Научная статья на тему 'Особенности колониальной политики России на северном Кавказе'

Особенности колониальной политики России на северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3756
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ВОЕННО-КАЗАЧЬЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES / DEMOGRAPHIC FRAMEWORK / MILITARY-AND-COSSACK AND PEASANT COLONIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Узлов Юрий Андреевич

В статье рассматривается один из важнейших вопросов отечественной истории особенности колониальной политики России на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Узлов Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE COLONIAL POLICY OF RUSSIA AT THE NORTH CAUCASUS

The article deals with one of the most important direction of the Russian history the features of the colonial policy of Russia at the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Особенности колониальной политики России на северном Кавказе»

УДК 93

Узлов Юрий Андреевич

Uzlov Yuriy Andreevich

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета тел. (918) 264-48-25

Candidate of History, associate professor of the chair of history and culturology, Kuban State University tel. (918) 264-48-25

ОСОБЕННОСТИ КОЛОНИАЛЬНОМ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

FEATURES OF THE COLONIAL POLICY OF RUSSIA AT THE NORTH CAUCASUS

Аннотация:

В статье рассматривается один из важнейших вопросов отечественной истории - особенности колониальной политики России на Северном Кавказе.

The article deals with one of the most important direction of the Russian history - the features of the colonial policy of Russia at the North Caucasus.

The summary:

Ключевые слова:

общественно-политические процессы, демографические основы, военно-казачья и крестьянская колонизация.

Keywords:

social and political processes, demographic framework, mili-tary-and-cossack and peasant colonization.

На протяжении веков Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное пространство. Народы Северного Кавказа адаптировались к процессам распространения христианства, ислама, модернизации, сохраняя при этом свои самобытные культуры и морально-этнические ценности.

В статье рассматривается один из важнейших периодов отечественной истории - особенности колониальной политики России на Северном Кавказе.

Северный Кавказ в контексте современной глобальной политики представляет стратегический интерес, оставаясь открытым для внешнего мира, сохраняет свою уникальность, связанную с территориальными особенностями. На Всемирном форуме во Франции в 2000 г. отмечалось, что горные территории породили культуры, оригинальные и долговременные, как результат их территориальной обособленности, благодаря которой происходило их изолированное развитие.

Эти цивилизации часто переживали, сохранившись в своей оригинальной форме или в целом, другие земледельческие цивилизации, скорее подпадающие под городское влияние, вплоть до момента, когда они понемногу подчинялись «внешнему миру», «пришельцу» - с разной долей успеха, в зависимости от того, появился ли пришелец в образе торговца, колонизатора или воина. Тогда они либо оказывались отверженными и отграниченными вследствие своей архаичности и отсталости, либо напротив, добровольно или естественно ассимилировались в результате интеграции в более развитое общество с его ценностями [1, с. 2].

Присутствие русских в кавказском регионе имело место еще в Х в., когда на Таманском полуострове было образовано Тмутараканское княжество. С XVI в., после того как ключ объединения Евразии с распадом Золотой Орды перешел к России, некоторые племена, целые этнические сообщества начали добровольно принимать российское подданство. Этот факт отмечают в своей работе «Из истории дружественных связей народов Карачаево-Черкесии с русским народом» Д.А. Напсо и С.А. Чекменев [2, с. 16, 31].

Исторические хроники XVI-XVII вв. повествуют о том, что в Москву поступали многочисленные прошения и грамоты от народов Кавказа с просьбами о покровительстве и включении их в пределы России. О такой помощи в 1552 г., которая была оказана пятигорским черкесам, подвергавшимся систематическим притеснениям со стороны крымских татар, описывают в исследовании «Об оценке Кавказской войны с научных позиций историзма» А.М. Авраменко, О.В. Матвеев, П.П. Матющенко, В.Н. Ратушняк [3, с. 28].

Б.М. Джимов, опубликовал в кубанском научном сборнике «Кавказская война: уроки истории и современность» статью, где отмечает, что прибывшим в Москву адыгским князьям была обещана защита их народа «...от всех недругов», а Терскому казачьему гарнизону, основанному в середине xVl в., была поставлена задача исполнять «.государственную службу и оберегать Кабарду» [4, с. 8].

Князь Мещерский обращал внимание на необходимость обязательно учитывать роль народов Кавказа в присоединении края к России. В путевом дневнике, изданном в 1876 г., вскоре после окончания Кавказской войны писал: «Кавказ был завоеван как оружием русских, так и оружием туземцев Кавказа. На протяжении шестидесятилетней войны на Кавказе мы видим, что в этих войнах всюду и везде отличались тамошние туземцы. Они дали целую плеяду героев, достойных высших чинов и знаков отличия» [5, с. 126].

