Научная статья на тему 'РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ - ОДНА ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ'

РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ - ОДНА ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чмут Г.А.

Цель. Данная статья направлена на изучение необходимости увеличения объема инвестиций в России и обоснование необходимости государственной поддержки инвестиционных проектов в условиях преодоления экономических последствий пандемии коронавируса. Структура/методология/подход. Повышение деловой активности предприятий в условиях проводимых мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией является среднесрочной задачей в достижении национальных целей развития России. Одной из национальных целей развития России является увеличение годового объема инвестиций к 2030 году не менее чем на семьдесят процентов по сравнению с 2020 годом [1]. Выйти на данный уровень поможет системная поддержка отечественных инвестиционных проектов. Особое внимание должно быть уделено инфраструктурным проектам, так как именно инфраструктура способна обеспечить экономическое процветание и основу для устойчивого и сбалансированного роста и развития, которые являются ключевыми целями «Группы двадцати» и способствуют продвижению национальных приоритетов развития. Однако мир в настоящее время сталкивается с недостаточным объемом инвестиций в инфраструктуру, что становится препятствием на пути экономического роста и развития [2]. С целью возможности обеспечения инвестиционного роста рассмотрены вопросы стимулирования частных инвестиций и механизмы финансирования инфраструктурных проектов на современном этапе. На основе мирового опыта финансирования инфраструктурных проектов обоснована целесообразность применения инфраструктурных займов в России. Основой методического аппарата исследования является концептуально-теоретическое обобщение методов стимулирования инвестиций на основе бюджетной, налоговой и инвестиционной политики России. Методологической основой являются фундаментальные положения экономической теории, теории государственных финансов, инвестиционной деятельности. Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике инвестиционной деятельности частными инвесторами, государственными и муниципальными органами власти при финансировании инвестиционных проектов. Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в теоретическом обобщении подходов в обосновании механизмов стимулирования частных инвестиций и источников финансирования инфраструктупных проектов, одним из которых являются инфраструктурные облигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чмут Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT GROWTH IS ONE OF THE NATIONAL DEVELOPMENT GOALS OF RUSSIA

This article is aimed at studying the need to increase the volume of investments in Russia and substantiating the need for state support for investment projects in overcoming the economic consequences of the coronavirus pandemic. Increasing the business activity of enterprises in the context of ongoing measures to combat coronavirus infection is a medium-term task in achieving the national development goals of Russia. One of the national development goals of Russia is to increase the annual volume of investments by 2030 by at least 70 percent in real terms compared to 2020 [1]. To reach this level, it is necessary to systematically support investment projects of domestic business. Special attention should be paid to infrastructure projects, since it is infrastructure that is the driving force of economic prosperity and provides a solid foundation for strong, sustainable, balanced growth and development, which are the key goals of the G20 and are crucial for advancing global, national and local development priorities. Nevertheless, the world still faces insufficient investment in new and existing infrastructure, which can become a serious obstacle to economic growth and development (Ministry of Finance official documents [2]. With the aim of ensuring investment growth, the issues of stimulating private investment and financing mechanisms for infrastructure projects at the present stage are considered. Based on the world experience in financing infrastructure projects, the expediency of using infrastructure loans in Russia has been substantiated. The basis of the methodological apparatus of the research is the conceptual and theoretical generalization of methods for stimulating investments on the basis of the budgetary, tax and investment policies of Russia. The methodological basis is the fundamental provisions of economic theory, the theory of public finance, investment activity. The conclusions and generalizations of the study can be applied in the practice of investment activities by private investors, state and municipal authorities when financing infrastructure projects. The scientific significance lies in the theoretical generalization of approaches to substantiating mechanisms for stimulating private investment and sources of financing infrastructure projects, one of which is infrastructure bonds

Текст научной работы на тему «РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ - ОДНА ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Чмут Г.А.,

к.э.н., доцент кафедры финансов, бухучета и налогообложения, ЧОУ ВО ЮУ (ИУБиП) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: galina-chmut@уandex/ru

РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ - ОДНА

ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ

JEL classification: E22, G24

Аннотация

Цель. Данная статья направлена на изучение необходимости увеличения объема инвестиций в России и обоснование необходимости государственной поддержки инвестиционных проектов в условиях преодоления экономических последствий пандемии коронавируса.

