Научная статья на тему 'Рождественский рассказ в пятом классе'

Рождественский рассказ в пятом классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рождественский рассказ в пятом классе»

ДОЙ на груди. Автор убежден: "Ноздрев долго еще не выведется из мира Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане" Собаке-вича Гоголь называет кулаком, т е. это человек, который видит только свою выгоду. И автор глубокомысленно замечает устами Чичикова: "Нет. Кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выйдет еще хуже. Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку. Да еще, пожалуй, скажет потом: "Дайка себя покажу!" Да такое выдумает мудреное постановление, что многим придется солоно... Эх, "если бы все кулаки!" И, наконец, образом Плюшкина Гоголь утверждает, что без души нет человека Когда душа пропадает, человек съеживается, как это случилось с Плюшкиным. И Гоголь предостерегает читателя: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: "Здесь погребен человек1", но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости".

С.А. Медведева РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ В ПЯТОМ КЛАССЕ

Знакомство с жанром рассказа в школе начинается в пятом классе. На примере текстов Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого уже определены основные черты жанра как небольшого по форме литературного произведения с малым числом действующих лиц, одной сюжетной линией, в котором раскрывается характер героя. Однако при изучении рассказов Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», А.И. Куприна «Чудесный доктор» видим, что тексты не укладываются в известные определения жанра. Необходимо уточнение формулировки.

Пристальное прочтение программного произведения Ф.М. Достоевского уже подсказывает выход из затруднительной теоретической ситуации. Сразу обращает на себя внимание нерав-

номерное деление рассказа на две части. Зачем же понадобилось автору нарушать видимую стройность текста? С первых страниц Ф.М. Достоевский заданно реалистично описывает встречу повествователя с мальчиком, одетым почти по-летнему в страшный мороз. В портрете ребенка, набросанном несколькими крупными штрихами, автор роняет термин «ходить с ручкой» (деталь), что означает просить милостыню. Образ мальчика с ручкой становится тем непригляднее, что действие первой части происходит перед елкой и в самую елку перед Рождеством - праздником во славу рождения Христа. У мальчика нет имени, поскольку «таких, как он, множество», и значит его судьба уже вымощена сотнями подобных жизней (обобщенный образ). «Их высылают «с ручкой» даже в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал», где царят «водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пересекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол». Когда он подрастет, то становится таким же «халатником», или преступником, или вором, или идет бродяжничать, и, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог или государь, не имеет до него никакого отношения. Так в первой части рассказа Ф М. Достоевский создает реалистически обобщенный образ мальчика с ручкой, просящего милостыню и не находящего сострадания в канун Рождества.

Прослеживая дальнейшую судьбу ребенка, автор особое внимание уделяет портрету, детали, времени действия, присутствию рассказчика в тексте. Авторская установка на действительность происходящего во второй части затрагивает вопрос о вымысле. Здесь имеет смысл вспомнить жанровую природу волшебной сказки, где установка на чудо играет сюжетообразующую роль. «Кажется, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось.. ». Таким образом, вымысел присутствует, но лишь потому, что «случилось как раз накануне Рождества». Чудо оказывается обязательным событием Рождества.

История маленького мальчика второй части очень напоминает историю «мальчишки с ручкой». В повествовании о его жизни звучат мотивы страха, нищеты, голода, одиночества, холода. Наконец, «углы», где пытался согреться мальчик («очень уж здесь холодно», «он дохнул на свои пальчики, чтобы отогреть их»), навестила смерть («ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не

двигается и стала такая же холодная, как стена»), которая вытолкнула ребенка в яркое пространство жизни. Но что же он видит? Дальнейшее повествование - от лица мальчика: «Город, какой город!» Какая «елка, а на елке столько огней, столько золотых бумажек и яблоков!» Жизнь большого города, показанного глазами постороннего человека, представлена по контрасту (прием антитезы) с условиями существования маленького человека. Это море смеха, блеска, музыки не принимает, а отвергает ребенка. «И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!» Глядит мальчик, дивится, а у него уже пальчики на руках стали совсем красные и несгибаемые. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. Барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила дверь на улицу. Большой мальчик сорвал картуз и поддал ему ножкой. А милостыня, величиной с копейку, выкатилась и зазвенела по ступенькам, потому что не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Ф.М. Достоевский подчеркивает нарастание мотива холода через деталь (замерзшие пальчики), холода людской души к горю одинокого маленького человека, отсутствие сострадания, милосердия.

Мальчику хочется убежать от этого праздничного, но такого морозного, снежного, жестокого города, туда «где не сыщут, да и темно». И вдруг, «совсем вдруг»...На одной странице семь раз встречается слово «вдруг», оно настраивает нас на восприятие чего-то неожиданного, непредсказуемого. Вдруг случилось чудо, «стало ему так хорошо: ручки . . перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке.» Мальчик оказался среди таких же мальчиков и девочек, все они целуют его, обнимают, и его мама здесь, смотрит на него и смеется радостно, и куколки, каких он видел за стеклом, и елка, Христова елка. Таким образом, чудо под Рождество, содержащееся во второй части, изменяет судьбу мальчика с ручкой, просящего любви, милосердия, сострадания. Ф.М. Достоевский противопоставляет (прием антитезы) два мира. Люди неспособны на доброту и отзывчивость. Милостыня, которую они подают (копейка), оказывается бессильной заменить нехватку простого человеческого тепла (деталь - "красные замерзшие пальчики"). Страдания ребенка могут найти милосердие только в светлом царстве Христа. Дети, действительно, «странный народ», поскольку служат укором взрослым, заставляют задумываться о христианских ценностях («они снятся и мерещатся»).

