Российское предпринимательство и возможности
сетевого маркетинга
В.И. Зезюлин
Рассмотрены современные формы и методы сетевого маркетинга в практике российского предпринимательства. Дана оценка инновационным идеям самореализации в предпринимательстве. Представлен прогноз развития индустрии прямых продаж.
Ключевые слова: сетевой маркетинг, интернет-продажи, прямые продажи, сетевая структура общества, минимальные инвестиции, заставить деньги работать, работа в команде, выгода, психология лидера, МЬМ.
В современной практике российского предпринимательства все более значительную часть занимают формы и методы сетевого маркетинга. Деловая часть населения и особенно молодежь стремятся к инновационным идеям самореализации в предпринимательстве. Именно сетевой маркетинг позволяет приобщиться к индустрии прямых продаж, которую называют бизнесом XXI в.
Однако в общественном мнении устойчиво продолжают существовать негативные реакции на сетевой маркетинг. Они сдерживают развитие в России этого социально полезного и экономически выгодного явления как для самих людей, так и для государства. В чем причина? Чего здесь больше: объективных реалий или субъективного мнения? Что должно произойти, чтобы мы не оказались в роли изобретателей велосипеда в попытке догнать лидеров мировой экономики?
Главное, на наш взгляд, отойти от крайностей в оценке сетевого маркетинга - с одной стороны, не рассматривать его как панацею от экономических проблем (рыночных, производственных, сбытовых, коммуникационных), а с другой - не отвергать его влияния на сетевой характер формирования не только экономики, но и самого общественного уклада жизни.
Сетевые признаки общественного уклада нашей жизни угадываются буквально во всем: идем ли мы за продуктами в сеть торговых центров («Перекресток», «Седьмой континент» и т.д.), покупаем ли бытовую технику в сети магазинов «М-Видео», «Эльдорадо» и др.; присматриваем ли автомобиль в сети автосалонов «Фольксваген», «Рено» или «Тойота», при недомогании обращаемся ли в сеть аптек «Старый лекарь» или «Ригла». Когда по рекомендации друзей и знакомых ищем качественные товары для дома и семьи (продукты для здоровья, качественные косметические средства и парфюмерию, средства для уборки дома) - обращаемся в сетевые компании «Амвэй», «Эйвон», «Белый Кот» и т.д.
Соответственно, во всех этих сферах работают специалисты по анализу существующих сегментов рынка, решаются задачи производства и обновления продукции, вырабатываются стратегии продвижения товаров и реклам-
ных кампаний. Какие же преимущества скрыты в сетевом характере всей этой деятельности?
Еще в 2002 г. Аналитическое управление Совета Федерации подготовило спецвыпуск Аналитического вестника на тему: «О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества», в котором были даны весьма актуальные заключения и прогнозы. Например: «Сегодня мировое сообщество в целом и Россия в частности переживают "бесшумные", но весьма радикальные изменения общественного устройства. Суть этих изменений состоит в пусть неравномерном, из-за особенностей жизненных укладов разных народов, но вместе с тем совершенно неуклонном установлении прямых и равноправных связей всех со всеми. Интернет-технологии, сделавшие возможность создания таких связей общедоступной и свободной от пространственно-временных ограничений, становятся вещественной основой нового, "сетевого" общественного уклада» [4, с. 35].
Рассматривая ближайшие реалии государственного и политического обустройства «сетевого общества», специалисты Аналитического управления делают ряд выводов, которые во многом уже сегодня составляют теорию и практику сетевого маркетинга. Так, отмечено, что интернет-технологии, предоставляя возможность установления прямых равноправных связей между производителем и потребителем, позволяют им в своих взаимоотношениях обходиться без участия перекупщиков.
Сетевая форма экономического поведения не дает посреднику навязывать свои условия остальным ключевым участникам рыночных отношений. В сети посредник - это не тот, без кого невозможно что-либо продать или купить, а тот, кому производитель или потребитель по каким-то причинам передали решение вспомогательных задач по обслуживанию их взаимодействия. В сети меняется характер конкуренции, преобладающим становится соперничество творческих способностей, а не готовых товаров и услуг [4, с. 42].
Эти оценки реально формирующегося сетевого общества указывают на основополагающие принципы сетевого маркетинга как одного из наиболее эффективных методов продаж товаров и услуг:
• отсутствие посредников между производителем товаров и услуг и конечным потребителем;
• использование прямых контактов «производитель-потребитель», человека с человеком в продвижении товаров и услуг на рынок;
• желание донести информацию до потребителя, а не продать ему товар (продажа будет естественным результатом информационного охвата).
Таким образом, сетевой маркетинг - один из первых предвестников будущего постиндустриального информационного общества (сетевого общества).
В этих условиях большая часть российских предпринимателей в возрасте до 35 лет (категория «молодые предприниматели»), несмотря на коммерческие риски и жесткую конкуренцию, ищет возможности самореализации в среде сетевого маркетинга. На прошедшем 16 и 17 ноября 2011 г. в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова V Национальном экономическом саммите «Россия: молодежь и предпринимательство» отмечалось, что во всем мире только 50% проектов, которые финансируются грантами и фондами, остаются жить до следующего года. То есть 50% проектов живут только год. Но есть и другая цифра: наличие ментора, наличие человека, который обладает практическим опытом, приводит к тому, что 80% проектов продолжает свое существование. Отмечалось, что функции ментора активно реализуются самим государством и молодые предприниматели всегда могут рассчитывать на господдержку.
