Научная статья на тему 'РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ'

РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРОБИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балкизов М.Х., Барагунова Б.А., Хабалов Т.Х.

Состояние сельского хозяйства в России сравнивается с условиями сельскохозяйственного производства других стран - участниц ВТО. Рассмотрены три вида внутренней поддержки по правилам ВТО, получивших название «корзин»: «зеленая», «голубая» и «жѐлтая». Показаны как положительные аспекты для АПК от вступления России в ВТО, так и отрицательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AGRICULTURE IN THE WTO: THE PROS AND CONS

The state of agriculture in Russia is compared with the conditions of agricultural production in other countries - participants of the WTO. Are considered three types of domestic support under the WTO rules, known as "baskets": "green", "blue" and "yellow". Shown as positive aspects for the AIC of Russia's entry into the WTO, as well as negative.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

4. Государственная программа развития сельского хозяйства КБР до 2020 г. «аПейах-russia.ru».

5. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 13 ноября 2012 г. N 84-РЗ "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2012 годы".

6. О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2011 годы" (утратил силу с 04.05.2010 на основании Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.04.2010 N 20-РЗ).

7. Постановление Правительства КБР от 25 октября 2013 года №290-1-1111 "О правилах пре-

доставления в 2013 году субсидий на развитие производства овощей в КБР".

8. Приказ МСХ КБР от 8 ноября 2013 года №84 "О сроке предоставления документов для получения субсидий и ставках субсидий на возмещение части затрат на развитие производства овощей в КБР в 2013 году.

9. Федеральный закон от 29.12.2006. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

10. Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2008. - №7. - С. 1-8.

УДК 338.436.33

РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Балкизов М. Х., доктор экономических наук, профессор Барагунова Б. А., кандидат экономических наук, доцент Хабалов Т. Х., аспирант

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

RUSSIAN AGRICULTURE IN THE WTO: THE PROS AND CONS

Balkizov M. H., Doctor of Economics, Professor Baragunova B. A., Candidate of Economics, Associate Professor Habalov T. H., Post-graduate student FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Состояние сельского хозяйства в России сравнивается с условиями сельскохозяйственного производства других стран - участниц ВТО. Рассмотрены три вида внутренней поддержки по правилам ВТО, получивших название «корзин»: «зеленая», «голубая» и «жёлтая». Показаны как положительные аспекты для АПК от вступления России в ВТО, так и отрицательные.

Ключевые слова: внешнеторговая организация, сельское хозяйство, государственная поддержка, агробизнес.

The state of agriculture in Russia is compared with the conditions of agricultural production in other countries - participants of the WTO. Are considered three types of domestic support under the WTO rules, known as "baskets": "green", "blue" and "yellow". Shown as positive aspects for the AIC of Russia's entry into the WTO, as well as negative.

Key words: foreign trade organization, agriculture, government support, agri-business.

Сельское хозяйство - это наиболее чувствительная отрасль, в которой могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО. Самыми

трудными были переговоры о согласовании позиций по сельскому хозяйству. Российские сельхозпроизводители начинают понимать, что конкуренция - вещь жесткая и надо быть к ней готовым. По правилам ВТО России пришлось от-

казываться от тех методов поддержки аграриев, которые уже широко использовались.

По аграрному сектору ВТО ставит перед собой две цели. Первая - добиться, чтобы при пересечении границы цена товара не менялась: для этого при вступлении в ВТО и на последующие годы каждая страна берет на себя обязательства, направленные на сокращение таможенных пошлин и квот. Вторая цель - сократить расходы бюджета на меры поддержки, которые ведут к искажению рынка. Это поддержка цен на отдельные виды продукции, субсидирование приобретения ресурсов. Как считают в ВТО, производители, у которых затраты ниже, а качество выше и должны заниматься производством каждого вида продукции.

К удорожанию продукции и к увеличению расходов населения ведет поддержка государства цены продукции или субсидирование приобретения сырья. Это же ведёт и к искажению рыночных условий и ограничению конкуренции. В соответствии с правилами ВТО по инициативе Минсельхоза России разработан и принят Федеральный закон от 23.07.2013 № 236-Ф3 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [2].

В сфере АПК господдержка дополняется новой формой - поддержка сельхозтоваропроизводителей, производящих продукцию на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными считаются территории с плохими природно-климатическими, почвенными и географическими факторами, из-за которых уровень доходов сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по стране. Сельскохозяйственная деятельность в таких регионах необходима для повышения уровня доходов сельского населения, сохранения традиционного уклада жизни, обеспечения занятости. Правительством установлены порядок и критерии определения неблагоприятных территорий. Такие затраты не ограничиваются ВТО.

