конец октября (после 26-го) — ноябрь (?) 1830>* или <вторая половина января (после 18-го) — середина октября 1831>.**

179x218 мм, 183x218 мм (левый фабрич. полулист, разорванный пополам); бумага № 164 или № 165. Лист (с запиской В. Д. Карнильева) в сложенном пополам виде заполнялся с внешних сторон (в разных направлениях); после заполнения был разорван по линии сгиба; позднее обе половинки были сложены вчетверо. Жанд. пометы: 22, 23. На л. 1 пометы карандашом рукой Л. Н. Майкова: «изъ Данта», «Въ началк жизни школу...», рукой В. Е. Якушкина (?): «1830» и рукой неустановленного лица: «№ 53» (номер по описанию В. И. Срезневского); на л. 2 об.: «№ 52» (номер по описанию В. И. Срезневского).

* Принято считать, что записка В. Д. Карнильева с соболезнованием по случаю потери близкого Пушкину человека написана в связи с кончиной дяди поэта В. Л. Пушкина (f 20 августа 1830 г.). Это предположение высказал Б. В. Томашевский в 1922 г., во время работы над описанием Майковского собрания пушкинских автографов (см.: Модзалевский Б. Л. Пушкин и В. Д. Карнильев // Модзалевский Б. Л. Пушкин. Л., 1929. С. 421; ср.: РО ПД, ф. 244, оп. 31, № 223, л. 85); оно было закреплено в академическом издании переписки Пушкина (см.: XIV, 108). Такая интерпретация записки Карнильева, как оставленной Пушкину незадолго до его отъезда в Болдино, обусловила и предположительную датировку октябрем 1830 г. чернового автографа «В начале жизни школу помню я...», который появился на этом листе позже (по связи с черновиком первоначальной редакции четырех терцин этого стихотворения, написанным в Болдине не ранее 26 октября; ПД 144).

** В равной степени поводом к написанию записки В. Д. Карнильева могла послужить и смерть А. А. Дельвига (^ 14 января 1831 г.; известие об этом Пушкин получил в Москве 18 января). На это в свое время обратил внимание Н. В. Измайлов — один из редакторов посмертной книги Б. Л. Модзалевского «Пушкин» (Л., 1929. С. 430, примеч. 3; см. также письмо Л. Б. Модзалевского к М. А. Цявловскому от 17 июля 1928 г.: РО ПД, ф. 387, № 235, л. 16). О дружеских отношениях между Дельвигом и Кар-нильевым, в особенности после 1826 г., см. в указанной выше статье Б. Л. Модзалевского, его же публикации «Пушкин, Дельвиг и их петербургские друзья в письмах С. М. Дельвиг» (Там же. С. 421—430, 228) и в воспоминаниях А. И. Дельвига (Дельвиг А. И. Мои воспоминания. М., 1912. Т. 1. С. 140—141).

Кроме того, дополнительным основанием для датирования записки Карнильева 1831 г. может служить и сорт бумаги (вероятнее всего, № 164), которая вошла в употребление у Пушкина в последних числах декабря 1830 г. и особенно активно использовалась в 1831 —1832 гг. (самый ранний автограф на этой бумаге — записка к П. А. Вяземскому (ПД 1412) — датируется не ранее 27—28 декабря 1830 г.). Такая интерпретация содержания записки Карнильева представляется более вероятной и позволяет передвинуть на 1831 г. датировку и находящегося на этом листе черновика стихотворения «В начале жизни школу помню я...», и его белового автографа (см. предисловие к наст. описанию, с. 13, 14). Нельзя исключить, что Пушкин вернулся к болдинскому замыслу этого стихотворения летом—осенью 1831 г., во время пребывания в Царском Селе, наполненного воспоминаниями о Лицее и школьных товарищах.

Н. Н. Пушкина — 1851 — П. В. Анненков — 1887 — Г. А. Анненкова — 1894 — Л. Н. Майков — 1900 — А. А. Майкова — 1904 — БАН — 1931 — ПД.

