Научная статья на тему 'Российское машиностроение: курс на импортозамещение'

Российское машиностроение: курс на импортозамещение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1032
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карсунцева Ольга Владимировна

Статья «Российское машиностроение: курс на импортозамещение», написанная Ольгой Владимировной Карсунцевой, доктором юридических наук Самарского государственного технического университета, является дублирующей публикацией. Сведения из общедоступных баз данных позволили редакции журнала «Актуальные проблемы экономики и права» выявить нарушение публикационной этики. Статья указанного автора, содержащая по существу те же данные и выводы, была опубликована в другом издании с другим заглавием: Целевые приоритеты и ориентиры государственной программы импортозамещения в машиностроении // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 1 (235). С. 182-191. Статья Карсунцевой О. В. Российское машиностроение: курс на импортозамещение // Актуальные проблемы экономики и права. 2016, №1 С. 48-61 отзывается с согласия главного редактора и издателя. Редакцией журнала, чья работа, связанная с публикацией в журнале научных материалов, основана на издательской этике, на правилах которой строятся отношения работников редакции между собой, с членами редколлегии, рецензентами и авторами, проведено внутренне расследование. Согласно этим правилам, автор гарантирует журналу, что статья публикуется впервые и не была ранее опубликована или направлена в другой журнал. Со стороны главного редактора и издателя автору О.В. Карсунцевой указано на недопустимость таких действий и принято решение об отзыве статьи из КиберЛенинки и сайта журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карсунцева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское машиностроение: курс на импортозамещение»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

УДК 338.45:621(470)

URL: http://hdl.handle.net/! 1435/2261

Как цитировать статью: Карсунцева О. В. Российское машиностроение: курс на импОртозамещение // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 48-61.

О. В. КАРСУНЦЕВА1

1 Самарский государственный технический университе,

РОССИЙСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: КУР

Россия

АМЕЩЕ

ктивности использов; мках реализа

а

Щего Ические ютностные

Цель: выявление особенностей и приоритетных направлений производственного потенциала отечественных предприятий ма импортозамещению в промышленности РФ.

Методы: междисциплинарный характер проблемы повышения уровня ясВвлЪзования производст машиностроительного производства предопределил применение методологического инструме в себя общенаучные методы и приемы - как эмпирически^ (наблЮденЙе, описание, измерение), так и (анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, моделирование, обобщение, системныниодход методы).

Результаты: на основе проведенного анаЯЯасгатистических данных о состоянии производственного потенциала машиностроительного комплекса ЗфЩвтором'установлшо, что в российской Экономике присутствуют необходимые условия и возможности для решения пеРблемыЩомпиексной модернизацииШобеспеченяя темпов опережающего развития предприятий отечеcтвенHоголiШlH|Cтр|jния. Обоснованочто фунДаMjнт|MДлl реализации этих целей должна стать эффективнарвримшаексная) государственная программИмВвртозамещения, соответствующая современным условиям и сц/собная обеспечить^целостность и многоаспекГноо?ь^р|иесса трансформаций. Научная значимость^ определемкистема целевых приоритетов иМриеншров комплексной государственной программы импортозамещения в машиностроении на иjриlД■о 2025 лc|ответствующая современным условиям и способная обеспечить целостность и многоаспектно^Гь проие^са трансформаций в рамках государственно-частного партнерства с целью осуществления стратегического маневра, ориентированного на переход отечественного машиноcTр|итеЛil|го комплекса в опережающем темпе н!^уть интенсивного развития согласно потребностям растущей экономики и национальной безопасности государства.

Тактическая значиЖсть: разработанн!а|^истема^рактических рекомендаций может быть использована органами осударственЛй власти при разработке программ инн!шционного развития машиностроительного комплекса РФ.

ление народным хозяйством; машиностроение; государственная програм-левые методы; программный период; технологии; государственно-частное

ова: экономика и уп ма'^НМпоРТо'Замещение; программно партнерство; инвестиции.

Введ

Смещение иPIЯ|рций бюджетных ас-

cигнlваний.^^нвеCTициlннJх средств в сторону сырьевого сектора экономики привело к замедлению темпов роста обрабатывающей промышленности в целом и отечественного машиностроения в частности. Неустойчивое финансовое состояние предприятий машиностроительного комплекса является следствием распада материально-технической базы, разрыва межотраслевых и межхозяйственных связей, что свидетельствует об отсутствии адекватного хозяйственного механизма, эффективных методов и инструментов государственного регулирования.

С учетом необходимости усиления государственного внимания к поддержке наиболее значимых видов экономической деятельности с точки зрения их социально-экономического и бюджетного вклада в экономику целесообразно в качестве приоритетной сферы государственного регулирования как на федеральном, так и региональном уровне рассматривать именно машиностроительный комплекс. В этой связи следует отметить, что сравнительно недавно произошло изменение курса государственной промышленной политики со смещением его на принципиально новые позиции: на подготовку и проведение стратегических и структурных преобразований в различных областях

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

машиностроительного комплекса РФ, что позволило повысить уровень его инвестиционной привлекательности в последние годы1. Это мнение подтверждается динамикой реальных инвестиций (в том числе иностранных компаний) в российское машиностроение (рис. 1)2.

Решение системной проблемы активизации процессов импортозамещения, а следовательно, обеспечение опережающего развития российского машиностроения невозможны без формирования системы эффективных стратегических механизмов, позволяющих с помощью качественной диагностики и проектирования компонентов процесса устойчивого развития, а также внедрения обоснованных стратегических рекомендаций создать благоприятную среду для устойчивого бескризисного функционирования машиностроительных предприятий. Есть основан полагать3, что в российской экономике присутствую

необходимые условия и возможности для решения проблемы комплексной модернизации и обеспечения темпов опережающего развития отрасли4. Фундаментом для реализации этих целей должна стать эффективная (комплексная) государственная программа импортозамещения, соответствующая современным условиям и способная обеспечить целостность и мно-гоаспектность процесса трансформаций.

