Научная статья на тему 'РОСТ ЧИСЛА ЗАБОЛЕВШИХ МАЛЯРИЕЙ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ'

РОСТ ЧИСЛА ЗАБОЛЕВШИХ МАЛЯРИЕЙ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
13
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОСТ ЧИСЛА ЗАБОЛЕВШИХ МАЛЯРИЕЙ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ»

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

мотивирующих студентов на стоматологическом факультете к научно-исследовательской работе показал, что все факторы в той или иной степени влияют на вовлеченность опрошенных в научную деятельность. Повышение уровня знаний в выбранной теме выделили 47 % студентов, умение выступать на публике и вести дискуссии -42 %, умение обращаться с различными источниками и использовать их данные - 34 %, творческое и личностное саморазвитие отметили 32,5 %, умение аргументировать собственную точку зрения - 31 %, поиск информации для осмысления новых идей - 27,5 %. В рамках этого же исследования, подразумевается определение наиболее мотивирующего фактора для студентов каждого из курсов стоматологического факультета. Установлено, что студенты 1 и 2 курса наиболее мотивированы повышением своей репутации в классе/группе, перед преподавателем 32 % и 28 % соответственно, получением хорошей оценки на экзамене или автомата 20 % и 26,7 %, поиском информации для осмысления новых идей 18,2 % и 21,9 %, умением обращаться с различными источниками и использовать их данные 17,2 % и 21,2 %. На 3 курсе начинает повышаться интерес к новым знаниям в выбранной теме (17,8 %) и умению научиться грамотно, четко и логично выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения и аргументировать ее (15,7 %). Повышение уровня знаний в выбранной теме составляет 23,2 %, умение аргументировать собственную точку зрения - 21,6 %. Совсем другие интересы у 4 курса: получение дополнительных баллов при поступлении в университет/ординатуру/аспирантуру (44,8 %), новых знаний в выбранной теме (40 %). Студенты 5 курса хотят связать свою жизнь с наукой и стать учеными или научными работниками (47,1 %), студенты также отдают свои приоритеты практическому использованию полученных знаний в клинических случаях (40 %), формированию жизненного опыта (для себя как для пациента) (35,2 %).

Таким образом, на начальных (1 и 2) курсах студенты руководствуются лишь тем, что может облегчить их учебный процесс. Студенты 3 курса в равной степени заинтересованы в обучении и приобретение ораторских навыков. Ситуация приобретает другое направление на 4 и 5 курсах, где интересы определяют дальнейшее их будущее.

Литература

1. Абсалямова С.Г., Мухаметгалиева Ч.Ф., Хуснуллова А.Р. Активизация научно-исследовательской работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015;2(4):717-721.

2. Каландаришвили З.Н., Кочисов В.К. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов современном вузе. Международный студенческий научный вестник. 2015; 1:23.

3. Вопияшина Я.А., Пшеничнова И.В. Проблемы становления научной мотивации студентов-первокурсников. Международный студенческий научный вестник. 2017;4-5:679-681.

4. Петрова А.П., Малышева Т.П., Сидакова И.А. Типология личности студента и преподавателя. Стоматология - наука и практика, перспективы развития. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 55-летию кафедры терапевтической стоматологии и 50-летию кафедры ортопедической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета (в рамках Всероссийской студенческой олимпиады «Стоматология Юга - 2020»). Волгоград, 2020. С. 119-121.

5. Терентьев И.Г., Абелевич А.И., Светозарский С.Н. Научный потенциал студента медицинского вуза. Высшее образование в России. 2011;12:120-124.

6. Мартюшев Н.В., Синогина Е.С., Шереметьева У.М. Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научных работ. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013;1:48-52.

РОСТ ЧИСЛА ЗАБОЛЕВШИХ МАЛЯРИЕЙ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ

Моисеева В.С.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Горшенин А.В., канд. ист. наук, доцент

Малярия является трансмиссивным заболеванием, вызываемым малярийными плазмодиями, переносчиком которых является комар рода АпорИеЬэ. Проявляется болезнь приступами лихорадки, увеличением размеров селезенки и печени, анемией, имеет склонность к рецидивам.

Планомерная борьба с малярией в СССР проходила в 1920-1930-е гг., благодаря которой заболеваемость значительно снизилась. С началом Великой Отечественной войны в ряде регионов страны наблюдался рост числа заболевших.

Целью работы является определение причин вспышки малярии в Куйбышевской области в 1941-1945 гг., а также характеристика особенностей данного заболевания в этот период.

Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы неопубликованные документы Центрального государственного архива Самарской области и Самарского областного государственного архива социально-политической истории. В результате изучения отчетов местных здравотделов, партийных и советских органов управления Куйбышевской области за годы войны нам удалось установить причины роста числа заболевших и охарактеризовать ее особенности.