В монографии Б.Н. Миронова «Социальная история России в периоды империи» отмечается, что политика России до 1830 г. была толерантной к национальным особенностям и прагматической. С 1863 г. последовал переходный период, политика власти была направлена на административную интеграцию национальных окраин в состав империи, став всеобщей и форсированной. К этому добавилась языковокультурная унификация в форме русификации [6, с. 37].

Ф.А. Щербина, Б.М. Городецкий, П.П. Короленко внесли большой вклад в исследование политической, экономической и культурной жизни Кавказа.

С.С. Эсадзе в работах «Распространения русской власти на Кавказе» и «Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны» приводит перечень законодательных актов империи, которые позволяют лучше понять особенности колониальной политики России на Кавказе [7].

Труды кубанских ученых: П.А. Шацкого, Б.М. Джимова, В.Н. Ратушняка [8], коллективные монографии «Очерки истории Адыгеи» и «История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917)» - раскрывают историю народов Северного Кавказа, включая историю Адыгеи [9].

И.Ф. Мужев проводит глубокий анализ социально-экономического положения кавказского населения в монографии «Горцы Северного Кавказа в период империализма» [10].

Монография П.А. Смирнова «Политика России на Кавказе в XV|-XIX вв.» на большом временном фоне демонстрирует экономические аспекты национальной политики России на Кавказе [11].

Панорама жизни адыгейского народа представлена Б.М. Джимовым в исследовании «Социальноэкономическое положение адыгов в XIX в.» [12].

Историография советского периода дает трактовку процесса колонизации как фактор «добровольного вхождения народов Кавказа в состав России».

Постсоветская историография отличается радикализмом суждений и выводов. Так, известный тезис о «национально-освободительном» движении народов Кавказа М.А. Керашев, А.Х. Касумов, В.Х., И.Я. Куценко, Акаев, М.К. Аутлев и др. подменяют тезисом «геноцид».

Историография позднего периода, представленная такими учеными, как А.М. Авраменко, О.В. Матвеев, П.П. Матющенко, В.Н. Ратушняк, В.А. Матвеев, Д.А. Напсо, С.А. Чекменев, В. Кумыков, З.Я. Емтыль, Б.М. Джимов, процессы колонизации трактует умеренно и взвешенно [13].

«Махаджирство» подается как сложное многофакторное явление, в основе которого лежала пропаганда внутренняя и внешняя: России, Турции и национальных феодалов, старшин и мулл.

Демографические основы Кавказа исследуют А.В. Авксентьева и В.А. Шаповалов, этнополитиче-ские и этнокультурные последствия Кавказской войны О.В. Матвеев [14].

Целью правительства во вновь присоединенных территориях было постепенное слияние в одно политическое и экономическое целое с остальными территориями империи. В связи с этим необходимо было подчинить эти территории общероссийскому законодательству и общей системе управления. Однако особенности местных условий не всегда способствовали практическому осуществлению этих подходов, поэтому политику правительства можно считать в целом гибкой, преимущественно осторожной в зависимости от исторических и иных условий.

Такая оценка в целом созвучна с положениями «Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления», где отмечается, что «при всех проявлениях колониальных устремлений самодержавия необходимо характеризовать его политику в целом как лишенную этноцентристских приоритетов» [15, с. 290].

Л.С. Гатагова в исследовании «Империя: идентификационные проблемы», отмечает, что этносы интегрировались в структуру империи, так как им был навязан новый тип социализации при сохранении традиционных укладов [16, с. 340-342].

В.И. Козлов считает, что взаимодействие государства и проживавших на его территории этносов носило повсеместно двойственный характер. При этом основным вектором национальной политики было стремление к «большей этнической самостоятельности своих подданных», то есть поддержка «консоли-дационных, ассимиляционных или интеграционных процессов» или их создание. В свою очередь этносы стремились через посредство своей элиты к образованию собственной автономии либо даже государственности [17, с. 114].

В XIX в. усилился процесс присоединения к Российской империи различных национальных сообществ Северного Кавказа. За период с 1827 по 1831 гг. российское подданство приняли аварцы, значительная часть чеченцев, дигорцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, ряд кубанских аулов [18, с. 120]. Единение прикубанских народов с русским соответствовало национальным интересам России, обеспечивая безопасность ее южных границ, отвечало также и интересам коренных народов Кавказа.

Процесс колонизации Кубани в состав Российской империи осуществлялся на протяжении длительного периода, с конца XVIII до первой половины XIX в. Северный Кавказ был признан составной частью Российской империи в 1813 г. Гюлистанским мирным договором между Россией и Ираном. Положения договора рассматривали край в качестве неотъемлемой части России и «навечно». Эта позиция Ирана была подтверждена в 1828 г. Туркманчайским трактатом. Турция также подтвердила приоритет российского влияния на Кавказе Адрианопольским мирным договором [19, с. 4].

