Научная статья на тему 'Розалия Семеновна Гинзбург: учитель и друг'

Розалия Семеновна Гинзбург: учитель и друг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
88
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ / АСПИРАНТУРА / ПОРОЖДАЮЩАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ / В.И. ПЕРЕБЕЙНОС / П.А. СОБОЛЕВА / Ф.А. ЛИТВИН / LINGUISTIC TRENDS / POSTGRADUATE STUDIES / GENERATIVE LINGUISTICMODEL / TEACHER'S TACTFULNESS / V.I. PEREBEINOS / P.A. SOBOLEVA / F.A. LITVIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кесельман Иосиф

Личные воспоминания о выдающемся ученом, талантливом педагоге и человеке высокой нравственности. Описаны некоторые из многочисленных примеров ее помощи автору в его приобщении к серьезной лингвистической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rozaliya Semenovna Ginzburg - a Teacher and a friend

The presented text describes the author’s reminiscences of a great scholar, a talented teacher and a person of high morality Some of the numerous examples of her help to the author in his introduction to serious linguistic work are described.

Текст научной работы на тему «Розалия Семеновна Гинзбург: учитель и друг»

УДК 81:929

Розалия Семеновна Гинзбург: Учитель и друг

Иосиф С. Кесельман

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орел, Россия, [email protected]

Аннотация. Личные воспоминания о выдающемся ученом, талантливом педагоге и человеке высокой нравственности. Описаны некоторые из многочисленных примеров ее помощи автору в его приобщении к серьезной лингвистической работе.

Ключевые слова: течения в лингвистике, аспирантура, порождающая модель, педагогический такт, В.И. Перебейнос, П.А. Соболева, Ф.А. Литвин

Для цитирования: Кесельман И.С. Розалия Семеновна Гинзбург: Учитель и друг // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 12 (45). С. 145-148.

Rozaliya Semenovna Ginzburg -Teacher and Friend

Iosif S. Keselman

I.S. Turgenev State University, Orel, Russia, [email protected]

Abstract. The presented text describes the author's reminiscences of a great scholar, a talented teacher and a person of high morality Some of the numerous examples of her help to the author in his introduction to serious linguistic work are described.

Keywords: linguistic trends, postgraduate studies, generative linguistic model, teacher's tactfulness, V.I. Perebeinos, P.A. Soboleva, F.A. Litvin

For citation: Keselman IS. Rozaliya Semenovna Ginzburg (1907-1978) -Teacher and Friend. RSUH / RGGUBulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series. 2018;12(45):145-48.

© Кесельман И.С., 2018

С Розалией Семеновной меня познакомила Валентина Исидоровна Перебейнос, которая, написав и защитив под ее руководством диссертацию, вернулась на работу в Черкасский педагогический институт, где и возглавила кафедру иностранных языков. Я к тому времени, отработав три года в сибирской школе, переехал в украинский город Черкассы с семьей и работал там в школе. Мои теоретические знания в лингвистике в это время были на уровне потускневших от времени и невостребованности представлений советского языкознания первой половины 1950-х гг. прошлого века, сформированных под влиянием «гениальных и кристально ясных» работ Сталина. Валентина Исидоровна, человек инициативный, творчески оптимистичный и в хорошем смысле миссионерски настроенный, познакомила меня с новыми в начале 1960-х гг. течениями в лингвистике и настоятельно рекомендовала заняться научной работой и поступать в аспирантуру к Розалии Семеновне Гинзбург. Поступить я смог в заочную аспирантуру при МГИИЯ им. Мориса Тореза и там познакомился с Розалией Семеновной.