Структура/методология/подход. Повышение деловой активности предприятий в условиях проводимых мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией является среднесрочной задачей в достижении национальных целей развития России. Одной из национальных целей развития России является увеличение годового объема инвестиций к 2030 году не менее чем на семьдесят процентов по сравнению с 2020 годом [1]. Выйти на данный уровень поможет системная поддержка отечественных инвестиционных проектов. Особое внимание должно быть уделено инфраструктурным проектам, так как именно инфраструктура способна обеспечить экономическое процветание и основу для устойчивого и сбалансированного роста и развития, которые являются ключевыми целями «Группы двадцати» и способствуют продвижению национальных приоритетов развития. Однако мир в настоящее время сталкивается с недостаточным объемом инвестиций в инфраструктуру, что становится препятствием на пути экономического роста и развития [2]. С целью возможности обеспечения инвестиционного роста рассмотрены вопросы стимулирования частных инвестиций и меха-

низмы финансирования инфраструктурных проектов на современном этапе. На основе мирового опыта финансирования инфраструктурных проектов обоснована целесообразность применения инфраструктурных займов в России. Основой методического аппарата исследования является концептуально-теоретическое обобщение методов стимулирования инвестиций на основе бюджетной, налоговой и инвестиционной политики России. Методологической основой являются фундаментальные положения экономической теории, теории государственных финансов, инвестиционной деятельности.

Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике инвестиционной деятельности частными инвесторами, государственными и муниципальными органами власти при финансировании инвестиционных проектов.

Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в теоретическом обобщении подходов в обосновании механизмов стимулирования частных инвестиций и источников финансирования инфраструктупных проектов, одним из которых являются инфраструктурные облигации.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, частный инвестор, налоговые преференции, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, инфраструктурные облигации.

О.А. СНшШ

INVESTMENT GROWTH IS ONE OF THE NATIONAL DEVELOPMENT GOALS OF RUSSIA

Annotation

This article is aimed at studying the need to increase the volume of investments in Russia and substantiating the needfor state support for investment projects in overcoming the economic consequences of the coronavirus pandemic.

Increasing the business activity of enterprises in the context of ongoing measures to combat coronavirus infection is a medium-term

task in achieving the national development goals of Russia. One of the national development goals of Russia is to increase the annual volume of investments by 2030 by at least 70 percent in real terms compared to 2020 [1]. To reach this level, it is necessary to systematically support investment projects of domestic business. Special attention should be paid to infrastructure projects, since it is infrastructure that is the driving force of economic prosperity and provides a solid foundation for strong, sustainable, balanced growth and development, which are the key goals of the G20 and are crucial for advancing global, national and local development priorities. Nevertheless, the world still faces insufficient investment in new and existing infrastructure, which can become a serious obstacle to economic growth and development (Ministry of Finance official documents [2]. With the aim of ensuring investment growth, the issues of stimulating private investment and financing mechanisms for infrastructure projects at the present stage are considered. Based on the world experience in financing infrastructure projects, the expediency of using infrastructure loans in Russia has been substantiated. The basis of the methodological apparatus of the research is the conceptual and theoretical generalization of methods for stimulating investments on the basis of the budgetary, tax and investment policies of Russia. The methodological basis is the funda-mentalprovisions of economic theory, the theory ofpublic finance, investment activity.

The conclusions and generalizations of the study can be applied in the practice of investment activities by private investors, state and municipal authorities when financing infrastructure projects.

The scientific significance lies in the theoretical generalization of approaches to substantiating mechanisms for stimulating private investment and sources of financing infrastructure projects, one of which is infrastructure bonds

Keywords: investment activity, private investor, tax preferences, public-private partnership, concession agreement, infrastructure bonds.

Введение

На изменение валового внутреннего продукта оказывают влияние многие экономические факторы. Одним из таких факторов являются инвестиции. Инвестиции представляют собой мощнейший импульс для развития любой страны. Увеличение инвестиций, включая государственные, может способствовать оживлению экономической активности, создавая дополнительные рабочие места и увеличивая доходы населения. Однако структура и динамика инвестиций зависит от экономических, социальных и политических факторов. Так, в России в связи с пандемией коронавируса в 2020 году инвестиции сократились на 1,4 процента против 2019 года и составили 20118,4 млрд рублей, или 98,6% к уровню 2019 года, в сопоставимых ценах. При этом более 60% капитальных вложений на развитие экономики было направлено организациями частной формы собственности [3]. С целью стимулирования инвестиций в России в 2020 и 2021 гг. был создан налоговый инструментарий, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации могут уменьшить налогоплательщику, реализующему инвестиционный проект, сумму налога, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, в 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, стимулирующих частные инвестиции в сфере нефтедобычи и нефтегазо-переработки, а также введен налоговый вычет по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимической промышленности, заключивших с правительством РФ соответствующие инвестиционные соглашения. Кроме того, долгосрочное прогнозирование условий реализации инвестиционных проектов является важнейшим вопросом в принятии решения об инвестициях. С этой целью 1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон «О защите и поощрении инвестиций», согласно которому крупные инвестиционные проекты получают закрепленные налоговые условия на двадцатилетний срок, а вложения инвесторов в энергетическую, социальную, транс-

портную, цифровую и коммунальную инфраструктуру подлежат компенсации государством за счет поступивших в будущем налоговых платежей. Для поддержки инвестиционных проектов в промышленности правительством усовершенствован механизм специальных инвестиционных контрактов [20].

В основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов [5] предложены меры по стимулированию частных инвестиций.

Вместе с тем для развития бизнеса и социальной сферы необходимо развитие инфраструктуры - дорог, объектов жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, содержание и развитие которых осуществляется с участием органов государственной и муниципальной власти. Однако региональные и муниципальные органы власти не могут финансировать объекты инфраструктуры за счет своих бюджетов в полном объеме. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2020 год в основном является дефицитным. Так, по оценке Федерального казначейства семь из восьми федеральных округов имеют дефицитные бюджеты [4]. В связи с этим одним из решений данного вопроса является развитие государственно-частного партнерства. Еще одним немаловажным источником в финансировании инфраструктурных проектов, как показывает мировой опыт, должны являться инфраструктурные займы.

Материалы и методы

Валовой внутренний продукт является одним из главных макроэкономических показателей, который отражает состояние развития экономики любого государства. На изменения валового внутреннего продукта оказывают влияние многие экономические факторы. Ведущими среди этих факторов являются инвестиции. Можно утверждать, что указанное влияние имеет взаимосвязанный характер. Согласно мультипликативному эффекту, прирост инвестиций всегда приводит к увеличению национального дохода и способствует развитию страны. В то

же время инвестиции зависят как от экономических, так и от политических и социальных факторов. Тем не менее, используя инвестиционный мультипликатор, можно определить взаимосвязь между вложениями в национальную экономику и изменениями валового внутреннего продукта [3]. Учитывая влияние инвестиций на рост ВВП, одной из национальных целей развития России является увеличение годового объема инвестиций к 2030 году не менее чем на 70 процентов по сравнению с 2020 годом. С учетом этого увеличение производительности остается единственным возможным источником экономического роста, что также требует инвестиций.

На развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации организациями всех форм собственности в 2020 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, «использовано 20118,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 98,6% к уровню 2019 года (в сопоставимых ценах)» [3]. Таким образом, по итогам года инвестиции уменьшились на 1,4 процента. При этом организациями и предприятиями частной формы собственности в 2020 году направлено более 60 процентов капитальных вложений [3].

С целью поддержки и стимулирования инвестиций создан налоговый инструментарий, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 НК РФ, могут уменьшить налогоплательщику суммы налога, подлежащую зачислению в бюджеты этих субъектов. Кроме того, в 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в Налоговый кодекс, стимулирующих частные инвестиции. Так, с 2021 года введены вычеты рентных налогов (НДПИ) для отдельных участков недр в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки [5]. Согласно основным направлениям бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, «с 2022 года с целью развития новых проектов глубокой переработки по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимиче-ской промышленности, заключивших с Пра-

вительством РФ соответствующие инвестиционные соглашения, введен налоговый вычет; для резидентов Арктической зоны с 2021 года установлена нулевая ставка по федеральной составляющей налога на прибыль и предоставлено право регионам устанавливать пониженную ставку по региональной составляющей налога; для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе с 2020 года установлен пониженный тариф страховых взносов»[5].

Принципиальным вопросом роста инвестиций является долгосрочная предсказуемость условий реализации проектов. С этой целью в 2020 году принят Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [6], который обеспечивает стабильность реализующим инвестиционные проекты компаниям. Для этих целей заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений с участием Российской Федерации, при этом объем инвестиций должен быть от 250 млн рублей, а для субъекта Российской Федерации - от 200 млн рублей до 1 млрд рублей. Условиями соглашения является получение инвестором закрепленных налоговых условий на срок до двадцати лет, при этом инвестиции в энергетическую, транспортную, социальную, цифровую и коммунальную инфраструктуру могут быть возмещены государством за счет поступивших в будущем налоговых поступлений [21]. Преимуществами соглашения являются:

1) стабилизация налоговых условий реализации инвестиционных проектов на срок до 20 лет;

2) неизменность условий землепользования и градостроительной деятельности [7];

3) возмещение затрат на строительство и модернизацию инфраструктуры, включая расходы на выплату процентов по кредитам и займам, привлеченным на данные цели [8].

