Научная статья на тему 'Рукав одежды и способы регулирования его длины'

Рукав одежды и способы регулирования его длины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРМЫ РУКАВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харьковская Галина Германовна

В статье рассмотрена история развития формы рукава. Представлены современные варианты регулирования его длины и ширины, а также разработано техническое решение рукава с возможностью изменения его длины и формы.The article deals with the form of the sleeve of clothes in historical aspect. There are the ways of its regulation at the present stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рукав одежды и способы регулирования его длины»

УДК 687.1.016; 687.1.016.5

Г.Г. Харьковская

РУКАВ ОДЕЖДЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО ДЛИНЫ

В статье рассмотрена история развития формы рукава. Представлены современные варианты регулирования его длины и ширины, а также разработано техническое решение рукава с возможностью изменения его длины и формы.

The article deals with the form of the sleeve of clothes in historical aspect. There are the ways of its regulation at the present stage.

Современный человек, особенно житель мегаполиса, испытывает острый дефицит времени. Активный образ жизни и ее стремительный ритм, а также частая смена видов деятельности в течение дня требуют от делового человека изменения его внешнего облика. Это противоречие между дефицитом времени и необходимостью частой смены стиля обусловило тему исследования -разработка деталей одежды, изменяющих свою форму и размеры.

Целью работы является разработка технического решения рукава, изменяющего форму и длину. Для начала следует проанализировать рукав как деталь одежды с точки зрения истории развития его формы и длины, изучить современные способы изменения внешнего вида рукава и разработать устройство рукава с возможностью регулирования его длины и изменения формы.

В.И. Даль определял рукав как пришивную часть одежды, покрывающую всю руку, от плеча до кисти. Спустя рукава - как ни попало. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет [4, с. 570]. В словаре русского языка С.И. Ожегова рукав - это часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя. Короткие рукава [9, с. 679].

В современных источниках рукав определяется как покрытие руки, деталь одежды, вшиваемая в пройму [3, с. 316] или как часть одежды, покрывающая всю руку либо часть руки [14]. Различают цельнокроеный рукав (самый древний вид), втачной, реглан и их многочисленные варианты. Длина рукава колеблется от плеча до середины ладони и значительно ниже (смирительная рубашка).

В одежде большинства древних народов - таких как египтяне, персы, ассирийцы - рукавов не существовало [7]. Более того, у древних греков и римлян рукава, виденные ими на одежде варваров, считались признаком дикости или изнеженности, недостойной мужественных граждан. Судя по немногочисленным дошедшим до нас образцам, первые рукава представляли собой прямоугольные куски ткани, вшитые в прямую пройму, иногда с ластовицей. Такой тип рукава известен по народному костюму почти всех европейских стран [3, с. 316].

С XII в. в Европе возникает покрой прочно вшитого рукава, с тех пор появляется много разновидностей этой детали (рис. 1). Рукава могли быть висячими, крылообразными, воронкообразными, мешковидными, фунтиковыми, кистеобразными, в складку, присборенными, буфы, начиная с эпохи Ренессанса - с прорезями, с бидермейера - ветчинными, «бараньими окороками», гиго (фр. gigot), слоновые, далее - в виде пагоды или полупагоды [7].

Рис. 1. Рукав в изображении Ван Эйка (XV в.).

В XII-XV вв. и даже позже верхние рукава представляли собой отдельный, богато декорированный предмет одежды. Такие рукава носили с разным платьем, они могли входить в состав приданого или быть дорогим подарком. Во время турнира рыцарь мог прикрепить рукав возлюбленной к шлему или воспользоваться им в качестве знамени [3, с. 316].

В XV-XVI вв. рукава были одним из основных средств разнообразия гардероба: именно они, а не само платье богато украшались и были сменными; таким образом достигалось разнообразие с меньшими затратами на дорогую ткань. Например, костюм флорентийца XV в. имел съемные рукава, которые различными способами (шнуровкой, завязками или пришиванием) крепились к жилету [2]. В ряде мест эту моду даже пытались запрещать законодательно, - например, в Регенсбурге каждой горожанке муниципалитет разрешал иметь не более трех пар рукавов [7].

В XVIII в. примером вариантного решения костюма может служить короткий мушкетерский плащ - казак, платье всадников - кабан и др. Казак с помощью многочисленных застежек по боковым швам и швам рукавов (до 150 пуговиц и петель) можно было превращать в одежду с длинными и широкими рукавами или короткую пелерину (рис. 2). Пристегнув спинку к боковой части рукава, можно было спереди оставить разрезы для свободного движения рук. Рукава кабана вшивались в пройму только в верхней части и могли либо надеваться на руки, либо отбрасываться назад, застегиваясь на спине [2].