А.Г. Кавтарадзе утверждает, что стратегические интересы империи требовали распространения российской юрисдикции на нагорные районы, разъединявшие государственно-политическое пространство с народами и отдельными обществами, изъявлявшими намерение добровольно присоединиться к империи, или уже вошедшими в ее состав [20, с. 71]. «Непокорных» подчиняли силой, «по праву войны», отвечавшему признававшимся тогда в практике международных отношений нормами. Необходимо подчеркнуть, что само завоевание официально не воспринималось как покорение, а главное цель проводившейся по отношению к инородцам политики сводилась к гражданскому приобщению с народами России.

Территория бассейна реки Кубань и районы западного Причерноморья были заселены различными этнографическими группами адыгов - автохтонного этноса региона.

Адыги - древнейшие жители Северо-Западного Кавказа, их история своими корнями уходит в глубь веков. В формировании адыгского народа приняли участие и некавказские народы, прежде всего хеттские племена - коренное доиндоевропейское население Малой Азии. На протяжении своей многовековой истории древ-

ние адыги (черкесы) взаимодействовали со многими народами. Наибольшее влияние на этногенез и культуру адыгов оказали ираноязычные скифы и сарматы, однако это не привело к потере своего этнического лица.

В период средневековья адыги представляли собой значительную политическую силу на Северном Кавказе и играли видную роль в международных отношениях. Они поддерживали контакты с народами Кавказа, Крымским ханством, Русским государством, Великим княжеством Литовским, Польским королевством, Османской империей.

К началу российской колонизации, адыги были самым многочисленным народом и оказывали большое и многостороннее влияние в регионе.

Территория расселения адыгов начинается от северо-западной оконечности Большого Кавказского хребта. Они заселяли обширную территорию по обе стороны примерно на 275 км., после чего их земли переходили на северные склоны Кавказского хребта в бассейн рек Кубани, затем Терека, простираясь на юго-восток на 350 км.

По побережью Черного моря адыги занимали территорию протяженностью 250 км. от Анапы до Шахе.

Существовало 18 этнических подразделений адыгов. Наиболее значительными были натухайцы, шапсуги, абадзехи, егерукайцы, мамхеги, махоши, хатукайцы, бжедуги, темиргойцы, бесленейцы, кабардинцы.

С северо-запада от Черного моря жили натухайцы. Границами их поселений на берегу моря были устья рек Кубани и Пшада. На северном склоне Большого Кавказского хребта между Адагумом, Кубанью и Афипсом жили шапсуги. Это был так называемый Большой Шапсуг. На южном склоне шапсуги занимали все побережье от р. Пшад (Джубга) до р. Шахе (Малый Шапсуг).

На юго-востоке от Большого Шапсуга между реками Афипс и Белая (Шха-гуаша) жили абадзехи. Бжедуги, делившиеся на хамышейцев и черченейцев, севернее абадзехов до реки Кубань. Xамышейцы располагались от шапсугской границы до реки Псекупс. Черченейцы - на восток до реки Пшиш. По соседству с бжедугами в низовьях Кубани располагались жанеевцы, жившие среди натухайцев на Адагуме и шапсугов на р. Пшад, в 70 км. вниз по течению Кубани, на острове Каракубань.

Между нижним течением реки Пшиш и реки Белой жили хатукайцы вместе с адамийцами. Территорию между реками Белой и Лабой занимали темиргойцы, мамхеги, махоши и егерукайцы.

О численности населения пишет М.В. Покровский: «Сопоставляя имеющиеся данные, можно лишь приблизительно установить общую численность адыгского населения Западного Кавказа, к середине XIX в. она составляла примерно 700-750 тыс. человек» [21, с.16].

Начало процессу колонизации Кубани положила Жалованная грамота Екатерины II. В 1792-1794 гг. на Кубань из Запорожской Сечи переселяется Черноморское казачье войско. По мере административного утверждения Российской империи на Северо-Западном Кавказе начинается процесс его освоения.

После перехода всей территории Северо-Западного Кавказа под юрисдикцию Российской империи наступает переломный этап в истории русско-кавказских отношениях. Османская империя отказалась в пользу России от всего восточного берега Черного моря и уступила ей черкесские земли, лежавшие между Кубанью и морским берегом, вплоть до границы Абхазии, отделившейся от Турции еще двадцать лет назад.

Николай I в письме к начальнику Кавказского края генералу Нейдгарду писал: <Лочу упрочения нашего владычества краем, где признаю его покуда крайне шатким и неверным. Стоит взглянуть на карту, чтобы убедиться, что доколь соединяют Россию с Закавказьем один узкий перешеек, местами не шире двух или трех сажен, до того мы не можем отвечать за спокойствие и прочность нашего владычества. Из всего следует, что необходимо покорение враждебного нам населения Кавказа» [22, с. 19].

