Научная статья на тему 'Ростовский архиерейский дом при митрополите Димитрии Ростовском'

Ростовский архиерейский дом при митрополите Димитрии Ростовском Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТОВ / ЕПАРХИЯ / АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ / АРХИЕРЕЙСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ / МИТРОПОЛИТ ДИМИТРИЙ / ROSTOV / DIOCESE / A PONTIFICAL HOUSE / A PONTIFICAL RESIDENCE / METROPOLITAN DIMITRIY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виденеева Алла Евгеньевна, Грудцына Надежда Владимировна

В работе обобщены сведения о пребывании митрополита Димитрия на Ростовской архиерейской кафедре в период с 1702 по 1709 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rostov Pontifical House in the Period of Metropolitan Dimitriy Rostovsky

In the article data on the stay of Metropolitan Dimitriy in Rostov pontifical pulpit during the period from 1702 upto 1709 are generalized.

Текст научной работы на тему «Ростовский архиерейский дом при митрополите Димитрии Ростовском»

УДК 930.1

А. Е. Виденеева, Н. В. Грудцына

Ростовский архиерейский дом при митрополите Димитрии Ростовском

В работе обобщены сведения о пребывании митрополита Димитрия на Ростовской архиерейской кафедре в период с 1702 по 1709 г.

Ключевые слова: Ростов, епархия, архиерейский дом, архиерейская резиденция, митрополит Димитрий.

А. Е. Videneeva, N. V. Grudtsyna

Rostov Pontifical House in the Period of Metropolitan Dimitriy Rostovsky

In the article data on the stay of Metropolitan Dimitriy in Rostov pontifical pulpit during the period from 1702 upto 1709 are generalized.

Keywords: Rostov, diocese, a pontifical house, a pontifical residence, Metropolitan Dimitriy

Ростов - один из старейших городов Руси. Его более чем тысячелетняя история запечатлена в выдающихся исторических и архитектурных памятниках, благодаря которым этот небольшой провинциальный город имеет поистине всероссийскую известность.

Главной культурно-исторической достопримечательностью города, безусловно, является Ростовский кремль. По давней традиции, берущей свои истоки с XIX столетия, это название было присвоено архитектурному ансамблю владычной резиденции. Как известно, Ростовский архиерейский дом был сооружен в последней трети XVII в., его создателем был митрополит Иона Сысоевич. Всего лишь сто лет этот уникальный архитектурный ансамбль использовался по своему прямому назначению - с 70-х гг. XVII в., когда началось его сооружение, до середины 80-х гг. XVIII в., когда он был упразднен, поскольку новым центром епархии стал Ярославль.

В течение столетия хозяевами этой блестящей резиденции были девять духовных владык, одним из которых являлся святитель Димитрий. Его мирское имя - Даниил Туптало, он родился в декабре 1651 г. в местечке Макарово Киевской губернии, на семнадцатом году жизни принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре [1]. Будущий ростовский митрополит в совершенстве владел даром слова - в возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чер-

нигова. По достоинству оценив его талант, церковь назвала его Российским Златоустом. Многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен своим благочестием и ученостью [2].

В 1702 г. митрополит Димитрий возглавил Ростовскую кафедру, а в 1709 г. ушел из жизни в сане ростовского архиерея [3]. Всего неполных восемь лет, но они, без преувеличения, составили наиболее значительный период его жизни. Широко известны слова Ивана Шляпкина, автора самого полного жизнеописания свт. Димитрия: «Жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие» [4].

Посвящение в сан митрополита и определение на Ростовскую кафедру явились венцом духовной карьеры митрополита Димитрия. Одна из древнейших в России архиерейских кафедр и один из самых красивых и знаменитых архиерейских домов стали достойным местом для этого выдающегося иерарха, впоследствии причисленного церковью к лику святых.

Однако исторический период, выпавший на долю его архиерейства, никак нельзя назвать легким. Материальное обеспечение некогда богатой и могущественной Ростовской кафедры в начале XVIII столетия оставляло желать лучшего. В то время полным ходом разворачивались церковные реформы Петра I, кардинально изменившие как материальное положение церкви, так и сферу ее идеологического влияния, поставившие духов-

© Виденеева А. Е., Грудцына Н. В., 2011

ные корпорации в зависимость от светского государства. Возобновление деятельности Монастырского приказа, введение государственного контроля над вотчинами духовного ведомства, обложение архиерейских домов и монастырей множеством налогов [5] - все эти обстоятельства привели к оскудению казны Ростовского архиерейского дома.