В 1930-е гг. в моде одновременно были разные формы рукавов; в ХХ в. экспериментов с формой рукавов в целом стало меньше. Одним из видов украшений рукавов являются манжеты.

Нередко на длину и форму рукава влияют не только мода, традиции или практические соображения, но и социальные факторы. В старину у многих народов, - например, у кавказских, длинные рукава считались признаком принадлежности к привилегированному классу, так как указывали на то, что их обладателю или обладательнице нет нужды заниматься физическим трудом. И наоборот - засученные рукава считались признаком принадлежности к трудящемуся люду. Даже у простых людей парадные и праздничные костюмы имели длинные, иногда даже подчеркнуто длинные рукава (намного длиннее самих рук) [14]. Таким образом, длинные рукава исторически часто ассоциировались в сознании людей с благородным происхождением или принадлежностью к привилегированной элите.

Рукава были неотъемлемой частью русского народного костюма, что обусловливалось в первую очередь климатическими условиями страны. На Руси бытовали рукава разных видов. По изображениям XVIII в. рубахи были с широкими рукавами, которые шились из полутора полотнищ ткани и собирались к запястью под обшивку. Для придания руке большей свободы движения под рукав вшивалась ромбическая вставка-ластовица из кумача. На праздничных рубахах к обшивке пришивалась оборка из кружева или шелковых лент [15, с. 267]. Такие рукава иногда перевязывали в запястье лентами с бантом. Рукава другого покроя имели значительную длину и к запястью сужались. Так, жительницы Вышнего Волочка носили рубахи «длиннорукавные, весьма морщиновато на руку собранные» [5, с. 151-152].

Рис. 2. Мушкетерский плащ - казак.

Праздничные рубахи из шелковых тканей второй половины XVIII в. в собрании Государственного Исторического музея отличаются значительной длиной рукавов, зауженных книзу, с разрезами для рук с внутренней стороны рукава на уровне локтя [6, с. 24, 41, 48, 83-85, 88, 130, 148152, 174, 176, 186].

Исследователь народной одежды в восточнославянских традициях Г.С. Маслова обращает внимание на обычай обязательного покрывания рук участниками свадьбы. Обычай не касаться друг друга голой рукой сохранялся в XIX - начале XX вв. и был связан с представлениями, что это могло сулить бедность. С таким толкованием обычай бытовал у всех восточных славян и многих их соседей. Соединяли брачующихся друг с другом и с остальными участниками свадьбы через платок (хустку), ширинку, полотенце, полу одежды. В Тверской губернии невеста закрывала руку в длинный, спускавшийся ниже кисти рук рукав рубахи. Рубахи-долгорукавки отмечены в отдельных местах Рязанской, Калужской, Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской, Псковской и других губерний (рис. 3).

б - ' ' 1 ' ' '

Рис. 3. Старинная рубаха-долгорукавка: а - спереди; б - сзади.

Отсюда становится понятным, почему рубахи с рукавами длиннее рук (со вторым отверстием для кисти руки или без него) в XIX - начале XX вв. бытовали в основном как свадебные. Они выполняли функции закрывания рук невесты и взмахивания рукавами во время плача [8, с. 39].

Интересный факт отмечен в г. Курске: в XVIII в. женщины для свадьбы шили шубку с правым рукавом длиною до земли [1, с. 69]. Очевидно, он служил, чтобы закрывать невесте руку.

На длину рукавов иногда влияют даже потребности политической пропаганды. Бывший президент США Джордж Буш, по совету пиар-экспертов, нередко появлялся перед телекамерами в рубашках с засученными рукавами, чтобы создать образ лидера, усердно и не покладая рук работающего во благо страны (несмотря на то, что президенту практически никогда не приходится заниматься физическим трудом).

Среди девочек-подростков во многих странах модны мужские курточки и свитеры с рукавами, на один-два размера длиннее оптимального. Предполагается, что происхождение этой моды связано с образом ухажера, заботливо отдающего свою куртку или свитер любимой, чтобы

согреть ее в холодную погоду. Таким образом, чуть больший размер одежды девушки стал подсознательно ассоциироваться в молодежной культуре с наличием заботливого любовника. Позже причина популярности одежды с длинными рукавами позабылась, а сама мода осталась [14].

Таким образом, в разные периоды истории рукава приобретали самые невероятные и причудливые формы, украшались всеми мыслимыми способами, имели различную длину, зависевшую не только от природных, климатических и бытовых условий, но и от социальной среды, политической обстановки и многих других факторов.