Как отмечают исследователи, методы России по завоеванию Западного Кавказа поначалу были щадящие: крейсерство морское и прибрежное, фактическое занятие берега, учреждение береговой черноморской линии и развитие торговли с горцами. Впоследствии, по мере углубления и затягивания конфликта методы колонизации переросли в жестокий план полного выселения горцев. Автором этого плана был генерал граф Н.И. Евдокимов.

В 1864 г. после более чем вековой войны, затратив огромные материальные средства и людские ресурсы, Россия завладела землями Западного Кавказа.

Последствия колониальной политики хорошо известны. Россия получила опустевший, безлюдный край. Из формировавшегося тысячелетиями культурного ландшафта был полностью вытеснен его основной, действующий антропогенный компонент - адыгейский этнос, глубоко адаптированный к среде обитания, с жизненными ценностями и миропониманием.

Xарактер каждого конкретного колонизационного процесса определяется, в первую очередь, совокупностью ряда таких основных факторов, как социально-экономическое состояние метрополий, специфика природной среды колонизуемой территории, особенности местного населения и направленность хозяйственного развития самих колоний.

Война привела к исходу значительной части местного населения в Турцию и страны Ближнего Востока. Этот этап кавказской истории получил название «махаджирство».

После окончания войны с 1863 по 1864 г/ в Турцию переселились 220 тыс. адыгов. Из них, по данным английского консула в Трапезунде, 10 тысяч человек были проданы в рабство, 100 тыс. умерли от голода и болезней, остальные расселились по Ближнему Востоку [23, с. 30].

По оценке А. Берже, в 1858-1865 гг. в Турцию ушло 45 023 натухайца, 23 337 абадзехов, 165 626 шапсугов, 10 500 бжедугов, 15 000 темиргойцев, махошей, егерукайцев, полностью выселились убыхи [24, с. 551].

После ухода коренного населения земли Северо-Западного Кавказа значительно опустели. Уменьшение численности коренного населения на Черноморском побережье Кавказа отмечает в 1882 г. известный русский живописец, участник событий, А.В. Верещагин [25, с. 5].

Черномория в начале XIX в. переживала упадок, посевные площади сокращались, урожайность снижалась. Население занималось в основном животноводством и рыболовством. Положение переселенцев на новом месте усложнялось особенностью климатических условий. Смертность значительно превышала рождаемость. За период с 1809 по 1811 гг. здесь умерло 7 315 человек, родилось всего 4 380 [26, с. 88].

В 1809-1812 гг. и в 1820-1825 гг. российское правительство провело масштабное переселение на Кубань малороссийских казаков из Полтавской, Черниговской, Xарьковской губерний. Одновременно в Кубанское войско были зачислены «турецкие» запорожцы (казаки упраздненного Усть-Дунайского Буджак-ского войска), солдаты регулярной армии, дворовые люди чиновников и дворян Черномории, жители южных губерний и Дона.

Изучение иногороднего населения, одного из компонентов российской колонизации Северного Кавказа, является также важной проблемой исторической науки. Иногородние являлись одной из наиболее социально активных групп населения, были носителями новых, капиталистических тенденций. Крестьянство переносило на новые земли свой предпринимательский опыт, передовые формы и методы ведения хозяйства.

Невойсковое население делилось на три группы: 1) иногородние, имеющие оседлость; 2) иногородние, оседлости не имеющие; 3) коренные жители невойскового сословия. К первой группе относились жители, приобретшие в станицах в собственность усадебные постройки с правом потомственного пользования находящейся под постройкой земли и с обязательством уплачивать за такое пользование «посаженную плату» (за каждую сажень земли). Лица второй группы проживали на квартирах или частновладельческих землях в качестве арендаторов. В третью группу входили те, кто устроился на казенных землях или приобрел земельные участки на правах частной собственности.

До 1861 г. постоянная оседлость невойскового населения на казачьей территории не допускалась. Основным контингентом иногородних в это время были беглые крепостные крестьяне, мещане, а также некоторые категории государственных крестьян. Среди них однодворцы, отставные солдаты и их семьи, казаки, вышедшие из состава казачьих полков, мастеровой люд и торговцы. Иногородних разыскивали и высылали. В то же время местная администрация была заинтересована в использовании труда крестьян.