Не случайно в одном из своих писем 1706 г. митрополит Димитрий с сожалением признавался: «Попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость ... и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть, не токмо отчины, но и церковные дани, и венечные памяти, и прочая, и прочая, оскудевше убо во всем.». А спустя два года, получив в подарок от митрополита Иова полбочки рыбы, ростовский владыка, благодаря его за щедрость, с горечью отвечал: «.не имам чем воздати, убог сый. Молю богатаго в милости Христа, Владыку нашего, да он воздаст. » [6].

Между тем, Ростовская архиерейская резиденция, доставшаяся в удел митрополиту Димитрию, была и обширна, и великолепна. Один из преемников святителя Димитрия, архиепископ Самуил, сказал об этом точно и образно: «Удив -ляетесь моего дома огромности? Оный построен митрополитом Ионой. Архитектура его совсем древняя; похожа на Кремль в Москве. Две грановитые палаты и площадь подле оных, так точно, как в кремлевском дворце; семь церквей каменных, ... старым иконописством расписаны. Весьма достопамятное строение - только великая сумма на содержание нужна» [7].

Действительно, на поддержание в должном порядке и функционирование домовых храмов, кафедрального собора, многочисленных жилых и хозяйственных строений, огромного конюшенного двора требовались немалые средства. Большие расходы шли на содержание огромного штата духовенства и светских служителей, трудившихся в резиденции. Светские и духовные лица, состоящие на службе у владыки, распределялись на следующие категории:

1) управители архиерейского дома и домовое духовенство;

2) духовенство и церковные служители кафедрального собора;

3) домовые служители, то есть светские лица, работавшие в архиерейской резиденции;

4) служители церковно-административных учреждений [8].

Сохранилось описание архиерейской крестовой палаты, составленное в декабре 1701 г., то есть буквально за два месяца до прибытия в Ростов митрополита Димитрия.

Крестовая палата располагалась на втором этаже архиерейских покоев, называемых ныне Самуиловым корпусом, в юго-восточной части здания. Просторную теплую палату вместе со входной холодной комнатой освещали восемь слюдяных окон. На стенах находились два трех-составных складня, на первом изображено Отечество с предстоящими, на втором - деисус. Большой гравированный лист с изображением Распятия Господня был помещен под стекло с золоченой рамой. В комнате располагались три расписных деревянных стола, два кресла, стул и постель, покрытая камчатым одеялом. В комнате имелись тафтяные завесы, а на одной из стен висело большое зеркало в черной раме, закрывающееся занавесью из тафты. Для освещения использовалось медное паникадило [9].

Не менее интересным, на наш взгляд, является описание Большой столовой палаты, парадной архиерейской трапезной - обширного помещения, своды которого опираются на массивный центральный столп. Около этого столпа стояли поставы, наполненные разнообразной посудой. Самое почетное место отводилось для архиерея -стол владыки был расписным. Вдоль стен палаты располагались лавки, покрытые лазоревым сукном. В помещении стояли десять деревянных столов и стулья, обитые красным трипом или обложенные черной кожею. Стены и своды столовой палаты были расписаны фресками. Освещалась она большим четырехъярусным паникадилом [10].

Всего же в ансамбль Ростовской архиерейской резиденции входило несколько домовых церквей и одна монастырская, два корпуса архиерейских палат, государевы хоромы, парадная трапезная, поварня, приспешня, множество других палат, которые имели жилое и хозяйственное назначение - использовались для размещения разнообразных служб и ремесленных мастерских, а также в качестве складов. Митрополичий двор ограждали высокие стены с башнями. На содержании архиерейского дома находился и кафедральный собор.

Первая проповедь святителя Димитрия в Ростовском кафедральном Успенском соборе была посвящена призыву к любви и милосердию: «Пришел я к вам с любовью. Я должен вразумлять безчинствующих, утешать малодушных, за-

ступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем. Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво, заботиться об общей пользе, всем тщательно искать спасения и о всех молиться» [11]. Владыка исполнил свой завет, он управлял епархией мудро и справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам.

Для просвещения духовенства святитель Димитрий писал поучения, сочинял наставления, читал проповеди. Главной обязанностью священников он полагал непрестанную заботу о пастве. В своем наказе к благочинным владыка писал: «Священником же велеть научать прихожан своих мужеска и женска полу и детей их, чтоб они пред отцы духовными в год в четыре святыя посты исповедывались ... и в церкви Божии приходили непрестанно ... и стояли б в церквах чинно и немятежно со страхом, и слушали б божест-веннаго пения со всяким вниманием, и Господу Богу о содеянных своих гресех молились» [12]. Святитель убеждал священников чаще причащать прихожан, ибо и малые грехи могут привести к духовной смерти, как песок, собранный из мелких песчинок в мешке, может потопить не хуже большого камня, привязанного на шею.

