Научная статья на тему 'К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа'

К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
548
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ / ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА / РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТЕКСТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / THE GENRE FEATURES OF A СHRISTMAS STORY / CHRISTMAS STORY / TECHNIQUE OF STUDYING A CHRISTMAS STORY / CHRISTMAS STORIES IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирсова Татьяна Геннадьевна

Святочный рассказ рассматривается в статье с позиции школьного анализа произведения в контексте начального литературного образования. Обозначены основные жанровые признаки святочного рассказа, определены психолого-педагогические предпосылки его изучения младшими школьниками. Обоснованы основные принципы (культурологический, концентрический) и формы изучения рождественского текста в начальной школе. Выделено два основных направления изучения подобных произведений, реализуемых на уроке литературного чтения: эмоциональное восприятие текста, создание особой рождественской атмосферы и глубокая аналитическая работа с текстом. Доказано, что анализ произведений святочной прозы эффективнее осуществлять, используя различные виды творческой деятельности учащихся: эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление, импровизационно-игровую деятельность, инсценирование, устное рисование, графическое иллюстрирование, ученическое литературное творчество, самостоятельную исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On analyzing a Christmas Story by elementary students

In this paper a Christmas story is considered from the perspective of school-level analysis of a literary work in the context of elementary literary education. We indicate the main genre features of a Christmas story and determine the psychological and pedagogical background of analyzing a Christmas story by еlementary students. We have proved the main principles (culturological, concentrical) and forms of analyzing a Christmas story in elementary school. We have found two main approaches implemented on a literary reading class on analyzing similar works: emotional perception of the text, creating the special Christmas atmosphere and the deep analysis of the text. We have proven that it is effective to build the analysis of Christmas story works on diff erent types of the students’ creative activity: immercing into the text on the level of emotions and images, comparing texts, improvising and playing, role playing, verbal drawing, graphic illustration, student literary work, independent research activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 2 (37). С. 9-13

Фирсова Татьяна Геннадьевна, канд. филол. наук, доцент, Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского [email protected]

К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа

Святочный рассказ рассматривается в статье с позиции школьного анализа произведения в контексте начального литературного образования. Обозначены основные жанровые признаки святочного рассказа, определены психолого-педагогические предпосылки его изучения младшими школьниками. Обоснованы основные принципы (культурологический, концентрический) и формы изучения рождественского текста в начальной школе. Выделено два основных направления изучения подобных произведений, реализуемых на уроке литературного чтения: эмоциональное восприятие текста, создание особой рождественской атмосферы и глубокая аналитическая работа с текстом. Доказано, что анализ произведений святочной прозы эффективнее осуществлять, используя различные виды творческой деятельности учащихся: эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление, импровизационно-игровую деятельность, инсценирование, устное рисование, графическое иллюстрирование, ученическое литературное творчество, самостоятельную исследовательскую деятельность.

Рождественские и святочные рассказы в последние годы получили широкое распространение как в плане их создания (например, в предновогоднем номере журнала «Афиша» за 2006 г. были напечатаны 12 подобных рассказов), так и в плане изучения на различных этапах школьного литературного образования. Однако если осмысление жанрообразующих признаков святочного рассказа представлено в целом ряде концептуальных работ (публикации Е. В. Душечкиной, А. А. Кретовой, О. Н. Калениченко, Н. В. Капустина, И. А. Есаулова, М. А. Кучерской, Х. Барана, Н. Н. Старыгиной, Н. В. Самсоновой), то попытка определить специфику школьного изучения святочной прозы была предпринята лишь в отдельных статьях в периодических изданиях (выделим работы Н. В. Умино-вой, Е. С. Безбородкиной, С. Е. Никитиной).

В программу начальной школы сегодня вошли многие произведения святочного характера: поэзия А. Блока, К. Бальмонта; рассказы А. П. Чехова «Ванька», А. И. Куприна «Чудесный доктор», М. Зощенко «Елка», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»; сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик», сказка-пьеса С. Маршака «12 месяцев» и др. Однако данная «литература, смягчающая серд-

Т. Г. Фирсова

ца...», изучается, как правило, без учета художественно-эстетических признаков жанра1.

Вместе с тем чтение и изучение школьниками произведений, связанных с ярко выраженным христианским контекстом (сюжеты, образы, мотивы, детали, атрибуты и др.), не может быть бессистемным.

