14. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
14.1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ОСНОВНОЙ СЕГМЕНТ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Хусаинов М. К., д.э.н., профессор кафедры ЭФ-4 МГУПИ.
Норматова Шахноза Маноновна преподаватель института экономики и торговли Таджикистана.
Аннотация: Статья посвящена изучению современного состояния розничной торговли в Республике Таджикистан. В ней анализируются основные проблемы развития отрасли в современных условиях.
Ключевые слова: розничная торговля, система розничной торговли, фирменная торговля, конкурентная среда.
RETAIL TRADE AS THE BASIC SEGMENT OF SPHERE OF SERVICES IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Khusainov M.K., the doctor of Economics, professor of chair «EF-4», Moocow State Univvesity of Inntrument making and computer science.
Normatova Shahnoza Manonovna, the teacher of institute, of economy and trade of Tajikistan.
Annotation: Article is devoted studying of a current state of retail trade in Republic Tajikistan. In article the basic problems of development of branch in modern conditions are analyzed.
Keywords: retail trade, system of retail trade, the firm trade, the competitive environment.
На основе изучения специальной литературы по рассматриваемому виду торговли1 нами систематизированы наиболее распространенные определения розничной торговли. К их числу относим следующее:
- розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг конечным потребителям для их личного некоммерческого использования;
- розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования;
- розничная торговля - это огромная и сложная система, функционирующая в условиях быстроменяю-щейся социально-экономической среды. Система непрерывно принимает поток потребностей и желаний покупателей;
- система розничной торговли предназначена для обслуживания населения;
- розничная торговля - это конечный этап каналов сбыта;
1 Котлер Ф. Основы маркетинга:М.:Прогресс, 1993, с.434; Маркин Р. Управление розничной торговлей:М.: Экономика 1980, с.14-15; Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. - Спб.: Питер, 1999, с.34; Дарбинян М.М. Торговля и производство: хозяйственные связи .-М.: Экономика, 1984, с.187; Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: М.:Экономика, 1990, с. 218-219
- розничная торговля предназначена для удовлетворения потребностей (спроса) населения, что реализуется продажей товаров через сеть организаций розничной торговли.
Мы считаем, что приведенные определения позволяют охарактеризовать розничную торговлю как систему, способную удовлетворять спрос конечных потребителей. При этом важно отметить, что функционирование системы розничной торговли основано на входящем потоке товаров от производителей и выходящем потоке денежных средств от потребителей. Жизнеспособность системы обеспечивают организации розничной торговли. Анализ функционирования этих организаций показывает, что они выполняют функции:
- количественного выравнивания путем закупки товаров в больших количествах у производителей и продажи их меньшим количеством потребителям;
- преодоления расстояний, обеспечивая поступление товаров от производителей потребителям;
- хранения, благодаря чему розничная торговля может покрывать потребности покупателей;
- освоения рынка на основе предложения к продаже новых видов товаров;
- регулирования производства - при осуществлении выбора товаров розничная торговля передает производителям пожелания потребителей;
- консультирования и информации.
Были выявлены, что как субъекты рынка, организации розничной торговли взаимодействуют с юридическими и физическими лицами по поводу обращения потока товаров и денежных средств. При движении товаров организации розничной торговли развивают связи с поставщиками и покупателями товаров. В свою очередь, движение денежных средств характеризуется проведением расчетных операций между ними.
Для организации розничной торговли уделяют внимание выбору оптимального поставщика с точки зрения минимизации затрат по приобретению товаров. При этом возникает проблема получения информации о возможных источниках удовлетворения потребностей, анализа и оценки существующих предложений. В значительной мере на выбор поставщика оказывают влияние цены на товары, их качество, условия платежа, сроки поставки.
На основе анализа существующих каналов распределения представленных в работах ученых2, надо заметить, что организации розничной торговли получают товар для реализации от производителей через широкий круг поставщиков, в роли которых могут выступать как сами производители, так и оптовые фирмы.
Необходимо отметить, что закуп товаров у производственных предприятий имеет место, когда производитель продукции решает, что:
- объем проданных товаров оправдывает затраты на прямой сбыт;
подавляющая часть реализуемых товаров приходится на концентрированный рынок потребителей;
- товар является узкоспециализированным;
- возникает необходимость в технической помощи.
2 Котлер Ф. Основы маркетинга: -М.:Прогресс, 1993, с.396-428; Маркин Р. Управление розничной торговлей:М.: Экономика 1980, с.194-210; Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: М.: Экономика,1990, с. 200-213
Хусаинов М. К., Норматова Ш. М.
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ОСНОВНОЙ СЕГМЕНТ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
При этом приобретение товаров через сеть оптовых структур осуществляется, когда производитель товаров считает целесообразным для себя привлечь посредника в реализации с учетом важнейших факторов, как:
- высоких затрат на прямой сбыт по причине недостаточной концентрации рынка потребительских товаров в территориально-географической зоне;
- необходимости быстрой поставки;
- небольшой потребности в товарах.
В целом, одним из перспективных направлений в развитии организаций розничной торговли и связей между субъектами при движении товаров является вертикальная кооперация по схеме: производитель -фирменная торговля - потребитель.
Анализ различных научных взглядов показывает, что с экономической точки зрения торговля является сферой предпринимательской деятельности, где переплетаются интересы производителей и потребителей, прослеживается связь между фазами воспроизводства, осуществляется реальное движение товарных и денежных потоков. При этом оценка социальной значимости торговли вытекает из того факта, что по числу занятых, денежному обороту в странах с развитой рыночной экономикой она находится на уровне таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, транспорт. Известно, что торговля как самостоятельная отрасль обладает своей материально-технической базой, которая обеспечивает закуп, хранение и транспортировку товаров. Это, в свою очередь, требует наличия государственных структур для регулирования и координирования деятельности торговли как отрасли. В США, например, такой структурой является министерство торговли. В Республике Таджикистан система регулирования торговли осуществляется министерством экономики и торговли, на областном уровне в качестве координирующих структур выступают отделы по торговле в составе комитетов по экономики областей.
