Котельникова Л.П., Черкасов В.А., Палатова Л.Ф.
РУБЦОВАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ ЖЕЛЧНЫХ ПРОТОКОВ Пермская государственная медицинская академия, Пермь, Россия
Рубцовая непроходимость желчных протоков может быть обусловлена Рубцовыми стриктура ми, а также облитерацией ранее наложенных желчеотводящих анастамозов, значительно реже - первичным склерозирующим холангитом. Подав ляющее большинство Рубцовых стриктур желчных протоков развивается в результате их поврежде ния во время холецистэктомий (ХЭ) и резекций желудка по поводу осложненных форм язвенной болезни 12-перстной кишки. Лечение этой пато логии остается очень сложной проблемой.
За последние 10 лет в областной клинической больнице г. Перми обследовано и повторно опе рировано 40 пациентов по поводу рубцовых стриктур гепатикохоледоха и ранее наложенных билиодигестивных анастамозов, из них 9 высо ких стриктур гепатикохоледоха, 25 стриктур би лиодигестивных анастамозов и 6 рестенозов фа- терова соска. 17
Из 9 пациентов с высокими стриктурами ге патикохоледоха было 6 женщин и 3 мужчин в возрасте от 30 до 90 лет. У всех женщин и одно го мужчины 1-3 месяца назад выполнена холе цистэктомия по поводу калькулезного холецис тита. У 2 мужчин в анамнезе оперативное вме шательство по поводу травмы живота с повреж дением внепеченочных желчных протоков. Че рез 1-4 месяца после операции появилась безбо левая нарастающая желтуха. Клинических про явлений холангита не было. При УЗИ найдена гепатомегалия, расширение внепеченочных желч ных протоков. Осмотреть гепатикохоледох этим методом не всегда удавалось. В качестве методов прямого контрастирования в 5 случаях использо вали чрескожную чреспеченочную холангиогра- фию (ЧЧХГ) и в 4-эндоскопическую ретроград ную холангиопанкреатографию (ЭРХПГ). При ЧЧХГ диагностировали в трех случаях крити ческое сужение гепатикохоледоха, в двух -суже ние в области карины и устья правого печеноч ного протока. По данным ЭРХПГ расширения холедоха не было, диагностирован уровень су жения внепеченочных желчных протоков. После предоперационной инфузионной и антибактери альной подготовки больные были оперированы. При интраоперационной пункционной холанги- ографии в 3 случаях обнаружили стриктуру в области карины с сужением правого печеночно го протока и с синдромом «недренируемой пра вой доли печени», в 4 случаях - критическую стриктуру общего печеночного протока чуть ниже бифуркации и еще в 2 случаях - в области ушитого холедохотомического отверстия, про тяженностью более 1,5 см. Выбор объема хирур гического вмешательства зависел от характера и протяженности стриктуры, а также тяжести со стояния больного. 1 пациентке в крайне тяже лом состоянии выполнена только гепатикосто- ма, 8 - наложен гепатикоеюноанастомоз (ГЕА) на 2 сменных транспеченочных дренажах (СТД) на выключенной по Ру петле. В раннем после операционном периоде умерли 2 больных: одна после гепатикостомы и другая после ГЕА на 2 СТД от печеночной недостаточности. У осталь ных послеоперационный период протекал тяже ло с явлениями холангита, гепатаргии. В комп лексном антибактериальном лечении использо вали подбор антибиотиков для парентерального введения с учетом неспецифической резистент ности организма, ежедневное промывание транспеченочных дренажей растворами с учетом антисептикограмм. С целью детоксикации ис пользовали плазмаферез. 7 пациентов выписаны на амбулаторное лечение в удовлетворительном состоянии.
Больных со стриктурами билиодигестивных анастамозов было 31, из них 6 человек - со стриктурой холецистоеюноанастомоза (ХЕА), 8 - супрадуоденального холедоходуоденоанасто- моза (СДХДА) по Юрашу-Виноградову, 4 - ге- патикоеюноанастомоза на 2 СТД, 2 - гепатикое- юноанастомоза без СТД, 3 -гепатикодуоденоа- настомоза (ГЕА), 2 - гепатикохоледохоанасто- моза (ГХА). Сюда же мы включили 6 пациентов с рестенозами фатерова соска после «открытой» трансдуоденальной папиллотомии.