Формирование комплексной государственной программы импортозамеИениввмашиностроении обусловлено требованием вре«ени^Щ||баодимыми условиями стратегического плацЬрования в машиностр отраженными асистемЖреализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., утвержденной распоряжением^ правительства РФ № от 17.11.2008, Стратегии

* Составлено автором по даннЫр^едерИЬЙой службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat main/rosstat/rU/|tati^iCs/econbmydevelopment/ (дата обращения: 14.03.15).

Fig. 1. Dynamics^fViestmenl

he capital assets of the Russian machine-building, bln rubles (in actual prices)*

* Compiled^ the authjjLythedaS of Federal Agency of State Statistics, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistH|jeconomyilvelopment/ (accessed date: 14.03.15).

1 Путин В. В. Послаийе Президента Федеральному Собранию // Вестник Российской нации. 2015. Т. 1. № 1-1 (39). С. 8-16.

2 Росстат. Центральная база статистических данных. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#1 (дата обращения: 12.01.16).

3 Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собра-

нию // Вестник Российской нации. 2015. Т. 1. № 1-1 (39). С. 8-16.

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

распоряжением Правительства РФ № 2227-р5 от 08.12.2011 и Государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»6. Основной упор в разработке программы должен быть сделан на максимальном учете новых тенденций в развитии мирового машиностроения, выражающихся, к примеру, в появлении новых производственных технологий и других вызовов времени.

Результаты исследования

Машиностроительный комплекс должен стать объектом государственной поддержки в совокупности всех видов экономической деятельности, входящих в нег^ Однако по причине отсутствия в настоящее время возможности финансовой поддержки абсолютно всех 1 подотраслей комплекса целесообразно вы приоритетные направления, учитывая того или иного промышленного сектора в обеспече нии инновационного развития экономики ст В связи с этим выделим сферьташин производства по мере убывания конкурен|осГ ности и наукоемкостаУроизводимой продукции [2]:

1. Производств^ использ^ющиепоколение технологий, близких к пятому технологическому укладу: авиационная и ракетно-космическая мышленность, атомное машиностроение, электроника и микроэлектроника, наукоемкое приборостроение, ость средств связи и телекоммуникаций, также прочие сферы промышленного производст едопределяющие на современном этапе темпы вития высоких технологий. Преимущественно эти производства относятся к категории экспортоо-риентированных и требуют повышенного внимания и различных форм поддержкисосторрны государства (например, реалищии государственной научно-технической политики, государственных целевых программ развития, создания государственных инновационных центров и свободных экономических зон, льготной налоговй", кредитной политики и др.).

5 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011.

6 Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 г»: Постановление Правительства РФ N° 328 от 15.04.2014. URL: http://base.garant.ru/70643464 (дата обращения: 16.07.15).

2. Производства, использующие технологии четвертого технологического уклад

а) имеющие высокий производственный потенциал для перспективного развития и совершенствования основных результатов производственно-хозяйственной деятельности в рамках существующего уклада. В отечественном машиностроении к таким производствам традиционно относяНяшергетическое, нефтехимическое машиностроение, автомобилест судостроение, железнодорожное машиностроение, станкостроение, приборостроение промышленного производства. Здесь/осударств поддержЯшожет заключаться в ]

; финансово-экономического регулирования и зависеть отв^1бранны аучно-технического развити

б) уже сформировавшееся сферыотечественного про-шленного производства, ориентированные на импор-

тозамещение: стщительно-дорожное и коммунальное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой, пищевой промышленности, торговли и т. д. В зависимости от состояния рыночной конъюнктуры государственная поддержка производств может быть направлена на индивиду-ое совершенствование сугубо улучшающего порядка качества продукции, развитие системы движения товаров на рынки и пр.) и не требовать масштабных капитальных вложений, а также политики чрезвычайного государственного вмешательства [2].

3. Производства, использующие технологии четвертого технологического уклада, выпускающие преимущественно несложную продукцию, которая имеет стабильный спрос на рынке.

Для обеспечения стратегического маневра в области развития российского машиностроения необходимы комплексная модернизация материально-технической базы и опережающее развитие производств, отнесенных к первым двум уровням по важности и приоритетности государственной поддержки. Обосновать целесообразность такого выбора можно тем, что скорость распространения новых технологических укладов во всех сферах экономики, а следовательно, создание и реализация возможностей производства современного ресурсосберегающего высокопроизводительного оборудования зависят непосредственно от уровня развития и интенсификации наукоемких и высокотехнологичных производств [3, 4].

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

В направлении разработки стратегии развития машиностроения РФ уже предприняты определенные действия. Начиная с 2008 г. были разработаны и реализуются в настоящее время ряд стратегий развития отдельных направлений машиностроительного производства, в том числе авиационного, судостроительного, автомобильного, электронной промышленности, энергомашиностроения, транспортного, сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального машиностроения. Однако, несмотря на предпринятые попытки в этом направлении, говорить о существовании в России государственного комплексного стратегического подхода к модернизации машиностроения пока не приходится. Во-первых, некоторые из упомянутых документов рассчитаны только на период до 2015 г., во-вторых, они не в по. ной мере соответствуют принципу системности из-з недостаточной согласованности как между собой, так и с общегосударственными задачами перс социально-экономического развития. ражены фактически достигнутые ре: зации целевых сценариев развития отече машиностроения [2]. ^

Анализ промежуточных показателей табл. 1 свидетельствует о низкой эффективности уже разработанных и принятых к реализаЦии в настоящее время стратегий развития ключевыкна1равлений машиностроительного производства^^актичеЬкыполученные показатели чительно отстают от запланированных по всем видам экономической деятельности в машиностроении [2].

