Научная статья на тему 'Роже Пенсон Ошибка Оргона'

Роже Пенсон Ошибка Оргона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каплан А. Б.

Penson R. L'erreur d'Orgon // Poetique P., 2004. N 190. P.409-428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роже Пенсон Ошибка Оргона»

Роже Пенсон ОШИБКА ОРГОНА*

Статья посвящена культурологическому анализу драматургии самой известной пьесы Мольера «Тартюф». Автор рассматривает в основном эволюцию отношений между главными действующими лицами комедии. Мольер мастерски создает экспозицию пьесы. Завязка конфликта проясняется из монологов и реплик других персонажей комедии: матери Оргона мадам Пернель, Клеанта, Дорины. Причем каждый из них обрисован психологически точно. Так, мадам Пернель предстает ворчливой и, вместе с тем, остроумной старухой. Дорина - веселая служанка, ее речь полна меткой иронии. Если мать говорит о слепом чувстве преклонения Оргона перед Тартюфом с ядовитой горечью, то Дорина, любительница поговорить, в обширном монологе, проявляя наблюдательность, дает ироничную характеристику психологии Оргона (с. 411).

Затем из диалога резонера Клеанта со служанкой Дориной выявляется дальнейшая сюжетная линия комедии. В разговорах действующих лиц вырисовывается зловещий образ Тартюфа, но каждый из персонажей вносит особый мотив в его характеристику. Диалог Оргона со своим шурином Клеантом - типичный разговор глухих. Если Клеант мыслит логически, то Оргон находится в сфере бессознательных представлений о своем кумире Тартюфе (с. 413). Мольер показывает, что человек, создающий культ личности другого человека, неподвластен логике аргументов, более того, пока факты не касаются глубинных основ его существования, еще больше утверждается в своем чувстве при споре с собеседниками (с. 414). Это особенно проявляется в намерении Оргона породнить-

* Рвтоп Я. Ь'еггеиг а'О^оп // Роейяие - Р., 2004. - N 190. - Р.409-428.

97

ся с Тартюфом, выдав замуж за него свою дочь Марианну. Мольер удивительно изящно сочетает трагический сюжет с комической формой. Патетический монолог Оргона, цель которого создать впечатление, что он делает свою дочь счастливой, прерывается репликами Дорины, которые Оргон не слышит. Между Оргоном и Дориной идет игра. Оргон инстинктивно стремится занять место на сцене, чтобы не дать Дорине вмешаться в монолог, но шустрая служанка его переигрывает. Она говорит Марианне о нищенском прошлом Тартюфа. Оргон же уверен в знатном происхождении своего гостя. Здесь в зародыше возникает тема, которая будет полностью развернута в пьесе «Мещанин во дворянстве».

Характерно, что в первом акте большинство персонажей действуют инстинктивно, подчинясь только чувствам (Оргон, Марианна, Валер). Дорина, сочетая в себе качества резонера и комической актрисы, пытается развязать узлы бессознательного (с. 416— 417). Она удивительно тонко чувствует замаскированную ханжеством похотливость Тартюфа, и ее ирония неуловима для лицемера. Эльмира как бы сменяет свою служанку, и ее отношения с Тартюфом представляют собой одновременно ироническую и эротическую игру. Тартюф немедленно включается в эту игру, прибегая к предельно изощренной риторике. «Использование духовных реалий с помощью эротических метафор - обычная практика христианского толкования (Библии. - Реф.)» (с. 417). Но мастерство Мольера превращает этот религиозный язык в зловещую карикатуру, сквозь литургический стиль прорывается изощренная похотливость Тартюфа. Эльмира становится все более игривой, а невинные сперва ласки Тартюфа более грубыми.

Здесь, на первый взгляд, наблюдается некое противоречие в образе Эльмиры, а именно сочетание поведения верной супруги с поступками игривой плутовки. Однако, отмечает автор, большинству молодых красивых женщин свойственно чувство самолюбования (бессознательный нарциссизм). Дамис - сын Оргона от первого брака - стал невольным свидетелем кокетства своей мачехи. Но его возмущение, в основном, вызвано наглым поведением лицемера. Он еще не уверен, что его мачеха виновата. В это время появляется Ор-гон, и Дамис гневно обличает Тартюфа. Последний притворяется оскорбленным и обещает покинуть дом. Страх Оргона потерять любимого наставника усиливает его привязанность к лицемеру и одно-98

Ошибка Оргона

временно порождает неприязнь к собственному сыну. А власть Тартюфа над Оргоном еще более усиливается. Это становится понятно из диалога Тартюфа и Клеанта. Клеант открыто разоблачает стремление мошенника разрушить семью Оргона, ибо последний лишил наследства Дамиса, объявил Тартюфа своим зятем и обещал ему передать все свое имущество. Все попытки Клеанта разоблачить лицемера разбиваются о броню ханжеской схоластики Тартюфа.

Мольер показывает, как укрепляется в своей абсурдности логика Оргона, никакие рациональные аргументы не могут поколебать ослепленного героя пьесы. Дорина и Клеант бессильны. И здесь главным действующим лицом становится Эльмира. Эта женщина по своему воспитанию и происхождению принадлежит, считает автор, к аристократии. Ее брак с Оргоном - это союз аристократки из бедной семьи с богатым и влиятельным буржуа (с. 421). Мольер показывает, что Оргон признает Эльмиру нравственной и мудрой женщиной.

Р.Пенсон подчеркивает, что в бытовой культуре французской аристократии, богатого купечества, а также чиновничества произошел определенный прогресс. В Средние века мачеха - традиционно отрицательный персонаж. В XV в. слово «maratre» - «мачеха» - означало «дурная, жестокая мать». В ХVII в. слово «bel le-mere» означало «мачеха», но теперь оно было лишено всякого уничижительного смысла, как и слово «падчерица» - «belle-fille». Если в средневековых сказках злая мачеха не любит свою падчерицу, то Эльмира, напротив, стремится принести счастье Марианне. Для того, чтобы снять пелену с глаз Оргона, Эльмира соглашается на опасный маскарад. Уговорив мужа спрятаться под стол, она разыгрывает любовную сцену с Тартюфом. Эта сцена - кульминация пьесы. Сцена наглядного разоблачения Тартюфа и пробуждения Оргона от зловещего сна (с. 423). Здесь в один быстрый поток сливаются несколько настроений: ревность Оргона, разоблачительная игра Эльмиры, похотливость Тартюфа, прикрытая лицемерием.

Чтобы обострить сцену, Мольер прибегает к простому приему. Зритель чувствует, что чем более наглеет Тартюф, тем быстрее Оргон хочет выйти из своего убежища. Но Эльмира предупреждает движение супруга кашлем, стремясь довести сцену до конца, дабы окончательно убедить мужа в лживости Тартюфа. Здесь Мольер достигает предела драматургического искусства, рисуя, как «Эль-

99

мира, добровольно соглашаясь стать приманкой для лицемера, против своего желания кокетничая с ним, заставляет Тартюфа сбросить маску и предстать перед Оргоном в подлинном виде» (с. 424).

Ошибка Оргона столь велика, что разоблаченный Тартюф мгновенно превращается в активного злодея. Комедия становится трагедией. Доверчивый Оргон передал ранее все состояние Тартюфу и ныне вынужден быть изгнанным из своего дома. Но трагический акцент пьесы исчезает, когда как dues ex machina, появляется представитель короля, арестовывает Тартюфа и восстанавливает справедливость. На самом деле, счастливый конец как бы выпадает из общего содержания пьесы, отмечает автор.

А.Б.Каплан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.