Научная статья на тему 'Розыскная деятельность следователя: краткий экскурс в историю проблемы'

Розыскная деятельность следователя: краткий экскурс в историю проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
814
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бажанов С.В.

This article considers criminally-remedial and operatively-search aspects of detective activity, and also history of its origin and development in Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розыскная деятельность следователя: краткий экскурс в историю проблемы»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Розыскная деятельность следователя:

краткий экскурс в историю проблемы

Бажанов С.В.*

This article considers criminally-remedial and operatively-search aspects of detective activity, and also history of its origin and development in Russia.

CJ

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Как известно, на Руси, в начальной стадии развития государственности специального полицейского аппарата не существовало. Соответствующие функции на территории своего княжества осуществлял князь и различные представители его администрации: вирники, мечники, писцы, тиуны, десятские и т.п.

В случае необходимости розыск и изобличение преступников без участия представителей государственной власти могли осуществляться посредством древнего формального правила «куда приведет след, там и находится преступник», установленного первой редакцией «Русской правды» и ст. 77 «Пространной правды» («свод», «гонение следа»). Данные предписания позволяли активно привлекать к розыску большую массу людей, объединенных общиной, что, по мнению профессора М.А. Чельцова-Бебутова, являлось способом коллективной самозащиты поселений от различных преступных посягательств1.

Известный историк С.М. Соловьев свидетельствует, что по наиболее значимым или массовым преступлениям преступников изымали, и дружины или княжеские дружинники их карали. В 1024 г. «встали волхвы» в Суздальской земле, так что сам великий князь Ярослав вынужден был туда отправиться: он переловил волхвов, одних разослал по разным местам, других казнил2.

«Ясно, — резюмируют В.И. Власов и Н.Ф. Гончаров, — что не сам великий князь или отдельный вирник, мечник ловил, рассылал и казнил «сонм непослушных», а верная вооруженная княжеская сила — дружина, более некому3.

По мере формирования и укрепления централизованного московского государства происходит развитие административно-судебных органов. Совершенствуется система розыска преступников, особенно сыскной работы, производимой по делам о государственных преступниках и «ведомых лихих людях».

В XV — начале XVI вв. розыск и поимка преступников стали возлагаться на представителей центральной власти, так называемых «особых обыщиков». Это были первые сыщики на Руси. Они присылались из Москвы «... в случаях умножения в какой-либо местности разбоев и та-тев», а также в наиболее суровые времена, когда действия преступников приобретали такой размах, что для их пресечения возникала необходимость в применении военной силы4.

Таким образом, термин «розыск» в российской правовой системе имеет глубокие исторические корни. По обыкновению его возникновение увязывали со словом «сыск», представлявшем собой устаревшее выражение, буквально означавшее «выслеживание и розыск преступников».

Начиная с Судебников 1497 и 1550 гг., а затем и Соборного Уложения 1649 г. «розыском» (сыском), как правило, называлась процессуальная форма, по которой раскрытие и расследование преступлений вели государственные органы, а не частные лица (сам пострадавший или его представители). Это же выражение означало установление истины при расследовании обстоятельств совершенного преступления или доказывании вины, которое осуществлялось посредством получе-

Начальник кафедры криминалистики АЭБ МВД России, доктор юридических наук, профессор, академик ПАНИ.

ния собственного признания обвиняемого под пыткой, заслушивания свидетельских показаний, проведения очных ставок и других приемов расследования. Под розыском, кроме того, подразумевались действия уполномоченных на то законом лиц по поиску и задержанию известных преступников. На данное обстоятельство обращает внимание А.И. Глушков, подчеркивающий, что термин «розыск» (сыск) заключал в себе несколько значений. Во-первых, он означал установление истины при расследовании обстоятельств дела; во-вторых, под розыском (сыском) понималась особая форма судопроизводства — следственный процесс; в-третьих, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников5.

До известной степени данная смысловая нагрузка за этим термином сохранилась и в более поздних изданиях словарей русского языка, которые определяли «розыск» в качестве предшествующего суду дознания, собирания улик6.

С течением времени первоначальный смысл слова «розыск» значительно сузился, поскольку в результате судебной реформы 1864 г. в уголовном процессе появились два новых понятия «дознание» и «расследование». Термин «розыск» получил законодательное закрепление в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства (60-е гг. XIX в.), как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включавших в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников. Можно сказать, что по своему содержанию он был весьма близок современному понятию оперативно-розыскной деятельности.