Все холецистоеюноанастомозы (6 чел.) были наложены более 7-8 лет назад по поводу непро ходимости терминального отдела холедоха при индуративном панкреатите, который был расце нен как рак головки поджелудочной железы. У 3 пациентов ХЕА полностью зарубцевались, у 3 - сузились до диаметра 7-8 мм. Все больные жало вались на периодические ознобы с гектическим подъемом температуры, ремиттирующую желту ху. Показанием для повторной операции у этих пациентов послужили диагностированные при УЗИ и ЭРХПГ камни желчного пузыря, холедо ха и стеноз фатерова соска. Из 6 человек камни в желчном пузыре и холедохе обнаружены у 1, только в холедохе - у 4 и бескаменный стеноз фатерова соска - у 1. По данным УЗИ и компь ютерной томографии головка поджелудочной железы была несколько уплотнена и увеличена у всех пациентов. У 2 диагностирован гистологи чески подтвержденный цирроз печени. Всем вы полнена холецистэктомия с удалением ХЕА, 4 - холедохолитотомия, всем - папиллопластика. Послеоперационный период протекал без ос ложнений, летальных исходов не было, отдален ные результаты в течение 5-7 лет хорошие.
Супрадуоденальные холедоходуоденоанасто- мозы наложены у 9 пациентов по поводу ослож ненных форм ЖКБ. Все больные после операции отмечали периодические ознобы с подъемом температуры, опоясывающие боли и неустойчи вый стул. Признаки непроходимости СДХДА возникали, как правило, не ранее чем через 5-7 лет после операции. В качестве предоперацион ного обследования использовали УЗИ, дуоде- нографию и ЭРХПГ. При дуоденографии у всех пациентов обнаружили задержку контраста в хо ледохе более, чем на 2 часа, а у 5 - дополнительно камни в терминальном отделе холедоха. Показа нием к повторной операции или эндоскопическо му вмешательству были либо холедохолитиаз, либо стеноз фатерова соска в сочетании со стено зом СДХДА. Всем больным выполнена ПП без снятия СДХДА, в 3 случаях эндоскопическая.
Рестенозы фатерова соска после ПП, наблю давшиеся у 6 человек через 1-2 года после хи рургического вмешательства, явились результа том недостаточной папиллотомии. Лучшим ви дом диагностики и лечения в данном случае яви лась ЭРХПГ и эндоскопическая ПП.
ГЕА (6), ГДА (3), ГХА (2) накладывали по поводу травмы желчных протоков. Из них ятро- генная травма
была у большинства (10) и лишь у 1 пациента в анамнезе проникающее ранение живота с циркулярным пересечением холедоха на 2/3 диаметра. Кроме того, у одной больной стриктура ГЕА возникла после выполнения пан- креатодуоденальной резекции по поводу хрони ческого калькулезного панкреатита.
Клиника стриктуры ГЕА, проявившаяся ме ханической желтухой и холангитом, развилась через 1,5-2 года после операции или удаления СТД. Признаки сужения ГХА возникли через 6 месяцев, а ГДА - через год.
Для диагностики стриктур ГДА и ГХА ис пользовали УЗИ, компьютерную томографию и ЭРХПГ, ГЕА -ЧЧХГ, которая в данном случае является единственным способом прямого кон трастирования желчных протоков, причем дос таточно безопасным из-за выраженного спаеч ного процесса в правом подреберье.
Всего в нашей клинике за последние 10 лет наложено 40 ГЕА по поводу ятрогенных по вреждений желчных протоков. Стриктура разви лась у 4, что составило 10%.
Из 11 пациентов, оперированных по поводу стриктур ГЕА, ГДА, ГХА, 10 удалось резициро- вать суженный анастомоз и вновь наложить ГЕА на 2 СТД на выключенной по Ру петле. В этих случаях СТД не удаляли в течение 1,5 лет. Таким образом, рубцовые стриктуры желчных протоков и билиодигестивных анастомозов раз виваются в сроки от 1 месяца до 7-8 лет. Быст рее рубцуются протоки в результате их травмы на операции. Из анастомозов быстрее всего су жаются гепатикодуодено-и гепатикохоледохоа- настомозы. Наиболее информативным методом диагностики рубцовых стриктур желчных про токов и анастомозов является ЧЧХГ. Одним из наиболее надежных способов восстановления проходимости желчных протоков является ГЕА на СТД на выключенной по Ру петле.