методика школьного изучения святочной прозы в аспекте жанра
Н.В. Уминова
Вт
с
»последние десятилетия в российском обществе произошли серьезные изменения: наметился интерес к историческому прошлому страны, народной культуре, ее православным истокам. Между тем в настоящее время остается актуальным вопрос духовно-нравственного воспитания молодого поколения, приобщения его к высоким идеалам классической литературы.
В сложившейся ситуации методическая наука ищет новые пути формирования у школьников нравственного «стержня», активизации их мыслительных и творческих способностей. Современная школа реагирует на негативные изменения в мировоззрении современного человека актуализацией в практике преподавания тех имен, жанров, произведений, которые поднимают вечные проблемы, усилением вд акцента на воспитательное значение искусства слова.
Важное место в концепции современного литературного образования отведено культурологическому аспекту: осмыслению литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, теории и истории искусства.
Одним из шагов на пути реализации культурологического подхода к изучению литературы в школе можно считать обогащение жанрового спектра произведений, рекомендованных для изучения. В современных школьных программах достаточно широко представлен жанр святочного расска-
Преподаватель XX
!ЕК
за, лучшие образцы которого принадлежат Ф.М. Достоевскому, Н.С. Лескову, А.П. Чехову, А.И. Куприну, Л. Андрееву, В.Г. Короленко, И. Шмелеву. Глубокому и всестороннему осмыслению жанрообразующих признаков святочного рассказа способствует и обращение в школьной практике к произведениям Г.Х. Андерсена, О'Генри, Ч. Диккенса. Святочная проза является богатым источником культурологической информации и позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры народа, историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль.
Методика школьного изучения святочной прозы обусловлена ее жанровой спецификой. Святочный рассказ обладает определенным комплексом устойчивых свойств, проявившихся как в организации, структуре, форме текстов, так и в смысловой составляющей произведений. К числу признанных исследователей святочной прозы относят Е.В. Ду-шечкину, А.А. Кретову, Н.В. Капустина, И.А. Есаулова, О.Н. Каленичен-ко, Н.Н. Старыгину, Х. Барана.
Жанровая природа святочной прозы отражает переплетение трех культурных традиций: народной, христианской и светской (тенденции празднования святок, Рождества и Нового года). К формальным признакам исследуемого жанра относят приуроченность содержания к святкам, элементы фантастики, специфическую композицию, ориентированную на движение от хаоса к гармонии; стилистическую
-3 / 2008
направленность на воспроизведение устной речи, акцент на достоверность описываемых событий.
Содержательными жанрообразую-щими признаками святочной прозы являются учительско-морализатор-ский характер повествования, связанный с духовно-нравственной проблематикой произведений, устойчивые темы, мотивы, образы (темы семьи, судьбы, мотивы дарения, воспоминания, сна, ряженья, розыгрыша, маскарада, рождественского чуда, образы домашнего очага, Рождественской звезды, страдающего ребенка и др.), возникшие под влиянием различных культурных традиций. Идеи обновления, уверенности в торжестве добра, победы жизни над смертью, нашедшие отражение в текстах святочной прозы, являются общими для «святочного», «рождественского» и «новогоднего» мироощущения.
Анализ литературоведческих, культурологических, психолого-педагогических, методических работ, посвященных исследуемой проблеме, подтвердил необходимость создания научно обоснованной, экспериментально проверенной модели изучения святочной прозы с учетом ее жанровой специфики. Ведущими принципами учебной модели изучения святочной прозы в школе являются интеграция учебной информации, принцип поэтапного усвоения понятия (формирование начальных представлений о святочной прозе в 5—6 классах, развитие представлений о жанрово-содержа-тельной природе святочного рассказа в 7—8 классах, обобщающий этап изучения святочной прозы на уроках в 9—11 классах), принцип учета возрастных и психологических особенностей школьников, обобщение и системати-
зация знаний с опорой на внутрипред-метные связи, принцип обусловленности методов, приемов и видов учебной деятельности, диктуемых жанровой природой произведения.
На этапе формирования начальных представлений о святочной прозе (5—6 классы) ведущими становятся методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного произведения (центральный — метод творческого чтения). Главное условие эффективности процесса формирования представлений о том или ином жанре — эмоциональные переживания, связанные с работой воображения читателя и ассоциациями, возникающими при чтении и анализе литературного произведения.
На уроках первого этапа целесообразно использовать такие приемы активизации читательского восприятия, как:
• временную актуализацию занятий, значительно облегчающую осмысление таких структурных признаков святочной прозы, как приуроченность повествования к святкам и наличие праздничной атрибутики;
• зримую, эмоциональную форму урока (составление иллюстрированного рассказа, разгадка секрета Рождественской елки, путешествие на детский рождественский праздник и др.), которая усиливает сопереживание учащихся, оживляет образное видение, воспитывает навыки вдумчивого чтения;
• беседу о Рождестве, о традициях празднования народных святок, оживляющую личные впечатления школьников;
• выставку книг и периодических изданий, включающих произведения святочной тематики.