Вопросы сельского хозяйства в рамках ВТО рассматривались в двух соглашениях: Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Соглашение по сельскому хозяйству регулирует меры поддержки сельского хозяйства, которые делятся на два основных блока: первый - внутренняя поддержка, второй - экспортные субсидии.

Внутренняя поддержка по правилам ВТО разделяется на три вида, получивших название «корзин»: «зеленую», «голубую» и «янтарную» (или «жёлтую»). Меры поддержки делятся в соответствии со степенью искажающего воздейст-

вия на торговлю, то есть степени влияния на себестоимость и цену реализации продукции.

«Зеленая» корзина - это меры поддержки, которые не оказывают искажающего воздействия на торговлю: совершенствование инфраструктуры, подготовка кадров, маркетинг и продвижение на рынок, ветеринарные и фитосани-тарные мероприятия, научные исследования, программы помощи неблагоприятным для сельского хозяйства регионам, внутренняя продовольственная помощь, программы страхования урожая. Это разрешённая поддержка. Данные меры могут применяться без ограничений. Ею активно пользуются развитые страны. В ЕС и США объем поддержки отрасли в рамках мер «зеленой» корзины составляет до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.

«Голубая» корзина - это меры, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции: прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов. Такие программы предусматривают сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве, сокращение занятости в сельском хозяйстве, выведение земли из сельскохозяйственного оборота. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках ВТО по сокращению внутренней поддержки. В России такие меры практически не используются.

«Жёлтая» корзина - это меры искажающего воздействия на торговлю продукцией сельского хозяйства, которые подлежат сокращению. К «жёлтой» корзине относятся: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ и электричество и т. д. Обязательства по объемам «жёлтой» корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (АМП). Также указываются и параметры по дальнейшему сокращению уровня янтарной корзины.

По уровню согласованных АМП Россия занимает 5 место, уступая лишь таким ведущим производителям сельскохозяйственной продукции как ЕС, Япония, США и Мексика. Это результат переговоров российской делегации с ВТО, и он заслуживает положительной оценки.

Министерство сельского хозяйства России движется в направлении расширения использования мер «зеленой корзины», не подлежащих ограничению. Минсельхоз разрабатывает меры государственной поддержки сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе ВТО, которые необходимо адаптировать к российским условиям.

Что касается ограничений на финансирование мероприятий, искажающих торговлю, то на 2013 год для России установлен лимит в 9 млрд. долларов, а к 2018 году лимит должен сократиться до 4,4 млрд. долларов. Но в консолидированном бюджете нынешнего года на такие мероприятия выделено вдвое меньше средств. Поэтому соглашение с ВТО пока никак не повлияло на положение в сельском хозяйстве страны.

Систематизирование мер внутренней поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю сельскохозяйственной продукцией, является в настоящее время основной задачей российского Правительства. Первостепенным является сокращение мер поддержки «жёлтой» корзины на фоне постоянного увеличения мер «зеленой» корзины. И чем быстрее будут осваиваться меры «зеленой» корзины, тем успешнее будет развиваться отрасль на внешнем и внутреннем рынке.

Российские сельхозпроизводители зависят от льготных кредитов, на которые покупают оборудование и технику и не имеют конкурентной производительности труда. Так как сохранены высокие пошлины на поставку техники при одновременном снижении пошлин на поставку сельхозпродукции из-за рубежа, то сельхозпроизводители оказываются под двойным ударом. При этом Россия согласилась на снижение субсидий от государства, правда это удалось растянуть во времени.

Российским производителям сельхозпродукции придется быстро наращивать производительность труда и повышать качество продукции. В этом смысле показателен опыт таких стран, как Швейцария или Австрия. Там существуют очень высокие требования к качеству местной продукции. В этих странах изначальная установка на конкуренцию такая - наши товары дороже, но они и более качественные. Определенный потенциал в этом смысле есть и у нас. Российские фермеры тоже могут взять верх качеством продукции. Это одно из немногих направлений, куда могут двигаться российские сельхозпроизводители.

Правила ВТО оставляют государствам возможность поддержки сельского хозяйства: было бы желание ей пользоваться. Так, они вообще не ограничивают поддержку села развитием его инфраструктуры. Государство не может снижать издержки аграриев компенсацией ставок по кредитам или прямым финансированием, но имеет право снижать их строительством нормальных дорог, обеспечением надежного и дешевого снабжения электроэнергией, газом и связью.