Самыйнбвльшой разрыв продемонстриро£али%вдо-

сли транспортного машинострое частности, железнодорожное и п ашиностроение, судострое ение, которые на протяжении пре лет являлись главными ло отива всего машиностроит

и обрабатывающе.

Основные ственной д приятий в после, ственно быстро сокр на инвестиционну

2-201 емно-транспор автомобилестро-ствующих трех е только кса страны, но

целом. одственно-хозяй-строительных предопределялись преимуще-эщимся внутренним спросом 'технику как отечественного

7 Промышленность России: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат). М., 2006; 2008; 2010; 2014

производства, так и импортного. Именно по этой причине в 2012 г. произошло сокращение производства по таким номенклатурным позициям металлургического машиностроения, как кузнечно-прессовое, сталеплавильное оборудование, машины непрерывного литья заготовок, литейно-прокатные агрегаты, а также сельскохозяйственного машиностроения (зерноуборочные комбайны, тракторы и прочие сельскохозяйственные машины и оборудование) [5].

На фоне снижениЦнввстиЦионного спроса сохранялись темпы роста потребительского спроса на бытовую технику, электронику, легковые автомобили, что подкреплялось преимущественно потребительским кредитованием со стороны финансовых учреждений. Однако к концу 20®^. он также нач^л ослабевать.

Инвестиционный спрос не активизировался и ■НШ3 г., следовательно, динамика^производствак секторах машиностроения, отвечающих за выпуск оборудования инвестиционного назначения, продолжает ^худшаться. По прогнозным опрвкам [4], ожидается снижение потребительского спроса, хотя в этом случае многое будет зависеть от того, какую политику выберут банки на рынке потребительского кредитования. В сложившихсяуЬловияхнеобходимо осуществле-маневра, ориентированного на [ машиностроительной промыш-пережающем темпе на путь интенсивного орождает необходимость решения всего роблем, накопившихся в законодательной, ансовой, социально-экономической, научно-техни-, кадровой и других сферах [5]. При этом временной фактор будет иметь решающее значение, например в развитых странах перевооружение промышленности происходит в среднем каждые 8-10 лет [6]. В данном аспекте разработка программы модернизации российского машиностроения представляется целесообразной через формирование в рамках государственно-частного партнерства комплексной государственной программы импортозамещения в машиностроении.

Потребность в использовании программно-целевых методов определена следующими факторами:

- государственным значением проблемы обеспечения интенсивного и опережающего развития отечественного машиностроения;

- существованием острой необходимости решения рассматриваемой проблемы системными стратегическими методами в рамках единого замысла;

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Таблица 1

Динамика плановых и фактически полученных показателей целевого развития машиностроения РФ (в млн руб.)* Table 1. Dynamics of the actual indicators of the target development of the Russian machine building (million rubles)*

Показатель / Indicator 2010 2011 2012 % 2013

план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / Ж факт / planned ^tactual отклонение, % / declination

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Прoдoлжeниe табл. 1 I Continued Table 1

Показатель / Indicator 2oio 2011 2012 2013

план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination

Сeльскoxoзяйствeнная тexника и oбoрyцoваниe I Agricultural equipment »

POCCHHCKHH pHHOK / Russian market 51 789 47 753 -7,79 61 663 55 388 -10,18 63 36Л 59 796 -5,63

Bcero np0H3BefleH0 b Pocchh / Produced in Russia 26 896 23 491 -12,66 32 661 19 620 -39,40 34 410 V7 385 \ -20,42

B TOM HHcne: Ha BHyrpeHHHH phhok / including for the internal market 20 742 16 560 -20,16 26 281 16 762 27 264 27 385 0,44

экспорт / export 6 154 6 931 12,63 6 858 %р3 ^7 146 4 488

HMnopT / Import 31 047 31 193 0,47 у35 382 Ш99 36 102 36 899

^ona HMnopTa, % / Import share, % 59,9 65,3 9,02 ^4^^7,4 к 24,56 57,0 6у|к 8,25

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Окончание табл. 1 I The end Table 1

Показатель / Indicator 2oio 2011 2012 \ 2013

план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination план / planned факт / actual отклонение, % / declination

Летательные аппараты / Flying apparatus Ж

Российский рынок / Russian market 639 484 624 800 -2,30 640 256 681 870 6,50 644 236 674 564 у 4,71 739 360 Ж21 206 -2,46

Всего произведено в России / Produced in Russia 515 444 504 000 -2,22 541 548 538 120 5,51 559 634 556 741 Vs 665 357 610 017 -8,32

в том числе: на внутренний рынок / including for the internal market 479 287 477 085 -0,46 498 139 493 565 -0,92 , 509 58^ ■7 494 Т 610 819 569 326

экспорт / export 36 157 26 915 -25,56 43 409 44 555 2,64^ ' 49 24^ ^^ -1,60 54 538

Импорт / Import 160 197 147 715 -7,79 142 117 188 305 32,50 167 07öJ Г 24,08 128 54Ы Г151 880V ж

Доля импорта, % / Import share, % 25,1 23,6 -5,98 22,2 27,6 20,Я ^4.8 18,66 4 2JT

* Составлено автором по данным Федеральной службы госуДарстВеННОИСратистики. URL: ht rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/cataloa/ilc_11399187l0234 (дата обращения: 20.03

* Compiled by the author by the data of FedgjaLAgencyBjSate Statistics. URL: http://ww sru/wps/w rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139918730234(accessed^ate: 20.03.15).

- необходимостью операт нятия мер, направленных на сов<

дленной.