На следующем этапе работы был проведен патентный поиск с целью выявления аналогов. Анализ патентной документации позволил выделить ряд наиболее интересных вариантов рукавов с возможностью изменения их длины и внешнего вида. Например, известно техническое решение футболки с закатываемыми рукавами, разработанное специалистами из США [13, с. 11-12]. Футболка состоит из закатываемых рукавов и стана, охватывающего верхнюю часть туловища пользователя. В первом варианте исполнения закатанные рукава можно закрепить в определенном положении. Во втором варианте исполнения рукава могут иметь эластичные элементы, удерживающие их на руке. В третьем варианте исполнения футболка снабжена застежками для закатанных рукавов, которые не видны снаружи (рис. 4). Это решение заслуживает внимания, однако его недостатком является приемлемость и возможность использования в ограниченном ассортиментном ряду одежды - только в футболках.

Специалисты из Италии по-своему подошли к решению проблемы регулировки длины рукава, разработав регулировочную шнуровку и одежду с такой шнуровкой [10, с. 37]. Эластичный шнур, первый конец которого прикреплен к соответствующей верхней части одежды, зигзагообразно продевают через соединительные элементы и соединяют на спине одежды при помощи защелки, снабженной механическим фиксатором (рис. 5). Такое весьма интересное решение сложно с точки зрения технического исполнения и небезопасно с точки зрения эксплуатации, так как не исключена возможность зацепления регулировочной шнуровки за окружающие предметы, что может привести к травматизму.

Российские ученые оригинально решили проблему регулировки ширины рукава, разработав трансформируемый предмет одежды для защиты верхних конечностей [12, с. 686-687]. Трансформируемый предмет одежды, имеющий трубчатую форму и закрывающий плечо и

Рис. 4. Футболка с закатываемыми рукавами.

Рис. 5. Регулировочная шнуровка.

предплечье, состоит из двух соединенных между собой деталей из текстильного материала. Детали предмета одежды соединены поперек рукава на уровне локтя по синусоидальной линии. Предмет одежды имеет разъемную застежку-«молнию» и застежку из петель и шнура, регулирующую ширину изделия. Оба отверстия рукава снабжены шнуром и фиксатором (рис. 6). Предложенный вариант является, безусловно, оригинальным и надежным. Однако при его использовании изменяется только ширина рукава, расширяя размерный ряд, длина же остается неизменной. Облик человека в такой одежде вряд ли удастся изменить.

Итак, в результате патентного поиска прототип выявлен не был.

На заключительном этапе было разработано устройство рукава, обеспечивающее возможность изменения его длины, формы и внешнего вида. Устройство состоит из рукава 1 и держателя 2 (рис. 7). От вершины оката, вертикально вниз, в центральной части рукава 1, с лицевой стороны, расположен ряд чередующихся петель 3 и пуговиц 4 (рис. 7а). Держатель 2 имеет форму продольно вытянутого прямоугольника шириной меньше петли 3 на рукаве 1 на 0,5 см, длиной больше длины рукава 1 не менее чем на 10 см. По всей длине держателя 2 располагаются петли 5 (с шагом 6-12 см) длиной, соответствующей диаметру пуговиц 4 на рукаве 1. Один из концов держателя 2 имеет фигурно оформленный край 7 (рис. 7б). Другой, противоположный конец 6 держателя 2 крепится к изделию при помощи петли 5 и пуговицы 8, которая расположена с изнаночной стороны в плечевом шве

Рис. 6. Трансформируемый предмет одежды для верхних конечностей.

а)

б)

в)

Рис. 7. Устройство трансформируемого рукава: а) рукав; б) держатель; в) соединение держателя с рукавом.

изделия 9 около шва втачивания рукава (рис. 7в).

Рассмотрим подробнее некоторые варианты рукавов, образуемых в результате использования одного из принципов трансформации - «регулирование - фиксация» величины, объема и формы деталей одежды [16], заложенного в основу конструкции предлагаемого технического решения.

На рис. 8а представлен длинный рукав, получаемый путем огибания снизу нижнего края рукава 1 фигурно оформленным концом 7 держателя 2 и закрепления его посредством петли 5 и пуговицы 4 на рукаве 1.

Второй вариант длинного рукава получается путем продергивания держателя 2 через петли 3 по всей длине рукава 1 и закрепления его фигурно оформленного конца 7 при помощи петли 5 и пуговицы 4 на рукаве 1 (рис. 8б).

Третий вариант длинного рукава получается путем комбинации действий, представленных в первом и втором вариантах, с образованием в нижней или верхней части рукава 1 декоративных узлов - складок, бантов и т.п. (рис. 8в).

а) б) в)

Рис. 8. Варианты длинного рукава: а) с минимальной отделкой; б) с отделкой по всей длине рукава;

в) с отделкой в виде складки, банта.