Главный ущерб сельхозпроизводители несут из-за перекупщиков. В условиях ВТО обеспечен производителям прямой и свободный доступ к сбыту - на рынки городов, на перерабатывающие предприятия, в торговые сети. ВТО также не ограничивает господдержку таких важных сфер, как семеноводство и племенное животноводство. Их восстановление может в прямом смысле слова вдохнуть в деревню новую жизнь - даже в самых тяжелых конъюнктурных условиях.

Наше государство не использует такую колоссальную возможность, предоставляемую ВТО и энергично используемую, например, Францией: поддерживать сельское хозяйство не как бизнес, не как обычную коммерческую деятельность, а как совокупность национальных обычаев, образа жизни.

Присоединение к ВТО приносит не только плюсы, но и минусы. Уровень тарифной защиты снижается, конкуренция внутри страны и за ее пределами обостряется, а, следовательно, ставит в непростое положение российских аграриев. Развитию АПК угрожает и растущий импорт продовольствия. Наши прямые конкуренты -развитые страны - защищают своих производителей. А у нас в этом году поддержка АПК почти на треть меньше, чем это разрешено условиями ВТО, тогда как стоимость энергоресурсов растет [4].

Именно поэтому необходимо полнее использовать все механизмы государственной поддержки. И не только увеличить объем бюджетной поддержки, но также кардинально повысить эффективность расходования средств. Решение этой задачи должно стать одним из важнейших направлений работы Совета Федерации над проектом федерального бюджета на 2014 и 20152016 годы. Необходимо максимально увеличить поддержку агропромышленного комплекса.

В настоящее время правительство разрабатывает меры адаптации отраслей экономики к условиям ВТО, сохраняя программы финансовой поддержки сельского хозяйства. Программы поддержки производства сельхозтехники будут переформатированы в соответствии с нормами ВТО, и господдержка будет направляться напрямую производителям [5].

Некоторые вопросы аграриям придётся решать самостоятельно. В АПК фактически отсутствует адекватная инфраструктура аграрного рынка. Это хорошее поле деятельности для самих товаропроизводителей. На заседании Временной комиссии СФ по мониторингу участия России в ВТО в Пятигорске (03.07.2013 г.) председатель верхней палаты Валентина Матвиенко

отметила: «Руководству субъектов стоит обратить внимание на организацию межрегиональной кооперации по всем направлениям деятельности агропромышленного комплекса и его инфраструктуры» [4].

По мнению президента Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) академика Ивана Ушачева, к концу 2013 году в ряде отраслей сельского хозяйства стали сказываться негативные последствия вступления России в ВТО. «Мы заметили, что в текущем году заметно сократилось (и продолжает сокращаться) поголовье скота, в два раза замедлились темпы производства мяса. А также уменьшилось производство молока и яиц», - сообщил И. Ушачев.

Согласно отчету, на заседании Рабочей группы Экспертного совета кабинета министров по развитию и модернизации АПК (7 октября 2013), в нынешних условиях растет импорт продовольственных товаров. За семь месяцев 2013 года ввоз продуктов увеличился на $11 млрд, то есть на 7% с аналогичным периодом 2012 года. Одновременно сократился экспорт - более чем на 13%. При этом в последние годы затраты на импортное продовольствие превышают $40 млрд. Все это происходит на фоне ухудшения макроэкономических условий в стране. А это может привести к сокращению государственной поддержки аграрного сектора. Было указано, что в ходе реализации госпрограммы могут возникнуть проблемы инновационного развития и технико-технологического обновления сельского хозяйства, что является проблемой номер один в АПК. На это в программе заложено 7 млрд рублей.

По мнению академика И. Ушачёва, еще одной бедой АПК является инфляция, которая снижает эффективность планирования деятельности хозяйств. Инфляция ежегодно съедает у сельхозпроизводителей 100 млрд рублей в год. На нее влияют денежно-кредитная политика, выравнивание российских цен на энергоносители с мировыми, рост тарифов монополий. В связи с этим РАСХН предлагает, используя практику зарубежных стран, снизить ставку межбанковского кредитования и довести ее до уровня ниже прогнозируемой инфляции. «Что касается тарифов, то целесообразнее было бы не ограничиваться годичным замораживанием цен естественных монополий, а продлить его на 5 лет. Также необходимо поставить вопрос о снижении цен на все виды внутренних ресурсов с возможностью введения отдельной ценовой шкалы и тарифов для сельского хозяйства», - заключил И. Ушачев [3.]