Другие автографы: 1) ПД 144 (черновой автограф первоначальной редакции); 2) ПД 142 (беловой с поправками автограф ст. 1—42).

Литература: Розанов М. Н. Пушкин и Данте // Пушкин и его современники. Л., 1928. Вып. 37. С. 26—29; Модзалевский Б. Л. Пушкин. Л., 1929. С. 421—430; Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина. М., 1994. С. 178—181; Сидяков Л. С. К проблемам пушкинской текстологии: Из наблюдений над стихотворениями Пушкина 1830—1836 годов // Пушкин и другие: Сборник статей, посвященный 60-летию со дня рождения С. А. Фомичева. Новгород, 1997. С. 16, 18—19; Б. В. Томашев-ский в журнале «Гермес» (1923): Публикация пушкинских черновиков из «Майковского собрания» / Публ. Г. Левинтона, Н. Охотина // Пушкинские чтения в Тарту. 5: Пушкинская эпоха и русский литературный канон: К 85-летию Ларисы Ильиничны Вольперт: В 2 ч. Тарту, 2011.

Ч. 2. С. 535—536, 546—547; Воробьев В. А., Перцов Н. В. Семинар по рукописной текстологии в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН: Ноябрь 2018 — декабрь 2019 г. // Временник Пушкинской комиссии. СПб., 2020. Вып. 34. С. 232—233.

Т. К.

ПД 164

Лист 1 а) <О критике> (XI, 139, 383).

«Критика вообще. Крит.<ика> наука —» до: «въ его создашяхъ/ —»; ниже вставка, отмеченная значком «+»: «Гдк нктъ любви къ искуству тамъ нктъ и критики». Черновой автограф.

б) «Евгений Онегин». Глава 8, строфы XXV/ XXVI (VI, 511—512).

«Вошелъ собой однимъ доволь<ны>й» до: «Стоялъ картинкою журнальн<о>й»; сбоку продолжение: «румянъ — какъ вербный херувимъ / Затянутъ, глупъ < > недвижимъ». Рисунок: куст. Черновой автограф.

<Конец сентября (после 25-го) 1830 — начало октября 1831>.* Лист 1 об. Чистый.

222x364 мм (левый фабрич. полулист); бумага № 164 или № 165. Жанд. помета: 34. После заполнения лист был сложен вчетверо. Бумага сильно пожелтела.

* Строфы «Евгения Онегина», черновая работа над которыми началась сразу же после конспективных набросков статьи о критике, отсутствуют в беловой рукописи восьмой главы (ПД 937), что дает основание датировать обе записи в автографе после 25 сентября 1830 г. Однако сорт бумаги (скорее всего, № 164; см. примечание к автографу ПД 143), на которой написан автограф ПД 164, позволяет передвинуть нижнюю границу датировки на январь 1831 г., а верхнюю распространить до начала октября 1831 г., так как беловые автографы этих «онегинских» строф (ПД 939 и ПД 940) написаны в Царском Селе в конце августа — начале октября, когда Пушкин готовил к печати последнюю главу «романа в стихах» (см. предисловие к наст. описанию, с. 13, 15).

Н. Н. Пушкина — 1851 — П. В. Анненков — 1887 — Г. А. Анненкова — 1894 — Л. Н. Майков — 1900 — А. А. Майкова — 1904 — БАН — 1931 — ПД.

Другие автографы: «Евгений Онегин», глава 8, строфы XXV/ XXVI — 1) ПД 841, л. 33 об.—35 (черновой автограф строфы XXVI);

2) ПД 939 (беловой с поправками автограф строф XXV/XXVI);

3) ПД 940 (беловой с поправками автограф строфы XXVI).