Священник Алексей Мороз в книге «Образ русской школы» пишет: «<...> к началу третьего тысячелетия торжества православия на Руси русская школа подошла мировоззренчески не определившейся, открытой любым идеологическим и религиозно-мистическим веяниям»2. Средство преодоления этой ситуации автор видит в организации жизни школы по годовому календарному кругу: «До самой революции русские люди жили по Годовому календарному кругу, который <...> делал жизнь людей понятной, организованной и радостной, давал осмысление земных действий <...> объединял всех, уравнивал, делал жизнь осмысленной, исторически преемственной»3.

Календарно-тематический принцип расположения художественного материала в учебниках по литературному чтению в настоящий момент скорее редкость, нежели традиция. Вместе с тем изучение святочной литературы должно соотноситься с принципами календарного круга: вторая половина декабря (урочное и внеклассное чтение), зимние каникулы (самостоятельное чтение), постканикулярная неделя перед Крещением (игровые и нестандартные формы уроков литературного чтения). Большие возможности дает проектная деятельность по предмету.

Жанр святочного рассказа вызывает у детей интерес благодаря воссозданной в тексте атмосфере праздника, элементам фантастики, общечеловеческой проблематике, специфической композиции, выраженной в смене эмоциональных пластов. Знакомство с этим жанром целесообразно начинать с этапа дошкольного литературного развития, систематическое же изучение святочной литературы возможно уже с первого класса.

Основным принципом построения методики можно считать концентрический: от основополагающих элементов жанра к их усложнению и трансформации в творчестве конкретных писателей. Данная модель поэтапно реализует следующие задачи: вызвать интерес школьников к жанру святочного рассказа, эмоционально настроить их на дальнейшее изучение текстов рождественской тематики; выделить в изучаемом произведении основные жанрообразующие признаки святочных текстов; сформировать представления об идейной и художественной самобытности изучаемого текста, наметить общую направленность творчества конкретного автора4. Соответственно в ходе урока должны сочетаться два основных направления изучения таких произведений: эмоциональное

1 Попытки организовать анализ святочных произведений в контексте жанра имеются в программе Г. М. Грехневой, К. Е. Кореповой «Литературное чтение. Родное слово», однако данный УМК не распространен в практике начальной школы.

2 Мороз Алексий, свящ., Безрукова В. С. Образ русской школы. СПб., 2002. С. 9.

3 Там же.

4 Подробнее см.: УминоваН. В. Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5—11 классах. Дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.

восприятие текста, создание особой рождественской атмосферы и глубокая аналитическая работа с текстом.

Созданию праздничной атмосферы в значительной степени помогают календарная приуроченность к Святкам, иллюстративный материал, наглядные пособия, нестандартная форма урока и творческие приемы работы с учащимися.

Важная роль отводится вступительному этапу занятий, связанному с актуализацией знаний школьников об основных событиях, идеях и традициях Рождества. Знания учащихся дополняются и углубляются учителем. На первоначальном этапе учитель сообщает детям, что с древних времен и до наших дней событие Рождества Христова пробуждает в простых людях самые светлые, самые добрые чувства, а в людях искусства — потребность творить, созидать, и поэтому оно нашло отражение в живописи, музыке, поэзии, прозе. Необходимо погрузить детей в широкий социокультурный контекст Рождества: организовать посещение музейных выставок, рождественских концертов, театральных постановок и т. д.

Можно предложить учащимся посмотреть подборку классических рождественских открыток. В процессе совместной работы педагог и школьники комментируют сюжет иллюстраций, вспоминая основные события истории рождения божественного Младенца. Эмоциональной и смысловой доминантой анализа иллюстративного ряда могут стать слова А. Блока: «Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, чувства домашнего очага. Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола...»5.

В процессе подготовительной работы дети знакомятся с основными символами и традициями христианского Рождества. Так, перед прочтением рассказа М. Зощенко «Елка» можно познакомить детей со старинной сказкой о том, почему на Рождество наряжают именно елку, почему украшают ее золочеными орешками, яблоками, сладостями.

«Когда Христос родился, все деревья пошли поздравить Его и принесли подарки, у кого что было: яблоня — яблоки, орешник — орехи. Одна лишь ёлка стояла в отдалении и не приближалась.

— Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? — спросили у нее другие деревья.

— Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, — отвечала она.

— А ты добрая, печальная ёлка! — сказал Ангел, который слышал ее слова. — Ты скромная и добрая! За это я награжу тебя. Пусть все звезды неба украсят тебя. И так будет в каждый день рождения Божественного Младенца. И все дети будут смотреть на тебя и протягивать к тебе свои руки.

И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами»6.