Главным трудом жизни митрополита Димитрия явилось составление Миней Четьих - свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения. При составлении этой фундаментальной агиографической энциклопедии, состоящей из 12 книг, святитель собирал, дополнял и исправлял жития и поучения. К работе над Минеями он приступил в 1684 г. по благословению старцев Киево-Печерской лавры, а завершил их в 1705 г. в Ростове. Двадцатилетний неустанный труд над их созданием стал величайшим подвигом Димитрия, принес ему общецерковную славу и общенародную известность [13].

Помимо агиографических изысканий, перу святителя Димитрия принадлежали богословские и исторические исследования, духовно-нравственные сочинения, стихотворные драмы. Примечательно, что свое творчество владыка расценивал как письменную проповедь, он утверждал: «Моему сану (его же несмь достоин), надлежит слово Божие проповедати не точие языком, но и пишущей рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность» [14].

Его творения были не просто востребованы, но широко известны и любимы. Н. И. Костома-

ров справедливо утверждал: «Литературные труды Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе... Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей» [15].

Чтобы подготовить для церкви достойных служителей, митрополит Димитрий основал при архиерейском доме духовное училище, собрав в нем более двухсот детей. Школа открылась 1 сентября 1702 г. В ней преподавали приглашенные владыкой учителя, да и сам он нередко посещал ее и экзаменовал учеников. Детей учили чтению и письму, пению и закону Божию, основам латинского и греческого языков. Обучение и содержание школьников было бесплатным и, хотя школа предназначалась для детей духовенства, принимали в нее представителей всех сословий [16].

Немало сил митрополит Димитрий отдавал борьбе с расколом, для обличения раскольничьих заблуждений им была написана книга «Розыск о раскольнической брынской вере» [17].

Святителя отличал скромный образ жизни. В своем духовном завещании он признавался: «С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысл Божий, который никогда меня не оставлял» [18].

Являясь во всем образцом благочестия, ростовский владыка неустанно старался искоренять в людях злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. По словам его жития, «христианския добродетели святаго Димитрия одинаково сияли и в иноческой келлии, и на святительской кафедре. Особенно же ярко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нестяжательность и любовь к бедным и сиротам» [19].

Обобщив исторические свидетельства о пребывании митрополита Димитрия на Ростовской кафедре, можно предположить, что период его архиерейства действительно явился наиболее значительным этапом его жизни и смог вместить в себя очень многое:

- Организация значительных церковных торжеств - переложение мощей ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина в новую раку 22 июня 1704 г.

- Освящение храмов своей епархии - одними из последних, освященными в год смерти святителя, стали Авраамиевский придел Богоявленского собора древнейшей ростовской обители и Никольская церковь села Угодичи, вотчины главы Монастырского приказа И. А. Мусина-Пушкина.

- Освящение антиминсов - в числе которых, прежде всего, следует упомянуть антиминс для храма Угличской Кассиановой Учемской пустыни, освященный в ноябре 1704 г., а также антиминс для Ярославского Успенского собора, освященный владыкой 4 октября 1709 г., за три недели до кончины.

- Поездки в столицу для участия в знаменательных событиях, имеющих важное общецерковное значение, таких, к примеру, как участие в хиротонии киевского митрополита Иоасафа в августе 1708 г.

- Приемы в своей резиденции представителей царствующего дома - посещение архиерейского дома царем Петром I и царицей Прасковьей Федоровной.

- Неустанные литературные труды, увенчанные в 1705 г. завершением составления многотомных Четьих-Миней.

- Составление и произнесение многочисленных церковных проповедей.

- Борьба с церковным расколом.

- Плодотворная деятельность на ниве просвещения - основание при архиерейском доме славяно-греко-латинской школы, открывшейся в сентябре 1702 г.

- Создание драматических произведений, предопределивших основы отечественного театра, и их постановка в архиерейской резиденции.

Митрополит Димитрий скончался в 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства. Кончина настигла его, когда он, стоя на коленях, творил молитву [20]. Архиерейские покои в 1770-х гг. были перестроены, но место, где располагались жилые кельи святителя, известно.

Согласно собственноручному завещанию, местом погребения митрополита Димитрия стал Яковлевский монастырь, основанный епископом Иаковом и хранивший его святые мощи: «Аще же владычествующих изволение повелит мя, умерша, погребсти по обычаю, да погребут мя в

монастыре Святого Иакова Епископа Ростовского, во угле церковном, идеже место ми назнаме-новах, о сем челом бью» [21].