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» усовершенствован механизм специальных инвестиционных контрактов [9]. Данным законом установлено,

что одной стороной контракта должны выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование (причем совместно), с другой стороны - частный инвестор. В случае если объем инвестиций не превышает пятьдесят миллиардов рублей, то контракт на реализацию проекта заключается на срок до пятнадцати лет. Если же объем инвестиций превышает пятьдесят миллиардов рублей, то контракт заключается на срок до двадцати лет. При этом контракт заключается по результатам конкурсных процедур закупок. Заключение специальных инвестиционных контрактов без конкурсных процедур возможно только в том случае, если на участие в конкурсе подана только одна заявка или по решению президента РФ [9].

Механизм привлечения инвестиций с помощью государственно-частного или му-ниципально-частного партнерства предполагает распределение рисков между государством и бизнесом. Наиболее возможным решением безопасности рисков предлагается заключение концессионного соглашения как одной из форм ГЧП, в котором необходимо предусмотреть гарантии возврата вложенных средств. Это попытка обезопасить субъекты бизнеса и переложить часть ответственности на государство или муниципалитеты, так как на практике чаще всего коммерческий риск ложится на предпринимателя. Однако при правильном управлении рисками партнерство между государством и бизнесом позволит сторонам извлекать взаимную выгоду. Сотрудничество на партнерских началах выгодно, но для эффективного взаимодействия необходимо заранее рассчитывать и оценивать все вероятные риски и по возможности застраховать их [9]. Согласно данным Минэкономразвития России, «по состоянию на начало 2020 года в России насчитывалось почти 3,1 тыс. действующих либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств в размере более 1,7 трлн рублей, из которых 1,2 трлн рублей (или более 70%) составляют внебюджетные инвестиции [10]. При этом инвестиционные обязательства по таким

концессионным соглашениям составляют только 1,6% от ВВП России за 2019 год. Для сравнения в Великобритании этот уровень составляет не менее 6,6% от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии - 6,9% от ВВП, в Канаде - 8,1% от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру посредством концессий. Крупные концессионные соглашения являются немногочисленными: заключено всего 32 таких соглашения с объемом инвестиций от 10 млрд рублей и 93 соглашения с объемом инвестиций от 1 до 10 млрд рублей. Средний срок реализации концессионного соглашения составляет двенадцать лет» [10]. Государство заинтересовано в партнерстве с бизнесом при реализации государственно-частных проектов, так как это способствует повышению качества, уменьшению стоимости государственного заказа, привлечению дополнительных средств. Частный инвестор также заинтересован в партнерстве с государством, так как создается возможность получения прибыли в новых сферах, на условиях распределения рисков [11].

Инфраструктурные проекты, являясь долгосрочными стратегическими проектами, обеспечивают развитие территорий и являются одним из ключевых факторов,

определяющих потенциал роста экономики [12], способствуют сокращению экономического и социального неравенства и снижению уровня бедности. Участниками инфраструктурных проектов является значительный круг лиц (государственный и муниципальный сектора, частный сектор, финансовые, страховые, кредитные организации), которые нередко затрагивают сферы деятельности, являющиеся объектами государственного регулирования. Инфраструктурные инвестиции являются дорогостоящими инвестициями, требующими огромных финансовых вложений, с длительными сроками окупаемости, зависящими от множества внешних факторов, что делает инвестиции в инфраструктурные проекты высокорисковыми, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. В то же время государственный и муниципальный сектор не может в полной мере обеспечить финансирование инфраструктурных проектов из-за недостатка бюджетных средств (консолидированные бюджеты субъектов РФ являются дефицитными).

Информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по данным Федерального казначейства представлена ниже [4].

Таблица 1 - Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ _на 01.01.2021 (оперативные данные УФК), в млн рублей [4]_

Наименование Доходы Расходы Дефицит, профицит

Центральный феде- 5098943,8 5317696,5 -218752,7

ральный округ

Северо-западный фе- 1641380,4 1731898 - 90517,6

деральный округ

Южный федеральный 1203633,2 1212378,4 -8745,2

округ

Северо-Кавказский фе- 645492,9 642320,8 3172,1

деральный округ

Приволжский феде- 2092710,4 2210716,4 -118006,0

ральный округ

Уральский федераль- 1392281,2 1531179,1 -138897,9

ный округ

Сибирский федераль- 1508470,6 1577865,6 -69395,0

ный округ

Дальневосточный фе- 1314628,4 1350002,9 -35374,5

деральный округ

Для повышения инвестиционной активности в 2022-2024 годах основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предложены следующие меры:

