УДК 556.51 : 502/504
РУКАВ КУТУМ И ВАРВАЦИЕВСКИЙ КАНАЛ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ И
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Светлана Анатольевна Иванова,
Анна Владимировна Болдырева МБОУ «СОШ № 8», г. Астрахань Елена Геннадьевна Локтионова ФБГОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань
el el okti onova@yandex. ru
городские водоемы, культурно-исторический туризм, экологическая ситуация, загрязнение воды
Городские водоемы Астрахани представляют собой объект культурно-исторического туризма. В статье рассматривается история создания Варвациевского канала, благоустройства набережных рукава Кутум и Варвациевского канала. Отмечается высокий уровень загрязнения воды внутренних водоемов бытовым мусором. Эвтрофизация данных водоемов делает проблематичным их использование в рекреационных целях. Приводятся сведения о мерах, принимаемых администрацией города для борьбы с водной растительностью.
SLEEVE KUTUM AND VARVATSIEVSKY CHANNEL: HISTORIC PAST AND
PRESENT STATE Svetlana Anatolievna Ivanova Anna Vladimirovna Boldireva,
Elena Gennadievna Loktionova urban water bodies, cultural and historical tourism, environmental situation, pollution of water
The city Astrakhan water are an object of cultural and historical tourism. The article considers the history of Varvatsievskii canal, the improvement of Kutum sleeve’s and Varvatsievskii channel’s embankments. The high level of water pollution of inland waters with household waste. Eutrophication of the water bodies makes problematic to use them for recreational purposes. The information about measures taken by the city administration to deal with aquatic vegetation was given.
Водные объекты играют важную роль в формировании урбанистического ландшафта в современном городе, где они должны выполнять рекреационную и эстетическую функцию [1]. В настоящее время Астраханская область развивается стремительными темпами, в том числе и туристическая сфера города. Облик Астрахани необычен и разнообразен. В отдельных очертаниях видны события и культура прошлых времен, в них угадываются исторические события. Особый архитектурный стиль города дает возможность говорить о том, что это своеобразный музей под открытым небом. Астрахань включена в перечень исторических российских городов.
Купеческая Астрахань прошлых лет угадывается на Красной набережной вдоль рукава Кутум. Там, где Кутум отходит из Волги, расположились деловые здания, построенные в конце 19 - начале 20 века. Архитектура зданий делового типа достаточно сдержанна, хотя и в ней видны достаточно большие инвестиции владельцев и заказчиков строений. Немало стоила отделка из глазурованного кирпича Азовско-Донского банка, который создавал архитектор Петербурга Ф. Лидваль, приверженец модерна. Причудлива
архитектура биржи в стиле модерн и уже с нотами зарождавшегося уже в то время конструктивизма. Мощная лепнина бывшей биржи строительства начала прошлого века тоже свидетельствует о немалых затратах ее хозяев.
От биржи по берегу рук. Кутум тянется линия особняков купцов А.И. Губина, Ф. Будагова, М.А. Шелехова. Это в основном многоэтажные постройки, отличающиеся добротностью и роскошью. Дом рыбопромышленника Ф. Будагова был построен в 1910 -1916 гг. Изящное и в то же время монументальное здание - одно из главных украшений нашего города. Здание хорошо вписывается в общую застройку северной набережной рук. Кутум, и сохраняет значение одного из наиболее интересных памятников астраханской архитектуры конца XIX - начала XX века. С 1926 г. здесь находился городской роддом. В настоящее время здание отдано областному центру планирования семьи. Дом купца -рыбопромышленника М.А.Шелехова, построенный в 1885 г., был включен в реестр культурного наследия еще в 1987 г. В здании сейчас размещается противотуберкулезный диспансер. У Шелехова была любимая дочь, которая умерла в юном возрасте от туберкулеза. Дом он передал противотуберкулезной службе и установил статую дочери на дворовом скате крыши, где она находится и сейчас [4].