Такое понимание сущности розыска в отечественной юриспруденции и, прежде всего, в уголовном процессе, криминалистике и ОРД сохранялось до середины XX в., пока не была предпринята попытка сузить значение данного термина путем ограничения его объектов известными преступниками и похищенными ценностями. Вместе с тем, следует заметить, что произвольная трактовка рассматриваемого терминологического выражения многократно встречалась и позднее. Так, например, Ю.Д. Лившиц и М.Б. Джанко-баев в одной из своих публикаций, говоря о целесообразности совершенствования розыска обвиняемого, тут же заявляли, что

в связи с этим желательно установление специальной нормы (в УПК РСФСР — С.Б.), обязывающей следователя непосредственно или через милицию принимать меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого1 (выделено мною — С.Б.). Сказанное послужило толчком к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двойном смысле: в узком и широком8. Если в первом случае под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, человека, пропавшего без вести и т.д.), то во втором — поиск неизвестных объектов (неустановленного преступника, следов преступления, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления, и т.д.).

В период с 1911 по май 1918 гг. в Советской России в рамках так называемого народного обвинения «асИо рори1агу» существовало введенное Декретом СНК о Суде № 1 понятие уголовного розыска, увязывавшегося с досудебной подготовкой уголовного иска, а также с предъявлением и поддержанием его в суде. Считается, что заимствованное из существовавшего в классическом виде в древней Греции и древнем Риме это понятие не следовало отождествлять с розыском в современной его трактовке.

В новейших работах по уголовному процессу, криминалистике и ОРД розыск в широком значении по-прежнему отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц9.

С зарождением теории ОРД понятие и сущность розыска становятся предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы ОРО в 1963 г. защитил В.А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступников, лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых. Почти одновременно с ним представил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук В.И. Попов, призвавший криминалистов к ее изучению10. Такой подход к понятию розыскной работы в настоящее

сч

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ISSN 1997-1001

СЧ

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ш VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

со

время прочно закрепился в науках уголовно-правового блока. Достаточно сказать, что профессор Р.С. Белкин криминалистическое учение о розыске считал вполне самостоятельной частной криминалистической теорией11, исходя из посылки о том, что частные криминалистические теории, будучи подчиненными по их отношению к общей теории криминалистики, в свою очередь могут различаться по степени общности своего предмета 12.

К концу 90-х гг. (XX в.) рассматриваемый термин активно используется в теории и практике ОРД. Так, в соответствии с Инструкцией по организации и тактике розыскной работы ОВД от 5 мая 1993 г., розыскная работа рассматривалась в качестве одного из основных направлений оперативно-розыскной деятельности ОВД. Она направлена, — гласит директива, — на обеспечение зашиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (п. 1).

В теории уголовно-процессуального права понятие «розыск» обыкновенно ассоциировалось с розыском обвиняемого, то есть установленного преступника, местонахождение которого на момент предъявления обвинения считалось неизвестным, либо скрывшегося сразу же после предъявления обвинения в связи с избранием в отношении него меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества. В некоторых работах встречалась интерпретация термина «уголовное преследование» в форме обвинительного розыска, под которым понималась досудебная подготовка так называемого уголовного иска13.

Это, в частности, дало некоторым ученым основание относить указанную деятельность к разряду самостоятельных процессуальных функций следователя14, с чем в принципе вряд ли можно согласиться.

В рамках ее осуществления обычно выделялись три ситуации, одной из которых признавалось распознавание и принятие мер к задержанию лица, которое в прошлом совершило преступление, а затем скрылось и подлежало розыску.

В широком плане в качестве объектов розыска, как правило, рассматривались:

1) люди — подозреваемые, обвиняемые,

а также убывшие в неизвестном направлении потерпевшие и свидетели;

2) животные (например, похищенные и

укрытые);

3)

4)

трупы убитых людей, пропавшего или забитого скота, их части, останки; предметы, промышленные изделия, документы, деньги, другие ценности, похищенные, изготовленные, приобретенные, использованные, измененные, реализованные, хранившиеся или транспортировавшиеся преступниками, и др.