, социалн денного а [ много1

аботки

ако-оженно-вательной

екта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вневого характе

Эственных и

нодательства РФ в сфе тарифной, фискальн политики с учетом в

- сложностЬюс проблемыйгашллете: с частными;

чением социально-экономического эффекта. гВсе ветШеперечисленные факторшстайовятс рлнительн^м стимулом в вопросах консолидац лий государства и бизнеса, направленных на фор-мяроьание^комплексной государственной программы импортозамещения и обеспечения опережающего развития российскога^аШинавтроaния. Программа должна содержатькампленlвтратег■Ческих инициатив развития проиЗводственноТо потенциала предприятий отечествЯногоЖащиностроения- в ней должны быть сформулированы цели и задачи обеспечения выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, модернизации машиностроительного комплекса.

Комплексная программа импортозамещения должна исходить не из адаптации машиностроения к условиям внешней среды, а из системы целевых установок перспективного развития, включающей в себя устойчивый (инвариантный) комплекс целевых индикаторов, характеризующих уровень такого развития. Кроме того, государственная программа не должна рас-

■.gks.ruZWpiIWcmIconnectI ectIrosstat_mainI

сматриваться только как определенная совокупность кDнкрет■ыхпроекTа^™¡хiаЛогий, объемов требуемых инвестициЦных-ресурсов, уровня господдержки. Такой подЬдикажает сущность программы как до-.ента [7]Т Работающей считается такая программа, после принятия которой нельзя действовать так, как существует [8, 9]. Понимание этого явля-необходимым условием активизации процессов вамещения в машиностроительном комплексе именно сегодня и именно в условиях обострения геополитических противоречий и новых угроз глобализации.

Целевое видение комплексной государственной программы импортозамещения в машиностроении предопределяется вызовами и угрозами внутренней и внешней среды предстоящего долгосрочного периода, а также совокупностью важнейших целей и задач системы стратегического управления. Необходимость адекватной реакции на предстоящие внешние и внутренние вызовы и угрозы, а также необходимость оперативного решения уже существующих проблем в машиностроительном комплексе создают пространство стратегических целей и задач новой государственной программы.

Стратегической целью устойчивого развития России в обозримом будущем является превращение ее в высокоразвитую экономическую державу, фундаментом которой служит постиндустриальная материально-техническая база. Исходя из этого, генеральной

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

целью комплексной государственной программы импортозамещения в машиностроении должно стать определение приоритетных направлений, условий и методологии развития отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу в целях обеспечения ее опережающего развития, высокой инновационной активности, социально-экономической эффективности и конкурентоспособности в рамках соответствия потребностям растущей экономики Российской Федерации, а также внешнеэкономическим интересам с ориентацией на национальную безопасность [2].

Достижение генеральной цели программы становится возможным при выполнении следующих условий:

- формирование благоприятной среды для обеспечения устойчивого социально-экономического разви тия отечественного машиностроительного комплекса! снижение совокупных экономических издержек в сфере производства и эксплуатации машинотехниче-ской продукции, повышение конкурентоСпособн российской экономики и обеспечение лидирующи

позиций РФ в мировой эконом ного и опережающего разв в сочетании с высокими темп; развития других видов/ко

- сосредоточение мроизвод! машиностроительны^предприя' довательских^проектно-конст]

чет интенси иностроения и инновационного ской деятельности;

отенциала й, научно-иссле-кторских, тех

логических организаций машиностроения, а также научных центров, учебных заведений на приоритет-ныхнш&влениях комплексного решениярроблкмы; эеделени^целевцк' задач, сроков^ Нкобходи бъема ресурВЬв в существующих ^разрабатываемы ектах социально-экономического, научно-технического, организационного, нормативно-правового характера в рамках единой пр

- создание конкурКНТО|по|СШого современного облика отечественного машиностроения на основе повышения уровня яввользоваИия^ инновационного развития производственного потенциала, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в рамках наиболее полного удовлетворения потребностей государства и частного сектора в современном высокотехнологичном оборудовании [2]. Отличительной чертой реализации программ и проектов такого рода также является их ориентация на получение долгосрочного социального эффекта как

следствие инвестирования в развитие человеческого потенциала [10].

Для решения намеченных стратегических задач целесообразно выделить два программных периода: средний (2017-2021 гг.) и дальНий (2021-2025 гг.). Выбранный интервал реализации^рограммы является целесообразным, поскольку совпадает со средней продолжительностью осуществления действующих в настоящее время дрограмм (стратегий) стратегического развития разлИныхлодотраслей машиностроения. К примеру, до 10203^1|ляю^ся действующими СтратегиявазвитиявНКргомашиностроенг Стратегия развития тяжелого машиностроения РФ9 Стратегия развития судостроительной промышленности РФ10, Стратегия развития сельскохозяйс ного машиностроения России11, Стратегия развит

¡мобильНРйпромышленндСТи РФ12. И до 2015 г. -, ГоауЦ||авкнная программ^кФ «РазвЧТнК^виаци-шой промышленности|РФ»13|кСтратегия'развития лектронной промышлен мости РфЦ. Государственная эограмма «РазвиТие элгктронной^радиоэлектрон-ной промышле Каждый этап сти, цель, задачи, к

ет свои характерные особенно-ресурсное обеспечение.

развигая энергомашиностроения Российской 010-2020 гг. и на перспективу до 2030 г.: утв. крства промышленности и торговли РФ № 206

>■9 Стратегия развития тяжелого машиностроения на период I г: утв. Приказом Мин-ва промышленности и торговли РФ<№ 1150 от 09.12.2010.

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу: утв. Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ № 354 от 06.09.2007.

11 Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 г.: утв. Приказом Министерства промышленности и торговли РФ № 1810 от 22.12.2011.

