Научная статья на тему 'Российское предпринимательство и возможности сетевого маркетинга'

Российское предпринимательство и возможности сетевого маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ / ПРЯМЫЕ ПРОДАЖИ / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / МИНИМАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЗАСТАВИТЬ ДЕНЬГИ РАБОТАТЬ / РАБОТА В КОМАНДЕ / ВЫГОДА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРА / NETWORK MARKETING / INTERNET SALES / DIRECT SALES / NETWORK STRUCTURE OF SOCIETY / THE MINIMUM INVESTMENT TO MAKE THE MONEY WORK / TEAM WORK / BENEFITS / THE PSYCHOLOGY OF LEADERSHIP / MLM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зезюлин Валерий Иванович

Рассмотрены современные формы и методы сетевого маркетинга в практике российского предпринимательства. Дана оценка инновационным идеям самореализации в предпринимательстве. Представлен прогноз развития индустрии прямых продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian business and network marketing opportunities

The article considered modern forms and methods of network marketing in the practice of entrepreneurship in Russia. He estimated the innovative ideas of self-realization in business. He gave forecast of the direct selling industry.

Текст научной работы на тему «Российское предпринимательство и возможности сетевого маркетинга»

Российское предпринимательство и возможности

сетевого маркетинга

В.И. Зезюлин

Рассмотрены современные формы и методы сетевого маркетинга в практике российского предпринимательства. Дана оценка инновационным идеям самореализации в предпринимательстве. Представлен прогноз развития индустрии прямых продаж.

Ключевые слова: сетевой маркетинг, интернет-продажи, прямые продажи, сетевая структура общества, минимальные инвестиции, заставить деньги работать, работа в команде, выгода, психология лидера, МЬМ.

В современной практике российского предпринимательства все более значительную часть занимают формы и методы сетевого маркетинга. Деловая часть населения и особенно молодежь стремятся к инновационным идеям самореализации в предпринимательстве. Именно сетевой маркетинг позволяет приобщиться к индустрии прямых продаж, которую называют бизнесом XXI в.

Однако в общественном мнении устойчиво продолжают существовать негативные реакции на сетевой маркетинг. Они сдерживают развитие в России этого социально полезного и экономически выгодного явления как для самих людей, так и для государства. В чем причина? Чего здесь больше: объективных реалий или субъективного мнения? Что должно произойти, чтобы мы не оказались в роли изобретателей велосипеда в попытке догнать лидеров мировой экономики?

Главное, на наш взгляд, отойти от крайностей в оценке сетевого маркетинга - с одной стороны, не рассматривать его как панацею от экономических проблем (рыночных, производственных, сбытовых, коммуникационных), а с другой - не отвергать его влияния на сетевой характер формирования не только экономики, но и самого общественного уклада жизни.

Сетевые признаки общественного уклада нашей жизни угадываются буквально во всем: идем ли мы за продуктами в сеть торговых центров («Перекресток», «Седьмой континент» и т.д.), покупаем ли бытовую технику в сети магазинов «М-Видео», «Эльдорадо» и др.; присматриваем ли автомобиль в сети автосалонов «Фольксваген», «Рено» или «Тойота», при недомогании обращаемся ли в сеть аптек «Старый лекарь» или «Ригла». Когда по рекомендации друзей и знакомых ищем качественные товары для дома и семьи (продукты для здоровья, качественные косметические средства и парфюмерию, средства для уборки дома) - обращаемся в сетевые компании «Амвэй», «Эйвон», «Белый Кот» и т.д.

Соответственно, во всех этих сферах работают специалисты по анализу существующих сегментов рынка, решаются задачи производства и обновления продукции, вырабатываются стратегии продвижения товаров и реклам-

ных кампаний. Какие же преимущества скрыты в сетевом характере всей этой деятельности?