Об этом говорилось в п. 2.1 приказа МВД РФ №66 от 28 февраля 1994 г. «О некоторых организационных мерах по совершенствованию розыскной работы в ОВД», где, в частности, определялось, что подразделения криминальной милиции непосредственно осуществляют розыск:

— 2.1.1 обвиняемых, подсудимых и осужденных, скрывшихся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

— совершивших побег из ИТУ (ИУ — С.Б.), СИЗО и из-под охраны войскового наряда;

— совершивших побег из изоляторов временного содержания (ИВС) и из-под стражи (конвоя).

Розыск обвиняемого, понимаемый в догматическом плане, как принято считать, относится к числу уголовно-процессуальных (правовых) и криминалистических категорий. Однако в юридической науке по этому вопросу не достигнуто единогласия. Объясняется данное положение тем, что УПК РФ, представляющий собой правовую основу розыскной деятельности, оперируя понятием «розыск подозреваемого, обвиняемого», не содержит его определения. В пункте 38 ст. 5 он лишь представляет дефиницию такому феномену, как розыскные меры, ликвидируя, таким образом, пробел, являвшийся, по мнению А.С. Косенко, серьезным упущением законодателя15.

Пункт 38 ст.5 УПК РФ «розыскные меры» определяет как меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Однако подобная дефиниция уязви-поскольку:

термины «лицо, подозреваемое в совершении преступления» и «подозреваемый» являются взаимозаменяемыми;

согласно УПК РФ подозреваемым признается лицо:

ма, 1)

2)

• либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 настоящего Кодекса;

• либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 настоящего Кодекса;

• либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 настоящего Кодекса;

• либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 настоящего Кодекса (пп. 1—4, ч.1 ст. 46).

В контексте изложенного розыскные меры методологически неверно относить к числу мер, направленных на установление, скажем так, известного участника уголовного процесса — подозреваемого. Они должны ориентироваться на обнаружение места нахождения последнего в случае его уклонения от явки в органы предварительного расследования.

В данном контексте, как представляется, и подлежат переосмыслению удачные для 70—80-х гг. ХХ столетия воззрения ученых, согласно которым розыск обвиняемого рассматривался в качестве самостоятельной процессуальной функции, поскольку она являла собой предусмотренное законом особое направление деятельности следователей16.

Сказанное позволяет определить розыск как осуществляемую на основе норм УПК РФ и ФЗ «Об ОРД» специально уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами деятельность, направленную на установление местонахождения скрывшегося подозреваемого (обвиняемого), иных участников уголовного процесса (других материальных объектов) посредством осуществления следственных и розыскных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий.

Литература и примечания

1. Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. М., 1956. Т. 1. С. 636.

2. Соловьев С.М. История России древних времен. И., 1962—1966. Т 1. С. 252.

3. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России в 1Х—ХХ вв. (Историко-пра-вовое исследование): монография; в 2-х частях. Домодедово, РИПК МВД России, 1997. Ч. 1. С. 43.

4. Крылов И.Ф, Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие: учебное пособие. Л., ДГУ, 1984. С. 87.

5. Глушков А.И. Теоретические, правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М.: ВНИПИ МВД РФ, 2003. С. 15.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка (около 57 000 слов) / под ред. Н.Ю.Шведовой; изд. 16-е, испр. и доп. М.: Русский язык, 1984. С. 594.

7. Лившиц Ю.Д., Джанкобаев М.Б. Некоторые проблемы теории и практики приостановления производства предварительного расследования // Вопросы криминалистики и судебной экспертизы по уголовным делам о тяжких преступлениях: сборник научных трудов. Караганда, ВШ МВД СССР, 1985. С. 15.

8. Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 321, 322.

9. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 509.

10. Попов В.И. Розыскная деятельность при расследовании преступлений: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1965. С. 12.

11. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. М., 1978. Т 2. С. 170.

12. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М.: Юрид. лит., 1987.

13. Уголовный процесс России: учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; под науч. ред. В.Т Томина. М.: ЮрайтИздат, 2003. С. 37.

14. Гуляев А.П. Следователь в советском уголовном процессе. М., Юрид. лит., 1981. С. 147.

15. Косенко А.С. Розыскные действия в советском уголовном процессе: учебное пособие. Хабаровск, ВШ МВД СССР, 1989. С. 3-10.

16. Зуйков Г.Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. М., 1970. С. 36-43.

сч

О)

о о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.