12 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Приказом Министерства промышленности и торговли РФ № 319 от 23.04.2010.

13 Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»: утв. распоряжением Правительства РФ № 2509-р от 24.12.2012.

14 Стратегии развития электронной промышленности на период до 2025 г.: Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ № 311 от 07.08.2007.

15 Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности»: утв. распоряжением Правительства РФ № 2396-р от 15.12.2012.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Основной целью первого этапа является формирование материально-технической, организационно-экономической и правовой базы, способствующей массовому освоению технологий четвертого постиндустриального технологического уклада и последовательному распространению наиболее перспективных технологий пятого и шестого технологических укладов, что потребует опережающих темпов роста машиностроительного производства по сравнению с другими видами экономической деятельности в среднем в 2-3 раза.

На этом этапе необходимы широкомасштабное техническое перевооружение, реконструкция и модернизация производства, создание качественно ново научно-производственной базы машиностроительный предприятий, организация выпуска сложного высокопроизводительного оборудования, в том числе многофункциональных мобильных комплексов^ овлеНыие предприятий малого бизнеса в машиностроите сектор страны для развития сервисной сети техниче ского обслуживания, ремонта^атерщпьно-т ского снабжения [12, 13].

В указанный периоддВлжны решаться следующие стратегические задачи:

- организация.прРцессов освоения производству новых видов наукоемкой высокотехнологичной дукции, не имеющей аналогов на мировом рын

- комплексное техническое перевооружение, реконструкция и модернизация производст

существенное расширение сферы сервиса антийному и ремонтному обслуживанию; формирование благоприятных условий для снижения импорГозависимостиА£сий|кой экономики от иностранных производителей машинотехнической продукции и развитие экспортного потенциала. Ожидаемые результаты эффективной реализации граммы импортозамещения

ставлены на рис. 2. орого этапа должно стать широ-ого постиндустриального ада с последовательным рас-

государствен в машиност

Основной це. кое освоение техно, технологического у:

увеличении показателей рентабельности производственной деятельности [13].

Прогноз развития машиностроительного производства по отдельным видам экономической деятельности в соответствии с целевым сценарием в среднесрочном ^долгосрочном периодах представлен в табл. 2.

Темпы обновление обйруЦЩния рассматриваются как доминирующий инновационный фактор прогнозирования внутреннего (жроса в предстоящемшериоде. К освквным ограничителям процессов^во,д1ирвого оборудования былЦвтнесен^1: лимитированны меры финансирования, неудовлетворительное со-яние кадрового потенциала, отсутствие резервов использования производственных мощностей и пр.

Формирование прогн^зных^коэффицрентов обновления оборудования.предлагается рассматривать трехфакторную модель, зависящую от объема инвестируемых средств (1;), совокупности технико-технологических факторов (Т.), заданий по выпуску продукциив рамкаяЬюиз^дственного плана (V):

(I„ F, VI

(1)

пространением наиболее перспективных технологий шестого технологического уклада. За процессами активизации технического перевооружения промышленных предприятий последует существенный рост эффективности производства. Влияние инновационных факторов благоприятно отразится на росте производительности труда и на ресурсосбережении,

зогнозиро^ние ^показателей выбытия оборудована- как двухмерную модель:

Кв = Г (Р, V). (2)

ехнологию формирования прогнозных вариантов можно представить в виде некоторой итерационной последовательности, состоящей из двух этапов. На первом этапе осуществляется выбор величины коэффициента обновления производственного оборудования на основе ретроспективного анализа. Одновременно с этим анализируются показатели использования производственного потенциала.

На втором этапе определяются стоимость нового оборудования и общая величина инвестиционных затрат, включающая в себя предпроизводственные издержки предприятий (монтаж оборудования, пускона-ладочные работы и т. д.). Если величина необходимого объема инвестиций выше возможного объема финансирования, то осуществляется повторение (итерация) процедуры прогнозирования при условии понижения исходного значения коэффициента обновления.

В среднесрочной перспективе наиболее высокие темпы развития стоит ожидать в самых успешных сегментах машиностроительного производства -в нефтегазовом и энергетическом машиностроении.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Механизмы осуществления комплексной государственной программы импортозамещения / Mechanisms of the state import substitution program

Создание системы благоприятных экономических условий и предпосылок развития машиностроения с помощью совершенствования тарифно-таможенного, налогового, антимонопольного регулирования, осуществления институциональных преобразований / Creating the system of favorable economic conditions and prerequisites of machinebuilding development by improving the customs, taxation, antimonopoly regulation, and carrying out the institutional transformations

Совершенствование государственной системы технического регулирования, включающей в себя перспективные технические регламенты, национальные стандарты и нормы, повышающие управляемость и стимулирующие реализацию важнейших стратегических направлений / Improving the state system of technical regulation, including the prospective technical regulations, national standards and norms, to increase the manageability and stimulating the implementation of the essential strategic directions

Обеспечение условий стимулирования и поддержки стратегических инициатив, исходящих от реальнЖо сектора экономики в инновационной, инвестиционной и прочих сферах, имеющих приоритетное народнохозяйственное значение /providing conditions for stimulation and support ofstrategic initiatives e real economy sector in tie spheres

ion, investment and other, which are rity economic significance

гических организации машино*

industrial potential of the e itions on the priority directk

Сосредоточение производственного потенциала предприятий, научно-исследовательских, проекшо-конст^ а также научных центров, учебных заведений на приоритетных направлениях комплексного гашения пробле] scientific-research, project-constructive, technological organizations in machine-building, as well aH^^nh centers of the complex problem solving