Литература: Гофман М. Л. Пропущенные строфы «Евгения Онегина» // Пушкин и его современники. Пб., 1922. Вып. 33—35. С. 284—285; Пушкин А. С. Соч. / Имп. Академия наук. Л., 1929. Т. 9. Кн. 2. С. 347 — 350 (примеч. Н. К. Козмина); Соловей Н. Я. 1) Эволюция темы большого света в VIII главе «Евгения Онегина»: (К вопросу о принципах публикации рукописных материалов) // Пушкинский сборник. Псков, 1968. С. 29—39; 2) Из истории создания XXIII—XXVI строф восьмой главы «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. Рига, 1968. С. 73—91 (Учен. зап. Латвийск. гос. ун-та им. П. Стучки. Т. 106).

Т. К.

ПД 305

Лист 1

Лист 2

а) Запись имен.

<Василш Крюкъ,

0едосей Федоровъ» (

вписано

Лист 1 об.

Лист 2 об.

позднее основного текста). б) <Наброски статьи о русской литературе> (XI, 184, 426-427).

«Уважеше къ минувшему вотъ черта» до: «ни Исторш ни дворянства — [предашя темныя]»; ниже фигурной скобки: «Приступая къ изученго нашей Словесности» до: «Европейсюя литерат.<уры> среднихъ в'кковъ —». «Словесность наша явилась вдругъ въ 18 ст<ол4-тш>» до: «и на ней возвышается единственный па-мятникъ: П'кснь о Полк<у> Иг<орев~Ь>». Черновой автограф.

<Январь — май (не позднее 29-го) 1830> или <конец мая (после 29-го) — ноябрь (?) 1830>.* В перевернутом положении листа: Письмо к А. Х. Бенкендорфу. Окончание (начало см. на л. 2 об.).

«le mariage de sa petite fille» до: «à la bienfaitrice de sa famille».

Письмо к А. Х. Бенкендорфу. Начало (XIV, 276—277).

«Je demande pardon votre Exellence [de n'être pas] [impatienté]» до: «[deranges pourrai<e>nt le permettre]». Черновой автограф. <Около (не позднее) 29 мая 1830>.*

220x355 мм (фабрич. полный лист); бумага № 227. Л. 2 (перед заполнением оборотной стороны) был согнут вдоль линии обреза; после заполнения оба листа были сложены вдвое (поперек). Жанд. пометы: 31, 33. На л. 1 рукой В. И. Срезневского пометы карандашом: «Ср.<авни> Ан<ненковъ> 148» (имеется в виду изд.: Анненков П. В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Пушкин А. С. Соч. / Изд. П. В. Анненкова. СПб., 1855. Т. 1. С. 148), «Л.<итера-турный> ф.<ондъ> 251» (имеется в виду изд.: Пушкин А. С. Соч. / Изд. Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым; Под ред. и с объяснительными примеч. П. О. Морозова. СПб., 1887. Т. 5. С. 251).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* В собраниях сочинений Пушкина черновые наброски статьи о русской словесности обычно относят к 1830 г. (Б. В. Томашевский) или предположительно к осени 1830 г. (С. М. Бонди, Ю. Г. Окс-ман) — без приведения датирующих оснований. Одно из них очевидно: наброски сделаны на том же листе, что и черновик письма А. Х. Бенкендорфу, беловой автограф которого был отправлен адресату 29 мая 1830 г. Условное ограничение датировки набросков статьи осенью 1830 г. возможно связать с близостью размышлений Пушкина об «уважении к минувшему» как «черте, отличающей образованность от дикости» в этих набросках и в одной из болдинских заметок «< Опровержения на критики>»: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим» (XI, 162; см.: ПД 1081, л. 8). Подобное ограничение датировки допустимо, если считать, что наброски статьи появились после черновика письма (т. е. лист заполнялся в таком порядке: л. 2—2 об., потом 1 — 1 об.). Однако более вероятна иная интерпретация последовательности заполнения рукописного листа с учетом палеографических особенностей обеих записей. Наброски статьи написаны в два приема: на л. 1 — густыми черными чернилами и жестким пером (возможно, металлическим; его употребление не зафиксировано в болдинских рукописях 1830 г.). Продолжение текста на л. 1 об. (как и ряд поправок на л. 1) отличается по характеру записи: оно сделано другим пером, более тонким и мягким, и чернилами более светлого оттенка; этими же чернилами и пером, судя по всему, написан и черновик письма на л. 2 об. — 2. Подобные наблюдения позволяют представить другой порядок заполнения рукописи, когда наброски статьи предшествовали черновику письма (л. 1, далее л. 2 об. — л. 2 — л. 1 об., с поправками на л. 1), и датировать их до 29 мая 1830 г. (см. предисловие к наст. описанию, с. 15).