В 1829 г. последовало Высочайшее повеление об определении бродяг, «не помнящих родства», зашедших в Кавказскую область, в работники к казакам. В 1833 г. указом Сената прием бродяг в кавказские казачьи полки был прекращен. До 1833 г. казенные крестьяне принимались в казаки по паспортам. После 1835 г. Комитет Министров разрешил допускать к поселению на восточном берегу Черного моря и в Анапе казенных крестьян, зашедших туда. Чтобы привлечь иногороднее население к несению «тягости» казачьей службы, по Высочайшему повелению в 1838 г. были зачислены в казаки около 2,5 тыс. чел. из самовольно поселившихся на земле Кавказского линейного казачьего войска государственных крестьян, купцов, мещан и «другого свободного состояния людей» как имеющих оседлость в станицах, так не имеющих, по желанию [27, с.469].В дореформенный период войсковое правительство запрещало поселение выходцев из неказачьих сословий в пределах Екатеринодара, что предопределило его сословную «замкнутость» [28, с. 119]. Население войскового города оставалось преимущественно казачьим. В 1843 г. наказной атаман Черноморского казачьего войска Заводовский ходатайствовал о разрешении иногородним торговцам и промышленникам приобретать в потомственную собственность усадебные места с правом возводить в них каменные дома, лавки и другие промышленные заведения, однако на это представление последовал отказ. Единственным городом, где позволялось селиться крестьянам, купцам, мещанам, стал основанный в 1848 г. Ейск.

В 1846 г. вышло предписание войскового правления станичным «не дозволять иногородним лицам иметь домообзаведение и пользоваться войсковою землей». Был назначен шестимесячный срок, в течение которого иногородние собственники должны были передать или продать свое имущество лицам войскового сословия. В 1853 г. Высочайше утвержденные правила запрещали свободный лов рыбы лицам «стороннего звания» на водах, принадлежащих Черноморскому войску. Устранения от рыбного промысла иногородних промышленников добивалась черноморская старшина, хотя согласно постановлению Сената, с 1845 г. войсковое рыболовство отдавалось на откуп рыбопромышленникам из иногородних [29, с. 227-228].

Правительство стояло на стороне казачества, опасаясь уменьшения наделов лиц войскового сословия и обеднения последних. Однако необходимость экономического освоения региона, заставило местную администрацию пойти на предоставление войсковых земель в арендное пользование иногородним. По инициативе генерал-лейтенанта Рашпиля в 1846 г. вышло предписание генерала Заводовского о взимании с иногородних платы за пастьбу скота и кошение сена на Куто-Ейском участке войсковой «пустопорожней» земли. Эта плата поступала в войсковую казну. В 1849 г. эти правила были распространены и на все «прочие случаи отвода иногородним людям войсковых сенокосных и пастбищных земель». В результате Войско и станичные общества приобретали новую доходную статью, а станицы новые способы к развитию общественного благоустройства.

60-е гг. XIX - время отмены крепостного права и завершение Кавказской войны. Предкавказье стало одним из основных районов, куда в поисках земли устремились крестьяне южнорусских и малороссийских губерний. Процесс этот был стихийным и нерегулируемым. В законодательстве вплоть до 1881 г. не было общих правил, определявших порядок переселения крестьян, но в целом законодательство стало более терпимым к жителям невойскового сословия. Правительство было заинтересовано в скорейшем заселении и хозяйственном освоении Северного Кавказа, однако интересы казачества охранялись как и прежде.

В 1861 г. главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский поставил перед правительством вопрос о разрешении селиться в г. Екатеринодаре и в станицах Кубанской области, в которых находились окружные правления, лицам невойскового сословия. При этом предусматривалась возможность приобретать дома, сады, заводы, магазины и лавки без права на поземельное устройство. Собственной властью Барятинский разрешил иногородним выпас домашнего скота на выгонных участках, приобретение усадебной

оседлости с обязательным взносом посаженной платы. Высочайшее повеление, по его представлению, состоялось в мае 1861 г.

В мае 1862 г. с целью окончательного покорения горских племен было издано «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта казаками и другими переселенцами из России», что открывало путь к заселению края не только казаками, но и государственными крестьянами. Закон определил долю земельного обеспечения переселенцев. Частное землевладение при этом было ограничено запретом отчуждать землю лицам невойскового сословия до особого распоряжение. Однако для развития промышленности купцам и фабрикантам разрешалось приобретать в станицах участки усадебной земли и строить торговые и фабричные заведения. Казакам также предоставлялось право продавать свои усадьбы, которые оставались на местах их прежнего жительства после переселения на передовые линии, иногородним. Таким образом, иногородние получали возможность селиться в станицах на правах постоянных жителей.

Задачи окончательного присоединения районов Кавказа, охваченных ранее движением горцев, вынуждало правительство следовать традиционной политике заселения края, отдавая предпочтение лицам казачьего сословия. Но в целях скорейшего освоения этих территорий правительство пошло на привлечение к этому лиц невойскового сословия, что положило начало активной крестьянской колонизации казачьих областей Северного Кавказа.

В 1868 г. правительство принимает указ «О дозволении лицам невойскового сословия приобретать недвижимую собственность в казачьих землях». Согласно этому указу, «во всех без изъятия казачьих войсках русские подданные невойскового сословия получили право приобретать в собственность существующие на войсковых, городских и станичных землях дома и всякого рода строения на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского или станичного общества. При этом земля продолжала оставаться собственностью войска.

