Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прошин Т.А., Петров А.С., Савкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ»

Биомедицинская этика, история медицины, лингвистика в медицине

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ

Коровушкина К.В.

Саратовский медицинский университет «Реавиз», Саратов, Россия Научный руководитель: Ищенко Ю.В., канд. ист. наук

Введение. К концу 1950-х гг. в стране сложилась довольно развитая система здравоохранения, включавшая в себя, помимо лечебно-профилактического и санитарного обслуживания населения, подготовку и переподготовку медицинских кадров, научно-исследовательскую работу в области медицины.

Цель исследования: изучение исторического опыта развития здравоохранения в Саратовской области, выявление и обобщение новых данных по истории регионального здравоохранения.

Материалы и методы исследования: анализ архивных материалов из фондов Государственного архива Саратовской области, а также медицинской, статистической и иной литературы, обобщение (синтез) и систематизация полученных данных.

Результаты исследования. В 1958 г. был принят семилетний план развития народного хозяйства на 1959-1965 гг., определявший многие показатели развития здравоохранения на указанный период.

Увеличение числа койко-мест в Саратовской области происходило, с одной стороны, путем строительства новых больниц, что отражало общесоюзную тенденцию. С другой стороны, численность хирургических койко-мест увеличивалось за счет расширения существующих лечебных учреждений и реорганизация ряда городских больниц в центральные больницы сельских районов (Балашовская, Пугачевская и др.).

Благодаря предпринятым мерам количество больничных коек в области было увеличено.

С целью развития специализированной помощи населению областной отдел здравоохранения проводил работу по укрупнению стационарных учреждений.

К этому времени районные здравотделы объединялись с районными больницами, а санитарно-эпидемиологические станции сливались с больницами на правах соответствующих отделений. Во главе этого объединения становился главный врач района.

Росла также и численность первичных сельских лечебно-профилактических учреждений, что имело особенное значение в деле приближения медицинской помощи к населению российской глубинки.

В рамках профилактических мероприятий ежегодно все большее количество населения охватывалось диспансерным обследованием.

Заключение. Таким образом, как показывает исторический анализ, в обозначенный хронологическими рамками период происходила реорганизация районного звена сельского здравоохранения и укрепление материальной базы лечебно-профилактических учреждений села, что, в свою очередь, обусловливало доступность медицинского обслуживания для населения. Вместе с тем, проводимые в обозначенный хронологическими рамками период организационные мероприятия так и не сумели разрешить целый ряд проблем и противоречий.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Прошин Т.А., Петров А.С., Савкина А.А.

Саратовский медицинский университет «Реавиз», Саратов, Россия Научные руководители: Аристова И. С., канд. мед. наук, доцент, Прошин А.Г., канд. мед. наук, доцент

Введение. Научно-исследовательская работа (НИР) студентов одна из главных форм обучения. НИР как одно из звеньев учебной работы предусматривается учебным планом (согласно ФГОС ВО) и реализуется во многих медицинских вузах России [1, 2]. У студентов формируется потребность в самосовершенствовании, самообразовании и изучении учебного материала, выходящего за рамки образовательной программы, что во множестве случаев создает проблему [3, 4]. Большинство студентов теряется в этой информации и здесь им на помощь приходят навыки, которые будут получены при написании научной работы [5]. По функциональности исследовательская деятельность как один из видов познавательной деятельности человека характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказуемостью и точностью [6].

Цель: изучить факторы мотивации студентов к выполнению научно-исследовательской работы на различных курсах стоматологического факультета.

Материалы и методы. Исследование проводилось методом анкетирования студентов в количестве 120 человек. Студентам была предоставлена анкета, которая включала вопросы, сосредоточенные на определении факторов, мотивирующих студентов различных курсов к выполнению научно-исследовательской работы. Анализ был проведен на сайте Webanketa.com.

Результаты. Отвечая на вопрос, касающийся заинтересованности студентов в написании научно-исследовательской работы, самыми популярными ответами среди опрошенных оказались: дополнительные баллы при поступлении в ординатуру (48,33 %), умение грамотно, четко и логично выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения и аргументировать ее (42,5 %), новые знания в выбранной теме и получение экзамена автоматом (по 37,5 %). Анализ факторов,