Н. Н. Пушкина — 1851 — П. В. Анненков — 1887 — Г. А. Анненкова — 1894 — Л. Н. Майков — 1900 — А. А. Майкова — 1904 — БАН — 1931 — ПД.

Другие автографы: письмо к А. Х. Бенкендорфу — ПД 521 (беловой автограф).

Т. К.

ПД 306

<Заметка о «Графе Нулине» > (XI, 188, 431 — 432).

«въ конц'Ъ 1825 года находился я въ деревн'Ъ» до: «эту повесть — [я им^ю привычку под<писывать>]». После заполнения страницы лист был сложен вдоль линии обреза и запись продолжилась на внешней (левой) полосе л. 1 об.

«Я им'кю привычку» до: «бываютъ странныя сбли-жешя —». Черновой автограф. <Сентябрь (?) — ноябрь (?) 1830>.*

220x355 мм (фабрич. полулист); бумага № 227. После заполнения лист был сложен вдвое (поперек). Жанд. помета: 64.

* Автограф не поддается сколько-нибудь точной датировке. Его условно относят к 1827 г. (П. О. Морозов, А. М. Гордин), к осени 1830 г. (Ю. Г. Оксман: «по связи с другими заметками этого рода»), сентябрю—декабрю 1830 г. (Летопись. С. 243).

Н. Н. Пушкина — 1851 — П. В. Анненков — 1887 — Г. А. Анненкова — 1894 — Л. Н. Майков — 1900 — А. А. Майкова — 1904 — БАН — 1931 — ПД.

Литература: Пушкин А. С. Соч. / Имп. Академия наук. Пг., 1916. Т. 4. С. 235 (примеч. П. О. Морозова); Эйхенбаум Б. М. О замысле «Графа Нулина» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1937. Т. 3. С. 350—352; Тойбин И. М. Пушкин и Погодин // Учен. зап. Курск. гос. пед. ин-та. Курск, 1956. Вып. 5. С. 84; Гордин А. М. Заметка Пушкина о замысле «Графа Нулина» // Пушкин и его время. Л., 1962. Вып. 1. С. 232—245; Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1962. Т. 6. С. 563 (коммент. Ю. Г. Оксмана); Левин Ю. Д. Некоторые вопросы шекспиризма Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1974. Т. 7. С. 76 — 79; Левкович Я. Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина. Л., 1988. С. 14 —15; Есипов В. М. О замысле «Графа Нулина» // Московский пушкинист. М., 1996. Вып. 2. С. 10—12.

Т. К.

Лист 1

Лист 1 об.

ПД 1610

Лист 1 Запись народной песни «Как у нас было на

улице...» (Рукою П. 1935. С. 459, 462; Рукою П. 1997. С. 416, 419). «Какъ у насъ было на улицк» до: «Тебк будетъ не чужой»; знак концовки (черта). Беловой автограф. Листы 1 об.—2 Чистые. Лист 2 об. Рисунок: пейзаж с мельницей.

<Сентябрь—ноябрь 1830> или <октябрь — 8 ноября 1833>.*

121x203 мм (фабрич. полный лист); бумага № 185 (?). Лист был сложен вдвое (рисунок был сделан, вероятнее всего, уже в сложенном положении листа). Следы нескольких позднейших поперечных сгибов, л. 2 об. загрязнен по линии сгибов. Вложен в двойной лист с записью-сертификацией: «Автографъ Александра Сергеевича Пушкина. Написано (сочинено или записано?) у соскдки его по селу Болдину Прасковьи Петровны Кротковой, рожден.<ной> Новосильцевой. Принадлежитъ Павлу Дми-тр1евичу Голохвастову».

