МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
УДК 908
В.В. Коцарева
Студентка 4 курса ФГБОУ ВО «КубГУ» г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
РОСТ СОЦИАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В СТАНИЦАХ КУБАНИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы социального развития в станицах Краснодарского края в начале ХХ века. Автор обращает внимание на довольно ярко-выраженную в те годы социальную напряженность и указывает на причины этого явления. Также в работе затронуто положение местных казаков и иногородних в связи с событиями, вызванными революционным подъемом на Кубани и Первой мировой войной.
Ключевые слова
Кубань, станица, казаки, иногородние, социальная напряженность.
На современном этапе развития исторической науки все большее значение приобретает исследование социально-экономического и политического развития отдельных населенных пунктов и районов. Изучение регионального и локального социального развития в начале XXI века становится все более актуальным в связи с осложнением экономического положения России, с которым страна и регионы столкнулись с 2014 года, что, в свою очередь, заставляет оглянуться в прошлое и проанализировать опыт страны, региона, района.
Кубань считалась относительно спокойной окраиной Российской империи. Наличие казачества, которое было привилегированным сословием и оплотом царизма, являлось достаточной гарантией социальной стабильности в этом регионе, его консерватизм позволял без особых опасений отправлять сюда политически неблагонадежных под надзор полиции. Социально-демократическое движение практически не имело влияния на местное население [1, с. 101].
Но и здесь, как и везде по России, усиливалась социальная напряженность. Связано это с рядом причин. Одна из них - увеличившийся приток в весенне-осенний период сезонных рабочих из центральных губерний России для выполнения полевых работ. Так, в 1901 году в станицах Темрюкского отдела, в том числе и ст. Крымской, было около 12000 сезонных рабочих. Ранее многие из них уже участвовали в стачках и деятельности революционных кружков [2, с. 126].
Другая причина социальной напряженности - значительное ухудшение положения крестьянства и казачества. Ощутимо, почти в 2,5 раза, выросли покупные и арендные цены на землю. В связи с ростом населения произошло значительное уменьшение земельного казачьего пая, особенно у казаков левобережной Кубани, где было земли меньше и худшего качества, чем у станичников степных районов Кубани. Кубанские казаки требовали дополнительного наделения станиц землей за счет войскового запасного фонда.
Тяжелым было положение и иногородних. Эта группа населения была бесправной и подчиненной станичной администрации, работала в хозяйствах помещиков, казаков и зажиточных крестьян, им было запрещено пользоваться услугами станичных аптек и больниц. Высоки были денежные поборы, ежегодно взимаемые с иногородних крестьян в пользу станичных властей [3, с. 75].
Революционный подъем на Кубани был настолько велик, что власти вынуждены были объявить в конце 1905 года - начале 1906 года Кубанскую область и Черноморскую губернию на военном положении. И хотя в России начался спад революционного движения, в районах со слаборазвитой промышленностью, каковой была Кубань в то время, именно в этот период в стачечное движение включались новые слои населения.
К середине 1906 года появились такие формы политической борьбы, как митинги и демонстрации.
В годы Первой мировой войны был усилен полицейский контроль за населением. Из области высылались все подозрительные лица. Понизился уровень жизни населения, еще более обострился
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070
земельный вопрос. Резко сократилось производство. Очень сильно пострадали казачьи хозяйства, лишившись своих хозяев. Усилилось обеднение коренного населения, стал заметен рост числа батраков из местных жителей.
Усилилось расслоение хозяйств на беднядцкие, середняцкие и богатые. Бедняцкими считались безлошадные хозяйства и хозяйства с одной лошадью. В середняцких хозяйствах было 2-4 лошади. Хозяйства с пятью и более лошадьми считались богатыми [4, с. 228].
Таким образом, повсюду, в станицах, нарастало аграрное движение крестьян. Проявлением народного недовольства стали продовольственные бунты. Власти, в свою очередь, принимали меры по стабилизации положения, но они были неэффективны. Население Кубани встречало 1920-е годы в обстановке усталости от невзгод, войны, тревоги, нараставших противоречий и недовольств. Список использованной литературы:
1. Касьянов, В. В. Хрестоматия по истории Кубани / В. В. Касьянов. - Краснодар : Периодика Кубани, 2009. - 400 с.
2. Кочериди, Ю. Д. Город Крымск и Крымский район: прошлое и настоящее / Ю. Д. Кочериди. - Краснодар : И. Платонов, 2013. - 376 с.
3. Мельников, Л. М. Иногородние в Кубанской области / Л. М. Мельников. - Екатеринодар : Кубанский сборник, 1900. - С. 71-140.
4. Ратушняк, В. Н. Экономическое освоение Кубани. По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки / В. Н. Ратушняк. - Краснодар : Советская Кубань, 1993. - 656 с.
© В.В.Коцарева, 2016
УДК 908
В.В. Коцарева
Студентка 4 курса ФГБОУ ВО «КубГУ» г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Аннотация
В статье раскрывается вопрос характера экономической сферы жизни Крымского района Краснодарского края в начале ХХ века. Автор обращает внимание на ускоренный экономический рост, в большей степени которому способствовала политика форсированной индустриализации страны. Также в работе рассматривается быстрое развитие торговли, промышленного производства и сельского хозяйства.
Ключевые слова Крымский район, станица, нефтяной промысел, товарооборот, базары.
Начало XX века характеризуется заметным проявлением ощутимых количественных и качественных перемен на Кубани, и Крымский район является одним из основных примеров такого положения.
В период этого времени в Крымском районе основным промыслом оставался нефтяной, который постоянно находился в развитии. В 1909 году в станице Варениковской уже имелись 2 разведывательные скважины.
Помимо нефтяного промысла были и другие. Так, в станице Нижнебаканской и в селе Греческом были арендованы земли под добычу алебастрового и строительного камня.
Большой толчок в экономическом развитии Крымского района дало строительство железной дороги Тихорецк-Новороссийск через станицу Крымскую в 1887 - 1888 годах. Станица Крымская превратилась в