За Астраханью прочно закрепилось выражение «Южная Венеция». Она расположена в дельте Волги на 11 островах. В черте города протекают р. Волга, рук. Кутум, пр. Прямая и Кривая Болда, рук. Царев, ер. Казачий, ер. Солянка, пр. Серебряная Воложка, Варвациевский канал [2]. На территории города находится более 30 мостов: Красный, Татарский, Троицкий, Таможенный, Пешеходный, Армянский, Победы. История многих мостов Астрахани начинается ещё в 30 -60 гг. 20 века, а некоторых - еще раньше. По сдаточной описи «Сколько состоит около города Астрахани по речкам и каналу мостов, перемычек, также перевозов и где именно», составленной в мае 1785 г. значится 21 мост и 6 земляных перемычек с трубами для пропуска воды. В то время по количеству этих сложных инженерных сооружений Астрахань соперничала с Петербургом и Москвой, а первоначально спроектированный и построенный Красный мост с подъёмными звеньями был уникальным в своём роде.
Петр I, будучи в Астрахани в 1722 г., предложил построить канал между Волгой и Кутумом, который должен был осушить южный район города и служить местом стоянки судов во время шторма. В начале XIX в. Астраханский губернатор получил Генеральный план реконструкции города, утвержденный императором Александром I в 1801 г. В 1817 г. было закончено сооружение канала по южной окраине Белого города: канал пересекал весь город с запада на восток от реки Волги до рукава Кутум. Начатые в 1744 г. земляные работы по устройству канала были практически окончены в 1770 -х гг., но благоустройство канала, укрепление набережных, наведение мостов долгое время оставалось незавершенным, и к концу XVIII столетия канал начал превращаться в топкое болото. Только в 1817 г. завершено было строительство проточного и судоходного канала с деревянными набережными. Этому каналу, именовавшемуся ранее Астраханским, в 1817 г. было присвоено название Варвациевского - по имени Ивана Варвация, на средства которого производилось углубление канала. В 1839 г. произведен был капитальный ремонт набережных канала с одновременным озеленением берегов липами, привезенными из Саратова. Присвоенное каналу название Варвациевского не прижилось, население заменило его на более простое - Канава [5].
Рукав Кутум прорезывает город с запада на восток. Он мог получить свое название по имени татарского князя Кутумова, но возможно, что прозвище татарский князь получил от имени реки Кутумовки, на берегах которой кочевали его кибитки. Второе предположение более основательно, так как названия рек всегда более древние, чем прозвище или фамилия владельца земли, по которой протекает река или на которой
расположено селение. В этом случае название свое проток Волги получил по имени изобиловавшей здесь рыбы кутум (с тюркского языка «кутум» - сазан).
В XIX в. центральная часть города располагалась на острове, омываемом Волгой, Кутумом и Варвациевским каналом. Для сообщения с другими частями города существовали мосты: семь - через Кутум и девять - через Варвациевкий. Все мосты были именными. По Кутуму от Волги следовали: Коммерческий мост (рядом коммерческая биржа), пешеходный Полицейский (по названию улицы), Сапожниковский (продолжение улицы того же наименования), Воздвиженский (по улице, ведущей к храму Воздвижения Креста Господня), Луковский, соседствовавший с обмелевшим руслом речки Луковки, Красный (возможно, искаженный Крестный), открывавший дорогу на кладбище, последний на Кутуме Ямгурчеевский мост связывал город с соответствующим районом
[5].
На Варвациевском канале первым от Кутума шел Ивановский мост по имени располагавшейся рядом церкви Иоанна Крестителя. Далее следовали Армянский проездной (ныне не существующий), Армянский пешеходный (название происходит от районов, к которым вели мосты), Полицейский пешеходный, Полицейский проездной (они не имели названий в 20-е годы 20 века), Татарский пешеходный и Татарский проездной. Последним на этом канале был Земляной мост, деревянный мост, мощенный булыжником на песчаной основе. Все мосты были деревянными, в 1924 г. Земляной и Татарский проездной были заменены бетонными мостами. Берега рук. Кутума и Варвациевского канала в 20-х годах 20 века были благоустроены деревянными террасами над водой, оборудованы лавочками, обсажены многочисленными деревьями. Это было любимым местом для прогулок горожан, так как берега Волги были сплошь закрыты заборами, пристанями, заводами. Да и со стороны Волги, кроме Кремлевской колокольни, Астрахани было не видно. Кутум и Варвациевский канал были проточные, по ним ходили весельные и моторные суда, в период половодья, когда вода почти затапливала прогулочные мостики, а под мостами бурлили водовороты, прогулки были особенно интересны. Астраханские мосты не потеряли своего очарования и в настоящее время.