Создание конкурентоспособного современного облика отечественного машиностроения на основеЧииЬктивного испИИьзования и инноваци( производственного потенциала, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в' рНпх наиболее полного удовлетворен] государства и частного сектора в современном высокотехнологичном оборудоваЦ^^] / Creating the ^^begjive modern image of the Russia on the basis of the efficient utilization and innovative development of the production potential, improving the legislative and normative basis for the and private needs in the modern high-tech equipment [ 14]

На макроуровне / At macrolevj

- удовлетворение общенациональных потребностей в продукции машиностроения, снижение импортозависимости national demand in the wide range of machine-building production, re dependence [16];

- рост доли машиностроения в приросте B9tf growth of in the GDP growth;

- расширение экспорта высокотехнодцныной и наукоемкой the export of high-tech and science-consuming production;

- интенсивное развитие производственной дЯЦъности в см» машиностроению отраслях / jnensive developmSBBf prol related to machine-buil

- ликвидация техн< technological lagging of the'Rus

- повышениа^РЦкя технолог technological security of the country;

- укрепление обороЯЦъсобности России и т. д. / Strengthening the of Russia, et

ювне / At miC

ioro уровня обновлени^Цивных 'ндов на предприятиях и их^цадержания способном состоянии / providing the appropriate oduction funds at enterprises and their maintenance

¡ациоылрй активности тных прёДНрИИии ликвидация критического научно-[ия отрасли [17] / providing the high innovative

terprises and eliminating the critical scientific-of theipHEor [17]; ie инновационных структур нового поколения, на принципах государственно-частного партнерства

ысоким производственным потенциалом для и т. д. / forming the innovative structures of new generation, e principles of state-private partnership and having high production potential for self-development, etc.

Еоциальйо-экономичеСНЬрфере / In social-economic sphere

ггвращение оттока квалифицированного научно-технического персонала, повышение производительности труда ng the existing and creating the new working places, preventing the outflow of qualified scientific-technical personnel, t enterprises

етной сфере / In budget sphere

сличение доли экспортной выручки / providing the additional inflow of taxes; increasing the share of

|Повышени^ИИвня использования производственного потенциала на инновационной основе / increasing the level of using the production potential on innovative basis

Рис. 2. Основные "результаты реализации комплексной государственной программы импортозамещения

в машиностроении РФ*

* Источник: составлено автором.

Fig. 2. Main results of implementation of the complex state program of import substitution in the Russian machine-building sector*

* Source: compiled by the author.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 2

Прогноз развития машиностроительного производства в РФ по видам выпускаемой продукции:

целевой сценарий (в %)*

Table 2. Estimation of machine-building production development in the Russian Federation by the types of production:

target scenario (%)*

Оборудование / Equipment Базисный период 2015 г. / Basic period of2015 Темпы роста объемов производства продукции / Growth rate of production volume Замещение раакущего внутреннего спроса (импортозамещение) / ^Substitution of the growing internal a^^emand (import substitution)

2017-2021 ^^^2021-2025 ^^ 2^17-2021 202 ^025

Металлургическое / Metallurgy 100 130 26 Ж

Энергетическое / Energy 100 143 A v 33

Химическое и нефтегазовое / Chemical and oil-gas 100 160 ^ 30 S < ж

Подъемно-транспортное / Lifting-transportation 100 115 ^^ 210^ ^ 90

Горнодобывающее / Mining 100 ^3 ^^^ Г9\ Y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Источник: рассчитано автором.

* Source: calculated by the author.

По другим видам машиностроителЬноЙШРОДУкц] большая доля прироста внутраННЦо спросу буде обеспечиваться зарубежным обррудоранием.

В долгосрочной перспективе При реализации целевого сценария ожидается существеншеукрепле-ние конкурентных ^виций отечсктвенных производителей не только накнутреннем! но и на внешне рынке. Интенсивные тСмпы импортозамещения мо наблюдать(C^^а.PынкаXЩi■ъC^но-транспорTНого'' и металлургического оборудования, где в конце^олго-срочноцвериода дяля^мпортируемой техникимжет тать минимальной. Важным^зервом роста производственного п иала машиностроения по праву считается ма льщи^редний бизнес. В настоящее время успешная реализация инновационных условии распределе ками и широкого использ сорсинга [171^™ировой пра" странена ситуация, когда ин осуществлять л и продажей готовы

ится на его участни-ументов аут-

наиболее распро-атор проекта может сборку, заниматься логистикой елий. Основные и вспомогательные производственные операции передаются малому и среднему бизнесу. В отечественной практике преимущественно сохраняется старая система, при которой обрабатываемое изделие проходит все стадии производственного процесса в рамках одного предприятия, т. е. кооперационные связи развиты слабо. Однако с точки зрения рациональной организации производственного процесса учет указанной мировой

енции положительно влияет уа формирование конкурентного облика производителя. Кроме того, важно понимать, что именно предприятия малого и среднего бизнеса по причине их многочисленности формируЮтЧнноваЦионную идеологию общества [6]. Оценивая ситуацию в геополитическом аспекте, 'ждать, что на нынешнем этапе развития щается на мировую арену в статусе лиятельной державы, с которой необходи-читаться и которая способна реализовать самые табные проекты.

Выводы

Комплексная государственная программа импор-тозамещения в машиностроении, безусловно, должна быть скоординирована с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г и с долгосрочным прогнозом развития экономики России до 2030 г., разрабатываемым правительством РФ.

Реализация программы должна обеспечить:

- преодоление технологического отставания российских машиностроительных предприятий от ведущих зарубежных компаний за счет инновационного обновления материально-технической базы отрасли и диверсификации производства;

- активизацию процессов импортозамещения в рамках удовлетворения инвестиционного и потребительского спроса на продукцию отечественного производства;

- рост экспорта машиностроительной продукции;

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

- превращение машиностроительного комплекса в уверенно конкурентоспособную отрасль в условиях новой глобальной конкуренции.