- новый порядок предоставления инвестиционных налоговых льгот, согласно которому для получения льготы необходимо будет инвестору заключить с правительством РФ инвестиционное соглашение;

- льготный режим налогообложения резидентам специальных административных районов (при инвестировании в инфраструктуру субъекта не менее 300 млн рублей - пониженный налог на прибыль и дивиденды);

- введение на Курильских островах режима свободной таможенной зоны, предусматривающего освобождение инвесторов от уплаты ряда налогов, а также уплата данными лицами страховых взносов по пониженным тарифам;

- разработка мер по привлечению денежных средств физических лиц на финансовый рынок с использованием индивидуальных инвестиционных счетов;

- с целью вовлечения в разработку новых месторождений добычи углеводородного сырья необходимо совершенствование налогообложения в части добычи углеводородного сырья;

- предоставление кредитов из Фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных проектов;

- предоставление государственных гарантий РФ в целях привлечения российскими компаниями заемных ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов;

- реализация проектов транспортной инфраструктуры за счет льготных бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета;

- возмещение затрат на проведение капитального ремонта объектов инфраструктуры, находящихся в особых экономических зонах, субъектам РФ;

- увеличение до пятнадцати лет срока компенсации расходов субъектов Российской Федерации, направленных на созда-

ние и реконструкцию объектов инфраструктуры технопарков, индустриальных парков и особых экономических зон [5].

Еще одним источником финансирования инфраструктурных проектов, который распространен в развитых зарубежных странах и с помощью которого инфраструктурные проекты стали привлекательны широкому кругу инвесторов, являются инфраструктурные облигационные займы. Главная цель выпуска инфраструктурных облигаций - привлечение денежных средств на двадцать и более лет, которые направляются для финансирования инфраструктурных проектов. При этом характерной чертой этих облигаций является гарантия возврата средств частных инвесторов со стороны государства. Предоставленные гарантии и надежность компании-эмитента обеспечивают высокий кредитный рейтинг по таким облигациям, что, во-первых, дает возможность привлекать финансирование на выгодных условиях, во-вторых, выпустившим инфраструктурные облигации компаниям предоставляет доступ к финансированию со стороны инвесторов, таких как пенсионные фонды, страховые компании, коммерческие банки.

В мировой практике облигации, выпускаемые для финансирования инфраструктурных проектов, получили широкое распространение. Например, Всемирный банк выпускает облигации под проекты в области устойчивого развития с 1947 года

[13], а с 2008 года Всемирным банком запущена программа «зеленых» облигаций, которые представляют более узкий сегмент инфраструктурных облигаций. «Зеленые» облигации Всемирного банка выпускаются с целью привлечения ресурсов для поддержки проектов, которые связаны с изменением климата или окружающей среды

[14]. Финансирование инфраструктурных проектов с помощью облигационных займов также используется в США, Чили, Австралии, Индии, активно использовалось в Китае. Объем финансирования, полученный от размещения облигационных займов в этих странах, позволяет реализовывать до семидесяти процентов инфраструктурных

проектов. Примером инфраструктурных облигаций США могут служить revenue bonds, или облигации под общее обязательство -general obligation bonds, денежные гарантии по которым обеспечиваются не муниципальными органами власти, которые их выпускают, а денежным потоком от эксплуатации проекта, для финансирования которого и выпускались облигации [22]. Муниципальные облигации в США обеспечивают почти 65% объема финансирования инфраструктурных проектов. При этом около 65% держателей муниципальных облигаций -это частные инвесторы, которые приобретают эти облигации через паевые фонды или самостоятельно [16]. Выпуск инфраструктурных облигаций может осуществляться в соединении с механизмом TIF (tax increment financing), в рамках которого государство рассчитывается по долговым обязательствам в период реализации инвестиционного проекта за счет дополнительных налоговых поступлений. В российском законодательстве особенности инфраструктурных облигаций были определены только в 2020 году. Определение инфраструктурных облигаций и правила их выпуска были зафиксированы в положении «О стандартах эмиссии ценных бумаг» Центрального банка России [17]. Согласно этому документу инфраструктурными облигациями могут называться облигации, решение о выпуске или программа которых содержит одновременно несколько условий:

- все привлеченные средства должны быть направлены в объекты концессионного соглашения или соглашения государственного партнерства (ГЧП);

- описание проекта целевого финансирования;

- условия досрочного погашения облигаций в случае нецелевого использования средств;

- описание механизма контроля за целевым использованием привлеченных средств [22].

Привлеченные средства направляются на создание и развитие инфраструктуры путем заключения договоров займов.