Один из ярких представителей сетевого маркетинга, ментор, в первую очередь для молодежи, Роберт Кийосаки, констатирует: «Самые богатые люди в мире ищут и строят сети, а остальные ищут работу» [1].
В понимании этих процессов молодым предпринимателям неоценимую помощь оказывают практики и менторы с мировыми именами: Наполеон Хилл («Думай и богатей»), Роберт Кийосаки («Богатый папа, бедный папа», «Квадрант денежного потока», «Заговор богатых», «Несправедливое преимущество»), Стив Прайс («Домашнее золото»), Джон Максвелл и Джим Дорнан («Нацеленные на рост: 10 принципов, которые помогут вам реализовать ваш потенциал»), Дональд Трамп («Мысли по-крупному и не тормози») и др.
Среди отечественных бизнес-тренеров для молодых предпринимателей весьма полезными могут быть следующие работы: «Я твой шанс» Аркадия Аксенова, «С чего начать и как преуспеть» Людмилы Варваринской, «Трамплин успеха» Игоря Сидорова и др.
Актуальность проблемы определяется тем, что сегодня индустрия сетевого маркетинга получает все большее распространение. Это растущая сфера мировой экономики с годовым товарооборотом 104,5 млрд долл., где занято более 61 млн человек [2].
В мировой практике существует немало примеров, когда именно в молодые годы желание самореализации в бизнесе приносило свободу и финансовый успех. Достаточно назвать имена таких ярких личностей, как Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг и многих других, чья деятельность и предпринимательский талант во многом были реализованы благодаря принципам сетевого маркетинга:
• работать не за деньги, а заставлять деньги работать на тебя;
• уметь работать в команде;
• уметь дублицировать успех через выгоду конкретного потребителя.
Подобно Интернету, сетевой маркетинг встал на ноги в 1990-е гг. и
заявил о себе как один из наиболее мощных двигателей экономики XXI в.
Сегодня самые престижные издания - от The Wall Street Journal до New York Times - начинают отзываться о сетевом маркетинге в совершенно ином, уважительном тоне. Корпорации, входящие в публикуемый журналом Fortune список 500 крупнейших компаний Америки, как, например, IBM и MCI, в наши дни уже распространяют продукцию и услуги через сторонние сетевые агентства.
Самый крупный в мире провайдер финансовых услуг - компания Citigroup предлагает участие во взаимных фондах и страхования жизни через собственное подразделение сетевого маркетинга Primerica. В течение последних пяти лет сетевой провайдер юридических услуг Pre-Paid Legal Services является лидером по показателям роста прибыльности акций на американской фондовой бирже. Торговым представителям косметического гиганта Avon Products с оборотом 5,2 млрд долл. предоставляется сегодня возможность выбора того или иного плана многоуровневых компенсаций.
«Технологии избавят нас от выполнения монотонной, рутинной работы, которую, тем не менее, необходимо выполнять, - предсказывает Джон Фогг. - Однако при всем совершенстве высоких технологий человеку по-прежнему будет нужен человек. Людей неудержимо влечет к общению с себе подобными. Да, мы будем заказывать продукты и получать фактологическую информацию через Интернет, но услуги будут исходить от реальных людей. В XXI в. сетевой маркетинг превратится в симбиоз высоких технологий и человеческих контактов» [3].
Координацию растущей индустрии сетевого маркетинга и прямых продаж на российском рынке осуществляют Ассоциация прямых продаж (член Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA) и Федерация европейских ассоциаций прямых продаж (FEDSA). В целом по России в компаниях прямых продаж работает более 2,5 млн человек, а объем продаж компаний составляет около 1,75 млрд долл. США. Эти цифры в очередной раз показывают устойчивые тенденции роста рынков занятости трудоспособного населения, увеличение базы налогообложения, дополнительного привлечения капитала в Россию.
При правительстве Москвы создана комиссия по многоуровневому сетевому маркетингу. В Санкт-Петербурге печатают специализированный журнал «MLM - перспектива» и газету «Хорошие новости», Международным институтом психологии лидерства издается газета «Сетевой маркетинг и прямые продажи». В различных уголках России постоянно проводятся семинары, конференции и тренинги, где выступают и делятся своим опытом ведущие лидеры сетевого маркетинга: В. Дубковский, Ю. Шацкий, И. Сидоров, А. Синамати и др.
Таким образом, сетевой маркетинг как социально-экономическое явление в России за прошедшие 15 лет состоялся, окреп и доказал на практике, что может считаться высокодоходным бизнесом в первую очередь для молодых предпринимателей с минимальными инвестициями.
Специалисты предсказывают, что в следующие 10-15 лет сетевой маркетинг станет настолько всеобъемлющим и привычным явлением общественной жизни, что даже не будет восприниматься как некая особая или самостоятельная сфера деятельности. Он превратится в стандартный инструмент, которым пользуется всякая отрасль экономики.
Литература
1. Кийосаки Р., Летчер Ш. Бизнес-школа для тех, кому нравится помогать другим. - М.: Эридан, 2002. - С. 3.
2. Экономика и жизнь // Русь. - 2011. - № 27 (644). - С. 9.
3. Сетевой маркетинг в XXI веке. URL: www.glory-on.com.
4. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества // Специальный выпуск Аналитического вестника Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 17. URL: http://www.council.gov.ru/ inf sl/bulletin/item/78