* Датировки автографа связаны с первым и вторым пребыванием Пушкина в Болдине.

П. П. Кроткова, урожд. Новосильцева — ? — П. Д. Голохвастов —

1880 — РМ (ЛБ № 7016) — 1938 — ГМП — 1948 — ПД.

Литература: Цявловский М. А. Два автографа Пушкина. М., 1914. С. 14 —16; Левина Ю. И. Из болдинской биографии Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. 1980. Л., 1983. С. 130—134; Куприянова Н. И. К сему: Александр Пушкин. 2-е изд., доп. Горький, 1988. С. 194—195; Абрамович С. Л. Пушкин в 1833 году: Хроника. М., 1994. С. 412—413.

Т. К.

ПД 701

Лист 1 Копия описи неизвестного села (Рукою П. 1935. С. 511; Рукою П. 1997. С. 484—485). «Въ сельцк ** съ деревнями въ коихъ» до: «Жита — 24 четв.<ерти>».

Лист 1 об. «Пшеницы — 4 четв.<ерти>» до: «не имкютъ--».

Беловой автограф. < 1830-е гг. >.*

182x230 мм (правая нижняя 4° фабрич. листа); бумага № 169. После заполнения лист был сложен вдвое.

* П. Е. Щеголев, впервые напечатавший этот документ, сопоставил его с близкими по характеру записями на одном из болдинских черновиков, который относится к «Истории села Горюхина»: «В бумагах Пушкина сохранилось собственноручное "шаблонное" описание сельца **. <...> Трудно сказать, для каких надобностей сделал Пушкин это описание: для практических или для писательских? Такие же "описания" поместий см. в тетр.<ади> б.<ывшего> Ру-м.<янцевского> муз.<ея> <...> № 2387, А, л. 1 (в наст. время: ПД 1059, л. 1. — Т. К.)» (Щеголев П. Е. Пушкин и мужики: По неизданным материалам. М., [1928]. С. 64, примеч. 2). По предположению М. А. Цявловского, «и эта опись нужна была Пушкину для "Истории села Горюхина"» (Рукою П. 1935. С. 511; Рукою П. 1997. С. 485). Сорт бумаги № 169 (к нему в Рукоп. П. 1937 отнесен только ПД 701) не дает каких-либо дополнительных оснований для датировки автографа.

Н. Н. Пушкина — 1863 — А. А. Пушкин — 1914 — Г. А. Пушкин (внук) — 1919 — П. Е. Щеголев — 1930 — ПД.

Т. К.

ПД 168

Лист 1 «Евгений Онегин». «Путешествие Онегина» («Странствие»), строфы <12 а> — <12 б> (VI,

482—483).

«Вдали Кавказюя громады —» до: «Виситъ олень, склонивъ рога —»; ниже доработка ст. 3 строфы <12 б>: «<Надъ нимъ,> съ чела скалы нагбен-н<о>й ».

Лист 1 об. «Евгений Онегин». «Путешествие Онегина» («Странствие»), строфа <12 б> (VI, 483). «Обвалы и [потоки хлещутъ]» до: «везд'Ъ являетъ дикость туже».

Рисунок: пейзажный набросок. Лист 2 а) «Евгений Онегин». «Путешествие Онегина» («Странствие»), строфы <12 б> —12 <в> (VI,

483—484).

«Хвала теб4 скдой Кавказъ» до: «Грозой потоковъ

дождевыхъ».

Черновой автограф.

Ниже, в перевернутом положении листа:

б) <План статьи о русских песнях>. Окончание (начало см. на л. 2 об.) (XII, 209).

«Свадьба» до: «Лестница чувствъ». Лист 2 об. В перевернутом положении листа:

а) Список стихотворений («Аквилон», «Арион»)

(Рукою П. 1935. С. 279-280; Рукою П. 1997. С. 217).

«[За ч^мъ ты бурн.<ый Аквилонъ>] / [Насъ было

много--]»; отчеркивание.