Рукав с манжетой получается путем закатывания или подворачивания рукава 1 и закрепления его в таком положении держателем 2, который огибает снизу образованную манжету и крепится на верхней пуговице 4 при помощи нескольких петель 5 с образованием декоративного узла в виде банта (рис. 9).

Драпированный рукав получается путем огибания снизу нижнего края рукава 1 держателем 2 и продергивания его с лицевой стороны рукава 1 через петли 3 с одновременным формированием драпировки. Полученная конфигурация рукава 1 закрепляется держателем 2 при помощи петли 5 и одной из пуговиц 4, соответствующей выбранной длине рукава (рис. 10).

Комбинированный рукав получается путем сочетания действий, описанных в двух последних вариантах (рис. 11).

Рис. 9. Рукав с манжетой.

Рис. 10. Драпированный

Рис. 11. Комбинированный

Таким образом, устройство предлагаемого рукава позволяет использовать одну и ту же одежду в различных ситуациях. При потребности в длинном рукаве оставляется его первоначальная длина с использованием держателя в качестве различных вариантов отделки. Если требуется укороченный рукав, держатель используется как устройство для регулировки длины рукава, позволяющее изменить и зафиксировать не только длину, но и внешний вид рукава. Кроме того, предлагаемая конструкция рукава обеспечивает возможность создания различных образов спортивной и романтической одежды за счет преобразования держателя в различные декоративные узлы (складки, банты и т.п.). Причем съемный держатель может быть изготовлен из различных по фактуре и цвету видов материалов: ткани, ленты, тесьмы, исполняя роль отделки на рукаве и одежде. Изменение цвета и фактуры материала держателя кардинально меняет художественный образ модели одежды.

Техническим результатом использования предлагаемого технического решения является следующее:

расширение ассортимента одежды;

расширение функциональных возможностей одежды, обеспечивающих различные варианты эксплуатации;

эргономичность конструкции, обеспечивающая удобство и простоту в использовании; новый вид отделки, обеспечивающий расширение модельного ряда одежды ввиду возможности использования держателей, выполненных из различных видов материалов; технологичность конструкции, обеспечивающая простоту изготовления.

Новизна предлагаемого технического решения подтверждена патентом на изобретение [11,

с. 364].

1. Авдеева, К. А. Воспоминания о Курске // Записки о старом русском быте. - СПб., 1842.

2. Анализ исторических прототипов способов морфологической трансформации одежды / Путешествие в Историю! - http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-02/design.shtml (22.03.2011).

3. Балдано, И.Ц. Мода ХХ века. Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 400 с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -736 с.

5. Дмитриев, И.И. Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно. - М., 1839.

6. Ефимова, Л.В. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей. Альбом. - М.: Советская Россия, 1989. - 312 с.

7. Иллюстрированная энциклопедия моды - http://fashion. artyx.ru/, первое издание на русском языке 1986 г. (15.09.2011).

8. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1984. - 216 с.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960. -900 с.

10. Пат. 1938701 ЕР, 8 A41D 1/00, A41D 1/02, A41F 1/00. Регулировочная шнуровка и одежда с такой шнуровкой / Malenotti, Franco. Clothing Company Spa. - № IT TV20060236; заявл. 28.12.06; опубл. 02.07.08. Изобретения стран мира «Одежда, обувь, головные уборы, их производство и оборудование». - 2009. - № 7. -С. 37.

11. Пат. 2399351 RU, МПК 8 A41D 15/00, A41D 27/10. Трансформируемый рукав / Голубева Е.С., Харьковская Г.Г. Благовещенск ГФБОУ АмГУ. - № 2009123809/12; заявл. 22.06.09; опубл. 20.09.10, бюл. № 26 - С. 364.

12. Пат. 33846 RU, 7 А4Ш 13/08 Трансформируемый предмет одежды для защиты верхних конечностей / Барынина Т.Г., Шаммут Ю.А., Корнилова Н.Л., Метелева О.В. Ивановская государственная текстильная академия. - № 2003113423/20 заявл. 05.05.03; опубл. 20.11.03; бюлл. № 32. - С.686-687.

13. Пат. 7650650 US, 8 A41D 27/00, A41D 27/10. Футболка с закатываемыми рукавами / Voege James. Voege James. - № 13249205; заявл. 19.05.05; опубл. 26.01.10. Изобретения стран мира «Одежда, обувь, головные уборы, их производство и оборудование». - 2011. - № 1. - С. 11-12.

14. Рукав - http://ru.wikipedia.org/wiki/ (15.09.2011).

15. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост.: Н. Соснина, И. Шангина. - СПб.: Искусство-СПб., 2001. - 400 с.

16. Сахарова, Н.А., Маслов, А.М. Разработка многофункционального костюма для активного отдыха -http://www.lpb.ru/print,php?id=3748 (23.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.