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение

мотивирующих студентов на стоматологическом факультете к научно-исследовательской работе показал, что все факторы в той или иной степени влияют на вовлеченность опрошенных в научную деятельность. Повышение уровня знаний в выбранной теме выделили 47 % студентов, умение выступать на публике и вести дискуссии -42 %, умение обращаться с различными источниками и использовать их данные - 34 %, творческое и личностное саморазвитие отметили 32,5 %, умение аргументировать собственную точку зрения - 31 %, поиск информации для осмысления новых идей - 27,5 %. В рамках этого же исследования, подразумевается определение наиболее мотивирующего фактора для студентов каждого из курсов стоматологического факультета. Установлено, что студенты 1 и 2 курса наиболее мотивированы повышением своей репутации в классе/группе, перед преподавателем 32 % и 28 % соответственно, получением хорошей оценки на экзамене или автомата 20 % и 26,7 %, поиском информации для осмысления новых идей 18,2 % и 21,9 %, умением обращаться с различными источниками и использовать их данные 17,2 % и 21,2 %. На 3 курсе начинает повышаться интерес к новым знаниям в выбранной теме (17,8 %) и умению научиться грамотно, четко и логично выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения и аргументировать ее (15,7 %). Повышение уровня знаний в выбранной теме составляет 23,2 %, умение аргументировать собственную точку зрения - 21,6 %. Совсем другие интересы у 4 курса: получение дополнительных баллов при поступлении в университет/ординатуру/аспирантуру (44,8 %), новых знаний в выбранной теме (40 %). Студенты 5 курса хотят связать свою жизнь с наукой и стать учеными или научными работниками (47,1 %), студенты также отдают свои приоритеты практическому использованию полученных знаний в клинических случаях (40 %), формированию жизненного опыта (для себя как для пациента) (35,2 %).

Таким образом, на начальных (1 и 2) курсах студенты руководствуются лишь тем, что может облегчить их учебный процесс. Студенты 3 курса в равной степени заинтересованы в обучении и приобретение ораторских навыков. Ситуация приобретает другое направление на 4 и 5 курсах, где интересы определяют дальнейшее их будущее.

Литература

1. Абсалямова С.Г., Мухаметгалиева Ч.Ф., Хуснуллова А.Р. Активизация научно-исследовательской работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015;2(4):717-721.

2. Каландаришвили З.Н., Кочисов В.К. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов современном вузе. Международный студенческий научный вестник. 2015; 1:23.

3. Вопияшина Я.А., Пшеничнова И.В. Проблемы становления научной мотивации студентов-первокурсников. Международный студенческий научный вестник. 2017;4-5:679-681.

4. Петрова А.П., Малышева Т.П., Сидакова И.А. Типология личности студента и преподавателя. Стоматология - наука и практика, перспективы развития. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 55-летию кафедры терапевтической стоматологии и 50-летию кафедры ортопедической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета (в рамках Всероссийской студенческой олимпиады «Стоматология Юга - 2020»). Волгоград, 2020. С. 119-121.

5. Терентьев И.Г., Абелевич А.И., Светозарский С.Н. Научный потенциал студента медицинского вуза. Высшее образование в России. 2011;12:120-124.

6. Мартюшев Н.В., Синогина Е.С., Шереметьева У.М. Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научных работ. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013;1:48-52.

РОСТ ЧИСЛА ЗАБОЛЕВШИХ МАЛЯРИЕЙ В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ

Моисеева В.С.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Горшенин А.В., канд. ист. наук, доцент

Малярия является трансмиссивным заболеванием, вызываемым малярийными плазмодиями, переносчиком которых является комар рода АпорИеЬэ. Проявляется болезнь приступами лихорадки, увеличением размеров селезенки и печени, анемией, имеет склонность к рецидивам.

Планомерная борьба с малярией в СССР проходила в 1920-1930-е гг., благодаря которой заболеваемость значительно снизилась. С началом Великой Отечественной войны в ряде регионов страны наблюдался рост числа заболевших.

Целью работы является определение причин вспышки малярии в Куйбышевской области в 1941-1945 гг., а также характеристика особенностей данного заболевания в этот период.

Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы неопубликованные документы Центрального государственного архива Самарской области и Самарского областного государственного архива социально-политической истории. В результате изучения отчетов местных здравотделов, партийных и советских органов управления Куйбышевской области за годы войны нам удалось установить причины роста числа заболевших и охарактеризовать ее особенности.

Результаты исследования. Увеличение заболеваемости малярией по Куйбышевской области с началом Великой Отечественной войны было повсеместным: из 38 районов области значительное число заболевших наблюдалось в 32 районах. При этом отмечалось усиление тяжести клинической картины. Наибольший рост наблюдался к 1943 г. Если за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.