Это была первая обитель, которую святитель посетил в Ростове, она же стала местом его последнего упокоения. 2 марта 1702 г., войдя в собор Яковлевского монастыря, ростовский владыка, указав на юго-западный угол, пророчески предрек: «Се покой мой: здесь вселюся в век века» [22].

И он воистину вселился здесь, в Ростове, в Яковлевской обители, вселился на века. В середине XVIII столетия, после обретения его чудотворных мощей, митрополит Димитрий стал первым святым Российской империи, прославив и город, и архиерейскую кафедру, и избранный им монастырь.

Примечания

1. Рубцова М. Л. Жизнь, труды и эпоха святого Димитрия Ростовского [Текст] / М. Л. Рубцова // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы / ред. игумена Серафима (Симонова). - Ростов, 2008. - С. 15, 46.

2. Мирославский В. Святитель Димитрий митрополит Ростовский как проповедник [Текст] / В. Мирославский. - Ярославль, 1889.

3. Летописец о Ростовских архиереях [Текст] / сост. и примеч. А. А. Титова. - СПб. , 1890. - С. 1516.

4. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.) [Текст] / И. А. Шляпкин. -СПб. , 1891. - С. 459.

5. Очерки русской культуры XVIII века [Текст]. -М. , 1985. Ч. 1. С. 5, 7; Смолич И. К. История русской церкви 1700-1917 [Текст] / И. К. Смолич. - М. , 1996. - Ч. 1. - С. 21-22, 32.

6. Цит. по: Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: исследование и тексты [Текст] / М. А. Федотова. - М. , 2005. - С. 147, 150.

7. Титов А. А. Ростовский архиепископ Самуил Миславский в своих письмах к князю А. Б. Куракину [Текст] / А. А. Титов. - Ярославль, 1904. - С. 30.

8. Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII века [Текст] / А. Е. Виденеева. - М. , 2004. - С. 66.

9. РГАДА. - Ф. 237. - Оп. 1. - Д. 6338. - Л. 133134.

10. РГАДА. - Ф. 237. - Оп. 1. - Д. 6338. - Л. 239239 об.

11. Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть первая, содержащая в себе разныя небольшия сего святителя творения, с присовокуплением жития его и келейных записок [Текст]. - М. , 1848. - С. 55-59.

12. Цит. по: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время [Текст] / И. А. Шляпкин ... Приложение. - С. 17.

13. Державин А., прот. Четии Минеи святителя Димитрия Ростовского как церковно-исторический и литературный памятник [Текст] / А. Державин, прот. // Богословские труды. - М. , 1976. - Т. 15. - С. 61-145; Т. 16. - С. 46-141.

14. Цит. по: Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: исследование и тексты [Текст] / М. А. Федотова ... - С. 167.

15. Костомаров Н. И. Ростовский митрополит Димитрий Туптало // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] / Н. И. Костомаров. -Кн. 2. - М. , 1995. - С. 243.

16. «В Великороссии раньше других открыта школа при архиерейском доме в Ростове, обязанная своим существованием знаменитому иерарху из малороссов, свт. Димитрию Ростовскому. Он открыл ее осенью 1702 г., через полгода по своему прибытию в Ростов и устроил ее тоже по образцу Киевской коллегии». Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года [Текст] / П. В. Знаменский. - СПб. , 2001. -С. 25-27.

17. Димитрий, митрополит. Розыск о раскольницей брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление,

яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны [Текст] / Димитрий, митрополит. - М. , 1745 (переиздания: - М. , 1755, 1762, 1783, 1803, 1824, 1847; - Киев, 1748, 1776, 1859, 1866, 1877, 1903)

18. Завещание Свт. Димитрия. Цит. по: Нечаев В. (епископ Виссарион) Святый Димитрий митрополит Ростовский [Текст] / В. Нечаев. - М. , 1910. - С. 50.

19. Житие Святителя Димитрия митрополита Ростовского Чудотворца // Жития русских святых [Текст]. - М. , 1994. - Кн. 4. - С. 171-195.

20. Тихвинский Н., прот. Воспоминания о жизни и трудах святителя Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, по случаю исполнившагося 200-летия прибытия его в Ростов-Великий [Текст] / Н. Тихвинский, прот. - Ростов-Ярославский , 1902. - С. 20.

21. Завещание Свт. Димитрия. Цит. по: Нечаев В. (епископ Виссарион). Святый Димитрий митрополит Ростовский [Текст] / В. Нечаев. ... - С. 50.

22. [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго став-ропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасска-го, что на Песках [Текст] / Д. С. Селецкий. - СПб. , 1849. - С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.