Весть о том, что в казачьих станицах могут селиться и не казаки, быстро распространилась по России, и в область массами стали стекаться переселенцы. В 1878 г. в одной только Кубанской области число иногородних достигло 17,8 % от всего населения. В 1900 - 44,1 %. За тридцать лет (1878-1908) иногороднее население Кубани увеличилось в 12,5 раз и к 1913 г. составило 57,2 %.

Таким образом, с 60-х гг. иногородние крестьяне получили возможность приобретать право усадебной оседлости за уплату посаженных денег, право пользоваться общим с казаками выгоном для домашнего скота. Но иногородние крестьяне оставались без прав на поземельное устройство, а также прав «гражданских, казачьему сословию принадлежащих». В то же время жители казачьих станиц получили возможность сдавать в аренду предоставленные им земельные паевые наделы, передавать их лицам невойскового сословия на срок юртового передела. Высочайшим указом 1 870 лицам невойскового сословия было предоставлено право участвовать в станичных сходах при обсуждении дел, их касающихся.

В ходе массового крестьянского заселения казачьих областей Предкавказья во второй половине XIX в. огромную роль наряду с принятыми законами сыграли и такие факторы, как наличие громадных площадей пустовавших земель, низкие арендные цены на землю, малонаселенность края и высокие цены на рабочие руки. Вследствие постоянного притока на казачьи земли из других регионов страны, к началу XX в. ни на Кубани, ни на Тереке казаки уже не составляли большинства. Пришлое население не обеспечивалось землей. Исключением были те немногие, кто селился на казенных, а также купленных частновладельческих землях. Основная масса пришлого населения вынуждена была арендовать участки казачьих станичных, паевых, земель войскового запаса, земельные участки у коренных крестьян и горцев или же работать по найму.

С 80-х гг. XIX в. Военным Министерством, кавказской и местной казачьей администрацией стали приниматься меры к ограничению притока иногороднего крестьянства в Кубанскую и Терскую области. В мае 1883 г. в связи с ходатайством Главноначальствующего Гражданской Частью на Кавказе А.М. Дон-дукова-Корсакова был принят закон, согласно которому запрещалось дальнейшее переселение иногородних в станицы Кубанского и Терского войск без согласия станичных обществ.

В 1897 и 1899 гг. были приняты законы о переселении в Черноморскую губернию и о разрешении переселений на казенные земли Закавказья. В 1900 г. такое право получили иногородние Северного Кавказа русского происхождения и православного вероисповедания. Разрешение на переселение давалось тем, кто самостоятельно вел хозяйство, имел достаточное количество рабочих рук и денежных средств (300 руб.). С 1905 г. иногородние стали основным контингентом переселенцев в Закавказье и Черноморскую губернию.

Политика правительства на протяжении XIX - начала XX в. носила противоречивый характер. От содействия заселения региона крестьянами в 60-х гг. военная администрация уже с начала 80-х гг. перешла к ограничительным мерам. Такая непоследовательность была вызвана необходимостью экономического освоения края, с другой стороны, желанием сохранить неизменными основы казачьей сословной организации. Развитие отношений казаков и иногородних, сопровождавшееся то конфликтом, то компромиссом, в итоге вылилось в открытые столкновения в годы революций и гражданской войны.

Проблема будущего этнокультурных ценностей кавказских народов остается открытой. Она зависит от многих факторов: способности найти свое место в мире, не подражая другим, умения совмещать традиции и инновации. Ключевым в решении этой проблемы является понимание процесса взаимодействия этнокультурных ценностей в мире.

Ссылки:

1. Xартия горных народов // Известия «Горы Евразии». 1. 2000. Приложение № 2.

2. Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Из исто- 2.

рии дружественных связей народов Карачаево-Черкесии

с русским народом. Черкесск, 1993.

References (transliterated):

Hartiya gornyh narodov // Izvestiya «Gory Evrazii». 2000. Prilozhenie No. 2.

Napso D.A., Chekmenev S.A. Nadezhda i doverie. Iz istorii druzhestvennyh svyazey narodov Karachaevo-Cherkesii s russkim narodom. Cherkessk, 1993.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Авраменко А.М., Матвеев О.В., Матющенко П.П., Ратуш-няк В.Н. Об оценке Кавказской войны с научных позиций историзма // Кавказская война: уроки истории и современность: матер. науч. конф. Краснодар. 16-18 мая 1994 г. Краснодар, 1995.

Джимов Б.М. Политика ведущих держав и ее отражение в ходе Кавказской войны (конец XVIII - первая половина XIX вв.) // Кавказская война: уроки истории и современность: Матер. науч. конф. Краснодар, 16-18 мая 1994 г. Краснодар,1995.