В сентябре 2021 года с целью развития городов и жилищного строительства

Институт развития ДОМ РФ разместил инфраструктурные облигации на сумму 10 млрд рублей с погашением в 2024 году со ставкой купонного дохода на уровне 8 процентов годовых. За счет размещенных средств застройщики получат льготный заем на строительство социальных объектов, школ, детских садов, инженерной и внутригородской транспортной инфраструктуры. При этом ДОМ РФ будет осуществлять взаимосвязь между регионом и инвестором, гарантируя при этом возникающие у застройщика обязательства. Также субъекты Российской Федерации дополнительно предоставляют гарантии за застройщика в объеме 90% займа [23]. Необходимо отметить, что первый выпуск инфраструктурных облигаций, размещенный в июле 2021 года, получил наивысший кредитный рейтинг, что свидетельствует о том, что использование инфраструктурных облигаций позволит не только снизить стоимость жилищного строительства, но и поддержать экономику регионов за счет поступления доходов в бюджет от смежных со строительством инфраструктурных объектов отраслей. На основании изложенного можно констатировать, что выпуск инфраструктурных облигаций является целесообразным источником финансирования капиталоемких проектов для создания социальных, транспортных и инженерных объектов в регионах.

Обсуждения

Проблемы финансирования инвестиций и источники финансирования инфраструктурных проектов рассматривались многократно. Среди работ можно выделить работы М.Я. Веселовского [11], У.Ф. Шарпа, Г.Дж. Александера [18], О. Адам-чука, Ю.В. Акиньшиной [19]. Одним из используемых в мировой практике источников финансирования инфраструктурных проектов являются инфраструктурные займы. Инфраструктурные займы использовались в Австралии, США, Индии, Чили, а также в Китае. Почти семьдесят процентов всех инфраструктурных проектов в этих странах реализуется на средства, полученные от выпуска инфраструктурных облигаций [15]. Кроме того, обращает на себя

внимание опыт размещения муниципальных облигаций в США, которые обеспечивают около 65% финансирования инфраструктурных проектов. При этом около 65% держателей муниципальных облигаций - это частные индивидуальные инвесторы, которые покупают такие облигации либо через паевые фонды, либо самостоятельно [16]. При исследовании проблемы привлечения источников финансирования для инфраструктурных проектов в социальной сфере в работах обращается внимание на государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство и концессионное соглашение, подписание которого является необходимым условием размещения инфраструктурных облигаций. При этом необходимым условием является гарантирование возврата средств инвестору субъектом РФ.

Результаты

Рост инвестиций является одной из основных задач по реализации национальных проектов. Для достижения поставленных целей запланированы налоговые преференции ряду отраслей промышленности и территорий. Однако указанные меры в основном направлены на поддержку отраслей промышленности и нефтегазового сектора экономики. Принципиальным вопросом роста инвестиций является долгосрочная предсказуемость условий реализации проектов. С этой целью в 2020 году принят Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который обеспечивает инвесторам стабильность при реализации инвестиционных проектов. Для поддержки проектов в промышленности усовершенствован механизм специальных инвестиционных контрактов, при котором одной из сторон инвестиционного контракта совместно выступают органы государственной и муниципальной власти. Еще одним способом привлечения частных инвестиций в объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, является государственно-частное или му-ниципально-частное партнерство. Однако проведенные исследования свидетель-

ствуют о том, что инфраструктурные проекты часто включают большое количество сторон и нередко затрагивают сферу естественных монополий, например, автомагистрали или водоснабжение, где сохраняется значительное участие государства. Инвестиции в инфраструктуру требуют значительных объемов финансовых вложений, которые окупаются на протяжении многих лет. В то же время инфраструктурные проекты сопряжены с высокими рисками, что делает частные инвестиции в инфраструктуру трудно реализуемыми. Финансирование за счет средств субъектов РФ является также труднореализуемым из-за недостатка финансовых средств.

Используя мировой опыт финансирования инфраструктурных проектов, можно констатировать, что выпуск инфраструктурных облигаций в настоящее время является наиболее целесообразным источником финансирования инвестиций для создания социальных, транспортных и инженерных объектов в регионах. При этом, учитывая, что указанные инфраструктурные объекты реализуются с учетом концессионного соглашения или соглашения государственно-частного партнерства, а также с учетом дополнительного предоставления гарантии субъекта РФ, можно предположить, что размещение инфраструктурного займа сможет обеспечить высокий рейтинг облигациям и снижение риска невозврата средств инвестора.