На этапе формирования начальных представлений о специфике святочной прозы (5—6 классы) нами была выбрана следующая последовательность обращения к произведениям и доминанта анализа (указана в скобках):
• сказочная повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (стихия народных святок, праздничная атрибутика, преломление христианских и языческих мотивов);
• рассказы «Чудесный доктор» и «Тапер» А.И. Куприна (особенности сюжетостроения святочного рассказа, образ страдающего ребенка, понятие «рождественское чудо»);
• «Мальчики» А.П. Чехова (образ семейного очага, тема детства, идея сохранения традиций);
• «Неразменный рубль» Н.С. Лескова (внутренние изменения в человеке как рождественское чудо, функция приема сна, духовно-нравственная проблематика).
Развитие представлений о жанро-во-содержательной природе святочной прозы продолжается на следующем этапе — в 7-8 классах. Центральными методами данного периода становятся эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. Обозначенные методы находят свое активное воплощение в приеме сравнения. Специфика этапа — расширение и углубление знаний жанровых особенностей святочной словесности путем обращения к лучшим образцам зарубежного рождественского рассказа.
В 7—8 классах происходит активное осмысление жанровой природы произведения на понятийном уровне. Сопоставительный анализ открывает широкие возможности на пути объек-
Преподаватель XX
!Ек
тивного осмысления художественного произведения и формирования теоретико-литературной базы школьника.
На уроках по изучению жанра святочного рассказа в 7—8 классах целесообразно использовать приемы частично-поискового и исследовательского методов, призванные углубить первоначальное эмоциональное восприятие учащимися произведений обозначенного жанра и стимулировать их аналитические умения: эвристическую беседу, постановку проблемных вопросов и заданий, самостоятельный анализ эпизодов произведения, составление вопросов к тексту.
Сопоставительный анализ использовался при изучении таких произведений, как «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Девочка с серными спичками» Г.Х. Андерсена (образы страдающего ребенка, бездушного города, Христовой елки; мотивы холода и тепла, тьмы и света; осмысление финала), «Дары волхвов» О'Генри и «Жемчужное ожерелье» Н. С. Лескова (истинные и ложные жизненные ценности), «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса и «Зверь» Н.С. Лескова (чудо душевного перерождения человека в Рождественскую ночь, нравственная проблематика).
Занятия данного этапа позволяют вывести явление святочной словесности за круг национальной литературы, «вписать» проблематику рождественской прозы в контекст вечных вопросов, поднимаемых мировой классикой.
Обобщающий этап изучения святочной прозы (9—11 классы) включает два направления:
• актуализацию полученных ранее знаний о специфике святочной словесности в процессе изучения про-3 / 2008
изведений иной жанровой принадлежности («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Война и мир» Л.Н. Толстого);
• систематизацию представлений об исследуемом жанре с опорой на внутрипредметные связи.
Умение видеть и обосновывать функциональную значимость отдельных специфических черт святочной прозы при изучении произведений других жанров свидетельствует о степени сформированности у старшеклассников понятия (в данном случае представлений о жанровой природе святочной литературы) на уровне применения. Данное направление работы не только способствует осмыслению учащимися принципа преемственности литературных явлений, но и в большей степени направлено на активизацию жанровых ориентиров.
Понятия «традиция», «новаторство», «трансформация жанра» становятся центральными при изучении святочной прозы в русле историко-литературного курса. Межтекстовые связи прослеживаются на ином, качественно новом уровне: пародирование святочных текстов (на примере творчества А.П. Чехова). Этап обобщения включал обращение к таким произведениям, как повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» (христианская направленность произведения; чудо, рождаемое жизнью), рассказ А.П. Чехова «На пути» (тоска по идеалу; мотив одиночества; томящая обыденность жизни; новаторство писателя в решении темы судьбы), «Ангелочек» Л. Андреева (депоэ-тизация традиционных образов (семейный очаг, мать, рождественская елка); специфика рождественского чуда; символическое звучание образа ангела; чеховские традиции в расска-
зе: трагическая безысходность земного бытия).
Обобщающий этап изучения святочной прозы отмечен преобладанием исследовательского метода с активным использованием возможностей семинарских занятий и литературных конференций. Распространенными приемами и видами деятельности старшеклассников на данном этапе становятся подготовка докладов и выступлений, сопоставление ряда произведений, самостоятельный анализ текста, творческие работы исследовательского характера и др.
Таким образом, интерес к святочной прозе со стороны литературоведов, методистов и учителей-словесников свидетельствует о назревшей потребности современной школы в создании целостной, научно обоснованной модели по изучению произведений обозначенного жанра.
Разработанная нами и проверенная экспериментальным путем методическая модель показала, что изучение святочной прозы в школе способствует совершенствованию умения анализа и интерпретации художественного произведения, формированию читательской культуры, пониманию авторской позиции, духовно-нравственному воспитанию школьников. Щ