Из изложенного вытекают важные следствия. Во-первых, есть все основания полагать, что в России имеются все необходимые возможности для решения задачи модернизации и инновационного развития производственного потенциала машиностроительного комплекса. Во-вторых, в целях эффективного использования имеющегося производственного потенциала возникает острая необходимость формирования реально действующей эффективной государственной политики, отвечающей современным экономическим реалиям и способной обеспечить системность и поливариантность процесса преобразований.

Список литературы

1. Ершова И. В., Копытов И. В. Государственное регулирование и организационные формы инновационного развития промышленных предприятий // Вопросыуправления 2010. № 11. С. 48-53

2. Карсунцева О. В. Формирование и реа тегии повышения уровня использованЯвоизвс потенциала предприятий машиностроения наук. Самара, 2015. 362 с.

3. Карсунцева О. В. Ппоцессчицроизводствжгроизвод-ственного потенциала промышленного предприятия // Проблемы экономики менеджмента. 2013. № 1 (17). С. 34-40

4. Zhabin AJIfVolkodavova E. V., GBryacheva T. V. Mi level industriel policy: metholologica*basis of system appjoac. to its formation ànd|jmplementation // Asian Social^sCience. 2015

5. Карсунцева О. В. Производственный потенциал риятий машиностроения: оценка, динамика, резервы по

ния. М.: ИНФРА-М, 2014. 214 с ^enables^. J. Trade policy, cumulative causationU and in dustTiaieiviTOpment // Jouma^rDeveUpment Economics. 1996. No. 49. Pp. 179-198

7. Жабин А. П., Грабоз, пользования маркетиицвых и: тационных услуг // Вестник Са института упра

П. РОль и значение ис-ментов в сфере консуль-ого муниципального 9). С. 42-49.

8. Davenport T. H., Beck J.C. The strategy and structure of firms in the attention economy // Ivey business journal. 2002. No. 4. Pp. 48-53.

9. Грабоздин Ю. П. Организация информационного сопровождения в деятельности консультационных компаний // Экономические науки: теоретический\ практический: сб. ст. Междун. науч.-практ. конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. С. 11-14.

10. Татарских Б. Я. Стратегическое развитие промышленных предприятий на инновационной основе // Вектор науки Тольяттинского государ|ценного университета. 2011. № 4. С. З27-3З0.

11. Карсу^Ьева О. ВСОрганизационно-экономйческая модель повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия // Векторшауки Тольяттинского государстваРного университет^ 201^-. № С. 122-126

12. Татарских Б. Я. Стратегические направления повы-шенЯя эффективности машиностроительную комплекса Сессии /вестник Самарского государственного экономического университета.2Д|3'№ 10 (ТИц. С. 89-94.

®Л3. Секерин В. ДГДудин М. Н., ЛяЦиков Н. В. Генезис инновационных поводов к стратегическому развитию социально-экономических систем промышленного сектора // Известия^осковскоТ| государственного технического уни-верситета«АМИ2017т1''51№ 4 (22). С. 22-27.

14. Карсунцева О. В. Выявление и использование ре-ов повышения производственного потенциала пред-гия // ИнГеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 4. -70.

Г5^В1Жевникова С. А. Развитие инновационно-инве-ной деятельности в топливно-энергетическом ком-плеЛе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2008. 22 с.

16. Карсунцева О. В. Влияние инновационного потенциала на конкурентоспособность промышленного предприятия // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 1. С. 113-117.

17. Тойшева О. А., Александрова О. Б. Определение ключевых направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 936-938.

В редакцию материал поступил 21.01.16

© Карсунцева О. В., 2Ш6|^первые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Информация об авторе Карсунцева Ольга Владимировна, доктор экономических наук, доцент, Самарский государс университет

Адрес: 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244, тел.: +7 (8464) 98-60-38 E-mail: olja989@bk.ru

ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-8633-4375 Researcher ID: K-3782-2014 (http://www.researcherid.com)

O. V. KARSUNTSEVA

1 Samara State Technical Universi,

венный технический

RUSSIAN MACHINE-BUILDING: COURSE TO

STITUTION

d develop:

mined the nd theoretical

Objective: to identify specific priority areas to improve the effici building enterprises in the framework of the program of import substit Methods: the interdisciplinary character of the problem of increa: use of methodological tools, including general method^Rna railfciques (analysis, synthesis, induction, deduction, formalization, modelBaiisypthi

Results: basing on the conducted analysis of the author found that in the Russian economy^H^kare necessary conditions and opportunities to to ensure the pace of rapid development ofthe domestic machine-binding enterprises. It is prov should be effective (complex) state prog^m of imporj||ubstimtion, complying with|the modern the complexity of the transformati

Scientific novelty: the system oftarget priorities waBRefined, as well as the target! tion in the machine-buildinglndustry forme peri^dnpTo 2025, complying with the m complexity of the transformation process in the framework of public-private partnership at transiting the domestic machine-building complex to the path of intensive developme national securi

Practical|!ignifilance: the deVflBpiOsystem of practicab|llíQmmeni|t(QnsПHI^|Rled by public authorities in the development of programs of innovative^evelopment of engineering complex in the|Russian Federati

is: Economy andnational economy management; Machine-building; State program; Import substitution; Goal-oriented methods: Pjgram period^echnologies; Public-private partneishJp; InvesHs^ts.

References

f the production po industry.