Заключение

В данной статье рассмотрены вопросы необходимости роста инвестиций в России, механизмы стимулирования частных инвестиций в инвестиционные проекты и государственной поддержки инфраструктурных проектов. С целью стимулирования частных инвестиций рассмотрены существующие и предлагаемые в 2022 и 2024 годах налоговые преференции ряду отраслей промышленности, а также механизмы государственной поддержки инфраструктурных проектов.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что инфраструктурные проекты часто затрагивают сферу есте-

ственных монополий, например, автомагистрали или водоснабжение, где сохраняется значительное участие государства. Инвестиции в общественную инфраструктуру требуют значительных объемов финансовых вложений, которые окупаются на протяжении многих лет. В то же время инфраструктурные проекты сопряжены с высокими рисками, что делает частные инвестиции в инфраструктуру трудно реализуемыми. Финансирование за счет бюджетных средств является также трудно реализуемым в настоящее время из-за дефицитности консолидируемых бюджетов субъектов РФ. Используя мировой опыт финансирования инфраструктурных проектов, а также учитывая, что инфраструктурные объекты реализуются с учетом концессионного соглашения или соглашения государственно-частного партнерства, а также дополнительного предоставления гарантии субъекта РФ, можно предположить, что размещение инфраструктурного займа сможет обеспечить высокий рейтинг облигациям, снизить риск невозврата средств инвестору и обеспечить финансирование инфраструктурных проектов.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что рост инвестиций, являющийся одной из целей в реализации национальных планов в России, возможен с учетом перечисленных мероприятий и целесообразности применения инфраструктурных займов для финансирования общественных проектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития России на период до 2030 года» //СПС «Консультант Плюс»

2. Минфин России. Документы. Принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру// https://minfin.ru

3. Федеральная служба государственной статистики //Инвестиции в нефинансовые активы Режим доступа: http:// rosstat.gov.ru>investment_nonfinancial>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральное Казначейство. Оперативная информация. Режим доступа: http://roskazna.gov.ru>ispolnenie-byudzhetov/

5. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (утв. Минфином России) https://legalacts.ru

6. Федеральный закон от 01.04.2020 №№ 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

7. Постановление правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1577 «Об утверждении правил заключения, изменения, прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений» //СПС «Консультант Плюс»

8. Постановление правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1599 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат» //СПС «Консультант Плюс»

9. Чмут Г.А. Взаимодействие бизнеса и власти - необходимое условие экономического развития// Научно-практический журнал «Заметки ученого», 9/209.

10. Минэкономразвития России подготовило информационно-аналитический обзор о развитии ГЧП в России//^йр: economy.gov.ru>.. .news/mmekonomrazvitiya

11. Веселовский М.Я. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: современное состояние и перспективы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/

n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-innovatsi onnoy- sf

12. Srinivasu D.B., Srinivasa R. Infrastructure Development and Economic growth: Prospects and Perspective // Journal of Business Management & Social Sciences Research. January 2013. Vol. 2. No. 1. Pp. 81-91.

13. World Bank. Bonds for Sustainable Development / World Bank. 2021. URL: https:// pubdocs.worldbank.org/ en/397991549030936431/investor-presenta-tion-world-bank-bonds-Feb-2019.pdf

14. World Bank. What are Green Bonds? / World Bank. 2021. URL: http:// docu-ments1.worldbank.org/curated/ en/400251468187810398/pdf/99662-RE-VISED-WB-Green-Bond-Box393208B-PUB-LIC.pdf

15. The U.S. Securities and Exchange Commission. What are Municipal Bonds / The U.S. Securities and Exchange Commission. 2020. URL: https://www.sec.gov/munied

16. Фонд «Институт экономики города». Обзор практики финансирования развития городской инфраструктуры в зарубежных странах и в России, 2020. URL: http:// www.urbaneconomics.ru/sites/de-fault/files/praktika_primeneniya_infra-strukturnyh_obligaciy.pdf

17. Положение Банка России от 19.12.2019 г. № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_344933/

18. УФ. Шарпа, Г. Дж. Александера. Инвестиции : пер. с англ. / У.Ф. Шарп, Г. Дж. Александер, Дж. В. Бейли. Москва : Инфра-М, 2018. 1027: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/09/17/ 840351 -pravitelstvo-planiruet

19. Адамчук О., Акиньшина Ю. Госкомпания «Автодор» хочет занять у рынка 500 млрд рублей на строительство дорог // Сетевое издание «Ведомости», 2020. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2020/09/18/840345-goskompaniya-avtodor

20. Стенограмма совещания Путина о мерах по стимулированию инвестиционной

активности 11 марта 2021 года - Президент России http://prezident.org

21. Инвестиция и ВВП - существующая взаимосвязь https://investoriq.ru

22. Плескачев Ю.А., Пономарев Ю.Ю., Ростислав К.В. «Развитие инфраструктуры облигаций в России: требуется проработка нормативной базы и инструментов повышения привлекательности для инвесторов // Экономическое развитие России. 2021. Т.28 №5. С.40-50