Лурье С.В. Российская империя как этнокультурный феномен // Цивилизации и культуры. М., 1994. Вып. 1.

Миронов Б.Н. Социальная история России в периоды империи (XVIII - нач. XX в.). СПб., 1999.

Эсадзе С. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе. Тифлис, 1913 ; Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993. Шацкий П.А. Сельское хозяйство Предкавказья. 18611905 гг. // Некоторые вопросы социально-экономического развития Юго-Восточной России. Ставрополь, 1970. «Очерки истории Дыгеи». Майкоп, 1957 ; «История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917)». М., 1988.

«Очерки истории Адыгеи». Майкоп, 1957 ; «История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917)». М., 1988. Смирнов П.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М., 1958.

Джимов Б.М. Социально-экономическое положение адыгов в XIX в. Майкоп, 1986 ; Его же. Xарактер колониальной политики царизма на Северо-Западном Кавказе во второй половине XIX в. // Черкесия в XIX в.: Материалы Коше-хабльского форума «История - достояние народа». Майкоп, 1991.

Авраменко А.М., Матвеев О.В., Матющенко П.П., Ратушняк В.Н. История России и Кавказа в новейших исторических публикациях // Вопросы отечественной истории. Краснодар, 1995 ; Матвеев В.А. Был ли геноцид в России? // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 г. (Дикаревские чтения - 5). Краснодар, 1999 ; Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов Карачаево-Черкесии с русским народом. Черкесск, 1993 ; Кумыков В. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60 годах XIX в. в историческом кавказоведении. Нальчик, 1998 ; Емытль

З.Я. Адыгская интеллигенция. Начало XX в. Становление исторических взглядов. Майкоп, 1999.

Авксентьев А.В., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь, 1994 ; Матвеев О.В. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе и ее этнополитические этнокультурные последствия: дис.... канд. ист. наук. Краснодар, 1996.

Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1998.

Гатагова Л.С. Империя: идентификационные проблемы // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996.

Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999.

Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов Карачаево-Черкесии с русским народом. Черкесск, 1993.

Рамазанов АХ Социально-исторические особенности края в 20-х - начале 30-х гг. XIX в. // Газимухамед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Матер. Межд. науч. конф. 13-14 окт. 1993 г. Махачкала, 1997.

Кавтарадзе А.Г. Генерал А.П. Ермолов. Тула, 1977. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века. Краснодар, 1989.

Бурыкина Л.В. Переселенческое движение на СевероЗападный Кавказ в 90-е годы XVIII - 90-е годы XIX века. Майкоп, 2002.

Кубань: история, культура, курорты и туризм: учебное пособие. Краснодар, 2003.

Энциклопедически словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. Верещагин А.В. Исторический обзор колонизации Черноморского побережья Кавказа и его результаты. М., 1885. Бентковский И.В. Заселение Черноморья с 1792 по 1825 гг. Материалы для истории колонизации Северного Кавказа // Памятная книжка Кубанской области на 1881 г. Екатеринодар,1881.

Xрестоматия по истории Кубани. Краснодар, 1975. Часть 1. Бонарь В.В. Войсковой город Екатеринодар 1793-1867 гг. Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений российской империи. Краснодар,2000.

Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. Краснодар,1996.

3. Avramenko A.M., Matveev O.V., Matyushchenko P.P., Ratu-shnyak V.N. Ob otsenke Kavkazskoy voyny s nauchnyh pozitsiy istorizma // Kavkazskaya voyna: uroki istorii i sov-remennost': materials of scientific conference. Krasnodar. May 16-18, 1994. Krasnodar, 1995.

4. Dzhimov B.M. Politika vedushchih derzhav i ee otrazhenie v hode Kavkazskoy voyny (konets XVIII - pervaya polovina XIX vv.) // Kavkazskaya voyna: uroki istorii i sovremennost': materials of scientific conference. Krasnodar, May 16-18, 1994. Krasnodar, 1995.

5. Lur'e S.V. Rossiyskaya imperiya kak etnokul'turniy fenomen // Tsivilizatsii i kul'tury. M., 1994. Issue 1.

6. Mironov B.N. Sotsial'naya istoriya Rossii v periody imperii (XVIII - nach. XX v.). SPb., 1999.

7. Esadze S. Istoricheskiy ocherk rasprostraneniya russkoy vlasti na Kavkaze. Tiflis, 1913 ; Pokorenie Zapadnogo Kavkaza i okonchanie Kavkazskoy voyny. Maykop, 1993.

8. Shatskiy P.A. Sel'skoe hozyaystvo Predkavkaz'ya. 18611905 gg. // Nekotore voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Yugo-Vostochnoy Rossii. Stavropol', 1970.