Благодаря каналам, которые пересекают Астрахань вдоль и поперек, ее иногда называют второй Венецией. Это сравнение, конечно, добавляет гордости астраханцам, но следует отметить, что до начала 21 века городские каналы были в неприглядном состоянии. Причины астраханцам известны. Это и водоросли и бытовой мусор, и даже отходы производства. Чтобы хоть как -то избавиться от водорослей, в каналы уже неоднократно выпускали растительноядных рыб. На каналах также работают специалисты из организации, которая следит за чистотой городских каналов. Однако они на стареньком суденышке не успевали очищать от водорослей и хлама эти водные артерии.
Картина стала меняться примерно за год до 450-летнего юбилея, когда стали приводить в порядок берега. Корпорация «Инжтрансстрой» взялась за реконструкцию береговой линии каналов, одевая их в бетон. Также на астраханские каналы, их реконструкцию и дноуглубление из госбюджета было выделено три с половиной миллиарда рублей. Но, так или иначе, в данный момент каналы выглядят вполне прилично. Правда, от мусора и водорослей избавиться не просто. Эта проблема до последнего времени оставалась довольно острой. В этом году начался новый виток реализации масштабной программы по берегоустройству и реконструкции насосных станций городских каналов. На эти цели планируется потратить более 400 миллионов рублей. Как оказывается, первый этап реконструкции был реализован в 2008 году. То есть, в юбилейный для Астрахани год. Именно тогда состоялся пробный пуск насосных труб на дамбе Приволжского затона и рукаве Царев. Но необходимой проточности воды в водоемах достигнуто не было. Вода по-прежнему зацветала и заболачивалась. От специалистов поступило предложение реконструировать насосную станцию, которая
расположена под Желябовским мостом, которая первой принимает напор воды из Волги. Кроме этого провести берегоукрепительные работы на Набережной Приволжского затона и Красной набережной в районе Больших Исад [3].
Для выполнения работ по уборке внутригородских каналов от водной растительности администрация города намерена приобрести многопрофильную, многофункциональную машину класса амфибия Ruxor DМ-500, камышекосилки «Ондатра» и другие. Эта техника позволит значительно улучшить качество уборки каналов и уменьшить трудовые затраты при выполнении очистки водной поверхности. Возможно, благодаря этому, наши городские каналы могут быть пригодны для движения мелкосидящих судов [3].
Много лет идут дебаты о прогулочных катерах для туристов, желающих ознакомиться с Астраханью водным путем. Многие астраханцы, не говоря уже о гостях города, воспользовались бы водным маршрутом для знакомства с достопримечательностями культурно -исторического центра города.
Культурно-исторический туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данного региона [6]. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков страны и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурно - исторический туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.
Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается [5]. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения «малой Родины», гордости от ее известности в стране и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.
Литература
1. Веденин, Ю. А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия. [Текст] / Ю. А. Веденин // Известия РАН. - Серия географическая, 2001. - № 1. - с. 7-14.
2. Жижимова, Г. В. Влияние урбанизированных территорий на внутригородские аквальные комплексы (на примере г. Астрахани) [Текст] : монография / Г. В. Жижимова, Е. Г. Локтионова, А. Н. Бармин. -Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 117 с. КБМ 978-5-9926-0427-6.
3. Каналы Астрахани [Эл.ресурс] http://www.ast-news.ru/node/4892
4. Крачило, Н.Г. География туризма [Текст] / Н. Г. Крачило - К.: Виша школа, 1987. - 208 с.
5. Курбатов, А.А. История Астраханского края (с древнейших времён до конца века) [Текст]: монография / А. А. Курбатов. - Астрахань, 2007. - 184 с.
6. Кусков, А.С. Рекреационная география [Текст] / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. -МПСИ, Флинта - 2005. - 496 с. КБМ 5-89502-769-5.