23. Почему первые настоящие инфраструктурные облигации в России появились только сейчас //Forbes.ru https://forbes.ru

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of 21.07.2020 On the national development goals of Russia for the period up to 2030" // SPS Consultant Plus

2. The Ministry of Finance of the Russian Federation. Official documents. Principles of D20 on investments in high-quality infra-structure)//SPS "Consultant Plus"

3. Federal State Statistics Service //Investments in non-financial assets Access mode: http:// rosstat.gov.ru"investment_nonfi-nancial"

4. Federal Treasury. Operational information. Access mode: http://ros-kazna.gov.ru"ispolnenie-byudzhetov/

5. The main directions of budget, tax and tariff and customs policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 //SPS "Consultant Plus

6. Federal Law No. 69-FZ of 01.04.2020 "On Protection and Promotion of Investments in the Russian Federation"

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 01.10.2020 N 1577 "On Approval of the Rules for Concluding, Amending, Terminating Agreements on Protection and Promotion of Investments, Maintaining a Register of Protection agreements

8. The resolution of the government of the Russian Federation on 03.10.2020 N 1599 "On the procedure for the provision from the Federal budget of subsidies to legal entities (except for state (municipal) institutions of the state (municipal) enterprises) for reimbursement of expenses on creation (construction),

modernization and (or) providing reconstruction and (or) the accompanying infrastructure necessary for the implementation of the investment project in respect of which the agreement on the protection and promotion of investments and the expenses for payment of percent on credits and loans, the coupon payments on bonds raised for these purposes, and determine the amount of compensation cost" //SPS "Konsultant PLYUS"

9. Chmut G. A. Interaction of business and government is a necessary condition for economic development// Scientific and practical journal "Notes of a scientist

10. Ministry of Economic Development of Russia//Information and analytical review// On the development of public-private partnership

11. Veselovsky M.Ya. Public-private partnership in the innovation sphere: current state and prospects. - [Electronic resource]. -Access mode: URL:https://cyberleninka.ru/ar-ti cle/ n/gosudarstvenno-chastnoe-p artnerstvo-v-innovatsionnoy-sfere

12. Srinivasu D.B., Srinivasa R. Infrastructure Development and Economic growth: Prospects and Perspective // Journal of Business Management & Social Sciences Research. January 2013. Vol. 2. No. 1. Pp. 81-91.

13. World Bank. Bonds for Sustainable Development / World Bank. 2021. URL: https:// pubdocs.worldbank.org/ en/397991549030936431/investor-presenta-tion-world-bank-bonds-Feb-2019.pdf

14. World Bank. What are Green Bonds? / World Bank. 2021. URL: http:// docu-ments1.worldbank.org/curated/ en/400251468187810398/pdf/99662-RE-VISED-WB-Green-Bond-Box393208B-PUB-LIC.pdf

15. The U.S. Securities and Exchange Commission. What are Municipal Bonds / The U.S. Securities and Exchange Commission. 2020. URL: https://www.sec.gov/munied

16. Foundation "Institute of City Economics". Review of the practice of financing urban infrastructure development in foreign countries and in Russia, 2020. URL: http:// www.urbaneconomics.ru/sites/de-fault/files/praktika_primeneniya_infra-strukturnyh_obligaciy.pdf

17. Regulation of the Bank of Russia No. 706-P dated 19.12.2019 "On Standards for the Issue of Securities". URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_344933/

18. W.F. Sharpe, G. J. Alexander. Investments : translated from English / W.F. Sharp, G. J. Alexander, J. V. Bailey. Moscow: Infra-M, 2018. 1027: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/09/17/ 840351 -pravitelstvo-planiruet

19. Adamchuk O., Akinshina Y. Avtodor State Company wants to borrow 500 billion rubles from the market for road construction // Vedomosti online publication, 2020. URL

20. Transcript of Putin's meeting on measures to stimulate investment activity on March 11, 2021 - President of Russia http://prezident.org

21. Investment and GDP - the existing relationship https://investoriq.ru

22. Pleskachev Yu.A., Ponomarev Yu., Rostislav K.V. "Development of bond infrastructure in Russia: requires elaboration of the regulatory framework and tools to increase attractiveness for investors // Economic Development of Russia. 2021. T. 28. № 5. P. 40-50.

23. Why the first real infrastructure bonds in Russia appeared only now // Forbes.ru https://forbes.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.