9. «Ocherki istorii Dygei». Maykop, 1957 ; «Istoriya narodov Severnogo Kavkaza (konets XVIII - 1917)». M., 1988.

10. «Ocherki istorii Adygei». Maykop, 1957 ; «Istoriya narodov Severnogo Kavkaza (konets XVIII - 1917)». M., 1988.

11. Smirnov P.A. Politika Rossii na Kavkaze v XVI-XIX vv. M., 1958.

12. Dzhimov B.M. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie adygov v XIX v. Maykop, 1986 ; Also him. Harakter kolonial'noy poli-tiki tsarizma na Severo-Zapadnom Kavkaze vo vtoroy polovine XIX v. // Cherkesiya v XIX v.: Materialy Ko-shehabl'skogo foruma «Istoriya - dostoyanie naroda». Maykop, 1991.

13. Avramenko A.M., Matveev O.V., Matyushchenko P.P., Ratu-shnyak V.N. Istoriya Rossii i Kavkaza v noveyshih is-toricheskih publikatsiyah // Voprosy otechestvennoy istorii. Krasnodar, 1995 ; Matveev V.A. Byl li genotsid v Rossii? // Itogi fol'klorno-etnograficheskih issledovaniy etnicheskih kul'tur Kubani za 1998 g. (Dikarevskie chteniya - 5). Krasnodar, 1999 ; Napso D.A., Chekmenev S.A. Nadezhda i do-verie. Iz istorii druzhestvennyh svyazey narodov Karachaevo-Cherkesii s russkim narodom. Cherkessk, 1993 ; Kumykov V. Vopros o vyselenii adygov v Turtsiyu v 50-60 godah XIX v. v istoricheskom kavkazovedenii. Nal'chik, 1998 ; Emytl' Z.YA. Adygskaya intelligentsiya. Nachalo XX v. Stanovlenie is-toricheskih vzglyadov. Maykop, 1999.

14. Avksent'ev A.V., Shapovalov V.A. Etnosotsial'ne problemy Rossii. Stavropol', 1994 ; Matveev O.V. Kavkazskaya voyna na Severo-Zapadnom Kavkaze i ee etnopoliticheskie

etnokul'turne posledstviya: dis____kand. ist. nauk. Krasnodar,

1996.

15. Natsional'ne okrainy Rossiyskoy imperii: stanovlenie i razvitie sistemy upravleniya. M., 1998.

16. Gatagova L.S. Imperiya: identifikatsionne problemy // Is-toricheskie issledovaniya v Rossii. Tendentsii poslednih let. M., 1996.

17. Kozlov V.I. Etnos. Natsiya. Natsionalizm. Sushchnost' i prob-lematika. M., 1999.

18. Napso D.A., Chekmenev S.A. Nadezhda i doverie. Iz istorii druzhestvennyh svyazey narodov Karachaevo-Cherkesii s russkim narodom. Cherkessk, 1993.

19. Ramazanov A.H. Sotsial'no-istoricheskie osobennosti kraya v 20-h - nachale 30-h gg. XIX v. // Gazimuhamed i nachal'niy etap antifeodal'noy i antikolonial'noy bor'by narodov Dage-stana i Chechni. materials of international scientific conference. October 13-14, 1993. Mahachkala, 1997.

20. Kavtaradze A.G. General A.P. Ermolov. Tula, 1977.

21. Pokrovskiy M.V. Iz istorii adygov v kontse XVIII - pervoy polovine XIX veka. Krasnodar, 1989.

22. Burykina L.V. Pereselencheskoe dvizhenie na Severo-Zapadniy Kavkaz v 90-e gody XVIII - 90-e gody XIX veka. Maykop, 2002.

23. Kuban': istoriya, kul'tura, kurorty i turizm: uchebnoe posobie. Krasnodar, 2003.

24. Entsiklopedicheski slovar' po istorii Kubani s drevneyshih vremen do oktyabrya 1917 goda. Krasnodar, 1997.

25. Vereshchagin A.V. Istoricheskiy obzor kolonizatsii Cherno-morskogo poberezh'ya Kavkaza i ego rezul'taty. M., 1885.

26. Bentkovskiy I.V. Zaselenie Chernomor'ya s 1792 po 1825 gg. Materialy dlya istorii kolonizatsii Severnogo Kavkaza // Pa-myatnaya knizhka Kubanskoy oblasti na 1881 g. Ekaterino-dar, 1881.

27. Hrestomatiya po istorii Kubani. Krasnodar, 1975. Pt. 1.

28. Bonar' V.V. Voyskovoy gorod Ekaterinodar 1793-1867 gg. Istoriko-kul'turnaya spetsifika i funktsional'naya rol' v sisteme gorodskih poseleniy rossiyskoy imperii. Krasnodar, 2000.

29. Ocherki istorii Kubani s drevneyshih vremen do 1920 g. Krasnodar, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.