Таким образом, на основе пристального прочтения художественного текста можно определить, что основные признаки жанра рассказа сохраняются, но действие происходит под Рождество, когда обязательно случается чудо, и рождественский рассказ не может не включать в себя такой "элемент".

История Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» предлагается для самостоятельного чтения и выносится на обсуждение в классе. Андерсен известен как «король сказок», однако сказочного в истории девочки со спичками очень мало Уже знакомая по рассказу Ф.М. Достоевского картина ужасающей бедности, соседствующей с жестокостью, отчуждения и одиночества накануне Рождества, рисует Новый год как холодный и нерадостный праздник, поскольку видим мы его глазами маленькой, нищей девочки на улицах большого европейского города, где изо всех окон льется свет, мчатся богатые кареты и пахнет жареным гусем.

Схожесть сюжетов определяет и схожесть основных мотивов, сразу угадывающихся в тексте. Можно предложить ученикам использовать "прием кадра". Он позволяет закрепить умение работать с деталью в создании портрета героя и описании обстановки, условий жизни. "Крупным планом" можно выделить огромные, не по размеру, старые туфли Автор подробно знакомит с ними читателя. Туфли эти прежде носила ее мать, но сегодня девочка их потеряла, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. «Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.» Эта деталь подчеркивает насколько убог наряд героини, что автор даже не дает полного его описания. "Крупным планом" можно выделить и большие щели в стенах на чердаке, где живет девочка, заткнутые соломой и тряпками (нищета, убожество), и спички, из которых ни одной девочка не продала накануне праздника (мотив отчуждения в большом городе). Однако читатель захвачен ожиданием: Обязательно должно быть чудо в канун Нового года. Троичность действия (трижды девочка зажигает спички), поэтическая легенда рождественской звезды («Когда падает звездочка, чья-то душа отлетает к Богу») подготавливают к восприятию финала рассказа. Уже известный прием антитезы рисует мир, «где нет ни голода, ни холода, ни страха.» В заключение анализа будет уместным сопоставление милосердия Ф.М Достоевского и милосердия Г.Х Андерсена. Герои писателей не находят отклика в сердцах людей, обретая счастье за пределами реальностей. Но если Ф.М. Достоевский создает

обобщенный образ детской судьбы, то в рассказе Г.Х. Андерсена сильно притчевое начало, поэтому героиня не имеет имени. Особенности жанра притчи (раздел «Духовная литература») позволяет открыть общечеловеческий смысл произведения, ведь притча -«поучение в примере», а значит история, пересказанная автором, обращена не только к детям, но и к взрослым.

Закончить знакомство с рождественским рассказом интересно произведением А.И. Куприна «Чудесный доктор», где чудо, не обусловленное вмешательством в действие каких-либо реальных сил, производит еще более глубокое эмоциональное впечатление. Основные черты жанра легко обнаруживаются в художественном тексте. А.Г. Кутузов в методическом пособии «Как войти в мир литературы: 5 класс» предлагает проследить авторский замысел на анализе композиционных особенностей рассказа. Однако автор рекомендации подчеркивает, что в результате инверсии в сюжете рассказа изменилось не содержание, а настроение произведения. Проследить эмоциональное движение в художественном тексте помогает использование "приема иллюстраций", позволяющего не только учесть перегруппировку событий, но и увидеть лирическую окрашенность рассказа. Наиболее ярко работа с красками видна в анализе сцены у витрины в доме мальчиков Мерцаловых. Рассказ открывается картиной большого города. Уже вечер. Встреча с героями происходит на улице у стекла гастрономического магазина (на темно-синем фоне альбомного листа появляются яркие пятна оранжевых апельсинов, крепких красных яблок, желтых лимонов и мандаринов). Наконец мальчики отрываются от созерцания очаровательного зрелища. Пробегая по улице, сквозь запотевшие окна, иногда они видят елку, «которая издали кажется громадной гроздью ярких, сияющих пятен» (альбомный лист усыпается зелеными, голубыми, красными огоньками). Но чем дальше идут мальчики, тем малолюднее, темнее улицы. Пространство сужается постепенно до кривых, мрачных переулков, ветхого дома, грязного подвала и, наконец, до тесной коморки Мерцаловых (множество ярких тонов иллюстрации постепенно становится серым, затем темнеет и окрашивается черно-коричневым цветом, сходящимся в одной точке). Так наглядно проявляется сужение пространства, прием антитезы и настроения текста, вызванного инверсией. Автор специально сопоставляет в рассказе эти картины, чтобы изобразить отчаяние своих героев, ужасающий запах бедноты, недоступность красоты большого города маленькому миру героев.

На протяжении всего рассказа автор оттеняет настроение героев сопоставлением ситуации, эпизодов и сцен. Это и спокойная, умиротворенная, снежно-белая тишина старого парка (функция пейзажа), воскрешающая душу Мерцалова, готового на самоубийство (мрачные краски), и светлая действенность профессора Пирогова, излечившего не только больную девочку, но и души героев, изгнав отчаяние из их сердец («главное - не падайте никогда духом»). Так, инверсия сюжета, функция пейзажа, анализ пространства через живые краски помогает понять смысл названия рассказа «Чудесный доктор»: доктор не столько человек своей профессии, сколько спаситель душ, чудо которого заключено в милосердии.

Таким образом, при изучении жанра рождественского рассказа мы предлагаем сосредоточить внимание на взаимосвязи теории литературы и замысла автора. В современных условиях гашей жизни очень остро встает вопрос об отношениях между людьми. Формирование нравственного чувства тесно связано с воспитанием гуманизма. Изучением рождественского рассказа мы выявляем актуальную идею нашего времени - идею милосердия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.