Результаты исследования. Увеличение заболеваемости малярией по Куйбышевской области с началом Великой Отечественной войны было повсеместным: из 38 районов области значительное число заболевших наблюдалось в 32 районах. При этом отмечалось усиление тяжести клинической картины. Наибольший рост наблюдался к 1943 г. Если за

Биомедицинская этика, история медицины, лингвистика в медицине

1941 г. число заболевших малярией по Куйбышевской области составляло 27 029 человек, в 1942 г. - 29 240, то уже за 1943 г. это число составило 37 793 больных.

Тяжелейший урон малярия нанесла промышленности Куйбышевской области, являвшийся крупным индустриальным тыловым регионом. Так, из-за малярии в 1943 г. только по заводу № 102 было потеряно 3455 рабочих дней, по заводу № 15 - 3470, а по заводу № 309 - 5429. Больничные отпуска по малярии составляли в 1942-1943 гг. около 20-30 % от общего числа заболевших.

Объяснением такого эпидемического неблагополучия являются следующие причины:

1. Гораздо более тесный контакт с комарами-переносчиками, нежели в предыдущие годы.

2. Резкий недостаток медикаментов для борьбы с болезнью.

3. Прибытие в Куйбышевскую область населения из сильно пораженных малярией регионов: Воронежской области, Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья.

4. Органы здравоохранения региона не рассматривали малярию как эпидемическое заболевание. Поэтому в начале ее вспышек городские и районные советы не смогли обеспечить жесткого выполнения всех противомалярийных требований.

Мобилизация медицинских ресурсов и жесткая линия местной власти позволили к концу войны наблюдать снижение числа заболевших. Этому способствовала слаженная работа 19 малярийных станций и 11 малярийных пунктов, усиленная деятельность по проведению систематического и противорецидивного лечения у населения, а также медикаментозной профилактики. Параллельно осуществлялся комплекс гидротехнических мероприятий и обработки водоемов.

Вывод. Анализ архивных документов и комплексное рассмотрение заболеваемости малярией в Куйбышевской области в период Великой Отечественной войны позволил установить причины роста заболеваемости малярией, а также определить особенности болезни и имевшиеся ресурсы региона для ее снижения.

ЯТРОГЕНИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В МЕДИЦИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Новожилова Е.А., Дзюбенко Д.В., Абуталипова А.Ю.

Московский Медицинский Университет «Реавиз», Москва, Россия Научный руководитель: Запариванный Р.И., канд. ист. наук

Цель: исследовать закономерность возникновения различных форм ятрогенных заболеваний у жителей г. Москвы и Московской области, а также проследить за актуальностью данной проблемы.

Задачи исследования:

Выявить частоту ятрогенных заболеваний в обществе.

Обратить внимание на возрастную категорию, которая наиболее часто сталкивается с этим.

Выяснить, где наиболее часто встречается данное поведение специалистов. Проанализировать, ряд каких специалистов наиболее часто оказывает такое влияние на пациентов.

Материалы и методы. В ходе работы произведен соцопрос жителей г. Москвы и ближнего Подмосковья. В опросе приняли участие 55 человек разных возрастных групп. На основании полученных при опросе данных произвеся анализ, который показал какой процент населения был подвержен ятрогении.

Результаты исследования. В данном опросе приняли участие 34 женщины и 21 мужчина, возрастной диапазон которых составил от 17 до 65 лет. Данные исследования показали, что 74 % участников хотя бы раз столкнулись с этой проблемой. Выяснилось, что ятрогения распространена среди всех анализируемых возрастных групп, но лидирующую позицию по количеству жалоб занимают подростки в возрасте от 12 до 17 лет, на них приходится 35,7 %. Также выявлено, что наиболее частым последствием является психологическая травма, нежели вред, нанесенный здоровью. По причине некорректного и халатного отношения врачей, а также медицинского персонала, вытекают различные фобии и боязнь повторных обследований в данной сфере. В ходе опроса было выявлено, что мнения участников разошлись, так как проявление ятрогении было как со стороны врачей (81,6 %), так и со стороны медицинского персонала (18,4 %).

Заключение. Таким образом, проанализировав данные участников разных городов, можно сказать, что проблема особенно актуальна в сфере медицины. Встречается она в разных мед. учреждениях и в различных сферах услуг. Также необходимо уделять этому особое внимание для снижения риска попадания пациентов в такие ситуации.

Литература

1. Балясный М. М. О расширении понятия ятрогения и ее новой классификации. Новые методы диагностики, лечения и профилактики нервных и психических болезней. Харьков, 1982. С. 375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.