Знакомство с Розалией Семеновной определило направление в моей последующей деятельности, не только научной и педагогической. Я был на несколько лет старше ее тогдашних аспирантов, имел уже некоторый жизненный опыт, но в бурлящей научной жизни столицы чувствовал себя отсталым и туповатым провинциалом, которому многому надо было еще учиться. Розалия Семеновна очень тактично, как я теперь понимаю, рекомендовала мне круг чтения для подтягивания лингвистической эрудиции, знакомила меня с интересными людьми. Ее бывшие ученики и аспиранты, уже состоявшиеся ученые, как правило, охотно помогали менее опытным ее подшефным, следуя ее примеру и продолжая таким образом традиции ее школы. Мне очень помогла Полина Аркадьевна Соболева; она познакомила меня с активно разрабатываемой в то время аппликативной порождающей моделью С.К. Шаумяна. Моя интерпретация этой модели для английского языка стала важной составляющей будущей диссертации. Розалия Семеновна поддержала мой интерес к такой, на первый взгляд абстрактной, не-се-мантической, работе. Она всегда была открыта ко всему новому, оставаясь при этом принципиальным и строгим критиком любых бездоказательных или заумных идей и заявлений.

Она познакомила меня и с замечательным человеком и выдающимся ученым Феликсом Абрамовичем Литвиным, который заведовал тогда кафедрой английского языка в Орловском пединституте (ОГПИ), и рекомендовала меня для работы на ней. В ОГПИ

Розалия Семеновна Гинзбург: Учитель и друг

147

мне дали годичное прикомандирование при МГПИИЯ, и я смог вплотную работать над диссертацией, имея возможность частых консультаций с Розалией Семеновной. Ее советы, ее постоянное внимание, а также мое участие в знаменитых аспирантских семинарах на кафедре помогли мне использовать этот год для завершения диссертации. Летом того года, когда я отдавал ей части диссертационного текста, она приглашала меня для его обсуждения к себе на дачу. Помимо критики и рекомендаций, которые я получал от нее, эти посещения помогли мне сохранить здоровье. Я очень много работал тогда без выходных в библиотеках, и усталость накапливалась. На даче же, после обсуждения с ней моих текстов, я старался заняться посильной помощью на участке. Помню, что однажды выкорчевал пенек садового дерева (использовал навыки, приобретенные в Сибири) и получил от этого большое удовольствие.

Каждое обсуждение моей работы с Розалией Семеновной было, с одной стороны, детальным анализом моих аргументов и даже стиля их изложения, а с другой стороны, уроком более зрелого понимания и использования идей классической и современной лингвистики. При этом Розалия Семеновна поощряла и мои поиски в сопредельных областях, которые иногда, правда, приводили к неуклюжим и завиральным выводам. Эти поиски, тем не менее, помогли мне использовать в диссертации на семантическую тему (синонимы) некоторые статистические методы, примененные с помощью ЭВМ, что в то время (1965-1966 гг.) считалось в одних кругах интересным и передовым, а в других - подозрительным и вредным.

Внимательная помощь своим подопечным была характерна для Розалии Семеновны, и не только в научной сфере. Она ненавязчиво оказывала помощь в разных областях жизни. При всем том, что она была бесспорным авторитетом в научной и этической сфере, она оставалась потом старшим и безмерно уважаемым другом, привлекая бывших учеников к сотрудничеству. Она интересовалась всеми обстоятельствами жизни своих подопечных и всегда готова была помочь в случае необходимости. С нею советовались и по вопросам личного и семейного характера. Ее советами дорожили. Мне повезло иметь возможность учиться у нее труду лингвиста и педагога. Я имел честь сотрудничать с ней в некоторых лексикографических проектах.

Слова «светлая память; навсегда в памяти и сердце» и подобные немножко истерлись от частого употребления, могут восприниматься как что-то формальное и потому холодное. Но в моей памяти и в моем сердце Розалия Семеновна навсегда осталась как мудрый учитель и светлый, теплый человек.

Информация об авторе

Иосиф С. Кесельман, кандидат филологических наук, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орел, Россия; 302026, Россия, Орел, ул. Комсомольская, д. 95; [email protected]

Information about the author

Iosif S. Keselman, PhD in Philology, I.S. Turgenev State University, Orel, Russia; bld. 95, Komsomolskaya str., Orel, Russia, 302026; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.