С понятием «святочный рассказ» учитель знакомит школьников в ходе повествования о рождественской традиции семейного чтения особых произведений,

5 Цит. по: Большая книга Рождества. М., 1999. С. 9.

6 Риттина Н. Ю. Рождественская сказка. М., 2009. С. 8—9.

созданных в большинстве своем специально к этому празднику и призванных напомнить людям его смысл и главные идеи. Сообщается, что в основе любого святочного рассказа лежит опора на христианские духовные традиции, художественно воплощается та или иная христианская заповедь, что нравственный вывод маленький читатель делает самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?».

В процессе аналитической деятельности у детей постепенно формируются представления об основных жанрообразующих признаках подобных рассказов: приуроченность повествования к событиям святочного периода, особая композиция, связанная с преодолением героем безвыходной ситуации посредством рождественского чуда, счастливый финал, утверждение христианской добродетели (любовь, милосердие, сострадание, смирение, упование на Бога в сложных житейских ситуациях).

Анализ произведений святочной прозы уместнее строить на различных видах творческой деятельности учащихся: эмоционально-образное погружение в текст, межтекстовое сопоставление, импровизационно-игровая деятельность, инсценирование, словесное рисование, графическое иллюстрирование, ученическое литературное творчество, самостоятельная исследовательская деятельность.

Межтекстовые сопоставления позволяют детям сделать вывод о том, что, сохраняя традиционные для святочного рассказа темы, мотивы и сюжетные ситуации, писатели, адресующие свои произведения детям, стремятся прежде всего вызвать у читателей чувство сопереживания, сострадания, сочувствия. Им важно, чтоб у ребенка «о ком-нибудь болело сердце» (В. Розанов)7.

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам организовать книжную выставку святочной литературы и тем самым расширить программный круг произведений данного жанра, проследить его развитие. Можно дополнить книжную выставку произведениями других видов искусства: репродукциями живописи, фрагментами музыкальных произведений, мультипликационными и художественными фильмами. Большим подспорьем в этой работе может стать интернет-ресурс творческого Рождественского Центра для детей и молодежи «Пастушок» (www.pastushok.spb.ru).

Следствием исследовательской деятельности школьников может стать участие (реальное или он-лайн) в различных творческих конкурсах, фестивалях. Так, ежегодно проводится творческий фестиваль «Белый город Рождества» с номинациями: литература, музыка, искусство, театр.

Возможно создание системы внеклассных «календарных» мероприятий, направленных на возрождение традиции семейного воспитательного чтения «душеспасительной» литературы. Главное, чтобы работа велась систематически.

Таким образом, изучение произведений святочной прозы в контексте ее жанровых особенностей не только возможно, но и необходимо. Это способствует духовно-нравственному становлению личности младшего школьника, его литературному развитию, приобщению к таинствам Рождества как самого

7 Цит. по: Никитина С. Детский святочный рассказ // Школьная библиотека. 2002. № 7. С. 87-90.

светлого, самого счастливого и самого таинственного праздника христианской культуры.

Ключевые слова: святочный рассказ, жанровые особенности святочного рассказа, методика изучения святочного рассказа, рождественские тексты в начальной школе.

On analyzing a Christmas Story

by elementary students T. Firsova

In this paper a Christmas story is considered from the perspective of school-level analysis of a literary work in the context of elementary literary education. We indicate the main genre features of a Christmas story and determine the psychological and pedagogical background of analyzing a Christmas story by elementary students. We have proved the main principles (culturological, concentrical) and forms of analyzing a Christmas story in elementary school. We have found two main approaches implemented on a literary reading class on analyzing similar works: emotional perception of the text, creating the special Christmas atmosphere and the deep analysis of the text. We have proven that it is effective to build the analysis of Christmas story works on different types of the students' creative activity: immercing into the text on the level of emotions and images, comparing texts, improvising and playing, role playing, verbal drawing, graphic illustration, student literary work, independent research activities.

Keywords: Christmas story, the genre features of a Christmas story, technique of studying a Christmas story, Christmas stories in elementary school.

Список литературы

1. Большая книга Рождества. М., 1999.

2. Мороз Алексий, свящ., Безрукова В. С. Образ русской школы. СПб., 2002.

3. Никитина С. Детский святочный рассказ // Школьная библиотека. 2002. № 7. С. 87—90.

4. Риттина Н. Ю. Рождественская сказка. М., 2009.

5. Уминова Н. В. Изучение произведений святочной прозы с учетом их жанровой специфики на уроках литературы в 5—11 классах. Дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.