Установлено, что состояние любой отрасли, в том числе и торговли, зависит от экономики государства. До момента рыночных преобразований в нашей стране, при административно-командной системы, торговля являлась монополизированной отраслью с преобладающей государственной формой собственности. Существовавшая централизованная система распределения товарных фондов основывалась на закреплении поставщиков и торговых организаций. Реализация товаров осуществлялась по твердым государственным ценам. Несбалансированность спроса и предложения порождало товарный дефицит. В основе деятельности организаций торговли было выполнение плановых заданий, доводимых управляющими отраслевыми структурами.
Переход к рыночной экономике коренным образом изменил состояние отрасли. Начало реформирования торговли закрепило ряд нормативных актов, в том числе Закон Республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности» и Закон Республики Таджикистан «О приватизации государственной собственности».
В результате проведения первоочередных мер в торговли было создано конкурентная среда, устранены барьеры для вхождения в отрасль, осуществлена приватизация и коммерциализация деятельности. В торговле появились новые формы хозяйствования: арендные, кооперативы, товарищества, общества, малые предприятия. Наряду с положительными моментами, ставшими основой рыночных отношений, в ходе реформы возникли негативные явления, оказавшие отрицательное влияние на развитие отрасли. А имен-
но: гражданская война, либерализация цен в условиях ослабления экономического регулирования и правового обеспечения торговли способствовала резкому росту цен, возможности сокрытия оборота; нарушение хозяйственных связей, ослабление позиций оптовых структур привело к деформации процессов товародвижения; возможности сокрытия оборота стали одной из причин отсутствия нормальных форм расчетов между производителями и потребителями. Однако в настоящее время как положительные, так и отрицательные факты в развитии торговли за период рыночных преобразований позволяют следующим образом охарактеризовать положение в отрасли:
- ослаблена роль государства в экономическом регулировании торговли;
- отсутствует целостная система обеспечения безопасности и качества товаров;
- имеет место дезорганизованность в товаропроводящей сети;
- отсутствует в достаточном объеме нормативноправовое обеспечение деятельности;
- широки масштабы теневого оборота, рост коррупции;
- отсутствует системная организация объектов торговли и др.
Поэтому оценка данного состояния вызвало необходимость принятия действенных мер в этой области. Так, концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан, определила общие контуры государственной политики в решении проблем отрасли. На наш взгляд, концепция исходит из формирования общих принципов развития оптовой и розничной торговли.
На наш взгляд, приоритетными направлениями развития торговли и торгового обслуживания населения Республики Таджикистан является:
- оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (супермаркетов и торговых центров и т.д.);
- социальная ориентация объектов торговли, активизация их участия в реализации социальной политики Республики Таджикистан;
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
- развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в Республику Таджикистан крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей;
- развитие в центральных городах и районах республики объектов продовольственной торговли;
обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов «пешеходной доступности»;
- создание совместных с бизнес - сообществом и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан.
Следует констатировать, что совершенствование торговли и торгового обслуживания является актуальной проблемой, речь идет о сохранении профиля социально значимых объектов и создание благоприятных условий для их деятельности, а также обеспечения населения товарами и услугами повседневного спроса в пределах пешеходной доступности.
Список литературы:
1. Дарбинян М.М. Торговля и производство: хозяйственные связи .-М.: Экономика, 1984, с.187.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга: -М.:Прогресс, 1993, с.396-428.
3. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. - Спб.: Питер, 1999, с.34.
4. Маркин Р. Управление розничной торговлей:М.: Экономика 1980, с.194-210
5. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: М.:Экономика, 1990, с. 218-219
Reference list:
1. Darbinyan M. M. Trade and production: economic communications. - M: Economy, 1984, page 187.
2. Kotler F. Marketing bases: - М.:Прогресс, 1993, page 396428.
3. Levi M., Veytts B. A. Bases of retail trade. - SPb.: St. Petersburg, 1999, page 34.
Рецензия
на статью " Розничная торговля как основной сегмент сферы услуг я Республике Таджикистан " д.э.н. профессора Кусанное М«Н« и соискателя
института экономики и торговли Таджикистана Норматовой Ш.М
В условиях перехода Республики Таджикистан к рыночным отношениям происходят структурные изменения во многих отраслях народного хоіяйства. в том числе и в сфере услуг. За голы независимости республики сфера услуг постепенно занимает прочные позиции в отраслевой структуре ВВП.
Следует отметить, что в Республике Таджикистан прослеживаются общемировые закономерности развития н тенденции влияния глобальных экономических преобразований. Несмотря на положительные моменты развития сферы услуг, все еще остается трудно разрешимой проблема комплексного удовлетворения социально-экономических потребностей всех групп и слоев современного общества и конкретных людей.
В этой связи, становится актуальным исследование процессов формирования и совершенствования основных направлений развития сферы услуг, повышения эффективности услуг, предоставляемых населению и другим потребителям.
I Доведенный анализ состояния сферы услуг Республики Таджикистан показывает, что & отраслевой структуре указанной сферы преобладает розничная торговля как основной сегмент. В статье исследуется значение розничной торговли в развитии национальной экономики.
По результатам анализа сформулированы основные направления развития торговли и торгового обслуживания Республики Таджикистан.
Считаю публикацию данной статьи весьма своевременной.
Ц.Э.Н. профессор
щры «Коммерция и преые исследования» МГУПИ
Н.Б.Голованавэ