Еще в 2002 г. Аналитическое управление Совета Федерации подготовило спецвыпуск Аналитического вестника на тему: «О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества», в котором были даны весьма актуальные заключения и прогнозы. Например: «Сегодня мировое сообщество в целом и Россия в частности переживают "бесшумные", но весьма радикальные изменения общественного устройства. Суть этих изменений состоит в пусть неравномерном, из-за особенностей жизненных укладов разных народов, но вместе с тем совершенно неуклонном установлении прямых и равноправных связей всех со всеми. Интернет-технологии, сделавшие возможность создания таких связей общедоступной и свободной от пространственно-временных ограничений, становятся вещественной основой нового, "сетевого" общественного уклада» [4, с. 35].

Рассматривая ближайшие реалии государственного и политического обустройства «сетевого общества», специалисты Аналитического управления делают ряд выводов, которые во многом уже сегодня составляют теорию и практику сетевого маркетинга. Так, отмечено, что интернет-технологии, предоставляя возможность установления прямых равноправных связей между производителем и потребителем, позволяют им в своих взаимоотношениях обходиться без участия перекупщиков.

Сетевая форма экономического поведения не дает посреднику навязывать свои условия остальным ключевым участникам рыночных отношений. В сети посредник - это не тот, без кого невозможно что-либо продать или купить, а тот, кому производитель или потребитель по каким-то причинам передали решение вспомогательных задач по обслуживанию их взаимодействия. В сети меняется характер конкуренции, преобладающим становится соперничество творческих способностей, а не готовых товаров и услуг [4, с. 42].

Эти оценки реально формирующегося сетевого общества указывают на основополагающие принципы сетевого маркетинга как одного из наиболее эффективных методов продаж товаров и услуг:

• отсутствие посредников между производителем товаров и услуг и конечным потребителем;

• использование прямых контактов «производитель-потребитель», человека с человеком в продвижении товаров и услуг на рынок;

• желание донести информацию до потребителя, а не продать ему товар (продажа будет естественным результатом информационного охвата).

Таким образом, сетевой маркетинг - один из первых предвестников будущего постиндустриального информационного общества (сетевого общества).

В этих условиях большая часть российских предпринимателей в возрасте до 35 лет (категория «молодые предприниматели»), несмотря на коммерческие риски и жесткую конкуренцию, ищет возможности самореализации в среде сетевого маркетинга. На прошедшем 16 и 17 ноября 2011 г. в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова V Национальном экономическом саммите «Россия: молодежь и предпринимательство» отмечалось, что во всем мире только 50% проектов, которые финансируются грантами и фондами, остаются жить до следующего года. То есть 50% проектов живут только год. Но есть и другая цифра: наличие ментора, наличие человека, который обладает практическим опытом, приводит к тому, что 80% проектов продолжает свое существование. Отмечалось, что функции ментора активно реализуются самим государством и молодые предприниматели всегда могут рассчитывать на господдержку.

Один из ярких представителей сетевого маркетинга, ментор, в первую очередь для молодежи, Роберт Кийосаки, констатирует: «Самые богатые люди в мире ищут и строят сети, а остальные ищут работу» [1].

В понимании этих процессов молодым предпринимателям неоценимую помощь оказывают практики и менторы с мировыми именами: Наполеон Хилл («Думай и богатей»), Роберт Кийосаки («Богатый папа, бедный папа», «Квадрант денежного потока», «Заговор богатых», «Несправедливое преимущество»), Стив Прайс («Домашнее золото»), Джон Максвелл и Джим Дорнан («Нацеленные на рост: 10 принципов, которые помогут вам реализовать ваш потенциал»), Дональд Трамп («Мысли по-крупному и не тормози») и др.

Среди отечественных бизнес-тренеров для молодых предпринимателей весьма полезными могут быть следующие работы: «Я твой шанс» Аркадия Аксенова, «С чего начать и как преуспеть» Людмилы Варваринской, «Трамплин успеха» Игоря Сидорова и др.

Актуальность проблемы определяется тем, что сегодня индустрия сетевого маркетинга получает все большее распространение. Это растущая сфера мировой экономики с годовым товарооборотом 104,5 млрд долл., где занято более 61 млн человек [2].