Вступление страны в ВТО повлекло за собой ряд корректировок по объемам и применяемым механизмам государственной поддержки сельскохозяйственного производства. В связи с этим необходимо активнее разрабатывать и применять новые и более эффективные формы и методы поддержки аграриев, которые бы соответствовали требованиям ВТО без ущерба для отечественных сельхозтоваропроизводителей. В частности, подготовлены предложения по пролонгированию действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Будет усилено таможенное администрирование ввоза сельскохозяйственной продукции.

25 октября на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по итогам девяти месяцев 2013 года были отражены вопросы государственной поддержки АПК, предусмотренной Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы с учётом ограничений Всемирной торговой организации; текущей ситуации на рынке, баланса импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; возникновения рисков таможенно-тарифной защиты в отношении мяса.

В рамках Госпрограммы меры «зеленой корзины» консолидированного бюджета, не подлежащие сокращению в соответствии с условиями ВТО, составляют на текущий 2013 год порядка 104,8 млрд. рублей, на весь период действия программы - 1,1 трлн. рублей. Меры «желтой корзины» консолидированного бюджета, по которым приняты обязательства по сокращению, составляют на 2013 год порядка 134,3 млрд. рублей, а на период реализации Госпрограммы -1,2 трлн. рублей [1]. Указанное распределение должно ежегодно уточняться с учетом применяемых на региональном уровне мер поддержки сельхозпроизводства. До 2017 года действующая договоренность об объемах сокращения мер «желтой корзины» позволяет реализовать все подпрограммы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства, предусмотренные Госпрограммой. Начиная с 2018 года, есть опасность выхода за границы установленных предельных объемов господдержки в рамках «желтой корзины». Необходимо систематизировать действующие на разных уровнях бюджетной системы меры поддержки сельскохозяйственного производства.

Мягкая политика ВТО будет постепенно ужесточаться и оказывать все более существенное влияние на развитие сельского хозяйства

России в будущем. В связи с этим органами власти предпринят ряд мер по адаптации к требованиям ВТО. В частности, в госпрограмме на 2013-2020 годы субсидирование минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных заменено на поддержку доходов в растениеводстве. Эти выплаты рассчитываются по отчетным данным и учитывают природно-климатические условия и интенсивность производства. Эта субсидия выплачивается из расчета на 1 гектар и не зависит от объемов производства. Суммы субсидий в расчете на гектар сейчас невелики - 200-300 рублей. Но в госпрограмме предусмотрено ее ежегодное увеличение. К 2020 году субсидия будет в несколько раз выше. Сумма несвязанной поддержки на гектар в странах ЕС значительно больше, но надо учитывать, что в ЕС несвязанная поддержка занимает 66%, а в России - 10%.

Россия прожила уже год в ВТО. Было немало опасений по экономической ситуации в АПК: это и высокие издержки производства, и низкая инвестиционная привлекательность, и низкий уровень рентабельности хозяйственной деятельности товаропроизводителей.

Год работы в ВТО показал, что есть уязвимые отрасли в аграрном секторе - это производство риса, свинины, мяса птицы, яиц и молока. Для успешной конкуренции в условиях ВТО этим секторам необходима усиленная помощь.

Год работы в условиях ВТО - это как "начало пути" российских сельхозпроизводителей. Предприятия агробизнеса, которые наиболее технологически развиты и перешли на индустриальную основу, чувствуют себя неплохо. Многие фермеры готовы поставлять продукцию в зону Евросоюза, но не имеют еще опыта, только учатся, осваиваются. Положительным фактом можно назвать и увеличение объемов экспорт-

ных поставок сельхозпродукции, в том числе с юга России.

При реализации мер поддержки АПК в новых условиях позитивная динамика в отрасли будет сохранена, а ВТО станет дополнительным импульсом для прихода в отечественное сельское хозяйство новых стратегических инвесторов и наращивания объемов экспорта отечественной сельхозпродукции.

Литература

1. Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 23.07.2013 № 236-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Материалы заседания Рабочей группы Экспертного совета кабинета министров по развитию и модернизации агропромышленного комплекса Источник: mk.ru http://www.agroxxi.ru / vto/minusy-vto/vto -bet-po - aicam.html.

4. Заседание Временной комиссии СФ по мониторингу участия России в ВТО. 03.07.2013, г.Пятигорск. "Российская газета" - Столичный выпуск №6118 (142).

5. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.