Ton potential of machïïe-luilding has p] empffical (observation, dgsofcption^e&surement ystem approach, probabi^Hjc metho>

productive capacity of the Russian machine-building complex,

of complex modernization and foundation for these goals' realization tions and able to ensure the integrity and

plex governmental program of import substituons and able to ensure the integrity and the or the implementation of the strategic maneuver, aimed ccording to the needs of the growing economy and

noe regulird^anie i organizatsionnye formy innovatsionnogo razvitiya promyshlennykh predpri-: development of industrial potential of an industrial enterprises), Voprosy upravleniya,

V., Kopytov, I. V. Gps*darst| yatii (State regulation an dorganizational f 2010, No. 11, pp. 48-53 (in ]

2. Karsuntseva, O. V. Formmvanf£ i realizitsiya strategii povysheniya urovnya ispol'zovaniyaproizvodstvennogo potentsialapredpriyatii mashinostroeniya: dis^^d-TP ekonTnauk (Forming and implementation of strategy of increasing the level of production potential of machinebuilding enterprisegfdoctorajlEconomics) thesis), Samara, 2015, 362 p. (in Russ.).

3. Karsuntseva, O. V. Protsess vosprojzvodstva proizvodstvennogo potentsiala promyshlennogo predpriyatiya (Process of reproduction of production potential of an industnal^HIrprise), Problemy ekonomiki i menedzhmenta, 2013, No. 1 (17), pp. 34-40 (in Russ.).

4. Zhabin, A. P., Volkodavova, E. V., Goryacheva, T. V. Multilevel industrial policy: methodological basis of system approach to its formation and implementation, Asian SÊfial Science, 2015, No. 7, pp. 176-182.

5. Karsuntseva, O. V. Proizvodstvennyipotentsialpredpriyatii mashinostroeniya: otsenka, dinamika, rezervypovysheniya (Production potential of machine-building enterprises: estimation, dynamics, reserves of increasing), Moscow: INFRA-M, 2014, 214 p. (in Russ.).

6. Venables, A. J. Trade policy, cumulative causation, and industrial development, Journal ofDevelopmentEconomics, 1996, No. 49, pp. 179-198.

7. Zhabin, A. P., Grabozdin, Yu. P. Rol' i znachenie ispol'zovaniya marketingovykh instrumentov v sfere konsul'tatsionnykh uslug (Role and significance of using the marketing tools in the sphere of consultation services), Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya, 2014, No. 2 (29), pp. 42-49 (in Russ.).

8. Davenport, T. H., Beck, J. C. The strategy and structure of firms in the attention economy, Ivey business journal, 2002, No. 4, pp. 48-53.

9. Grabozdin, Yu. P. Organizatsiya informatsionnogo soprovozhdeniya v deyatel'nosti konsul'tatsionnykh kompanii (Organization of informative support in the activity of consultation companies), Ekonomicheskie nauki: teoreticheskii iprakticheskii: sb. st. Mezhdun. nauch.-prakt.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

konferentsii, Ufa: OOO "Aeterna", 2014, pp. 11-14 (in Russ.).

10. Tatarskikh, B. Ya. Strategicheskoe razvitie promyshlennykh predpriyatii na innovatsionnoi osnove (Strategic development of industrial enterprises on innovative basis), Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, No. 4, pp. 327-330 (in Russ.).

11. Karsuntseva, O. V. Organizatsionno-ekonomicheskaya model' povysheniya effektivnosti proizvodstvenno-khozyaistvennoi deyatel'nosti predpriyatiya (Organization-economic model of increasing the efficiency of the production-economic activity of an enterprise), Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 1 (27), pp. 122-126 (in Russ.).

12. Tatarskikh, B. Ya. Strategicheskie napravleniya povysheniya effektivnosti mashinostroitel'nogo kompleksa Ros^ (Strategic directions of increasing the efficiency of the Russian machine-building complex), Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2013, No. 10 (111), pp. 89-94 (in Russ.).

13. Sekerin, V. D., Dudin, M. N., Lyasnikov, N. V. Genezis innovatsionnykh podkhodov k strategicheskomu razvitiyu sotsiaflko-ekonomicheskikh sistem promyshlennogo sektora (Genesis of innovative approaches to strategic development of socd-economic systems of industrial sector), IzvestiyaMoskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universitetaMAMI, 2014, vol. 5, No. 4 (23^^pfc2^-27 (in Russ.).

14. Karsuntseva, O. V. Vyyavlenie i ispol'zovanie rezervov povysheniya proizvodstvennogo potentsiala predpriyatiya (Revealing and using the reserves of increasing the production potential of an enterprise), Intellekt. Innovatsii^Évestitsii, 20]B^No. 4, pn|ro5-70 (in Russ.).

145 Kozhevnikova, S. A. Razvitie innovatsionno-investitsionnoi deyatel'nosti v tdpliviognergetichmkom komplekse: dis. kand. A (Development of innovative-investment activity in fuel-energy complex: PhD (Economics) thesis), Samar^^008, 22 p. (in Russ.)

16. Karsuntseva, O. V. Vliyanie innovatsionnogo potentsiala na konkurentpsposob>nos£jpromyshennQgo predpriyatiya (Impact of H potential on competitiveness of an industrial enterprise), RISK: resursy, informatsiya, snabzihenie, konkurentsiya, 2009, No.

17. Toisheva, O. A., Aleksandrova, O. B. Opredelenie klyuchevykh napravlenii gosudarstvennoi podderzhki malogo i sr^ v Rossii (Defining the key directions of state support of small and mi^||^gntrepreneursni^|j^^ussia), Ekonomika No. 3 (56), pp. 936-938 (in Russ.).

© Karsuntseva O. V., 2016. Originally published tar Educational Centre "Taglimat". This is an open-al (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0J), which peri work, first published in Actual Problems^f Economics and publication on http://apel.ieml.ru, as well a\ this

Olga V. Karsuntsi

Address: 244 E-mail: ( ORCID: Researches

01.16

apel.ieml.ru), 16.02^016; Licensee Ta-the Creative Commons Attribution License duction in any medium, provided the original ographic information, a link to the original

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.