В мировой практике существует немало примеров, когда именно в молодые годы желание самореализации в бизнесе приносило свободу и финансовый успех. Достаточно назвать имена таких ярких личностей, как Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг и многих других, чья деятельность и предпринимательский талант во многом были реализованы благодаря принципам сетевого маркетинга:

• работать не за деньги, а заставлять деньги работать на тебя;

• уметь работать в команде;

• уметь дублицировать успех через выгоду конкретного потребителя.

Подобно Интернету, сетевой маркетинг встал на ноги в 1990-е гг. и

заявил о себе как один из наиболее мощных двигателей экономики XXI в.

Сегодня самые престижные издания - от The Wall Street Journal до New York Times - начинают отзываться о сетевом маркетинге в совершенно ином, уважительном тоне. Корпорации, входящие в публикуемый журналом Fortune список 500 крупнейших компаний Америки, как, например, IBM и MCI, в наши дни уже распространяют продукцию и услуги через сторонние сетевые агентства.

Самый крупный в мире провайдер финансовых услуг - компания Citigroup предлагает участие во взаимных фондах и страхования жизни через собственное подразделение сетевого маркетинга Primerica. В течение последних пяти лет сетевой провайдер юридических услуг Pre-Paid Legal Services является лидером по показателям роста прибыльности акций на американской фондовой бирже. Торговым представителям косметического гиганта Avon Products с оборотом 5,2 млрд долл. предоставляется сегодня возможность выбора того или иного плана многоуровневых компенсаций.

«Технологии избавят нас от выполнения монотонной, рутинной работы, которую, тем не менее, необходимо выполнять, - предсказывает Джон Фогг. - Однако при всем совершенстве высоких технологий человеку по-прежнему будет нужен человек. Людей неудержимо влечет к общению с себе подобными. Да, мы будем заказывать продукты и получать фактологическую информацию через Интернет, но услуги будут исходить от реальных людей. В XXI в. сетевой маркетинг превратится в симбиоз высоких технологий и человеческих контактов» [3].

Координацию растущей индустрии сетевого маркетинга и прямых продаж на российском рынке осуществляют Ассоциация прямых продаж (член Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA) и Федерация европейских ассоциаций прямых продаж (FEDSA). В целом по России в компаниях прямых продаж работает более 2,5 млн человек, а объем продаж компаний составляет около 1,75 млрд долл. США. Эти цифры в очередной раз показывают устойчивые тенденции роста рынков занятости трудоспособного населения, увеличение базы налогообложения, дополнительного привлечения капитала в Россию.

При правительстве Москвы создана комиссия по многоуровневому сетевому маркетингу. В Санкт-Петербурге печатают специализированный журнал «MLM - перспектива» и газету «Хорошие новости», Международным институтом психологии лидерства издается газета «Сетевой маркетинг и прямые продажи». В различных уголках России постоянно проводятся семинары, конференции и тренинги, где выступают и делятся своим опытом ведущие лидеры сетевого маркетинга: В. Дубковский, Ю. Шацкий, И. Сидоров, А. Синамати и др.

Таким образом, сетевой маркетинг как социально-экономическое явление в России за прошедшие 15 лет состоялся, окреп и доказал на практике, что может считаться высокодоходным бизнесом в первую очередь для молодых предпринимателей с минимальными инвестициями.

Специалисты предсказывают, что в следующие 10-15 лет сетевой маркетинг станет настолько всеобъемлющим и привычным явлением общественной жизни, что даже не будет восприниматься как некая особая или самостоятельная сфера деятельности. Он превратится в стандартный инструмент, которым пользуется всякая отрасль экономики.

Литература

1. Кийосаки Р., Летчер Ш. Бизнес-школа для тех, кому нравится помогать другим. - М.: Эридан, 2002. - С. 3.

2. Экономика и жизнь // Русь. - 2011. - № 27 (644). - С. 9.

3. Сетевой маркетинг в XXI веке. URL: www.glory-on.com.

4. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества // Специальный выпуск Аналитического вестника Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 17. URL: http://www.council.gov.ru/ inf sl/bulletin/item/78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.