Вычисление.

б) Перечень «маленьких трагедий» (Рукою П.

1935. С. 280; Рукою П. 1997. С. 217-218).

«Скуп.<ой> [изъ Англ.<шского>] / Моц.<артъ> и Саль<ери> съ н,Ъ.<мецкого> / Пиръ чумы съ Анг.<лшского>» (пометы при заглавиях приписаны позднее); отчеркивание.

в) <План статьи о русских песнях>. Начало (окончание см. на л. 2) (XII, 208-209, 425; Рукою П. 1935. С. 436-437).

«вступлеше» до: «Нов,кйш<ее> влiянiе. М^ра, рифмы / Сумарок<овъ> <нрзб>». Черновой автограф.

<Не ранее 8 ноября 1830 — февраль 1833?>.*

110x179 мм (4° фабрич. листа, сложенная пополам); бумага № 229 (?). Жанд. пометы: 38, 39. По верхнему краю развернутого листа (л. 1/2 об., в перевернутом положении) запись А. Ф. Онегина: «Puchkiniana / А. ©. Онегина. — Paris. / М.<одзалевскш> № 25» (имеется в виду номер по описанию Б. Л. Модзалевского).

* Описание автографа дано в соответствии с архивной нумерацией. Но, вероятнее всего, лист заполнялся в иной последовательности: л. 2 об. — верхняя часть л. 2; далее (в перевернутом положении листа): л. 1 — л. 1 об. — л. 2. При этом все записи, судя по перу и цвету чернил, были сделаны одновременно или близко по времени. Если исходить из этого, то записи на листе ПД 168 появились не раньше, чем была завершена болдинская рукопись «Пира во время чумы» (ПД 924, л. 6 об.). Верхнюю границу датировки можно отнести ко времени, когда Пушкин готовил к печати первое полное издание «Евгения Онегина» (вышло в свет около 23 марта 1833 г.), так как строфы <12 а> и <12 б> представляют собой один из вариантов черновой разработки строфы «Он видит: Терек своенравный...», включенной в «Отрывки из путешествия Онегина», которые завершали отдельное издание «романа в стихах». В этот широкий хронологический диапазон вписывается и приня-

тая в собраниях сочинений датировка «<Плана статьи о русских песнях>»: < 1831 > (см.: XII, 465) и <конец 1831 — конец 1832> (Ю. Г. Оксман, на основании относящихся к этому времени эпистолярных свидетельств С. А. Соболевского, Н. М. Языкова, П. В. Киреевского о намерении Пушкина «как можно скорее издавать русские песни»).

B. А. Жуковский — 1852 — Е. А. Жуковская, урожд. Рейтерн — 1856 — П. В. Жуковский — 1883 — А. Ф. Онегин — 1928 — ПД.

Другие автографы: ПД 1621, л. 2 об. (перечень «маленьких трагедий»).

Литература: Неизданный Пушкин: Собрание А. Ф. Онегина. Пб., 1922. С. 70 — 73 (коммент. М. Л. Гофмана), 183 —184 (коммент. Н. К. Козмина); Гофман М. Л. Пропущенные строфы «Евгения Онегина» // Пушкин и его современники. Пб., 1922. Вып. 33—35. С. 244 — 249; Глебов Г. С. Об «Арионе» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Т. 6. С. 304 (примеч.); Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1962. Т. 6. С. 564—565 (коммент. Ю. Г. Оксмана); Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). М., 1967.

C. 482, 694; Скокова Л. И. Об одном пушкинском черновике // Вопросы литературы. 1987. № 2. С. 181 —191; Фомичев С. А. «Так, басней правду заменя...» // Фомичев С. А. Пушкинская перспектива. М., 2007. С. 139, 144; Иванова Т. Г., при участии Федотовой С. Б.

<План статьи о русских песнях> // Пушкинская энциклопедия: Произведения. СПб., 2020. Вып. 4: П—Р. С. 103 — 108. ~

Т. К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.